Для чего проводят нормирование в области охраны окружающей среды
Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) статья 19 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 г.
Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
3. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:
проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области охраны окружающей среды;
установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;
оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
ГАРАНТ:
См. Методику разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 г. N 1118
См. Методику разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденную приказом Минприроды России от 11 августа 2020 г. N 581
См. Методику разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Ростехнадзора от 22 декабря 2016 г. N 551
См. Методику разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, утвержденную приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2012 г. N 639
О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты см. постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881
См. Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 208
См. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183
Экологическое нормирование
Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Основные механизмы экологического нормирования включают:
Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.
Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:
Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:
Направления экологического нормирования
Среди направлений экологического нормирования главные:
Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:
С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.
Механизмы экологического нормирования
При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:
Этапы реализации экологического нормирования:
Правовые основы экологического нормирования
Основой экологического нормирования в Российской Федерации является «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ, с помощью которого регулируются отношения между предпринимателями и органами экологического контроля. Аналогичное значение имеют:
В нашей компании можно заказать оформление любых экологических документов «под ключ» согласно законодательству РФ. Мы гарантируем быстрое прохождение и согласование документации в контролирующих органах. Как результат, Вы экономите время для подготовки документов и проведения необходимых анализов. При этом снижаются платежи на оплате труда дополнительных специалистов для проведения экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.
Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
3. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:
проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области охраны окружающей среды;
установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;
оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
Судебная практика и законодательство — 7-ФЗ Об охране окружающей среды. Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 19, 34, 35, 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьями 16, 19, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлениях от 14.05.2009 N 8-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П и определениях от 10.12.2002 N 284-О, от 22.12.2015 N 2987-О, пришли к выводу о том, что у Общества не было обязанности вносить плату в 2015 году за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающего коэффициента, поэтому Управление Росприроднадзора не вправе удерживать излишне уплаченные Обществом средства за сбросы загрязняющих веществ.
Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 35, 56, 69 Водного кодекса, статьями 16, 19, 39, 77 Закона об охране окружающей среды, учтя разъяснения, изложенные в пунктах 37, 40, 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» и упомянутую выше Методику, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении требований, так как пришел к выводу, что Департаментом не доказана необходимая совокупность оснований для возложения на Общества гражданско-правовой ответственности в виде взыскания причиненного ущерба.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, руководствуясь статьей 19, пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Разделом VII Методики N 333, принимая во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», признали, что расчет нормативов допустимых сбросов в Авачинскую губу проведен уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством и является обоснованным. Суды, проверив порядок утверждения НДС, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении требований Методики N 333, не выявили.
Статьей 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (пункт 1). Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункт 2).
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющий правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в статье 19 закрепляет, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункты 1, 2).
Для чего проводят нормирование в области охраны окружающей среды
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а в соответствии со ст. 58 — каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной и иной деятельности, и осуществляется в целях государственного регулирования этого воздействия, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
По своему назначению нормирование в области охраны окружающей среды служит инструментом управления хозяйственной и иной деятельности для обеспечения экологической безопасности на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.
Законодательно установлены две группы нормативов:
1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Нормативы качества окружающей среды — это официально установленные допустимые, т.е. разрешенные, значения химических, физических, биологических показателей, характеризующих объекты окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
Установление вышеперечисленных нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне входит в компетенцию министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — это количественные ограничения химических, физических, биологических и иных воздействий на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, при соблюдении которых не нарушаются установленные для данной местности нормативы качества окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 22), установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Экологическое нормирование
Основной целью экологического нормирования является
Основная цель нормирования заключается в установлении допустимых пределов воздействия на биосферу, которые гарантируют не только экологическую безопасность и сохранность генофонда, но также адекватное использование и эффективное восполнение природных компонентов в условиях непрерывно развивающейся хозяйственной деятельности.
Нормы и лимиты
Утвержденная Федеральным законом «Об охране окружающей среды», отечественная система экологического нормирования содержит в себе следующие акты и нормативы:
Для анализа состояния биосферы были установлены нормативы качества, согласованные:
По сути, нормативы допустимых пределов отрицательных воздействий на биосферу представляют собой вынужденный компромисс между экологией и экономикой, обусловленный необходимостью дальнейшего развития производственно-хозяйственной деятельности и сохранности генофонда.
В число ключевых образующих российской системы допустимого отрицательного воздействия входят нормативы:
Отдел экологического нормирования нашей компании осуществляет разработку природоохранной документации для объектов на всей территории РФ! А наличие высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт в области охраны окружающей среды и экологии позволяют выполнять работы любого уровня сложности.
Наши преимущества:
Оптимальное соотношение цены, качества и срока
Разработка «под ключ» мы знаем, как сделать проект, который устроил бы и вас и надзорные органы
Гарантия согласования проекта. Все наши проекты прошли получили положительные заключения
Согласования в государственных органах с первого раза
Гибкая система оплаты: мы готовы предложить поэтапную оплату
Вы гарантированно сможете получить консультацию о ходе выполнения работ от специалистов
Правовой базис
Защита источников питьевого водоснабжения, включая водоемы, курортные, лечебно-оздоровительные и прочие территории обеспечивается нормативами санитарно-защитных зон, установленными соответствующими законодательными документами.
Российское законодательство часто обращается к системе нормативов изъятия природных компонентов. Учитывающая региональную экологическую обстановку, возможность самовосстановления природных ресурсов и малейшие экологические дисбалансы, она обеспечивает максимальные экономические выгоды от использования природных компонентов.