Больше чем игра леброн джеймс
Больше, чем игра
ЛеБрон Джеймс – выдающийся баскетболист, одна из величайших звезд в истории этого вида спорта. Именно с его именем у миллионов людей со всего мира ассоциируется лига NBA. Именно его историю правдиво рассказывает документальный фильм Больше, чем игра.
Эта спортивная кинолента подробно исследует жизнь ЛеБрона Джеймса и его четверых одноклубников. Ключевое внимание уделено, конечно же, основной звезде. Жизнь каждого из баскетболистов показана в промежутке со средней школы, когда подростки еще лишь делали свои первые шаги в баскетболе, и до настоящего времени, когда каждый из пятерки уже приобрел звездный статус. Зрителей ожидает честная история о том, как простой паренек из Огайо стал известен всему миру, как заработал многомиллионное состояние и с какими трудностями ему пришлось столкнуться. После просмотра документального фильма любой зритель убедится, что профессиональный баскетбол – это очень сложно. И, помимо недюжинного таланта, игрокам необходимо прилагать нечеловеческие усилия.
Документалка Больше, чем игра снята Кристофером Белманом. Назвать этого человека киноделом невозможно, ведь проект стал его первой и последней работой на большом экране. Белман кропотливо трудился и взвалил на себя множество обязанностей: режиссера, сценариста, продюсера и оператора. Фильм сочетает в себе документальные кадры из юности ЛеБрона, интервью с его коллегами и другими неслучайными людьми, фрагменты матчей и другие схематические элементы хорошего биографического кино. Поклонникам баскетбола однозначно стоит посмотреть.
Леброн Джеймс – звезда НБА с самым крупным контрактом от Nike
Леброна Джеймса можно назвать одним из тех вундеркиндов в мире спорта, чье будущее было предопределено еще в школе. Когда ему исполнилось 16 лет, тренеры и представители колледжей выстроились в очередь, чтобы предложить баскетболисту выгодные сделки. Этим же занялись такие бренды, как adidas, Nike и Reebok. С самого начала Леброна сравнивали с Майклом Джорданом, СМИ назвали его «Избранным», а сам спортсмен провозгласил себя «Королем Джеймсом». Он подтвердил этот статус, став в итоге двукратным олимпийским чемпионом и трехкратным чемпионом НБА.
Содержание
Семья Леброна Джеймса
LeBron Raymone James родился в 1984 году в Акроне, штат Огайо. Его мать Глория Мари Джеймс была 16-летней школьницей, а отец Энтони Макклелланд – бывшим заключенным с бесчисленными судимостями. Он не интересовался жизнью своего сына. У Глории не было другого выбора, кроме как вырастить Леброна самостоятельно. Сначала помогала бабушка, но после ее смерти ждать поддержи было не от кого.
Джеймс с матерью часто переезжали из квартиры в квартиру ввиду отсутствия денег. Постоянного места работы Глории найти не удавалось. Несмотря на это, она упорно трудилась, чтобы быть любящей матерью и защитой Леброна от нищеты и насилия на улицах. В два года у мальчика появился отчим Эдди Джексон. Однако из-за проблем с законом он попал в тюрьму в 1990 году. Тем не менее, Эдди поддерживал связь с Джеймсом, а Глории нравилось иметь рядом с собой человека, который был готов стать отцом.
Напряжение от кочевого образа жизни сказывалось на характере Джеймса, поэтому в начальной школе у него практически не было друзей. Спорт был отдушиной, где можно выплеснуть энергию и эмоции. С раннего возраста Леброн проявлял интерес к баскетболу. Глория подарила ему игрушечное кольцо и мяч, с которым мальчик не расставался. Вскоре Джеймс увлекся и американским футболом. Играя на позиции ресивера в детской команде, Леброн заинтересовал тренера Фрэнки Уокера. Он видел, что четвероклассник все схватывает на лету, но часто пропускает школу. Придя к Глории, Френки узнал, насколько плачевно их финансовое положение. Мать также сказала, что скоро им придется вновь переехать и найти новую школу. Тренер предложил забрать мальчика в свою семью на время, чтобы Джеймс мог спокойно учиться и заниматься. В итоге Леброн прожил с ними полтора года. У него появилось новое окружение. Подружившись с Фрэнки-младшим, подросток стал играть с ним в баскетбол. Он все еще не мог выбрать, каким спортом заниматься.
Рост Леброна Джеймса
К 13 годам Леброн был выше на голову всех игроков, причем в прямом и переносном смысле. Уже тогда он вырос до 182 см, показывая потрясающие результаты на площадке. Постепенно футбол отходил на второй план. В 1997 году Джеймс со своей командой выступил за команду Любительского спортивного союза США, пройдя отбор на национальный чемпионат. Два года спустя они прошли весь путь до финала, но проиграли. Несмотря на это всеобщее внимание было приковано к Леброну.
Играя за школьную команду Fighting Irish в первый сезон, Джеймс в среднем набирал чуть менее 20 очков и был среди лидеров команды по подборам, передачам и перехватам. Через год результаты улучшились, а рост парня достиг 203 см. Когда его команда встретилась с “Оак-Хилл”, где играли настоящие чемпионы, настал звездный час Леброна. Благодаря ему команда противников с трудом вырвала победу, а скауты НБА и представители колледжей впечатлились рекордными 33 очками баскетболиста. Ему пророчили будущее в национальной лиге, однако по правилам чемпион был слишком молод.
За год Леброн в среднем набирал 25,3 очка, 7,4 подбора и 5,5 передачи. Он стал первым второкурсником старшей школы в истории Огайо, который был назван «Господином Баскетболом» штата. Благодаря своей выдающейся статистике, Джеймс стал первым игроком, выбранным на драфте НБА 2003 года. Команда “Кливленд Кавальерс” сразу же вручила ему майку с номером «23».
Первые титулы Леброна Джеймса
Журналисты прозвали Леброна следующим Майклом Джорданом. Однако после того, как мир увидел его впечатляющие навыки передачи мяча на площадке, начались сравнения с Мэджиком Джонсоном. Джеймс доказал, что является ценным дополнением к команде своего родного города, и в конце первого регулярного сезона он был назван «Новичком года». Баскетболист стал первым из “Кавальерс”, получившим эту награду, зарабатывая в среднем 20,9 очков, 5,5 подборов и 5,9 передач за игру. Он также был самым молодым игроком в свои 20 лет, удостоившимся такой чести.
За исключением периода травм Джеймс заработал 19 миллионов долларов в первые четыре года работы в команде. При этом сумма кажется довольно незначительной по сравнению с той, которые ему предлагали бренды adidas и Reebok. В итоге он заключил сделку с Nike. В соглашении о спонсорстве, которое принесло Леброну больше денег, чем любому другому баскетболисту, кроме Майкла Джордана, компания обозначила 90 миллионов долларов. Спортсмен также согласился продвигать продукты Coca-Cola, включая Sprite и Powerade, и жевательную резинку Bubblicious. В этот период Джеймс впервые попал в олимпийскую сборную, получив бронзу за игру в Афинах. В 2005 году он вошел в историю, когда стал самым молодым игроком, когда-либо набравшим более 50 очков за игру во время матча против “Торонто Рэпторс”.
Попав в 2006 в первую Сборную Всех Звезд, Леброн был назван Самым ценным игроком матча. Успех продолжился с новым тренером “Кливленд Кавальерс” Майком Брауном. Он помог команде выиграть 50 игр и занять второе место в Центральном дивизионе. Они стабильно играли в течение всего года, составляя серии побед в шести, семи, восьми и девяти играх. Леброн в свою очередь был удостоен второго места в голосовании на звание Самый ценный игрок НБА (MVP NBA).
В течение сезона 2007/2008 годов Джеймс поддерживал исключительно хорошие показатели, набирая в среднем 30 очков за игру. Это позволило ему опередить таких коллег по цеху, как Коби Брайант и Аллен Айверсон. Следующим этапом были Олимпийские игры 2008 года. Там Леброн играл главную роль на протяжении всего турнира, благодаря чему завоевал вместе с командой золото. Вернувшись в Кливленд, чемпион присоединился к “Кавальерс” в 2008-2009 годах. Когда прошло голосование MVP, никто не удивился, что Леброн наконец получил награду. Он также был впервые включен в Первую Сборную Всех Звезд защиты и Первую команду НБА второй сезон подряд.
Игра в Майами Хит и возвращение домой
Летом 2010 года Джеймс объявил о переходе в “Майами Хит”, что вызвало резкую критику со стороны поклонников. Многие считали его решение предательством своего родного города и команды. В результате своих действий Леброн приобрел репутацию одного из самых противоречивых спортсменов Америки в то время. Непотревоженный этими событиями, Джеймс был вторым игроком по результативности во время своего первого сезона в лиге с “Хит”, набрав в среднем 26,7 очков за игру.
В сезоне 2011/2012 Джеймс и его команда совершили большой прорыв. Звезда наконец заработала свой первый титул, когда “Хит” победили “Оклахому-Сити Тандер” в финале НБА. Игрок набрал 26 очков, 11 подборов и 13 передач. Тогда же Король Джеймс вошел в историю лиги, став самым молодым игроком, набравшим 20 000 очков, после Коби Брайанта из “Лейкерс”. С ним команда увидела еще один успех в сезоне 2012/2013, выиграв второй чемпионат подряд. Однако контракт подходил к концу, и спортсмен решил вернуться домой.
Этот период в жизни баскетболиста также отмечен третьим участием в Олимпиаде, принесшим сборной США золото. На пике популярности Джеймс решил узаконить свои отношения с давней подругой Саванной Бринсон, с которой встречался со школы. К тому времени у них уже было два сына. Спустя год у супругов родилась дочь.
Став вновь частью “Кавальерс”, Леброн добрался до финала НБА, став первым игроком за последние 50 лет, достигшим чемпионата в пяти сезонах подряд. К сожалению, из-за травм, полученных его товарищами по команде Кайри Ирвингом и Кевином Лавом, надежды претендовать на третий титул не оправдались. Несмотря на это, Джеймс не унимался. В сезоне 2015/2016 он наконец привел команду к первому чемпионству впервые за 52 года, преодолев «Проклятие Кливленда». Они обыграли “Голден Стэйт Уорриорз”. Баскетболиста ждала очередная награда Самого ценного игрока финала. После второго пришествия в “Кливленд Кавальерс” в июле 2018 года Джеймс подписал контракт с “Лос-Анджелес Лейкерс”.
Кроссовки Леброна Джеймса
Сегодня линия кроссовок Nike LeBron James занимает одно из лидирующих мест среди коллекционеров, но это не всегда было так. Когда бренд рискнул дать 90 миллионов долларов 18-летнему парню, только что окончившему школу, решение назвали сомнительным. Считалось, что бренд отчаянно пытался найти замену Майклу Джордану. Однако, даже будучи подростком, Леброн Джеймс уже был лучшим, а контракт сделал его мультимиллионером еще до того, как он стал чемпионом НБА. Спустя годы сделка выглядит вполне разумной. На данный момент она является пожизненной.
Все началось с модели Nike Zoom Generation 2003 года. Дизайн создали Эрик Авар, Тинкер Хэтфилд и Аарон Купер, вдохновившись автомобилем Hummer H2, на котором Джеймс ездил в старшую школу. После успеха кроссовок следующий вариант было решено назвать LeBron II. Изготовленные из нейлона и кожи, они имели ремешок в области лодыжки. Использовалась та же амортизация Air Zoom.
В последующие годы постоянно выходили обновления, которые показывали традиционные и футуристичные дизайны. Добавлялись инновации, такие как материалы Foamposite, Phyposite и технология FlyWire. Амортизация сменялась на Air Max, а затем комбинировалась с привычным Air Zoom. В десятую версию добавили Nike+ для тренировок с помощью фирменного приложения, а в 15-й модели сделали верх из плетеного текстиля Flyknit.
В сентябре 2019 года появились фотографии новых Nike LeBron 17. Разработанные Джейсоном Петри, новейшие кроссовки имеют элементы Battleknit и Flyknit для технологии Knitposite – термостойкое сочетание двух инноваций для мягкого и прочного верха.
День Леброна: омлет из 8 яиц, вино за ужином и никаких смартфонов за 40 минут до сна
Для Леброна Джеймса это 16-й сезон в НБА. Те, кто начинал с ним в один год, либо доигрывают, либо уже завершили карьеру. Джеймс стал главным лицом самой гламурной франшизы лиги и пытается привести ее к победе над «Голден Стэйт» со средней статистикой 28+7+7. В общем, Брон в порядке, и в этом заслуга не только самого баскетболиста, но и его личного тренера по восстановлению Майка Мансиаса.
Майк – самый непубличный человек из окружения Джеймса, но при этом один из самых важных. Настолько, что Леброн работает с ним уже 14 лет, а недавно запустил совместно с тренером компанию Ladder. На первых порах она будет производить протеиновые порошки, затем – другие продукты, связанные со здоровым образом жизни. Вместе с Джеймсом компанию продвигают актер Арнольд Шварцнеггер, модель Синди Кроуфорд и лыжница Линдси Вон. Им предложили долю в компании в обмен на рекламу.
Идея о создании Ladder пришла к Майку во время финала НБА 2014 года между «Майами» и «Сан-Антонио». В первом матче Джеймс покинул площадку из-за судорог в левой ноге, которые, как признал баскетболист, были вызваны повышенной температурой на арене. Это стало отправной точкой для Мансиаса: он понял, что организму Леброна не хватает полезных веществ, которые повысили бы его устойчивость к внешним факторам.
ЧТО ЛЕБРОН ЕСТ
Джеймс описал свой рацион перед матчем с «Портлендом», где он вышел на пятое место в списке самых результативных игроков в истории НБА, опередив Уилта Чемберлена.
Самое интересное в списке, конечно, вино. У Леброна огромная коллекция, и в подкасте он секунд 15 перечислял свои любимые сорта. «Если я буду вспоминать все, на это уйдет весь день», – признался Джеймс.
Особое внимание баскетболист уделяет питанию во время матчей. «Я стараюсь не давать мощный протеин сразу же после игры, – рассказал Майк, – поскольку Леброн еще находится в стадии восстановления (. ) После первых 30-ти минут активности – будь то тренировка или игра – тело становится как губка. Оно впитает все, что ты ему дашь».
Что конкретно входит в состав коктейля, который Леброну дают после игр, неизвестно. Аналогичный напиток есть в рационе у одноклубника Рэджона Рондо. Причем он пьет его и в большом перерыве матчей. В состав его коктейля входит 12 ингредиентов – от шпината до коллагеновых протеинов.
По ходу сезона Леброн никогда не ест продукты, содержащие, как он говорит, «искусственный сахар», а также любую жареную пищу. Майк старается давать Джеймсу только органические продукты (в чем нет никакой сенсации). Тренер говорит, что у него нет каких-либо секретных методик. Главный рецепт успеха – постоянство. Важно не просто разработать концепцию питания, а придерживаться ее на протяжении долгого времени.
КАК ЛЕБРОН СПИТ
По мнению Майка, тело лучше всего восстанавливается в фазе быстрого сна. Это когда наблюдается пик мозговой активности, и глазные яблоки начинают быстро двигаться. Такая фаза занимает всего 20 – 25%, так что при непродолжительном сне практически не оказывает влияния на организм. Вывод – нужно спать много.
«Будь ты спортсменом, бизнесменом или доктором, тебе нужен сон. Без него нельзя восстановиться после матча, деловой встречи, операции», – говорит Майк. Каждый день тренер спрашивает у Джеймса, сколько часов он спал. Если меньше восьми, то следует найти дополнительные два часа на дневной сон.
Тяжелее всего выполнить первый пункт программы, считает Майк. «Чтобы отказаться от всех девайсов, нужно приложить много усилий. Да, мы все в соцсетях, мы все хотим быть в курсе событий, но постарайтесь ничего не использовать перед сном», – советует тренер.
Леброн это правило соблюдает не всегда. Он все равно пользуется телефоном – чтобы включить приложение Calm. Там он находит трек «Дождь на листьях» и слушает его во время сна.
Джеймс понимает, что поспал как надо, когда может проснуться без будильника. «Так я чувствую, что могу атаковать день», – говорит он.
Это ни для кого не было секретом уже давно. По сути, «Кливленд» и «Голден Стэйт» были в Финале еще в конце апреля, а все эти «Юты», «Торонто» и «Индианы» были лишь формальностью, показательным выступлением перед гвоздем программы. Понятно, что все мы сильны задним умом, а по ходу плей-офф сохраняли веру в чудеса, но сейчас уже можно говорить о доминировании двух клубов над остальной лигой, как о свершившемся факте. «Селтикс» в третьей игре сумели подарить лишь слабый лучик надежды очень большим оптимистам – но в глубине души все понимали, что ЛеБрон и КО дожмут свое. «Кавальерс» осознали свои ошибки, исключили недооценку соперника, и катком прошлись по команде Бреда Стивенса на их же родной площадке.
Впереди Большой Финал и главный старый, но не добрый соперник, противостояние с которым уже можно включать в список «классических» (хотя до рубилова «Селтикс» и «Лейкерс» еще далеко, конечно же). Конфузов, вроде того же третьего матча с «Бостоном» допускать уже нельзя – «Уорриорз» сделали выводы после прошлого Финала и больше не простят проявлений слабости.
Но главное сейчас не в этом.
Главное – это активно форсирующееся в последнее время личное противостояние ЛеБрона Джеймса и Майкла Джордана за статус лучшего баскетболиста в истории.
Набрав в последней встрече с «Селтикс» 35 очков, Джеймс обошел Джордана по количеству очков в плей-офф за карьеру, а дискуссия о месте этих баскетболистов в исторической перспективе приобрела следующий вид:
— Джеймс набрал больше очков, чем Джордан;
— Но Джордан провел меньше матчей, а потому в среднем он более эффективен;
— Это касается только набора очков – в остальных аспектах ЛеБрон доминирует;
— Зато Майкл привносил красоту в игру, тогда как баскетбол Джеймса уродлив и однообразен;
— Ну так это потому что долгое время ЛеБрону приходилось тащить на себе мертвейший «Кливленд», где было не до эстетики, он берет другим;
— Так ведь все свои титулы Джеймс выиграл в командах, специально под него собранных из звезд;
— Можно подумать, Майкл играл один – вон без Пиппена вообще только одну игру в плей-офф выиграл.
И дальше идет спор о крутости партнеров, количестве проигранных финалов, КОБЕ, характере, Сильвере, КОБЕ, Шаке, Джексоне, КОБЕ и так далее.
Есть ли у меня однозначный ответ на «главный вопрос жизни, вселенной и всего такого»?
Увы, но нет. И вариант «42» здесь, боюсь, не поможет.
Лучшая команда в жизни Леброна Джеймса – это «Майами»-2013
Суперкоманда совсем другой эпохи.
Историческая значимость
Для команды есть несколько способов остаться в истории.
Можно обратить на себя внимание благодаря важным годам в карьере одного из лучших баскетболистов.
Можно выдать впечатляющую победную серию.
Можно завоевать титул при героических обстоятельствах.
Можно предстать какой-то простой, по-человечески близкой, уязвимой и вынуждающей за себя болеть.
Можно принести в игру нечто революционное, что заложит необратимые тенденции в развитие лиги.
Удивительным образом «Хит»-2013 умудрились поставить галочку по всем пяти пунктам и кардинальным образом изменили отношение к себе, пройдя путь от кромешной ненависти после «Решения» к статусу одного из лучших коллективов XXI века.
2013-й – это последний сезон, когда Джеймс стремился обосновать свой королевский статус в каждом матче, последний сезон, когда он выиграл приз MVP. Леброн получил в свое абсолютное распоряжение не просто команду, но команду, идеально дополняющую его лучшие качества. «Хит» обзавелись множеством снайперов и раскрыли для него площадку невиданным на тот момент образом, а Джеймс перевоплотился в «баскетбольного ферзя, играющего на доске большого размера, чем его соперники»: он окончательно возмужал и придал понятию «эффективность» новый смысл, когда вывел процент атаки с игры на отметку «60».
2013-й – это немыслимая серия из 27 побед подряд.
«Селтикс»-66 выиграли восемь титулов подряд. «Лейкерс»-72 выдали серию из 33 побед. «Буллс»-96 выиграли 87 из 100 матчей. «Селтикс»-86 проиграли один матч из 51 на своей площадке. «Лейкерс»-01 проиграли лишь один матч из 15 в плей-офф.
«Хит»-2013 сделали все, чтобы получить билет в бессмертие, так как их серия не менее выразительна, ведь она случилась в эпоху, гораздо более щедрую на таланты и гораздо более скрупулезно разбирающую все недостатки суперкоманд. Даже «Голден Стэйт»-2016 не смог дотянуть до 27 побед – достижение «Майами» осталось в истории одним из лучших сезонов.
2013-й – это 6-й матч и незабываемый бросок Рэя Аллена, остановивший «Хит» на краю пропасти.
2013-й – это абсолютное смятение, переход от доминирования по ходу сезона к травмам Боша и Уэйда, которые едва не загубили сезон, от бесконечной уверенности и насмешливых танцев к бойне серий с «Чикаго» и «Индианой». «Майами» как напугавший лигу коллектив распался на частицы и предстал разнообразными симпатичными лицами, за каждым из которых была своя история. При внимательном рассмотрении выяснилось, что некогда вызывающая ненависть команду совсем не так роботоподобна: Крис Бош из вечного объекта насмешек превратился в дружелюбного ботаника, пожертвовавшего статусом звезды ради участия в таком проекте, Леброн отвечал на критику идеальным закрытием финальной серии в 7-м матче, Марио Чалмерс безропотно принимал крест вечного баскетбольного чубайса, козла отпущения, Юдонис Хаслем дрался за своих друзей и родной штат… Шейн Баттье, Крис Андерсен, Норрис Коул – каждый в «Хит» слишком выделялся разностью характера и темперамента, выделявшейся на фоне общей сплоченности, и делал любую ненависть к команде неуместной.
Наконец, 2013-й – это начало совсем новой эпохи в баскетболе.
Первым к «маленькой пятерке» или «смоллболлу» пришел Дон Нельсон в качестве тренера «Милуоки». Эксперимент случился в середине 80-х и повлек многочисленные дальнейшие перекликания в последующие десятилетия: сам Нельсон воспроизвел то же в «Голден Стэйт», а расцвета он достиг в «Финиксе» Майка Д’Антони. Система подразумевала быстрое движение и волнующую игру в пас, а потому привлекала зрительскую аудиторию, но постоянно доказывала свою несостоятельность: такие пятерки не могли так же хорошо играть и в защите, а потому на ключевой стадии всегда проваливались.
«Хит» оказались первыми, кто разрешил эту загадку. Произошло это в тот момент, когда Эрик Споэльстра понял, что его гиперуниверсальный лидер способен закрывать все пять позиций, а недооцененный Крис Бош, которого вечно упрекали в слабохарактерности и называли «РуПолом «больших», трансформировался в растягивающего центрового. Тогда и появился баскетбол будущего: пять шутеров на площадке, больше 20 трехочковых, никаких центровых и стандартных разыгрывающих, карусель заслонов, начинающихся в шести метрах от кольца, полная неразбериха с позициями, игроки периметра центрят и ставят заслоны, «большие» бросают издали.
«Хит»-2013 развалились в последний месяц сезона и с трудом доехали до ленточки финиша. Но даже невнятный конец не мешает осознанию той команды как одной из самых значимых в истории баскетбола.
Трек
Знаковый момент
Одна из величайших финальных серий в истории приближалась к развязке в концовке 6-го матча. Каждое владение мгновенно вписывалось на страницы истории, незабываемая атмосфера классики, происходящей на глазах, воцарилась на арене, а баскетболисты как будто не играли, а выполняли какой-то уже давно задуманный и гениальный сценарий. К последним минутам все вроде бы было решено: стюарды огораживали арену желтой лентой, показался кубок Лэрри О’Брайена, половина болельщиков «Хит» пошла домой, а «исторические наследия» Леброна Джеймса и его товарищей ждали, когда былые достижения будут низвергнуты навострившимися скептиками.
Но сценарий был, и вправду, гениальным. «Сперс» загубили несколько атак и намазали с линии. «Майами» и сам не верил в возможность победы, но действовал на автомате. В бросках Леброна это было отчетливо заметно. Он попал из-за дуги один раз, без особенной надежды бросил еще. И тут сошлось множество обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть: Грегг Попович убрал с площадки Тима Данкана, Крис Бош забрал подбор и отбросил его Рэю Аллену, последний, даже будучи гениальным снайпером, проделал феноменальный номер – отступил за трехочковую дугу и отправил мяч в кольцо.
Уникальный бросок изменил историю НБА. Оказавшись на краю пропасти и вывернувшись от неминуемой гибели от рук опытного убийцы, «Хит» уже не могли проиграть в 7-м матче. Все пошло по-другому.
Сколь много то попадание означало для самого автора, можно говорить бесконечно. Только в сравнении с его значимостью для баскетбола, все личное отходит на второй план: Леброн и его друзья получили возможность продолжить погоню за вечностью и оказаться одной из лучших команд в истории, а разочарование «Сперс» породило монстра-2014, который в итоге и уничтожил «Хит».
Лучше броска в истории НБА не было. При всем уважении к легендарному попаданию Джордана против «Джаз» в 98-м бросок Аллена был гораздо сложнее по исполнению, и от него зависело гораздо больше.
Вирусное видео
Серия
Победная серия «Хит» длилась почти два месяца – началась победой на «Рэпторс» 3 февраля и оборвалась незабываемым матчем с «Чикаго» 27 марта.
Главной особенностью серии стала феноменальная игра «Хит» в концовках: за 44 минуты так называемого «клатч-тайм» «Хит» переиграли оппонентов со счетом 134:71. На протяжении всего периода «Майами» считанные разы проводил по-настоящему напряженные последние минуты:
В матче с «Сакраменто» невероятные «трехи» и полная безалаберность игроков «Хит» довели дело до двух овертаймов.
Матч с «Гризлис» Леброн выиграл трехочковым за 24 секунды до сирены.
В матче с «Орландо» мяч отдали Леброну, и он все решил в одиночку.
В матче с «Бостоном» несколько бросков в конце Джеймса оставили «Селтикс» ни с чем. «Зеленые» назывались главным претендентом на то, чтобы остановить «Хит» и их серию, но в отсутствие сразу двух лидеров смогли лишь оказать достойное сопротивление. Что, правда, не спасло Джейсона Терри от сурового возмездия.
Плюс в матчах с «Бостоном» и «Кливлендом» «Майами» сумел отыграть 17- и 27-очковое отставание соответственно.
В среднем «Хит» набирал 105,1 очка, сдерживая оппонентов на 94,2 (и 36 процентов попадания с игры) – средняя разница в счете составила 10,9 очка.
13 побед были одержаны над соперниками из зоны плей-офф. 11 побед над командами, которым не хватает больше 10 выигрышей для преодоления 50-процентного соотношения.
Леброн Джеймс стал первым игроком в истории НБА, который набирал больше 30 очков в 6 матчах подряд, атакуя с процентом выше 60. В матче с «Шарлотт» он умудрился реализовать 13 из 14 бросков.
Дуэйн Уэйд на протяжении серии набирал в среднем 22,6 очка, 5,7 подбора, 5,7 передачи, 2,4 перехвата и 0,8 блок-шота при 53,2 процента бросков с игры.
На протяжении серии «Хит» провели 5 бэк-ту-бэков.
Цитата
«Мы легенды. Этот матч войдет в историю, поистине великий момент для «Майами».
Леброн Джеймс после победы над «Кливлендом» (98:95) – «Хит» отыграли отставание в 27 очков и продлили серию до 24 матчей.
Болельщица
Леброн Джеймс
Историческая победная серия в итоге оказалась лишней. В концовке сезона слишком рано вышедшие на пик и растратившие себя «Хит» поплыли: Уэйд кое-как играл с повреждениями и выдавал один приличный матч на два провальных, Бош и Баттье явно замучились таскать на себе превосходивших в силе и массе «больших», Чалмерс, Коул, Майк Миллер совершенно не впечатляли – от всей мощи остался лишь Джеймс, который продолжал тащить все на себя и открыто признавал, что все это очень напоминает ему «Кливленд».
В финале Джеймсу пришлось делать практически все: защищаться против Тони Паркера и играть четвертого, организовывать атаку и бросать из-за дуги – и почти на всем протяжении финальной серии он выглядел заранее обреченным Сизифом. Попович закрыл ему дорогу к кольцу, а бросок, как обычно, не вовремя Леброна подвел – он боролся главным образом с самим собой и радовался тому, что партнеры как-то откликаются. Второй матч взяли ролевые, четвертый – Бош и Уэйд в те минуты, когда Джеймс оставался в резерве, первые три игры он откровенно провалил, а пятую начал с 0 из 8. Это была самая важная финальная серия в его карьере, а он не мог даже выйти на свой средний уровень.
Джеймсу понадобилось пять четвертей, чтобы навсегда изменить представления о той серии и о нем. Вместе с повязкой он избавился от всего, что ему мешало: сомнений в себе, непонимания баланса между своей игрой и игрой команды, непонимания того, где его игровой потолок. Оказавшись прижатым к стенке, он представил лучшую версию себя и после 2013-го научился делать это на регулярной основе. В седьмом матче он уже просто не промахивался, и «Сперс» не знали, что делать, когда Джеймс и Баттье начали забрасывать их шальными трехочковыми.
Тот финал завершил эволюцию мифологического образа Джеймса как одного из лучших игроков в истории.
Эта трансформация включила несколько важных вех.
Здесь и уединение с Уэйдом после поражения от «Далласа». Леброн потребовал ключи от команды и сделал себя ответственным за все.
Здесь и его потрясающая работа над собой в межсезонье. Взяв пример с великих прошлого, Джеймс каждым летом начал добавлять к своему арсеналу все новые элементы и изменять себя и технически, и физически.
Здесь и серия с «Индианой», когда Джеймс перевернул даже самые смелые представления о своей универсальности и защищался против «больших «Пэйсерс».
Здесь и шестая игра с «Бостоном», где Джеймс почти не промахивался, выставил на посмешище Пола Пирса и своими 45 очками превратил ключевой матч в театр одного актера.
Здесь и серия с «Оклахомой», отмеченная судорогами.
И финал лондонской Олимпиады, когда американцы почти до самого конца не могли оторваться от команды Испании, а исход встречи, за которой многим уже стало боязно, решился лишь с драматичным появлением на площадке лидера – вожака, признанного лучшими баскетболистами мира. Что вышло особенно удачно, если учесть, что в 2008-м всерьез поднимался вопрос о его вызове в сборную, так как он запомнился всем редкостным раздолбаем.
И сам факт, что кому-то – спустя ровно 20 лет – удалось повторить наивысшее достижение, которое только возможно в современном баскетболе: за один сезон выиграть титул чемпиона, золотую медаль Олимпиады, призы MPV регулярного чемпионата и финальной серии.
Леброн Джеймс – главный спортсмен десятилетия. Он изменил наше представление о суперзвездах
Но необходимым итогом оказалась именно та серия с «Сан-Антонио», закончившаяся где-то нелогичным образом. Именно ее драматичность, удивительная развязка и появление Джеймса в образе древнегреческого божества разрешили любые сомнения. Проиграй он тогда, он так и остался бы первым на деревне и продолжал слушать наставления от Райли и Уэйда, вряд ли бы вернулся в «Кливленд». Но в той серии Джеймс открыл в себе внутреннего Джордана и разглядел путь к бессмертию и историческому величию. У него появился отличавший любого из величайших игроков инстинкт победителя: ведь героями могут называться только те, кто делают что надо и когда надо, причем преодолевают не только внешние обстоятельства, но и внутренний кризис. И здесь речь идет не только о броске на последних секундах, а об умении тащить свою команду, несмотря ни на что. Тот момент с повязкой словно позволил ему обрести наилучшую версию себя – игрока, больше полагающегося на чтение игры, чем на инстинкты, но не злоупотребляющего этим. Джеймс как бы замедлил игру и в невидимые всем остальным зазором начал выгадывать наилучшие решения – возможность для своих агрессивных проходов, приложение новых полученных за лето навыков, передачи под открытые броски.
Тот год официально поставил крест на умирающей позиции центрового (амплуа исчезло из голосования на Матч всех звезд) и завершил постепенную эволюцию игры «Хит». Современный баскетбол все больше начинал напоминать бесконтактный американский футбол с «большими», защищающими квотербека, свингменами, превратившимися исключительно в ресиверов, и собственно разыгрывающими/квотербеками, полностью определяющими игру. Пойнтфорвард Джеймс, чья футбольная карьера не состоялась из-за травмы, стал олицетворением этой игры и оказался на самой вершине ровно тогда, когда официально наступила новая эпоха.
Когда-то Пол Сайлас подыскивал ему роль в команде, пробуя и в качестве разыгрывающего, и в качестве атакующего защитника, но для первого у него не хватало скорости, для второго – стабильного броска. Эрик Споэльстра признался, что поражение в финале 2011-го заставило его принципиально пересмотреть систему: он предоставил Джеймсу максимальную свободу, поняв, что в таком баскетболе его лидера не смогут остановить, так как нет никого, кто был бы в нем более органичен. Четырехкратный обладатель приза MVP, двукратный чемпион и «мировая икона» перестал бороться за признание: Леброн – по-королевски – возвысился над современниками и осознал, что, каждый день выходя против них, он делает нечто большее – ведет спор с вечностью.
Блок до Блока
Дуэйн Уэйд
Символ «Майами» провел сезон в стиле незадачливого марафонца, не рассчитавшего силы.
Уэйд уже давно ушел с уровня человека, примерно равного Джеймсу, и стал одной из тех многочисленных звезд, которых присутствие Леброна низводило в ранг ролевых игроков. Он оказался главным адресатом для передач Джеймса, но уже объективно по состояния здоровья не мог даже думать о том, чтобы составить ему конкуренцию.
Уэйд провел добротный сезон, но сезон для себя необычный. Позиция атакующего защитника тогда умирала, и он сохранял свои позиции и в топах лучших представителей амплуа, и на Матче всех звезд главным образом благодаря отсутствию какой-то вменяемой конкуренции. Даже потеряв атлетизм, лидер «Майами» все равно умудрялся каким-то незаметным образом выбивать свои 20+5+5 и помогать побеждать.
Уэйд особенно включился в период победной серии и заставил всех поверить в тот самый «Майами», который не раз, не два, не три… Он стал идеальным вторым номером для Джеймса со своим главным умением: при быстром темпе он легко находил пространство для проходов под щит, при вязкой динамике плей-офф – шел внутрь, находил контакт и выпрашивал фол всеми правдами и неправдами. Проблема в том, что эта идеальность оставался частью реальности лишь на время регулярного чемпионата.
Под конец марафона Уэйд совсем размяк – последние километры его тащили на руках товарищи, а сам он выдавил из себя от силы пару матчей в плей-офф, за которые не стыдно.
Его магия пропала, и осталась лишь отвратительность: нелепые наряды, подлые приемы и их последующее отрицание, нежелание брать на себя ответственность и статистические подтверждения, что без Уэйда «Хит» выглядят лучше, неуклюжие прозвища, которые он начал придумывать сам себе (в начале сезона он предложил называть себя «Вау», а после седьмого матча – «Три»), и сама возмутительная манера игры с бесконечными апелляциями, унылой игрой один в один и разрушением нападения «Хит». Пошли даже разговоры о том, что их с Бошем нужно срочно обменять.
Уэйд окончательно скончается в следующем марафоне – в 2014-м. А в том плей-офф он все же умудрится выдавить из себя несколько крутых матчей, благодаря которым «Майами» завершил поход чемпионством. Важнейшая игра с «Чикаго», два мощных выступления в серии с «Индианой», спасение Леброна в четвертом матче финала и исключительное завершение в седьмой игре – 23 очка, 10 подборов, 2 блока.
Уэйд подарил лучший финальный перфоманс в истории. Но его карьера поблекла из-за подлостей, позерства и тени Леброна
Так прозвище «вспышка» приобрело гораздо более точное обозначение.
Уэйд начал играть так ужасно, что его мерзотность заслонила все остальное. Но каждая выдающая его игра получалась столь яркой, что словно вспышкой заставляла забыть обо всем остальном. Защитник выдавил из себя последние крупицы баскетбольного таланта и закрыл сезон взрывом, за которым уже начинались итоговые титры – каким-то хитроумным способом ему удалось рассчитать все так, чтобы заткнуть рты любым скептикам.
Тренд
Крис Бош
Прекрасный фрагмент из рейтинга трансферной ценности игроков Билла Симмонса в 2013-м: «Приведем все к общему знаменателю: в фэнтези-лиге или видео-игре, вы бы обменяли Боша на Кевина Лава, не задумываясь. Вы бы даже не моргнули. Но для того, что делает «Майами», подходит именно Бош. Он сверхквалифицированный басист, который не возражает против того, чтобы выходить на сцену снова и снова и делать, что умеет, ради фантастической группы. Он много зарабатывает, и он будет рассказывать своим внукам, как играл с Леброном Джеймсом за команду, которая победила 27 раз подряд. Возможно, его статистика стала хуже, но я бы сказал, что все сложилось для Криса Боша вполне удачно».
Крис Бош – это такой Скотти Пиппен нашего времени: по достоинству его можно оценить лишь годы спустя, когда Леброн сыграл в фэнтези и на самом деле поменял Боша на Лава.
Бош всегда оказывался в тени своих товарищей и представлялся крайне нелепым типом, на которого регулярно сыпались обвинения в слабоволии от всех подряд, начиная с Шака и заканчивая еще тогда не перешедшим на сторону зла Кевином Дюрэнтом. Боша упрекали за недостаточное количество подборов, за резкое падение статистики в целом, за страдания маленькой передней линии в битвах с «Индианой», за безжалостный флопинг. Его вообще легко было критиковать – форвард никогда никому не отвечал и не думал скрывать, что вовсю наслаждается жизнью: после уныния «Торонто» он явно кайфовал от внимания прессы и болельщиков, от побед и соприкосновения с историей, от климата и командной атмосферы.
Как и Лав, Бош помогал в атаке главным образом в качестве угрозы. За годы игры с Леброном форвард очень сильно расширил зону своей броской компетентности и даже выбрался из ареала дальних двухочковых за трехочковую дугу.
Но, в отличие от Лава, Бош все это подкреплял еще и защитой, которая становилась фундаментом для всей игры тех «Хит», при всех своих «смоллболлах» входивших в Топ-10 по оборонительной эффективности. Атлетизм, скорость на ногах, длинные руки, сила для того, чтобы бороться с огромными семифутерами – все это воспринималось как данность, как нечто естественное. Хотя подобными умениями в той НБА мог похвастаться лишь один человек – уже собирающийся на пенсию Гарнетт.
Все сезоны в «Майами» Бош деградировал с точки зрения статистики и при этом становился все лучше во многих компонентах игры. В итоге он превратился в удивительного баскетбольного хамелеона – вспоминал канадскую молодость в отсутствие звездных друзей и хладнокровно клал победные броски на последних секундах, брал на себя ровно столько, сколько требовалось, адаптировался и перевоплощался по ходу серий плей-офф. Именно такое перевоплощение – едва ли не самое важное в жизни Боша – произошло с ним финале, где ему пришлось сопротивляться 37-летнему Данкану.
Боша вновь дубасили под щитами, вновь нагружали запредельными нагрузками, вновь проверяли на характер и психологическую устойчивость. И когда он справился с одним из лучших «больших» в истории, не дал скомпрометировать защиту «Хит», выдержал все удары и не сломался, то это задало импульс и остальным. Бош стал вторым после Леброна игроком той серии для «Хит» и символично взял самый важный подбор на чужом щите.
Ролевые
Главная изюминка тех «Хит» заключалась в том, что «Майами» за пределами площадки оставался привлекательнее, чем собственно на ней. Как сказал тогда Рик Фокс, посмотрите на «Гарлем-шейк» «Майами» и на «Гарлем-шейк» «Миннесоты», и вам сразу станет ясна разница между хорошей командой и плохой. «Хит» настолько дружны, что взрывали всем мозг собственной гармонией: откладывали вылет, чтобы сходить в бар в Торонто и посмотреть супербоул, штамповали видео-бомбы, чтобы Крис Бош насладился вниманием публики, смаковали данки перед матчами, придумывали все новые празднования, троллили старых врагов и благодарили болельщиков за выражение любви (пусть и нетрадиционное).
«Играть за эту команду – удовольствие. Каждый день мы рассчитываем на победу. А когда побеждаем, мы такие: «Черт возьми. Ок, это круто». Но мы не теряем из виду то, что по-настоящему важно, и то, как мы подошли к этой точке», – говорил тогда Крис Бош.
Козел отпущения. 25 доказательств того, что Марио Чалмерс – это Чубайс НБА
Те «Хит» в очередной раз доказали превосходство зрелости в НБА: суперопытный состав гарантировал максимально профессиональный подход к делу и идеальную атмосферу. И еще обеспечил историческую победную серию, лучшее доказательство командных ценностей.
Шейн Баттье, в начале карьеры считавшийся вторым номером, весь сезон отыграл на четверке, снимая ненужную нагрузку с Леброна. Именно его речь, согласно легенде, вдохновила «Хит» на победную серию.
Майк Миллер очнулся ближе к финалу и подарил всем воспоминание о переломном трехочковом в носке.
Юдонис Хаслем олицетворял душу «Хит».
Крис Андерсен пришел по ходу сезона и реанимировал карьеру в очередной раз. После всех передряг центровой предстал брутальным немногословным мужчиной с бородой, который добавил «Майами» так нужной мощи под щитами.
Марио Чалмерс и Норрис Коул пытались на двоих спасти позицию разыгрывающего.
Рэй Аллен доказал самому себе, что все это был не акт предательства, а находчивый способ продлить карьеру.
Джеймс Джонс, Джувэн Ховард, Рашард Льюис, как всегда, неплохо провели время.
Мероприятие
Место среди лучших команд в истории
Весь сезон «Майами»-2013 воспринимался как данность.
Они совсем не привлекали к себе внимания в первой половине – потому что играли с большим запасом, словно не напрягаясь, дожимая соперников в четвертых четвертях.
Когда у «Хит» начались проблемы, это поначалу воспринималось как досадная неудача: из грез пришлось вернуться и с тоской смотреть, как покорители истории возятся с какими-то неожиданно упертыми «Пэйсерс».
Между тем, «Хит» распадались все больше и больше. Их больше не называли одной из сильнейших команд всех времен. Собственно, команды, которая ковала историю, уже не было: травмированный Уэйд ушел в тень, Бош напоминал о себе лишь традиционными нелепостями, Баттье самоуничтожился под давлением превосходящих его в размерах соперников, а Джеймс организовал вокруг себя новый коллектив – где он был разыгрывающим-квотербеком, а лишенные других умений снайперы лишь принимали от него снаряды. Ограниченность этой вариации была понятна: она во всем зависела от действий самого Леброна и делала команду примитивной и уязвимой. Спустя два месяца после победной серии «Майами» подходил к финалу уже без восприятия в качестве явного фаворита, если не хуже.
Новая спасительная вариация все ставила на грань – Джеймс стал единоличным мотором команды и в случае неудач оказывался под жесточайшим огнем критики, Уэйд и Бош уже рассматривались не в качестве звезд, а скорее пассажиров, Споэльстра выглядел не новатором и революционером, а авантюристом с непонятным статусом. Пока глоры еще только присматривались к этой новой команде и оценивали ее шансы, журналисты уже метнулись в другую сторону и начали расклеивать ярлыки. И опять же смотреть на «Хит» и «Сперс» с точки зрения исторического наследия. А не проблемной действительности. Апофеозом стала изобретенная Джеймсом мантра «Меня вообще здесь не должно быть»: даже на фоне завораживающих 6-го и 7-го матчей Леброн продолжал повторять это вновь и вновь, пытаясь всех вернуть на землю. Когда он стал чемпионом, то понял, что дело не в том, что мы выиграем не один, не два, не три… Здесь ценится каждая победа, каждый матч, каждое владение.
В шестом матче «Майами» оказался на краю, и вот тот момент стал переломным для переключения тумблера на положение «здесь и сейчас». Неожиданно получилось, что победы это не просто буквы «W», а матчи не просто складываются из цифр в протоколах и нарезок с красивыми моментами. Что не так уж важно, что там происходит в историческом измерении, если здесь и сейчас бурлят запредельные эмоции, сталкиваются лучшие игроки, совершаются гениальные ходы и глупейшие ошибки. Реальность покорила теорию и не только вскрыла все недостатки «Хит», все сложности, которые им пришлось преодолеть, она сделала «Хит» ближе и понятнее. Из роботоподобных рекордсменов, слегка побронзовевшей команды, уже одной ногой стоящей в энциклопедии и книгах по истории, идеального прибежища для глорихантеров «Хит» превратились в нечто настоящее, уязвимое, болезненное, сложное, противоречивое – и оттого близкое.
Их метаморфозы в седьмом матче не могли оставить равнодушными: Уэйд вновь напомнил о себе, несмотря на травму и не всегда эффективную игру рядом с Джеймсом, скрывающийся месяц от зрителей и задумавшийся о завершении карьеры Баттье стал Х-фактором, огорошив «Сперс» своими трехочковыми, псих Андерсен вновь помог вдохновляющей энергией, а сам Леброн неожиданно сыграл так, словно не было всех этих шести матчей, где он мучился против Диао, не мог попасть и прятался за полотенцем, готовый разрыдаться под давлением. Когда чемпионство перестало быть записью в списке исторического наследия, все это оказалось оценить гораздо проще.
Их отделило от «Сан-Антонио» совсем немного. Дурацкий промах Данкана, который Тим запомнит явственнее, чем четыре предшествующих титула, кажущееся столь легким попадание Джеймса со средней, неудавшиеся попытки спастись – в этой серии могло быть и восемь, и девять матчей, и даже одиннадцать.
Только «Хит» остались на вершине одни, сумев превзойти самих себя, обыграть по-настоящему великого соперника, выложив на стол чемпионский характер, потрясающий талант, командный дух и тренера-революционера. Их шедевры (и их «Ренессанс») на фоне избиения 3-го матча, всего того, что было сказано о Джеймсе, морального уничтожения Уэйда и Боша, сомнений в себе у Баттье и других воспринимаются совсем иначе, чем это было бы, сохрани они ту чемпионскую поступь, что была в середине сезона.
В итоге они, конечно, уступают всем лучшим командам в истории: «Голден Стэйт»-2017, «Бостону»-86, «Чикаго»-96, «Лейкерс»-2001, «Детройту»-89, «Лейкерс»-87… – так как не смогли выдержать тот же уровень в течение одного года. Но по значимости, по выразительности, по эмоциональной привязанности они, безусловно, входят в тот же клуб бессмертных коллективов, без которых невозможно представить историю баскетбола.