Большой одн за электроэнергию что делать
Электроэнергия на общедомовые нужды: причины роста расходов и пути их снижения
Среди обращений, поступающих от клиентов в адрес «ТНС энерго Пенза», в последнее время участились вопросы о причинах увеличения платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды (ОДН), в отдельных домах.
«ТНС энерго Пенза» напоминает, что с 1 июля 2020 в связи со вступлением в силу изменений в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за электрическую энергию, потребляемую на ОДН, начисляется в полном объеме, а не по нормативу, как это было ранее.
Данные изменения затрагивают потребителей, проживающих в многоквартирных домах с непосредственной формой управления, не реализованной, либо не выбранной формами управления.
Согласно вступившим в силу изменениям, расчет производится по показаниям общедомовых приборов учёта, а полученный объем полностью распределяется между собственниками помещений в многоквартирном доме. С этим связано увеличение суммы в счетах, поскольку ранее начисления за ОДН производились лишь в пределах норматива.
Своевременная и корректная передача всеми жильцами многоквартирных домов показаний приборов учета (с 23 по 25 число каждого месяца) и наличие счетчиков во всех квартирах дома являются основными путями снижения объема оплаты за ОДН.
Кроме того, в связи с тем, что упомянутые выше изменения в законодательстве касаются многоквартирных домов, в которых действует непосредственная форма управления, либо форма управления не выбрана/не реализована, собственники жилых помещений могут заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией. В этом случае объем ОДН будет выставляться гарантирующим поставщиком электроэнергии в адрес управляющей организации, а не жителям многоквартирного дома.
Напоминаем, что получить ответы на любые вопросы, касающиеся энергоснабжения, потребители могут с использованием формы обратной связи в разделе «Помощь» на официальном сайте «ТНС энерго Пенза».
Справка о компании:
ООО «ТНС энерго Пенза» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Пензенской области. Компания обслуживает 652 677 физических и 17 421 юридических лицо. Объем рынка составляет 78 %. ООО «ТНС энерго Пенза» входит в структуру Группы компаний «ТНС энерго» — одного из крупнейших независимых энергосбытовых холдингов России.
ПАО ГК «ТНС энерго» является субъектом оптового рынка электроэнергии, а также управляет 10 гарантирующими поставщиками, обслуживающими около 21 млн потребителей в 11 регионах Российской Федерации: ПАО «ТНС энерго Воронеж» (Воронежская область), АО «ТНС энерго Карелия» (Республика Карелия), ПАО «ТНС энерго Кубань» (Краснодарский край и Республика Адыгея), ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (Республика Марий Эл), ПАО «ТНС энерго НН» (Нижегородская область), АО «ТНС энерго Тула» (Тульская область), ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (Ростовская область), ПАО «ТНС энерго Ярославль» (Ярославская область), ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (Новгородская область) и ООО «ТНС энерго Пенза» (Пензенская область). Совокупный объем полезного отпуска электроэнергии Группы компаний «ТНС энерго» по итогам 2019 года составил 64,1 млрд кВт*ч.
Как снизить ОДН
Вопрос высоких начислений за ОДН остается актуальным для жителей многоквартирных домов Новгородской области. Данные затраты – это неотъемлемая часть ежемесячных платежей за электроэнергию.
Что такое ОДН и как снизить плату за него? На эти вопросы отвечает начальник отдела работы с обращениями потребителей и органов власти ООО «ТНС энерго Великий Новгород» Кошелева Анна Николаевна.
– Анна Николаевна, что же такое общедомовые нужды (ОДН) и как они рассчитываются?
– ОДН – это объём электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, который определяется как разница между общим объёмом электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом, и объёмом ресурса, потреблённого непосредственно в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся общедомовой собственностью (офисы, магазины и т.д.). Полученный остаток распределяется между всеми потребителями пропорционально площади принадлежащего каждому или находящегося в его пользовании жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Так, чем больше площадь квартиры или нежилого помещения, тем выше показатель ОДН.
– Нужно ли платить за ОДН, если в квартире никто не живёт?
– Да, нужно. Каждый собственник или наниматель помещения в многоквартирном доме несёт ответственность за содержание общедомового имущества независимо от того, пользуется он им на данный момент или нет.
– Что может стать причиной высокого ОДН?
– С 1 июля 2020 г. вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которое регламентирует предоставление коммунальных услуг. Согласно изменениям, для многоквартирных домов (МКД), которые оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии, собственниками помещений МКД выбрано непосредственное управление МКД, а также если способ управления не выбран либо способ управления не реализован, коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (ОДН), теперь распределяются между собственниками помещений в МКД в полном объеме, а не в пределах норматива, как это было ранее. В некоторых домах суммы по ОДН выросли, так как ранее они были ограничены нормативом, который теперь отменили.
Практика показывает, что причиной большого ОДН также в основном являются такие факторы, как несинхронность снятия показаний индивидуальных приборов учёта, наличие в доме квартир без счётчиков электроэнергии, самовольное подключение к электросетям, ветхое состояние самих сетей.
– Можно ли снизить плату за ОДН?
– Да, конечно, снизить плату на ОДН можно несколькими способами. Организовав одновременный съем и передачу показания общедомовых и индивидуальных приборов учёта с 23 по 25 число каждого месяца. Для этого можно договариваться со всеми жильцами, чтобы они не забывали о передаче показаний в один конкретный день, либо – и это наиболее удобный вариант – на общем собрании жильцов выбрать старшего по дому. Составить протокол собрания и направить его в сбытовую компанию. После этого старшему по дому будет доступен сервис «Личный кабинет старшего по дому» на сайте ООО «ТНС энерго Великий Новгород», где он сможет самостоятельно вносить показания ИПУ, а также формировать отчёты по энергопотреблению многоквартирного дома. При отсутствии интернета рекомендуем приносить список одновременно снятых показаний ИПУ в дополнительные офисы и представительства компании, обслуживающие район проживания потребителей.
– Почему именно единовременное снятие показаний – наиболее действенный способ снижения ОДН?
– Для корректного начисления платы за ОДН рекомендовано передавать показания индивидуальных и общедомового приборов учета ежемесячно в один и тот же период, тогда расход электроэнергии определяется максимально точно и с постоянным интервалом. Так как показания ОДПУ поступают в сбытовую компанию в период с 23 по 25 число каждого месяца, снимать показания индивидуальных счетчиков также необходимо в этот период.
Если жилое помещение не используется и потребления электроэнергии нет, показания индивидуальных приборов учёта всё равно необходимы, даже если эти показания статичные (нулевой расход), ведь если потребитель не передает вовремя показания электросчетчиков, ему присылают квитанцию со среднемесячным счетом. При последующей передаче статичных показаний (в случае отсутствия потребления электроэнергии) все расчётные объёмы, предъявленные потребителю к оплате (рассчитанные по среднемесячному потреблению), будут сняты, но это может негативно повлиять на величину ОДН для всех жителей многоквартирного дома. Ещё раз: нерегулярная передача показаний способствует возникновению перерасчетов по жилым помещениям, напрямую влияющих на величину ОДН. Поэтому единовременная передача показаний выгодна, прежде всего, самим собственникам жилья. Только так можно получить точный баланс электропотребления всего дома и корректно произвести начисление платы за ОДН.
– Если у потребителей остались вопросы, как они могут получить дополнительную информацию?
– через «Личный кабинет» на сайте компании novgorod.tns-e.ru, пройдя простую процедуру регистрации;
– через сайт компании novgorod.tns-e.ru в разделе «Обращение в компанию»;
– по многоканальному телефону горячей линии (8162) 502-516, для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, работает дополнительный номер контакт-центра:
8-800-775-44-53 (звонок бесплатный).
Справка о компании:
ООО «ТНС энерго Великий Новгород» — гарантирующий поставщик электроэнергии, работающий на территории Новгородской области. Общество обслуживает 9596 потребителей – юридических лиц и более 337 тыс. бытовых абонентов, что составляет 63,5 % рынка сбыта электроэнергии в Новгородской области. Объем реализации электроэнергии в 2019 году составил 2,5 млрд кВт*ч. ООО «ТНС энерго Великий Новгород» входит в структуру Группы компаний «ТНС энерго».
ПАО ГК «ТНС энерго» является субъектом оптового рынка электроэнергии, а также управляет 10 гарантирующими поставщиками, обслуживающими около 21 млн потребителей в 11 регионах Российской Федерации: ПАО «ТНС энерго Воронеж» (Воронежская область), АО «ТНС энерго Карелия» (Республика Карелия), ПАО «ТНС энерго Кубань» (Краснодарский край и Республика Адыгея), ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (Республика Марий Эл), ПАО «ТНС энерго НН» (Нижегородская область), АО «ТНС энерго Тула» (Тульская область), ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (Ростовская область), ПАО «ТНС энерго Ярославль» (Ярославская область), ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (Новгородская область) и ООО «ТНС энерго Пенза» (Пензенская область). Совокупный объем полезного отпуска электроэнергии Группы компаний «ТНС энерго» по итогам 2019 года составил 64,1 млрд кВт*ч.
Решение проблемы ОДН — в руках собственников
Для начала надо разобраться в том, что же такое ОДН.
Общепринятое мнение «ОДН – это плата за свет лампочки в подъезде» в корне неверно. ОДН и места общего пользования (МОП) – не одно и то же.
Всю электроэнергию, поставленную в дом, фиксирует общедомовой счетчик. При выставлении счетов на оплату гарантирующий поставщик из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, вычитает сумму объемов электроэнергии, потребленной в каждой отдельной квартире. Разница этих показателей и есть ОДН. Его величина напрямую зависит от того, как мы ведем учет индивидуального потребления, насколько вовремя передаем показания своих приборов учета и, в конце концов, насколько мы честны с соседями.
Итак, ОДН = освещение мест общего пользования (лестничные клетки) + работа внутридомового оборудования (лифт, подкачивающие насосы, телекоммуникационное оборудование) + вся электроэнергия, потребляемая в обход приборов учета (незаконные подключения).
Мы часто слышим, что ОДН – распределение долгов нерадивых граждан на добросовестных. Давайте разберемся и в этом вопросе.
Долг – это неоплаченная сумма по выставленному счету. Собственник квартиры, не оплачивающий счета за электроэнергию, накапливает свой личный долг, не перекладывая его на плечи соседей. Однако если в сбытовую компанию не поступают не только средства, но и показания приборов учета от жителя, поставщик электроэнергии рассчитывает его сперва по среднемесячному потреблению, а затем – по нормативу. При этом фактические объемы использованного ресурса могут сильно отличаться от нормативных. И эта разница идет в ОДН.
Что жильцы могут сделать сами для снижения ОДН, а в чем им нужна помощь гарантирующего поставщика?
Самой действенной мерой по снижению величины ОДН является единовременное снятие и передача показаний индивидуальных счетчиков. Это может делать старший по дому. Поставщик ресурса предлагает целый ассортимент клиентских сервисов по дистанционной передаче показаний и контролю объемов потребленного ресурса: например, сайт АО «ТНС энерго Карелия» www. karelia.tns-e.ru или контакт-центр гарантирующего поставщика 8(8142)79-27-27.
А если пойти дальше и вынести счетчики на площадки или вообще установить систему автоматизированного учета, то передача искаженных показаний будет исключена.
После организации грамотного и точного учета электроэнергии внутри квартир можно и нужно пойти дальше и, к примеру, установить в подъездах энергосберегающие лампы, работающие от датчиков движения. Эти мероприятия должна осуществлять ваша управляющая компания за счет средств на содержание и ремонт жилья. А если на счету дома есть достаточный объем средств для замены старой электропроводки на новую, это просто необходимо сделать.
Иными словами: соблюдение порядка оплаты, исправные приборы учета и вовремя переданные показания – вот решение проблемы ОДН.
Еще один актуальный вопрос наших читателей: имеет ли право поставщик электроэнергии выставлять счета за фактический объём ОДН? Ведь жителям выгоднее платить за ОДН не больше норматива, а такая схема применяется при выставлении счетов управляющей компанией…
Поставщик ресурса при прямых договорных отношениях с потребителями выставляет счета на оплату напрямую жителям. При заключении договора с управляющей компанией счета выставляет последняя, причем плата за ОДН по такому договору для жителей не превышает нормативных значений. Казалось бы, для потребителей это решение всех проблем, однако в этой схеме, при ближайшем рассмотрении, больше минусов, чем плюсов.
При прямом договоре с поставщиком ресурса потребители получают счета, где отдельно прописываются их индивидуальное потребление и ОДН, рассчитанный исходя из площади помещения. Средства поступают поставщику и только на тот лицевой счет, по которому совершена оплата.
Иначе работает схема «поставщик – управляющая компания – потребитель». В ней УК – это своеобразный кошелек, в который попадают все средства, собранные с жителей многоквартирного дома как за коммунальные, так и за жилищные услуги. Подчеркнем – ОБЩИЙ кошелек за оба вида услуг. Нормативные начисления ОДН идут отдельной строкой в квитанции, а вот сверхнормативные «прячутся» в строке «содержание и ремонт жилья». Оплачивать фактическое, а не нормативное потребление ОДН из собственного кармана управляющая компания не может по определению, так как единственный источник дохода для нее – это средства жителей. УК собирает деньги с жителей, заключивших с ней договор управления, и распределяет подрядчикам (дворники, ремонтники и т.д.) и поставщикам ресурсов, в том числе и за сверхнормативные ОДН. Поэтому для добросовестных управляющих компаний договор с ресурсоснабжающей организацией на оплату сверхнормативного ОДН – это бремя. Большинство компаний прекрасно это понимают, поэтому не спешат к поставщику ресурса за заключением договора до решения проблемы с ОДН.
Куда хуже, если в дом придет недобросовестная организация. Так или иначе, УК будет брать средства для оплаты сверхнормативного ОДН из средств на содержание и ремонт жилья. Главный минус такой схемы расчетов – отсутствие возможности увидеть проблему сверхнормативного ОДН в вашем доме. В квитанции на оплату отражается только норматив, а вот незаконные подключения, потери из-за ветхости электропроводки и общий небаланс по дому «уходит» в «содержание и ремонт». Оплата фактического ОДН при этом производится за счет снижения трат на основное обслуживание дома, а отсюда – снижение общего уровня качества управления МКД: дворы и лестничные клетки убираются реже, ремонтные бригады реагируют на вызовы медленнее и проч.
Жителям важно понять: при посредничестве УК и ТСЖ они фактически не освобождаются от оплаты сверхнормативных ОДН, а продолжают оплачивать его через статью «содержание и ремонт жилья».
Вывод один: и при договоре с УК, и при прямых отношениях с поставщиком ресурса, самая важная роль в борьбе с высокими ОДН, как и прежде, отводится жителям. Без их участия снижения ОДН добиться невозможно. При прямых расчетах с ресурсниками эффект от предпринимаемых мер можно отследить, при договоре с УК это сделать невозможно, как и в принципе обнаружить проблему.
Считаете, что в вашем доме завышены общедомовые нужды по электроэнергии? Узнайте, как можно повлиять на размер ОДН
Почему в этом месяце начисления за ОДН больше, чем в предыдущем? Почему величина ОДН не постоянна? Таковы наиболее частно встречающие вопросы относительно начислений платы за электроэнергию. Почитайте, что рекомендуют в таких случаях делать специалисты Нижегородской сбытовой компании ( Энергосбыта). Эти разъяснения пригодятся и для жителей других регионов РФ.
Некоторые ообщают, что величина платы за электроэнергию на ОДН у них превышает начисления за электроэнергию, потреблённую в квартире. Они просят разъяснить, откуда берутся такие цифры, как проверить правильность начислений и можно ли предпринять, чтобы суммы в платёжках уменьшились. Именно этим вопросам и уделила внимание редакция издания « Жилищный вопрос», обратившись за разъясненениями в Нижегородскую сбытову компанию.
Прочем, есть и письма с прямыми требованиями « разобраться с этим беспределом», « заставить убрать ОДН» или « выяснить, почему соседка платит за ОДН меньше, чем я». В таких сообщениях явно ощущается нехватка так называемой базовой информации. Поэтому разговор об ОДН вновь начнём с азов, без которых нельзя понять, что происходит, как действовать в конкретной ситуации, кого и о чём спросить так, чтобы получить нужный ответ.
Общедомовые нуждны по электроэнергии: Принцип пропорциональности
Напомним, что электроэнергия, расходуемая на ОДН, в общем случае определяется как разница между всем количеством электроэнергии, вошедшей в многоквартирный дом, и объёмом электроэнергии, потреблённой непосредственно в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общим имуществом.
Платить за содержание внутридомовой инфраструктуры обязаны все собственники помещений в доме, потому что они, согласно Жилищному кодексу РФ, являются её коллективным собственником. То есть, грубо говоря, каждому из них принадлежат часть лифта, часть подвала, часть лестничной площади и т. п.
Величина этой доли пропорциональна площади помещения ( квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома. Однако это не означает, что собственник может эту свою долю продать, подарить или завещать. Такого права у него нет. Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности ( то есть на ОДН) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности.
Принцип пропорциональности, на первый взгляд, кажется несправедливым, потому что в трёхкомнатной квартире может жить одинокая женщина с минимумом потребностей, а в соседней однокомнатной – семья из четырёх человек, в которой трое неплохо зарабатывают. Но платить за ОДН этой женщине приходится втрое больше. Однако так принято во всём мире: чем больше у тебя собственности, тем больше расходов на её содержание.
Посчитать разницу между общим потреблением и суммой потребления в квартирах можно только в том случае, если в доме установлены коллективный прибор учёта и в квартирах – индивидуальные счётчики. Допустим, весь дом потребил за месяц 1000 кВт.ч, а собственники в своих помещениях ( квартирах) – 800 кВт.ч. Значит, на ОДН придётся 200 кВт.ч. Плата за эти 200 кВт.ч будет распределена между собственниками пропорционально площади их помещений.
Если же общедомового прибора нет, то величина потребления на ОДН определяется по нормативам, утверждённым постановлением правительства Нижегородской области № 594 от 30 августа 2012 года.
Общедомовые нужды по электроэнергии: факторы влияния
Другой частый вопрос: почему, когда у нас не было общего счётчика, мы в большинстве своем за ОДН платили меньше, а сейчас, когда его поставили, платим больше?
Дело в том, говорят в Энергосбыте, что нормативы потребления электроэнергии в Нижегородской области довольно низки. Поэтому не исключено, что до установки счётчика вы платили меньше, чем дом потреблял на самом деле. Общедомовой счётчик выявил сей прискорбный для жильцов факт.
Сам по себе коллективный прибор учёта электроэнергии является лишь средством, которое фиксирует энергопотребление всего дома. А уж что там происходит внутри, зачастую зависит от сознательности самих граждан. Не секрет, что не все из жильцов после установки общедомового счётчика вмиг стали дисциплинированными. Кто-то так и продолжает потреблять электричество без счётчика, у кого-то устаревший счётчик фиксирует неверные, заниженные показания. Другие жильцы занижают цифры либо не передают показания вовсе. Или же передают, но в удобное для них время. А показания с коллективного электросчётчика снимаются, как и прежде – ежемесячно с 23-го по 26-е числа. Надо понимать, что любая разновременность в передаче данных тут же влияет на ОДН.
Это мы ещё не говорим о несанкционированных присоединениях к общедомовым сетям бездоговорных ларьков-стоянок и о ветхости электросетей. С этими вопросами надо немедля обращаться в организацию, управляющую домом, и действовать с её помощью.
Общедомовые нужды по электроэнергии: если камень не лежачий
А теперь поговорим о том, как жители могут повлиять на величину платежа за электроэнергию на ОДН. Что, например, делать, когда цифры в строке « ОДН» в платёжке кажутся несоразмерно большими и при этом нет понимания, за что эта сумма начислена.
При наличии коллективного прибора учёта в первую очередь нужно посмотреть на его показания и убедиться, что цифры указаны правильно. Жители могут узнать, кто и когда снимает показания. В большинстве случаев это делает управляющая компания, поэтому любой житель дома при этом может присутствовать. Если счётчик стоит в ТП сетевой компании, то и съём производят их специалисты. Информацию о сетевой организации также можно получить в управляющей компании: там скажут, кто осуществляет съём показаний.
Чтобы проконтролировать, правильные ли показания поступили в Энергосбыт, достаточно уточнить данные через « Личный кабинет» на сайте Нижегородской сбытовой компании либо обратиться к специалисту на абонентский пункт.
Кроме того, жильцам нужно направить в управляющую компанию заявку на проведение хотя бы элементарного энергоаудита ( выявить случаи незаконных присоединений к сетям, воровства электроэнергии и т. д.). Ведь именно управляющие компании если не сами, то путём привлечения специализированной организации, имеющей аттестованный для работы в электрических сетях персонал, должны все эти работы произвести.
А вообще самое простое и эффективное, что жители дома могут сделать сами, — создать совет дома и наделить его полномочиями сбора показаний с квартирных счётчиков. В идеале все должны сообщать показания в один и тот же день, когда фиксируются показания общедомового счётчика. Каждое показание надо подтвердить подписью собственника квартиры, а весь список заверить подписями членов совета дома и передать его до 26-го числа в Энергосбыт. Важно, что совет дома, состоящий из жильцов, может гораздо чаще снимать показания с квартирных счётчиков, чем исполнители коммунальных услуг, ограниченные в этом праве по законодательству.
Нужно, чтобы все жители дома соблюдали законодательство: у всех должны быть исправные индивидуальные счётчики с неистекшим сроком межповерочного интервала, показания должны передаваться всеми в один и тот же день, в который происходит фиксирование показаний общедомового счётчика. Именно в этом случае плата за ОДН будет определена более точно. И, разумеется, можно « трясти» свою управляющую компанию на предмет замены ветхих сетей, установки энергосберегающих ламп, датчиков движения и т. д.
Если же общедомового счётчика нет, то жители дома за ОДН платят по нормативам, и плата также напрямую зависит от площади помещений, входящих в состав общего имущества дома. Она указывается в счетах на оплату электроэнергии. В ресурсоснабжающую организацию эти данные переданы из компании, управляющей вашим домом.
Если у вас появились сомнения в том, что данные о площади помещений, входящих в состав общего имущества дома, не соответствуют действительности, то лучше всего сделать соответствующий запрос в районное отделение « БТИ-Ростехинвентаризации». А потом сравнить полученные данные с теми, что значатся в квитанции. Важно учитывать один нюанс: запрашивайте площади, входящие в общее имущество многоквартирного дома ( ни площади МОП, ни иное в справке БТИ не должно быть указано). При обнаружении расхождений в справке и счёте надо представить в ресурсоснабжающую организацию полученный в БТИ документ.
Собственникам помещений в домах, как оборудованных общими счётчиками, так и не имеющих оных, следует знать, что любой из них может получить в Энергосбыте информацию об объёме общедомового потребления, о суммарном потреблении, рассчитанном по индивидуальным приборам учёта в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общедомовой собственностью, о суммарном электропотреблении в жилых помещениях, рассчитанном по нормативам потребления, а в нежилых помещениях, не являющихся общедомовой собственностью, рассчитанном по мощности, о количестве лицевых счетов, об объёме потребления электроэнергии на общедомовые нужды всего многоквартирного дома, о количестве абонентов многоквартирного дома, рассчитывающихся по индивидуальным приборам учёта и по нормативам. Внимательное изучение этих данных поможет понять, сколько электроэнергии потребляется на ОДН и кто является главным её « растратчиком».
Если сделать это будет сложно, рекомендуем обратиться в управляющую организацию. Там обязаны помочь жильцам в поисках способов экономии потребляемой электроэнергии.