Болонская система образования что это такое кратко
Болонская система образования в России
Болонским называется единое учебное пространство ведущих европейских стран, формирующееся с 1998 года по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Англии. Начинание поддержали чиновники других государств, и в 1999 году целесообразность создания единой системы европейского высшего образования признали 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией. К договору об унификации образовательного процесса постепенно присоединяются другие страны, поскольку доступ открыт для всех. Сегодня Болонский процесс объединил уже 48 стран, но инкорпорация новых участников продолжается.
Благодаря единому учебному пространству национальные программы получили возможность брать лучшее и прогрессивное из накопленного партнерами опыта, а высшее образование приобрело:
Все это способствует тому, что Европа становится более привлекательной на мировом рынке образования.
Содержание и причины введения
Что такое Болонская система образования и в чем ее суть, можно узнать, выяснив цели и причины изменений в работе европейских вузов.
Цель Болонского образовательного процесса:
Необходимость построения общего европейского учебного пространства продиктована:
Болонская система образования стала необходимой по следующим причинам:
Постепенная кардинальная смена подходов к оцениванию профессионализма сотрудника привела к необходимости внедрения образования по Болонской системе, призванной перенаправить акценты с форм и содержания учебного процесса на его результаты.
РФ в системе Болонского образования
Внедрение Болонской системы образования в России стало возможным благодаря присоединению страны к международному учебному движению в 2003 году. На саммите министров образования в Берлине Россия пообещала европейским коллегам направить усилия на реформирование постсоветской учебы в вузах с целью приобщения к Болонскому процессу.
Обновление «высшей» педагогики предусматривало разработку новых планов и методик образования, совместимых с принятыми в других странах. Для осуществления этих задумок была необходима кардинальная трансформация институтских и университетских структур, документальной и нормативной баз, а также преподавательской деятельности.
Через год после подписания министром образования РФ Болонской декларации Кабмин одобрил документ о приоритетных векторах развития высшего образования в стране, который задекларировал необходимость реализации главных положений Болонского процесса. Для перехода на общеевропейские стандарты потребовалось:
И работа закипела. В ходе написания и утверждения федеральных госпрограмм для стандартизованной подготовки высококлассных бакалавров и магистров были определены требования к оформлению и структуре образовательных планов, разработаны условия их реализации и предусмотрены результаты освоения.
Нововведением в российских образовательных программах, созданных на базе болонских, стали ориентиры на результаты учебы, выраженные в виде компетенций, и учет трудозатрат в зачетных баллах. В соответствии с Болонской системой образования в России к подготовке будущих кадров стали привлекать крупных работодателей.
Как проходит Болонский процесс в России
Набольшим новшеством, обусловленным применением Болонской образовательной системы в России, стало введение «рамочного» стандарта учебного процесса. В СССР типовые программы по дисциплинам были едины для всех заведений страны, различий в вузовских образовательных планах практически не существовало.
После распада Советского Союза в российской образовательной системе некоторые изменения все же произошли, но не столь кардинальные, как в бывших союзных республиках. В РФ был введен обязательный минимум, содержащий жесткий список дисциплин и методик отчетности, нарушать который вузам строжайше запрещалось. В стандартах контролировался объем и содержание всех предметов. Некоторая толика самостоятельности в образовательных программах постепенно увеличивалась в основном за счет региональных высших учебных заведений.
Болонская система образования
Откуда все пошло
19 июня 1999 года в итальянском городе Болонья представителями 29 европейских стран была подписана декларация об унификации систем высшего образования стран Европы. Так родилась Болонская система образования. В 2003 году к этому сообществу присоединилась и Россия. Всего на текущий момент документ подписали 48 стран. Для справки: в Болонье находится старейший университет Европы, основанный в 1088 году.
Болонский университет. Источник: pac.ru
Болонская система образования. Что это?
Если кратко – это сведéние всех высших учебных заведений Европы в один общеконтинентальный образовательный кампус, где установлены универсальные для всех правила преподавания и поведения.
Логотип Болонского процесса. Источник: Wikimedia_Public domain
Официально объясняется это следующим:
Основные постулаты системы:
Структура Болонского образования
В суть Болонской системы входит понятие так называемых компетенций, то есть способности выпускников вузов уже на практике проявить наиболее высокую отдачу и эффективность в выбранной сфере деятельности. Предполагается, что по мере потребности экономики в новых компетенциях, человек будет доучиваться, приобретая новые компетенции и, тем самым, оставаться востребованным на рынке труда.
Университет. Лекция Фото: Hans Braxmeier from Pixabay
В свою очередь компетенции выстраиваются из набора образовательных модулей, которые представляют собой совокупность знаний, получаемых студентами при изучении одной или нескольких дисциплин.
Одной из особенностей Болонской системы является начисление студентам кредитов (или, проще – баллов) по изучаемому предмету. В процессе обучения необходимо набрать как можно больше кредитов, количество которых показывает уровень подготовки. Максимально по одному предмету – до 100 кредитов. Сюда входят практические занятия, экзамены, различные тесты, самостоятельные работы, научная деятельность, рефераты.
Признание всеми и всех
Этим достигается универсализация высшего образования во всех странах Европы, а также сопоставимость и прозрачность выдаваемых дипломов. Сюда же относится и система перезачета кредитов, обязывающая вузы взаимно признавать курсы обучения при переводе студентов. В итоге, из документов об образовании работодателю видна глубина познаний выпускника и – главное – уровень освоения профессиональной компетенции. Основной лейтмотив: во всех странах Болонской образовательной зоны должны признаваться выдаваемые документы о полученном образовании.
Болонская система органична и естественна для Европы
Болонская система изначально задумывалась и создавалась для Европы и в интересах Европы в ее исторических культурных границах – Западной и Центральной – с целью построения единого образовательного пространства. Она – инструмент евроинтеграции, и в этом заключается ее неоспоримая ценность для региона.
Болонская зона. Wikipedia.org (CC BY-SA 3.0)
Страны Евросоюза – основные бенефициары этого процесса – получают безусловные плюсы от внедрения Болонской системы. Сюда входит: унификация и стандартизация образования; укрепление культурных, политических и экономических связей; возможность перемены мест учебы для студентов и работы для преподавателей; объединение рынка труда для выпускников вузов, широкий выбор специалистов для работодателей и т.д.
Нужно ли это России?
Тему вступления России в Болонскую систему образования активно продвигали чиновники от образования, искренне убежденные в том, что все западное априори лучше и рациональнее. Да, и вообще, советская система – пережиток прошлого, тянущий Россию в сторону от столбовой дороги человечества, если не в исторический тупик. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Начать можно с пункта о взаимном признании дипломов. В Евросоюзе дипломы о высшем образовании юридически признаются только на территории самого Евросоюза. Это означает, что диплом выпускника российского вуза, входящего в Болонскую систему, не будет признан в ЕС. И наоборот: диплом, полученный в Евросоюзе, не будет признан в России.
Прием России в Болонский процесс. Источник_helpiks.org
На протяжении долгого исторического опыта общения с Европой – и последних трех десятилетий в частности – складывается впечатление, что россиян там как не ждали, так и не ждут. Только сами россияне тешат себя надеждой, что это-де не так, что все изменится в лучшую сторону, европейцы, наконец, прозреют и обнимут по-братски русского человека со словами раскаяния и любви. Но, навряд ли дождутся…
О взаимном признании дипломов
Рассмотрим две основных формы высшего образования в Европе. Это – бакалавриат, предполагающий базовое высшее образование за 4 года, и – магистратура со сроком обучения уже 6 лет и с углубленной специализацией в выбранной профессии.
Российскую магистратуру в Европе в лучшем случае признают, как бакалавриат, а уж тот, в свою очередь, и вообще – как среднюю школу. Утверждается, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, а магистратура нужна лишь для будущих ученых или преподавателей. Но такое объяснение звучит, как попытка оправдания недоучек-бакалавров. После бакалавриата общество получает не творческую личность, способную мыслить и создавать что-то новое, а нечто вроде человека-функции с ограниченным образованием и кругозором, способным лишь функционировать в выделенных ему узких границах. Отпадет функция, отпадет и такой человек.
Кого в Европе действительно готовы принять, так это, пожалуй, российских физиков, математиков и айтишников, невзирая на их дипломы от вузов, которые могут даже и близко не входить в Болонскую систему.
Студенты МИФИ. Источник: Wikimedia Common
Они подтвердили свою железобетонную квалификацию на полях незримого противостояния научных школ Запада и еще бывшего СССР. Остальные по логике просвещенной Европы – полуфабрикат.
О мобильности и свободе выбора вуза
Одним из тезисов Болонской системы обучения провозглашается свобода перемещения студентов и преподавателей по всем странам образовательной зоны. Однако, по факту лишь небольшая доля студентов действительно стремится основательно учиться за границей. Часто такая возможность рассматривается как форма туризма. Студент проводит в чужой стране месяц, ему надоедает, он не знает языка, у него кончаются средства, и он возвращается домой. Никаких знаний он за этот период своих похождений, естественно, не получает.
Болонский процесс в первую очередь ориентирован на блок экономически развитых стран и не учитывает интересы околоевропейской периферии, входящей в него. Например, таких стран, как Азербайджан, Казахстан или Россия. Действительно, преподаватели и студенты могут относительно свободно перемещаться по Европе, но вместе с этим идет активная утечка мозгов из РФ и других периферийных регионов в пользу богатых стран, где заработки существенно выше.
О пользе и бесполезности
Так есть ли польза для России от членства в Болонском процессе? Увы, никакой! Те немногочисленные студенты, которые учатся за рубежом, в большинстве своем, к сожалению, там и остаются. Россия, как государство и как общество, тратит огромные средства на подготовку будущих специалистов, но ничего от этого не имеет. Здесь возникают претензии к самому государству: оно не создает стимулов и условий для того, чтобы люди после учебы возвращались домой и трудились на благо отечества. Но это уже вопрос эффективности действующей власти и ее политических элит, вопрос государственного управления. В итоге, наша страна вместе с талантливыми людьми теряет и свой интеллектуальный потенциал, и авторитет.
После присоединения России к Болонскому процессу в стране началась активная перестройка системы образования в соответствии с его требованиями. Появилось множество негосударственных вузов, направленных больше на извлечение прибыли, нежели на само образование. В результате синергии от воздействия Болонской системы и разрушительного эффекта ЕГЭ уровень образования в России за последние 15-20 лет просто рухнул!
Чем была советская система образования?
За годы участия в Болонском процессе Россия по качеству образования не стала ближе к Европе. Но хуже то, что взамен мы утратили советскую систему образования – лучшую в мире. Это теперь признают и в России, и за рубежом. Доказательством являются неоспоримые достижения науки и техники в СССР. На них до сих пор держится современная Россия.
Наука СССР. Источник: ussr-cccp.moy.su
Советская образовательная система отличалась простотой и доступностью для всех. Количество ее выпускников росло на 7% ежегодно, в то время, как в США их было вдвое меньше. При этом, уровень среднего образования В СССР превышал западный.
Советский стандарт – это качество
России не следовало отказываться от советского стандарта образования. Напротив, на его основе нужно было создавать уже новый российский, вместо копирования сомнительных матриц извне. Это позволило бы ей сохранить свою идентичность, самодостаточность и уберегло от губительного растворения в чуждой ментальной среде, что наблюдается сейчас. Образование – жемчужина в культурной раковине любого народа, которую следует всячески оберегать от внешнего воздействия. Иначе вырвут и подсадят пустышку.
Утешает хотя бы то, что в некоторых вузах сохранилось традиционное образование, или так называемый специалитет. Например, в МГУ и СПбГУ, в военных и медицинских вузах. Кстати, даже университет Болоньи критикует Болонскую систему. Вместе с тем, приходится с недоумением констатировать, что именно государство является главным интересантом ее внедрения в стране. Видимо, государству это зачем-то нужно.
Утраченная ценность советской системы
Преимущества советской высшей школы были основаны на достоинствах школы средней. Средние школы учили школьников думать. Сейчас живую мысль заменяют тесты, и это напрочь отбивает у учеников способность анализировать, решать задачи. От них требуется просто угадывать ответы, выбирая из предложенного списка.
Класс английского языка в советской школе. 1964 год. Источник: Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Советские вузы с первых семестров давали студентам фундаментальные базовые знания, которые на старших курсах являлись основой серьезной специализации. Современные вузы в соответствии со своими коммерческими планами стремятся выпустить побольше бакалавров, востребованных лишь в качестве нижнего звена управленцев. До магистратуры доходит очень небольшая часть студентов.
Отсюда следует грустный вывод: внедрение в России Болонского процесса безжалостно губит жемчужину советской школы высшего образования. Конечные результаты могут оказаться плачевными. Собственно, они уже таковые.
Зачем России Болонская система?
Это звучало почти требованием из уст доморощенных еврофилов: «Хотим в европейский общий дом, и Болонская система – ключ к нему!»
Но прежде, чем слиться в экстазе со столь желанным Западом, нужно ответить себе на вопрос: «А зачем?» Желание войти в Запад предполагает нелицеприятное признание превосходства западной культуры над нашей и готовность раствориться в ней со всеми нашими образовательными потрохами. После этого разговор о русской цивилизации как таковой становится некорректным, поскольку теряет смысл все русское – история, литература, язык… Да, для верности надо бы еще перенять и чужой язык. Вассалы так делают всегда.
Школьница нового века. Источник: pxhere.com_СС0
Интеграция России с Западом не является чем-то необходимым и неизбежным. России вполне достаточно было бы учитывать его позитивный опыт и преумножать собственный, оставаясь при этом самой собой. Российскую ментальность невозможно втиснуть в европейскую, эти субстанции несовместимы. Такими, как мы есть, нас не примут никогда. Нас будут постоянно пытаться переформатировать, переделать под себя, выхолостить из нас все русское под предлогом борьбы с дикостью и отсталостью.
Что делать?
Поэтому, для России остается только один путь: сохранение своей уникальной и самодостаточной цивилизации. Болонская система не отвечает национальным интересам России, от нее следует отказаться и вернуться к проверенной временем советской системе, или близкой к ней.
История внедрения
Болонским называют единое учебное пространство европейских стран. Его активное формирование началось в 1998-м по инициативе образовательных министерств Великобритании, Италии, Германии и Франции. В 1999-м целесообразность этого шага признали еще 29 стран. В настоящее время в системе участвуют 48 государств. Подписать соглашение об унификации образовательного процесса в любой момент могут новые участники.
Вступление в единое учебное пространство позволяет взять все лучшее из накопленного странами опыта и обеспечить высшему образованию следующие качества:
Принимаемые меры повышают не только качество, но и конкурентоспособность европейского образования. Они способствуют быстрому карьерному старту и продвижению молодых специалистов, а также росту уровня знаний и квалификации.
Причины введения
Необходимость построения болонского учебного процесса была продиктована потребностью переформатирования европейской образовательной системы таким образом, чтобы она составила конкуренцию образовательным школам Канады, Англии, США, стран Азии и Восточной Европы. При этом учтена такая особенность, как глобализация экономики. Из-за нее пришлось менять подход в процессе подготовки кадров.
Необходимость Болонской системы продиктована следующими условиями:
Задачи Болонского процесса
Цели Болонского процесса — наделение людей навыками и умениями, которые необходимы современному государству, обществу, рынку труда. Она создает новые критерии оценки профессионализма и представляет более совершенный механизм, который повышает результат труда. Основные постулаты системы:
Мобильность — ключевой фактор подобной системы. Например, можно проучиться в Казани, прослушать определенное количество часов, а затем присоединиться к курсу интересующей дисциплины в Праге, что будет учтено по основному месту обучения. Подобная интеграция позволяет путешествовать по миру, знакомиться с другими культурами, изучать языки.
Достижение компетенций
Болонская система ориентирована на приобретение студентами определенного набора компетенций, которые позволяют эффективно работать в современных условиях. По исследованиям американских специалистов, именно они, а не оценки в дипломе и работоспособность, гарантируют высокое качество работы.
Компетенция — способность людей организовать работу так, чтобы достичь результата максимально быстро с наименьшими усилиями. Подход к пониманию этого слова разный:
Компетенции в современном мире — товар, который можно выгодно продать. Например, востребованность экономистов и юристов падает, а робототехнические и инженерные специальности растут в цене. Освоив их, можно выгодно продать свой труд.
К уровням подготовки по болонской системе относят бакалавриат и магистратуру. Первая ступень болонского образования (бакалавриат) не обеспечивает широкого кругозора и предоставляет конкретный набор компетенций. Она занимает 3−4 года, по окончании студенту выдается диплом бакалавра. Однако полученные компетенции могут стать невостребованными на рынке труда, что приведет к дальнейшей трате времени и средств на получение новых знаний.
Более широкий набор компетенций предлагает магистратура, в которой студенты дополнительно учатся 1−2 года. Это перспективный этап обучения, по окончании которого присваивается степень магистра. Разница в получаемых компетенциях между магистром и бакалавром весьма заметна, что оценивают работодатели. К примеру, в Германии бакалавры получают до 20 тысяч долларов, а магистры — значительно выше.
Значение в России
Впервые о внедрении Болонской системы образования в России заговорили в 2003 году на саммите министров образования в Берлине. Постепенно началось переформирование сложившейся советской учебной системы, ее адаптация к Болонскому рабочему процессу. Обновление коснулось всех сфер педагогики, требовало внедрения новых планов и методик, кардинальной трансформации вузовских структур, учебной и нормативных баз.
Спустя год после того, как состоялось подписание Болонской конвенции российским министром, вышло положение о приоритетных аспектах развития образования. В его тексте был задекларирован переход к принятому в Европе процессу. Для реализации документа потребовалось:
Основным нововведением, достигнутым в ходе переходного периода, стал ориентир на результаты учебы (компетенции) и учет трудозатрат в баллах, которые принимались к зачету. Произошло также расширение вузовской свободы. Согласно ФГОС, при подготовке бакалавров в программу входит лишь половина обязательных дисциплин. Для магистров — до 30% предметов, что вписывается в рамки Болонской декларации.
Каждый вуз вправе самостоятельно выбирать формат обучения, разрабатывать индивидуальные планы и утверждать их в вышестоящих инстанциях. Ориентиром для преподавателей служат пособия с примерами образовательных программ по конкретным направлениям. Для сравнения, в годы советской власти все высшие учебные заведения преподавали единый курс.
В настоящее время процесс перехода не завершен, что негативно сказывается на сущности и качестве обучения. В рамках интеграции с европейскими странами тоже не все гладко, поскольку российские учебные заведения в Европе не котируются. Многие европейские студенты против того, чтобы учиться даже в престижных вузах (МГИМО, РУДН).
Перспективы образования
У Болонской системы свои плюсы и минусы. Она является балльной, и студенты во время обучения своими знаниями и активным участием в общественной жизни зарабатывают кредиты. Один кредит равносилен 25 учебным часам, которые тратятся студентами на лекции, сдачу сессий, практические занятия и самостоятельную работу.
Участие в олимпиадах, сессиях, научных проектах также оплачивается дополнительными кредитами. По окончании учебы выдается диплом единого образца, который уравнивает шансы молодых специалистов на получение хорошей должности.
О преимуществах Болонского процесса судят по практическим достижениям:
Присутствуют и недоработки, одна из которых — выпуск бакалавров. Для многих стран этот статус приравнен к специалисту с неоконченным высшим образованием. Их принимают на работу реже, предлагают не такую высокую оплату труда, как специалистам.
В России Болонская система подорвала устои, сложившиеся в СССР. Двухуровневая система отразилась и на менталитете. Считается, что бакалавр — студент-недоучка. Однако магистратура в основном является платной, и только поэтому многие заканчивают обучение в статусе бакалавра. При этом прослеживается тенденция сокращения бюджетного финансирования образования.
Принятая система стала частью российского политического и экспертного дискуса. Проводятся регулярные встречи специалистов, осуществляется мониторинг качества обучения. Единое мобильное образовательное пространство находится в стадии развития. С его введением отмечен всплеск студенческой мобильности и рост рынка образования за пределами Европы. Наиболее привлекательными остаются учебные заведения США и Великобритании.