Для чего проводятся комплексные кадастровые работы
Для чего проводятся комплексные кадастровые работы
Статья 42.1. Объекты комплексных кадастровых работ
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В результате выполнения комплексных кадастровых работ:
1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;
3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Комплексные кадастровые работы выполняются в порядке, установленном настоящей главой.
4. Повторное выполнение комплексных кадастровых работ на территории кадастрового квартала (кварталов), ранее являвшегося территорией выполнения комплексных кадастровых работ, не допускается. В случае, если ранее такие работы были выполнены за счет внебюджетных средств в границах территории, указанной в части 1 статьи 42.11 настоящего Федерального закона и представляющей собой часть кадастрового квартала (части кварталов), на оставшейся части территории кадастрового квартала (частях кварталов) допускается выполнение комплексных кадастровых работ, в том числе за счет бюджетных средств.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. В случае выявления расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ земельных участков, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, устанавливающие или подтверждающие право пользования земельным участком, в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие в соответствии с земельным законодательством использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, исполнитель комплексных кадастровых работ направляет сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке) в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если заказчиком комплексных кадастровых работ является такой орган, либо в орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора. Форма сведений о выявленных объектах, направляемых в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если заказчиком комплексных кадастровых работ является такой орган, либо в орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Комплексные кадастровые работы не выполняются в отношении земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее комплексном развитии.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К отношениям, связанным с выполнением комплексных кадастровых работ по контрактам, заключенным до 16.09.2019, применяется редакция данного документа, действовавшая до указанной даты (ФЗ от 17.06.2019 N 150-ФЗ).
6. Комплексные кадастровые работы выполняются с учетом следующих особенностей:
1) в отношении земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования и другими объектами (территориями) общего пользования, и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, комплексные кадастровые работы выполняются, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории;
2) в отношении земельных участков, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, комплексные кадастровые работы выполняются только в случае, если образование таких земельных участков предусмотрено проектом межевания земельного участка или земельных участков, утвержденным в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
3) в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа);
4) в отношении лесных участков комплексные кадастровые работы выполняются только в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено утвержденной в порядке, установленном лесным законодательством, проектной документацией лесных участков;
(часть 6 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
Для чего проводятся комплексные кадастровые работы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17 сентября 2021 г. «Комплексные кадастровые работы для дачников: почему это выгодно и как их провести?»
В рамках рубрики «Вопрос-ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок.
Если раньше заказывать проведение ККР имели право только органы местного самоуправления, а также Москва, Санкт-Петербург и Севастополь за счёт бюджетных средств, то с 23 марта 2021 года такая возможность появилась у граждан и юридических лиц, управляющих территорией (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, инициативная группа из членов СНТ). Благодаря вступившему в силу Федеральному закону N 445-ФЗ, они получили право проводить ККР за свой счет.
В этом материале подробно расскажем, что делать дачникам и членам товариществ, решившим провести ККР за свой счет, и почему ККР выгоднее, чем обычные кадастровые работы.
Чем ККР отличаются от обычных кадастровых работ?
ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, коттеджные поселки, территории товарищества собственников недвижимости).
В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше сложиться, чтобы провести обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.
Кроме того, в указанном случае в ЕГРН не могли быть внесены сведения о контурах зданий и сооружений. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.
Комплексные кадастровые работы имеют следующие преимущества:
Проведение комплексных кадастровых работ позволяет сократить количество земельных споров, устранить имеющиеся ошибки. Снижается вероятность возникновения новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков. При этом согласованием местоположения границ занимается специальная согласительная комиссия, что избавляет собственников делать это в индивидуальном порядке.
В рамках ККР определяется местоположение контуров зданий и сооружений (появляется возможность одновременно устранить имеющиеся ошибки и осуществить «привязку» зданий и сооружений к земельным участкам).
Как выполнить ККР: порядок действий
Перед тем, как что-либо предпринимать, следует обязательно уточнить в органе местного самоуправления, планируется ли выполнение комплексных кадастровых работ на вашей территории за счет бюджетных средств. Для этого нужно направить соответствующий запрос. Если вам ответят, что такие работы уже запланированы, заказывать их в частном порядке не нужно. Организацией таких ККР займутся региональные органы власти.
Если же выяснится, что ККР на вашей территории не запланированы, можно действовать:
1. Нужно выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда на выполнение именно комплексных кадастровых работ. При этом такой договор может быть заключен как со стороны юридического лица (к примеру, садового товарищества или гаражного кооператива), или инициативной группы лиц, заручившейся согласием на выполнение таких работ от правообладателей недвижимости. Заказчики работ в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора подряда должны проинформировать о их начале. Для этого в границах конкретной территории размещаются сообщения на информационных щитах.
2. Кадастровый инженер проводит необходимые замеры, разрабатывает карту-план территории и предоставляет его заказчикам;
3. Заказчики ККР (или уполномоченное ими лицо) направляют документ в согласительную комиссию, которая на заседании должна согласовать местоположение границ земельных участков, обозначенных в карте-плане территории.
Согласительная комиссия формируется в течение 20 рабочих дней со дня заключения договора-подряда на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о их начале. В её состав включаются представители региональных органов власти, муниципалитетов, а также заказчики комплексных кадастровых работ или их представитель.
Важно! На заседании согласительной комиссии заказчики работ или их представитель могут представить свои возражения, если они не согласны с результатами определения местоположения границ.
Решение о согласовании принимается, если со стороны заинтересованных лиц не поступило возражений или есть вступившее в силу решение суда об установлении местоположения границ. Если же со стороны заказчиков ККР имеются возражения, тогда местоположение границ признается спорным. В этом случае разрешить такой спор возможно только в судебном порядке.
4. Согласительная комиссия направляет окончательную редакцию карты-плана территории в уполномоченный орган, который должен её утвердить. Таким уполномоченным органом является орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо орган исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (если ККР выполнялись на их территории).
Не позднее чем через три рабочих дня с момента утверждения уполномоченный орган направляет карту-план территории в Росреестр.
Важно! В результате проведения ККР при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, такие сведения включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ.
5. Росреестр рассматривает карту-плана территории и в случае отсутствия замечаний вносит необходимые сведения в ЕГРН. Орган регистрации прав обязательно уведомляет заказчиков работ и кадастрового инженера о результатах, в том числе сообщает перечень объектов недвижимости, в отношении которых был осуществлен кадастровый учет.
Обзор документа
С 23 марта 2021 г. комплексные кадастровые работы вправе заказывать граждане и СНТ, гаражные кооперативы, инициативные группы из членов СНТ за свой счет.
Росреестр подробно рассказал, что делать дачникам и членам товариществ, решившим провести ККР за свой счет, и почему ККР выгоднее, чем обычные кадастровые работы.
Новый закон для дачников: как провести комплексные кадастровые работы
В России заработал новый закон, который позволяет обычным гражданам заказывать комплексные кадастровые работы. Нормативный акт вступил в силу 23 марта 2021 года. До этого такими услугами могли воспользоваться только органы власти. Как будут работать новые правила и каким образом они смогут облегчить жизнь владельцам домов и земельных участков, читайте в нашем материале.
Что такое кадастровые работы?
Каждый объект недвижимости имеет свои индивидуальные характеристики: границы, площадь, высоту и т.д. Чтобы зарегистрировать дом или разделить один земельный участок на два, нужно учесть все признаки и внести их в Единый государственный реестр. Для этого на место приезжает кадастровый инженер и проводит кадастровые работы. Он уточняет реальные границы и другие характеристики, а затем составляет межевой план и объект недвижимости ставят на кадастровый учет.
Это нужно для того, чтобы зарегистрировать право на владение участком или коттеджем. Чтобы в дальнейшем человек мог пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости: продавать, дарить, оставлять в наследство и т.д.
После постановки на учет, определяется кадастровая стоимость объекта недвижимости. Она зависит от площади земельного участка, а также от категории земель и вида разрешенного пользования. Например, земли в населенных пунктах, предназначенные для индивидуального жилищного строительства будут стоить дороже, чем участки для садоводства на землях сельхоз назначения. А чем выше кадастровая стоимость, тем больше налог на имущество и оценить объект недвижимости при продаже можно дороже.
Кроме того, кадастровые работы проводятся для того, чтобы исправить ошибки при определении границ или решить земельный спор между соседями.
Комплексные кадастровые работы – это одновременная постановка на учет сразу нескольких участков, которые находятся на территории одного кадастрового квартала: дачного или садового товарищества, либо коттеджного поселка.
В чем суть нового закона?
До конца марта проводить комплексные кадастровые работы могли только по заявке местной администрации или региональных властей на бюджетные деньги. Например, при строительстве нового микрорайона или при прокладке новой дороги. И если денег в казне не было, то такие работы не предусматривались. Поэтому у обычных граждан не оставалось шанса провести земельные кадастровые работы бесплатно.
Чтобы поставить на учет возведенный дом или размежевать участок, собственникам нужно было самостоятельно вызывать кадастрового инженера, тратить на это большие деньги.
Новый закон разрешил заказывать комплексные кадастровые работы частным лицам. Дачники или жители коттеджных поселков могут, не дожидаясь решения властей, объединяться и проводить масштабные кадастровые работы за свой счет сразу.
Авторы законопроекта видят в нововведении одни плюсы:
Как провести комплексные кадастровые работы?
Уточните, не планируют ли власти провести комплексные кадастровые работы бесплатно. Для этого стоит отправить запрос в местные органы власти и дождаться ответа.
Если чиновники не торопятся с масштабной регистрацией, то владельцы земельных участков или домов могут объединиться и собрать необходимое количество денег, чтобы заказать проведение комплексных кадастровых работ.
Для этого нужно провести собрание и выбрать одного представителя, который должен найти кадастрового инженера и заключить с ним договор о выполнении комплексных кадастровых работ на всей территории.
После проведения работ, кадастровые инженеры составляют карту-план и отправляют документ на регистрацию прав в ЕГРН.
Сделать это можно, заглянув на кадастровую карту. Если объект зарегистрирован, вы легко найдете необходимые сведения: кадастровый номер, площадь, кадастровую стоимость. Если вы хотите получить более расширенную информацию, например, проверить наличие обременений и ограничений, посмотреть историю собственников, то стоит заказать выписку из ЕГРН. Этот документ даст полную картину об объекте недвижимости. Получить его быстро и просто можно с помощью сервиса ЕГРН.Реестр. Укажете кадастровый номер дома или участка либо его адрес. В течение дня на электронную почту придет отчет с актуальными и достоверными данными.
Для чего проводятся комплексные кадастровые работы
Введите то, что Вы ищете
Комплексные кадастровые работы
В 2017 году субсидии из федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ были выделены трем пилотным регионам: Республика Тыва, Астраханская и Белгородская области.
В 2018 году Росреестром были заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета с тринадцатью субъектами Российской Федерации: Республики Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальский, Камчатский, Пермский и Хабаровский края, Амурская, Вологодская и Псковская области, город Севастополь.
В 2019 году комплексные кадастровые работы за счет средств федерального бюджета будут проведены в тридцати трех субъектах Российской Федерации: Республиках Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Удмуртской и Саха (Якутия), Пермском, Ставропольском, Хабаровском и Камчатском краях, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Пензенской, Псковской, Ульяновской и Магаданской областях, городе Севастополе.
Росреестром заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ в 2020 году с пятнадцатью субъектам Российской Федерации: Республикам Бурятия, Дагестан, Тыва, Пермскому, Хабаровскому краям, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Калужской, Магаданской, Новгородской, Омской, Сахалинской, Челябинской областям, городу Севастополь.
В рамках указанных соглашений субъектами Российской Федерации проводятся работы по уточнению местоположения границ земельных участков, установлению или уточнению местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также исправление массовых реестровых ошибок.
Проведение данных работ позволяет существенно повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) за счет внесения в него сведений о границах земельных участков, кадастровый учет которых осуществлен. Это необходимо для защиты прав собственности, формирования налоговой базы, совершенствования земельно-имущественных отношений и повышения инвестиционной привлекательности регионов.
Исполнители комплексных кадастровых работ определяются муниципальными властями на конкурсной основе. Муниципальные власти выполняют функции заказчика работ, контролируют их проведение и приемку. Росреестр в рамках соглашений проводит оценку эффективности использования субсидии».
С 2021 года мероприятие «Проведение комплексных кадастровых работ» будет предусмотрено в государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316.».
Комплексные кадастровые работы для дачников: почему это выгодно и как их провести?
В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок.
Если раньше заказывать проведение ККР имели право только органы местного самоуправления, а также Москва, Санкт-Петербург и Севастополь за счёт бюджетных средств, то с 23 марта 2021 года такая возможность появилась у граждан и юридических лиц, управляющих территорией (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, инициативная группа из членов СНТ). Благодаря вступившему в силу Федеральному закону № 445-ФЗ, они получили право проводить ККР за свой счет.
В этом материале подробно расскажем, что делать дачникам и членам товариществ, решившим провести ККР за свой счет, и почему ККР выгоднее, чем обычные кадастровые работы.
Чем ККР отличаются от обычных кадастровых работ?
ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, коттеджные поселки, территории товарищества собственников недвижимости).
В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше сложиться, чтобы провести обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.
Кроме того, в указанном случае в ЕГРН не могли быть внесены сведения о контурах зданий и сооружений. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.
Комплексные кадастровые работы имеют следующие преимущества:
Как выполнить ККР: порядок действий
Перед тем, как что-либо предпринимать, следует обязательно уточнить в органе местного самоуправления, планируется ли выполнение комплексных кадастровых работ на вашей территории за счет бюджетных средств. Для этого нужно направить соответствующий запрос. Если вам ответят, что такие работы уже запланированы, заказывать их в частном порядке не нужно. Организацией таких ККР займутся региональные органы власти.
Если же выяснится, что ККР на вашей территории не запланированы, можно действовать:
Согласительная комиссия формируется в течение 20 рабочих дней со дня заключения договора-подряда на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о их начале. В её состав включаются представители региональных органов власти, муниципалитетов, а также заказчики комплексных кадастровых работ или их представитель.
ВАЖНО! На заседании согласительной комиссии заказчики работ или их представитель могут представить свои возражения, если они не согласны с результатами определения местоположения границ.
Решение о согласовании принимается, если со стороны заинтересованных лиц не поступило возражений или есть вступившее в силу решение суда об установлении местоположения границ. Если же со стороны заказчиков ККР имеются возражения, тогда местоположение границ признается спорным. В этом случае разрешить такой спор возможно только в судебном порядке.
Не позднее чем через три рабочих дня с момента утверждения уполномоченный орган направляет карту-план территории в Росреестр.
ВАЖНО! В результате проведения ККР при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, такие сведения включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ.