Для чего придумали докучные сказки

Наше творчество: докучные сказки

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки Оксана Ушкова
Наше творчество: докучные сказки

Изучая докучные сказкидети получили задание: придумать или переделать уже готовую сказку. Вот что у нас получилось.

Жила – была бабка, и жила у неё кошка на окошке. Тут и сказке конец, потому что кошка упала с окошка в лукошко.

Жили –были дед да баба, ели кашу с молоком.

Рассердился дед на бабу – трясь по печке кулаком.

Тут и сказке конец – печка развалилась.

Рассказать тебе сказочку про белого гуся?

Жили-были два лося – вот и сказка вся.

У нашего Алешки под окном растет морошка.

У Полины – куст малины.

А кто слушал – молодец,

Вот и сказочке конец.

Жил-был двор, на дворе – кол. На колу висит мочало, начинаем все сначала.

Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала?

Жил – был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.

У нашего Мишеньки под окошком вишенки.

У Андрея в саду клены,

У Полины – куст малины,

У Анжелы – лыка связка.

Хороша ли моя сказка?

Жили –были Лиса и Медведь в лесу. Проводился как-то лесной концерт. Ну, так лиса и медведь стали выступать. Лиса плохо пела, а медведь не умел играть на рояле. Вот такой дуэт получился.

Жил-был дед. И была у него курица. Снесла как-то курочка деду яйцо, тот съел яйцо, да и помер. Вот и сказке конец, а дед был молодец!

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки«Красная Шапочка» С раннего детства мы начинаем нашим деткам читать сказки. Любая сказка,особенно народная,несет в себе глубокий смысл. Вспомните как вы сами.

Источник

Докучные сказки

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.

— А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
— Нет, не хочу!
— Ты не хочешь – и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
— Ну, расскажи.
— Тебе расскажи – и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка.

Докучная сказка – это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.

Неоправданно короткие докучные сказки

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.

Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.

Неоправданно незаконченные докучные сказки

Неоправданно повторяющиеся докучные сказки

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Псевдобесконечные докучные сказки

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказкиДля чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?

Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказкиДля чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?

Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»

Источник

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста. «Устное народное творчество. Докучные сказки»- «Жила-была бабка»».

Тема: «Устное народное творчество. Докучные сказки». « Жила-была бабка»

Образовательная область: «Речевое развитие».

— Познакомить детей с докучной сказкой

— Учить воспринимать художественные произведения карельского устного творчества.

— Способствовать запоминанию несложных докучных сказок.

-Воспитывать интерес к карельскому фольклору.

— Вызывать у детей эмоциональный отклик

Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: сборник русского детского фольклора Карелии.

Воспитатель вместе с детьми произносит приветствие:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Коммуникативная: слушают стихотворение. Повторяют за воспитателем.

Подвижная игра « Гули-гули, раз

Воспитатель задает вопросы детям:

— Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). Какая ваша любимая сказка? (ответы детей)
— Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним видом сказок. Называются они докучными. Я предлагаю вам послушать сказки.

Воспитатель читает 2 сказки:

А вот еще одна:
Жила-была бабка

Искупаться в речке.

— Вам понравились сказки? Почему? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям повторить одну из сказок (1-2 чел)

-Как вы думаете, почему такие сказки называются докучными? (ответы детей)

А докучными они называются потому, что их можно повторять с начала много раз.

«Встал медведь на колоду»

Встал медведь на колоду –

(ноги на ширине плеч, руки расставили, делают упор на правую ногу, а затем на левую)

(Наклон, коснулись пола).

Уж он в воде мок, мок,

(Похлопывание по предплечью)

Уж он в воде кис, кис

(Похлопывание по коленкам).

Вымок, выкис,
Вылез, высох.

(похлопывания по предплечьям и по коленям поочередно)

Встал медведь на колоду

(Ноги на ширине плеч, руки расставили, делают упор на правую ногу, а затем на левую)

-А эта сказка вам понравилась?

— О каких сказках мы сегодня с вами говорили? Какая из сказок вам больше всего понравилась?

-Кто бы хотел попробовать сочинить свою докучную сказку? (1-2 чел)

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в карельскую народную игру «Гули-гули, раз»

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся (игра повторяется 3- 4 раза)

Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

Познавательно-исследовательская: слушают сказки.

Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя

Коммуникативная: рассказывают сказки, затем отвечают на вопросы воспитателя.

Двигательная: активно выполняют движение.

Коммуникативная: повторяют слова сказки за воспитателем.

Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя, затем рассказывают сказку.

Двигательная: активно выполняют движение.

Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего?

Кто запомнил, какое название носят сказки, которые мы с вами сегодня читали?

С какой новой игрой мы с вами сегодня познакомились?

Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя.

Детский поэтический фольклор Карелии : исследование и тексты. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. – 440 с.

Русский детский фольклор Карелии / Сост., автор вступит. Р89 ст. и коммент. С. М. Лойтер. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 280 с.

Карельский фольклор: Хрестоматия./Подготовила Н.А.Лавонен.- На русском и карельском языках.– Петрозаводск: Карелия, 1992. – 272 с.

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Конспект предназначен для знакомства детей с фольклором Карелии, а именно с докучными сказками. Конспект представлен в виде таблицы. В нем используются известные карельские докучные сказки и подвижные игры. Так же, в конце конспекта имеется список используемой литературы. Он пригодится тем, кто хочет обладать более полной информацией.

Номер материала: ДБ-1170921

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах

Время чтения: 2 минуты

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Скоморошины

Для чего придумали докучные сказки. Смотреть фото Для чего придумали докучные сказки. Смотреть картинку Для чего придумали докучные сказки. Картинка про Для чего придумали докучные сказки. Фото Для чего придумали докучные сказки

Юмор и сатира занимали значительное место в жизни русских людей во все времена: скоморошины, театр Петрушки, медвежья потеха, раёк, народные сатирические спектакли, анекдоты, докучные сказки – все эти фольклорные произведения на протяжении веков развлекали и стар и млад. Выдающиеся исследователи народного творчества сохранили его образцы, благодаря чему мы имеем возможность познакомиться с ними. В книге собраны произведения сатирического фольклора, а также загадки, припевки и бывальщины про персонажей славянской мифологии – домовых, леших, кикимор, записанные в XIX веке такими известнейшими фольклористами, как А. Афанасьев, С. Максимов, А. Гильфердинг, и другими.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Скоморошины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дразнилки, докучные сказки, припевки

Приводятся произведения фольклора, собранные в конце XIX века А. Афанасьевым, Г.Потаниным, А.Баловым, П.Ивановым, А.Можаровским, И.Нечаевым, П.Шейном, К.Рябинским, П.Бессоновым, В.Варенцовым, В.Кудрявцевым, И.Мамакиным, Д.Садовниковым, И.Голышевым, В.Магнитским.

По три денежки — нога,

Алексей — не бей гусей!

Повадился в кабачок,

Из копыт — гребешки,

В скрипочку играло.

Из-за лесу, из-за гор

Его девушки любили,

Кашей масленой кормили;

Сиди дома, не гуляй.

К стене приложился.

Мишка — еловая шишка.

Вези бабу на санках,

Вез бабу на санках,

Фома — большая крома.

Катюшку за юбку тащит.

Сожег дом каменный,

Полезай сюда в колпак.

На роже черти горох молотили!

За мать драться хотят.

Где «хром», тут и праздник!

Не гремит, а отсвечивает (о сопливом).

Не ходи ко мне на двор:

Тебя кони залягают,

До носу крюком не достанешь.

Различные ситуации, обстоятельства

Ребята очень не любят, когда их дразнят: мальчиков — женихом, а девочек — невестой, таким поддразниванием многих можно довести до слез. Такое поддразнивание ребята учиняют иногда целым хором. Заставив плакать одного, принимаются за другого. Для таковой цели существуют особые песенки…

Во светелке любчик —

Съела горшок теста,

Убрался под шесток.

Покатился под овраг.

«Бесштанниками» называют в насмешку маленьких, и если они хотят увязаться со старшими в поле, или лес, или реку, то их прогоняют этими стишками.

Пойманному на чужом огороде кричат:

Профессия. Сословие. Занятие

И в мешочек набиваю,

На стороны поглядаю.

Баре — по грошу пара.

Кутейники. Кутья прокислая.

Поп — толоконный лоб.

Монах — в гарнитуровых штанах.

Ответы в рифму. Остроты

«Слушай ухом, а не брюхом».

«Про глухого поп двух обеден не служит».

«Семеро на одном колесе проехали».

«Где был, отсюда не видно».

«Для дурацкого спросу».

«После дождичка в четверг,

После снега в пятницу».

Годов через восемь».

«Прямо-то одни только вороны летают».

«Подаришь-то уехал в Париж,

А остался один купишь».

«Брюхо у меня болит».—

«Побегай по дорожке,

Так и дам тебе горошку».

Желательно поозорничать, но так, чтобы не было ни истцов, ни ответчиков (…), зажмурит глаза и размахивает палкою, предупреждая:

На слепого не пенять.

Попалась бумажка, «гвамотка» — по-деревенски, и резвый уже «читает»:

После Ивана Денисова.

Не поп писал — Ермошка,

Лежащий на постели с краю говорит:

А находящийся в середине говорит:

В золотых пеленках.

(…) Собралась группа детей: один из них ест что-нибудь, у других возникает аппетит. Кто пошустрее, зажмурив глаза, протянул к едящему руку и просит:

Кому же охота иметь коровий глаз — лучше поделиться.

(…) Докучные сказочки начинаются обыкновенно предварительным обманом ребенка. Рассказчик скажет желающему слушать сказку: «Слушай, я расскажу тебе сказку хоро-о-о-шую, д-о-о-лгую». Ребенок, думая, что в самом деле ему хотят рассказать сказку хорошую и долгую, навостряет свои уши и весь превращается в слух, а между тем обманывается: рассказчик начинает рассказывать сказку докучную.

Жил-был царь Ватута,

Замарал себе ладонь.

Сказать тебе сказочку?

Связать тебя в связочку,

Положить под лавочку:

Лежать тебе три дни,

Съедят тебя свиньи.

Жили-были два брата журавля.

Скосили стожок сенца;

Положили середи кольца…

Не начать ли опять с конца?

Вокруг польца ходили журавль да овца;

Сметали они стожок сенца.

Не сказать ли с конца?

Жил Кутырь да Мутырь,

Жил посереди степца,

Накопил себе стожок сенца;

Пришли к нему баран да овца,

Подъели стожок сенца.

Не сказать ли опять с конца?

В некотором царстве,

В некотором государстве

И вздумала она лететь

В тридевятое царство,

В тридесятое государство.

Летела, летела, летела —

Сидела, сидела, сидела —

Летела, летела, летела —

Сидела, сидела, сидела, сидела —

В одном болоте жила-была лягушка

По имени по отчеству квакушка.

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Завязила в тину хвост: дергала, дергала, дергала, дергала — выдернула хвост. Да занизила нос: дергала, дергала, дергала, дергала —

Да завязила хвост: дергала, дергала, дергала, дергала — выдернула хвост,

Да завязила нос и т. д.

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

А барашки — круты рожки

А вороны — стары жены

Уж как наша попадья

По-под гребицей красная девица.

Воевода, сын господский,

Не секи его кнутом,

Обстриги его кругом.

При дорожке, при долинке стой.

Уж ты батюшка попок,

Зачем служишь без порток?

Я не ездил во полки,

Не завел себе портки,

На овсяной соломочке.

Сороке ногу переломил.

А бражка сладенька».

Торопится в кабачок.

У них бороды трясутся.

На боярский дворок.

Одна дочка не хлебала,

Она вышла на речку,

В крут берег зарыла.

Тут шли скоморошки,

Срезали по пруточку,

Они сделали по гудочку.

Вы, гудки, не гудите,

Моего батюшку не будите,

Мой батюшка старенек,

Моя матушка молоденька,

Все братья по службам,

Все сестры по замужьям,

Брата Романа убили…» —

Под тремя колоколами.

Кто по нем потужит,

Кто по нем поплачет,—

Два волка мохнатых,

Тень, тень потетень!

Выше городу плетень.

На стеньке, на бурке,

Вези меня на палке,

Тень, тень, потетень!

Выше городу плетень.

Курочка в сапожках

Купил лошадь без хвоста.

Свари уху с перцем,

А я приду с хлебцем:

Пять пудов пирогов,

«Уж ты бабушка Арина,

Ты куда, куда ходила?» —

Себе ведерки купила».—

«Что дала?» — «Рубль дала,

«Что на улице шумят?» —

«Сарафан бабы делят:

Кому клин, кому стан,

Чики, чики, чикалочки,

Едет мужик на палочке,

Попадья с печки, Дьякон из-под лавки —

Перебил все склянки,

«Туру, туру, пастушок.

«Что там царь делает?» —

«Туру, туру, пастушок,

На родине дуб стоит,

На дубу сова сидит,

«Туру, туру, пастушок,

Для чего ты трубишь

«В чистом поле дуб стоит,

На дубу сова сидит.

«Я волка боюся, Медведя страшуся.

Семь рубликов заплатил.

Не метелица метет вдоль по улице,

Вдоль по улице, вплоть до кузницы.

В этой кузнице два кузнечика куют,

Куют, куют, принаваривают,

Меня, Дуню, приговаривают:

«Вот тебе, Дуня, замок с ключом». —

«Не надо мне замок с ключом,

Убила бы я свово мужа-дурака.

Мой муж-дурак — таракан.

Проел он Дуне сарафан,

Все пуговки проглотил».

Кроме музыки инструментальной, которой дети сопровождают свое пение, они в количестве трех-пяти человек составляют иногда еще такой замысловатый концерт. Возьмут, разделят песенку на известные части и назначат каждому петь только одну какую-нибудь часть в два или три слова. Так, прибаутку:

В Казани на базаре

дети поют таким образом: один мальчик первый стих «В Казани на базаре» дискантом, другой второй стих: «сани, дровни» — тенором, третий — третий стих: «дешевы, дешевы» — басом, и каждый тростит свои слова до тех пор, пока не устанет. Все стихи поются в одно время, а не по очереди. Так же дети поют следующую песенку:

Голова твоя кудрява.

Курочка в сапожках,

Танцевала рыба с раком,

А петрушка — с пастернаком,

А цибуля — с чесноком,

Красна девка — с казаком,

А морковка не хотела,

Потому что не умела.

Загорелся жучий дом;

Бежит жук с ведром

В поле банюшку доспели.

Коростель полки мостил,

Таракан дрова рубил,

Комар по воду ходил,

В грязи ноги увязил,

Муха банюшку топила,

Пчелка воду наносила,

Оса щелок щелочила,

На ушат ребром попала,

Что без пальца рука,

В передбанник понесла,

На рогожку поклала;

Завопила тут блоха:

«Вы подайте мне дьячка

Да запечного сверчка

Отпевать грешну рабу,

Черну блоху во гробу!»

Тень, тень, потетень!

Как у Спаса звонят,

Как у старого Егора

Как у нас в Москве вино —

По три денежки ведро:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

На полице гороховица.

«Ах ты, козонька-коза,

Уж и где же ты была?»

«К матушке, к батюшке». —

Трое саней с козырями —

«Ох ты, козынька, коза,

«Где же жеребеночек?» —

«Быки выпили» (и так далее).

«А на что ребят поить?»—

«Разбуди меня, мама, завтра пораньше!» — «Что так?» — «Да вот хлебушка-то ломоть доесть: теперя уж не смогу».

«Сладки гусиные лапки». — «А ты едал?» — «Нет, а отец видал, как воевода едал».

«Куда, миленький, снаряжаешься?» — «Не скажу». — «Скажи, мой дорогой, куда снаряжаешься?» — «В город на ярмарку». — «Миленький, возьми меня с собой!» — «Не возьму». — «Возьми, мой дорогой, меня с собой». — «Садись на самый краешек». — «Что у тебя, миленький, в возу?» — «Не скажу». — «Что, мой дорогой, в возу?» — «Яблоки». — «Дай мне, миленький, яблочко». — «Не дам». — «Дай, дорогой, яблочко». — «Возьми одно». — «Где мы, миленький, ночуем с тобой?» — «Не скажу». — «Скажи, мой дорогой, где ночуем с тобой?» — «В большой деревне, у попа в пелевне [167] ».

«Коза, коза, лубяные глаза, где ты была?» — «Коней пасла». — «А кони-то где?» — «Николка увел». — «А Николка-то где?» — «В клеть ушел». — «А клеть-то где?» — «Водой унесло». — «А вода-то где?» — «Быки выпили». — «А быки-то где?» — «В гору ушли». — «А гора-то где?» — «Черви сточили». — «А черви-то где?» — «Гуси выклевали». — «А гуси-то где?» — «В вересняк ушли». — «А вересняк-то где?» — «Девки выломали». — «А девки-то где?» — «Замуж выскакали». — «А мужья-то где?» — «Все примерли».

Гуси-лебеди летели, в чисто поле залетели, в поле банюшку доспели. Воробей дрова колол, таракан баню топил, мышка водушку носила, вошка парилася, приушмарилася; [168] бела гнида подхватила, на рогожку повалила; сера блошка подскочила, ножку подломила, в передбанок вошку выносила…

Кот на печи сухари толчет, кошка в окошке ширинку шьет, свинья в огороде овес толчет, курочка в сапожках избушку метет; вымела избушку, положила голичок под порожичок.

Ходит курочка в сапожках, выронила перышко, из перышка-то ядрышко; укатилось оно на Иваново село. На Ивановом селе-то собачка на лычке потявкивает, медведь на цепочке порывается, господин на печке обувается, госпожа за печкой оладьи печет, сухари толчет.

Лежит зайка под кустом; охотники за ним взорят, зверя малого ловят. Скочил зайка на ноги: «Вы, охотнички, идите — на мой хвостик посмотрите!»

«Заинька серенький, где ты был-спобывал?» — «Был я, побывал в огороде-ельничке, в амбарчике-спальничке». — «Кого видел-сповидал?» — «Видел я, повидал три девчины хороши, три любчины пригожи; Анюшенька черноброва, черноглаза лучше всех». — «Заинька серенький, они звали ли тебя?» — «Звали-звали, позывали: Катюша на часок, Марьюша на денек; Анюшенька удала на недельку позвала». — «Заинька серенький, кормили ли тебя?» — «Катюша-то блинами, Марьюша-то пирогами; Анюшенька удала кашу с маслом поднесла». — «Заинька серенький, поили ли тебя?» — «Катюшка-то пивцом, Марьюша-то винцом; Анюшенька удала стакан меду налила». — «Заинька серенький, положили ли тебя?» — «Катюша-то на лавку, а Марьюша на другую; Анюшенька удала подушечку подала». — «Заинька серенький, не били ли тебя?» — «Катюша-то клюкой, а Марьюша кочергой; Анюшенька удала за ушеньки подрала». — «Заинька серенький, провожали ли тебя?» — «Катюша-то на сенец, а Марьюша на крылец; Анюшенька удала за ворота провела».

Тень-потетень, выше города плетень; на полице трубица гороховая, на печи калачи, как огонь горячи, с печки упали, в горшочек попали. Кушайте, бояре, поварных щей. Тетка-божатка, Крестная мать, сошей-ка рубашку, тоненьку, беленьку, косой вороток. Поеду я жениться, на сивке, на бурке, на соловой кобылке. Кобылка, кобылка, не сдерни овина; в овине Арина ткет полотно, перетыки-то [169] кладет, да недотыкивает. Шапка-татарка поехала по лавкам; бей в доску да поминай Москву. Как на Вологде вино по три денежки ведро, хоть пей, хоть лей, хоть окачивайся! Куколка, куколка, для ча долго не жила? Я боялась типуна. А типун-то не судья, а судья-то лодыга. Лодыгины дети хотят улетети за Иванов город. Они по грамотке пишут, на девицу дышут. Девица, девица, поди по водицу! На дороге-то волки горох молотили, поповы ребята попу-то сказали, попадья-то с печи обломала плечи. Сем-пересем на лопатке испечен; мужик песню спел, на капустник сел, съел три короба блинов, три костра пирогов, заулок рогулек, заход калачей, макинницу сулою, [170] овин киселя, поваренку щей!

Ну-тка, дядюшка Корнило, запрягай-ка ты кобылу, у Макарья на песку приразмычь горе-тоску: стоит бражка в туеску, [171] бражка пьяная-пьяна, весела хмельная голова! Бражку порняй [172] выпивай.

Пошел полковник погулять, поймал птичку-перепелочку; птичка-перепелочка пить пoхотела, поднялась-полетела, пала-пропала, под лед попала, попа поймала, попа-поповича, Петра Петровича.

Однажды говорила о себе репа: «Я, репа, с медом хороша!» — «Поди прочь, хвастунья! — отвечал ей мед. — Я и без тебя хорош».

Была репа важная, дивилась старуха кажная; одним-днем кругом не обойдешь; у той репы половину мы с семьей целую неделю ели, а другую половину другую неделю; корку навалили да кобылу надсадили и телегу обломили. Вот какая была мудрость недавно утресь! [173]

Стоит град пуст, а во граде куст; в кусте сидит старец да варит изварец; и прибежал к нему косой заяц и просит изварец. И приказал старец безногому бежать, а безрукому хватать, а голому в пазуху класть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *