Для чего проводят мастер классы для педагогов
Консультация для педагогов «Как правильно организовать и провести мастер-класс»
Анна Самойлова
Консультация для педагогов «Как правильно организовать и провести мастер-класс»
«Как правильно организовать и провести мастер-класс»
Консультация для педагогов
Самойлова Анна Валерьевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Проводить мастер-класс и обращаться к профессиональной аудитории педагог может только тогда, когда уверенно овладеет материалом. Мастер – это человек, который хорошо знает какую-либо проблему и профессионально может показать ее решение. Это человек, который умеет хорошо и ловко что-то делать. Поэтому в ходе мастер-класса педагог-мастер не просто сообщает новую информацию коллегам, а передает способы деятельности.
Мастер-классы представляют интерес для тех педагогов,которые хотят:
• разработать собственную авторскую образовательную программу;
• освоить новую технологию, методику;
• повысить профессиональное мастерство в конкретном вопросе или виде деятельности.
Цели и задачи мастер-класса
Перед тем как готовиться к мастер-классу, важно понять, с какой целью вы будете его проводить и какие задачи с его помощью решите. Существует несколько интерпретаций общей цели любого мастер-класса:
• трансляция уникального педагогического опыта;
• создание условий для профессионального общения, самореализации;
• повышение педагогического мастерства;
• распространение передового педагогического опыта;
• внедрение новых педагогические технологий.
Основные задачи мастер-класса:
• обобщить опыт педагога;
• передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов;
• организовать совместную отработку методических подходов педагога;
• провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса;
• оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития.
Тематика, формы проведения и продолжительность мастер-класса
Тематика мастер-классов может быть любая: обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования педагогических технологий, авторские приемы применения технологий на практике. При этом формулировать тему мастер-класса следует по формуле: «Что сделано? – С помощью чего сделано? – Какой будет конечный методический продукт?». Последовательность составляющих формулы может быть другой.
По времени мастер-класс может длиться от 15 минут до 6 часов. Это зависит от мероприятия, на котором проводится мастер-класс. Если в рамках курсовой подготовки педагогов, то мастер-класс может занять более длительное время. Если это происходит на педагогическом совете, то 15–30 минут. Если мастер-класс – один из этапов профессионального конкурса, то время его проведения регламентирует соответствующее положение о данном конкурсе.
В какой форме проводить мастер-класс, выбирает сам педагог-мастер. Этот выбор определяется наработанным стилем профессиональной деятельности. Существуют разные формы проведения мастер-класса:
• сюжетно-ролевая игра (форма групповой работы);
• представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;
• самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике педагога-мастера;
• совместное моделирование какого-либо мероприятия.
Мастер-классимеет определенную структуру:
• показ или демонстрацию технологии процесса;
• практическую часть – создание продукта;
• презентацию продукта (афиширование);
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер:
• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
• представляет участникам мастер-класса технологию;
• формирует рабочие творческие группы;
• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Пример подготовки и проведения мастер-класса
Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса. Это итоговое мероприятие, в рамках которого педагоги изготавливают куклы-игрушки и предлагают варианты их практического использования в образовательной деятельности – мастер-класс «Такие разные куклы».
Структура мероприятия включает три части: общую организационную, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским) и заключительную (презентацию полученных продуктов).
План проведения итогового мастер-класса «Такие разные куклы»
• Мини-презентации мастерских, распределение участников по секциям (выбор бейджа или пригласительного буклета).
• Итоговая презентация творческой игры с использованием куклы-игрушки в игровом пространстве для всех участников мастер-класса.
• Обсуждение и обмен мнениями.
На этапе подготовки итогового мероприятия формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.
Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских, решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, демонстрационные буклеты, оформляет презентации.
Общая вступительная часть проводится в музыкальном зале детского сада, столы и стулья в котором расставлены по кругу. Для итоговой части каждого мастер-класса отводится определенный сектор. Педагог, который проводит обучение в мастерской, заранее подготавливает пространство для игровой презентации в соответствии с темой и сюжетом игры. В общей части обсуждаются цели и задачи мероприятия, педагоги делятся на практические группы.
В мастерской в течение 20–40 минут (в зависимости от сложности технологии) педагоги знакомятся с процессом изготовления той или иной куклы и сами пробуют создать авторский продукт. Здесь же они обсуждают возможные темы для итоговой презентации творческой игры с использованием куклы в игровом пространстве.
Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.
Мастер-класс «Волшебное превращение ложки» по изготовлению кукол из пластиковых ложек поможет организовать игру «Бал для Золушки». Оформление игрового пространства идет по известной сюжетной линии сказки «Золушка». Тут может появиться настоящая тыква, которая превратится в карету. Под музыку могут танцевать все персонажи сказки.
Варианты игрового пространства для проведения творческой игры с куклой
Мастерская «Куклы из ниток»
Тема игры Материалы Творческая игра
«Племя туземцев» Шерстяные нитки светло-коричневого, шоколадного и черного цветов,декоративные элементы: бусины, деревянные палочки, тесьма «Туземцы на острове»
Игровое пространство – «остров». «Остров» – большой лист ватмана неправильной формы. Для создания ландшафта «острова» поверхность ватмана тонируется красками или гуашью, декорируется пластилином.Возможные материалы для оформления: камни, песок, деревянные палочки, солома, разноцветные ткани, фигурки диких животных, искусственные деревья, макет костра и хижины. Участок моря – синяя ткань. Дополнительные объекты – предметы-заместители
Мастерская «Волшебное превращение ложки»
Тема игры Материалы Сюжетно-ролевая игра
«Бал для Золушки» Пластиковые ложки;ткани для изготовления одежды: органза, тюль, кружево; тесьма; цветные нитки; двойной скотч «Бал»
Игровое пространство – «дворец». «Дворец» – большая картонная коробка. Нижняя часть коробки – пол, боковые части – стены. Для имитации зеркальных стен используется пищевая фольга, для бального паркета – ткань в клетку.Возможные предметы для оформления: игрушечная мебель (стол, стулья, игрушечная посуда, свечи из бумаги и новогодние гирлянды. Дополнительные объекты – предметы-заместители
Принцип мастер-класса:
К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и еще не получившие признания в своей области специалисты. А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников.
Пример проведения мастер-класса
Ход ЗАНЯТИЯ
• постановка цели и задач мастер-класса;
• краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.
• изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее обучающимися в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально);
• оформление готовых работ.
• просмотр и обсуждение выполненных работ;
• самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;
• ответы на вопросы участников мастер-класса;
• общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению);
• заключительное слово педагога-мастера.
Консультация «Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре.
Консультация «Как провести день книжки-малышки» Как провести день книжки-малышки. Закончился День книжки-малышки в нашем детском саду. Замечательный день! Воспитатели всех групп провели.
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.
Консультация для родителей «Как организовать день рождения ребенку в детском саду» Первые годы жизни маленького человечка очень важные. Детские воспоминания навсегда остаются в памяти, поэтому родителям хочется, чтобы они.
Консультация для родителей «Как правильно организовать совместный семейный отдых?» Уважаемые родители, сегодня хотим Вам рассказать, как организовать семейный отдых, чтобы каждый член семьи остался с позитивными эмоциями.
Консультация для родителей «Как провести новогодние каникулы» Новогодние праздники-это не только елка, много сладких угощений, но и длинные каникулы. Посвятите эти дни общению с ребенком, семье. Кроме.
«Как провести выходной день с ребенком». Консультация для родителей Консультация для родителей. «Как провести выходной день с ребенком. » В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве.
Консультация для родителей «Как провести выходной день с ребенком» «Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть». /Джордж Бернард Шоу/ Выходные дни – это время,.
Консультация для родителей «Как с пользой для ребенка провести лето» Наступило лето. Лето прекрасная пора для того, чтобы провести его с пользой. Это время не только для отдыха, но и для закаливания, оздоровления.
Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни» Групповой адвент-календарь Думаю, ни для кого не секрет, что порой ожидание становится иногда ярче самого праздника. У иных – наоборот,.
Статья «Развитие профессиональной компетентности педагога через проведение мастер-классов»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П.города Белово»
Развитие профессиональной компетентности педагога
через проведение мастер-классов
Останина Светлана Георгиевна, педагог дополнительного образования
« Мастерство приходит только с практикой и не может появиться лишь в ходе чтения инструкций» Наполеон Хилл
Педагог дополнительного образования это творческая личность, которая на протяжении своего творческого пути постоянно находится в поиске. Поиск новых идей, новых методов и приемов обучения, инноваций. С пособность адаптироваться в меняющемся современном мире, предъявляет педагогу высокие требования, он должен быть компетентен в различных областях своей деятельности. Проведение мастер-классов является одной из современных форм обучения, главной целью которого является передача педагогического опыта. Это всегда практическое мероприятие, на котором педагог предлагает освоить либо действующую технологию, либо происходит знакомство с авторскими находками.
Заявленные мастер-классы могут посещать, не только начинающие педагоги, так и опытные, поэтому нужно учитывать мотивацию разных групп участников. При проведении мастер-классов, где присутствуют начинающие педагоги важно показать формы, приемы работы, для них важно получить новые знания, чтобы использовать в дальнейшей практической работе. Н апример, если это мастер-класс по работе с фоамираном, то показываются способы работы с данным материалом. При легком нагревании этот материал может принимать любую форму: растягиваться, сжиматься, продавливаться, заворачиваться и т.д. При этом происходит формирование профессионального опыта.
Как правило, м астер-классы сопровождаются презентациями, в которых используется иллюстративный материал, который помогает раскрытию содержания мастер-класса, что способствует формированию информационной компетентности педагогов. В р езультате общения, участники мастер-класса получают полезные советы, рекомендации при этом происходит формирование учебной (интеллектуальной) компетентности.
В случае, где присутствуют на мастер-классе высококвалифицированные специалисты, главное это не заимствование форм работы, а происходит сравнение и сопоставление уровня и форм работы. В результате работы проходит дискуссия, в ходе которой педагоги обмениваются своими достижениями, где каждый из участников может узнать для себя что-то интересное и новое. Происходит взаимообогащение, интеллектуальный рост, и постоянное совершенствование.
Можно перечислить преимущества данной формы обучения: мастер-классы являются интерактивной формой обучения, в результате работа проходит в непринужденной, доброжелательной обстановке; у педагога есть возможность индивидуального подхода к каждому участнику мастер-класса; передача практического опыта проходит в реальном времени; теоретический обзор мастер-класса не является главной частью, поэтому ограничен во времени; напрямую от педагога к участникам происходит передача определенных практических навыков и отработка практических умений участниками мастер-класса; возможность ознакомиться с неизвестной ранее техникой; своевременная корректировка практических навыков; за короткий промежуток времени выполнить самостоятельно готовое изделие.
Мастер-классы в системе обучения декоративно-прикладной деятельностьювозможно классифицировать следующим образом:
1. П о степени присутствия: дистанционные (с использованием современных медиа средств: Интернет, телевизионная трансляция, запись на DVD диски);с личным присутствием педагога. В данной классификации положительными моментами будет являться в первом случае возможность в любое удобное время просмотреть и ознакомиться с мастер-классом, но возможно при этом не будет выполнено готовое изделие, а во втором случае напрямую происходит общение педагога с аудиторией, результатом которого будет являться самостоятельно выполненное изделие под руководством педагога. В процессе работы отмечаются, комментируются наиболее значимые моменты, идет диалог между участниками мастер-класса, где педагог отвечает на возникающие вопросы.
2. П о составу аудитории: для педагогов; для учащихся; смешанная группа (педагог, учащийся и родители). При проведении мастер-классов для педагогов основным преимуществом будет являться то, что у них есть определенный багаж практических навыков, так как сам мастер-класс не предусматривает разъяснение основных теоретических аспектов. В смешанных группах учащимся может быть оказана помощь, со стороны педагогов, родителей. Совместная деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей. У родителей открываются скрытые таланты, о которых они порой даже и не подозревают. Каждый из участников получает положительные эмоции от общения, царит атмосфера доброжелательности, сотворчества.
3. По охвату аудитории: индивидуальные; групповые (одновозрастные, разновозрастные). Преимущество индивидуального мастер-класса, это непосредственное общение с мастером, проводимым мастер-класс и выполнение конкретного творческого задания, хотя при проведении группового мастер-класса можно увидеть большое разнообразие творческих идей со стороны участников, так как педагог не навязывает свою точку зрения, а лишь способствует приобретению нового опыта работы, показывая свое практическое мастерство.
4. По форме организации: обучающие и развлекательные. Обучающие мастер-классы могут быть: художественной направленности декоративно-прикладного раздела (выполнение работ в технике бумагопластика, декупаж, цветы из фоамирана, в технике ганутель и так далее). Примером которого являются мастер-классы проводимые в МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово» для педагогов в рамках ежегодной городской выставки декоративно-прикладного и технического творчества: «Открытка в технике квиллинг», «Цветок роза в технике свит-дизайн», «Заколка из фоамирана», а также областной мастер-класс «Брошь из фоамирана» для педагогов в рамках работы областной профильной смены «Страна Мастеров». В результате проведения обучающего мастер-класса получается готовое изделие, а результатом развлекательного мастер-класса, которые проводятся во время воспитательных мероприятий, можно считать хорошее настроение, положительные эмоции.
Описанная форма работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, в ходе которого происходит самостоятельное развитие практических способностей участников процесса и появляются нестандартные решения.
Мастер-класс — что это такое, рекомендации по его проведению
Количество мастер-классов сейчас превышает число проводимых семинаров и тренингов. Итогом каждого из них прогнозируется обретение невероятных навыков, которые приведут к успеху и позволят обрести власть над всеми, кто мастер-класс не прошел. Что же такое мастер-класс?
Мастер-класс — это способ обучения и оттачивание практического навыка. Он проводится в формате очного занятия, ведущим которого выступает гуру какой-либо области. У него довольно громкое имя, заставляющее публику приходить на обучение.
Мастер-класс построен на обоюдном взаимодействии ведущего и участника. Это одно из главных отличий этого способа обучения от других. Семинары, тренинги и другие способы передачи навыков такого не предполагают: в ходе них тренер не обращается к кому-то персонально, он работает для всей аудитории сразу, и зачастую эта аудитория не ограничивается одним десятком лиц. Число участников мастер-класса крайне ограничено, обычно оно не превышает десятка, а ведущий ищет подход к каждому и налаживает контакт в процессе занятия.
Главный принцип мастер-классов можно описать как:
я знаю и умею делать правильно, и легко научу этому каждого из вас.
Только профессионал высокого уровня может проводить мастер-классы.
Как организовать и провести хороший мастер-класс: технология организации
Если вы владеете каким-то навыком настолько хорошо, что готовы поделиться своими знаниями с другими, то вам пригодится информация, как организовать мастер класс и это сделать. Мы подготовили ряд советов, которые помогут наметить курс на грамотную организацию мастер-класса и зададут правильный вектор.
Процесс подготовки состоит из трех этапов: подготовительный, активный, итоги. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Подготовительный этап: этот этап займет больше всего ресурсов. От тщательности его проработки зависит то, насколько легко будет потом. Он подразумевает:
Мастер-класс состоит из мелких деталей, которые в конечном итоге влияют на ощущения участников и степень их удовлетворенности уроком. Если вы уверены, что все детали учтены, можно переходить ко второму этапу.
Активный этап. Здесь тоже есть моменты, которые нельзя игнорировать, потому что от них зависит успех:
Подведение итогов. Ошибочно относить эту часть к окончанию мастер-класса, ведь итоги могут быть и промежуточными. Вообще есть два вида итогов: один для учеников, а другой — для самого себя. Это помогает избежать повторения ошибок и отточить свое мастерство как учителя. Не стоит переживать, если недочетов оказалось слишком много — это значит, что есть к чему стремиться и куда расти. И если вы это осознаете, самое время начать готовиться к новому мастер-классу.
Подготовка к мастер-классу
При подготовке к мастер-классу нужно понять, какой способ его проведения будет эффективным. В мастер-классе важна наглядность, информация подкрепляется практическими навыками. Демонстрация опыта помогает быстро освоить навыки, связанные с тематикой мастер-класса.
Важна личность того, кто проводит мастер-класс. У него должна быть личная концепция работы, он эксперт, который умеет располагать людей и делать так, чтобы их слушали. Он должен иметь собственные приемы, которые отличают его от других мастеров и делают занятия особенными.
Заменить мастера в проведении его персонального мастер-класса нельзя. Если такое случится, то урок получится совершенно другим, вероятно, даже с другими результатами.
К проведению мастер-класса ведущий готовится всю свою жизнь, ведь в его основе — весь личный опыт. В подготовку мастер-класса включены:
Большое значение и имеют характеристики личности ведущего. В частности:
Цель и задачи мастер-класса
Основная цель мастер-класса в передаче опыта участникам. Задач у мастер-класса несколько:
Формы мастер-класса и выбор тематики
Мастер-класс может быть проведен в нескольких формах. Популярные из них:
Форматов проведения мастер-класса крайне много. Список ограничивается фантазией автора и его техническими возможностями. В рамках одного урока комбинируется несколько форматов, которые помогают полно раскрыть тематику.
К слову о тематике. Ее выбор не должен занимать много времени. Проведением мастер-класса занимается профессионал, который погружен в определенную сферу и связал с ней жизнь. Он точно знает, в чем является экспертом, в рамках какого направления готов передать свой опыт. Выбор тематики зависит исключительно от знаний и навыков автора мастер-класса. Если же никакой экспертной области для него нет, то стоит задуматься: а нужно ли вообще тратить свое время на организацию уроков? Может быть лучше заняться саморазвитием и самому посетить несколько профильных семинаров.
Кому стоит подумать над проведением мастер-класса
Как уже говорилось выше, проводить мастер-классы стоит тому, кто является экспертом в какой-либо области. При этом важно, чтобы его экспертность отмечал и он сам, и специалисты, работающие в той же сфере. Хорошо, если его навыки подкреплены какими-то документами и сертификатами, есть награды, а его имя известно всем.
Списка областей, в которых лучше всего проводить мастер-классы, нет. Это могут быть как известные бизнес-тренеры, так и учителя — главное, чтобы им действительно было о чем рассказать и чем поделиться.
Передаваемый навык должен быть важен для участников мастер-класса. Он должен решать их проблему, помогать в развитии и жизни в целом. Только тогда занятие будет успешным и посещаемым, о нем будут рассказывать друзьям и знакомым с похожей проблемой или желанием прокачаться в этой сфере.
Выше мы уже говорили, что для ведущего важны не только навыки, но и харизма — без нее удержать внимание публики и понравиться ей не удастся. Это можно тоже развить, иногда она приходит с опытом. Главное поставить себе цель и понять, зачем вам нужно проведение мастер-класса, к чему лично вы хотите прийти с его помощью.
Оценка эффективности мастер-класса
Оценивать эффективность мастер-класса можно разными способами. Например, по окончании занятия можно дать участникам опросный лист, в котором указать ключевые вопросы по результативности мастер-класса. Ответы можно давать не развернутые или, например, с помощью цифр. В последнем случае стоит создать шкалу от 0 до 5, в которой 0 — означает совсем нет, а 5 — полностью согласен. Это простой и быстрый способ понять, зашел мастер-класс участникам или нет. В конце можно оставить открытый вопрос, в котором предложить каждому рассказать, что понравилось, а чего им не хватило.
Такой же опросный лист можно заполнить и самому. Так вы сможете понять, насколько ваши личные ощущения сошлись с мнением участников мастер-класса.
Опросный лист важно составить таким образом, чтобы он помогал выявлять пробелы и в дальнейшем их устранять. Уже спустя несколько занятий вы перестанете делать большую часть ошибок и повысите качество своих мастер-классов.
Заключение
Мастер-класс — один из эффективных способов передать свое мастерство тем, кто хочет быстро им овладеть. Его специфика заключается в тесном контакте ведущего и участников, в возможности лично пообщаться с каждым, кто пришел на обучение. Здесь вся теоретическая информация подкрепляется практическими навыками, поэтому она лучше запоминается и усваивается.
С точки зрения организации мастер-класса работы чуть больше, чем при проведении семинаров и тренингов. Необходимо подготовить материалы и техническое оснащение, подобрать площадку и продумать все мелочи.
Во время мастер-класса важно наблюдать за аудиторией, слушать, что она говорит. Часто в процессе люди озвучивают проблемы, которые им хотелось бы решить, но которые к теме мастер-класса относятся лишь косвенно.
Например, мастер-класс посвящен контенту в соцсетях, а людям интересно узнать, как продвигать ролики на ютубе. Вы можете взять на вооружение эту информацию и сделать ее основой следующего мастер-класса. Чем точнее будут ваши наблюдения, тем больший отклик вы получите от аудитории и тем сильнее будет ваша экспертность.
Внимание к участникам мастер-класса — это ключ к успеху. Все, кто работает с людьми, должны им помогать. Тогда отдача будет быстрой и позитивной, гарантируем: вас полюбит любая публика.