Для чего создается комиссия
Создание и функционал комиссии по поступлению и выбытию активов
Некоторые юридические лица создают специальную комиссию для приемки и списания основных средств.
Цели создания комиссии
В бухгалтерском учете нет законодательных актов, которые бы регламентировали порядок создания таких комиссий. Единственный документ, на который могут опираться организации, это Методические указания Министерства финансов. Комиссия создается для оформления поступления или выбытия объектов основных средств.
Состав комиссии и функционал
Членами комиссии являются бухгалтер предприятия и те сотрудники, кто отвечает за обеспечение сохранности ОС.
Основной функционал комиссии следующий:
Важно! Согласно законодательству, организация вправе создать комиссию не только при выбытии ОС, но и при выбытии любых других активов (МПЗ, финансовые вложения и проч.). Комиссия может быть создана на каждую группу активов отдельно, а может быть одна, которая будет использоваться для разных целей.
Для чего еще можно создавать комиссию
Кроме проведения процедуры списания основных средств, комиссию можно создать и для других целей, в частности, для того, чтобы проанализировать насколько эффективно используются другие активы на предприятии.
Например, расчет уровня производительности актива. Такое исследование может провести комиссия, созданная для рассмотрения вопроса о необходимости продажи активов. Или можно создать комиссию для целей приобретения активов и надлежащего оформления покупки.
Даже расчет срока, в течение которого объект может эксплуатироваться в организации, может произвести специально собранная для этого комиссия. Направлений функционала может быть очень и очень много. Под любую цель в рамках использования активов компании, можно создать комиссию.
Особенно это актуально, когда организация не знает кто должен принять то или иное решение – например, автомобиль уже не может эксплуатироваться — что с ним делать, кто должен это решить, как это оформить. В этом случае собираем комиссию и оформляем все решения актами. При проверках организация точно не получит нареканий со стороны надзорных органов.
На какой период создается комиссия
Этот вопрос организация вправе решить самостоятельно. Комиссия может действовать на постоянной основе, а может создаваться для разовых ситуаций, под конкретный запрос.
Оставлять на «постоянку» имеет смысл, если есть чем ее нагрузить. Но в случае, если ситуации, когда требуется участие комиссии, редки, то логичнее создавать ее на временной основе под решение конкретного вопроса.
Порядок создания комиссии и особенности ее работы определяются не только требованиями законодательства, но и спецификой каждой конкретной организации, характером и масштабом ее деятельности. Работа комиссий в организации может вестись на основании разрабатываемых положений, в которых предусматриваются вопросы полномочий и ответственности членов комиссий.
Отражение в учетной политике
Как правило, наличие комиссии и ее функционал прописывается в учетной политике предприятия. Для этого достаточно создать приложение к учетной политике. Что необходимо отразить в нем:
В учетной политике сразу можно отразить с какой периодичностью комиссия будет собираться – например, можно указать, что собрания проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода (может быть указан абсолютно любой период на усмотрение руководителя).
Важный момент, который также необходимо осветить, это количество присутствующих членов комиссии на собрании, при котором оно считается состоявшимся и при котором комиссия вообще правомочна принять решение (чаще всего, это две трети от общего числа участников).
Если есть такая необходимость, то на собрание могут быть приглашены эксперты, специалисты в конкретных областях. Их включают в состав на добровольной основе. Тот сотрудник, который является материально-ответственным лицом по объекту, который на повестке дня на выбытие, не может быть привлечен как эксперт.
Создание комиссии по трудовым спорам
В Трудовом кодексе четко сказано, для чего создаются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения индивидуальных споров (ст. 382 ТК РФ). Чтобы решения КТС имели юридическую силу, необходимо правильно оформить ее создание. Для этого издается специальный приказ по форме, разработанной и утвержденной в организации. Создание комиссии не является обязательным. Работник вправе обратиться непосредственно в суд за разрешением разногласий, не прибегая к посредничеству.
Чтобы разобраться, что такое КТС в трудовом праве, необходимо понять ее полномочия и функции.
Для чего нужна
На практике часто возникают спорные ситуации, когда работники и работодатели по-разному трактуют нормы права и порядок их применения. Достаточно часто такие разногласия перетекают в конфликт. Создание КТС позволяет их разрешить внутри предприятия, без привлечения третьих лиц. Исключения составляют случаи, когда разрешение разногласий допускается по закону только в судебном порядке по ст. 391 ТК РФ: например, о восстановлении, о переводе, об отказе в приеме на работу и т. д. Это и есть ответ на вопрос, для чего образовываются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения конфликтов коллектива трудящихся или его членов и администрации организации. По сути это орган на предприятии, к помощи которого работник прибегает, если считает, что его права нарушены.
Сроки обращения
Сроки указаны в ст. 386 ТК РФ. Единый срок обращения в комиссию по трудовым спорам — 3 месяца. Этот период отсчитывается от определенной даты — момента, когда сотрудник узнал о нарушении своего права. При пропуске этого срока по уважительным причинам он продлевается, восстанавливается. Срок работы самой КТС законодательно не установлен, таким образом, она, будучи организована, действует на постоянной основе.
Кто создает КТС
По ст. 384 ТК РФ, комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе как работодателей, так и работников. Но создание органа все равно оформляется приказом администрации по предприятию.
Этапы создания
Шаг 1. Инициатива
Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ. Для начала процедур необходимо письменное предложение, на основании которого создается приказ. Со стороны работодателя КТС может быть образована на основании служебной записки, например.
Шаг 2. Определение состава
Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ). Конкретный состав определяется решением работодателя и профсоюзной организации. В приказе о создании необходимо обязательно указать состав комиссии по трудовым спорам поименно.
Шаг 3. Издание приказа
Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:
Общество с ограниченной ответственностью «Статус»
(ООО «Статус»)
640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7
о создании комиссии по трудовым спорам
г. Курган | «15» января 2020 года |
В связи с поступлением от представительного органа работников (профкома) ООО «Статус» письменного предложения от 10 января 2020 года о создании КТС, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ
1. Создать КТС ООО «Статус» в количестве шести человек. Направить от лица работодателя в КТС:
2. Остальной состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.
3. Предоставить помещение актового зала для проведения заседаний. Предоставлять комиссии всю необходимую информацию в течение одного рабочего дня.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор ООО «Статус» Климов А.А. (подпись)
С приказом ознакомлены (подписи членов КТС)
Порядок рассмотрения
В ТК РФ отдельно не урегулирована компетенция комиссии по трудовым спорам (в общих чертах указана в ст. 385 ТК РФ). Но так как она рассматривает индивидуальные споры, то полномочна выносить решения по следующим вопросам:
КТС не принимает решения по вопросам, по которым установлен иной порядок рассмотрения (судебный — по ст. 391 ТК РФ).
Разногласия рассматриваются в короткие сроки: в течение 10 дней, в присутствии работника (ст. 387 ТК РФ). КТС вправе вызывать свидетелей, экспертов и т. д. Она правомочна, ее решения имеют законную силу, если присутствуют не менее половины состава (ст. 387 ТК РФ).
Вынесение решения комиссией
Принимается тайно простым большинством присутствующих, по ст. 388 ТК РФ. Подготовленное по итогам рассмотрения вопросов решение комиссии по трудовым спорам должно содержать:
Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии
И работодатель, и сотрудники обязаны следовать положениям Трудового кодекса. Однако очень часто положения закона нарушаются. При наличии мелких претензий в суд обращаться нет смысла. Это довольно неэффективное решение. Имеет смысл решать вопрос прямо на месте. Для этого формируются комиссии по трудовым спорам.
Что собой представляет комиссия по трудовым спорам
Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.
Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.
Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.
Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.
Задачи и преимущества комиссии
Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:
Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:
Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.
Компетенции представителей комиссии
Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:
Комиссия не имеет полномочий для решений вопросов, связанных с этими аспектами:
К СВЕДЕНИЮ! Во всех этих случаях нужно идти в суд. Только он имеет право принимать юридически действительные решения. Компетенции комиссии оговорены в статье 385 ТК РФ. В частности, это исключительно индивидуальные трудовые споры.
Порядок формирования комиссии по трудовым спорам
Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями. В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено.
Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии. В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ).
ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников.
Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии. Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.
Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.
После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры. Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ.
В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться. К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.
Особенности деятельности комиссии
Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:
Все требования должны быть исполнены в трехдневный срок. Исчисляться он будет после 10 суток после принятия решения. 10 дней – это время для обжалования решения. Если требования не были исполнены, сотрудник может обратиться к судебным приставам. На основании удостоверений, выданных комиссией, инициируется исполнительное производство.
Состав инвентаризационной комиссии: кто туда входит — задачи, виды, требования и порядок ее оформления при инвентаризации
В бухгалтерском учете нет сослагательного наклонения, поэтому важно точно знать все его особенности и требования законодательства. Например, кто входит в состав рабочей инвентаризационной комиссии на предприятии по закону, какие виды есть, включаются ли туда материально ответственные лица или нет, нужно ли в приказе писать о создании постоянно действующей или временной группы проверяющих. Все это актуальные вопросы, необходимые для ведения прозрачного бухучета и контроля целевого использования активов компании.
Состав группы рабочих для инвентаризации
На каждом предприятии руководитель волен самостоятельно выбирать людей, которые будут принимать участие в процессе. Это могут быть не только занимающие административные должности люди, непосредственно относящиеся к сфере учета и аудита, но и любые технические специалисты: инженеры, техники, слесари, уборщики, дворники и другие.
Критерием отбора может стать компетентность того или иного работника в определенной сфере и необходимость создания отдельных групп для проверки различной собственности организации:
Из вышеизложенного становится понятно, что посчитать количество столов, техники и калькуляторов в административном здании могут даже неквалифицированные кадры. А чтобы провести профессиональный учет финансовых вложений, нужны квалифицированные работники, компетентные в данной области.
Законодательные требования к составу инвентаризационной комиссии (кроме минимального участия 2 человек без МОЛ) и ее количеству отсутствуют. Поэтому каждый руководитель самостоятельно определяет, сколько людей будет принимать участие в процессе. Это зависит от объемов работы, а также численности штата. Нет смысла на небольшом производстве задействовать весь персонал, достаточно будет 2-3 рабочих. Для крупных фирм целесообразно увеличивать это число.
Начинать формирование лучше с утверждения председателя. Обычно им выступает главный бухгалтер, заместитель руководителя, аудитор или другой административный персонал, сведущий в экономической части работы.
Далее по необходимости проводится разделение групп на участки, для каждого выбирается 2-3 человека из штата, которые будут организовывать проверку. Если сотрудников числится немного, то отрывать их от производственного процесса нет необходимости, а состав комиссии можно уменьшить.
Стоит помнить, что в соответствии с п. 2.3 Методических указаний утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49, если один из членов не явился в указанное время, отказался самостоятельно нести бремя ответственности, то результаты могут быть оспорены в суде, а сама инвентаризация не считается легитимной.
Входят ли материально ответственные лица
Также при формировании комиссионного состава нужно учитывать заинтересованность отдельных служащих. Матответственные сотрудники заинтересованы в том, чтобы в результате не было выявлено серьезных нарушений или недостач. Поэтому их нельзя включать в список, но они обязательно должны присутствовать в ходе процесса и наблюдать за тем, чтобы штат ответственно относился к своим обязанностям, не пропуская важных мелочей и деталей. Это регламентируется п. 2.3, 2.8 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49. Если такие работники будут входить в комиссию, ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.
Как создать закупочную комиссию по Закону № 44‑ФЗ
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
Деятельность комиссии по осуществлению закупок регулируется ст. 39 Закона № 44-ФЗ.
Главная задача комиссии — обеспечить соблюдение требований законодательства при осуществлении заказчиком процедуры определения поставщика и выбора победителя в целях закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Комиссия обязана отказать участникам, заявки которых не соответствуют требованиям закона и требованиям заказчика, а также тем, кто не предоставил обеспечение своих заявок.
Как создать комиссию?
Комиссия должна быть создана до начала проведения торгов. Заказчик формирует комиссию по своему усмотрению — для каждой торговой процедуры отдельно или единую комиссию для всех своих закупок. Могут быть одновременно сформированы сразу несколько структур — аукционная, конкурсная и котировочная комиссии. Статья 39 Закона № 44-ФЗ разрешает и создание универсального коллегиального органа для различных способов закупок.
Пошагово создание комиссии выглядит следующим образом:
Сколько человек нужно включить в состав комиссии? В ст. 39 Закона № 44-ФЗ указано, что:
Кто должен входить в состав комиссии?
Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию. Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере. Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.
Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки.
Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика.
Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:
Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии.
В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.
Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию. Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.
Права и обязанности членов комиссии:
Председатель и секретарь закупочной комиссии
Регламент работы комиссии
Как следует из ч. 8 ст. 39 Закона №44-ФЗ, комиссия может работать при одновременном выполнении следующих условий:
Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола.
Ответственность, возлагаемая на членов комиссии
Все члены закупочной комиссии несут персональную ответственность за нарушения в сфере контрактной системы (ст.ст. 39, 107 Закона № 44-ФЗ). При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств, на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание.
Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС.