Для чего скупают рога лося
Как устроен черный рынок рогов оленей — «лекарства от смерти»
Спиливают на Ямале, вывозят в Китай. Российский закон это игнорирует
На Ямале, где самое большое в стране поголовье северных оленей (более 700 тысяч), продажа рогов стала прибыльным бизнесом, но при этом почти нелегальным. Годовой оборот на черном рынке оленьих рогов и пантов (молодые рога с кровью) в регионе, по неофициальным подсчетам, составляет около семи миллиардов рублей.
Один из ямальских оленеводов рассказал «URA.RU», что его стадо в несколько тысяч оленей дает около трех тонн рогов в год. Цена за пару рогов в зависимости от спроса варьируется от 800 до 2000 рублей. Берут их в основном перекупщики из России и Китая. Дальше рога попадают в фармацевтические компании, где из них производят лекарства и биологические добавки.
«В оленьих пантах содержится много ценных веществ. Особенно они ценятся в Китае. Там готовят таблетки из них, порошки и настойки, называют „лекарством от смерти“», — рассказывает оленевод.
В правительстве Ямала неофициально рассказывают, что в общей сложности из региона ежегодно вывозится около пятисот тысяч тонн оленьих рогов. Делается это не совсем легально: в стране нет законодательной базы, которая бы как-то регулировала этот рынок. В Китай рога поставляются без каких-либо проблем, в том числе и на таможне. Нужные документы можно сделать законно.
Местные власти выступили с инициативой о разработке ГОСТов на эту отрасль еще в 2016 году, но пока безрезультатно. Тем временем они сами предпринимают попытки взять рынок под контроль. Например, летом 2018 года была достигнута первая официальная договоренность между ямальским оленеводческим предприятием «Ныда — ресурс» и одной из крупнейших фармацевтических компаний Китая — Dongluwang. Ямальцы должны освоить китайские технологии и стандарты качества, чтобы продавать рога и панты в Поднебесную официально.
Прибыльный бизнес привлекает многих любителей наживы. На территории региона орудуют перекупщики оленьих рогов со всей страны и зарубежья. В Интернете можно найти сотни объявлений о скупке сырых пантов и сухих рогов. И именно эти перекупщики первыми почувствовали, чем могут обернуться официальные соглашения с Китаем.
Один из торговцев, чей номер нам удалось найти в интернете, на правах анонимности поделился, что и другие китайские компании уже начали напрямую работать с крупными ямальскими оленеводческими предприятиями. Пока это сотрудничество неофициальное, но оно уже сказалось на рынке. Оленеводы предприятий по приказам руководства вынуждены продавать рога оптом этим компаниям, а не не перекупщикам, как раньше.
«Китайцы начали поднимать цены. Мы своими расценками с ними конкурировать уже не можем. Нам просто невыгодно скупать рога за те же деньги, потому что мы их потом не сможем продать даже с небольшой наценкой», — говорит скупщик. Он делится, что пока все это единичные случаи, но если так пойдет и дальше, то бизнес на перепродаже рогов может сократиться.
Зачем у населения массово скупают рога и бивни животных?
Из рога всего много
Чего только не хотели купить у нас авторы объявлений, развешанных по столбам и подъездам! От янтарных бус до волос. Нынче новый бум: скупщики активно зазывают продавать им. рога! И сулят за это неплохие деньги. Кто–то, возможно, ринулся на чердаки дач и в гаражи в поисках охотничьих трофеев, а кто–то, привыкший видеть во всем подвох, задался вопросом: а для чего, собственно, всем вдруг так стали нужны рога оленей, лосей, сайгака и бивни моржей?
Звоню по объявлениям. Скупщики неохотно называют свою цену, предпочитая видеть сразу товар лицом: просят выслать для оценки фотографию или даже готовы приехать лично, если экспонат стоящий. В среднем за килограмм лосиных рогов обещают заплатить от 10 долларов, а за оленьи некоторые покупатели давали и 20. С учетом того, что отдельные экземпляры завешивают 5 — 6 кило, в итоге выходит весьма привлекательная сумма. Самый ценный товар для скупщиков — бивни моржа: за них охотно выкладывают от 50 долларов. Что интересно, берут рога в любом состоянии, даже «лом».
Немало аналогичных объявлений можно найти на онлайн–барахолках. Владельцы трофеев за свой товар просят около 200 рублей, добавляя, что торг уместен. Есть даже рога африканского буйвола за 170 рублей. Не менее бойкая торговля идет и в тематических группах в социальных сетях. Там оценщики готовы назвать стоимость «ваших» рогов прямо по фотографии, а в случае чего приехать в любую точку страны. Спрос неплохой, и предложений уйма. А вот куда потом идет этот необычный товар? Скупщики не словоохотливы, но все–таки у одного удалось вытянуть правду:
— Тут нет никакого секрета — на сувениры и мебель. Так что у вас там, и куда приехать забирать?
Когда–то практически в каждом доме или на даче советской эпохи можно было найти подобный предмет интерьера. Мода на них вернулась, мало того, в новом виде, иногда баснословно дорогом. У нас такая мебель особо не распространена, а вот в России ценители прекрасного готовы выкладывать за нее немалые суммы — натурально, эксклюзивно. Скажем, мебельный гарнитур из оленьих и лосиных рогов, натурального дерева и кожи, состоящий из трех кресел, небольшого диванчика и журнального столика, стоит почти 15 тысяч долларов. Столько же хотят за трехместный диван из 17 оленьих и 8 крупных рогов лани, добытых в европейских лесах. А небольшой стол из 12 рогов с резьбой на столешнице обойдется уже в 18 тысяч долларов. Производители объясняют, что цена на столь изысканную мебель, «которая подчеркнет аристократический вкус, силу, уверенный характер и статус владельца», априори не может быть низкой: все же ручная работа, да и материал какой! «Лом» и более мелкие отростки отправляются на сувениры и гравировку, к слову, тоже за весомую цену.
Чаще всего наши скупщики переправляют рога в Россию, а оттуда многие экземпляры попадают в Китай. Еще особым спросом у китайцев пользуются российские бивни и кости мамонта, которые утекают в Поднебесную по «серым» каналам, а потом возвращаются обратно в Россию и Европу, но уже в виде дорогих сувениров. Однако рога так популярны в Китае не только в качестве предметов интерьера и материала для сувениров, но еще и в медицинских целях. Павел Велигуров, научный сотрудник Научно–практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам, объясняет, что панты — молодые рога оленей — используются в качестве сырья для лечебных препаратов:
— Но для этих целей подходят те рога, которые только–только начинают расти. Они покрыты бархатной кожей, еще не полностью окостенели, обильно кровоснабжаются. Чаще всего из них добывают пантокрин. Годятся здесь только пятнистые олени, их выращивают в специальных хозяйствах, а на воле они обитают на российском Дальнем Востоке.
Хотя и окостеневшие рога тоже пользуются спросом в традиционной восточной медицине, причем не только оленьи, но и других животных. Куда еще могут пойти ваши «трофеи»? Сейчас рога северного оленя предлагают как «долгоиграющее лакомство» для домашних собак, расписывая его полезные свойства. За 100 граммов просят 8 рублей. При этом подробно объяснят, сколько граммов стоит прикупить в зависимости от размера вашего питомца. И такой собачий прикорм нынче в чести: на форумах деловито обсуждают, как раньше приходилось заказывать «сырье» из Сибири. Еще рога могут перемалывать в мясокостную муку и скармливать животным. Впрочем, вряд ли скупщики предлагают подобные цены за то, что пойдет на такие банальные цели. Или рога могут попасть в руки дизайнеров. Правда, признаются они, такого бума, как в России, у нас не наблюдается: «анимализм» в белорусских интерьерах нынче не пользуется спросом у заказчиков. Но вот рога оленя на стене, покрашенные белой краской, — настоящий тренд для жилья в скандинавском стиле. На стенах могут красоваться даже целые оленьи головы (хотя и выполненные в технике папье–маше). И даже в свадебном декоре подобные предметы не редкость: над аркой молодоженов все чаще красуются рога какого–нибудь благородного животного. Новая примета?
Обратная сторона проблемы
Для Беловежской пущи заезжие скупщики стали настоящей проблемой: поддавшись на обещание легкого и немалого дополнительного заработка, местное население буквально преследует животных, надеясь, что они вот–вот сбросят рога. Начальник отдела охраны Национального парка «Беловежская пуща» Николай Войтеховский объясняет, что собирать рога вне заповедных зон не запрещено, но иногда люди просто не задумываются о последствиях:
— У оленей рога ежегодно меняются. Где–то в конце февраля — марте они начинают их сбрасывать. И иногда выходят не только к подкормочным площадкам, но и на колхозные поля. Вот тут–то их и поджидают сборщики рогов: дежурят по ночам, ходят с фонариком, гоняют бедных животных. Даже в заповедную зону могут залезть! Это очень сильно беспокоит животных.
Да, закон не запрещает нашедшему рога распорядиться ими по своему усмотрению. Для местного населения в окрестностях национального парка это неплохой приработок. Но в погоне за легкими деньгами все же не стоит переходить все грани разумного.
Зачем уральцы скупают рога и законно ли это Кто и зачем размещает объявления «Куплю рога»
«Куплю рога лося, оленя, марала, сайгака. Дорого», — такие сообщения можно найти как в онлайн-пабликах или бумажных газетах, так и на фонарных столбах и светофорах Екатеринбурга. The Village позвонил по десяти телефонным номерам скупщиков, чтобы узнать простую вещь: зачем им рога и сколько на этом можно заработать. Одни собеседники сразу бросали трубки, другие не очень вежливо отказывались общаться, остальные реагировали на вопрос односложно: «Чтобы продавать», но более не сказали. Найти окончательные ответы помогли хозяин оленеводческого предприятия в Алтайском крае Николай Свиридов и председатель свердловского Союза охотников и рыболовов Инга Знаменская.
Скупщики рогов перепродают их для разных нужд. Одни отдают их ювелирам, чтобы те могли изготавливать предметы интерьера или мебель: материал годится для шкатулок, столиков, вешалок и других предметов быта. Кто-то продает зоомагазинам, чтобы те могли сделать лакомства для домашних животным: рога очень любят грызть собаки. Но самый популярный вариант — продать китайским компаниям для производства лекарственных препаратов.
В тибетской медицине считается, что порошок из рогов продлевает жизнь, укрепляет волю и восстанавливает мужскую силу. Китайские врачи дают пациентам порошок при инсульте, язве желудка, заболеваниях печени или крови. Чудодейственное вещество способно чуть ли не вывести больного из комы.
Большая часть этого бизнеса идет как раз через Китай: там за рога дают большие деньги, чем в России. В одном из пабликов говорится, что в месяц можно получать по несколько сотен тысяч рублей. Покупатели рогов не раскрывают свои точные бюджеты и подробности взаимодействия с Китаем.
Помимо однотипных групп во «ВКонтакте» и объявлений на «Авито», есть и сельскохозяйственные предприятия, которые ведут официальный бизнес, связанный с рогами. К скупщикам там относятся крайне отрицательно.
хозяин предприятия в Алтайском крае, где выращивают благородных оленей
Люди, скупающие рога в социальных сетях, хотят побыстрее заработать. Деятельность многих так называемых организаций незаконна, потому что у них почти всегда нет ветеринарных свидетельств и других документов. Этот черный рынок работает на Китай и Корею: в основном, рога идут именно туда. Там уже из них делают аксессуары для дома и лекарственные препараты, БАДы. Очень много подделок: например, рога северного оленя выдают за панты ( неокостеневшие рога оленя — прим. The Village) марала. И еще, для понимания: за панты в России дают 350 долларов, а в Китае — две тысячи.
Я уже многие годы держу маральник под Бийском. Мы выращиваем оленей, а потом с помощью их пантов делаем ванны. Почти все предприятия, типа нашего, являются банкротами. Мы действуем по закону, платим огромные налоги, соблюдаем все процедуры. Но условия у нас хуже китайских: там хотя бы налоги с предприятий не берут. При этом мы — единственное хозяйство на всем постсоветском пространстве, которое не продает панты за рубеж. Выживать тяжело.
В 2018 году Госдума ввела уголовную ответственность за торговлю краснокнижными животными. Нарушители закона теперь могут сесть в тюрьму на девять лет. Соответственно, если животное не признано вымирающим видом, то с лицензией продавать его рога можно.
Кроме того, действует международная конвенция СИТЕС, которая запрещает торговлю видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Это касается, к примеру, сайгаков. Их рога продавать нельзя. Также есть региональные ограничения. Так, северный олень занесен в Красную книгу Красноярского края: там его рога тоже запрещают использовать.
Сколько же стоят рога лося
Сохатый лось из семейства оленей считается одним из крупных представителей парнокопытных животных. В длину лось достигает до 3 м, в высоту с холкой – до 230 см, по весу – до 600 кг. Обитает лось на болотах, лесных вырубках, заболоченных озерах и реках. Тело покрыто грубой, удлиненной шерстью, напоминающей гриву. Животные отличаются развитым слухом, обонянием, имеют длинные и крепкие ноги для бесшумного передвижения по воде, приспособлены к жизни именно в сырых, заболоченных местах, питаются болотными растениями, корой лиственных деревьев.
С 12 — 13 лет от роду лось считается опытным, умудренным, встречает свою старость, продолжительность жизни в неволе – до 20 лет. Более губительна них естественная среда обитания — живут не более 10 — 12 лет.
Многие задаются вопросом, когда лоси скидывают рога, ведь все – таки бытует в народе мнение, что это – основная ценность данных животных и многие охотники стремятся заполучить данный трофей. Острые рожки предпочтительно у самцов в длину 25 — 30 см появляются обычно на втором году их жизни. Летом, ближе к июлю рога становятся твердыми и уже к сентябрю лоси вынуждены освободиться от данной ноши. С началом листопада лоси начинают сбрасывать рога, после чего, на пятом году жизни, рога начинают расти с разветвлениями, от 8 до 12 отростков.
На вопрос, сколько стоят рога лося, можно ответить, что цена зависит от размеров, количества разветвлений. Рога размером 8х5 см на рынке можно купить за 12000 руб., 8х7 с размахом в 118 см – за 17000 руб., 5х7 – 10000 руб. Лосиные рога с 8 — 10 отростками в среднем стоят 5 — 6 тыс. руб.
Купить рога лося можно уже в качестве готового сувенира, например, в виде светильника, или серебряного медальона. Поделки из рогов лося пользуются большой популярностью в народе. Неоднородность материала, от серо – коричневого до лилового, зеленого, белого оттенков дает большие возможности для скульпторов в создании различных поделок для домашнего интерьера. Наиболее ценным для создания объемных скульптур считается комель, до 15 см, расположенный на основании рога. Из остальных разветвлений изготавливают различные мелкие изделия и сувениры, придавая им за счет рельефной резьбы неповторимые формы, орнамент. Поделки получаются искусными, оригинальными, способными украсить интерьер любого помещения. Вес отдельных экземпляров может доходить до 10 — 12 кг и 70 см в длину, сувениры можно встретить объемных, внушительных размеров. Особых условий для хранения и ухода рога не требуют, прослужат хозяину в быту долгие годы.
Михаил Волков-Сорокин: «Если кто-то продает рога лося, оленя или череп какой-нибудь, я звоню»
Михаил Волков-Сорокин в армии не маршировал по плацу и не бегал с автоматом — все два года он работал с деревом. И даже не ходил в столовую на обед: чтобы он не тратил на это времени, ему дали личного повара. Сейчас он делает эксклюзивную авторскую мебель в стиле рустик (оказывается, это не только имя татарского мальчика). В интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» Волков-Сорокин рассказал, где собирает коряги для будущей мебели, почем нынче отросток рога лося и почему один стол стоит как LADA.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
«Как-то раз на канале Euronews сообщили, что в Берлине открывается выставка дизайнера Франка Лефебра. В анонсе показали кадр с его креслом с какими-то рогами, крокодиловой кожей, перьями. У меня челюсть отвисла, я облизнулся и потерял покой» |
— Почему вы решили заняться именно рустиком?
— Все лето 2006 года я был в «ломках», ничего не хотелось делать. А как жить, что делать, я не знал. Все, что делал раньше, казалось великой глупостью, да и делали это все. Надо же делать что-то интересное, а что именно, не знал. Правда, когда сплавлялся на байдарке, на лодке куда-то плыл, я все время любовался корягами, их изгибами, трещинками, фактурой — все это меня завораживало. Но даже не представлял, как это можно применить.
И как-то раз на канале Euronews сообщили, что в Берлине открывается выставка дизайнера Франка Лефебра. В анонсе показали кадр с его креслом с какими-то рогами, крокодиловой кожей, перьями. У меня челюсть отвисла, я облизнулся и потерял покой. Думаю: боже мой, что люди делают?! Мои работы вообще ни о чем. И угодно же богу, знакомая принесла журнал «Уникальные деревянные дома», и появился заказчик. Позвонила женщина из Боровых Матюш, говорит: ищем мастера, который сделал бы интерьер в стиле «три медведя». Перебрала кучу дизайнеров, никто не поймет, какие «три медведя». Она просто не знала, что это рустик. Я ей показал журнал, говорю это все из прутьев, из бревен и коряг. Она так обрадовалась: да, говорит, это то, что мы искали! Сначала заказала лестницу, потом стол, потом еще что-то. Я у них проработал года два-три.
— Пригодился опыт работы в классическом стиле?
— Есть такой московский декоратор Аида Гоголева, она посмотрела мои работы и говорит: тебя боженька специально водил по классическому стилю очень-очень много лет, как Моисей 40 лет водил по пустыне евреев. Ты проходил серьезную классическую школу в деревообработке, когда нужно все делать так, чтобы комар носа не подточил. Из строгого классического стиля, безупречного качества, где все ровно и подогнано, я вдруг нырнул в бревна и коряги, в какие-то «растопырки». В необузданную пластику и кривизну веток. Моя мебель, хоть я и работаю в стиле рустик, не грубая и шероховатая. Культура классики воссоединилась с природностью рустика, и родилось нечто интересное.
«В АРМИИ Я ТОЖЕ ЗАНИМАЛСЯ ДЕРЕВОМ И МЕБЕЛЬЮ»
— Где вы учились ремеслу?
— Много где учился: сначала в художественных кружках, потом в художественной школе, в училище народных художественных промыслов, окончил его с отличием. Потом была армия, где я тоже работал с деревом. Резал, делал мебель для высокопоставленных московских генералов.
| ||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
«Аида Гоголева говорит: тебя боженька специально водил по классическому стилю очень-очень много лет, как Моисей 40 лет водил по пустыне евреев. Моя мебель, хоть я и работаю в стиле рустик, не грубая и шероховатая» |
— Как всегда, сапожник без сапог?
— Сапожник без сапог. Есть вещи, которые я не смог продать: хотел продать за одну стоимость, мне предлагали меньше. Меньше меня не устраивало, поэтому я оставил их себе, дома у меня стоят. На выставки их вожу, они производят фурор, все охают, ахают — действительно удачные вещи.
— Часто заказчики недоплачивают?
— Да вот недавно не заплатили. Я с осени до весны, полгода, делал лестницу. Получилась роскошная, как симфонический оркестр, добротная, богатая лестница, в провансе с элементами рустика. И мне за эту работу не заплатили. Нет денег, говорят. Когда-нибудь отдадим. Когда это будет? Когда они отдадут? Не знаю. Нет денег, говорят, кризис — всем плохо. Какую-то часть отдали, меньше половины — и все. Иногда дочка просит мороженое купить, говорю: купи подешевле. Унизительно все это.
— Судиться с ними не хотите?
|
«Над лестницей, что в Боровых, я работал дольше всего, я ее полгода делал. Ее очень сложно делать, очень много подгонок, соединений» |
— Ну а как судиться? Я же не заключаю бумажных договоров. Для меня достаточно рукопожатия, как в старые добрые времена. Как раньше заключались договоры между купцами? Просто ударили по рукам и все. К тому же я в этом ничего не понимаю. Я же не юрист и не «юлист», не юлю, значит, нет у меня такой жилки.
«Я СВОИ СТОЛЫ СТАРЮ, БЬЮ ИХ ЦЕПЯМИ, СТРЕЛЯЮ ИЗ РУЖЬЯ ПО НИМ»
— В вашем деле все решает исходный материал — пни, коряги, плывуны. Где и как вы их добываете?
— На Волге и в лесу. У меня есть свои места. Я знаю, где растут одинокие сосны, на которых есть интересные ветки с изгибами. Приходится туда лазить с помощью альпинистского снаряжения или просить альпинистов, чтобы залезли и сняли мне ветку. По Волге на моторной лодке езжу вдоль берегов. Обследую их и набираю какие-то пни, какие-то коряги. Тоже нужно знать места. Можно проехать 100 километров и не встретить ничего интересного и достойного, где в пне была бы музыка, пластика.
— Плывун, древесину, побывавшую в воде, тоже собираете?
|
«Материал собираю на Волге и в лесу. У меня есть свои места» |
— Да, берег подмывает, деревья падают, стволы забирают местные, буксируя лодками в свои деревни, а пеньки с корнями полощутся в волнах реки. Вода, песок и галька творят чудеса. А солнце так серебрит поверхность, что никакие красители и морилки с ним не сравнятся. Получается очень причудливый, изумительной красоты материал. Ездишь, смотришь, чтобы была какая-то интересная пластика. Что-то можно для люстры применить, что-то для ножки стола. Пень накроешь стеклянным полотном — вот тебе великолепный обеденный или журнальный стол.
— Вода дерево не портит?
— Нет, я же его сушу, покрываю лаком, трещинки подчеркиваю какими-то профессиональными секретами. Эта мебель не одно поколение переживет. Ее может уничтожить только пожар. Она будет служить, служить и служить, пока не попадет в музей или частную коллекцию. Это безумно интересные вещи. Люди говорят, что от них исходит невероятная энергетика. Трогать их одно удовольствие, ощущать все ямочки, трещинки. Что станок? Он отфуговал доску, и она плоская и ровная. А я свои столы старю, бью их цепями, стреляю из ружья по ним. Разбрасываю песок, глину, камушки и начинаю бить киянкой. Втираю краску. Травой могу зеленой потереть, потом шкурю, тру, скоблю ножом, полирую щетками и покрываю лаком. Все это для того, чтобы поверхность была колдовская, волшебная, чтобы была легенда. Что за этим столом будто бы сидел сам Иван Грозный, и бояре задами терлись-терлись и отполировали дерево (смеется).
Разглядывая срезы деревьев на столешнице, можно представить, что когда-то в их ветвях вились гнезда, листья купались в дождях и лучах солнца, а под яблонями сельская молодежь любила друг друга и зачинала детей. Гламурный итальянский шпонированный стол венге не расскажет тебе никаких историй.
— А с какими породами деревьев работаете?
— Сосна, дуб, ель, вяз. Вяз очень люблю, у него прекрасная фактура. В основном это сухостойник. Ну и доски, конечно, без них никак.
|
«В основном заготавливаю сухостойник. Он и легче, и декорирован «татуировками» древоточца» |
— Как формируется цена на ваши работы?
— Сколько лет он должен сохнуть?
— В какую сумму, например, вы оцениваете корягу, которую привезли из Крыма?
— Она для меня бесценна, это же исходный материал для шедевра. Один знакомый как-то попросил меня дать ему несколько ветвей сосны. У тебя, говорит, их полно, я баню делаю, мне надо для оформления. Я ему отказал, а он на меня обиделся и сейчас даже не здоровается со мной. Ему кажется, что это просто: пошел в лес и набрал там веток. Это же надо приобрести телескопическую лестницу, погрузить ее в багажник, который тоже надо купить, исцарапать всю машину ветками, найти сосну с какой-нибудь красивой веткой, нанять альпиниста, спилить ее, заплатить ему за работу, а потом взять и подарить эту ветку этому другу. Я же эти коряги собираю, чтобы работать и зарабатывать, сушу, снимаю кору, заготавливаю. Люди не понимают этого. Если бы я был лесником и ко мне бы пришел друг и попросил: у тебя коряга лежит, можно возьму? Я бы сказал: возьми, конечно, жалко, что ли? А это мой труд, и труд немалый.
— Живые деревья пилите?
— Конечно, не пилю. Я могу с живого дерева спилить несколько веток, в этом никакого браконьерства нет. В основном заготавливаю сухостойник. Он и легче, и декорирован «татуировками» древоточца.
|
«Позвонила женщина из Боровых Матюш, говорит: ищем мастера, который сделал бы интерьер в стиле «три медведя». Перебрала кучу дизайнеров, никто не поймет, какие «три медведя» |
— Корни тоже вам интересны?
— Да, но это на Волге. В земле-то его как увидишь? Проведешь целый день в лесу, в комарах, откопаешь — а там и смотреть-то не на что: ни музыки, ни пластики в нем нет. А на Волге они открытые, омытые: бери и используй.
Однажды мы с сыном пересекали Волгу с огромной сосновой сувелью, и начался шторм. Я Даньке говорю: мы с тобой, Данька, сейчас навернемся и потонем, надо сувель сбросить. Он говорит: папа, тебе же надо, давай потихоньку. Обычно я на глиссере пересекаю Волгу за 10 минут, а тут мы плыли часа три. Волны были полутораметровые. Мы были все мокрые, лодка вся в воде. Сын вычерпывает воду, а я на моторе иду потихонечку. Лавировал между волн: то на одну волну, то на другую. Долго мы пересекали Волгу, так я эту сувель и не бросил. И она мне пригодилась, ушла очень известному человеку в Казани. Сделали из нее ножки для лавки. Очень хорошо они там смотрятся.
— Если бы вы жили, например, в том же Крыму, работы были бы еще интереснее?
— Наверное, они были бы ярче. Я делаю мебель исходя из того, что можно найти в наших лесах. Например, из каких-то простых поеденных жучком сосновых горбылинок (горбыль — отход производства пиломатериалов, крайние при распиливании бревна доски, сохраняющие с одной стороны естественную округлую поверхность бревна — прим. авт.) я сделал фасад кухни.
|
«Я делаю мебель исходя из того, что можно найти в наших лесах. Например, из каких-то простых поеденных жучком сосновых горбылинок я сделал фасад кухни. Хороший хозяин и забор из них не возьмется делать» |
— Я его видела на фотографиях, невероятная красота!
— Это простая сосна, горбыль. Хороший хозяин и забор из него не возьмется делать, а я сделал роскошный фасад для кухни. Этот фасад увидел дизайнер из фирмы «Карпентер», говорит, сколько стоит? Я говорю, договорились на 300 тысяч рублей. Какие, говорит, 300 тысяч?! Это 3 миллиона стоит, ты сам не понимаешь, что ты сделал!
— Как долго вы работали над этим кухонным фасадом?
— Около 4,5 месяцев: там и живопись, и кованые ручки, и камни, и джут. Его делали два человека — я и Адель, помощник. Я за него получил 300 тысяч рублей. Эта кухня всем очень нравится. Говорят, хозяевам дома в Боровых Матюшах уже надоели люди, которые просят их пустить посмотреть, ходят туда как в музей (смеется).
«ПЕРЬЯ ПТИЦ, РОГА СКУПАЮ»
— Что входит в ассортимент материалов кроме веток, коряг и пней?
— Черепа и когти медведей и тигров, например.
— Где вы их берете?
— Их мне поставляют мои друзья из определенных мест. Перья птиц, рога скупаю, постоянно просматриваю объявления в газете «Из рук в руки». И если кто-то продает рога лося, оленя или марала или череп какой-нибудь, я звоню. Если цена невысокая, я с удовольствием их беру.
— Сколько, например, стоят рога лося?
— У вас, наверное, мало конкурентов. Кто еще эти рога купит?
| ||||||||||||||
|
«Площадь мастерской маленькая, не размахнешься» |
— Сколько времени требуется на изготовление табуретки или стола?
— Все 8 месяцев вы делаете один стол или можете делать что-то еще параллельно?
— Нет, делается только стол, так как площадь мастерской маленькая, не размахнешься. Все, что касается стиля рустик и адирондак, намного сложнее классического стиля. И в то же время намного дороже. Вообще, рустик больше подходит для Франции, Америки, там его обожают, или хотя бы для Москвы.
— Не по карману местным?
Может быть, казанцы еще не созрели для этого стиля, они, скорее, поедут в Италию, закажут итальянский гламурный стол и отвалят за него целое состояние. Им нужно, чтобы в доме висела хрустальная люстра Сваровски.
|
«Эта мебель не одно поколение переживет. Ее может уничтожить только пожар. Она будет служить, служить и служить, пока не попадет в музей или частную коллекцию» |
— А из других городов заказы поступают? Из той же Москвы?
— Вы не думали о переезде в страну, где публика любит такие вещи?
— Казалось бы, интернет раздвигает границы.
— Знакомые говорят, выстави мебель на eBay, но я в этом не разбираюсь.
|
«Можно, конечно, спуститься с небес на землю и шлепать какие-нибудь грубые табуретки по 500 рублей за штуку, по 20 штук в день. И супруга не раз предлагала мне такой вариант. Что я ей говорю? Дай помереть художником» |
«ЛЮДЯМ НУЖНА ДЕШЕВИЗНА, А МНЕ НУЖЕН ПОЛЕТ В РАБОТЕ»
— Дизайнеры с вами не работают, не сводят с заказчиками?
— А если поднять цену?
Людям нужна дешевизна, а мне нужен полет в работе. Душа требует создавать что-то такое, что войдет в историю прикладного искусства, что будет продаваться впоследствии с аукционов. Человек же существо грешное, а значит, тщеславное, и я не без греха. Можно, конечно, спуститься с небес на землю и шлепать какие-нибудь грубые табуретки по 500 рублей за штуку, по 20 штук в день. И супруга не раз предлагала мне такой вариант. Что я ей говорю? Дай помереть художником.
— Каков портрет заказчика? Какие они, ваши клиенты?
— Это, как правило, очень состоятельные люди, которые имеют несколько источников дохода. Это активные, умные, интересные и талантливые люди. С ними интересно общаться.
— Над чем вы работали дольше всего?
— Над лестницей, что в Боровых, я ее полгода делал. Месяц ушел только на заготовку материала. Вообще, изготовление лестницы — самый трудоемкий процесс. Ее очень сложно делать, очень много подгонок, соединений. Все ветки и бревна кривые, и все это надо плотно соединить.
— А какие предметы мебели и интерьера заказывают чаще всего?
— Заказывают интерьер, а в интерьере нужна и лестница, и стол, и стул, и люстра, и зеркало, и кровать. В основном берут не одну вещь, заказывают интерьер.
|
«То, чем я занимаюсь, нельзя назвать бизнесом. Какой же это бизнес? У меня сегодня густо, завтра пусто» |
«ЗА ГРАНИЦЕЙ Я НИ РАЗУ НЕ БЫЛ, НИКУДА НЕ ЕЗДИЛ: НИ В ГЕРМАНИЮ, НИ ВО ФРАНЦИЮ, НИ В ТУРЦИЮ»
— Какой заказ был самым крупным?
— Я работал у одного господина. Делал предбанник, беседку и гостевой домик. Там я работал года три-четыре. Это была лучшая и самая интересная работа в моей практике. За границей я ни разу не был, никуда не ездил: ни в Германию, ни во Францию, ни в Турцию. У меня даже загранпаспорта нет. Живем в достатке, вроде как хватает. Но все бывает периодами: два-три года у тебя все хорошо, а потом наступает какой-то период, когда, в общем-то, и невесело. То, чем я занимаюсь, нельзя назвать бизнесом. Какой же это бизнес? Мне кажется, бизнес — это когда ты что-то купил и продал, или что-то производишь тиражное. Вот это бизнес! У меня сегодня густо, завтра пусто. Есть удачные годы, есть неудачные. Удачных за всю мою жизнь было лет шесть.
Все хотят подешевле, тоже хочу подешевле, когда иду в магазин (улыбается). Люди норовят купить эксклюзивную вещь по цене в два-три раза дороже, чем ламинатная мебель. Говорят, ламинат же столько-то стоит. А я вам в два раза больше даю, Миша! Допустим, заказывают сложный стол, называешь стоимость, а они удивляются: это же автомобиль! Ну и что? Причем тут автомобиль? Стол я делаю в течение четырех-пяти месяцев. А что, автомобиль — это критерий дороговизны? Как так? А так, понимающих заказчиков очень мало. Такой заказчик, наоборот, понимает, что получает вещь намного дороже, чем он за нее платит.
— Сколько таких заказчиков? Один из десяти?
— Не один из десяти. За всю жизнь мне попались два таких человека. Остальные напоминают сказку: можешь сшить шапку? Сошью. А две шапки сможешь выкроить? Смогу. А три? А пять? А семь? А шкурка-то одна (улыбается).
|
«Что-то со мной произошло, и все «причесанные» стили стали чужими. Все эти кессонные потолки, филенчатые двери, линии модерна, лестницы с фигуристыми балясинками — все это гламурное благополучие стало уходить в прошлое» |
«У БИЗНЕСМЕНОВ ПОСТОЯННЫЙ СТРАХ, ЧТО ИХ НАДУЮТ, ОБСЧИТАЮТ, ВОЗЬМУТ ЧЕГО-ТО ЛИШНЕГО»
— Ваши состоятельные клиенты, наверное, думают, как бы вы их не обсчитали.
— Не все, есть исключения. Но большинство привыкли покупать за дешево, продавать за дорого. У них постоянный страх, что их надуют, обсчитают, возьмут чего-то лишнего. В них это сидит, и они эту «педаль» жмут там, где надо и где не надо. Занижая цену, они сразу обрубают импровизацию, фантазию и многие другие важные факторы творческой работы. Как вообще бизнес и творчество могут сопрягаться?
— Например, Никос Сафронов совмещает эти вещи.
— Художник.
— А на самом деле он шоумен. Многие путают. Например, как Малевича, который нарисовал «Черный квадрат», можно назвать живописцем? Смешно же! Что такое живописец? Слово «живопись» происходит от «живо писать». Вот смотришь на картину, и человек как будто дышит, у него влажные глаза, и как будто от него дыхание исходит. Жи-во-пи-сать. А человек рисует квадраты, треугольники или банки пивные клеит на холст. Это не живопись. Люди начинают путать, где искусство, а где — нет: у них полная каша в голове. Художник, живописец, шоумен, театральный деятель — все валят в одну банку. Но, извините, мухи — это одно, пироги — это другое. Никос Сафронов — это бизнесмен от искусства, он не живописец. Самые богатые «художники» давным-давно переплюнули по стоимости Рембрандта. Картины Рембрандта уже столько не стоят, сколько стоят их пивные банки, наклеенные на холст.
| |||
|
«Франк Лефебр — чистый европеец, его работы сдержанны, идеально вписываются в минимализм и хайтек. А я русак, продолжатель русской культуры. Это сказы Павла Бажова, сказки Пушкина, иллюстрации Ивана Билибина, три богатыря Виктора Васнецова» |
«Я — МИХАИЛ ВОЛКОВ-СОРОКИН, ТУТ И МЕДВЕДЬ, И ВОЛК, И СОРОКА — ВСЕ ЛЕСНОЕ, ЗВЕРИНОЕ. МЕБЕЛЬ У МЕНЯ ТАКАЯ ЖЕ: СКАЗОЧНАЯ, ЛЕСНАЯ, ДИКАЯ»
— Михаил Борисович, у вас красивая лесная двойная фамилия — Волков-Сорокин. Как она вам досталась?
— Я ее приобрел (улыбается), одна со стороны матери, другая — отца. Был я всегда Волковым. А когда мы начали делать сайт, оказалось, что доменное имя volkov.ru уже занято. Решили попробовать Волков-Сорокин, как Петров-Водкин или Борисов-Мусатов — свободно. Вот, собственно, и вся история, с тех пор я Волков-Сорокин. Волков-Сорокин — это творческий псевдоним. Был такой художник — Пикассо. Какие он картины рисовал? Угловатые, страшноватые, «пикассовские» какие-то. Шишкин рисовал хвойные леса. Сергей Старостин какие песни поет? Старинные. Ну, а я — Михаил Волков-Сорокин, тут и медведь, Миша, и волк, и сорока — все лесное, звериное. Мебель у меня такая же: сказочная, лесная, дикая. В этом есть какая-то мистика.
|
«Волков-Сорокин — это творческий псевдоним» |
— Как проводите свободное время?
— Его как такового нет. Все время занимает работа. Одно из самых больших удовольствий и радостей — это сплавляться на байдарке либо на лодке. И это опять-таки поиск материала. Ищу, где и что растет, забиваю точки в навигатор: ага, здесь растет такая-то ветка. Ну что ее пилить впрок? Пусть растет. Если заказ выпадет и нужна будет такая ветка, координаты у меня есть. Мои базы разбросаны по Татарстану и Марий Эл (смеется).
— Какими принципами вы руководствуетесь при работе?
— Делать так, чтобы было исключительно интересно, неординарно, практично и удобно. Чтобы меня как самого притязательного и требовательного зрителя это радовало и удивляло. Если уж это меня будет радовать и удивлять, то заказчика это тоже будет радовать.
Справка
Михаил Волков-Сорокин родился 28 декабря 1961 года в Казани. В 1980 году окончил профессиональное училище народных художественных промыслов
В 1987 году окончил Казанское художественное училище им. Фешина. С 1990 года работает в своей мастерской http://volkovsorokin.ru/.
Женат, воспитывает четверых детей (два сына и две дочери).
- Блокбастер что это такое простыми словами
- Как узнать чипсет компьютера