Большой лебовски о чем суть
«Большой Лебовски» – через метафору боулинга. Братья Коэны взяли его как идею о потоке жизни и кайфе простых мужиков
«Большой Лебовски» братьев Коэнов вышел больше 20 лет назад, но это до сих пор актуальный поп-культурный символ, классика кино и, возможно, первый культовый фильм интернета. Сначала кажется, что сюжет – это просто веселый абсурд про бездельника, который попадает в криминальные буффонады, тусит в боулинге и видит сны про боулинг.
На фестивале «Большого Лебовски»
Но именно боулинг – ключ к сюжету и философии главного героя Чувака.
Очень коротко о завязке, если вы друг вы по какой-то причине фильм не видели.
Герой Джеффри Бриджеса Джеффри Лебовски (Чувак или Дюдя в дубляже) пьет, курит марихуану и играет в боулинг. Вдруг в его жизнь врываются два грабителя: они требуют у Лебовски деньги. Оказалось, что они перепутали его с миллионером-однофамильцем. Один из грабителей перед уходом помочился на любимый ковер Лебовски. И теперь он хочет отомстить.
Лебовски приходит к богатому однофамильцу и пытается выяснить, зачем его искали грабители. Тот рассказывает, что жена похищена. Лебовски (который Чувак) получает чемодан с миллионом, чтобы отдать его похитителям. Один из которых, возможно, и испортил ему ковер.
Дальше молчим, потому что спойлеры точно испортят первый просмотр. Так, а теперь к боулингу. Он вообще тут при чем?
Боулинг – символ 70-х, безмятежности и развлечения простых мужиков
Лебовски – собирательный образ знакомых Коэнов. Один из этих прототипов играл в софтбол, но режиссеры изменили эту деталь, потому что их герою нужен «дружеский спорт, где можно просто сидеть, пить и курить, участвуя в пустой беседе».
Еще боулинг показывает увлеченность Лебовски ностальгией: он живет в конце 90-х, но слушает музыку 60-70-х, носит одежду тех лет и вообще ведет себя как хиппи – кроме травки и друзей его ничего не волнует. Еще Коэны так показали свои 70-е – они подростками тоже проводили вечера в боулинге. А клуб, в котором они играли, продали два год назад за четыре миллиона долларов. Продавец хвастался, что именно там создавался тот самый Чувак.
Итан Коэн: «Все вещи, связанные с боулингом, – это ретро. Архитектура, дизайн, машины. И сейчас влияние боулинга можно видеть по всему Лос-Анджелесу».
Боулинг используется как пауза между сюжетными поворотами – привычная среда героев, где они могут расслабиться и обсудить, что вообще, черт возьми, сейчас произошло. Даже если их ждет что-то страшное, кто-нибудь все равно скажет «Эй, погнали в боулинг!».
Коэны показали, как дела обсуждают простые мужики с пивным пузом. Вместо гольф-клуба – боулинг. Вместо полуголых женщин рядом переживают о страйках фрики, которым нечем заняться в субботу.
Например, самый эксцентричный герой фильма – персонаж Джона Туртуро Хесус Кинтана. Он главный соперник Лебовски по боулингу. И относится к боулингу как к сексу: облизывает шар, протирает их на уровне паха (да-да, ball по-английски не только мяч) и грязно ругается.
В начале этого года Туртурро выпустил в онлайн-кинотеатрах спин-офф фильма «Броски Хесуса» об истории Кинтаны, но он людям не зашел. 4,9 на «Кинопоиске» и всего пять рецензий (ни одной положительной).
Боулинг как смысл иллюзии контроля над жизнью
Сны Лебовски в фильме связаны с боулингом. В первом сне на него катится огромный мяч, а после монтажной склейки мы как будто смотрим через шар и врезаемся в кегли. Эта сцена (для которой камеру прикрепили к механизму, напоминающий вертел для барбекю) показывает, как быстро в фильме меняется положение дел. Сначала ощущение, что кто-то из антагонистов расправится с Лебовски. А потом его враги сами становятся «кеглями».
Есть версия, что так Коэны показали иллюзорность контроля над жизнью. Даже если ты «шар» (и даже если пролетаешь под ногами красивых девушек, как во втором сне Лебовски), то все равно мчишься по дорожке жизни, и это никак не остановить.
А в книге Райана Дума «Братья Коэн: уникальные персонажи насилия» шар интерпретируется как прошлое:
«Прошлое всегда настигает. Друга Лебовски Уолтера – вьетнамская война. Миллионера Лебовски – корейская война, где он получил паралич. А его дочь живет в выцветшем мире авангарда, как и кучка немецких нигилистов, которые цепляются за старые идеи и мешают друзьям Лебовски».
А о кеглях в первом ряду Дум пишет, как о людях, которые кажутся с виду значительными. Но все равно они падают.
Большой Лебовски
Working Title Films
«Большой Лебовски» (англ. The Big Lebowski ) — чёрная комедия братьев Коэн, снятая и выпущенная на экран в 1998 году. В основу сценария легла книга Рэймонда Чандлера «Глубокий сон» (1939), но фильм, тем не менее, не является точной её экранизацией, привнося в историю многие новые сцены и сюжетные ходы. Съёмки проходили в разных районах Лос-Анджелеса и продолжались одиннадцать недель, премьерный показ состоялся на фестивале Сандэнс. Впоследствии было произведено несколько переизданий на разных носителях, в том числе неоднократно выпускались коллекционные версии с прилагающимися дополнительными материалами.
Главную роль исполнил Джефф Бриджес, его персонаж — безработный пацифист, случайно попавший в эпицентр авантюры по хищению одного миллиона долларов. По просьбе сварливого миллионера герой получает деньги и курьером отправляется на встречу с бандитами, похитившими молодую девушку (жену миллионера), но процесс передачи денег проваливается, и ему вместе с лучшим другом, ветераном Вьетнама, приходится выпутываться из создавшейся непростой ситуации. По ходу развития истории перед зрителем предстают многие эксцентричные персонажи, сюжет резко петляет и в итоге приходит к неожиданной развязке.
«Большой Лебовски» не имел большого коммерческого успеха, многие из профессиональных критиков встретили фильм прохладно, а некоторые интернет-рейтинги назвали его чуть ли не худшей работой Коэнов. Однако, в силу необычности, фильм собрал вокруг себя огромное количество фанатов и, благодаря обилию юмора, стал «первым культовым фильмом эпохи Интернета». По нему написаны книги, созданы сайты, ежегодно проводятся фестивали имени Лебовски, распространяется целое философское учение, основанное на образе главного героя. Многие реплики персонажей стали крылатыми фразами.
Содержание
Сюжет
Действие происходит в Лос-Анджелесе, 1991 год. Фильм начинается с небольшой вступительной части, в которой незримый рассказчик представляет зрителям Джеффри Лебовски — отрешённого от мира мужчину, более известного по прозвищу «Чувак», который неторопливо делает покупки в продуктовом отделе супермаркета. В итоге он выбирает пакет сливок, выписывает кассиру чек на 69 центов и отправляется домой. Но дома главного героя уже поджидают двое бандитов. Они представляются людьми некоего Джеки Трихорна и требуют возвращения долгов, которые сделала Банни, жена Джеффри Лебовски. Чувак же на самом деле никогда женат не был, и бандиты, осознав, что ошиблись адресом, уходят, при этом один из них мочится прямо на ковёр. Ковёр «задавал стиль всей комнате», поэтому, следуя совету своего лучшего друга Уолтера, Чувак решает сходить к однофамильцу и потребовать у него возмещения нанесённого ущерба. На следующий день так называемый «большой» Лебовски, пожилой миллионер в инвалидном кресле, категорически отказывается от выплаты компенсации. В отместку Чувак уносит из его особняка один из ковров. Кроме того, здесь он знакомится с Банни, молодой нимфоманкой, которая вышла замуж за старика Лебовски из-за денег.
Затем происходит разговор между двумя Лебовски — Большой отчитывает Чувака за провал с передачей денег. Оправдываясь, герой говорит, что передал дипломат, как и было уговорено, но старик показывает ему присланный бандитами конверт с отрубленным женским пальцем ноги. Чувак возвращается домой и принимает успокаивающую ванну, после чего к нему врывается банда нигилистов, говорящих с немецким акцентом. Они представляются похитителями, требуют причитающиеся им деньги и, пригрозив расправой, уходят прочь. В ходе ещё одного разговора с Мод Чувак узнаёт, что немецкие нигилисты приходятся Банни друзьями (коллегами по съёмкам в порно). Герой забирает с полицейской стоянки свою найденную машину, но кейса с деньгами в ней уже нет. Между спинкой кресла и сиденьем обнаруживается клочок бумаги с домашней работой школьника Ларри. Чувак и Уолтер отправляются «раскалывать» подростка, но поездка оборачивается полным провалом, и обратно они возвращаются без денег и какой-либо информации.
Вскоре появляются два головореза из завязки фильма и отвозят Чувака в Малибу, на приём к Джеки Трихорну. Трихорн интересуется местонахождением Банни и заявляет, что намерен получить свои деньги любой ценой. Чувак рассказывает ему про пятнадцатилетнего подростка и, выпив коктейль с подмешанным снотворным, «отключается». После очередного музыкального сна он оказывается в полицейском участке; шериф Малибу выказывает своё недовольство по поводу нарушения городского спокойствия и в ярости бросает в Чувака кружку с кофе. Выбравшись из участка, герой отправляется домой. В квартире его встречает Мод, она соблазняет Чувака и после секса рассказывает, что её отец на самом деле беден, так как мать перед смертью абсолютно все деньги завещала благотворительному фонду, а отца оставила управляющим. Внезапно к Чуваку приходит прозрение, и вся схема становится ясной: узнав, что Банни похитили, Большой Лебовски под видом выкупа решил присвоить миллион долларов из семейного фонда. Все деньги он забрал себе, а Чуваку отдал лишь пустой дипломат (с телефонными каталогами), ожидая, что того, безработного раздолбая, обвинят в воровстве, а девушку убьют.
Позднее выясняется, что никакого похищения и вовсе не было: Банни просто на несколько дней уезжала в другой город, а её друзья-нигилисты решили обыграть это как похищение и стрясти с богатого старика деньги. Чувак и Уолтер отправляются в резиденцию Лебовски, где встречают только что вернувшуюся из путешествия Банни. Они разоблачают Большого, но тот ни в чём не сознаётся и отрицает свои корыстные намерения. Тогда Уолтер обвиняет его в симуляции паралича, поднимает с кресла и бросает на пол. Немощный старик горько плачет, и героям приходится уйти. Чуть позже друзья встречают банду нигилистов, которые подожгли машину Чувака и до сих пор претендуют на миллион. Смирившись с тем, что их замысел не удался, немцы требуют отдать все деньги, находящиеся у героев в карманах. Уолтер, будучи ветераном войны во Вьетнаме, вступает в драку и нейтрализует налётчиков, откусив при этом одному из них ухо. Друзья невредимы, но Донни, их партнёр по боулингу, всё время стоявший в стороне, умирает от сердечного приступа.
После беседы с начальником похоронного агентства герои вместе с прахом Донни поднимаются на высокий утёс. Уолтер произносит прощальную речь, в которой упоминает, что Донни любил сёрфинг и боулинг, затем отклоняется от темы и рассказывает о солдатах, погибших во Вьетнаме, а завершает выступление цитатой из Гамлета: «Спи спокойно, милый принц». Затем Уолтер развеивает прах, находящийся в коробке из-под кофе Folgers, но из-за ветра прах летит не в океан, а прямо Чуваку в лицо. Тот обижается, но Уолтер крепко его обнимает и предлагает пойти сыграть в боулинг. Фильм заканчивается сценой встречи Чувака с рассказчиком. Человек в костюме ковбоя советует ему не расстраиваться по поводу смерти друга и жить дальше. Завершая историю, рассказчик отмечает, что Донни, конечно, жалко, но жизнь продолжается.
Актёры и персонажи
Второстепенные герои
История создания
Истоки
Сценарий
Подготовка к съёмкам
Процесс съёмок
Музыкальное сопровождение
The Big Lebowski: Original Motion Picture Soundtrack | |||||||||||||||||||||||||||
Саундтрек | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
Рейтинги | |
---|---|
Издание | Оценка |
Роджер Эберт | |
Джеймс Берардинелли | |
Би-би-си | |
Screen It! | |
Epinions | |
The Weekly Movie | |
DVD Clinic | |
Empire | |
USA Today | |
allmovie |
Награды
Награждён | Гильдия киноведов и кинокритиков России (1998) |
---|---|
Золотой овен |