Большая маленькая ложь про что
Большая маленькая ложь про что
Николь Кидман, Риз Уизерспун, Лора Дерн, Шейлин Вудли, Зои Кравиц — пять передовых звезд Голливуда на одном экране и уже пять весомых причин взять сериал на заметку. «Большая маленькая ложь» не абстрагирует актрис друг от друга, не оставляет кого-то за кадром и не выводит одну-двух на передний план — шоу делает ставку непосредственно на синергию между всеми героинями.
Селеста (Кидман) воспитывает близнецов, живет с идеальным, на первый взгляд, мужем (Александр Скарсгард) и ежедневно прячет синяки за длинными кофтами. Мадлен (Уизерспун) движет мания создать что-то социально значимое и важное, в то время как мысли о бывшем муже не дают сконцентрироваться хотя бы на своей новой семье. Рената (Дерн) — пробивная бизнесвумен, чей ребенок периодически подвергается буллингу, который мать никак не в силах пресечь. Джейн (Вудли) в одиночку воспитывает сына, а в свободное время выпускает по несколько обойм на стрельбище. Бонни (Кравиц) — единственная, кто хоть как-то пытается держаться нейтралитета в токсичном обществе мамаш, чем, собственно, только выводит всех из себя.
Вместе — пожалуй, самый эпичный женский состав на современном (да и не только) телевидении. С точки зрения как образов, так и воплощающих их актрис.
2. Семейная драма, переходящая в триллер
Свет полицейских мигалок, испуганные взгляды, разговоры об ужасающем преступлении — о том, что семейной идиллии ожидать не стоит, «Большая маленькая ложь» заявляет с первых же минут. Милые сцены проводов детей в школу пресекаются полными насилия флэшбэками, когда сам сериал с каждым эпизодом все больше клонит в триллер с замахом на детектив.
Расследование непонятного убийства остается за кадром, но оно постоянно витает в воздухе: пока кто-то на заднем плане следит за героинями, назойливые учителя и родители других детей бросаются грязными фактами на допросе. А сериал в очередной раз намекает, что не стоит верить радужной обложке: ведь благопристойные соседи в любой момент могут стать главными разносчиками сплетен, а драма о матерях и детях оказаться историей о жестоком убийстве и психологических травмах.
3. Психологизм, который пугает
Противоречивый формат шоу перекликается с его же ключевой идеей: «Большая маленькая ложь» показывает обратную сторону идеализированных браков. Конфликты бывают не только в неблагополучных семьях: в доме с двумя блондинистыми близнецами и видом на море муж может до полусмерти избивать жену, а мать-одиночка с не менее милым и воспитанным сыном испытывать ПТСР и прокручивать в голове мысли о самоубийстве.
«Большая маленькая ложь» плюет на стереотипы, препарируя персонажей, у которых, казалось бы, никогда не было и не может быть проблем — они живут в достатке, занимают солидное положение в обществе и воспитывают милейших детей. И, вместе с тем, также подвергаются психологическому и физическому абьюзу — несмотря на деньги, власть и статус. А сериал в очередной раз намекает, что проблема существует и способна задеть каждую женщину — вне зависимости от ее положения.
4. Один из главных сериалов эпохи MeToo и Timeʼs Up
«Большую маленькую ложь» можно причислить к главным сериалам новой волны феминизма — шоу вышло прямо в разгар движения против харассмента. И попало в самую его сердцевину: с открытыми разговорами о домашнем насилии, статусе женщины в современном обществе и важности сплочения.
Главным вдохновением для написания оригинального романа «Большая маленькая ложь» Лианы Мориарти стало интервью девушки о токсичных отношениях родителей, которую авторша услышала по радио. И это история породила своеобразный художественный гид по видам семейного насилия и способам ему противостоять. Разбавленный, разве что, побочной криминальной аркой — для пущего эффекта на читателя/зрителя.
5. Авторский сериал с уникальным стилем
Используя рваные немые кадры и символизм под броский саундтрек, режиссер Жан-Марк Валле («Острые предметы») придал «Большой маленькой лжи» именно тот темп и стиль, в которых сериал нуждался. Игра в догонялки с детьми и мужем — эпилептическое слайд-шоу с избиением — дети весело бегут встречать маму после школы. Поцелуй ребенка перед сном — немые флэшбэки с изнасилованием — крик посреди ночи.
Даже визуально «Большая маленькая ложь» соответствует заложенному посылу: проблемы замалчивают, а жертвам приходится жить с постоянными мимолетными страхами и воспоминаниями. Которые Валле передал, наверное, в лучшей из возможных форм.
6. Второй сезон не уступает первому
По крайней мере — пока. События нового сезона развиваются спустя несколько месяцев после финала предыдущего: начался новый учебный год, родители (почти) оправились от произошедшего, а к звездному стаку прибавилась Мэрил Стрип в роли матери мужа Селесты, Мэри Луиз.
Первый эпизод разгружает развязку прошлого сезона, параллельно намекая на больший упор на детектив и жизнь с эмоциональным абьюзером. За второе отвечает героиня Стрип; уже за одну серию персонаж заставляет себя ненавидеть и одновременно жалеть, хотя последнее дается труднее — безобидная внешность старушки, ее пассивно-агрессивное поведение и неловкие вопросы создают, мягко говоря, противоречивый образ, уже за 50 минут производящий внушительное впечатление.
Помимо Стрип к сериалу присоединилась Андреа Арнольд — режиссер сменила Жан-Марка Валле, однако сильно на визуальной части шоу перемена не сказалась. В чем-то стиль Арнольд перекликается с приемами Валле: у неоднократной лауреатки Каннского кинофестиваля на счету «Американская милашка» с не менее характерной подачей.
Что случилось с «Большой маленькой ложью» и продолжать ли смотреть сериал
Кажется, пронесло: полиция города Монтерей заморозила расследование скоропостижной кончины Перри Райта — насильника и садиста, который при крайне загадочных обстоятельствах упал с лестницы в конце прошлого сезона. Кажется, зацепило: его вдова и жертва Селеста (Николь Кидман) с подругами Мадлен (Риз Уизерспун), Ренатой (Лора Дерн), Бонни (Зои Кравиц) и Джейн (Шейлин Вудли) — считай, соучастницами убийства — никак не могут прийти в себя. Навестить невестку приезжает мать покойного Мэри Луиз (Мэрил Стрип), которая попутно пытается выяснить подробности инцидента, терроризируя свидетельниц вопросами один другого бестактнее. Маленькая ложь уже здорово портит всем жизнь — что же будет, когда все узнают про большую?
Сейчас это можно сказать со всей ответственностью: вышедшая два с половиной года назад экранизация романа Лианы Мориарти, по сути, анонсировала культурную революцию, которая случилась в 2017-м. Токсичные отношения, виктимблейминг, обесценивание, газлайтинг, травма — в первом сезоне «Большой маленькой лжи» такие слова вроде бы не звучали, но сериал был ровно об этом: толстовская формула «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» обрела вдруг актуальное психиатрическое содержание.
Свободное от литературной основы продолжение, с одной стороны, было инспирировано обилием наград (восемь «Эмми», четыре «Золотых глобуса»); с другой — дало возможность поиграть жанрами: то, что началось как феминистский детектив, в идеале должно было стать образцовым русским романом — фундаментальным высказыванием об устройстве человеческой психики вроде «Преступления и наказания». «Вы и убили-с» — а теперь научитесь с этим жить.
Должно было, но пока, похоже, не стало. Во многом потому, что авторы сериала переоценили обаяние своих героинь: в отсутствие сквозной, как прежде, интриги следить за их линиями совсем не так интересно. В первую очередь, это связано с тем, что мы, по большому счету, не узнаем про них ничего нового: Селеста — все такая же эмоциональная мазохистка, Мадлен продолжает маскировать свои комплексы хамством, Джейн боится близости, Рената ненавидит нищету, Бонни бежит от правды — и так по кругу.
Неприличное количество времени проходит в машинах и ресторанах за разговорами о том, что только что произошло. На обострение здесь играет только персонаж Стрип — фигура сродни Порфирию Петровичу, которая пытается вывести окружающих из равновесия, больше напоминающего летаргический сон. Периодически все делают страшные глаза, намекая на Ту Самую Ночь. Каждую преследует мелко, как завещал режиссер первого сезона Жан-Марк Валле, нарезанные флэшбеки — мучительные приступы воспоминаний, болезненные уколы совести.
С эстетической точки зрения все это довольно прискорбно — тут надо сказать, что за новые серии отвечает Андреа Арнольд, снявшая «Аквариум», «Грозовой перевал» и «Американскую милашку», — что не мешает прогрессивным западным изданиям отмечать выдающиеся перформансы, важность поднятых проблем и (видимо, по инерции) сатиру на привилегированных гранд-дам, которые попали в переплет. За последнее, может быть, обиднее всего: одна из безусловных удач первого сезона — убедительная реконструкция нравов пригородного сообщества с его сплетнями, косыми взглядами и ленивыми кознями.
В свежих сериях героини, как правило, выключены из социальной жизни и существуют как бы сами по себе — ну или наедине с собой. Это можно назвать следствием объединившего их преступления, а можно интерпретировать как отказ от сложности, не вполне добросовестный способ избавиться от классовых обертонов, которые с самого начала сопровождали повествование.
Еще одна важная вещь — местный контекст, в котором сосуществуют «Большая маленькая ложь 2» и избиение постановщицы Агнии Галдановой, убийство телезлодея — и дело сестер Хачатурян. Не то чтобы искусство обязано быть смелее и страннее, чем жизнь (особенно российская), но очевидно, что на фоне криминальных сводок и жутких историй о домашнем насилии в соцсетях продолжение потенциально главного сериала про абьюз получилось чересчур, что ли, наглаженным, чтобы лишний раз не шокировать зрителя, который давно готов к разговору на самые экстремальные темы и который в нем отчаянно нуждается.
До финала сезона осталось всего три серии, и уже есть ощущение, что свести все концы авторы просто не успеют, иначе придется жертвовать побочными (например, про мать Бонни, банкротство Ренаты или отношения Мадлен с дочерью) сюжетами и скоропалительно избавляться от персонажей второго плана. И хотя HBO еще не объявил о своих планах на сериал, по всему выходит, третий сезон — вопрос согласования рабочих графиков с исполнительницами главных ролей. И, как ни странно, это предположение скорее ободряет: если «Большая маленькая ложь» — терапевтическое шоу, то зачем же уходить посреди сеанса?
7 причин, по которым мы любим сериал «Большая маленькая ложь»
Премьера сериала «Большая маленькая ложь» состоялась в 2017 году. Проект является экранизацией одноименного романа австралийской писательницы Лианы Мориарти.
В истории фигурирует пять семей, каким-то образом связанных с убийством, которое произошло на благотворительном школьном балу. Имя жертвы и убийцы зрителю предстоит узнать, постепенно подбираясь к разгадке и наблюдая за жизнью пяти героинь за несколько месяцев до жуткого события. Пробуждает любопытство, не правда ли?
Мы нашли семь причин, по которым «Большая маленькая ложь» заслуживает внимания и входит в список наших любимых сериалов.
Он покоряет захватывающим сюжетом и держит интригу
Приступая к просмотру сериала, сразу понимаешь, что впереди тебя ждет нечто стоящее. Чем глубже погружаешься в нелинейное повествование первого сезона и чем больше обнаруживается скелетов в шкафах, тем сильнее нарастает напряжение и желание поскорее узнать разгадку. Кто был убит? Кем? А главное – почему и за что? Вместе с ответами на эти вопросы в финале сезона получаешь с десяток разных эмоций, от которых сложно сдержать слезы.
Второй сезон уступает первому по количеству интриг и лихих сюжетных поворотов. Тем не менее, реалистично преподнесенная рефлексия героев и переживание ими последствий преступления заставляют внимательно следить за каждым их шагом и надеяться на благоприятный исход.
У него блестящий актерский состав
За роль в «Большой маленькой лжи» Александр Скарсгард был удостоен «Золотого глобуса»: ему досталась очень сложная роль, с которой он справился непревзойденно. Остальные мужские персонажи меркнут на фоне таких ярких героинь, но нельзя не отметить работу Адама Скотта, Джеймса Таппера и Джеффри Нордлинга, сыгравших таких разных – достойных и не очень – мужей.
Он противопоставляет токсичные отношения здоровой любви
Сериал показывает разные виды отношений. Те, что идеальны на людях, но приносят много боли и нервов вдали от чужих глаз; те, что на первый взгляд скучны, но на деле гармоничны и счастливы; те, что кажутся окружающим вечной любовью, а в реальности давно умерли для одного из супругов.
Созависимость Перри и Селесты в сериале противопоставляется балансу в паре Эда и Мадлен. Аудитория улавливает разницу между абьюзом и здоровой любовью, впитывая идею о том, что даже с серьезным кризисом можно справиться, заручившись уважением, умением слышать и строить конструктивный диалог. Тогда как даже самая сильная страсть не поможет спасти брак, если для партнеров не существует личных границ.
Он поднимает одну очень важную проблему
Интересно, что Николь Кидман является ярой противницей домашнего насилия, принимает участие в глобальных программах ООН, посвященных решению этой проблемы, а также выделяет средства на общественные инициативы по борьбе с ней.
Он напоминает о важности проработки внутренних проблем с психологом
В «Большой маленькой лжи» очень грамотно показана работа психолога, который помогает своему клиенту пройти путь от стадии «У меня нет особых проблем» до «Так больше продолжаться не может, и я сделаю все, чтобы изменить свою жизнь».
Этот сериал сравним с сеансом у семейного психолога, который помогает разобраться, что важнее – сохранить семью, в которой ты глубоко несчастен, или выбрать себя. Понять, как спасти отношения в случае измены, если оба этого хотят. Как не раствориться в своем партнере, не потерять себя и не попасться на удочку созависимости.
Цитируя одну из героинь: «После избавления от абьюзера борьба для жертвы абьюза не заканчивается». И эта мысль критически важна – она оставляет послевкусие и заставляет анализировать отношения персонажей, перенося их на реальную жизнь, еще много дней после просмотра.
Он радует превосходной режиссурой, великолепным монтажом и красивейшими видами
Съемки сериала заняли пять месяцев. Маэстро режиссуры Жан-Марк Валле, известный такими работами, как «Далласский клуб покупателей», «Разрушение», «Молодая Виктория», «Острые предметы» и «Кафе де Флор», по просьбе Риз Уизерспун согласился снять первые два эпизода сериала, но так увлекся, что снял целых семь.
В итоге первый сезон, который можно разбирать на визуальные цитаты и расхватывать по кадрам, стал образцом качественной режиссуры, операторской работы и монтажа.
Во втором сезоне Валле заменила режиссер Андреа Арнольд, у которой достойно получилось сохранить эстетику первых семи серий и стиль своего предшественника, являющийся особенностью сериала. Дело в том, что множество информации Валле подает визуально, используя секундные флэшбеки, которые запросто можно пропустить, если смотреть сериал невнимательно и отвлекаться на посторонние дела. Этот прием сохраняет и Арнольд, приковывая зрителя к экрану маленькими, но значимыми визуальными элементами.
У него потрясающее музыкальное сопровождение
Отдельно стоит упомянуть саундтрек сериала, достойный высших похвал. Чувственные композиции подобраны так мастерски, что передают настроение и чувства героев в каждый конкретный момент повествования. Гарантируем, главная тема «Большой маленькой лжи» – композиция Cold Little Heart британского соул-исполнителя Майкла Кивануки поселится в вашем плейлисте надолго, а может, и вовсе навсегда.
«Дружба – это и есть ложь». О сериале «Большая маленькая ложь»
В 2014 году Николь Кидман и Риз Уизерспун получают права на экранизацию романа Лианы Мориарти «Большая маленькая ложь». По договоренности с автором актрисы должны были разработать проект полнометражного фильма, в котором сами исполнят главные роли, а Мориарти станет одним из исполнительных продюсеров. В итоге Уизерспун и Кидман решили сделать мини-сериал, а не фильм. Премьера состоялась в феврале 2017 года. В 2018 году первый сезон теленовеллы снискал целый ряд кинонаград, в том числе четыре премии «Золотой глобус» и восемь премий «Эмми». По ходу съемок Риз Уизерспун так сдружилась с Николь Кидман, что даже приобрела дом неподалеку от нее в Нэшвилле. Дебют стал настолько успешным, что в HBO не преминули запустить съемки второго сезона, а к и без того звездному составу присоединилась Мэрил Стрип.
Пятеро мамочек, чьи дети ходят в одно учебное заведение, заводят дружбу. Поводом для еще большей сплоченности становится убийство мужа одной из них (Кидман). Здесь-то и начинается большая маленькая ложь. Дамочки, сговариваясь, утаивают от полиции тот факт, что убийство совершила одна из них. Сойдясь в показаниях, они выставляют инцидент за несчастный случай. Подружки остаются на свободе и продолжают с этим жить. У каждой из них свои скелеты в шкафу, но, тем не менее, они держатся на плаву, действуют сообща и пытаются всячески друг друга поддерживать. Авторы удобряют почву сопереживания тем, что убиенный муж Кидман – латентный насильник и садист, чьи злодеяния кроме этих женщин никому неизвестны. У одной из главных героинь(Шейлин Вудли) и вовсе от него ребенок, зачатый насильственным путем. Пусть статус провинциального городка вас не смущает, главные героини – представительницы зажиточной и весьма успешной прослойки общества, стильные современные женщины со светлыми лицами, особняками и вполне калифорнийскими замашками.
По сути, сериал ставит вопрос: стоит ли осуждать за преступление столь милых людей, которых в сложившейся ситуации впору и самих назвать жертвами? Жизнь каждой из героинь выворачивается перед зрителем наизнанку. Оказывается, что у одной из героинь (Лора Дерн) муж проигрался на бирже и спустил всё состояние, да и вообще спал с нянькой, вторая (Зои Кравиц) может потерять больную маму и живет с нелюбимым мужчиной, третья (Уизерспун) состоит в неполноценных отношениях с мужем, что толкает её на измену, четвертая (Кидман) находится в жуткой депрессии после потери мужа, принимает кучу антидепрессантов и ведет беспорядочную половую жизнь, а пятая (Вудли) жутко закомплексована после изнасилования и, будучи не в состоянии сойтись с мужчиной, одна воспитывает сына.
Все эти неурядицы постепенно исчезают, проблемы решаются, барьеры преодолеваются, растроганный зритель счастлив и, пребывая в безграничном сочувствии, с нетерпением ждет третий сезон.
Именно так сегодня формируется общественное сознание. Именно подобные, большие проекты демонстрируют простому обывателю, как справляться со своими заботами и выходить из трудных ситуаций, применять ложь во благо. Именно такие произведения искусства учат нас, что такое взаимоотношения между людьми. Креаторы «Большой маленькой лжи» уверяют, жизнь – сложная штука, иногда лгать просто необходимо, и на месте вот этих самых женщин завтра может оказаться любой. Завуалированная под житейские будни мягкая сила толкает нас на сторону определенного выбора.
Что нужно знать перед просмотром второго сезона «Большой маленькой лжи»
Уже 9 июня на экранах стартует новый сезон еще одного чрезвычайно популярного сериала HBO – вторая часть «Большой маленькой лжи». Продолжение истории о группе женщин, втянутых в расследование убийства, оказалось долгожданным по двум причинам. С одной стороны поклонники драмы с нетерпением ожидают возвращения любимых героев, а с другой – решение превратить мини-сериал в долгоиграющее шоу вызвало скепсис у некоторых критиков. Уже на днях станет известно, было ли это хорошей идеей, а пока – рассказываем, что нужно знать о «Большой маленькой лжи». Но будьте осторожны – в материале точно будут спойлеры касательно сюжета первого сезона.
О чем был первый сезон
Первый сезон «Большой маленькой лжи» является экранизацией одноименного романа австралийской писательницы Линн Мориарти. В центре повествования пять женщин, чьи дети учатся в первом классе престижной школы на южном побережье. Во время благотворительной вечеринки происходит странный несчастный случай, который привлекает внимание местной полиции.
Конечно, как и в любом хорошем произведении подобного жанра, детективная составляющая – лишь повод внимательнее присмотреться к жизни протагонисток. Несмотря на то, что со стороны может показаться, будто героини ведут вполне спокойное существование, у каждой из них есть свои тайны, проблемы и психологические травмы. Героиня Шейлин Вудли – мать-одиночка, которая родила сына вследствии изнасилования и теперь вынуждена самостоятельно воспитывать ребенка, скрывая правду о его происхождении. Персонаж Николь Кидман постепенно осознает, что ее темпераментные отношения с мужем на деле являются проявлением домашнего насилия, а ее подруга, которую играет Риз Уизерспун, пытается бороться с желанием изменить партнеру.
Как и роман-первоисточник, экранизация получила блестящие отзывы – критики остались в восторге от того, как шоураннеры совместили юмор, исследование темы домашнего насилия и увлекательный детективный сюжет. Конечно, тут помогло еще и то, что режиссером шоу выступил Жан-Марк Валле – талантливый постановщик, ответственный, среди прочего, и за прошлогодние «Острые предметы». Львиная доля похвалы досталась харизматичному актерскому составу: помимо уже упомянутых исполнителей тут еще и Лора Дерн, Зои Кравитц, Адам Скотт и Александр Скарсгард.
Неоднозначное продолжение
Решение продлить историю на второй сезон было крайне неожиданным – мини-сериал служил полной экранизацией романа Мориарти и, казалось бы, добавить было нечего. В отличие от многих шоу, которые заканчиваются намеком на незавершенность, риторическим вопросом или многозначительной сценой, которую можно интерпретировать как угодно, финал «Большой маленькой лжи» выглядел вполне однозначно. Более того, сценаристам удалось выполнить нелегкую задачу – ответить на все вопросы, поставленные в начале сезона.
Все сюжетные линии слились воедино, героини наконец-то победили центрального антагониста и получили заслуженный хэппи-энд. Окончание получилось логичным, эмоциональным и показало эволюцию героинь – из женщин, которые когда-то строили друг другу козни из-за сплетен о том, что малыш одной из них обидел дочь другой, они превратились в настоящих сестер. Конечно, это произошло не просто так – женщинам пришлось вполне буквально победить токсическую маскулинность. Когда протагонистки осознают, что Перри (Александр Скарсгард) – не только абьюзивный партнер, но и насильник, разговор с мужчиной превращается в агрессивную конфронтацию, которая заканчивается его смертью. Теперь героинь объединяет еще и общая ложь – чтобы защитить свою подругу, толкнувшую Перри с лестницы, они вынуждены врать полиции.
И все же, после головокружительного успеха первого сезона, историю решили продлить. Некоторые фанаты отнеслись к этой новости скептически – если на все вопросы уже есть ответы, а героини получили вполне заслуженный финал, то о чем еще можно рассказать?
Что говорят критики
В отличие от первого сезона, который был экранизацией романа, продолжение не имеет литературного первоисточника. Точнее – второй сезон будет частично отталкиваться от короткой новеллы, написанной Линн Мориарти, но большая часть повествования создана самими сценаристами. По словам западных критиков, успевших посмотреть первые серии второго сезона, тут уже нет детективной истории, зато показаны трагические последствия действий главных героинь. По словам рецензентов, история не настолько продуманная, как в предыдущем сезоне, но тоже увлекательная – сценаристы умело показывают дальнейшую эволюцию любимых персонажей.
Еще одно важное отличие второго сезона от оригинального мини-сериала – то, что Жан-Марк Валле покинул пост режиссера. Кресло постановщика заняла Андреа Арнольд, известная, в первую очередь, благодаря своей ленте «Американская малышка», которая получила приз жюри на 69 Каннском кинофестивале. Несмотря на изначальные сомнения некоторых поклонников сериала, критики остались довольны работой Арнольд – по их словам, под ее руководством «Большая маленькая ложь» трансформировалась в совершенно новый, но не менее качественный сериал.
Пожалуй, самая важная новость о втором сезоне – то, что к актерскому составу присоединилась Мэрил Стрип. Легендарной исполнительнице досталась роль матери покойного Перри, которая приезжает, чтобы помочь Селесте (Николь Кидман) справиться с потерей и подготовить детей к новому школьному году. Конечно, героиня Стрип тут же начинает подозревать что-то неладное и внимательнее присматривается к подругам невестки. Если верить критикам, то динамика между персонажами Мэрил и Николь – одна из лучших сюжетных линий во всем сезоне. Нам придется ждать до девятого июня, чтобы оценить их историю самостоятельно, но какие тут могут быть сомнения – это же Мэрил Стрип!