Бойцовский клуб что за болезнь
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Бойцовский клуб. Стать мужчиной без отца. Психологический разбор фильма. Скрытый смысл
Главный герой фильма не имеет своего имени. Точнее, он как бы отдаёт его Тайлеру, а сам остаётся безымянным, также, как оставались безымянными участники проекта Разгром. Я для удобства буду называть его Джеком. Это, по крайней мере, лучше, чем Корнелиус.
Когда Джеку было 6 лет, его отец ушел из семьи, женился на другой женщине и завел детей, причем повторял это каждые шесть лет.
Как любой мальчик, Джек нуждался в отце как авторитете, который бы мог научить его, тому, что значит быть мужчиной, к чему нужно стремиться в жизни и как этого добиваться.
Вопрос «что дальше, пап?», который он с периодичностью в несколько лет задавал своему отцу по телефону, означает: как мне найти себя, кем мне быть? Но очевидно, что отец Джека и сам не знал ответа, как впрочем и все мужчины современной культуры, поэтому поделиться он мог только теми шаблонами, которыми его снабдил социум: учись, работай, женись. Глядишь, может что-то из этого тебя засосет так, что ты забудешь про свои вопросы.
Очевидно, что в таких условиях воспитания мальчик не может стать мужчиной и даже в 30 лет остаётся половозрелым ребенком. Из-за невозможности обрести мужскую самоидентичность, у него возникают и проблемы с женщинами.
Джека воспитывала мать, а мать не может научить сына быть мужчиной. Став подростком, Джек психологически не отделился от матери, и продолжает жить, используя детскую модель поведения. То есть стремится пребывать в комфортном состоянии под защитой родителей, только уже не реальных, а символических.
Джек одинок, а комфорт не может удовлетворить потребности человека в общении и близости.
Его внутреннее беспокойство накапливает свою энергию и начинает проявляется в виде бессонницы и суицидальных фантазий.
А какое решение приходит в голову человеку, когда его что-то беспокоит? Что-нибудь принять. Вот и Джек хочет что-нибудь выпить, чтобы заглушить симптомы своей проблемы. К счастью, врач не стал потакать этому инфантильному стремлению снять беспокойство через оральное удовлетворение.
Джек находит облегчение в группах психологической поддержки. Грудь Большого Боба становится для него еще одним суррогатом матери. Она живая, к ней можно прильнуть и поплакать, вернувшись в младенческое состояние. Кроме того, в группе Джек нашел искреннее внимание к своей персоне, что удовлетворило его потребность в принятии со стороны других людей.
Когда думают, что ты умрешь, тебя слушают.
Таким образом, Джек нашел способ облегчить симптомы своей внутренней проблемы, регрессируя в младенческое состояние. Он ощущал себя под защитой символической матери и получал необходимый телесный контакт с другими людьми. Но сама проблема оставалась неосознанной и непроработанной.
Кастрация
Эту проблему отражает мотив кастрации, который проходит через весь фильм.
И если сначала он символизирует неспособность стать мужчиной, то в конце, когда главный герой начинает угрожать кастрацией другим мужчинам, а потом и сам рискует вновь потерять свое достоинство, этот мотив указывает на жуткий страх Джека оказаться несостоятельным.
Марла
Достигнутую Джеком младенческую идиллию с легкостью разрушила появившаяся Марла. Ее образ как-то зацепил Джека, и он становится буквально одержим ей, но не признаёт в себе любовное влечение.
Джек видит Марлу в пещере, это значит, что она заняла самую сердцевину его личности. Вероятно потому, что он спроецировал на нее образ собственной матери, чему в дальнейшем мы находим подтверждение.
Марла представляет собой типаж «роковой, или, как говорят психоаналитики, кастрирующей женщины. 00:58:43;26
Вероятно, мать Джека обладала похожим характером и занимала доминирующее положение в отношении ребенка, поэтому Джек, не имея перед глазами образца мужского поведения, вырастает человеком податливым и подсознательно ощущает свою ущербность.
Всякий раз на протяжении фильма появление Марлы означает для Джека лишение чего-то важного. Она словно преследует его, отбирая то, что он с таким трудом находит.
Лишившись покоя из-за Марлы, наш герой снова впадает в бессонницу, что вызывает появление Тайлера.
Тайлер
Инициация
Тайлер берет на себя важную функцию: совершает ритуал инициации Джека, т.е. символический переход от мальчика к мужчине.
Что такое ритуал? Это какое-либо внешнее действие, удостоверяющее факт внутреннего, психического события. Ритуал мужской инициации, существовавший в древних культурах, приобщал юношу к мужской стихии, к царству духа, к тем ценностям, которые лежат вне плоскости природного и естественного, т.е. женского.
Но, к сожалению, наша культура утратила связь с патриархальными ценностями и соответствующие им ритуалы, вследствие чего, по утверждению психологов,
«В нашей культуре лишь очень немногим людям удаётся осуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми». Д.Холлис. Под тенью Сатурна.
Поэтому большинство современных мужчин испытывают кризис мужской идентичности.
Мальчик, становясь мужчиной, должен оторваться от материнской стихии, поэтому Тайлер взрывает дом Джека, насильно выводя его из-под власти символической матери, которую олицетворяют бытовой комфорт, защищенность, сытость, обеспеченность и отсутствие необходимости что-либо менять.
Разборка с отцом
Задача главного героя – стать мужчиной без помощи отца. И выполняя эту задачу он идет от своей обиды и боли, связанных с отсутствием отцовской фигуры.
«С кем бы ты хотел подраться? – С отцом»
Обида главного героя на своего личного отца, проецируется им на «отца вообще», на отца надындивидуального, под которым он понимает Бога.
Все претензии, которые Тайлер предъявляет Богу, на самом деле относятся к его отцу. И это показывает нам глубину его душевной травмы. 01:03:13;09
До сих пор Джек вытеснял боль от раны, нанесенной отцом, но теперь Тайлер заставляет его перепрожить ее и осознать.
«Только потеряв всё мы обретаем свободу».
Эта фраза произносится в контексте осознания отцовской травмы. Поэтому «потерять всё» означает отказаться от надежды на любовь отца и стать мужчиной без его помощи.
Логическим продолжением этого является желание уничтожить цивилизацию, то есть отомстить вообще всем отцам, которые ее строили. Подобно тому, как ребенок, которому не хватает любви, начинает безобразничать, чтобы привлечь к себе внимание родителей, Тайлер хочет плохим поведением обратить на себя внимание Бога, т.е. Большого Родителя.
Агрессия
Кроме того, желание уничтожить весь мир указывает на неизжитую инфантильную агрессию. Злоба, направленная на весь мир, а не на конкретного субъекта, говорит о том, что у человека осталась неизлеченной младенческая травма, связанная скорее всего с тем, что он ощущал себя брошенным.
Ребенок до определенного возраста не отличает внутреннее от внешнего и его собственные состояния проецируются на внешний мир. Поэтому переживание «мне плохо» равнозначно переживанию «всё плохо» или «мир плохой». И такие переживания могут сохраниться до зрелого возраста.
Тайлер-отец
Чтобы разыграть сценарий из детства и вновь почувствовать себя брошенным.
По фильму можно подумать, что Джек ревнует к Марле, но на самом деле, ему нужно внимание Тайлера.
Джек воссоздал ситуацию, в которой Тайлер начинает играть роль отца, а Марла, соответственно, роль матери; и теперь становится понятно, почему Марла с самого начала так зацепила Джека.
«Помимо того времени, когда они трахались, Тайлер и Марла не общались. Мои родители вели себя таким же образом.» 00:57:51;22
Герой Нортона эмоционально регрессирует к шестилетнему возрасту.
«Мне снова 6 лет. Родители через меня передают сообщения друг другу» 00:59:19;16
Джек перепроживает отношения со своими родителями, и в характере этих отношений несложно узнать негативный эдипов комплекс, когда ребенок испытывает любовь к родителю одного с ним пола и враждебность по отношению к родителю противоположного пола.
Надо сказать, что мы очень часто в отношениях с партнерами воспроизводим сценарии наших детско-родительских отношений. На протяжении жизни мы можем из раза в раз воспроизводить один и тот же сценарий, и чтобы выйти из него, его нужно осознать, перепрожить в воображении и позволить себе поступить иначе, чем как мы решили поступить в детстве.
Таким образом, Джек перепроживает свой сценарий: мать отбирает у него отца, а затем отец бросает его. Уже второй раз Марла отбирает у Джека объект его любви. Сможет ли он выйти из этого сценария?
Проект Разгром
«Все мы превращались в тех, кем Тайлер хотел нас видеть» 01:28:50;00
«Мы уповали на Тайлера» 01:31:05;02
Участники Разгрома привязываются к Тайлеру, жертвуют ради него всем. И это еще один индикатор страстного желания мужины быть нужным отцу. Пожертвовать всем ради причастности чему-то или кому-то более сильному.
«Почему слабый человек тянется к сильному?» 01:26:05;26
Чтобы приобщиться к его силе.
Но действительно ли главный герой и участники проекта Разгром становятся мужчинами? Несложно увидеть, что в проекте Разгром реализует себя подростковая субличность главного героя. Весь проект – это бунт против отцовской фигуры и утверждение себя на ее месте. Все акты вандализма, которые совершают члены проекта, типичны для подростков. Напакостить ради лулзов и радоваться, когда об этом скажут в новостях. Обратить на себя внимание Большого Родителя. Во всех этих действиях отсутствует мудрость, потому что главному герою неоткуда ее почрепнуть.
Уход Тайлера
Детский сценарий Джека разыгрывается дальше. Тайлер, в котором Джек увидел вновь обретенного отца, всё более отдаляется от него. Сначала его предательское сближение с Марлой, потом проект Разгром, в который он не посвятил Джека, всё это заставляет главного героя вновь переживать свою боль покинутого ребенка.
Его неистовое желание разрушить что-нибудь красивое – это злость на отца, который снова покидает его; теперь в лице Тайлера.
Джек еще не освободился от эмоциональной привязанности, и Тайлер принуждает его это сделать.
«Забыть о нас с тобой» 01:38:45;01
«Перестань за всё цепляться» 01:39:56;16
Саморазрушение Джека – это стремление освободиться от всякой эмоциональной привязанности, которые вызывают его душевные страдания. Желание с помощью внешней боли прекратить боль внутреннюю. (Автоавария)
В конце концов Тайлер уходит. Детский сценарий завершен.
«Отец бросил меня, Тайлер меня бросил». 01:44:01;02
Что делать дальше? А дальше Джек разыгрывает сценарий Тайлера.
Тайлер появился в жизни Джека, чтобы начать «духовную» войну против отца, который предпочитал общаться с матерью, а не с сыном. Затем Тайлер сам стал символическим отцом (и стал общаться с Марлой, забыв про Джека). Соответственно, теперь Джек должен начать свою войну против Тайлера, чтобы занять его место и жениться на Марле.
И здесь мы можем предположить, что если Джек повторяет уже сложившийся сценарий, то похожая переломная точка должна была существовать и перед появлением Тайлера. То есть, если гибель человека вызывала желание бороться с Тайлером, то возможно раньше чья-то гибель вызвала желание Джека бороться с воображаемым отцом, что и вызвало появление Тайлера.
Вполне возможно, что такой эпизод случился во время одной из командировок Джека.
Ну, а что было дальше, вам известно. Джек занимает место Тайлера. Можно надеяться, что он интегрировал лучшие качества своего альтер-эго и будет вести себя с Марлой не как ребенок с матерью, а как полноценный партнер.
Итоги
Фильм показывает, насколько трудно может быть молодому человеку без отца; сколько страданий причиняет его отсутствие (неважно, фактическое или эмоциональное); к какому отчаянию могут привести попытки справиться с той пустотой в душе, которая остаётся на месте отцовской фигуры. И как саморазрушение и мазохизм становятся средством заглушить внутреннюю боль.
Образ мужчины, который получился в итоге, совмещает в себе не только брутальность и бесстрашие, не только равнодушие к боли и равнодушие к внешности, но и инфантильную агрессию на весь мир, подростковый максимализм, и умерщвление в себе любых привязанностей. Думаю, тут есть еще над чем поработать.
«Свобода есть утрата надежд»: в чем идея фильма «Бойцовский клуб»
Страна: США, Германия
Жанр: триллер, драма, криминал
Год производства: 1999
Режиссер: Дэвид Финчер
Актеры: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонэм-Картер
“Бойцовский клуб” возглавляет список фильмов, которые на момент выхода прохладно встречаются кинокритиками и проваливаются в прокате. А с течением времени приобретают статус культовых.
Смысл фильма «Бойцовский клуб» (Fight Club) заключается в том, что каждый, вставший на путь борьбы с самим собой, может прийти к саморазрушению. Это кино о крахе американской мечты, о внутреннем конфликте, о борьбе с собственными предрассудками и представлениями о жизни.
О чем фильм
Фильм “Бойцовский клуб” снят по одноименной книге Чака Паланика. Но режиссер картины Дэвид Финчер переработал содержание оригинала, изменил ряд сцен и концовку. Его творение в итоге оказалось гораздо глубже и шире, чем изначальная идея Паланика.
Краткое содержание “Бойцовского клуба”. Безымянный рассказчик работает в страховой компании, но работа не приносит ему удовольствия.
Постепенно у него развивается депрессия. Психоаналитик рекомендует ему начать посещать всевозможные группы поддержки больных, чтобы побывать в атмосфере царящей печали и взаимопонимания.
Вроде бы у рассказчика все начинает налаживаться, но он встречает женщину по имени Марла Сингер, которая также находится в депрессии и тоже посещает группы поддержки.
Немного позже он знакомится с Тайлером Дерденом – с таинственным человеком, который своими действиями подрывает устоявшиеся общественные положения.
Однажды конфликт между приятелями приводит к потасовке, что привлекает внимание других мужчин, которые собираются в некоем бойцовском клубе, где постоянно происходят драки. Постепенно Тайлер трансформирует клуб в нечто большее: все его действия базируются на философской идее о том, что разрушение является толчком к развитию.
Восемь правил бойцовского клуба
Основные правила бойцовского клуба – это правила жизни и философии Тайлера Дердена. Первое и второе правила совпадают. Они звучат так:
Расшифровка сюжета
Когда “Бойцовский клуб” в 1999 г появился на экранах, он остался практически незамеченным. Но затем фильм обрел культовый статус и подвел определенный итог второй половине ХХ века, отразив ее переломы, кризисы и противоречия. Целое поколение молодых людей как мантру повторяло: “Саморазрушение – вот наша цель” или “Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами”.
На первый взгляд, “Бойцовский клуб” – обычная критика общества потребления – и пресловутой американской мечты. Но если бы все было так просто, об этом фильме не говорили бы так много и так часто. Главный сюжетный поворот фильма состоит в том, что два главных героя оказываются одним человеком.
Изначально зритель знакомится с рассказчиком. Это молодой мужчина, представитель среднего класса, работающий в автомобильной корпорации. Он часто ездит по стране, оформляет интерьер своей квартиры при помощи каталога и мучается бессонницей.
Чтобы как-то избавиться от хандры, герой посещает собрание мужчин, больных раком яичка. Все это требуется, чтобы он ощутил, что такое настоящие проблемы.
У рассказчика сытая жизнь, и он полностью встроен в структуру общества потребления. То есть смысл картины не в бунте социальных низших слоев. В “Бойцовском клубе” бунтует именно средний класс, у которого, в принципе, все есть. Все, кроме одного – желания.
Однажды главный герой встречает в самолете очередного, как он говорил, “одноразового друга”. Его зовут Тайлер Дерден. Вроде бы это очередное бессмысленное знакомство. Но затем, по необъяснимым причинам, у рассказчика взрывается квартира, и он вынужденно начинает жить вместе с Тайлером в полуразрушенном доме на окраине города.
Здесь-то и начинается постепенное образование бойцовского клуба, который в дальнейшем превращается в проект “Разгром”, совершивший в самом конце фильма череду взрывов в городе.
Тайлер – не отдельный человек, это альтер-эго самого рассказчика, его идеал мужественности.
Не менее важную роль играет Марла. Они знакомятся с рассказчиком на анонимных встречах раковых больных, а затем частенько встречаются друг с другом. Если точнее, встречается Тайлер – рассказчик только следит за происходящим…
Поцелуй Тайлера Дердена
В самом начале фильма врачи рекомендуют рассказчику поприсутствовать на встрече раковых больных, чтобы он стал зрителем разворачивающейся драмы о смертности человека.
Тайлер же предлагает ему поучаствовать в этом самому. “Ощути боль” – говорит Тайлер рассказчику, сделав тому химический ожог. Он уверен: почувствовав боль, можно почувствовать жизнь.
Марла — третья личность рассказчика?
В финале рассказчик и Марла берут друг друга за руки. Союз женщины и мужчины является созданием и созерцанием (брак, дети). То есть, смысл такой: любовь есть освобождение.
Но есть и другая трактовка: в некоторых рецензиях и разборах говорится о том, что Марла Сингер может быть одной из личностей главного героя.
Например, Марла, наглотавшись таблеток, позвонила Тайлеру, и он спас ее. После всего рассказчик недоумевал: “Как такой человек, как Тайлер, мог всполошиться оттого, что Марла Сингер была на грани смерти?” Здесь все просто: на грани смерти был сам рассказчик, и он сам вызвал врачей. Альтер-эго, Тайлер, заботился исключительно о собственной безопасности: если бы исчез рассказчик, исчез бы и Тайлер.
Именно Тайлер является самой сильной личностью рассказчика – она символизирует (по его мнению) подлинную мужественность. Если Марла – его женское начало, то она “конкурирует” с Тайлером за место в рассказчике. Тайлер постоянно напоминал тому, что от нее нужно избавиться: она – его противоположность, и вполне может стать доминирующей личностью.
Откуда взялось предупреждение Тайлера Дердена
Предупреждение от Дердена, ставшее мемом-мотиватором, появилось в DVD-версии “Бойцовского клуба”. Этот текст следовал сразу после предупреждении о нарушении авторских прав при незаконном копировании фильма.
Текст висел недолго – всего несколько секунд. Тем не менее, его удалось заскринить и выложить в интернет.
Идея фильма
В разговорах о “Бойцовском клубе” часто всплывает фигура Ницше, хотя связь здесь достаточно опосредованная. Лозунг фильма звучит так: “Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу”. В центре фильма находится идея саморазрушения: надо отречься от всего, что связывает тебя с миром, и только тогда ты обретешь истинную свободу.
Как бунтует представитель среднего класса? Это бунт против стандартизации, против одномерности человека современного общества – с одинаковой жизнью, в одинаковых квартирах с одинаковым интерьером.
Следующий шаг – человек должен отказаться от всех своих моральных ценностей. То есть он должен буквально освободиться от всех связей с миром – от всех правил и конвенций, делающих человека частью общей системы.
Но чтобы ощутить себя, нужно прорваться еще и к истинной природе человека. А это, согласно философии Тайлера Дердена, означало ощутить настоящую жизнь через боль.
Чего еще нам не хватает для полной свободы? Свободы от отца, то есть, от Бога. Однажды Ницше сказал: “Бог умер! Мы убили Бога!” В фильме Тайлер сравнивает отца и Бога, говоря, что он бросил нас. Отец бросил сына, как Бог бросил человечество.
Эта мысль созвучна идее Ницше. Ее смысл такой: Бог покинул этот мир, и мы остались здесь одни, свободные от любого внешнего авторитета. На первый взгляд, вырисовывается классически ницшеановский образ.
Но это не совсем так: в “Бойцовском клубе” особый акцент делается только на отрицательной стороне идей Ницше, полностью пропуская позитивные – созидательную часть его философии. Философия Тайлера заключается во фразе “Свобода от…”, а настоящая свобода (в том числе и по Ницше) – это “Свобода для…”
“Бойцовский клуб” передает риторику Ницше и идею об освобождении человека, но не доводит мысль до конца. Впрочем, некоторые зрители после этого фильма заинтересовались философией Ницше – а это уже хорошо.
Смысл концовки
В конце фильма рассказчик осознал, что Тайлер является его альтер-эго. Он решил избавиться от него самым примитивным, но, как выяснилось, действенным способом способом – при помощи оружия…
В финале книги рассказчик попадает в рай, в который не верил. Подразумевается, что герой, будучи личностью крайне слабой, проиграл бой с самим собой, и отныне его удел – психиатрическая лечебница.
В фильме все неоднозначно. Смысл концовки фильма “Бойцовский клуб” двойственный: в конце рассказчик берет Марлу за руку и смотрит на то, как рушатся небоскребы.
Звучит саундтрек – песня Pixies «Where is my mind».
Слушайте Where Is My Mind? — Pixies на Яндекс.Музыке
Такой финал можно рассматривать как победу над альтер-эго: прежний мир рассказчика полностью разрушен, и он освободился от всего, что его угнетало, а значит, Тайлеру нет больше места в его жизни. А можно воспринимать его как полный крах: разрушив прежний мир, рассказчик по сути не создал ничего, и его дальнейшее будущее туманно. Кстати, самому Паланику финал фильма понравился больше.
Альтернативные трактовки фильма
Конец фильма «Бойцовский клуб», и особенно кадр в конце фильма, вызвал у зрителей много вопросов, заставил препарировать картину, и искать скрытый смысл. На этом фоне появилось немало трактовок.
Контркультурная
«Поколение мужчин, воспитанное женщинами» – это суть современной парадигмы западного общества – подавление всего маскулинного. Тайлер мечтает восстановить статус-кво между мужским и женским на развалинах Рокфеллер-центра, отсюда и его (Тайлера) модель взаимодействия с Марлой и другими персонажами.
Философия Тайлера заключается в самоактуализации через осознание себя никчемностью – противоположностью инфантильному ощущению себя центром вселенной. Именно поэтому Тайлер шаг за шагом уничтожает вселенную рассказчика, начиная с кондоминиума – той уютной вселенной, которую тот так тщательно выстраивал, пытаясь заполнить внутреннюю пустоту.
Философия Тайлера – вызов феминизорованному консьюмеристскому западному обществу, променявшему свободу на безопасность, но лишившемуся, в конце концов, и того и другого, что и продемонстрировал Тайлер, создав “Погром”.
Позже через боль Тайлер подводит рассказчика к инициации, символической смерти, которая происходит только в конце фильма, когда рассказчик пытается совершить самоубийство. В финале (по книге), пребывая в психушке, рассказчик обретает свое “Я”, его миропонимание находится посередине между его старой инфантильной идеалистической позицией и позицией Тайлера.
Нестандартная
Есть и нестандартная разгадка фильма. Чак Паланик, культивируя мужественность, в итоге стал гомосексуалистом. То есть этот роман был неудачной попыткой сохранить в себе мужественность.
Самая простая
Наиболее простое объяснение концовки выглядит так.
Главный герой фильма оказался в тупике, и даже в конце не смог выйти оттуда. Он не способен был честно нырнуть в свою глубину и вынести ее, он так и остался маленьким человеком, он не изменился.
Все свои силы, вместо того чтобы смести собственное “Я”, он трусливо направил на разрушение внешнего. Это путь не свободного человека, а либо невротика, либо психопата. В конце концов это приводит к полной деградации личности.
Вопросы, оставшиеся вопросами
В философии фильма есть отрицание корпоративной культуры и современных ценностей, а Тайлер, напротив, всегда с шиком одет, и выглядит, как парень с обложки журнала. В самом фильме много рекламы. То есть саморазрушение и хаос можно представить как отрицание того, чего герой не смог достичь. Получается, лицемерию окружающих герой отвечает своим лицемерием?
И еще одно. Главный герой сначала приходит в “комфортное место”, где у всех все плохо и покидает его ради плохого места, где у всех все хорошо. Вероятно, имеется в виде то, что у современного человека бинарное мышление и он склонен к крайностям.
А может быть, все это – об отсутствии выбора в обществе конца XX-ХХI века?
После просмотров этого фильма по всему миру действительно были созданы “бойцовские клубы”: весьма важный “звоночек” для всех.
Знаменитые цитаты из фильма
Культовый фильм «Бойцовский клуб» разобрали на цитаты.