Для чего сочиняли небылицы
Мир наоборот, или Для чего ребенку небылицы
Русские небылицы для детей.
Зачем небылицы нужны детям
Сегодня вряд ли можно найти родителей, которых бы не волновала проблема развития ребенка. Под руководством взрослых дети играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, вырезают, складывают конструкторы, мозаики и пазлы. Им читают стихи, рассказы и сказки. Но существует литературный жанр, который зачастую незаслуженно игнорируют не только родители, но и некоторые воспитатели. Речь идет о небылицах.
Эти творения чем-то похожи на сказки, но в последних сохраняется некоторое ощущение реальности, а вот в первых намеренно нарушается очередность событий, логика действий героев.
Казалось бы, зачем небылицы нужны детям, ведь задача взрослых – объяснить малышу как правильно, а как неправильно, что так бывает, а так не бывает. Однако дело как раз в том, что ребенок познает мир «от противного». В результате – он лучше запоминает. Подобную закономерность заметил еще Корней Иванович Чуковский и описал ее в своей книжке «От двух до пяти».
Чтение небылиц развивает внимание, мышление и воображение ребенка, воспитывает у него чувство юмора и, как это ни парадоксально, позволяет ощутить границы реальности. Он учится не принимать все на веру, а это очень важно во взрослой жизни.
Знакомить малыша с небылицами можно с трех лет. Для этих целей подойдут небольшие фольклорные произведения с понятным ему сюжетом. Например:
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла,
Между небом и землей
И нечаянно хвостом
После прочтения взрослый просит ребенка объяснить, как бывает на самом деле.
Детей постарше знакомят и с авторскими небылицами. К этому жанру обращались многие детские поэты, среди которых Д. Хармс, Г. Сапгир, Б. Заходер, Я. Бжехва, А. Усачев и другие. У подросшего ребенка уже недостаточно просто спросить, как бывает и как не бывает. Важно дать волю его фантазии.
Например, прочитав стихотворение-небылицу Яна Бжехвы «На Горизонтских островах», взрослый предлагает малышу нарисовать или слепить эти таинственные острова или даже придумать свои.
После прослушивания песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» интересно вместе с ребенком придумать и нарисовать существо, у которого «такие перья, рога такие, копыта очень стройные и добрая душа». Конечно, взрослый выполняет лишь роль подсказчика, а все остальное ложится на плечи малыша.
Или же пусть «изобретет» аппарат для сбора клюквы как герой Ю. Энтина из стихотворения «Небылицы». Идея воплощается в рисунке, аппликации или композиции из пластилина. Также подойдут кубики, детали конструктора, природный материал (шишки, желуди, каштаны). Потом ребенок с удовольствием расскажет о своем «ноу-хау».
Небылицы для детей – это не только литературные произведения, но и картинки, раскраски. Полезно предложить малышу определить, что перепутал художник, раскрасить черно-белую картинку-небылицу. Возможно, впоследствии он сам захочет нарисовать что-то необычное. Наконец, с небылицами ребенок знакомится в детском театре, во время просмотра мультиков и детских кинофильмов.
Впрочем, чрезмерно увлекаться подобными произведениями тоже не стоит. Любой абсурд, парадокс, выход за пределы реальности ослабляет психологическую защиту человека, а дети более чувствительны, чем взрослые. Поэтому игры с небылицами лучше сочетать с чтением произведений других жанров (сказки, рассказы), с иными, но не менее интересными занятиями (слушание музыки, прогулка во дворе, поездка на дачу и т. д.).
Что такое небылицы
Летом мы ездили к папиной бабушке в Нижний Новгород. Купались и загорали на Волге, ездили на экскурсии по городу. Перед отъездом прабабушка подарила книгу, которую читал мой папа в детстве. В ней были смешные стихи, которые мне очень понравились. Как называются стихи, в которых рассказывается, о том чего не бывает?
Я решила проверить предположение и поставила цель: узнать, что же такое небылицы?
1. Узнать об истории возникновения небылиц.
2. Известные авторы небылиц.
3. Чему учат небылицы?
4. Применение небылиц на уроке по развитию речи.
Гипотеза: Какую роль играют небылицы в развитии детей?
Глава 1. Исторические и культурные корни появления небылиц в России
1. 1. История возникновения небылиц
Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!
Во многих небылицах используется прием > обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный прием народной сатиры широко используется в сказках- небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.
Между небом и землей
И нечаянно хвостом
С мальчиком в руках,
1. 2. Известные авторы небылиц
За время исследования мы нашли и прочитали много небылиц созданных лучшими представителями мировой литературы. Произведения Л. Кэрролла, Д. Хармса, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц, А. Усачева и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.
Стихи про человека рассеянного с улицы Бассейной сочинил замечательный поэт Самуил Маршак (1887-1964). Эти стихи были написаны им еще до Великой Отечественной войны, когда Маршак жил в Ленинграде (тогда так назывался город Санкт-Петербург), неподалеку от действительно существовавшей улицы Бассейной (теперь она носит имя Некрасова)(6). Так что все или почти все в этом стихотворении, правда. Разве вы не встречали таких рассеянных людей (особенно учеников)? Маршак, конечно, немного все преувеличил, но как талантливо!
Перевертыши были объявлены зловредными, затемняющими мозги детей. Эти > сознательно не замечали, что в устном народном творчестве постоянно встречаются такие небылицы, в которых курочка может >, деревня > и т. д. Тщательно изучив этот жанр устного народного творчества, К. И. Чуковский на его основе создал свои перевертыши, утвердив это название и в литературоведении(3). Его сказка > полностью состоит из перевертышей:
Мяу, мяу! Кошечки захрюкали:
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Писатель показывает детям, что правильно в поведении животных:
Стало море потухать
И опять все стало на свои места: >, >, > и т. д. А зверюшки >
Добиваясь простоты, доходчивости, писатели не дают готовых выводов в небылицах на темы морали. Они верят в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств, их интуицию.
Глава 2. Применение небылиц на уроке по развитию речи
2. 1. Чему учат небылицы?
Вкладывая в известное новейший смысл, перевертывая все кверху тормашками, дети учатся лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, что существенно, учатся понимать юмор.
2. 2. Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц
Ребенку предлагают простейшие ситуации, а он отвечает, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, >, >, >, >, >, >, >, >.
Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, предлагают рассмотреть картинку, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. (комплект может быть любым: мебель, одежда, животные, птицы, рыбы, быт людей, но на каждой картинке изображается абсолютно не свойственное предмету действие) и ответить, так бывает или нет и почему.
— Ночью ярко светит солнце.
— Зимой в лесу все тропинки заросли травой.
— Маяк освещает дорогу кораблям.
— Весной прилетают перелетные птицы.
Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов: >; >; > В качестве образца могут служить и поэтические произведения ( > К. Чуковского, > С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.
Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.
Вспомните, как когда-то собирались за столом несколько закадычных друзей-подростков, брали в руки бумагу и ручки и начиналось >: писали ответ на один из игровых вопросов, прятали его, закручивая бумагу, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос. и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица.
Правила игры таковы: водящий наугад называет два слова, например > и >. Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, >. Следующий игрок называет свое слово, например >. Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: >, и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.
По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.
Любимый писатель детворы К. И. Чуковский, анализируя произведения устного народного творчества, вычленил и систематизировал приемы составления небылиц, нелепиц и перевертышей. Почти все из них построены на опрокидывании норм, на навязывании объектам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава.
Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:
1. Малому приписываются качества большого и наоборот. ( >. Муха, утопление которой описано, как мировая катастрофа. )
2. Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся холодной похлебкой. Знойным летом дети скользят на коньках по воде. )
3. Съедобность несъедобных вещей и наоборот. ( >. >. )
4. Перевертыши одежды. ( >. >. )
5. Перевертыши явлений и законов природы. (Море горит; в поле корабль бежит; в лесу рыба растет; в море земляника поспела. )
6. Перепутывание эпитетов. ( >. Конь скачет верхом на ездоке. )
7. Изменение точки отсчета. ( >. >. )
8. Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие подслушивают, безногие бегают. )
9. Перевертыши действующих лиц. (Ворота лают из-под собаки. Мужик собакой бьет палку. )
Изучив материал, собранный мной о небылицах, я сделала следующие выводы:
4. Небылицы учат детей лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, понимать юмор, способствуют развитию логического мышления.
5. Дидактические игры, в которых используются небылицы, развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им > к поиску, к самостоятельным открытиям.
«Небылицы» конспект 1 класса
Конспект урока литературное чтение
Дата проведения: 10.04.2013
Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;
Способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
— А сейчас вспомним, с чем познакомились на прошлом занятии?
— Сегодня мы с вами познакомимся с небылицами.
— Знаете что такое небылицы? Вот и узнаем.
— И сейчас открыли учебники на странице 46.
— Прочитай (ученик) нам небылицу.
— Ребята, для чего сочиняют небылицы? (для потехи)
— Прочитайте про себя эту небылицу.
— А сейчас давайте переставим в небылице все слова так, чтобы было правильно по смыслу.
Ехал мужик мимо деревни,
Вдруг из – под ворот лают собаки.
Выскочила бабка с палкою в руке
И давай дубасить мужика на коне.
— Смысл уже другой и не смешно.
— Послушайте еще такую небылицу:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
— Очень много существует небылиц. Вы читали когда – нибудь их?
Работа над рифмами Матушки Гусыни.
— Сейчас найдем страницу 47. Прочитайте заголовок.
— Ребята, небылицы. Веселые песенки и загадки есть не только у русского народа, но и у других народов.
— Есть книга, которая так и называется «Рифмы Матушки Гусыни», в ней написаны английские песенки, который перевел на русский язык Самуил Яковлевич Маршак.
— Вот сейчас мы и почитаем эти песенки.
— Первая называется «Не может быть»
Чтение песенки «Не может быть»
— Ребята, понравилась вам эта небылица?
— Может ли быть такое, чтоб свинки ходили в ботинках и шляпках?
— А вот в небылицах может быть и такое.
— Давайте хором прочитаем эту небылицу.
— А сейчас нам эту небылицу прочитает первый ряд.
Чтение песенки «Король Папин»
— Прочитайте самостоятельно эту песенку.
— Прочитай (ученик) для всех громко.
— Какие строчки помогли нам понять, что это шуточное произведение?
(из торта сделал стены, а крыша – леденец, из пастилы сложили печь).
Чтение песенки «Я видел озеро в огне…»
— Является ли правдой то, что написано в песенке? Почему?
(озеро в огне быть не может, собака не может быть в брюках и на коне, шляпка вместо крыши не может быть, мыши котов не ловят, пироги не пекут в лесу, медвежонок туфли не может мерить)
Чтение песенки «Мама можно…»
— Сейчас я ее прочитаю.
— Что смешного есть в этой песенке?
— Прочитаем ее хором.
— А сейчас нам ее прочитает второй ряд.
Чтение песенки «Мой сыночек – молодец»
— Прочитай (ученик) для всех громко.
— Прочитайте ее еще раз про себя.
— Что необычного в этой песенке?
— Разве возможно это встретить в реальной жизни?
— Какая из прочитанных английских песенок показалась тебе особенно смешной? Докажи чем?
— А как вы думаете, можно ли эти английские песенки назвать небылицами? Почему вы так думаете?
— А какое настроение создают вам песенки? Почему?
— Давайте прочитаем хором его.
— А сейчас прочитает третий ряд.
Чтение английской народной песенки «Дом, который построил Джек»
— Я сейчас вам прочитаю известную английскую народную песенку, а вы внимательно слушайте.
— А сейчас прочитайте про себя ее.
— Вы наверно обратили внимание как построено это стихотворение.
— Какие слова повторяются в каждой части стихотворения?
— Как вы думаете, почему первые строки стихотворения вынесены в заглавие?
— Заглавие может выражать главную мысль или тему произведения.
— С каким малым жанром мы сегодня познакомились?
— Что представляют собой небылицы?
— Какие особенно запомнили?
— Дома читать страницы 46 – 51.
Тема записана на доске
Открывают учебники на странице 48
Переставляют слова для правильности
Учитель читает небылицу
Беседа по прочитанной сказке
Беседа по прочитанному
Беседа по прочитанному
Беседа по прочитанному
Подводят итог урока
Записывают домашнее задание.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1321147
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Значение небылиц в жизни детей.
Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых всё поставлено «с ног на голову». Такие стишки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Перевёртыши, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.
Просмотр содержимого документа
«Значение небылиц в жизни детей.»
1. Детский потешный фольклор. 3
2. Что такое небылица. 4
3. Зачем нужны небылицы детям. 6
4. Я придумал небылицы. 7
Детский потешный фольклор.
Потешный фольклор разновидность детского фольклора. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, понять смысл речи, обращённой к нему.
Потешный фольклор – источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Кроме того, потешный фольклор зачастую лежит в основе многих литературных произведений, прежде всего детской поэзии. Перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.
Что такое небылицы?
Среди народных стихов-потешек для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это небылицы, нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чём-то таком, чего не может быть на самом деле.
Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых всё поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на берёзе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.
Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, а обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.
В центре небылиц — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.
Нелепицы и небылицы К.И.Чуковский назвал перевертышами и выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей. Народные и авторские перевертыши раскрепощают мышление, развивают логику и чувство юмора, позволяют лучше понимать действительность, глубже проникнуть в суть объектов окружающего мира.
Зачем нужны небылицы детям?
Детям, как правило, очень нравятся эти нелепицы, они с увлечением придумывают свои. Такие упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объём информации, дети учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.
Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц!
Я придумал небылицы!
Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. На странице представлены примеры небылиц в стихотворной форме, которые придумали обучающиеся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности.
Небылицы-перевёртыши :: Общие сведения
В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых «развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия – сплошная логическая ошибка». Эти произведения называют небылицами, перевёртышами, небылицами-перевёртышами. И нет чёткой границы между различными группами этих произведений. О.И. Капица писала: «Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому». Она же характеризовала перевёртыши как произведения, в которых «происходит перестановка объекта действия или же признаков, характеризующих разные предметы». При столь близких характеристиках перевёртышей и небылиц на практике их трудно отличить.
К.И. Чуковский и не делает этого. Все произведения этого рода он относит к одному виду и обозначает их термином «перевёртыши». Введённый им термин сразу же прижился и в науке, и в повседневной речи народа. К.И. Чуковский не только показал, что ребёнка влечёт в «перевёрнутый» мир, где безногие бегают, вода горит, лошади скачут на своих ездоках, а какие-то моторные вместо хлеба едят башмаки, но и доказал закономерность такого влечения, его неизбежность и всеобщность. Исследователь считает перевёртыши умственной игрой. «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, – писал он, – но и мыслями». Приводя богатый и тщательно подобранный материал, исследователь утверждал, что «небывальщина необходима ребёнку лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в каком-то знании, ребёнок начинает превращать его в игру; эта «жажда играть в перевёртыши присуща чуть ли не каждому ребёнку на определённом этапе его умственной жизни».
Учёный убедительно показал педагогическую ценность небылиц-перевёртышей, и, благодаря его трудам, они перекочевали из учёных собраний на страницы детских книжек и миллионам детей доставляют неподдельную радость.
К 5 годам у ребёнка уже имеются чёткие реалистические представления об окружающем мире; ребёнок усваивает грамматический строй языка, его основной лексический фонд и даже подготавливается к восприятию метафор и идиом. Очевидно, что к этому времени у него исчезает необходимость «утвердиться в норме». А если так, то тяга к перевёртышам должна исчезнуть. Но она не исчезает. Перевёртыши остаются любимыми произведениями старших дошкольников и даже школьников, которые не только хорошо знают мир реальных вещей, которыми обычно оперируют в перевёртышах, но и познают основы наук, усваивают научно-теоретические представления о мире, пользуются абстрактными (конечно, в доступной соответствующему возрасту дозировке) понятиями. Очевидно, объяснить этот факт без определения истоков жанра невозможно.
К.И. Чуковский рассматривал перевёртыши как собственное творчество детей. А между тем наблюдения показывают, что дети, не знавшие небылиц, перевёртышей, не способны к творчеству в этом жанре, какова бы ни была их «радость от преодоления очередного рубежа в познании мира». Анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, даёт основание утверждать, что они сочинены взрослыми и для взрослых. Для детей характерна стиховая организация текста, произведения В.И. Даля – прозаические. Текст «Пошёл я на лыко гору драть» даёт картины охоты, которой дети не видели, а текст «Едки трои» вообще не может быть понят детьми-дошкольниками: «Едки трои не посучишь, на тошне заживотит и на ворчале забрюшит (сутки трои не поешь, на животе затошнит и на брюхе заворчит)».
Большинство образов широко бытующих перевёртышей унаследовано (нередко опосредованно, через поэзию пестования) из песен скоморохов. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на «скоморошины»:
Для художественного приёма скоморохов характерна «перестановка объекта действия», небыличность в узком смысле этого слова. Вполне очевидно, что и небыличный материал, и собственно перевёртыши в фольклоре взрослых вызваны к жизни отнюдь не стремлением «утвердиться в знании». Исходными были эстетические побуждения, в первую очередь стремление к юмору. Сохраняется оно и в детской среде. И не стоит в противоречии с доминирующей познавательной функцией.
Колыбельные песни, прибаутки и другие жанры поэзии пестования ребёнок воспринимает до известной степени пассивно, необходима же целенаправленная работа детского рассудка; необходимо развитие логического мышления. Это – социально-педагогический «заказ», предопределивший возникновение перевёртышей как жанра детского фольклора. Задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью. Она достигается в первую очередь за счёт предопределённого перестановкой объектов и обратной координацией действия:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.
В песнях скоморохов небылицы и перевертыши выступают в своём единстве; в поэзию пестования (колыбельные, прибаутки, докучные сказки), а вслед за ними и в детские песни-перегудки в качестве комического компонента входят только небылицы, то есть произведения, в которых звери, домашние животные одеваются, как люди, выполняют людскую работу, насекомые и птицы очеловечиваются, люди ездят на телятках, козлятках и даже козявках, где женят и хоронят комара, как человека, и пр. и пр. Во всех этих произведениях есть «перестановка объекта действия», но нет «обратной координации действия». Перевёртыши, то есть произведения, в основе построения которых лежит только принцип обратной координации, не взаимодействуют с другими жанрами, бытуют в чистом виде.
После выхода в свет работы К.И. Чуковского «Лепые нелепицы» (1924) к перевёртышам на практике относят и все небылицы. Получается некое двуединство: видно различие, разделение невозможно. Вполне логично стремление В.П. Аникина преодолеть эти противоречия. Он ввёл удачный термин «небылицы-перевёртыши», который полнее определяет внутренний смысл обеих групп этих произведений.
Небылицы-перевёртыши русского фольклора
Небылицы-перевёртыши – что это такое в литературе? Определение небылиц-перевёртышей (не из википедии).
Почему небылицы назвали небылицами-перевёртышами? Этимология слова «небылица».
Когда появились небылицы-перевёртыши на Руси?
Небылицы-перевёртыши как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация небылиц-перевёртышей.
Чем небылицы отличается от перевёртышей и сказок и в чём их сходства.
Какие небылицы-перевёртыши были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?