Для чего согласие родителей на психологическое сопровождение ребенка в школе
Согласие на психолога в школе
Сын принёс в школу макет картонного пистолета. Школьный учитель отобрал игрушку у сына и отправил его к психологу. Психолог задавал вопросы об отношении к школе, с кем и где он проживает, в какие игры играет и т. д. Позвонить мне, как законному представителю сыну не разрешили. Классного руководителя так же не поставили в известность. Согласие на беседу с ребенком психологу я не давала. Сын очень переживает из-за этой ситуации. Ему 12 лет. За 6 лет обучения в этой школе никаких замечаний не получал. Законны ли действия психолога и учителей? Игрушку ребенку так и не отдали.
У меня вопрос! Если семья в разводе, дети сначала проживали с матерью, а потом с отцом, оба не лишены родительских прав. На этапе проживания с матерью, ею был дан письменный отказ от работы психолога в школе, сейчас дано согласие на работу психолога! Что делать психологу, ситуация конфликтная! Как не нарушить в этом случае закон?
В школе ежегодно родители подписывают согласие на привлечение ребенка к общественно-полезному труду, размещение фото ребенка на сайте школы, на работу психолога с ребенком. Нужно ли, чтобы данное согласие подписывал ребенок? Если да, то с какого возраста?
Сыну 17 лет. Он учится в 11 классе. В школе их бесконечно тестируют психологи, не анонимно, на предрасположенность к суициду. Может ли администрация школы проводить подобные тесты без согласия родителей?
Написала жалобу на школу в Департамент образования:
«Написала запрос на предоставление характеристики на моего ребенка в школу №N для предъявления по месту требования. Школа отказывает предоставлять характеристику по запросу законного представителя, мотивируя это тем, что для получения характеристики я должна только предоставить официальный запрос отдельных организаций.
При этом школа категорически настаивает то на освидетельствовании психиатра, то невролога, то психолога и т.д. на предмет плохого поведения ребенка в школе.
Согласно ФЗ 323 разглашения сведений об обращении ребенка к неврологу и психиатру (врачебная тайна) возможно только при добровольном согласии законного представителя. Такое согласие я, как законный представитель, не согласна дать.
Ответ получаю отписку о перенаправлении обращения в школу №N.
Подскажите, насколько правомерен отказ школы в выдаче характеристики и насколько правомерен ответ Департамента. Куда можно пожаловаться? Обращение содержит признаки жалобы на действия школы и согласно 59 ФЗ пересылка в организацию на которую поступила жалоба недопустима.
Хочу описать ситуацию. В общеобразовательной школе администрация организовала работу психолога, приглашенного со стороны, с детьми. Родителям обещали раздать бланки согласий, но не дали. А между тем психолог начал в коллективе работать и делать тесты. Уже есть результаты психолога. О чём родители узнали после произошедшего. Никто не представлял психолога ни детям, ни родителям с официальной точки зрения: аттестация, право работы с детьми и. д. На анализах по результатам тестирования нет информации ни о целях, ни о том какого рода специалист проводил работу. Словом, администрация школы и не считает нужным давать такую информацию родителям и детям. Скажите, надо ли опасаться родителям таких действий администрации? И какую ответственность может понести директор, если её действия не правомочны. Как родителям себя вести.
Мною приемным родителем было подписано согласие на медико-педагогическую комиссию. Психолог школы опрашивала ребенка одна без меня. Юрист школы приемных родителей объясняла, что все опросы и тестирования в присутствии родителей. Значит психолог школы нарушила права ребенка?
Родительница написала заявление, в котором просит директора школы направить на психолого-медико-педагогическую комиссию ученика класса, который мешает детям в классе. Настаивает о том, что школа обязана направить без согласия родителей. Права ли она?
Моего ребёнка в школе потестировал психолог на предмет взаимоотношений в семье без моего согласия. Считается ли это вторжение в личную жизнь.
Может ли приходящий психолог в школу, вызывать на беседу детей без согласия и уведомления родителей, решать их конфликтную ситуацию, Спасибо.
Ответьте пожалуйста на вопрос. У нас недавно прошла реорганизация Образовать. Учреждения. Две школы и два сада объединились. В одном саду две ставки психолога. Педагоги –психологи в марте ушли в декретный отпуск. В другом саду я работаю 8 лет на ставку. Администрация школы указала работать на два сада. Вопрос: должна ли я получать доплату за увеличение объёма и дать письменное согласие, а также приказ о совмещение должности. На данный момент доплаты не получаю, приказа нет. Скажите пожалуйста мои права и что в такой ситуации делать. С уважением Любовь.
Мои две дочери учатся в 1 классе. Администрация школы требует, чтобы дочки после уроков посещали кружки при школе, с чем я категорически не согласна, т.к. мои дочки посещают дополнительно художественную школу и лишняя нагрузка по моему мнению им нужна. Законно ли требование администрации и куда обратится, чтобы оспорить это требование? И еще: 19 сентября дочери пришли из школы и сообщили, что вместо математики с классом работал психолог из службы доверия, о чем родители поставлены в известность не были. Вопрос: может ли какой-либо психолог работать с детьми без согласия родителей и имеет ли право администрация школы заменять уроки, входящие в утвержденный учебный план на какие-либо занятия не входящие в него, без уведомления родителей? Куда жаловаться?
Пишет Вам бабушка ученика пятого класса. Скажите, пожалуйста, как нам защитить ребенка и защититься самим от провокаций и нападок психолога и кл. руков-ля школы. Одну школу мы уже сменили (из-за нервного срыва, который спровоцировали директор школы и кл рук.). Ребенка 10-ти лет поставили на учет к невропатологу и кардиологу. Когда директор узнала, что нарушилось здоровье ребенка, начала писать жалобы в милицию. Милиция приехала в школу, провели собрание с родителями и учителями и сделала выводы, что дело грубо состряпано. Ребенок был круглым отличником, лидером, активистом. Нам посоветовали сменить школу, что мы и сделали. Но мы не знали, что прежде, наша бывшая директор работала в этой школе. Когда ребенок пошел в новую школу, он воспрял духом, обрадовался, что наконец-то будет получать заслуженные оценки. Но не тут-то было. Из-за диагноза с мальчиком стала работать психолог. Она расположила ребенка к себе и начала давать рекомендации кл.руководителю, из-за которых взаимопонимания между кл.рук-Лем и ребенком не получилось, а только усугубилось. Кл. рук-Телль давала задание девочкам-подлизам следить за мальчиком, придумывать истории и жаловаться на него. Вскоре психолог открыто начала унижать ребенка, обзывать его. После чего ребенок начал мстить. Все тот же сценарий. Начали вызывать маму в школу. И хлопая в ладоши стали говорить, что ребенок неадекватный. У ребенка напрочь отпало желание учиться. Админ. Школы стала требовать домашнего обучения. Мы уже и сами согласны были забрать мальчика, лишь бы только уйти из этой школы, но Донецкая комиссия не дала согласия, т.к. ребенок адекватный и очень умный и сообразиТелльный. После очередного звонка кл.дамы, где прозвучало, что ребенок ненормальный, мама спросила фамилию психолога. Ответ последовал после настаивания мамы. И вот тут опять все началось. Последовало заявление в милицию. Два дня назад приходил милиционер, пригласил на беседу. А сегодня позвонила кл.дама маме и сообщила, что мама обязана быть 27.05.после занятий в школе в исполкоме в комнате По делам детей. На вопрос мамы: О чем будет идти речь?-последовал ответ: Обо всем: по заявлениям детей, учителей, психолога. Что же на делать, уезжать из города? Посоветуйте, пожалуйста, что нам следует делать в этой ситуации? Как мы можем отстоять права ребенка и права мамы? Помогите нам, пожалуйста!
Я работаю в школе психологом. Есть стандартные диагностики (например на адаптацию детей и т.д) они групповые. Родители утверждают, что я не имею права диагностировать их детей без их письменного согласия. Законом утверждено наличие психолога в школе и в уставе прописано. Как быть чтобы взбежать пересудов? На что я имею право?
С моим ребенком в 4 классе провели психологическое тестирование, организатором которого была организация не имеющая отношение к школе. При обращении в прокуратуру мне дали ответ, что я дала свое согласие на работу психолога с ребенком еще в первом классе и теперь никаких недовольств высказывать не могу. Как мне забрать это согласие и написать полный запрет на вмешательства кроме учебного процесса. На какие нормы закона ссылаться?
ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ НА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА В МАОУ СОШ №23
Очень часто родители задают вопросы психологу, классному руководителю, администрации школы, друг другу о том, зачем нужно согласие? Что оно дает? Не наврежу ли я своему ребенку, подписав его? и т.д.
Я решила в данной статье по возможности ответить на все вопросы, возникающие у родителей с подписанием данного бланка. Начнем с законодательства.
МАОУ СОШ № 23 г. Екатеринбурга в соответствии с п.12 ст.8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. реализует полномочия в организации предоставления психолого – педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своём развитии и социальной адаптации.
В соответствии с п. 2 ст.42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. такую помощь специалисты МАОУ СОШ № 23 осуществляют по следующим направлениям деятельности: просвещение, профилактика, диагностика, консультирование, развитие и коррекция.
В соответствии п. 3 ст.42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».
Педагог–психолог образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области зашиты прав детей, федеральными законами, указами и распоряжениями, решениями соответствующих органов управления образования.
а) выявления психологических особенностей обучающихся с целью наиболее полного раскрытия их внутреннего потенциала, формирования нужных психологических качеств для повышения их социализации и адаптации, либо исправления особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели;
б) выявления детей группы риска (в частности, недостаточно готовых к обучению в школе, неуспевающих, с низким уровнем школьной адаптации, склонных к девиантному поведению и др.)
в) определения специфических трудностей в образовательном процессе по запросу администрации школы.
Психологическое обследование как как более углубленное изучение психологической проблемы, или как углубленное изучение личности и особенностей развития ребёнка включает в себя:
а) определение психического состояния ребёнка, выявляя особенности его познавательной деятельности, мотивационно – волевой сферы, эмоциональных проявлений (тревожность, агрессивность и т.п.);
б) определение уровня интеллектуального развития в соотношении с возрастной нормой;
в) выявление симптомов тех или иных нарушений в психическом развитии (психического недоразвития, искажённого, дисгармоничного развития, неврозов);
г) определение динамики улучшений в психической деятельности в связи с проводимой психокоррекцией.
а) получить рекомендации по общению с ребёнком, его воспитанию в семье;
б) наметить меры по преодолению поведенческих проблем;
в) получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего провести летние каникулы; отдавать ли ребёнка в летний лагерь; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребёнку лучше жить и т.п.);
г) выяснить прогноз дальнейшего развития ребёнка;
д) определить уровень развития ребёнка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;
е) научиться лучше понимать своего ребёнка.
В случае отказа от психологического обследования ребенка бланк может быть отозван вами в любое время на основании письменного заявления о согласии на предоставление такой помощи.
О таких ситуациях Вы будете информированы.
Уважаемые родители!
Если Вы хотите, чтобы Вам и Вашему ребенку в течение всего учебного года оказывалась психологическая поддержка, помощь, направленная на развитие природных способностей и психологическое сопровождение в процессе развития, помощь в адаптации, необходимо письменно выразить свое согласие.
Согласно существующим законодательным нормам и этическим принципам педагог-психолог:
Не разглашает информацию, полученную в результате диагностики или на консультации;
Использует полученную информацию исключительно в интересах позитивного развития ребенка.
Если Вы даете или не даете согласие на работу психолога на указанных выше условиях, заполните, пожалуйста, соглашения, которые будут вам вручены классными руководителями.
Для чего согласие родителей на психологическое сопровождение ребенка в школе
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 16 июня 2014 г. № 658
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
НУЖНО ЛИ СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ С РЕБЁНКОМ?
Многие родители беспокоятся относительно результатов тестирования, нередко не соглашаясь с ними и не учитывая рекомендации специалистов. Основные опасения родителей связаны с тем, что они недостаточно информированы о работе школьных служб, работе психолога при проведении диагностики, отсутствует представление о том, как проходит диагностика ребенка. Бывает и так, что не очень удачный опыт общения со специалистом вызвал нежелание обращаться к психологам вообще. Особенно родители переживают, если ребенку предлагают посещение коррекционных занятий.
Обратимся к основному закону в сфере образования, который закрепляет необходимость получения от родителей согласия на осуществление деятельности психолога.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) закрепляет за образовательными организациями право на:
Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Таким образом, школа должна предложить родителям, дети которых учатся неудовлетворительно, нарушают правила поведения в школе, проявляют признаки агрессии, девиантного поведения, имеют психофизиологические особенности, являются детьми с ОВЗ, помощь школьного психолога. Такая помощь может включать в себя и тестирование, и коррекционно-развивающие занятия, и беседу и т. д.
Закон определяет, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Не следует путать проведение диагностики школьным психологом и диагностики, которая проводится в рамках ФГОС. Например, тестирование метапредментных навыков, или итоговое тестирование знаний по различным предметам. Тестирование знаний проводится со всеми детьми без исключения.
Психологическое тестирование и оказание психологической помощи обязательно должно осуществляться с согласия родителей обучающихся.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей/законных представителей (п.3 ст.42 Закона). Чаще всего в школах раздают бланки, где родители ставят свою подпись и соглашаются/или не соглашаются на работу школьного психолога с их ребенком. Бланк согласия обычно содержит информацию о психологе, который проводит работу с детьми, видах деятельности, которые сопровождают образовательный процесс.
Если у ребенка возникли трудности в обучении или поведении, а у него нет согласия родителей на оказание ему помощи со стороны психолога, то родители могут обратиться за помощью в психологический центр. Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований для учащихся (психологических, психолого-педагогических), давать согласие на проведение таких обследований или отказаться от их проведения и участия в них ребенка (ст. 44 Закона). Родители имеют право обратиться с запросом к психологу и получить данные обследования. Также родители имеют право присутствовать при обследовании детей ПМПК, присутствовать при обсуждении результатов обследования, высказать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Нередко родители хотят присутствовать и при проведении диагностики школьным психологом — это не запрещено.
Если психолог провел диагностику или коррекционно-развивающую работу без согласия родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.
Родители и специалисты должны помнить, что работа школьного психолога должна соответствовать множеству нормативных положений о работе практического психолога в сфере образований. Например, был разработан профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования (Приказ Министерства труда и социального развития № 514-н 24.07.2015 об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»).
На основании данного стандарта следующая категория обучающихся имеет право на получение психологической помощи в образовательном учреждении:
Организацию социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Еще одним видом тестирования, которое может проводиться в школе, является тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»).
Данное тестирование также проводится на основании информированного согласия родителей обучающихся в возрасте до 15 лет. Если обучающемуся уже есть 15 лет, то он самостоятельно и добровольно решает будет он проходит такое тестирование или нет.
Диагностика должна обеспечивать соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.
Какое бы тестирование обучающегося не проходило в школе, необходимо помнить, что оно должно проводиться в интересах обучающегося и способствовать созданию оптимальных условий развития ребенка. Необходимым условием успешной работы всех школьных служб является контакт с родителями обучающегося и их доверие к проводимой в школе работе.
Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении
(согласна) на психолого- педагогическое сопровождение моего ребенка
_____________________________________________________________________
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:
— психологическую диагностику;
— участие ребенка в развивающих занятиях;
— консультирование родителей (по желанию)
— при необходимости — посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;
— предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов);
— не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях: Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими. Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами. О таких ситуациях Вы будете информированы |
Родители (опекуны) имеют право:
« _______» _______________20_____г. ____________________(подпись)
Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении
(согласна) на психолого- педагогическое сопровождение моего ребенка
_____________________________________________________________________
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:
— психологическую диагностику;
— участие ребенка в развивающих занятиях;
— консультирование родителей (по желанию)
— при необходимости — посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;
— предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов);
— не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях: Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими. Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами. О таких ситуациях Вы будете информированы |
Родители (опекуны) имеют право:
« _____» _______________20_________г. ______________________(подпись)