Болонская система образования в россии что это
Болонская система образования в России
Болонским называется единое учебное пространство ведущих европейских стран, формирующееся с 1998 года по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Англии. Начинание поддержали чиновники других государств, и в 1999 году целесообразность создания единой системы европейского высшего образования признали 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией. К договору об унификации образовательного процесса постепенно присоединяются другие страны, поскольку доступ открыт для всех. Сегодня Болонский процесс объединил уже 48 стран, но инкорпорация новых участников продолжается.
Благодаря единому учебному пространству национальные программы получили возможность брать лучшее и прогрессивное из накопленного партнерами опыта, а высшее образование приобрело:
Все это способствует тому, что Европа становится более привлекательной на мировом рынке образования.
Содержание и причины введения
Что такое Болонская система образования и в чем ее суть, можно узнать, выяснив цели и причины изменений в работе европейских вузов.
Цель Болонского образовательного процесса:
Необходимость построения общего европейского учебного пространства продиктована:
Болонская система образования стала необходимой по следующим причинам:
Постепенная кардинальная смена подходов к оцениванию профессионализма сотрудника привела к необходимости внедрения образования по Болонской системе, призванной перенаправить акценты с форм и содержания учебного процесса на его результаты.
РФ в системе Болонского образования
Внедрение Болонской системы образования в России стало возможным благодаря присоединению страны к международному учебному движению в 2003 году. На саммите министров образования в Берлине Россия пообещала европейским коллегам направить усилия на реформирование постсоветской учебы в вузах с целью приобщения к Болонскому процессу.
Обновление «высшей» педагогики предусматривало разработку новых планов и методик образования, совместимых с принятыми в других странах. Для осуществления этих задумок была необходима кардинальная трансформация институтских и университетских структур, документальной и нормативной баз, а также преподавательской деятельности.
Через год после подписания министром образования РФ Болонской декларации Кабмин одобрил документ о приоритетных векторах развития высшего образования в стране, который задекларировал необходимость реализации главных положений Болонского процесса. Для перехода на общеевропейские стандарты потребовалось:
И работа закипела. В ходе написания и утверждения федеральных госпрограмм для стандартизованной подготовки высококлассных бакалавров и магистров были определены требования к оформлению и структуре образовательных планов, разработаны условия их реализации и предусмотрены результаты освоения.
Нововведением в российских образовательных программах, созданных на базе болонских, стали ориентиры на результаты учебы, выраженные в виде компетенций, и учет трудозатрат в зачетных баллах. В соответствии с Болонской системой образования в России к подготовке будущих кадров стали привлекать крупных работодателей.
Как проходит Болонский процесс в России
Набольшим новшеством, обусловленным применением Болонской образовательной системы в России, стало введение «рамочного» стандарта учебного процесса. В СССР типовые программы по дисциплинам были едины для всех заведений страны, различий в вузовских образовательных планах практически не существовало.
После распада Советского Союза в российской образовательной системе некоторые изменения все же произошли, но не столь кардинальные, как в бывших союзных республиках. В РФ был введен обязательный минимум, содержащий жесткий список дисциплин и методик отчетности, нарушать который вузам строжайше запрещалось. В стандартах контролировался объем и содержание всех предметов. Некоторая толика самостоятельности в образовательных программах постепенно увеличивалась в основном за счет региональных высших учебных заведений.
Болонская система образования в современной России
Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.
С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования, в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.
Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.
Что такое Болонский процесс?
1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.
2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:
3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).
При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.
На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия «компетенция»:
Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.
Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!
Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.
Результаты внедрения Болонской системы в России
Что дала Болонская система России? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.
В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.
Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.
А как вообще оценивается эффективность образования?
Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.
Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.
При этом под оценкой качества понимается:
Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.
Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:
Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов «с руками отрывали» в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.
По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:
А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования.
Болонская система образования: что это такое, плюсы и минусы, особенности Болонского процесса в России
Образовательная система, выстроенная в советское время в России, уходит в небытие. Ей на смену приходит единый европейский стандарт высшего образования, или Болонская система.
Что подразумевает под собой Болонская декларация, какие цели преследует, в чём плюсы и минусы данной системы, а также какие особенности у Болонского процесса есть в России — об этом вы узнаете из статьи.
Хотите первыми получать полезную информацию из области образования? Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте пользоваться горячими акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Болонская система образования: определение, история, предпосылки создания
Итак, что же такое Болонская система обучения и в чём её отличие от специалитета? Чтобы разобраться, давайте дадим определение и разберём основные особенности образовательного процесса.
Болонская система: определение
Болонский процесс в образовании — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз.
Ключевой позицией Болонского процесса для студентов является возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы. При этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках. Это должно повысить шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе.
История подписания Болонского соглашения
Как и когда возникла новая образовательная система? Официально это случилось в 1998 году. Тогда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза — Германии, Италии, Франции и Англии — разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами.
Когда Россия подписала болонскую декларацию? Это произошло в 2003, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы.
Предпосылки создания Болонской системы
Предпосылками же для официальной разработки основных положений болонского процесса можно назвать:
Болонская система повышает привлекательность вуза
Болонское соглашение об образовании должно было решить все эти вопросы, помочь студентам получать конкурентоспособные знания и навыки и легко устраиваться на востребованную работу.
На самом деле декларация, которая дала официальный старт Болонской системе образования в 1998 году, называется Сорбоннской. Её подписание проходило в одноимённом парижском университете. А своё имя документ получил благодаря событию 1986 года. Тогда Болонский университет призвал другие вузы Европы принять Великую Хартию университетов.
Страны-участницы Болонского процесса
Необходимость создания единого образовательного пространства признавали многие государства, и уже после 1999 года список стран Болонской системы образования начал стремительно расширяться. На данный момент принципы болонского процесса разделяет 48 государств.
Какие же страны инициировали у себя Болонский процесс и в какое время:
Краткий обзор основных требований Болонского процесса
Прежде чем углубиться в цели и основные положения Болонского процесса в образовании, давайте кратко рассмотрим фундаментальные требования данной системы:
Обязательные критерии | Рекомендуемые критерии | Факультативные критерии |
Ввести трёхэтапную образовательную систему: бакалавриат, магистратура, аспирантура. | Разработать единую систему оценок. | Гармонизировать программу по направлениям подготовки. |
Внедрить кредитную систему накопления баллов (ECTS). | Делать акцент на вовлечённость студентов в процесс обучения. | Предлагать курсы по выбору, чтобы студент сам формировал своё обучение. |
Поощрять академическую мобильность. | Оказывать материальную и социальную поддержку нуждающимся студентам. | Ввести модульную систему обучения. |
Выдавать приложение к диплому, установленного образца. | Поддерживать идею непрерывного образования в течение всей жизни (Lifelong learning). | Запустить дистанционные программы. |
Поддерживать высокое качество высшего образования. | Ввести рейтинговую систему для преподавателей и студентов. | |
Создавать единое европейское научное и культурное пространство. |
Цели и основные положения Болонского соглашения
Болонское соглашение представляет собой документ, у которого есть определённые цели и основные положения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Цели Болонского процесса
Цели Болонского образовательного процесса направлены на гармонизацию образовательных программ разных стран, чтобы привести их к единым стандартам. Итак, среди них можно назвать следующие:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Один из самых главных тезисов современных критиков Болонской системы образования — это обвинения в том, что она развивает тотальную толерантность ко всему и размывает понятия истины и лжи.
Основные положения Болонского процесса
К основным принципам болонского процесса относится требование принять общую образовательную систему, которую можно описать формулой 3+2. Что это означает? Что весь учебный процесс в вузах делится на два уровня подготовки по Болонской системе. К ним относятся:
Мобильность студентов и преподавателей — несомненный плюс Болонской системы
Помимо этого, у Болонской системы образования есть свои положения:
Болонская система в России
Причины участия России в Болонском процессе: кратко
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Это решение приняли, исходя из нескольких причин:
Требования для перехода на Болонскую систему
Присоединение России к Болонскому процессу не было простым. Внедрение основных положений документа потребовало значительной перестройки всей системы образования. Для это пришлось:
Критика участия России в Болонском процессе
Болонский процесс в России имеет свои особенности. Многие специалисты признают, что внедрение системы сложно привести к образовательным стандартам, которые прописаны в конвенции. Это связано с сильными традициями советской школы и трудностями быстрого перехода на новую систему.
Параллельно с функциональными вопросами, появились и идеологические. Ведь за 17 лет уже видны первые результаты. Поэтому Болонская конвенция об образовании в России — это постоянный предмет для споров. Критике подвергаются следующие положения:
Плюсы и минусы Болонской системы
Болонская система имеет свои проблемы и перспективы. Давайте же подведём итоги и рассмотрим, какие плюсы и минусы есть у этого образовательного процесса.
Плюсы Болонской системы образования
Болонская система образования даёт студентам конкурентные преимущества на европейском рынке труда
Минусы Болонской системы образования
Приживётся ли Болонская система в России или всё-таки наша страна пойдёт своим путём — это вопрос времени. А все вопросы с написанием, оформлением и подготовкой письменных работ можно решить с помощью студенческого сервиса! Обращайтесь — и сдавайте в срок!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Болонская система образования в России
Болонская система образования представляет собой единый процесс, который призван повысить уровень конкурентоспособности системы образования в ряде государств, где отмечается отток или обмен учащимися. Этот механизм действует на территории Австралии, Северной Америки. Юго-Восточной Азии и других европейских стран.
Болонская система образования представляет собой единый процесс, который призван повысить уровень конкурентоспособности системы образования в ряде государств, где отмечается отток или обмен учащимися. Этот механизм действует на территории Австралии, Северной Америки. Юго-Восточной Азии и других европейских стран.
Она основывается на следующих постулатах:
Болонская система образования призвана наделить человека теми навыками и умениями, той компетенцией, которая необходима на данный момент государству, рынку труда, потребностям общества.
Новый образовательный процесс появился благодаря:
— высокому уровню влияния на развитие творческого потенциала человека, информационного развития и интеллектуальных возможностей. Все эти три компонента работают в Болонской системе одновременно.
— выходу на первый план коротких проектов, которые проще и быстрее реализовать. Сложные процессы лучше делить на более простые и мелкие составляющие.
— Болонская система способствует продвижению по карьерной лестнице, усовершенствованию навыков и умений специалиста, повышению его квалификации и развитию.
— исключению дублирования полномочий. За каждым работником, студентом закрепляется определенная специальность с набором специфических прав и обязанностей.
— переходу трудовых ресурсов и рабочей силы в нестандартный формат.
— расширению возможностей работников, стандартные варианты решения уходят на второй план, руководство и сотрудники совместно стараются решить проблему новыми, более инновационными методами.
— признание низкой эффективности «старого профобразования». Теперь специальности стали более гибкими и охватывают несколько квалификаций.
Таким образом, Болонская система образования заставила создать новые критерии оценки профессионализма работников, переустановить ориентиры в соответствии с реальными нуждами государства и развития мирового сообщества в целом, установить новый более совершенный механизм, призванный обеспечить успех и повысить результативность учебного и трудового процесса.
Болонская система образования в России
Новый механизм начал действовать в России с 2003 года. Переходом на новый «образовательный лад» власти РФ решили приобщиться к европейским стандартам образования, продемонстрировать востребованность отечественных специалистов в мировом сообществе.
С введением в действие Болонской системы образования в России произошли определенные перемены. Теперь каждый ВУЗ может самостоятельно выбирать формат, разрабатывать индивидуальные планы по обучению студентов и утверждать их в вышестоящих органах. В период существования СССР все образовательные заведения действовали по одной и той же схеме, преподавали один и тот же курс.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди преимуществ Болонской системы образования, можно выделить:
Среди недостатков нового европейского образовательного механизма, внедренного в России, можно отметить:
В настоящее время эксперты отмечают, что с введением Болонского процесса качество образования в России резко упало. Данная негативная тенденция связывается с тем, что действующая политика образования в стране несовершенна и до конца не адаптировалась к новым условиям интеграции с европейскими стандартами. Более того, за рубежом в школах обучаются 12 лет, а в России – 11. Этот потерянный год обучения в России – огромный пробел в знаниях учащихся, наверстать который очень сложно.
Болонская система образования в России неплохо прижилась, но имеет как плюсы, так и минусы, которые российские чиновники пытаются устранить или сгладить, чтобы выпускать специалистов высокого профиля, востребованных на родине и в мире в целом.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!