Для чего проводят холодную фильтрацию
Холодная фильтрация: мифы и реальность.
Но действительно ли разница будет заметной на уровне человеческого восприятия или это всего лишь маркетинговый ход, направленный на повышение прибыли производителя? С этим попытался разобраться Хорст Люнинг (Horst Lüning), ведущий дегустатор немецкого Интернет-портала и магазина Whisky.com (Whisky.de). Им было проведено достаточно серьезное «Исследование по холодной фильтрации шотландских односолодовых виски. Сравнительная оценка слепой дегустации.», в котором приняло участие 111 добровольцев. Желающие ознакомиться с полным текстом исследования могут прочесть его, а также посмотреть видео (англ):
Я же приведу только выводы, сделанные в результате этой работы.
«В ходе слепой дегустации 111 опытных ценителей виски из Германии попробовали в общей сложности 1331 образец высококачественного шотландского односолодового виски и оценили его по многочисленным параметрам. Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы определить влияние холодной фильтрации на воспринимаемый вкус. Для этой цели половину объёма 24-х различных односолодовых виски, не подвергнутых холодной фильтрации, фильтровали в лабораторных условиях в кизельгуровом и целлюлозном фильтрах при температуре чуть выше точки замерзания. Каждый участник получил 12 образцов 6-ти разных сортов виски: один неизменённый образец, т.е. не подвергшийся холодной фильтрации, и один образец каждого виски после холодной фильтрации.
Исследование показывает, что даже среди опытных ценителей односолодового виски только 45% смогли правильно определить наличие холодной фильтрации. Соответственно, отсутствие холодной фильтрации правильно определили 55% участников. На уровне 50,0% общий коэффициент идентификации в точности соответствует среднестатистическому значению. Таким образом, холодная фильтрация не может быть идентифицирована потребителем. Кроме того, образцы без холодной фильтрации получили точно такую же оценку качества, что и их аналоги, прошедшие холодную фильтрацию (3,4 по 5-балльной шкале).
Различия между независимыми розливами (IB) и официальными розливами (OB) с точки зрения процента идентификации и оценок качества оказались очень малы. Независимые розливы получили несколько более низкие оценки качества. Из-за ограниченного при исследовании количества разных сортов виски (24), полученные результаты имеют также лишь ограниченное значение.
Виски, выдержанные в бочках из-под хереса или вина, получили более высокие оценки качества, независимо от наличия холодной фильтрации. Этот результат подтверждает текущую тенденцию к выдерживанию и финишированию виски в хересных и винных бочках.»
Собственно, моё мнение совпадает с выводами этого исследования. В отношении холодной фильтрации достаточно вспомнить, что на протяжении десятилетий она была стандартной частью процесса производства виски. Тем не менее, вряд ли кто-то станет отрицать, что виски, произведенные в 50-70х годах с холодной фильтрацией были не в пример лучше нынешних без таковой, а многие 12-15-летки так и вообще были шедеврами (Лафройг, Спрингбанк и т.д.). Т.е. органолептику виски определяло прежде всего наличие качественных бочек и холодная фильтрация не была тому помехой. А сейчас, в условиях дефицита бочек, производители используют любые средства для повышения продаж и (мнимого) улучшения вкуса виски. Ну и last but not least: отсутствие холодной фильтрации банально удешевляет производство и таким образом производитель сразу убивает и второго зайца. И напоследок замечу, что это моё сугубо личное мнение, никоим образом не претендующее на истину в последней инстанции.
Холодная фильтрация – это процесс, вокруг которого среди почитателей виски неизменно ведутся самые горячие споры. Что это и почему она так важна для создания этого крепкого алкогольного напитка?
Что такое холодная фильтрация?
ПОЧЕМУ ФИЛЬТРАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ХОЛОДНОЙ?
Вкус и аромат виски складывается исключительно из входящих в его состав компонентов, большинство из которых растворимы в водно-этанольных смесях, характерных для всех алкогольных напитков. Но некоторые вещества растворяются только при определенных температурах.
Именно поэтому, когда виски разбавляют холодной водой или охлаждают, молекулы соединяются, чтобы образовать едва различимые частицы, известные как мицеллы. Этот рассеянный свет, делающий жидкость мутной, известен как “прохладная дымка”. Вы можете увидеть эти соединения и отфильтровать их, только когда жидкость охлаждена.
ВЛИЯЕТ ЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ ФИЛЬТРАЦИЯ НА ВКУС ВИСКИ, ИЛИ ЭТО ВЫДУМКИ?
Человеческое восприятие вкуса – механизм очень сложный, к примеру, кому-то виски может показаться менее вкусным, если сохранить прохладную дымку. Сложно определить, в чем истинная разница во вкусе, а что нам только кажется. На протяжении долгих лет этот вопрос поднимался не раз.
Одни считают степень прозрачности жидкости индикатором качества виски, другие же убеждены, что в процессе фильтрации определенных веществ исчезает и доля вкуса напитка, изменяя конечные вкусовые ощущения. Во время дегустационных сессий неотфильтрованный виски зачастую описывают как “более полный”, “более объемный” и “более богатый”, чем виски, прошедший холодную фильтрацию.
У Джорджа Смита не было возможности применять холодную фильтрацию при создании The Glenlivet. Однако сегодня большинство наших сортов подвергаются этому процессу – все, кроме виски серии Nàdurra. Проведите несколько собственных дегустаций и расскажите нам о своих выводах.
Холодная фильтрация самогона. Как сделать самогон прозрачным и не потерять вкус
Важно! Чрезмерное употребление алкогольных напитков может нанести существенный вред Вашему здоровью!
Приветствую Вас, дорогие мои читатели!
Сегодня снова хочу поговорит об очистке самогона, точнее, о его фильтрации.
Многие мои читатели в комментариях пишут, что самогон фильтруют только те, кто не умеет его правильно гнать. Мол, правильный отбор голов и хвостов и бла-бла-бла.
Кстати, друзья, у меня есть группа в «Одноклассниках», которая так и называется «Будни самогонщика», ссылка на нее есть в описании канала. Заходите, делитесь своими рецептами, своим опытом самогоноварения. Моя страница в Instagram называется weekday_moonshiner (ссылка в описании) По вопросам сотрудничества, публикаций Ваших рассказов, рекламы пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Я решил подробнее изучить этот вопрос, пообщался с опытными, а главное, известными винокурами, почитал их социальные сети и пришел к выводу
Интересному способу фильтрации, хорошо подходящему для избавления от опалесценции напитков, приготовленных на основе зерна (хлебное вино, полугар), научил меня один из известных в нашей стране, да уже и за рубежом, винокуров.
Нередко, при изготовлении полугара, доведения его да требуемой спиртуозности в 38,5% напиток мутнеет, выпадает опалесценция. Можно пропустить напиток через угольный фильтр, муть уйдет, но вместе с ней пропадет и часть аромата. Что же делать?
Разбавленный до 38,5% (а лучше с запасом, до 39%) продукт разливаете в пластиковую тару и помещаете в морозильную камеру.
Именно таким способом фильтруют большинство сортов виски.
В результате вы получите прозрачный напиток. Хотя мне, в последнее время, стал больше нравиться слегка белёсый полугар. Есть в нем какая-то аутентичность. Но это, как говориться, на вкус и цвет.
Производство солодового виски. Часть 4
Выдержка
Прежде чем попасть в деревянные бочки для выдержки, свежевыгнанный спирт разбавляют до приблизительно 63,5%, такая крепость в последнее время считается идеальной. При более высокой крепости созревание отнимет больше времени, и образование некоторых важных для букета будущего напитка соединений будет затруднено. Несмотря на это, некоторые производители сейчас разливают спирт при большей крепости или совсем не разбавляют. Это позволяет использовать меньше бочек и, соответственно, места на складе. Другие производители на протяжении многих лет не разбавляют виски перед розливом в бочки. По этим причинам можно найти розливы бочковой крепости, которые после более чем 20 лет выдержки сохраняют крепость выше 60%. Если наполнить бочки разбавленным до 63,5% спиртом, то спустя два десятка лет крепость упадет до 50% или даже ниже.
Испарение напитков при выдержке в бочках также называют долей ангела. Ежегодно в Шотландии испаряется порядка 1,5-2%. Дуб — пористый материал и спирт, равно как и вода, испаряются во время выдержки. Доля ангела напрямую зависит от температуры на складе. Более высокая температура даст больший объем испарения. Влажность воздуха также играет большую роль. Большая влажность означает, что испарение воды будет происходить медленнее, чем испарение спирта, что с годами будет приводить к снижению содержания алкоголя. В Шотландии высокая влажность, особенно зимой. В других местах, например, на юге США влажность низкая, что приводит к большему испарению воды, чем спирта, и в результате крепость напитка при выдержке может расти.
Дуб и бочки
Влияние дерева на конечный характер виски сложно переоценить. Зачастую около 80% букета виски приобретает от бочки. После разбавления спирт заливают в деревянные бочки, которые, согласно «Акту о шотландском виски» 1988 года, должны быть сделаны из дуба. Иногда в других странах используют иные виды дерева, также как и в самой Шотландии раньше пробовали использовать бочки, например из каштана. Существует больше чем 400 разновидностей бочек из дуба (quercus), из них около 200 в США. Но для производителей виски основной интерес представляют только 3 из них:
Два первых произрастают в Европе, а последний, соответственно, в Северной Америке, в основном в Арканзасе, Кентукки, Миссури и Теннесси. Американский белый дуб ценят за его выгодность. Деревья быстро растут, обладают мелкозернистой структурой, что означает, что их можно пилить, а не рубить топором. Что также говорит о том, что меньше древоматериалов уходит в отходы.
Четвертый вид дуба, к которому сейчас возрастает интерес — Японский или Монгольский дуб (Quercus mongolica), также известный как дуб Мидзунара (Mizunara oak). После второй мировой войны в Японии были трудности с бочками из-под хереса и некоторые производители решили использовать местную разновидность дуба для выдержки своего напитка. Они не были удовлетворены результатами таких опытов, и как только испанские бочки вернулись, они стали использовать их. Десятилетия спустя, однако, они обнаружили, что виски, выдержанный в японском дубе обладает уникальным букетом с оттенками сандала и кедра, и сейчас многие производители в Японии начали использовать японский дуб в определенных объемах.
Важность влияния дуба на выдержку виски можно выразить в трех частях: вычитание, добавление, взаимодействие.
При выдержке происходит разрушение и удаление из спирта сернистых соединений. На самом деле это происходит не за счет дуба, а за счет углерода, образующегося на внутренних стенках бочки при ее обжиге. Для того, чтобы собрать бочку, доски нагревают до состояния обожженности. Для бурбонных бочек этого не достаточно, после того как бочку собирают, ее обрабатывают открытым пламенем, в результате чего внутренние стенки бочки обугливаются на 1-3 мм в глубину. Именно поэтому такие бочки более эффективны для снижения содержания серы в спирте.
Бочка дает напитку как цвет так и букет, она в различной степени передает масла, кислоты, сахара и жиры, влияющие на букет виски. Другое добавление в букет, относится к короткой выдержке или «финишам», в данном случае оно происходит не от самой бочки, а от напитка, который был в ней до этого (например вино, херес, портвейн и т.д.). В зависимости от того, сколько раз бочка использовалась, ее влияние будет различным. Содержащиеся в дереве танины влияют на цвет напитка и европейский дуб даст более темный цвет, нежели американский.
Из всех трех этот процесс наименее изучен. Испарение и насыщение кислородом (когда кислород замещает испарившуюся воду и спирт) приводят к снижению резкости и добавляют комплексности спирту. Помимо этого, при взаимодействии бочки и спирта образуются новые соединения. Если первые два вида влияния действуют на протяжении первых двух лет выдержки, то взаимодействие происходит на протяжении всей выдержки и сильно зависит от того, в каких условиях она проходит (температура, влажность, атмосферное давление).
Раньше производители использовали те бочки, которые могли найти, потому как рассматривали их как транспортировочную тару. В конце 19-го века появилась мода на использование испанских бочек из-под хереса. Большое количество хереса ввозилось в Англию, и бочки были дешевы. В середине 20-го века объемы импорта хереса значительно снизились, и производители виски попытались найти другое решение. Некоторые из них стали делать собственные бочки в Испании, затем сдавать их в аренду производителям хереса на время выдержки и после этого отправлять их в Шотландию. Другие стали использовать бочки из-под американского бурбона, который по закону должен быть выдержан только в новых обожженных бочках.
Около 18 миллионов бочек виски выдерживается в Шотландии и 95% из них сделаны из Американского дуба и каждый год 300000 таких бочек поступает в Шотландии из США.
Важно понимать, что, когда речь идет о выборе бочки, берут во внимание не влияние самого бурбона или хереса, а влияние бочек, используемых для их выдержки.
За исключением некоторых случаев, спирт, который станет виски, заливают в бочки, которые уже хоть раз использовались для выдержки другого крепкого напитка или вина. Если использовать новую дубовую бочку, следует быть очень осторожным, т. к. есть вероятность того, что дуб одолеет букет спирта.
Бурбон, херес и прочие напитки смягчают дуб при выдержке и помогают преобразовать различные полимеры, содержащиеся в дереве, в ароматические соединения. Очевидно, что бурбон с его высоким содержанием алкоголя и относительно низкоалкогольные вина влияют на бочку по-разному. Разное содержание алкоголя позволяет извлекать и преобразовывать разные соединения. Если взять бочку из американского дуба и бочку из европейского, обе из которых ранее содержали херес, то можно будет заметить, что они придадут виски различные букеты. Американский дуб, к примеру, придаст оттенки ванили и кокоса, а европейский даст спелые фрукты и танины.
В течение последних двух десятилетий, стали использоваться новые типы бочек, не только из-под бурбона и хереса. Сегодня несложно встретить виски, который был выдержан в бочках из-под портвейна, мадеры, рома и различного вина. Иногда виски зреет в одной бочке на протяжении всего времени, но чаще всего виски переливают из хересной или бурбонной бочки в другую на финальную выдержку, которая длится от двух месяцев до двух лет.
Бочки также разделяют по количеству использований. Если бочка используется для выдержки виски в первый раз, то такую бочку называют бочкой первой заливки (First fill cask), далее идет бочка второй заливки (Second fill cask), если бочку используют в третий или более раз, то ее называют бочкой повторной заливки (re-fill cask). Бочки первой заливки следует использовать крайне осторожно, т. к. дуб и/или напиток, который прежде был в бочке, могут сильно повлиять на букет виски. Бочки второй и третьей заливки влияют меньше, поэтому их проще использовать в купажах и однобочковых розливах. После каждого использования большинство бурбонных бочек заново ошкуривают и обжигают для создания свежего углеродного слоя на внутренних стенках. Хересные бочки также обжигают, а иногда и заново заполняют хересом.
Купажирование и розлив
Если исключить однобочковые розливы, которые, как понятно из названия, разливаются из одной бочки и чаще всего при бочковой крепости, весь шотландский виски — купажированный, даже Single malt. Купажированием называется смешивание двух или более бочек перед розливом. Этот процесс довольно сильно различается у разных производителей, в том числе и в зависимости от того, какой виски производят: купажированный или солодовый, но основы везде одинаковые: содержимое нескольких бочек сливается в большие чаны, где сквозь него пропускают очищенный воздух для смешивания спиртов. Этот процесс называют rousing (англ. воодушевление). После этого виски разбавляют деминерализованной водой до необходимой крепости, значение которой не может быть ниже 40%. После следующей стадии, которой является подкраска, смешанный виски иногда отправляют на «женитьбу», которая может длиться до 12 недель. Подкраска виски осуществляется добавлением карамели (Е150). Некоторые производители не используют этот метод, другие используют, третьи используют только для части своей продукции. Виски подкрашивают для того, чтобы он всегда был одного цвета, либо для того, чтобы виски казался более выдержанным. Некоторые утверждают, что добавление карамели влияет на вкус.
В противовес этим доводам, стоит факт о том, что фильтрация лишает виски важных ароматических составляющих. Степень этого влияния зависит от температуры, размера фильтров и скорости, с которой виски проходит через них. Независимые разливочные компании почти никогда не используют холодную фильтрацию, также некоторые производители выпускают виски без холодной фильтрации (unchillfiltered).
ВИСКИ ПОСЛЕ БОЧКИ: СТЕКЛО, СВЕТЛО, ТЕПЛО И ПРОБКА
Виски продолжает зреть в бутылке. Сильвано Самароли
Официально принято считать, что после розлива в бутылки виски «консервируется» в том состоянии, в котором он находился на момент розлива, и больше с ним ничего не происходит. Однако те, кто любят или производят крепкие напитки, знают, например, что:
Таким образом, мы видим, что многие дистиллеры считают, что, даже не имея контакта с деревом, водно-спиртовая смесь всё равно продолжает менять свои свойства, и учитывают это в своих технологических процессах. Почему же тогда мы не можем предполагать, что нечто подобное происходит и далее, уже в бутылке, даже если считать, что бутылка герметична? Что и почему может происходить с виски в бутылке? И что такое эффект старой старой бутылки (OBE, Old Bottle Effect), o котором регулярно говорят дегустаторы древнего виски?
Давайте посмотрим, с чем контактирует и влияние чего испытывает виски после попадания в бутылку. Это:
1. СТЕКЛО
Стеклянная бутылка почему-то считается большинством потребителей совершенно нейтральным контейнером для содержания спиртов. Однако это не совсем так. Обычно для тары используется натрий-кальций-силикатное стекло (SiO2, CaO, Na2O), иногда с добавлением алюминия, магния и железа (Al2O3, MgO, Fe2O3) для улучшения качеств этого стекла. Однако стекло не настолько индифферентно, как мы склонны полагать.
В процессе хранения порожней стеклотары под влиянием суточных колебаний температуры происходит накопление и конденсация влаги из атмосферы внутри бутылок, что приводит к химической коррозии внутренней поверхности стекла. Происходит гидролиз растворимых силикатов в поверхностном слое и их разложение с образованием щелочи и высвобождением двуокиси кремния. Если бутылка хранится пустой долго, то щёлочь реагирует с углекислым газом из воздуха с образованием солей карбонатов кальция и магния (это причина того, что бутылка становится матовой, однако на первых этапах эта матовость смывается водой). Всё это приводит облегчению выщелачивания стекла водно-спиртовым раствором после розлива виски в бутылки. С поверхности стекла, в итоге, в водно-спиртовую смесь переходят такие компоненты стеклотары, как кремний, натрий, кальций, магний, алюминий. Это может в дальнейшем приводить к изменению органолептических показателей виски и к появлению осадка солей кремниевой кислоты.
Несмотря на то, что величина эффекта от химической коррозии внутренней поверхности стекла зависит от условий хранения стеклотары и сроков её хранения до попадания виски в бутылку, при любых условиях как водно-спиртовой раствор, так и поверхность стекла продолжают изменяться в течение всего времени контакта друг с другом. Да, наиболее активный период взаимодействия приходится на первые несколько месяцев после розлива виски в бутылки и мало нам заметен, когда счёт времени нахождения в бутылке идёт на десятки лет, накопленный эффект уже может заметно влиять на органолептические показатели напитка.
2. ПРОБКА
Ни один из существующих методов закупорки бутылок не даёт бутылке абсолютную герметичность. Для укупорки виски обычно используется либо пробка из натуральных, синтетических и смешанных материалов, либо винтовые пробки, металлические или пластиковые, с синтетическим уплотнителем. Все эти пробки допускают воздухообмен, причём наиболее герметичными являются винтовые пробки, они наименее склонны пропускать воздух в бутылку, а дальше с отрывом следуют пробки обычной формы, где хуже всего себя показывают пробки синтетические, лучше всего пробки технические (микс из натуральных и синтетических материалов), а натуральные пробки находятся где-то посередине между ними.
Несмотря на то, что винтовые пробки отлично зарекомендовали себя с точки зрения герметичности, большое значение имеет качество изолирующей прокладки на крышке – сейчас их качество не вызывает особых вопросов, но со старыми бутылками были случаи, когда эти прокладки портили виски, особенно при горизонтальном хранении (точно также не стоит хранить горизонтально бутылки с любыми другими пробками – если этого не делать, то пробка сама по себе не повлияет на виски).
Помимо доступа кислорода в бутылку, проблема воздухообмена состоит в том, что виски элементарно испаряется. Поэтому так часто у старых бутылок можно увидеть низкие уровни наполнения. Обычно это говорит и о том, что этот виски и подвыдохся – ведь опережающими темпами уходят обычно самые летучие, ароматные соединения. Ну и можно практически гарантировать, что крепость данного виски уже не соответствует оригинальной, что особенно обидно для виски, розлитого на 40% крепости.
3. ВОЗДУХ / КИСЛОРОД
Есть мнение, что виски, который провёл в контакте с воздухом долгие годы своей выдержки в бочке, уже не может измениться от незначительного объёма воздуха, контактирующего с ним бутылке. Однако все мы знаем, как может меняться виски в течение получаса в дегустационном бокале, случается, что мы видим почти другой напиток после того, как виски хорошо «подышит». Может ли такой процесс аэрации происходить и в бутылке, с тем только отличием, что на него требуется очень много времени? Вероятно, да, если учитывать негерметичность бутылок и вести счёт на десятки лет.
В результате контакта с кислородом в бутылке происходят те же процессы окисления, что виски претерпевает и в бочке, только в значительно, значительно меньших объёмах. Процессы окисления играют ключевую роль в созревании виски в бочке, делая дистиллят мягче, так зачем нам бояться контакта виски с воздухом в бутылке? Разве что по причине того, что окисление этанола приводит и к появлению не совсем желательных альдегидов (ацетатальдегида, прежде всего, предтечи уксусной кислоты). У меня нет данных непосредственно по виски, но измерения, проводившиеся на водке, показали увеличение массовой концентрации альдегидов в пересчёте на уксусный альдегид в полтора-два раза за 8 месяцев нахождения в бутылке (разброс в зависимости от температуры хранения). Альдегиды, в целом, ухудшают органолептические свойства дистиллятов, добавляя резкости и колкости напитку, хотя в небольшом количестве ацетатальдегид даёт фруктовые ароматы. С увеличением объёмов ацетатальдегида есть опасность появления уксусной кислоты с соответствующими ей ароматами. Тем не менее, сильно пугаться не стоит — виски это выдержанный напиток с изначально более низким pH, нежели у водки, поэтому окислительные процессы происходят в виски слабее. По крайней мере, эксперименты, проводившиеся в Канаде на предприятии Pernod Ricard, показали, что в нормальных условиях хранения за пять лет в бутылке виски никаких заметных изменений не происходит. Препятствует окислению и крепость виски – чем она выше, тем медленнее окислительные процессы.
Если говорить о доступе воздуха, то нельзя не упомянуть о случаях, когда бутылка уже открыта. Понятно, что чем меньше жидкости и чем больше воздуха в бутылке, тем больше в бутылке кислорода и больше места для выветривания эфиров и прочих летучих веществ. Однако тут нужно скорее смотреть не на количество воздуха, а на количество «обращений» к этой бутылке, т.е. количество раз, когда бутылка открывается и происходит воздухообмен с окружающей средой. Ведь эфиры и жирные масла, как весьма летучие продукты, просто элементарно выветриваются, значительно упрощая вкус и состав виски. Поэтому только хранение, например, половины бутылки открытой, не приводит к катастрофическим изменениям напитка – он может чуть «подвыдохнуться» (какому-то виски это идёт исключительно на пользу, не зря у шотландцев начала 19-го века есть упоминания о хранении виски в открытых бутылках, после чего тот становился мягче и приятнее), главное, не трогать эту бутылку. Но даже при более высоком уровне, если вы регулярно к этой бутылке обращаетесь, ситуация может быть хуже. Как и когда в бутылке осталось меньше трети — вы рискуете через некоторое время получить только подобие того напитка, который вам раньше нравился. Так что не берегите виски — выпейте его на пике формы, если он вам нравится (ну или действительно отложите, если хотите, чтобы он поменялся). А если всё-таки хочется сохранить — перелейте в меньшую по объёму тару.
Кстати, тут также имеет значение крепость виски – чем выше крепость виски, тем выше поверхностное натяжение у жидкости и тем больше удерживается в жидкости летучих веществ.
4. СВЕТ
Под воздействием света (ультрафиолетового излучения) происходит фотоокисление этанола (опять альдегиды), а также имеет место обесцвечивание виски. Безусловно, всё это приводит к определённым изменениям в напитке, однако сложно сказать, насколько это критично, если, конечно, вы не считаете цвет виски определяющим фактором при дегустации. Какие-то другие последствия воздействия дневного света пока научно не задокументированы, хотя с учётом того, что свет есть энергия и прямые солнечные лучи являются источником тепла, совокупность теплового и светового воздействия может быть уже вовсе не такой безобидной. Поэтому если и оставлять виски в прозрачном стекле на открытых для света местах, то лучше делать это там, куда прямой солнечный свет не попадает, и вообще лучше подальше от окна – интенсивность света с увеличением расстояния падает по закону обратных квадратов.
Что касается других видов излучения, то, например, флуоресцентное освещение вообще не оказывает на виски никакого влияния. Поэтому можно заказывать виски в диско-барах подвальных этажей совершенно без опасений.
5. ТЕМПЕРАТУРА
Повышенная температура катализирует все происходящие с виски в бутылке процессы, поскольку связи между молекулами становятся более подвижными. Разрушение/изменение этих связей меняет и ароматические, и вкусовые качества виски, так как утрачиваются или изменяются определённые вкусовые составляющие. И чем больше таких составляющих в виски, тем больше вероятность подобных изменений, которые, однако, не обязательно являются негативными.
С повышением температуры хранения бутылки увеличивается и взаимодействие виски со стеклянной посудой. Снижается и содержание этилового спирта в водно-спиртовом растворе, что приводит к постепенному снижению крепости виски. Увеличивается и скорость просто потери жидкости в бутылке, разница в потерях жидкости между 20 градусами хранения и 43 градусами Цельсия может составлять и 6 раз. Однако, в краткосрочном периоде, за несколько лет, просто относительно высокая температура хранения не приводит к значительным изменениям в виски.
Низкие температуры сами по себе тоже не так страшны для виски, особенно если он прошёл процедуру холодной фильтрации. Так, шведский виски-энтузиаст Маттиас Классон два года держал бутылку виски в морозилке – и в итоге виски лишь немного отличался от контрольного образца. Или можно привести в пример виски, забытый экспедицией Шеклтона в Антарктиде – он не потерял своих характеристик и за 100 лет нахождения при отрицательных температурах. Всё, что может сделать низкая температура с нефильтрованным виски – поспособствовать образованию мутности и выпадению осадка из-за собирающихся в «кучку» (в мицеллы) переждать холод сивушных масел, жирных кислот и их эфиров. Плохо растворимый осадок в этом случае может выпасть, если держать бутылку виски при температуре менее 5 градусов Цельсия не меньше месяца.
Так что важнее, на самом деле, не температура, которая вряд ли может быть крайне высокой при хранении виски — ну, градусов 40-45, максимум, наверное, а то, какие температурные перепады эта бутылка испытывает, ибо температурные колебания вызывают изменения объёма (соотношения) жидкости и воздуха в бутылке (а мы уже знаем, что бутылка не полностью герметична в любом случае), и это позволяет увеличивать воздухообмен и приток «свежего» кислорода в ёмкость. При этом перепады в положительном диапазоне температур (от 20 градусов Цельсия до 40) катастрофических последствий, судя по всему, не вызывают (уходит преимущественно ароматическая составляющая). А вот переход виски через ноль – от отрицательных температур к положительным и обратно, судя по опыту того же Классона, имеет для виски фатальное значение, он быстро превращается в то, что употреблять уже просто нельзя.
6. ВРЕМЯ
До этого мы всё время говорили об оксидативных вещах, но с виски за время нахождения в бутылке происходят не только окислительные реакции, идут и реакции восстановительные. Так, молекулы фенолов укрупняются (полимеризуются), формируя полифенолы – пропадают вяжущие («сушащие») ощущения, виски становится менее дымным, если изначально он был торфяным. Лактоны, которые переходят в виски из дубовых бочек, трансформируются со временем из транс-лактонов, придающих напитку перечность и пряность, в сис-лактоны, которые дают ароматы ванили и кокоса. Т.е. можно говорить о том, что со временем в виски появляется больше фруктовых, ванильных, металлических тонов, но становится меньше фенольных, пряных и цитрусовых нот.
Как уже отмечалось, хранение дистиллятов в стеклотаре сопровождается их взаимодействием со стеклом внутренней поверхности бутылки и соответствующими физико-химическими изменениями их состава, что способствует изменению органолептических характеристик виски. Со временем эффект от взаимодействия виски со стеклом бутылки также накапливается. Так, выщелачивание стекла со временем увеличивает pH виски в бутылке, что увеличивает склонность к выпадению осадка солей. Также может формироваться осадок из эфиров жирных кислот, особенно если виски не подвергался холодной фильтрации.
7. ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕР И ДИЗАЙН БУТЫЛКИ
Наверное, можно было не выделять это отдельным пунктом, но, исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что помимо материала бутылки, условий её хранения до заполнения и способа укупорки, имеет значение и оказывает влияние на сохранность виски форма, цвет, размер и дизайн бутылки.
Что касается формы, то оптимальной является форма, позволяющая минимизировать количество воздуха в горлышке бутылки на протяжении времени хранения. Таким образом, даже при наличии доступа кислорода, пятно контакта с воздухом будет минимальным.
Обычно виски продаётся в так называемых «подарочных упаковках» — картонных коробках, исключающих попадание света на бутылки. Однако, если бутылка всё-таки находится на освещённом месте, то виски сохранится лучше, если бутылка будет не бесцветной, а коричневой или зелёной, причём коричневый цвет защищает от ультрафиолета лучше. Кроме того, тут важен и дизайн бутылки, точнее – её этикетки. Чем больше по площади этикетка и контрэтикетка, тем надёжнее защищено содержимое бутылки от попадания прямого света.
И, наконец, размер бутылки. Точно также, как и в случае с бочкой, чем меньше ёмкость, тем больше площадь контакта содержимого ёмкости с её стенами. Тем проще свету проходить насквозь, окружающей температуре нагревать/охлаждать бутылку и т.д. Совершенно очевидно, что время в этом плане для маленьких бутылок идёт быстрее, чем для больших. Может быть, поэтому можно встретить жалобы любителей виски на миниатюры – мол, содержимое маленькой бутылочки отличается от содержимого стандартной, зачем в миниатюры что-то другое наливают, и т.п. Так что чем больше бутылка – тем дольше виски сохранится в нём в том виде, в котором от туда попал изначально.
Эффект старой бутылки
Наконец-то мы добрались и до этого загадочного эффекта. Созревание, выдержка – эти понятия подразумевают позитивные изменения виски, вряд ли нас должны беспокоить тогда и изменения, которые продолжаются с виски в стекле. До тех пор, пока мы не обнаруживаем нечто, что любители виски называют «эффектом старой бутылки» (ЭфСБ). В аромате эти ощущения часто описывают как различные варианты затхлости — запах старого платяного шкафа, старой кожаной одежды, старого сундука, старой мебели, как аромат соевого соуса, как лакокрасочные и мыльно-восковые оттенки. Соответствующим образом эти ароматы продолжаются и во вкусе.
Необычно и скорее неприятно то, что ЭфСБ не индивидуален, а похож, сличен для всех старых виски – дымных и недымных, бурбоновой выдержки и хересной. Разве что наиболее сильно ЭфСБ портит именно хересные виски, придавая им плесневелые, прогорклые тона. Поскольку это ощущение по ароматике и вкусу одинаково для всех виски, значит, и происхождение его имеет одинаковую причину, которую надо искать за пределами различий в производстве (сырьё и технологические процессы) и в выдержке виски. На мой взгляд, ЭфСБ складывается из комплекса факторов – на умягчённый, ослабленный временем профиль виски накладывается появление в нём уксусной кислоты и продуктов выщелачивания стекла. А для хересных вариантов выдержки – ещё и продуктов окисления вкусовых составляющих, пришедших из вина.
Обычный потребитель виски имеет очень мало шансов встретиться с ЭфСБ. Для появления ЭфСБ требуется очень много времени, это не 5 и не 10 лет, надо говорить о бутылках от 20 лет хранения и выше. А вот лет через 40 после бутилирования ЭфСБ может быть уже не просто заметен в виски, а выходить на первый план, затмевая и «убивая» первооснову.
В заключение
Как мы увидели, виски продолжает меняться и в бутылке, в ней параллельно идут окислительно-восстановительные процессы, зачастую противоположные по своему воздействию на органолептику продукта. Идут чрезвычайно медленно, особенно если виски хранится правильно. При хранении виски в бутылке менее 15 лет, пожалуй, вообще не стоит особенно задумываться на эту тему, а если ещё замотать горлышко бутылки парафильмом…
Хотя нужно ли это делать? Давайте вспомним вынесенное в эпиграф высказывание Сильвано Самароли. Почему не позволить виски продолжать меняться в бутылке? Тем более, если вы не инвестор и не коллекционер? Станет он чуть лучше или чуть хуже – неважно. Виски должен жить и меняться, как живём и меняемся мы.