Большой театр что это
Большой театр
Государственный академический Большой театр — объект культурного наследия страны, один из самых значимых театров в России и мире.
Дата основания Большого театра — 28 марта 1776 года. Здание на Театральной площади построено в 1856 году.
Афиша Большого театра
Каждую неделю на сценах Большого театра можно увидеть шедевры оперы и балета, концерты и камерные постановки. Как правило, на несколько месяцев вперед известна афиша гастролей — расписание спектаклей от лучших театров России и зарубежья.
Помимо премьер и спектаклей в афише — фестивальные и торжественные мероприятия.
Билеты
Покупать билеты в Большой театр нужно заранее и только на официальных площадках: Большой театр предупреждает, что в других местах и особенно при сделках с частными лицами велика вероятность заплатить за подделку.
Стоимость билетов в Большой театр — от 100 до 15000 рублей.
Столь широкий ценовой диапазон объясняется просто: самые дешевые билеты продаются по специальной программе «Большой — молодым» (для зрителей 16 — 25 лет). Инструкция, как купить билет в Большой театр за 100 рублей, — на официальном сайте.
Где купить
Официальные места продажи:
Кассы: режим работы
История и архитектура
Начало Большому театру было положено губернским прокурором князем Петром Урусовым, получившим от императрицы Екатерины II привилегию содержать «театральные всякого рода представления». Дата высочайшего соизволения — 28 марта 1776 года — и считается датой основания Большого театра.
Первое театральное здание открылось на берегу реки Неглинной 30 декабря 1780 года, располагалось на улице Петровка и получило название «Петровский театр». Трехэтажное кирпичное здание с белокаменными элементами было возведено в рекордные по тем временам сроки — всего за 5 месяцев — и при этом стало крупнейшим в Москве публичным театром. В зале размещались партер, три яруса лож, а также галерея. Число зрительских мест предположительно составляло от 800 до 1000. По большей части театром руководил компаньон Урусова — Майкл Меддокс: при нем за 14 лет в театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей.
По истечении личной привилегии театр с накопившимися по нему долгами в 1796 году был передал Опекунскому совету. В 1805 году здание Петровского театра сгорело, труппа была вынуждена выступать на временных сценах. В 1808 году по проекту К. И. Росси построен новый театр — Арбатский, который простоял совсем недолго — сгорел в пожаре войны 1812 года.
Следующее здание Петровского театра — по переработанному О. И. Бове проекту А. А. Михайлова — торжественно открылось 6 января 1825 года. По размерам монументальное здание значительно превосходило предшественников, и потому новый театр, высота которого составила 37 метров, назвали Большим Петровским. Однако премьерный показ все же пришлось повторить: открывшийся театр не смог вместить всех желающих. Здание было главной театральной площадкой столицы на протяжении почти 30 лет: сгорело в марте 1853 года вместе с уникальными театральными машинами, инструментами и всем реквизитом.
Для восстановления Большого театра был выбран проект А. К. Кавоса. Здание вновь построили за три года с сохранением объема и планировки. При этом архитектор изменил пропорции, увеличив высоту здания, а также авторски переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Колонны портика были сохранены. Над портиком установлена бронзовая квадрига работы П. К. Клодта. Театр открыл свои двери 20 августа 1856 года.
Тыльную сторону здания перестроили в 1886–1893 годы по проекту Э. К. Гернета, и колонны оказались спрятаны в складских помещениях.
В 1894–1898 года под зданием заменили фундамент, так как к тому времени по стенам пошли трещины. Вынужденная мера не остановила усадку здания.
В 1920-е годы была укреплена полукольцевая стена зрительного зала, заменен занавес и перепланированы внутренние помещения. Последняя мера была направлена на ликвидацию ранговой иерархии зрителей.
Знаменитый роскошный занавес из парчи украсил Большой театр в 1955 году и оставался главным оформлением сцены на протяжении 50 лет. Возвращен в отреставрированном виде после масштабной реконструкции исторической сцены 2005–2011 годов.
Репертуар Большого театра
За годы работы Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений.
Премьера Большого театра состоялась в 1777 году: ею стала опера Д. Зорина «Перерождение». Молодой театр активно ставил оперы российских и итальянских композиторов, балетные номера, танцевальные сценки на тему народного быта, а также музыкальные спектакли на мифологические сюжеты.
Оперы большой формы утвердились в театре лишь к 1840-м годам. Знаковыми событиями для театральной жизни Москвы стали представленные зрителю оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Во второй половине XIX века репертуар расширился и выдающимися балетными постановками: по произведениям П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Несмотря на столь явный акцент на русский музыкальный эпос, в этот же плодотворный период на сцене ставятся классические произведения зарубежных композиторов — Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других.
Расцвета Большой театр достиг на рубеже XIX — XX веков: в создании спектаклей все чаще принимали участие выдающиеся деятели культуры того времени: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а также С. В. Рахманинов — не только как композитор, но и выдающийся оперный дирижер. К художественному оформлению сцены привлекаются мастера «Мира искусства», чьи работы в наши дни экспонируются в Третьяковской галерее.
В советский период Большой театр был сохранен, на его сцене продолжали развиваться как опера, так и балет. Преобладала классика, но не обошлось и без новых «идейных» постановок, которые пользовались популярностью у зрителей. В послевоенные годы театральный репертуар активно пополняется спектаклями на музыку композиторов братских стран — Чехословакии, Польши и Венгрии.
Громкими событиями в культурной жизни столицы стали балетные постановки «Кармен-сюита» (создавался специально для примы Большого театра Майи Плисецкой, 1967 год, в дальнейшем балерина не раз выступала в роли хореографа Большого) и «Спартак» (премьера — 1968 год, получил Ленинскую премию в 1970 году).
В репертуаре Большого театра в наши дни сохраняются лучшие спектакли по зарубежной и русской классике — опера, балетные постановки. Параллельно театр держит курс на возврат к оригинальным оперным партитурам — это можно наблюдать в обновленных операх, над текстом которых была проведена кропотливая работа по «вычищению» пометок разных лет.
Выход на новый уровень — трансляции спектаклей Большого театра с 2010 года проходят в кинотеатрах мира.
Опера
Оперная классика в актуальном репертуаре Большого театра: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Идиот», «Травиата», «Кармен», «Богема», «Дон Карлос» и другие произведения.
Музыкальные представления для детей в оперном репертуаре — «История Кая и Герды», «Байки о Лисе, Утенке и Балде» и «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (6+). Большинство классических постановок доступны школьникам с 12–16 лет.
Современная опера: «Билли Бадд».
Информация на официальном сайте:
Балет
Превосходный классический балет в Большом театре — это «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» (варианты — в редакции Григоровича либо Ратманского), «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Баядерка», «Корсар», «Кармен-сюита» и другие.
Балетные постановки по произведениям современных авторов: «Легенда о любви», «Нуреев», «Пламя Парижа», «Ундина», «Русские сезоны» (на музыку Леонида Десятникова).
Информация для зрителей на официальном сайте:
Концерты
В афише Большого театра камерные концерты есть каждую неделю. Гости театра cмогут услышать великолепное исполнение сочинений Д. Д. Шостаковича, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха и Л. Бетховена, Ж. М. Равеля; побывать на выступлениях контрабасистов, квартета виолончелей, арфы, духовых инструментов, вокальных вечерах. В камерном формате проходят и выступления детей-артистов Большого театра.
Большой театр
Большой театр
Большой театр — национальное достояние страны. Старейший музыкальный театр России расположен практически в самом центре Москвы, на Театральной Площади, недалеко от Кремля. Полное наименование — Государственный Академический Большой театр оперы и балета России, но в народе прочно закрепилось название «Большой», что говорит о его исключительной роли в культурной жизни страны.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Большой театр
История
Начинался театр с небольшой частной труппы князя Петра Урусова. Постановки талантливого коллектива часто радовали императрицу Екатерину II, которая отблагодарила князя правом руководить всеми увеселительными мероприятиями столицы. Датой основания театра считается 17 марта 1776 года — день, когда Урусов получил эту привилегию. Уже через полгода после волеизъявления императрицы князь возвёл деревянное здание Петровского театра на берегу Неглинки. Но, не успев открыться, театр сгорел. Новое здание требовало больших денежных вложений, и у Урусова появился партнёр — обрусевший англичанин Медокс, успешный антрепренёр и артист балета. Строительство театра обошлось британцу в 130000 рублей серебром. Новый трёхэтажный кирпичный театр распахнул свои двери перед публикой в декабре 1780 года. Через несколько лет из-за денежных неурядиц англичанину пришлось передать управление театром государству, после чего храм Мельпомены стал называться Императорским. В 1805 году здание, выстроенное Медоксом, сгорело.
Несколько лет театральная труппа выступала на домашних подмостках московской знати. Новое здание, появившееся на Арбате в 1808 году, проектировал архитектор Карл Иванович Росси. Но и этот театр был уничтожен пожаром 1812 года.
Большой театр в XIX веке
Через десять лет началось восстановление театра, закончившееся в 1825 году. Но, по печальной традиции, и этому зданию не удалось избежать пожара, случившегося в 1853 году и оставившего после себя только наружные стены. Три года длилось возрождение Большого. Главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос, руководивший восстановлением здания, увеличил его высоту, добавил колонны перед входом и портик, над которым возвышалась бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Фронтон был декорирован двуглавым орлом — гербом России.
В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день. Конкуренция двух театральных коллективов пошла на пользу русским вокалистам, вынужденным оттачивать и улучшать своё мастерство, но невнимание администрации к национальному репертуару мешало русскому искусству добиться популярности у зрителей. Через несколько лет дирекции пришлось прислушаться к требованиям публики и возобновить оперы «Руслан и Людмила» и «Русалка». 1969 год ознаменовался постановкой «Воеводы» — первой оперы Петра Чайковского, для которого Большой стал основной профессиональной площадкой. В 1981 году репертуар театра обогатился оперой «Евгений Онегин».
Вид на зрительный зал Большого театра. 1972 г.
В 1895 году в театре был проведён капитальный ремонт, окончание которого ознаменовалось такими постановками, как «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Римского-Корсакова с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.
В конце 19-го века и в начале 20-го века происходит становление Большого как одного из ведущих центров театрально-музыкальной мировой культуры. В репертуаре театра — лучшие мировые произведения («Валькирия», «Тангейзер», «Паяцы», «Богема») и выдающиеся русские оперы («Садко», «Золотой петушок», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже»). На сцене театра блещут своим талантом великие русские певцы и певицы: Шаляпин, Собинов, Грызунов, Савранский, Нежданова, Балановская, Азерская; над декорациями трудятся знаменитые русские художники Васнецов, Коровин и Головин.
Большому удалось полностью сохранить свою труппу во время революционных событий и Гражданской войны. На протяжении сезона 1917-1918 годов публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. А в 1919 году театру было присвоено звание «Академический».
20-е и 30-е годы прошлого века становятся временем возникновения и развития советского оперного искусства. На сцене Большого впервые ставятся «Любовь к трём апельсинам», «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин»».
Балет «Лебединое озеро»
Во время Великой Отечественной войны часть труппы Большого была эвакуирована в Куйбышев, где продолжались создаваться новые спектакли. Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт. Послевоенные годы отмечены талантливыми постановками выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, каждый спектакль которого был заметным событием в культурной жизни страны.
С 2005 по 2011 год в театре была осуществлена грандиозная реконструкция, благодаря которой под зданием Большого появился новый фундамент, были воссозданы легендарные исторические интерьеры, значительно улучшилось техническое оснащение театра, увеличилась репетиционная база.
На сцене Большого родилось более 800 спектаклей, в театре проходили премьеры опер Рахманинова, Прокофьева, Аренского, Чайковского. Балетная труппа всегда была и остаётся желанным гостем в любой стране. Артисты, режиссёры, художники и дирижёры Большого много раз удостаивались самых престижных государственных и международных премий.
Вид на сцену и зрительный зал перед реконструкцией Вид на зрительный зал во время торжественного открытия Большого театра после реконструкции. 2011 г.
Описание
В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:
Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей — легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.
В момент представления Фасад Большого театра
Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.
Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.
Световое шоу на фасаде Большого театра
Интересные факты
Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов — насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.
Информация для посетителей
Адрес театра: Театральная площадь, 1. Попасть к Большому можно, пройдя по Театральному проезду от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд». От станции «Площадь Революции» до Большого вы дойдёте, перейдя одноимённую площадь. От станции «Кузнецкий мост» нужно идти по улице Кузнецкий мост, а потом повернуть на Театральную площадь.
Бронзовая квадрига работы Петра Клодта Схема зала в Большом театре
Приобрести билеты на постановки Большого можно как на сайте театра — www.bolshoi.ru, так и в кассах, открытых в Административном здании (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 15.00 до 16.00); в здании Исторической сцены (ежедневно с 12.00 до 20.00, перерыв с 16.00 до 18.00); в здании Новой сцены (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00).
Стоимость билетов варьируется от 100 до 10000 рублей, в зависимости от спектакля, времени представления и места в зрительном зале.
В Большом театре функционирует комплексная система безопасности, включающая в себя видеонаблюдение и обязательный проход всех посетителей через металлоискатель. Не берите с собой колющие и острые предметы — с ними вас не пропустят в здание театра.
Дети допускаются на вечерние спектакли с 10 лет. До этого возраста ребёнок может посещать утренние представления по отдельному билету. Дети до 5 лет в театр не допускаются.
Буфет Большого театра
В Историческом здании театра по понедельникам, средам и пятницам проводятся экскурсии, рассказывающие об архитектуре Большого и его прошлом.
Для желающих приобрести что-нибудь на память о Большом театре ежедневно, с 11.00 до 17.00, открыт магазин сувениров. Чтобы попасть в него, нужно войти в театр через подъезд № 9А. Посетители, пришедшие на представление, могут зайти в магазин непосредственно из здания Большого до начала спектакля или после него. Ориентир: левое крыло театра, цокольный этаж, по соседству с «Бетховенским залом».
Фото- и видеосъёмка в театре не разрешаются.
Собираясь в Большой театр, рассчитывайте своё время — после третьего звонка вы не сможете пройти в зал!
Большой театр
Большой театр | |
---|---|
Здание Основной сцены Большого театра (2011) | |
Место нахождения | Москва, Театральная площадь, дом 1, |
Госуда́рственный два́жды о́рдена Ле́нина академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и (ГАБТ РФ), или просто Большо́й теа́тр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади.
Содержание
История
Это был изначально казенный театр, составлявший вместе с Малым единую московскую труппу императорских театров. Время от времени статус Московской труппы менялся: то она переходила в подчинение московскому генерал-губернатору, то вновь — под Петербургскую дирекцию. И так продолжалось до самой революции 1917 года, когда все имущество было национализировано, и только тогда произошло полное разделение Малого и Большого театров.
Вся история театральной культуры Москвы на очень многие годы была связана с Большим театром.
Первые шаги
Петровский театр Медокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Однако и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 году, во время нашествия Наполеона.
В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте архитектором О. И. Бове по проекту ректора петербургской Академии А. А. Михайлова. По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям. [1] :3; [5]
Открытие в 1825 г.
Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Медокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора — ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора, балетмейстеры Ф.-В. Гюллень-Сор и И. К. Лобанов, постановка перенесена со сцены Театра на Моховой. На следующий день спектакль был повторен. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение»; а В. Одоевский, восхищаясь балетным спектаклем, писал об этом представлении так: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе» [6]
В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа.
11 марта 1853 года театр сгорел; пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года. [1] :3 В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. [7] Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года. В 1886 году тыльная сторона здания была перестроена по проекту архитектора Э. К. Гернета. [8] В 1895 году по проекту архитекторов К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён новый фундамент. [9]
Новая сцена Большого театра
Реконструкция исторического здания Большого театра и её последствия
Подготовительные работы для предстоящей реконструкции, в ходе которых от исторического здания остались только три несущих стены — главный фасад и боковые, а под фундаментом был вырыт гигантский котлован глубиной более 30 метров, сильно затянулись. На протяжении четырёх лет постоянно менялись субподрядчики производимых работ, создавались фирмы-однодневки. Всё это привело к колоссальным хищениям государственных средств.
Современный Большой театр
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Государственный академический Большой театр России (ГАБТ).
Один из самых значительных театров оперы и балета в России и мире. Основан в 1776 году. Расположен на Театральной площади в Москве.
История Большого театра началась 28 марта 1776 года. В этот день императрица Екатерина II подписала «привилегию» на создание частного театра князю Петру Васильевичу Урусову. Вскоре князь разделил содержание театра с механиком и антрепренером, англичанином Майклом Медоксом (вскоре он уступил свои права последнему).
Первое здание театра было построено в 1780 году на берегу р. Неглинки и выходило на улицу Петровку, поэтому носило название Петровского. Оно стало первым в Москве публичным зданием такой величины и удобства.
В то время оперно-драматическая труппа театра формировалась из выпускников Театральных классов при Московском воспитательном доме, а также выпускников гимназии при Московском университете (здесь давали хорошее музыкальное образование). Репертуар состоял преимущественно из итальянских и русских балетов и опер с балетами. Премьерным стал спектакль на пьесу А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец».
Вскоре за долги театр перешел в ведение Опекунского совета. В 1804 году им был назначен директор на жалованье князь М. Волконский. В 1806 году театр получил статус императорского и перешел в ведение Дирекции императорских театров. Само здание Петровского театра сгорело в 1805 году и труппе приходилось выступать на частных сценах вплоть до 1825 года. 6 января этого года произошло торжественное открытие нового Большого Петровского театра, построенного за 5 лет под руководством архитектора Осипа Ивановича Бове и превзошедшего в размерах Большой каменный театр в Петербурге. Зрительный зал его вмещал свыше двух тысяч человек.
В 1822-1823 годах московские театры были отданы в ведение московского генерал-губернатора. В 1842 году они опять перешли к общей Дирекции императорских театров. В это время директором театра был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой (с 1842-го по 1859 год) композитор А.Н. Верстовский, по имени которого была названа целая эпоха в жизни театра. Ставились произведения М.И. Глинки (1842 год – «Жизнь за царя», 1846 год – «Руслан и Людмила»), Верстовского, Верди, Мейербера, Россини, Доницетти.
11 марта 1853 года здание театра практически полностью сгорело. В 1855-1856 годах по проекту главного архитектора императорских театров Альберта Кавоса была произведена его реконструкция. Обновленный театр открылся 20 августа 1856 года оперой «Пуритане» В. Беллини. После реконструкции он стал считаться одним из лучших в мире по акустике. В 1893 году в Большом театре было устроено электрического освещение.
Театральный репертуар второй половины XIX века продолжал обогащаться произведениями иностранных авторов. Особой популярностью пользовались сочинения Бизе, Беллини, Верди, Вагнера, Гено, Перголези. Российская же музыкальная культура, переживавшая в то время расцвет, была представлена на сцене Большого произведениями П.И. Чайковского (балеты «Лебединое озеро», «Воевода», оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички»), А.П. Бородина (опера «Князь Игорь»), Н.А. Римского-Корсакова (оперы «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка»), М.И. Мусоргского (опера «Борис Годунов»). Активно развивалось балетное искусство. Большой вклад внес французский танцовщик и хореограф Мариус Петипа, работавший с 1847 года в России. В 1869 году под его руководством в Большом театре был поставлен балет «Дон Кихот Ламанчский» Л. Минкуса.
В начале ХХ века на сцене Большого выступали такие артисты, как Ф.И. Шаляпин («Борис Годунов», «Фауст»), сопрано А.В. Нежданова («Снегурочка»), тенор Л.В. Собинов («Русалка»). Знаменитый хореограф А.А. Горский стал ведущим балетмейстером театра (1902-1924). Он поставил балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Конек-горбунок», «Жизель». Художник К.А. Коровин выполнял эскизы декораций по заказу театра.
28 февраля 1917 года состоялся последний спектакль Императорского Большого театра. 13 марта открылся Государственный Большой театр (в 1919 году ему присвоено звание академического). С его сцены было провозглашено создание СССР.
Во время ВОВ театр продолжал свою работу. Часть труппы уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть играла в Москве на сцене филиала, многие выступали в составе фронтовых бригад, некоторые ушли воевать на фронт. Уже осенью 1943 года возобновилась нормальная деятельность театра. Она началась с постановки оперы «Жизнь за царя» (в новом варианте «Иван Сусанин»), признанной народной и патриотической.
Советский период в истории Большого театра славился многими постановками. Среди них: опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», балеты С.С. Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой в главных ролях, балет А.И. Хачатуряна «Спартак» в постановке Ю.Н. Григоровича, балет «Кармен-сюита» Альберто Алонсо на музыку Ж. Бизе в переработке Р.К. Щедрина, с Майей Михайловной Плисецкой в главной роли.
Неоднократно (в 1921 году, 1938 году, 1941 году, 1942 году, 1975 году и 1987 году) в театре производились ремонтные и восстановительные работы.
В ноябре 2002 года открылась Новая сцена Большого премьерой оперы «Снегурочка». Н.А. Римского-Корсакова. В 2005 году ГАБТ закрылся на реставрацию. 28 октября 2011 года состоялось торжественное открытие главной сцены страны.
Художественные достижения Большого театра огромны, велик его вклад в развитие русской музыкальной культуры.