Больше слушаю чем говорю
Если вам гораздо комфортнее слушать, чем говорить, – это повод задуматься
Хороший слушатель – это тот, кто очень чувствителен к другим людям. Чётко улавливает настроение собеседника, слушает внимательно и с пониманием. Ему часто говорят, что быть со ним рядом комфортно и приятно.
Я всегда втайне гордилась своим талантом слушать, выслушивать, сопереживать. Почти со всеми людьми (кроме пары лучших подруг) я была тем собеседником, который никогда о себе особо не распространяется. И разговорчивые собеседники обо мне в общем-то и не спрашивали. Они были заняты самовыражением, ведь им всегда было что о себе рассказать. А я продолжала слушать…
Почему важно выражать себя, свои мысли и чувства
Я так долго была «хорошим слушателем», что однажды с горечью осознала: привыкнув постоянно только слушать, я стала терять способность говорить, выражать себя без страха занять «слишком много места» в разговоре. Предоставляя всё пространство диалога своему собеседнику, я позволяла ему буквально «заезжать» за мои границы, т.е. вообще не замечать моего существования как отдельной личности, а воспринимать меня просто как функцию.
Хотя внешне я продолжала оставаться внимательным и принимающим слушателем, где-то в глубине души копились недовольство и обида, которые в целом можно было выразить фразой: «Все думают и говорят только о себе, а до меня им и дела нет». Чем больше росла обида, тем стремительнее я стала терять интерес к разговорам, в которых за мной уже прочно закрепилась роль кивающего молчуна.
Нужно было что-то менять. Нужно было найти свой голос. А чтобы найти его, следовало вспомнить, где и когда я его потеряла. Ответ оказался до боли простым: «Конечно же, в детстве».
Ребенку, который по природе очень чувствительный, но которому «повезло» родиться у авторитарной мамы (или еще вариант – страдающей мамы, которой «и без меня тяжело»), использует свою чувствительность по полной программе. Чтобы выжить. Чтобы не навлечь на себя недовольства мамы, он улавливает каждое ее слово и движение и ведет себя именно так, как она ожидает.
Получается удобный послушный ребенок, у которого главная функция – радовать маму, не нарушать её спокойствия. У таких детей даже переходного возраста толком не происходит. Ведь открыто и беззаботно проявлять себя (в том числе через речь) без оглядки на реакцию авторитарной мамы может быть небезопасно. Страх быть непринятым самым близким на земле человеком для ребенка (особенно такого чувствительного) страшнее смерти.
Заметьте эти слова – послушный, слушается. А во взрослом возрасте они трансформируются в характеристику «хороший слушатель» и в способность радовать своим вниманием и пониманием окружающих. Причём зачастую – за счёт обделения вниманием самого себя.
Но если в детстве гипертрофированная способность слушать и слушаться помогает чувствительному ребенку выжить, то во взрослом возрасте перекос в сторону слушания и послушания чреват окончательной потерей интереса к себе, а в конечном счете – и к жизни.
Если вы всё чаще обнаруживаете, что в обычной для вас роли вечного слушателя вам вдруг становится тесно и некомфортно, значит вы уже готовы разоблачить мнимую безопасность этой роли. Попробуйте заглянуть в свое детство и увидеть, почему вам так привычно было молчать, слушать, подстраиваться и сдерживать свои естественные проявления.
А когда вы вернетесь из детских воспоминаний обратно во взрослую реальность, вы сможете посмотреть на себя по-новому. Вы осознаете, что теперь ваше выживание не зависит от вашей способности слушать и слушаться. Вы уже выжили. Теперь нужно ЖИТЬ, постепенно привыкая выражать себя, свои мысли и чувства без страха быть непринятым, отвергнутым и брошенным.
Настало время послушать самих себя. И рассказать о себе другим. Своим вновь обретенным голосом.
5 причин, почему нужно меньше говорить и больше слушать
Мы живём в такое время, когда активность ценится превыше всего, а сдержанность и скромность воспринимаются почти как порок. Такие же тенденции прослеживаются и в общении: многие настолько спешат выплеснуть свой богатый внутренний мир, что не очень-то и слушают собеседника, превращая общий диалог в череду отдельных монологов. Умение живописно и быстро высказывать свои мысли, разумеется, важно, но не менее ценным является и умение слушать. А во многих случаях навык держать рот закрытым, а уши открытыми, может сослужить вам очень хорошую службу.
Итак, какие же преимущества получает «человек слушающий»?
Вы сможете сказать только то, что действительно важно
Если вы действительно решили меньше говорить и больше слушать, то это значит, что ваши слова будут касаться только по-настоящему важных вещей. Зачем сотрясать зря воздух, тратить свою энергию и говорить пустые и ничего не значащие фразы?
Если вы хотите, чтобы к вашим словам прислушивались, то каждое из них должно иметь определённый вес и ценность. Если краткость не принадлежит к числу ваших талантов, то попробуйте специально обращать своё внимание на то, чтобы изъясняться более понятными и лаконичными фразами. Вспомните, что одним из тринадцати ценных качеств, по мнению Бенджамина Франклина, была именно лаконичность.
Молчание: говорите только то, что принесёт пользу окружающим или вам; избегайте несерьёзных разговоров.
Как научиться мало говорить
Еще великий и многомудрый царь Соломон утверждал, что излишнее многословие ведет к неприятностям. И дело не только в том, что неумение держать язык за зубами уже само по себе может навлечь на вас массу проблем. Многословие и пустая болтовня являются неотделимым и точным признаком недалекого и пустого человека, не обладающего достаточными знаниями и не умеющего слушать собеседника. Если вы не хотите производить подобного впечатления у окружающих людей, вам следует научиться говорить как можно меньше, а вот как это сделать, вам расскажут советы психологов, которые мы собрали в данной статье.
Слово – серебро, молчание — золото
Эгоцентричный человек не может справиться с собственным желанием рассказать всему окружающему миру о собственной значимости. Да, собственно, он даже и не думает о том, что он вовсе не является центром этого самого окружающего мира. Поэтому такие люди, как правило, не обладают хорошими познаниями в каком-либо вопросе. Ведь им просто неинтересно, что и как происходит вне пределов его черепной коробки, напротив, он считает, что он просто обязан одарить тех, кто его окружает, россыпью своих драгоценных мыслей, сделав их тем самым невероятно счастливыми.
И наоборот, чем большей культурой и знаниями обладает человек, тем более осторожно он будет обращаться со словом, поскольку гораздо более ясно видит всю шаткость любых аксиом и утверждений. Поэтому, прежде чем что-то сказать, такой человек будет тщательно обдумывать свои тезисы, подбирая точные слова. Но ведь для этого требуется время, а, следовательно, такой человек будет меньше говорить, а молчать значительно больше.
Не судите, да не судимы будете
Подумайте о том, каких тем вы больше всего любите касаться в разговорах. Не правда ли – это, как правило, другие люди, в данный момент здесь отсутствующие. Это именно их привычки, личная жизнь, внешность чаще всего являются предметом досужих разговоров. А ведь одна из заповедей гласит – не судите. И дело даже не в том, что если вы не будете много говорить о других и обсуждать их, то и вы не станете темой для их обсуждения. Дело в том, что такая привычка крайне разрушительно влияет на вашу собственную душу, а коме того, делает вас обычным сплетником. Вряд ли вы хотите, чтобы с вами это случилось. Кроме того, порядочные люди стараются не общаться со сплетниками, не желая слушать, когда при них говорят о других, тем более в негативном ключе. Таким образом, круг ваших знакомых будет состоять из вполне определенных личностей.
Если вы не будете обсуждать других людей за их спиной, не будете слушать, когда это делают другие, то вы, таким образом, будете и сами намного меньше говорить. А ведь именно этого вы хотели, не правда ли? Да и ваше душевное состояние окажется намного чище и спокойнее.
Кто такие энергетические вампиры
11 августа 2020 в 15:57
Вы сможете завести новых друзей
Умение слушать является не менее, а иногда даже и более ценным навыком, чем умение говорить. Когда человеку нужно выговориться, просто почувствовать внимание и поддержку, то ваша способность слушать будет оценена по самому высокому разряду. Вы сможете обрести множество друзей, просто благодаря своему умению молчать, в то время как жалящий всех острым словом красноречивый умник так и останется навсегда в гордом одиночестве.
Общение между людьми является сложным процессом, в котором всё должно быть сбалансировано. Как бы вы ни были остроумны и эрудированы, иногда стоит наступить на горло собственной песне и начать слушать. Возможно, что пользы от этого вы получите гораздо больше, чем от умения много и хорошо говорить.
Меньше говори, больше слушай
Умение слушать – редкий и очень полезный дар, обладанием которого может похвастаться не каждый. К счастью, этому дару можно и научиться, проявив капельку терпения и укротив желание произвести на собеседника впечатление собственным остроумием и эрудицией. А польза в умении молчать и слушать очень велика.
Так уж вышло, что истинный критерий современность – активная позиция и оценивается он по высшему разряду, а молчание и кротость встречается подозрительностью со стороны окружающих. Суть общения исказилась, превратившись в односторонний поток эмоций. Мало кто задумывается, что умение молчать и слушать, может быть весьма полезным. Ведь слушающий собеседник сможет:
Подумать прежде чем что-то сказать.
Сила слова неоспорима. Не соблюдая осторожность в словах, можно натворить неисправимое: разрушить отношения, карьеру или стать причиной многих других проблем. Воспользовавшись своим молчанием и обдумав каждое слово, шанс попасть в неприятный переплёт уменьшится вдвое. И не нужно бояться показаться медлительным: скорость в диалоге далеко не на первом месте.
Отсутствие взаимопонимания – распространённая причина конфликтов. Достаточно часто оппонент не может уловить суть слов, воспринимая информацию с помощью эмоций и стереотипного мышления. Так и получается, что человек слышит не то, что ему говорят, а то, что сам ожидает услышать. Стоит ли создавать проблемы на ровном месте, если можно просто взять и научиться слушать?
Донести только важную информацию
Когда принято решение меньше говорить и внимательно слушать, можно обнаружить, что сказанное будет всегда относиться только к действительно важным вещам.
Репутация мудрого и взвешенного человека придёт со временем, когда умение сокращать тирады и внимательно слушать войдёт в привычку. Лаконичность всегда ценилась среди людей и почиталась как ценное качество.
Узнать о многом новом
Обнаружив, что содержимое беседы по-настоящему интересно и из всего этого вполне возможно извлечь выгоду, то лучше не торопиться знакомить собеседника с собственным мнением и разводить дебаты. Несомненно, выслушав всех участников, можно получить намного больше, чем победу в ораторском состязании.
Обрести верных друзей
Человеку часто необходимо просто выговориться и быть выслушанным, понятым, получить внимание и поддержку. Благодаря умению слушать, можно обрести друзей, которые будут ценить вас как отзывчивого и внимательного человека, не безразличного к окружающим и происходящему. Красноречие – умение забавное, но с ним слишком велик риск остаться наедине лишь с собственным острым языком.
Поделиться в соц. сетях
Предисловие
«Если говоришь, что думаешь, то думай, что говоришь!»
Когда я впервые прочла эту фразу, она мне сразу понравилась. Тогда я была еще подростком. С тех пор прошло уже четверть века, но чем дальше, тем больше и больше нравится мне эта мысль. К величайшему сожалению, я не запомнила ни где ее прочитала, ни кто это сказал. «Википедия» подсказывает, что фраза прозвучала в комедийном фильме-притче «Трасса 60», вышедшем на экраны в 2002 году. Но мне кажется, что я слышала ее еще раньше – может быть, прочитала на знаменитой 16-й странице «Литературной газеты», где публиковались юмор и сатира.
Чем же она меня так «зацепила»? Я люблю те пословицы и афоризмы, в которых можно найти сразу несколько смыслов. Эта – из таких. Когда я прочла ее в первый раз, мне показалось, что она высмеивает трусливое лицемерие. «Говори правду, только когда она приятна и полезна! Даже, когда хочешь быть искренним, думай, чтобы не сказать лишнего!». Своего рода «вредные советы для взрослых». Если вы помните, я тогда была подростком.
Позже, я стала думать, что речь идет о такте и умении сочувствовать. Даже когда «режешь правду-матку», будь осторожен. Не обижай людей, сам того не желая! В таком прочтении эта фраза значила то же, что и другой замечательный афоризм: «Джентльмен – это тот, кто никогда и никого не оскорбит непреднамеренно».
Потом, когда я стала профессиональным писателем, эта фраза приобрела для меня новое значение: когда хочешь что-то сказать (и особенно когда хочешь сказать важную правду), сначала подумай, как сделать это так, чтобы тебя правильно поняли. Потому что какой смысл в правде, если ее не поймут? Или не поймут, почему она для тебя так важна?
Но что может помешать людям понять друг друга?
В замечательном рассказе Акутагавы Рюнескэ «В чаще» несколько человек рассказывают об одном и том же трагическом происшествии в чаще леса разные истории. Там не обошлось без магии! Но я, к величайшему сожалению, не владею магией, и речь пойдет не об этом.
А как обстоит дело с текстами? Казалось бы, если слова написаны на бумаге, их можно перечитывать сколько угодно раз в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает. Какие могут быть сложности?
Оказывается, и тут все не так просто. Когда я веду мастер-классы для начинающих писателей, то часто использую метод, очень похожий на описанный выше эксперимент. В процессе обсуждения какого-то рассказа я прошу слушателей предположить, что именно хотел сказать писатель в своем тексте. Что подвигло его написать именно то, что он написал, придумать именно эту историю, какую мысль он хотел донести до нас? Как правило, стоит высказаться первому читателю, как автор начинает кричать, что его не так поняли, что он хотел сказать совсем не то и не о том. Получается как в детской игре в «испорченный телефон»: мы шепчем одно слово, а в итоге получается совсем другое. Кстати, я впервые познакомилась с этой игрой в детском садике, в котором работала очень мудрая воспитательница. Когда игра заканчивалась – и из «ракетки» получался, к примеру, «табурет», – воспитательница начинала с конца и спрашивала каждого ребенка, что он услышал и что прошептал соседу. Таким образом мы видели, как «ракетка» превращалась в «розетку», «розетка» – в «пипетку», «пипетка» – в «пакет», «пакет» – в «букет», а «букет» – в «табурет».
А теперь самое важное: зачастую нас понимают неправильно не потому, что люди невнимательны, а потому, что мы сами запутываем их. И тоже из самых лучших побуждений. Мы говорим (или пишем) слишком много, мы говорим слишком сложно, мы хотим говорить «красиво». И в результате получается текст, который невозможно понять.
Что я имею в виду? Школьник, написавший в сочинении «Андрей Болконский, как тот дуб, расцвел и зазеленел», вовсе не хотел сказать то, что сказал. Он имел в виду, что, встретив Наташу, князь Андрей снова ощутил радость жизни и, увидев, как на старом дубе пробивается молодая листва, поверил, что и для него может наступить новая весна. Мысль довольно банальная, но весьма уместная в школьном сочинении – если бы автор смог выразить ее, не вызывая смеха у читателя.
И здесь самое время вернуться в начало и вспомнить мой любимый афоризм: «Когда говоришь, что думаешь, то думай, что говоришь!» Думай о том, что услышит или прочтет собеседник! И постарайся его не запутать!
Я слышала и другую версию этой фразы: «Не всегда говори все, что знаешь, но всегда знай, с кем говоришь!». Что касается ее первой части, здесь каждый сам может провести свои границы. А вот вторую («знай, с кем говоришь») можно воспринимать и так, и эдак. Либо это предостережение: не говори лишнего людям, которые могут воспользоваться полученной информацией, обратив ее против тебя. Либо напоминание о том, что к разным людям стоит обращаться по-разному, чтобы они правильно тебя поняли. В буквальном смысле: «с каждым общаться на его языке».
Когда мы говорим на иностранном языке – особенно, если знаем его недостаточно хорошо, – то готовы к тому, что нас могут понять неправильно. Поэтому прикладываем сознательные усилия для более ясного выражения своих мыслей: выбираем более простые речевые конструкции, следим за подбором слов, помним, что их значения могут совпадать в разных языках лишь частично, не забываем о возможных синонимах, уместных в разных ситуациях (например, old и elderly). Словом, продумываем свою речь, прежде чем раскрыть рот или что-то написать.
Совсем другое дело, когда мы говорим на родном языке. Нам кажется, что тут все получится само собой. Мы просто воспроизведем мысли так, как они складываются в голове, и все будет понятно без перевода. Но мы с вами уже убедились: так, к сожалению, выходит далеко не всегда.
А ведь мы можем передавать не только мысли, но и чувства. Нам может хотеться вызывать доверие у собеседника, упрекнуть его в чем-то, растрогать или рассмешить. Но только так, чтобы он смеялся над вашей историей, а не над вами! Как это сделать?
Школа тут не поможет: у учителей просто не хватает времени. Их задача – научить не делать ошибок, прежде всего, грамматических и пунктуационных. А если они и рассказывают ученикам, как можно ясно и внятно излагать свои мысли, те, как правило, все равно пропускают это мимо ушей. Что тут думать? Знай говори, что в голову придет, а слушатели сами все поймут!
А вот писатели знают, как важно быть правильно понятым и как можно этого добиться. Кроме вдохновения и писательской магии (куда же без нее!) существует еще и техника: несколько очень простых приемов, позволяющих не запутаться самим и не запутать читателей или слушателей. В основном, это правила о том, чего не следует делать. Они оставляют авторам широкие возможности делать то, что им хочется. Это такие своеобразные «правила дорожного движения» для письменной и устной речи. И речь эта может быть любой: не обязательно художественным произведением, но и докладом, который должен рассказать о проделанной вами работе и «подать» результаты в лучшем свете, или выступлением, которое побуждает слушателей сделать что-нибудь, или просто историей, которой вы хотите развлечь компанию.
Об этих правилах и пойдет речь. Они просты, но неочевидны. И очень нужны! «Счастье – это когда тебя понимают», – написал один из героев старого фильма. И если вы хотите, чтобы вас понимали правильно, не нужно мешать людям это делать. А как не мешать им? Об этом и расскажет книга, которую вы держите в руках.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Премудрый Соломон в одной из своих притч сказал: При многословии не миновать греха (Притч. 10, 19). Здесь дело не только в том, что неуправляемый язык обязательно допускает ошибки и ляпсусы, но еще и в другом: многословие — это порождение гордости и незнания.
Человек гордый умственно ограничен. Для него вся мудрость мира заключается в его собственной черепной коробке. Поэтому он считает своим долгом одарить и осчастливить окружающих его людей щедрой россыпью, разумеется, не золота, а слов. Гордый человек не представляет, что за пределами его малого и кичливого рассудка простирается необъятная область невидимого и непознанного, как за пределами островка — простор океана. Высокая культура мысли доходит до границ самоотрицания, не как скепсис и агностицизм, а как реальное видение своих возможностей. Поэтому чем более культурен человек, тем осторожнее обращается он со словом, тем яснее видит всю шаткость и условность наших обобщений и заключений, всю ограниченность и неточность получаемой нами информации. Поэтому он сначала думает и уже потом — говорит. А так как думать тяжелее, чем говорить, то для обдумывания и предварительной мысленной проверки своих суждений необходимо время. Поэтому в разговоре такой человек делает паузу, прежде чем ответить, и вообще в беседе более старается узнать что-то новое, нежели переубедить другого.
Человеку гордому кажется, что узнавать ему нечего, он уверен в непогрешимости своих мнений, он негодует в душе, что ему смеют возражать, и обычно продолжает развивать свою мысль, даже не стараясь понять оппонента, поминутно перебивая его.
Обычно у таких людей твердая логика отсутствует. Они не стремятся к ней, и им кажется, что их личное превосходство над другими дает им право говорить автократически. Здесь место логики занимает уверенность в своей правоте, которая выражается эмоционально в неком театральном тоне. Так что кажется, что человек декламирует стихотворение Брюсова «Ассаргадон»: «Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне? И вот стою один, величьем упоен, я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон».
Для обдумывания, как мы сказали, необходимо время, то есть молчание. Слово, сказанное прежде времени, подобно кислому винограду, который не дает ничего, кроме оскомины. Поэтому наблюдается парадокс: кто много думает — мало говорит, кто мало думает — говорит много. Один обрабатывает слово, как металл. Другой пускает слова, как мыльные пузыри, никакого труда — была бы трубка и мыльная пена. Слово обобщает. Чем большей информацией обладает человек, тем больше времени нужно для ее обобщения. А чем меньше он знает, тем меньше у него тормозящих моментов. Человек, который много и постоянно говорит, постепенно разучивается думать. У Крылова есть басня «Две бочки». Одна катится по мостовой тихо, потому что наполнена до краев вином; другая громыхает, ударяясь о камни, потому что пустая. Эту басню болтуны считают личным оскорблением и вообще не особенно жалуют Крылова.
Уже Кант с иронией говорил: «Самое большое изобретение XIX века — это умение рассуждать о книгах, не читая их». Болтун может не только рассуждать о чем угодно, но и спорить и доказывать, вполне полагаясь на свою проницательность. Если факты противоречат ему, то тем хуже для фактов… Говорят, что граф Хвостов не только издавал на свои средства обширные сборники своих же стихов, но и сам же их покупал.
Все великое совершается в молчании. Молчание — это благоговение перед тайной. Религия как внутренняя жизнь — область безмолвия. Но даже в науке великим открытиям предшествовало молчание. Ньютон и Кеплер проводили отшельнический образ жизни. Менделеев на целые недели запирался в своей квартире и никого не принимал. Эйнштейн говорил, что создавал свою теорию, плавая в одиночестве на лодке по озеру.
Люди, которые проводили свою жизнь в дебатах и спорах, по сути дела не совершали ничего. В лучшем случае они могли стать эпигонами и популяризаторами чужих мыслей и идей. Нам могут указать на пример античных философов, которые встречались для бесед у афинского Акрополя или устраивали публичные диспуты. Однако пифагорейцы и платоники учились не только говорить, но и молчать. Более того, у пифагорейцев трехлетнее молчание служило обязательным условием для вступления в их союз.
Умный человек избегает споров. Он понимает, что идеи аксиоматичны, и человек должен быть внутренне подготовлен, чтобы воспринять их. Мудрый обдумывает слова, а говорливый сыпет их, как песок из мешка. Уже древний поэт сказал: «Бой барабана заглушает звуки флейты, а крики петухов — песни соловья». Не будем уточнять, из чего сделан барабан и из чего флейта…
Многословие отнимает силы у молитвы, лишает мышление сосредоточенности и концентрации, надмевает душу человека. Часто необдуманные слова и насмешки лишают его друзей. Многословие опустошает душу, и, по выражению святых отцов, благодать покидает такого человека, как голубь улетает от жилища, где топится печь, чтобы не запачкать свои крылья в копоти и саже. А потеря благодати — самая большая из всех потерь. Святые отцы говорят: «Молчание собирает, а слова расточают». Молчание — тайна будущего века. В молчании происходит встреча души с Богом.
Господь сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ (Мф. 12, 36), то есть за каждое лишнее и пустое слово, а в многословии сколько злых и лживых слов! Поэтому обличением человека на Страшном Суде станут его собственные слова. Святые отцы говорят: «Молчи о том, чего не знаешь. Не утверждай того, в чем не уверен. А о том, что знаешь, говори кратко. Даже мед вкусен в малом количестве, а в большом вызывает тошноту».
Если бы мы знали, что слова возвращаются к нам, образно говоря, как пущенный бумеранг, то мы бы помнили, что человеку дан не только язык, чтобы говорить, но также и губы, чтобы сдерживать словесный поток. Молчать не легко. Один из святых говорит: «Несколько лет надобно человеку, чтобы научиться говорить. Но несколько десятилетий я учусь молчать. И еще не до конца освоил это искусство».
Часть первая Берегитесь глаголов – берегите глаголы!
Глава 1 Не делайте из балерины борца сумо, а из глаголов – существительные
«Мы постараемся оказать влияние на быстроту принятия этого решения» или «Мы постараемся добиться того, чтобы это решение было принято как можно быстрее». Как лучше сказать и почему?
Язык без глаголов
… И обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! —
так заканчивается известное стихотворение Пушкина «Пророк». А насмешник Алексей Константинович Толстой приписал к нему еще две строчи:
Вот эту штуку пью ли, ем ли, Люблю я делать ей же ей!
В самом деле глагол – это не только хорошо знакомая нам часть речи, обозначающая действие. Второе, переносное, значение этого слова: вся речь вообще. Именно в таком смысле употребляет это слово Пушкин. Убедиться в том, что мы не ошиблись, легко – достаточно открыть Толковый словарь Ушакова. Из него мы узнаем:
1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.).
2. Речь, слово (церк. – книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел». Пушкин.
Если вы, как и Алексей Толстой, любите рассказывать разные истории – вымышленные или произошедшие в реальности – и хотите, чтобы вас было легко понять, необходимо обратить самое пристальное внимание именно на глаголы. Ведь без них наша история никуда не двинется. В самом что ни на есть буквальном смысле этого слова.