Для чего применяется процедура облагораживания ювелирных вставок
Облагораживание драгоценных камней — виды и способы
Облагороженные камни – это обработанные природные камни с измененными внешним видом и свойствами, причем изменения эти не связаны с огранкой и полировкой. При облагораживании можно улучшить внешний вид (цвет и чистоту) и прочность природного (а иногда и синтетического) камня, повышая его ценность и делая более пригодным для использования в ювелирных украшениях.
Примеры облагороженных камней — это алмаз с заполненной трещиной или искусственно измененной окраской. Ювелирный камень считается ценным, если он красив, редок, и пригоден для обработки (подробнее — в нашей статье о характеристиках камней, определяющих ценность). Однако, истинно красивые камни (с «правильным» насыщенным цветом, цветовыми эффектами, без излишних включений и так далее) крайне редки, и заслуженно оцениваются в крупные суммы.
Гораздо чаще в природе встречаются камни не лучших оттенков (слишком светлые, слишком темные или густые, недостаточно прозрачные и так далее), и с включениями, которые не улучшают внешний вид. Именно поэтому ювелиры с давних времен пытались изобрести разные способы улучшения (облагораживания) камней. Эффект от облагораживания может длиться разное время. Хорошим он признается только в том случае, когда свойства камня не изменяются длительное время при ношении, чистке и полировке.
Способы облагораживания ювелирных камней
Сделать драгоценный камень более «благородным» можно одним из следующих способов:
Облагораживание камня методом термической обработки
Это самый часто применяемой способ, с помощью которого добиваются более красивого и равномерного цвета камня и улучшения его качества. Обычно эффект от этого метода устойчив, и вновь приобретенные свойства камня сохраняются в дальнейшем. Отжиг ювелирных камней происходит в специальной печи (с температурой нагрева до 2000 градусов Цельсия и выше для разных камней). Результат отжига зависит не только от температуры, но и от среды (восстановительная, нейтральная или окислительная), а также от скорости нагрева и охлаждения, и от времени самого отжига.
Какие камни подвергаются отжигу?
Термическую обработку почти в «обязательном порядке» проходит большое количество полудрагоценных камней, таких как аквамарин, голубой циркон, цитрин, и другие. Это делается в течение десятилетий, и считается нормальной частью производственного процесса. Как правило (и к нашему сожалению!), тот факт, что полудрагоценный камень подвергся отжигу и изменению цвета, нигде не озвучивается (подробнее — в нашей статье об этике ювелирного бизнеса). Другое дело — драгоценные камни, такие как рубины, сапфиры и алмазы. Искусственное изменение свойств этих камней может негативно сказаться на их стоимости. Плюс, оборот драгоценных камней контролируется государством, согласно Закону о драгоценных металлах и камнях — требования к ним существенно выше. Поэтому облагораживание драгоценных камней применяется точечно, в определенных случаях. Например, для удаления включений рутила («шелка») у рубинов и сапфиров, получения определенного эффекта, удаления нежелательных оттенков (превращение сероватого цвета в ярко-синий).
Облагораживание методом термодиффузного окрашивания
Суть метода в том, что камень выдерживают при высокой температуре в специальном устройстве в определенной насыщенной веществами среде. Происходит процесс диффузии, и через несколько дней или недель атомы веществ проникают в структуру камня, окрашивая тонкий слой его поверхности, после чего камень полируют. Чаще всего этой процедуре подвергаются корунды.
Облагораживание камней способом облучения
Этим способом обычно изменяют цвет камней (алмаза, топаза, кварца и других). Облучение происходит при помощи ультрафиолетового, рентгеновского или гамма-излучения. Полученная доза облучения напрямую влияет на приобретенный цвет. Некоторые камни (алмазы) могут затем подвергать процедуре отжига. Методом облучения меняют цвет топазов на голубой. Большинство топазов этого цвета, присутствующих на рынке, как раз подвергались облучению с последующим отжигом. Правда, другие оттенки топаза (зеленоватая, коричневая, и т.д.) с не меньшим успехом получаются после применения той же технологии. Методом облучения так же получают аметисты из бледных цитринов, а также дымчатые кварцы из бесцветных. Причем, последующий отжиг камней позволяет проводить дальнейшие «превращения» одного камня в другой, изменяя их цвет и свойства.
Облагораживание ювелирных камней методом пропитки
Пропитка специальными маслами, смолами либо жидким стеклом — признанный способ заполнения трещин в ювелирных камнях. Если трещина выходит на поверхность камня, ее необходимо залить бесцветным составом, чтобы улучшить вид камня, окраску и прочность. Пропиткой с успехом «лечатся» алмазы, бериллы, корунды, бирюза и опалы.
Прочие методы облагораживания
Вид и свойства камней можно улучшать и другими способами, такими как сверление тонким лазером для удаления включений, покрытие лаками, эмалями и красителями, напыление пленок. К сожалению, не все эти способы являются долгосрочными по своему действию. Подробнее о методах облагораживания и методах его диагностики — на сайте геммологического центра факультета геологии МГУ.
Остается ли камень «природным» после облагораживания, либо переходит в разряд «имитаций»?
Процесс облагораживания (как и культивирование жемчуга) некоторое время являлся спорным в том смысле, что специалисты не могли прийти к единому решению — можно ли считать камень природным после подобной обработки. Не превратится ли он в подделанный драгоценный камень после такой процедуры? Сегодня к таким процедурам стали относиться несколько «спокойнее», понимая. что во-первых, не все виды облагораживания можно выявить (тот же культивированный жемчуг). С другой стороны, структура камня после облагораживания остается неизменной. Единственное замечание касается этики ювелирного бизнеса. Поскольку для многих покупателей камень — это субстанция, имеющая собственную душу и значение, и люди часто готовы тратить большие суммы, лишь бы гарантировать полную натуральность камня, было бы честнее предоставлять полную информацию обо всех воздействиях, которым подвергался данный камень.
Показать то, что скрыто: основные приемы облагораживания камней
Разглядывая очередной камешек, частенько задаемся вопросом — а не подделка ли перед нами? Как непосвященному покупателю убедиться, что камень «настоящий»? Вопросов много, сформулировать-то не всегда получается, не то, что найти на них ответы. И где искать, кого спрашивать, верить описаниям или нет? Я эти вопросы отношу в разряд философских, поскольку человек устроен так, что ему, вопреки всякой логики и здравому смыслу, хочется более верить в чудо, сказку, легенду, красивые домыслы, нежели в постулаты геммологии или минералогии. Почти нереально убедить владельца куска металлургического передела, что это не метеорит (несмотря на заключение Лаборатории по метеоритике) — он везде будет искать косвенные доказательства обратного. Сложно убедить женщину (всегда мучает вопрос — а надо ли?), что в ее золотых сережках советского периода стоят не александриты, а искусственные корунды. Сколько не убеждай, у нее всегда останутся аргументы. Но, я заметил, что, пока вы не завладели камнем, шансы на убеждение есть. Это потом они уменьшатся.
Так вот, о подделках. На самом деле никаких подделок нет. Камни не подделывают, а просто применяют похожие на камни материалы — имитации. Большинство имитаций имеют свои названия (гематин, фианит, «золотой песок»). Но цепочка перепродавцов длинна, а «впарить» имитацию под названием природного камня или просто красивым названием (мистик-топаз, аква-аура, раухтопаз) несравнимо проще, нежели, назвав это как есть — стеклом. Отсюда возникает миф о «подделках». На самом деле это — «подлог», когда вы покупаете одно вместо другого. Продавцу хочется заработать на вашей безграмотности (элементарной лени заглянуть в интернет или литературу), а нам очень хочется купить «уникальный, редкий» за рубль-сорок.
Но сегодня я хочу немного рассказать не о подмене одного другим, а об облагораживании — искусственном изменении (улучшении) внешнего вида совершенно природных камней. Хорошо это или плохо? Я считаю это совершенно нормальным, поскольку всегда есть альтернатива — не хотите облагороженный, пожалуйста! Но. Не облагороженные камни либо выглядят не очень товарно (т.е. просто не нужны в таком виде — танзанит, бесцветный топаз, бразильский агат и другие), либо стоят несоизмеримо относительно облагороженных, а выглядят точно так же (сапфир, рубин). Дело хозяйское. Мое дело — акцентировать ваше внимание на том, как отличить не облагороженные камни, а заодно — какие бывают способы облагораживания.
Для начала запомните список камней, которые никогда не облагораживаются (нет таких технологий и практик): гранаты, турмалины, хризоберилл (александрит), некоторые бериллы (аквамарин, морганит), хризопраз, флюорит, жадеит (нефрит), кианит, кунцит, хризолит, пренит, родохрозит, родонит, сфен и шпинель, гиацинт, все полевые шпаты – лунный камень, амазонит, лабрадор. Из группы кварца это : аметист, горный хрусталь, розовый кварц, глазковые и волосатики, аметрин. Это без отвлечения на редкие и распространенные недорогие поделочные камни. Эти камни будут всегда не облагороженными.
А вот камни, которые всегда будут только облагороженными: танзанит, голубые топазы (за очень редким исключением), голубой циркон, бразильские цветные агаты, цитрин и празиолит (за очень редким исключением), гидденит (зеленый сподумен). С максимальнейшей долей вероятности — рубин, сапфир и изумруд.
Очень важное значение имеет месторождение камня, это едва ли не главный его диагностический признак, раскрывающий о нем основную информацию. Например, бирюза. Вся бирюза со всех месторождений мира облагорожена (как минимум стабилизирована воском, так как это очень гигроскопичный минерал, разрушающийся и меняющий цвет в атмосфере, особенно во влажных условиях). Но казахская бирюза (Майкаин или Жиланды) — никогда. Она настолько плотная, что ей не требуется стабилизация. Или голубой топаз. Украинские волынские топазы, а также уральские мокрушинские (на сегодня на рынке нет) и шерловогорские — могут быть вполне себе голубыми сами по себе. То есть точная привязка к месторождению может служить паспортом природности цвета.
Казахская бирюза имеет характерный цвет, какого больше нет в мире.
А вот агат из Бразилии (за исключением самых южных месторождений, например, Ираи — голубовато-серые агаты) не выпускается на рынок без окраски. По причине, что полоса месторождений агата тянется на 1200 км (тысячи тонн агатов прямо на поверхности, кое-где их просто собирают на пашнях в кучи на краю поля как мешающие камни) и в бледно-сером состоянии он не считается коммерческим материалом, т.е. не имеют никакой ценности. Поэтому, если агат из Бразилии и он не серый, то он всегда будет окрашенным (включая сердолики и сардониксы). И наоборот, если агат небразильский, то он всегда будет родного цвета, то есть — неокрашенный.
И вот, наконец, основные способы облагораживания. Конечно же, каждый камень, доступный для облагораживания, имеет сугубо свои методы изменения внешнего вида, поэтому пройдемся по основным.
Наши любимые корунды — рубин и сапфир. По мере извлечения на свет божий — всегда подвергаются нагреванию. После отжига по определённой температурной схеме, они усиливают свой цвет, яркость и насыщенность. Это совершенно нормальная процедура. Кстати, и тот и другой всегда имеет включения микроскопических иголочек рутила и геммолог, разглядывая эти камни в сильный микроскоп по оплавленности кончиков этих иголочек может примерно назвать температуру, до которой их нагревали. Конечно же есть небольшой процент рубинов и сапфиров, которые греть не требуется, их цветовые характеристики изначально топовые. Но этот процент настолько мал (почти статистическая погрешность), что можно даже не учитывать. Но, то что они негретые — позволяет поднять на них ценник в 2-10 раз, при этом геммолог сразу увидит, что камень не грели. Большее количество добываемых рубинов очень трещиноваты и на вставки не годны. Эти трещины заполняют свинцовым (лекгоплавким) стеклом и — на выходе природно-синтетический композит, выдаваемый в нашей стране за полноценный рубин (в других странах указывать стеклозаполнение на ценнике — обязательно).
Так будут выглядеть скелозаполненные рубины после лежания в кислоте.
А сапфиры подвергают диффузии титана или кобальта (дают серым корундам яркий синий цвет) или бериллия (оранжевые цвета). В первом случае это «запрещено» — на выходе опять композит, а не «драгоценный» камень, во втором — запрета нет, поскольку в природе этот процесс существует и бериллий глубже проникает в корунд, чем титан (менее 1 мм).
Изумруд почти всегда промасливают (смолят) — это уменьшает количество видимых трещин и делает камень ярче. Главный вопрос — чем промаслен (пропитан). Есть «разрешенные» природные смолы, которые «законно» повышают его ценник, а есть синтетические (чаще их используют с красителями), которые на выходе природный пусть даже слабоокрашенный берилл делают природно-синтетическим композитом (большинство материала на рынке).
Даже в несильную лупу в изумруде видны вуали из пузырьков, что говорит о наличии смолы в трещинах.
Общеизвестно, что облучение бесцветного топаза в реакторе делает его голубым. Получившийся цвет довольно устойчив (в отличие от природного) и, самое главное, такое облагораживание разрешено геммологическим сообществом. Весь голубой и синий топаз в ювелирных изделиях — продукт облучения бесцветного топаза.
Нагревание — довольно распространенный метод облагораживания. Общеизвестно, что весь цитрин (за редким исключением, опять же с определенных месторождений — Ольховка на Урале, Амбатувита на Мадагаскаре, Мадейра в Бразилии) — продукт отжига аметиста, и это абсолютно нормально. При нагревании гиацинтов (коричневые цирконы) получают старлиты (голубые цирконы). Но далеко не все цирконы меняют цвет при нагревании — только с определенных копей в Камбодже.
Природные цирконы: гиацинт и продукт его нагревания — старлит.
Также весь прозрачный празиолит (зеленый кварц) на рынке — продукт нагрева аметиста, отсюда и «неестественный» термин «зеленый аметист». Нагреванием также получают гиддениты (зеленый сподумен из сиреневого — кунцита) и красные цирконы из коричневатых.
В последнее время появилось множество незатейливых способов облагораживания, например, окраска анилиновыми и пищевыми красителями (лазурит, голубой арагонит, желтые окениты, салатовые апофиллиты, индийские кварциты) и напыление пленок окислов, например, титана — акваауры, на жеоды марокканских белоснежных кварцев и бразильских агатов. Особняком стоит тема окрашивания агатов – вываривая в солях металлов агатовые пластины и галтовку, получают стандартный набор нескольких ядовито-ярких цветов. А черные ониксы получают вываривая халцедоны сначала в сахарном сиропе, затем в серной кислоте — напитанная халцедоном глюкоза обугливается в микропорах камня и придает ему «радикальный» черный цвет. А вот эфиопские опалы «коптят» почти как рыбу, в специальных коптильнях, насыщая углеродом и — вуаля, закрыт спрос на редчайшие и нереально дорогие природные черные опалы. В данном случае индикатором обмана будет цена — черные опалы никогда не будут стоить по цене белых (15-50 долл/карат), а в разы и десятки раз дороже.
Черные агаты (ониксы) и «черный» опал — результаты манипуляций с углеродом.
История последних лет знает уникальные случаи мистификаций с помощью облагораживания. Буквально несколько лет назад ушлые афганцы подметили, что при облучении электронами аквамаринов с определенного проявления в Афганистане — аквамарины превращаются в золотистые бериллы-гелиодоры. Мгновенно была раскручена рекламная кампания по необычным гелиодорам с некоего никому неизвестного месторождения Желтая вода на Памире (Таджикистан). В течение одного-двух лет ребята сорвали джек-пот, отоварив все крупнейшие музеи мира и коллекционеров камней, пока обман был вскрыт. Конфуз был еще тот.
Витрина на выставке в Берлине в 2013 году с «гелиодорами» с несуществующего месторождения.
Вот такой вот краткий экскурс в процессы видоизменения широкоизвестных камней.
Как облагораживают драгоценные камни
Далеко не все драгоценные камни обладают ювелирным качеством. По этой причине мастера часто прибегают к различным способам улучшения внешнего вида и свойств минералов: сглаживают структуру, заполняют пустоты, усиливают цвета камней, полностью окрашивают их или устраняют нежелательные оттенки.
В Германии часто прибегают к окрашиванию агата и других видов халцедона, в Бразилии кварцу и аметисту придают золотистые и насыщенные оранжевые оттенки с помощью нагревания — так получается цитрин под торговыми названиями “бразильский топаз”, “мадейра-топаз”. При этом нельзя сказать, что у каждой страны свои методы облагораживания — они универсальны, более того, половина из них применялась еще во времена античности.
В I веке историк Плиний Младший описывал самоцветы и множество способов их облагораживания, которые он собрал из трудов предшественников. Позднее, в III веке, римский император Диоклетиан объявил войну облагороженным камням и приказал сжечь книги, в которых рассказывается о методах их создания. Хотя это искусство и понесло урон, оно продолжило жить, передаваясь из уст в уста, от мастера к мастеру.
Современные способы облагораживания
Большая часть современных способов обработки используется почти повсеместно и считается приемлемой. Знание законов химии и физики позволяет ювелирам улучшать внешний вид минералов при помощи повторения естественных условий, в которых они формировались, либо при помощи различных хитростей, вроде облучения радиацией или обработки лазером.
Тепловая обработка
Высокие температуры — естественное условие формирования камней в недрах земли. Обработка теплом, как правило, позволяет повысить цветовую насыщенность камня или удалить нежелательный оттенок. Например, таким образом можно изменять свойства следующих камней:
Берилл — с помощью нагрева удаляют тёплые оттенки, что особенно актуально в отношении аквамарина.
Бриллиант — при помощи высокого давления и жара в 2000 градусов получаются ярко-желтые камни. В тех же условиях могут облагораживать коричневые алмазы, чтобы сделать их белыми.
Изменение цвета алмаза в процессе нагрева
Корунд — в рубинах нагрев удаляет включения и нежелательные оттенки, вроде коричневого или фиолетового. Сапфиры от тепловой обработки могут полностью преобразиться или приобрести астеризм, либо потерять его, всё зависит от замысла ювелира.
Изменение цвета сапфира в процессе нагрева
Кварц — существует множество видов этого минерала, которые по-разному реагируют на обработку теплом. Например, аметист становится прозрачным, либо приобретает темный оттенок, приближающей его к цитрину. Сам цитрин реагирует на тепло увеличением своей яркости. Если раскалить аметист, то получится празиолит зеленоватого оттенка. В агатах красного цвета от нагрева усиливаются теплые тона.
Топаз — розовый цвет камня образуется от нагрева оранжевых и коричневых экземпляров, желтые и голубые получаются после тепловой обработки прозрачных образцов.
Турмалин — камень, который представляет из себя сложный боросиликат переменного состава, следовательно, под воздействием высоких температур турмалин может вести себя совершенно по-разному. Например, Замбийские и Мозамбикские зеленые камни никак не меняются после обработки теплом. Зато красно-коричневые экземпляры из этих же стран после нагревания становятся розовыми. Сине-зеленые и тёмно-синие турмалины из Намибии от высоких температур приобретают чисто зеленый цвет.
Циркон — довольно часто палитра этого камня довольно невзрачна, но его подвергают нагреванию и получают благородные цвета, желтый и красный, либо полностью прозрачные экземпляры, похожие на бриллианты. Бывает, что обработка теплом даёт камню синий цвет, но, к сожалению, он быстро теряет свою насыщенность под лучами солнца.
Обработка лазером
Это один из новейших способов облагораживания камней, который появился в 1970-х годах прошлого века. Технология обработки лазером позволяет удалять из камней лишние примеси. Например, так можно улучшить вид алмазов, проделав лазером тончайшее отверстие, через которое включение (примесь) испаряется. Либо через проделанный канал внутрь заливается кислота, уничтожающая все лишнее.
Пустоты внутри алмаза после лазерного удаления включения
Отверстие заполняют специальным материалом, который обладает высокими показателями преломления света. Камни, обработанные лазером, стоят на четверть дешевле, но могут не уступать в качестве необлагороженным алмазам.
Обработка радиацией
Данный способ предполагает направленное воздействие на камни микрочастицами или радиацией. Ниже приведен список камней и тех изменений, которые происходят с ними после радиации.
Бриллиант — становится черным, либо зеленым, сине-зеленым. Если после радиации бриллиант сильно нагреть, то он окрасится в синий, желтый, красный, розовый цвета. Недостаток таких бриллиантов в неестественном, слишком насыщенном и ярком оттенке, поэтому стоят они намного дешевле.
Берилл — бесцветные экземпляры с содержанием железа становятся синими, зелеными, желтыми, розовыми или персиковыми. При этом ярко-синий цвет быстро тускнеет. Примечательно, что тепловая обработка возвращает цвет обработанных камней к натуральному.
Голубой топаз — в зависимости от силы радиации меняется яркость этого камня, при этом процесс нагревания минерала тоже играет существенную роль в преобразовании топаза. Рассчитывая уровень облучения и нагрева, можно получить экземпляры небесно-голубого, интенсивно-голубого и зелено-голубого цветов. Реже удается получить камни неоново-синих тонов.
Жемчуг — еще один вид минерала, подверженный изменениям от радиации. При этом у морского жемчуга появляется серовато-синий оттенок, а у речного — темный металлик, золотистый и другие.
Сподумен — кунцит, разновидность этого минерала с примесью марганца, после обработки радиацией становится темно-зеленым, но под лучами солнца оттенок почти сразу исчезает.
Кварц — бесцветные экземпляры становятся дымчатыми, но если обработать образцы родом из Бразилии, то радиация придает им оттенок зеленого яблока или лимона.
Диффузная обработка
Диффузная обработка предполагает окрашивание камней путем добавления в их структуру атомов химических веществ, обеспечивающих тот или иной цвет.
Методом поверхностной диффузионной обработки облагораживают корунды (чаще сапфиры). Прозрачным камням придают синий цвет с помощью титана, пропитывающего внешний слой минерала в процессе диффузии. Технологию открыла компания “Union Carbide” в 70-е годы.
Синие сапфиры, подвергнутые диффузной обработке, отличаются зональностью окраски — она бывает пятнистой и неоднородной, ведь пропитанный титаном внешний слой нередко частично удаляется во время полировки. Ещё одной характерной особенностью таких сапфиров является концентрация цвета вдоль ребер камня или вокруг небольших трещин. Сложнее определить облагороженные сапфиры в огранке кабошон, так как на ней меньше всего повреждений и отсутствуют грани.
Неоднородный окрас сапфира после диффузной обработки
Сложнее оказалось придать корундам красный цвет. Неудачная попытка была предпринята в 1993 году специалистами GIA, которые сообщили, что красный цвет проникал совсем неглубоко в структуру камня и поэтому почти полностью удалялся после полировки, оставляя лишь бледный и неоднородный оттенок.
Диффузия оксида титана в наружный слой корундов создает эффект астеризма. Минус в том, что звездчатый узор получается либо слишком идеальным, либо неоднородным по цвету. Также облагороженность будет выдавать слишком большая насыщенность цвета.
Ещё один способ облагораживания — диффузия в кристаллической решетке. Впервые он был разработан в 2000-е годы в Таиланде, где решили использовать бериллий, который настолько глубоко проникает (диффундирует) в структуру сапфира, в его кристаллическую решетку, что может пропитать минерал целиком. Бериллиевый метод позволяет из бесцветных корундов создать желтые, из коричневых и желто-зеленых — золотистые, из красных — розовые.
Различить облагороженные бериллием камни стандартными методами довольно трудно. Хотя существует один визуальный признак — цветовая зона по контуру корунда. У синих камней она, как правило, бесцветная, у красных — тёплых тонов.
Другие способы облагораживания камней
Помимо современных способов облагораживания камней с помощью новых технологий, существуют и более простые, традиционные методы обработки.
Заполнение трещин и пропитка
Устранение внешних несовершенств камней проводят с помощью промасливания, либо используют смолы, стекло, другие вещества, которые подбираются с учетом совпадения силы преломления света.
Например, с помощью масел сглаживают структуру изумрудов, которые очень часто покрыты трещинами. Корунды же погружают в смолы, а затем обрабатывают в условиях высоких температур — так молекулы камня соединяются с молекулами смолы и образуется гладкая поверхность.
Структура изумруда после обработки маслом
Недостатки бриллиантов скрывают при помощи смесей с содержанием свинца — по своим свойствам они похожи на легко плавящееся стекло. Недостаток такой обработки заключается в том, что после неё усиливается желтоватый оттенок камня, поэтому он резко теряет в цене.
Воск или пластик также могут использоваться для обработки — они отлично маскируют трещины. Воск защищает самоцветы от негативного воздействия внешней среды, от кремов, парфюма, косметических масел, которые попадают на изделие с тела человека.
Бесцветными средствами часто пропитывают следующие камни:
Поверхность рубина после заполнения трещин стеклом
После обработки смолами, маслами и другими веществами камням требуется особое отношение и уход. Изделия с такими минералами нельзя отдать на ультразвуковую чистку, не рекомендуется также и ремонт украшений с облагороженными камнями — перед любыми манипуляциями их стоит вынуть, чтобы избежать повреждений. По этим причинам продавцы должны ставить покупателей в известность о факте облагораживания камня.
Окрашивание и отбеливание
Опалы могут затемнять даже с помощью машинного масла путем заворачивания камня в бумагу, пропитанную темной жидкостью. Обернутый в бумагу камень подвергают копчению на огне —так прозрачный опал гидрофан может стать похожим на самую ценную версию самоцвета, а именно на австралийский чёрный опал.
Окрашивают и другие камни: жемчуг, халцедон, коралл, жадеит и так далее. Отличить их довольно просто, достаточно рассмотреть драгоценность под лупой и увидеть остатки краски на трещинах, отверстиях и других неровностях — это верные признаки облагораживания.
Обратный окрашиванию процесс — это отбеливание. Для этих целей может применяться перекись водорода, хлор, различные кислоты. Например, перекисью водорода отбеливают жемчуг, чтобы удалить зеленоватые оттенки и посторонние пятна.
Покрытие
Чтобы усилить блеск камней, их могут покрывать тонкой цветной пленкой. Таким образом могут обрабатывать топазы с помощью технологии осаждения паров, чтобы получить рубеллитовые оттенки, аметистовые, изумрудно-зеленые и другие.
Камни могут покрывать тончайшими слоями металлов, золота и титана, которые обеспечивают невероятное сияние камней множеством оттенков.
Кварц с титановым покрытием
Некоторые производители покрывают камни специальным лаком, что является не самым лучшим способом облагораживания. Очень часто подобной обработке подвергается бирюза.
Цвет бриллиантов могут улучшать с помощью профессиональной синей или фиолетовой краски — её наносят на рундист камня или внутреннюю часть оправы, что усиливает нужный оттенок алмаза. С помощью защитного покрытия, имеющего голубой оттенок, могут покрывать павильон бриллианта, тогда желтизна нейтрализуется и камень кажется белым.
Использование подкладок
Подкладки — один из устаревших способов облагораживания. Чаще всего его применяли в отношении бриллиантов: под экземпляры с оттенком желтого подкладывали фольгу цвета пурпура или металлик — так камни в изделиях приобретали дорогой белый цвет.
Под корунды тоже помещали кусочки рельефной фольги, чтобы создать эффект астеризма. Или добавляли фрагменты павлиньих перьев, крыльев бабочек — это обеспечивало причудливый узор внутри камня. Сегодня подобные украшения редко можно встретить на ювелирном рынке.
Изделия с натуральными камнями, облагороженными самой природой, вы можете найти в каталоге Maxim Demidov.