Болонская система образования что
Значение Болонской системы образования для России
Болонская система образования стала внедряться в российскую в период активной интеграции нашей страны в международное экономическое пространство.
Данная система создавалась странами Евросоюза, в первую очередь, чтобы объединить образовательный потенциал и ресурсы европейских учебных заведений в рамках коалиции.
Переход России на Болонскую систему — попытка приобщиться к европейским образовательным стандартам, показать, что отечественные специалисты не менее востребованы в мире. Кроме того, вступление в Болонский процесс открывало перед российскими вузами возможность участия в международных проектах, а студентам и преподавателям обещало право на обучение по обмену в европейских университетах.
Справка: Что такое Болонский процесс в системе образования? Это процесс синергии систем высшего образования стран Европы с целью создания единой европейской платформы высшего образования.
Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Сравнение Болонской и советской системы образования — плюсы и минусы
Конечно, переходу на Болонскую систему были рады не все и даже сегодня, спустя 16 лет после её внедрения, не утихают споры о преимуществах старой советской системы.
К очевидным плюсам, которые обычно приводят приверженцы новой системы можно отнести то, что талантливые российские студенты, могут получать образование в ведущих европейских учреждениях. А далее реализовывать свои карьерные замыслы в Европе, получая дополнительный опыт. Еще одно преимущество Болонской системы – её специализация, более детальные знания в конкретных областях и возможность получать несколько высших образований. Но для России и нашей действительности данная система выглядит достаточно неорганично и имеет больше минусов.
Интересный факт: странами-участниками Болонского процесса являются 48 стран Европейского союза и Европейская комиссия. Все страны ЕС и Восточного партнерства задействованы в процессе. Монако и Сан-Марино — единственные страны Совета Европы, не участвующие в данной системе.
Во-первых, у нас в своё время была сильная система образования советского периода, признанная в мире как одна из наиболее успешных. И в данной ситуации получается, что мы отбрасываем тот уникальный опыт, накопленный десятилетиями, и переходим на европейские рельсы.
Во-вторых, Болонская система в некоторой степени провоцирует утечку талантливой молодёжи за границу. Она открывает дорогу тем, кто не смог реализовать на Родине. Таким образом, Болонская система является инструментом «выкачивания» молодой российской интеллектуальной элиты за границу. Ничего хорошего для отечественной экономики в этом нет, создаётся она в первую очередь людьми. Другое дело, что ещё надо разобраться, почему страна не может обеспечить возможность развития в рамках своих границ?! Разумеется, у нас есть грантовые программы поддержки молодых учёных, но этого недостаточно в масштабах государства.
И всё же, основываясь на социологических исследованиях, большинство студентов остаётся учиться в России. Конечно, часть делает выбор в пользу европейских университетов, но возможность получать образование там есть только у самых выдающихся россиян.
Если рассматривать обратную ситуацию, то для европейских студентов российские вузы особого интереса не представляют. В Европе за исключением МГИМО, РУДН и СПБУ, наши учебные заведения особо не котируются. Конечно, в сравнении российских и европейских высших учебных заведений присутствует некоторый снобизм. Он проявляется во многом, в том числе и по отношению к нашим студентам.
Задумываясь об изменениях образовательной системы в России, мы конечно же не можем отказываться от тех положительных достижений, которые имеем ещё с советских времён. В первую очередь, это универсальность, в которой и состоит принципиальное отличие от западной системы. Её приверженцы профессионалы в своей области, но за пределами компетенции взять на себя ответственность, принять какое-либо важное решение и активно себя реализовывать им очень сложно. Российская система образования напротив универсальна — готовит человека, являющегося специалистом в разных направлениях.
Нынешние проблемы высшего образования
В данный момент есть ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь — ослабить бюрократизацию образования. Она создаёт большие проблемы работникам высшей школы: ежедневные всевозможные отчёты, заполнение бумаг, не имеющих отношения к учебному процессу. В школах и колледжах, подобно высшим учебным заведениям, сотрудники завалены различными отчётностями. Преподаватели значительную часть своего времени занимаются оформлением всевозможных документов, вместо того чтобы отдаваться работе и нести знания студентам. Возможно, избавить профессорский состав от бумажной волокиты удастся, расширив персонал учебных заведений специализированными кадрами.
Ещё одна проблема – формализм в образовательных подходах и плохое качество подготовки самих преподавателей. Необходимо, чтобы человек преподающий определённую дисциплину имел практический опыт. В нашей стране, к сожалению, такое встречается нечасто. Мы видим следующую картину: преподаватель просто читает параграф раньше студентов и пересказывает учебник. Отсутствует глубокое погружение в материал. В данный момент в столичных вузах данная проблема стоит меньше. Но в регионах проблема подготовки кадрового состава колоссальна. Для её решения, в первую очередь, необходимо привлекать преподавателей к стажировкам в профессиональных сферах, для их практической деятельности, а также активно использовать возможности обмена опытом с другими странами.
Таким образом преимущество по части знаний и обучения всё же принадлежит советской системе образования. Единственным весомым аргументом в пользу Болонской системы можно считать её ориентацию на международное сотрудничество и развитие. Конечно, изменения в подходе к отечественному высшему образованию были необходимы, но решение перенять зарубежную систему вопреки своей, проверенной временем и признанной во всём мире, весьма сомнительно. У России были все предпосылки для разработки новой системы с сохранением всех достижений советских методик.
На данной базе вполне можно было реализовать механизм международных отношений с заграничными вузами, который, безусловно, важен. К тому же мировой авторитет советской системы позволил бы отечественным высшим учебным заведениям занять более высокие позиции по сравнению с зарубежными, что способствовало притоку студентов из других стран и активному обмену опытом преподавательским составом.
Автор: Сергей Веремеев — партнёр юридической компании Atrium Consult Group, общественный деятель.
Болонская система образования в России
Болонская система образования представляет собой единый процесс, который призван повысить уровень конкурентоспособности системы образования в ряде государств, где отмечается отток или обмен учащимися. Этот механизм действует на территории Австралии, Северной Америки. Юго-Восточной Азии и других европейских стран.
Болонская система образования представляет собой единый процесс, который призван повысить уровень конкурентоспособности системы образования в ряде государств, где отмечается отток или обмен учащимися. Этот механизм действует на территории Австралии, Северной Америки. Юго-Восточной Азии и других европейских стран.
Она основывается на следующих постулатах:
Болонская система образования призвана наделить человека теми навыками и умениями, той компетенцией, которая необходима на данный момент государству, рынку труда, потребностям общества.
Новый образовательный процесс появился благодаря:
— высокому уровню влияния на развитие творческого потенциала человека, информационного развития и интеллектуальных возможностей. Все эти три компонента работают в Болонской системе одновременно.
— выходу на первый план коротких проектов, которые проще и быстрее реализовать. Сложные процессы лучше делить на более простые и мелкие составляющие.
— Болонская система способствует продвижению по карьерной лестнице, усовершенствованию навыков и умений специалиста, повышению его квалификации и развитию.
— исключению дублирования полномочий. За каждым работником, студентом закрепляется определенная специальность с набором специфических прав и обязанностей.
— переходу трудовых ресурсов и рабочей силы в нестандартный формат.
— расширению возможностей работников, стандартные варианты решения уходят на второй план, руководство и сотрудники совместно стараются решить проблему новыми, более инновационными методами.
— признание низкой эффективности «старого профобразования». Теперь специальности стали более гибкими и охватывают несколько квалификаций.
Таким образом, Болонская система образования заставила создать новые критерии оценки профессионализма работников, переустановить ориентиры в соответствии с реальными нуждами государства и развития мирового сообщества в целом, установить новый более совершенный механизм, призванный обеспечить успех и повысить результативность учебного и трудового процесса.
Болонская система образования в России
Новый механизм начал действовать в России с 2003 года. Переходом на новый «образовательный лад» власти РФ решили приобщиться к европейским стандартам образования, продемонстрировать востребованность отечественных специалистов в мировом сообществе.
С введением в действие Болонской системы образования в России произошли определенные перемены. Теперь каждый ВУЗ может самостоятельно выбирать формат, разрабатывать индивидуальные планы по обучению студентов и утверждать их в вышестоящих органах. В период существования СССР все образовательные заведения действовали по одной и той же схеме, преподавали один и тот же курс.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди преимуществ Болонской системы образования, можно выделить:
Среди недостатков нового европейского образовательного механизма, внедренного в России, можно отметить:
В настоящее время эксперты отмечают, что с введением Болонского процесса качество образования в России резко упало. Данная негативная тенденция связывается с тем, что действующая политика образования в стране несовершенна и до конца не адаптировалась к новым условиям интеграции с европейскими стандартами. Более того, за рубежом в школах обучаются 12 лет, а в России – 11. Этот потерянный год обучения в России – огромный пробел в знаниях учащихся, наверстать который очень сложно.
Болонская система образования в России неплохо прижилась, но имеет как плюсы, так и минусы, которые российские чиновники пытаются устранить или сгладить, чтобы выпускать специалистов высокого профиля, востребованных на родине и в мире в целом.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Болонская система образования что
Знания — сила, рейтинги — слабость
Как измерить образование? Возможно ли это в принципе? Как доказать, что человек, получивший высшее образование (или научную степень) в одной стране, может работать по этой специальности в другой стране без потери 5-7-10 лет на проверки и даже получение местного диплома по той же самой специальности?
Почти 20 лет назад было сделано предположение о том, что эти вопросы помогут решить переход на «европейскую» — то есть Болонскую — систему образования. Этот переход предусматривал очень большие структурные изменения: переход всех университетов на систему бакалавр + магистр с сохранением только части программ бывшего пятилетнего цикла («Специалитет» или «Специалист»), введение ЕГЭ как единой тестовой системы во всей стране, подготовка к отмене программ докторантуры (переход на систему PhD – то есть без деления на «кандидатскую» и «докторскую» диссертации). А также введение обязательного рейтингования, подсчета оценок в баллах по 10- или 100-балльной системе, а также в буквенном обозначении (от А до F) и процентах от 0% до 100%.
Выпускники российских вузов, полностью соблюдающих эти требования, вводящих программы на английском языке, выдающих дипломы на русском и английском языках без дополнительного нотариального заверения, получили автоматическую возможность поступать в любой вуз Евросоюза и других стран, подписавших соглашение о присоединении к Болонской системе. Причем без дополнительных перепроверок полученного в России диплома. Даже на программы в области бизнес-образования (МВА) и права (LLM), с последующей возможностью сдавать экзамены для получения, например, лицензии адвоката, юриста, специалиста по налоговому праву ЕС на равных основаниях со всеми, кто обучался в ЕС.
Однако к 2020 году в России начались дискуссии о возможном пересмотре участия страны в Болонской системе. Почему?
За почти 20 лет применения были выявлены ее недостатки и неудобства как для преподавателей, так и для студентов. На официальном уровне прозвучали даже призывы к отмене действия Болонской системы в России.
Это заставляет вспомнить, что такое Болонский процесс, оценить преимущества и недостатки этой системы и перспективы как ее полной отмены, так и частичной адаптации или сохранения в том виде, в котором она действует в России к началу 2020 года.
Болонская система – это часть масштабного процесса унификации стандартов в сфере образования на всех его уровнях, продолжающегося в ЕС и странах-партнерах ЕС и государствах вне Европы, которые подписали Болонскую и Сорбонскую декларации, принятые в 1999 году. Первоначально Болонский процесс должен был устранить проблему непризнания или несоответствия квалификаций, присваиваемых выпускникам какого-либо европейского университета, вне национальной системы образования.
Когда процесс европейской интеграции перешел в современную стадию в конце 1990-х — начале 2000-х годов (введение евро, снятие всех барьеров на передвижение «людей и идей», унификация налогового законодательства и т.д.), оказалось, что свободному перемещению специалистов, ищущих работу не в стране своего рождения или получения квалификации по диплому, препятствуют достаточно жесткие требования национальных систем образования.
Создание Европейского пространства высшего образования, Болонский\Сорбонский процесс и Болонская система, ставшая результатом этого процесса, помогло разрешить эту проблему в большинстве стран ЕС.
Далее этот опыт стали перенимать другие страны. Даже те, которые не входили в ЕС и расположены далеко от европейского ареала. Для государств, которые не входили и не входят в состав ЕС, это стало определенным «политическим жестом», а также важным экономическим инструментом. Так, государства-партнеры ЕС, которые заявили о приверженности европейским принципам, восприняли Болонскую систему как шаг к включению в состав ЕС.
Наличие эффективно работающего Болонского процесса в государстве, стремящемся войти в ЕС, показывало серьезность этого намерения на высшем уровне. В экономическом плане это упрощало систему найма специалистов и верификации специальности работника, который получил образование в одной из стран ЕС и\или стран-партнеров. Кроме того, таким образом были устранены дополнительные финансовые ограничения и бюрократические преграды в виде платных и заверяемых переводов между европейскими языками, включая редкие, несоответствия балльно-рейтинговых систем оценивания, программ конкретных предметов.
Для стран, которые не имеют намерений входить в состав ЕС, принятие на себя обязательств по Болонскому процессу, также имеет ряд преимуществ.
Первое и главное неоспоримое преимущество Болонской системы – взаимное безусловное и полное признание дипломов.
Это основная идея, которая была положена в основу создания системы в 1999 году. Это важно для специалистов, которые хотят поехать учиться в магистратуру или докторантуру в ЕС и другие страны, принявшие на себя обязательства по соблюдению правил Болонской системы. Такое автоматическое признание диплома – и присвоенной квалификации – дает огромную экономию времени и денег, которые раньше нужно было затратить на нострификацию, например, российского диплома о высшем образовании с точным соответствием всем параметрам соответствующей европейской квалификации.
То же самое касается и граждан стран ЕС, которые хотят учиться или работать в российском вузе – и это уже разговор о привлекательности всей страны в научно-образовательном плане и ее «мягкой силы». Ведь многие иностранные специалисты, окончившие российский вуз, остаются работать в России в российских или совместных компаниях, филиалах крупных международных компаний или даже в самих вузах. Это усиливает обмен опытом и знаниями в разных сферах, развивает культурные связи.
Российские граждане, получившие образование в ЕС или других странах, работающих по Болонской системе, возвращаясь в Россию с международным дипломом, могут не тратить деньги, время и нервы на походы по нотариальным конторам и специальным переводческим бюро, прикрепленным к ним.
Второе преимущество системы – высокая мобильность как студентов, так и преподавателей и сотрудников вузов.
Еще в средние века образование, полученное человеком в каком-либо университете, не считалось законченным до тех пор, пока он не получил опыта обучения в любой другой стране. Это способствовало самым первым попыткам «мобилизации» ученых, преподавателей и учеников даже в той критически разобщенной Европе, которая существовала в тот период из-за политических разногласий, династийных войн.
Сегодня зачастую из-за высокой стоимости обучения и ежедневных затрат многие российские (и не только) студенты просто не могут себе позволить поехать поучиться, например, в Барселоне, Париже, Болонье и многих других городах со всемирно известными университетами, чтобы получить уникальные знания которые доступны только в 1-2 университетах. Помимо содержательной компоненты в самой специальности, важно и преодоление языковых барьеров. Именно полное погружение в языковую и\или профессиональную среду является критически важным для развития исследований и образования, как и участие в международных исследовательских проектах, лабораториях.
Ведь давно не секрет, что все современные открытия, включая те, которые отмечаются Нобелевской и другими премиями, совершаются мультинациональными командами на стыке дисциплин.
Болонская система предусматривает множество возможностей для бесплатных обменов студентами и преподавателями, а также исследователями и специалистами высокого уровня, что и позволяет создавать такие международные команды исследователей для совершения открытий мирового уровня в любой сфере – от медицины до химии, от физики до экономики.
Третье преимущество связано со столь популярными (и критикуемыми) сейчас международными рейтингами университетов.
При соблюдении мобильности ученых (а также студентов и преподавателей, участвующих в международных проектах в любой сфере) Болонская система позволяет выравнивать асимметрию рейтингов как по отдельным специальностям, так и по региональной представленности.
Например, когда преподаватель физики из регионального российского университета, работающего по Болонской системе, участвует в инновационном проекте в лаборатории в нидерландском университете, то по окончании срока исследовательского проекта (или лабораторного испытания) «очки» в копилку рейтинга могут получить оба учебных заведения. Это сразу повышает рейтинг вуза, что важно и для увеличения набора студентов, и для привлечения инвесторов, и для работы с международным исследовательским и преподавательским сообществом. А это многомиллионная аудитория по всему миру.
Однако у Болонской системе есть и недостатки. Например, сегодня часто подвергается критике рейтинговая система, составляющая основу системы оценки уровня достижения какого-либо навыка и прохождения какого-либо предмета и даже среднего балла. Прежде всего, рейтинговая система – это большая нагрузка для любого преподавателя. Больше времени уходит на высчитывание процентов и буковок (а «европейская» оценка будет выглядеть, как, например А93% — то есть «отлично» на 93% из 100%), чем на консультации по содержанию предмета.
Отдельного внимания заслуживает целая табличка оценок «за поведение» — в современной интерпретации она разбита на подтаблички «уважительное отношение к преподавателю», «посещаемость», «оценки за 1, 2 и 3 срезы» и прочие. Когда у тебя в группе 5-6 человек (языковая группа, например), то заполнить их еще возможно. Но когда у тебя полгода раз в неделю сидит зал на 250 человек (поточные лекции для всего курса, например), то это уже намного сложнее, если вообще возможно.
Высчитывание процента посещаемости у 250 человек курса с заполнением огромных таблиц по окончании лекционного курса — это просто выброшенное время преподавателя.
Более того, это «справка ради справки», ибо оценка за поведение и посещаемость (кстати, даже если человек лежал в больнице и принес соответствующий документ, ему все равно должны ставить минусы за посещение, так как он\она физически отсутствовал в аудитории) в большинстве российских вузов (за исключением буквально нескольких) по факту никак не влияет на оценку на экзамене, зачете или за весь модуль. Преподаватель не будет снижать оценку при отличных ответах и результатах при «недовесе» пары процентов за посещение (чаще всего еще и по уважительной причине – участие в студенческой научно-практической конференции, где и отрабатываются навыки аналитики и презентации, которые важны в любой сфере, например).
Получается, что преподаватель загнан в угол: либо нужно каждый раз тратить 10-15 минут времени, отрывая его от содержания лекции, чтобы провести перекличку присутствующих, либо просто ставить галочки за посещение и поведение всему курсу. В итоге страдает качество обучения – ведь 15 минут от лекции ушло на пересчет пришедших и опоздавших.
Кроме того, во многих вузах сохраняется сложность выполнения требования о соответствии международному (то есть Болонскому) стандарту из-за уникальности или узкой специализации направления обучения по какому-либо предмету. Так, в российских гуманитарных вузах редко можно найти предмет в сфере «Gender Studies» или «Conflict Resilience», которые в ЕС являются самыми обычными, «ходовыми», которые есть практически в каждом вузе в каком-либо виде. И, наоборот, очень сложно перевести и перенести описание программ и навыков и знаний целого ряда российских предметов. Подчас это вообще невозможно – например, в ряде технических специальностей есть «закрытые» зоны в области технологий и инноваций, где описание обучающей программы невозможно без раскрытия каких-либо новых разработок, которые еще не подкреплены международными патентами. Или вовсе являются «закрытыми».
Проблемы бюрократизированности высшего образования (не только и не столько из-за Болонской системы), качества обучения (проблема отхода от «методички»), плюсов и минусов полномасштабного участия в международной системе признания дипломов и программ существуют не только в России, но и во многих странах-партнерах ЕС, а также в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии.
О том, как справляются или не справляются с главными проблемами высшего образования, а также сравнение различных преимуществ и недостатков других систем (модульной, сессионной, системой без государственных экзаменов и других) – попробую рассказать отдельно в следующий раз.