Для чего придумали сказки
Детские сказки: зачем нужны и как выбрать
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Как выбрать правильные сказки, может ли книга навредить, что делать, если ребенок прочитал что-то неприличное или страшное и спрашивает об этом папу и маму? И наконец, почему хорошими родителями не рождаются, а становятся, и чего боятся в сказках взрослые и дети. Обо всем этом мы беседуем с Екатериной Асоновой — кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.
Что такое сказка
— Екатерина Андреевна, что такое сказка?
— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.
В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.
В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.
Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам. Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории. Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.
— Сказка — это детское чтение?
— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.
Зачем нужна сказка
— А сейчас, в век сериалов и компьютеров, сказка вообще нужна?
— Безусловно. В наши дни есть сказочники, продолжающие традицию Ганса Христиана Андерсена. Именно Андерсен для многих родителей — это образец сказки: истории с волшебством, с иносказаниями, с миром, где иголка может стать героем. Вот этот язык иносказания, аллегории приобретает абсолютно новое звучание, новое значение, когда он обращен к детям. Это тот образ, через который взрослый пытается что-то ребенку передать.
— То есть сказка — это способ сделать своего ребенка «хорошим»?
— Нет. Все родители помнят фразу: «Сказка — ложь, да в ней намек». Взрослые думают, что сказка дает правильные представления о добре и зле, но это очень поверхностный уровень восприятия.
На самом деле, например, сказка «О рыбаке и рыбке» совсем не рассказывает о добре и зле. Она скорее может сильно запутать читателя. Первое, что приходит в голову, — старуха наказана за жадность. Жадность — это плохо, следовательно, жестоко наказывать за жадность, отнимая у человека всё — хорошо. На самом деле такое прочтение сказки — результат простейшей манипуляции со стороны родителей.
Мы иногда пытаемся за счет сказки сделать ребенка удобным. Пытаемся ему объяснить, что слушаться — это хорошо, а не слушаться — это плохо. Но такой подход совсем не работает.
Гораздо интереснее читать вместе с ребенком и обсуждать поступки героев: почему старуха гоняла своего старика к рыбке, почему сказка так кончается. Но это опять же не про то, как стать «хорошим». Скорее о том, что мир довольно сложно устроен, в нем нет «добрых» и «злых» героев. Так бывает только в вымышленном мире сказки. Если вернуться к фразе про ложь и намек, то главное – научиться дмысливать то, на что указал намек.
— Тогда получается, что сказка для родителей — вещь бесполезная. Добру не учит, жить не помогает, зачем же тогда ее читать.
— Вряд ли в природе существуют такие родители — абсолютные прагматики. Чаще всего родитель подбирает сказки для того, чтобы их читать вслух и общаться с ребенком.
Одна из самых важных функций этого жанра — чтение вслух. Сказка — занимательная история, которую здорово и читать, и воспринимать вместе. И эту функцию она блестяще исполняет. Потому сказка нужна и никуда не денется из семьи.
Взрослый человек может остановиться, взять в руки книжку и читать вместе с детьми. Это те минуты или часы, которые проводят с ребенком, которые ему отдают.
Мальчик или девочка точно знают, что сказка ему гарантирует время мамы, папы или бабушки, которое будет принадлежать им.
У сказки есть важнейшая функция — это эмоциональное поле, которое она создает вокруг себя.
Читать вместе с ребенком — здорово, занятно, интересно, ярко, неожиданно. За каждой новой строчкой может быть тот поворот, которого ты не ждешь, это всегда читательский драйв. Сказка позволяет вместе переживать. Это сильные, но не зашкаливающие эмоции. Это здорово — вместе радоваться, вместе удивляться, вместе печалиться. Кроме того, ребенок, когда переходит к самостоятельному чтению, сохраняет эту ниточку удовольствия и ниточку безопасности. То есть он читает сказку — и в этот момент чувствует себя в безопасности, потому что чтение сказки было связано с присутствием рядом любимого взрослого.
Может ли сказка навредить
— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…
— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.
Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.
Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.
— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?
— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.
Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.
— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?
— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.
Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.
Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.
Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.
Запретные темы
— Но ведь любой родитель понимает, что какие-то книги ребенку в 6-9 лет читать рановато В каждой семье есть свои табуированные темы, которые иногда затрагиваются в сказках.
— Обычно табуированы все сказки, которые содержат в себе излишние физиологические подробности. Запрещенным в детских текстах оказывается все, что касается внутренностей человека, его интимных отношений или смерти.
— Что делать, если ребенок все-таки прочитал сказку с запретными темами и приходит к родителям с вопросами?
— Все зависит от конкретной семьи. Можно сказать: «Я не знаю» или «Мне трудно об этом рассказать». Еще можно придумать свою сказку, которая бы как-то решила проблему, но универсального совета у меня нет.
Как лучше читать с ребенком
— Чтобы ребенок пришел к папе и маме с вопросами, родители должны читать с ним вместе сказки. А как это лучше делать?
— Примерно лет с трех сначала вслух ребенку, а потом уже и с ребенком нужно читать книжки. Если делать это каждый день по 5-10 минут, то сын или дочь привыкнут, что читать — это важно и хорошо.
Книжка должна ассоциироваться с удовольствием общения с родителями: сперва смотрим картинки, потом читаем и обсуждаем сказку. Поэтому правило здесь не столько в систематичности или времени, сколько в эмоциональном настрое – чтение в радость, для мира и покоя.
Белый кролик («Алиса в стране чудес»). Фото LauraLA2008/www.flickr.com
— Читаем или пересказываем своими словами?
— Можно делать и так, и так — в зависимости от того, какая это сказка, каков возраст ребенка. В принципе, иногда стоит сказку именно пересказывать, не заглядывая при этом в книгу. Меняем иностранные имена на родные и смело придумываем свою историю. Причем так пересказывать можно не только сказки. Если родителям интересно, они могут ребенку рассказывать хоть о «Мертвых душах» Гоголя.
Нужно помнить о том, что сказка изначально существовала в устной форме, ее именно рассказывали, а не читали.
Когда вы рассказываете и смотрите в это время на ребенка, между вами нет посредника в виде книжки, и такое общение производит совершенно другой эффект – другой эмоциональный, доверительный контакт возникает. Не бойтесь, если вы что-то забудете или пропустите, вы уже вместе с детьми создали свою сказку.
Как стать хорошим родителем
— Иногда книга нужна взрослым для «защиты от ребенка». Прочитал определенное число страниц и свободен, а с пересказом так не получится. Ситуация непредсказуема.
— Родитель часто боится показать ребенку что-то то, чего он сам в себе пугается. Мы боимся открыться детям, ошибиться. Мы боимся показать, что сами не очень точно знаем материал. Мы боимся сказать: «Я не знаю». Мы боимся, что потеряем авторитет, признавшись в своих слабостях, но на самом деле он лишь окрепнет от этого. От честности, от способности общаться с сыном или дочерью на равных. Если вы не готовы обсуждать с ребенком какие-то вопросы в три-шесть лет, то, став подростком, он уже не придет к вам со своими проблемами. Даже лет в восемь ребенок подумает, стоит ли задавать вопрос родителям, которые боятся откровенности и общения с ним.
В этом смысле совместное чтение и обсуждение книг с детьми еще и прекрасный способ научиться быть мамой или папой. Мы не рождаемся родителями. Родителями становятся по мере роста ваших детей.
В XXI веке любые проблемы надо решать вместе с детьми, а не за детей, нужно совместно узнавать что-то новое и учиться.
Беседовал Андрей Зайцев
15 рекомендаций для чтения с ребенком от 6 до 9 лет
от Екатерины Асоновой
1. Шарль Перро. «Золушка», «Кот в сапогах»
2. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
3. Ганс Христиан Андерсен. «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.
4. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»
5. Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»
6. Владимир Одоевский. «Городок в табакерке»
7. Алан Александр Милн. «Винни-Пух»
8. Александр Волков. «Волшебник изумрудного города»
9. Фрэнк Баум. «Удивительный волшебник из страны Оз»
10. Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч»
11. Евгений Клюев. «Сказки на всякий случай»
12. Сергей Седов. «Сказки «Детского мира»»
13. Джанни Родари. «Путешествие Голубой стрелы»
14. Астрид Линдгрен. «Ронья, дочь разбойника»
15. Кейт ДиКамилло. «Удивительное путешествие кролика Эдварда»
Для чего придуманы сказки?
Мир сотворён так, что каждое поколение собирает какую-то свою историю, после чего она переходит к потомкам. А самый простой способ передачи информации это – сказки. Всем известно, что народные сказки появились очень давно, когда именно даже трудно сказать точно, потому что, кажется, они были всегда. Сказка создана таким образом, чтобы в лёгкой и интересной форме можно было бы передать любую информацию, которая легко усвоится.
Сказки рассказывались от одного к другому в те времена, когда ещё не было книжек и тем более телевизоров. Благодаря сказкам дети понимали, где добро, где зло, что хорошо, а что плохо, учились совершать какие-то поступки. Можно сказать, что сказки это – настоящие друзья детей, которые с ними разговаривают и помогают им. Когда родителями рассказываются сказки, это сближает семью, делает её дружнее и сплоченнее.
Для чего придуманы сказки?
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.womanews.ru/wp-content/uploads/2011/11/10_2.jpg?fit=300%2C220″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.womanews.ru/wp-content/uploads/2011/11/10_2.jpg?fit=500%2C367″ title=»Для чего придуманы сказки?» src=»https://i0.wp.com/www.womanews.ru/wp-content/uploads/2011/11/10_2.jpg?resize=360%2C265&ssl=1″ alt=»» data-recalc-dims=»1″ />
А когда родители, да и не только родители, а просто взрослые люди начинают погружаться в истории, которые описывают сказки, они как будто сами возвращаются в детство, начинают верить в чудеса, на некоторое время смотреть на мир иначе, через призму счастья, а не будней и повседневных забот. Таким людям проще понять своего ребёнка, его желания и проблемы, разделить радости. Когда родители поведывают детям сказки, они вкладывают в них некоторую долю себя, любви, нежности и внимания, дети это очень хорошо чувствуют и начинают ещё больше любить родителей, а так же им доверять. Те дети, которые не получают максимум любви и тепла, вырастают как правило жёсткими и закрытыми личностями. Скорее всего они просто чувствовали себя в детстве ненужными и покинутыми, не испытывали поддержки со стороны родителей. По большей части ведь именно детство закладывает в ребёнка все качества, как хорошие, так и плохие.
Слушая сказки, ребёнок узнаёт внешний мир. Он начинает задавать вопросы, пока ещё маленький, это могут быть в большей степени какие-то фантазии, нежели конкретный вопрос. Однако со временем ребёнок становится всё более смышленым, поэтому расспрашивает родителей о тех или иных поступках героев. Таким образом, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас. Для ребёнка сказка это как реальный мир, поэтому окунаясь в него глубже, он сможет больше понять и большему научиться.
Ребёнок запоминает всё то, о чём повествуют сказки, позже во многом руководствуясь своими познаниями. Он становится добрее, мягче и справедливее. А ведь это именно то, чего сегодня многим так не хватает.
Как и зачем сочинять сказки?
Шедевры литературного мастерства, написанные великими сказочниками мира в разные времена, не теряют своей актуальности и сегодня. Сказки перешагнули Через столетия и приобрели новый смысл. Что-то есть в них особенное, простое и доступное. Возможно, сказки для того и придумали, чтобы хоть где-то зло было наказано.
Сказки ведь учат многому, наглядно показывая пути решения сложных задач. Ещё они дают особое чувство власти над ситуацией и осознание самоконтроля даже в тех случаях, когда ощущаешь себя абсолютно беспомощным. Сказки бесплатно раздают надежду, являются неким катализатором положительных эмоций и позитивного настроения, стимулом и наглядным примером, развивают воображение, будоражат фантазию и тренирует память.
Сказки настолько популярны, что сложно представить себе человека, который не читал бы сказок в своем детстве и не рассказывал бы их своим детям. Многие из читателей берутся и сами за мастерство написания. Казалось бы, так просто сочинить свою маленькую сказку: «Жила-была девочка…»
Берёшь жизненную ситуацию, переворачиваешь её вопреки законам природы, пропитываешь эликсиром счастья и капелькой душевности, связываешь смысловой ниточкой, и сказочка готова.
Если учесть пять правил составления сказок, готовое произведение будет поучительным, интересным и оригинальным.
Правило первое: счастливый конец.
(Как бы плохо не начиналась сказка, насколько трудными и непредсказуемыми не были бы испытания, закончиться сказка должна обязательно хорошо.)
Правило второе: торжество справедливости.
(Добро будет непременно побеждать зло. Талант, трудолюбие, честность, чистые чувства и щедрое сердце получат свою награду.)
Правило третье: преувеличение.
(Максимально возможное и невозможное описание поможет усилить впечатление от произведения.)
Правило четвёртое: столкновение противоположностей.
(Контрастное изображение героев и их качеств ярче выразит сюжет.)
Правило пятое: Могущественная сила слов и мыслей.
(Желание, озвученное волшебством слов, всегда исполняется.)
Ко всему перечисленному нужно будет добавить условие внезапности и неожиданности, которое поможет создать эффект непредсказуемости, избавит сказку от серости и добавит в неё немного загадочности.
Чтобы сказка не оказалась похожей на инструкцию по решению ситуации или жизнеописание, используется скрытый подтекст — повествование «между строк». Вне зависимости от заложенного смысла, в основе сказки должно лежать понятие «сказкотерпия».
Всё, что мы произносим или пишем, осознанно и неосознанно зачастую находит отражение в реальной жизни. Во избежание навязывания негативного образа жизни, характера и стиля поведения, сказка должна нести добро. В каждой сказке есть только намек на то, что это сказка, и в каждой сказке есть маленький урок того, что жизнь прекрасной делаем мы сами.
Неизвестно, какими бы мы были и что с нами стало, если бы мы не читали в детстве столько сказок и не верили в них. Даже сейчас, когда мы — большие и взрослые, хочется верить в чудеса. И в этой наивности есть что-то большое, простое и хорошее.
Вспомните свою любимую сказку. Наверняка она легла в основу вашего жизненного сценария…
Сказка, я в тебя верю, или Почему и как появились сказки? (3 фото)
Сказка – это увлекательное повествование об отношении человека с природой, обществом, высшими силами. Она помогает ребенку понять мир, осознать свое место в нем, узнать о существовании таких категорий как добро и зло и их извечном противостоянии друг с другом.
История сказок настолько древняя, что с точностью определить время их появления невозможно. В случае с русским народным эпосом роль сочинителей и рассказчиков, скорее всего, играли крестьяне. При передаче из уст в уста рассказов о совершенно обычных событиях и явлениях, они постепенно обрастали сверхъестественными подробностями, приобретая новый магический смысл.
Люди определенно всегда верили в чудеса. Поэтому хотя героями сказок и были чаще всего похожие на человека существа, они наделялись какими-то магическими силами и могли проходить сквозь стены, видеть будущее, превращаться в птиц или зверей и совершать другие чудеса.
Такие истории представляли собой своеобразное руководство на основе накопленного опыта, помогающее достойно выйти из сложных ситуаций, преодолеть испытания, победить собственный страх.
Сказки рождались, потому что люди, стараясь развлечь друг друга, делились событиями, новостями, шутками, фантазиями. Наиболее яркие и интересные рассказы оставались в памяти и передавались из поколения в поколение. С появлением письменности истории стали записывать и классифицировать в группы: сказки, предания, мифы, легенды и т.д. Позднее стали появляться литературные сказки – авторские произведения.
Таким образом, такой литературный жанр – это история с иносказательным смыслом, придуманная и рассказанная с целью передачи не только определенной информации, но и знаний, опыта, истины.
Времена меняются. Вполне может быть, что через несколько поколений сказки станут другими, поскольку меняется и мир. Но они в любом случае будут. А мы не будем забывать о наших, уже существующих, придуманных с теплом и любовью, заботливо сохраненных и переданных предками – интересных, добрых, увлекательных и несущих определенный житейский и философский смысл.
О первых сказках
(Предисловие к десятитомному собранию сказок XVIII в. В.А. Левшина и М.Д. Чулкова «Русские сказки, содержащие древнейшие сказания о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказывание в памяти приключения». — М.: Остеон-Групп, 2017)
Вы находитесь в преддверии необычайно увлекательного чтения. Я его называю ИСТОРИЧЕСКИМ ЧТЕНИЕМ. Это означает, что предварительно в фантазии своей вы погрузитесь в далёкий-далёкий XVIII в. и уже видением человека того времени станете узнавать персонажи и события, порождённые фантазиями наших предков — тех, кого давно нет на земле, но чьи гены живут и здравствуют в наших телах и будут жить в телах наших потомков. Для истинного погружения в названные времена необходимо дать вам некоторые представления, о которых вряд ли догадывается любой или которым мало кто придаёт значение.
Для кого сочинялись и записывались сказки? Ответ, бесспорно, неожиданный. Все сказки мира, записанные людьми до начала XIX в., предназначались исключительно взрослым людям. Литературы для детей до указанного времени вообще не существовало, а потом она ещё долго с трудом пробивала себе дорогу в мире сочинителей и признавалась делом третьеразрядным и неблагодарным. Даже прославленные сказки В.А. Жуковского или А.С. Пушкина, Антония Погорельского или С.Т. Аксакова, В.Ф. Одоевского или П.П. Ершова были написаны более для взрослых и никак не предполагали стать чтением для детей. Что уж говорить о народных историях, записанных фольклористом А.Н. Афанасьевым, или о былинах, поведанных фольклористам прославленным сказителем XVIII в. Киршей Даниловым или сказителями XIX в. Т.Г. Рябининым, В.П. Щеголёнком, И.А. Федосовой, И.А. Касьяновым и др. Всё предназначалось исключительно взрослым читателям и слушателям и было рассчитано на их понимание и на их нравственные установления. В XVIII — первой половине XIX вв. сказки признавались вредным чтением для детей, чаще запрещались или в лучшем случае не приветствовались. Детям предназначалось религиозное и историческое чтение.
Даже полного собрания русских народных сказок в адаптации для детей у нас не существовало вплоть до середины 1930-х гг. Первым это осознал и создал такое собрание великий Алексей Николаевич Толстой. К тому времени он уже был автором эпических романов «Хождение по мукам» и «Пётр I», фантастических повестей «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», сказочной повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Сегодня мы по праву называем Алексея Николаевича первым в истории Сказочником всея Руси. И каждый из нас, нынешних, читал русские народные сказки преимущественно в переложении А.Н. Толстого. Есть, бесспорно, несколько классических пересказов других авторов, но Толстой уже навечно останется первым среди них.
Кстати, до конца XVII в. сказок как жанра вообще не существовало. Были истории, были легенды и предания. Очень часто они были весьма страшными, кровавыми и развратными. Потому что их потребителями были преимущественно воинственные рыцари, веселившиеся на буйных пирах. И на Востоке — в Китае или у арабов не было сказок, были рассказы, легенды и предания. Те же «Тысяч и одна ночь» являются собранием чего угодно вашей фантазии, но только не сказок.
Первая сказка была создана французской придворной дамой баронессой Мари-Катрин д;Онуа в царствование короля Людовика XIV. Издана она была в 1690 г. как часть авантюрного романа «История Ипполита, графа Дугласа» и называлась «Остров Блаженства». Рассказывалось в этой сказке о русском князе Адольфе, который случайно попал на остров любви и вечной молодости под названием Блаженство. Специально для этой вставной в романе истории баронесса придумала название «сказка», т.е. «точное описание, читатель ещё узнает, для чего эта история рассказана».
Вскоре у мадам д;Онуа появились бессовестные конкуренты — отец Шарль Перро и его сын Пьер Перро. Кто из них написал книгу сказок, точно не известно. Скорее всего, Пьер Перро, а отец только опекал юношу. Однако в мире прославился именно Шарль Перро — предполагаемый автор книги «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Поскольку вышедшая в 1697 г. книга предназначалась взрослым, она была длинной и нудной, но одновременно кровавой и жуткой, а потому разом оттеснила любовный лепет сказки баронессы д;Онуа. Правда, мадам не пожелала сдаваться и в том же 1697 г. издала сразу четыре тома «Волшебных сказок»! На этом соперничество закончилось — лирично настроенная дама сдалась перед кровожадным семейством Перро.
Со времени соперничества мадам д;Онуа и семейства Перро сочинительство сказок вошло в моду. Витийствовали преимущественно стареющие графинюшки, причём их сказки более походили на зачитанные до дыр рыцарские романы а-ля Алиенора Аквитанская с её куртуазной любовью — с культом восхитительной дамы и благородством покорённого её красотами героя. В таком виде пришли сказки из Франции в Россию времён императрицы Елизаветы Петровны. И именно в таком виде и понимании жанра сказки собраны они в представленном здесь десятитомнике XVIII в. В.А. Левшина и М.Д. Чулкова «Русские сказки, содержащие древнейшие сказания о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказывание в памяти приключения».
Необходимо сделать ещё одно упреждающее уточнение. Несмотря на название, и Левшин, и Чулков преимущественно перерабатывали французские сказки, давая героям русские имена. Кое-что досочиняли сами. Так поступали авторы многих стран и народов того времени. Подлинное собирание народных сказок началось по всем европейским странам (включая Россию) только после первого издания двухтомного сборника «Детские и семейные сказки» немецких фольклористов братьев Якоба и Вильгельма Гримм. Книга была издана соответственно первый том в 1812 г., а второй том — в 1815 г. Именно это собрание можно считать началом мировой литературы для детей. Что касается истинно народных русских сказок, то собрание сказок В.А. Левшина и М.Д. Чулкова явно имеет весьма отдалённое к ним отношение. Собирать и публиковать русские народные сказки фольклористы начали лишь с 1830-х гг.
Так для кого же были предназначены сказки в XVIII — начале XIX вв.?
Ответ дал А.С. Пушкин в первых же строках поэмы «Руслан и Людмила»:
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
Необходимо учитывать, что женщины (особенно девицы) рассматривались в XVIII в. как слабый во всех отношениях пол, т.е. как неполноценные люди и в умственном, и в физическом отношении. Так что не удивительно, что сочинение и записывание сказок считалось тогда делом легкомысленным и малоуважаемым, хотя в нашей России сочинительством их развлекалась даже императрица Екатерина II. Правда, делала она это под благородным предлогом — привлекать к русскому языку офранцузившихся аристократок придворного общества, поскольку раздражённые угрозы пороть на конюшне за незнание родной речи помогали мало.
Следует признать, что слову дано уникальное свойство — недоступным уму образом хранить в себе время и его скорость. А поскольку время постоянно ускоряется, записанное слово начинает отставать, и проявляется это в заскучивании рассказа. То, что виделось быстрым и увлекательным современникам, через сто лет представляется нудным, затянутым, излишне сентиментальным. Не лишены этого недостатка и книги В.А. Левшина и М.Д. Чулкова. За почти двести пятьдесят лет они настолько отстали от новых эпох, что нынешний публикатор собрания решился представить их в авторской адаптации современного автора — Леонида Ивановича Моргуна. Насколько удачной получилась данная версия сказок, судить читателям.