Бологое московское и бологое полоцкое в чем разница
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
В железнодорожных магистралях живёт история. Как ни странно, но некоторые железные дороги могут рассказать о тех или иных исторических событиях не меньше, чем, например, архитектура. Одна из таких — железная дорога Бологое-Полоцк-Седльце, повествующая о событиях истории России начала XX века, а помимо этого, на данный момент остающаяся живым заповедником истории российских железных дорог.
Конец XIX-начало XX веков были временем, когда над миром нависала угроза мировой войны, начавшейся в итоге в 1914 году. Складывались враждебные друг другу коалиции государств. В 1882 году оформился Тройственный союз, когда соглашение о военно-политическом союзе заключили между собой Германия, Австро-Венгрия и Италия. Вслед за этим начала оформляться Антанта, — в 1893 году Россия и Франция подписали соглашение об оборонительном союзе.
В 1901 году на совещании российского и французского генеральных штабов французы намекнули русским на необходимость строительства стратегической железной дороги Центр-Запад, по которой можно было бы перебрасывать русские войска из центра страны к западным рубежам на случай войны, в целях сдерживания германских войск в Восточной Пруссии. Французская сторона также заявила о намерении оказать финансовую помощь в строительстве этой железной дороги.
Было решено привязать новую железнодорожную линию не просто к центру России, а к главной магистрали страны — Николаевской железной дороге, то есть линии Санкт-Петербург—Москва.
Станция Бологое-Московское, ставшая отправной точкой Бологое-полоцкой железной дороги:
В 1902 году было утверждено окончательное направление строительства стратегической стальной магистрали — от станции Бологое, что на полпути между Петербургом и Москвой, через Полоцк в Царство Польское, до города Седлец (Седльце). В 1902-1906 годах были проведены изыскания и разведка местности, через которую должна пройти железная дорога. Действительный статский советник, инженер путей сообщения, А. Н. Рыжов вместе с изыскателями прошёл пешком всю будущую линию от Бологого до Полоцка, проводя при этом скрупулёзные исследования местности. Рыжов был после этого назначен руководителем работ по строительству железнодорожной линии. Железная дорога прошла по маршруту Бологое—Осташков—Торопец—Великие Луки—Невель—Полоцк. И далее: Полоцк—Молодечно—Волковыск—Седлец. Из-за Русско-японской войны и сокращения финансирования темпы строительства замедлились, и «правильное», то есть регулярное движение по Бологое-полоцкой было открыто лишь в 1907 году. В целом строительство железной дороги обошлось в огромную по тем временам для России сумму — 53 миллиона рублей, или 118 391 рубль на версту.
При строительстве железной дороги пришлось испытать немало трудностей, в связи с тем, что прошла магистраль через глухие дремучие места, мало отличающиеся от сибирской тайги:
Кроме того, заболоченные:
(болото Лебяжье возле разъезда Горовастица)
Естественно, для местного населения Бологое-полоцкая железная дорога несла цивилизацию и связь с крупными городами. Кстати, ещё одной из причин, по которым железную дорогу было решено проложить именно по этому маршруту, было стремление привязать к железнодорожной сети и к Петербургу старинные русские уездные города — Осташков и Торопец.
Железную дорогу, которая имела изначально военное предназначение, сооружали на редкость капитально, хотя и прошла она через глушь. Она была построена в один путь, но насыпь была сделана под два пути, — на случай экстренной необходимости прокладки второго пути в случае войны, что позволяло бы ускорить процесс переброски войск по железной дороге. Между прочим, это хорошо заметно и сегодня. Посмотрите на эту фотографию, сделанную мной из заднего окошка тамбура, — чётко видно, что насыпь сделана именно под два пути:
Кроме резерва для второго пути на линии было построено множество запасных разъездов.
Был введён единый архитектурный стиль для вокзалов. На станциях III класса, которые на этой линии были самыми главными, были построены кирпичные вокзалы. Из них сохранились только вокзалы на станциях Бологое-Полоцкое и Невель-1 (до Невеля я пока ещё не доехал).
Станция Бологое-Полоцкое (Бологое-2) в пяти километрах от вокзала Бологое-Московское:
А таким был вокзал на станции Великие Луки. До наших дней он не сохранился:
На станциях IV класса (линейных) возводились деревянные вокзалы. Опять таки, несмотря на заповедную глухомань, на эстетике станционных зданий решили не экономить.
Проект вокзала станции IV класса Бологое-полоцкой железной дороги:
К каждой станции была подведена вода. Кирпичные водонапорные башни также в целостности сохранились до наших дней почти на всех станциях.
Водонапорка на станции Осташков:
И на станции Назимово:
Также были построены казармы и полуказармы для путейцев:
Путейская казарма на станции Бологое-Полоцкое:
Весьма монументальное заброшенное паровозное депо в Бологое-2:
Кирпичный погреб для хранения керосина на станции Фирово:
Сохранилось и множество других построек железнодорожной инфраструктуры. которым уже почти по сто лет. Например, сторожевые будки:
(бывший разъезд, а ныне полустанок 232 км)
Туалет на станции Баталино:
Хозяйственный сарай на станции Фирово:
Ручная стрелка на станции Фирово. На заднем плане видна водонапорная башня:
Стрелка на станции Осташков:
После постройки и открытия магистрали движение по ней не было интенсивным — две пары пассажирских и семь пар товарных поездов в сутки. Однако наличие запасных разъездов делало её пропускную способность высокой, и уже в Первую Мировую войну, как и предполагалось, по Бологое-Полоцкой пошли на фронт военные эшелоны с солдатами. Уже в советское время, в 1928 году была построена ещё одна железнодорожная ветка, соединившая Бологое-Полоцкую железную дорогу с линией Ленинград-Москва. А именно ветвь Торжок-Соблаго, которая до этого доходила лишь до станции Кувшиново. Эта ветка, называемая также Селижаровской, в честь посёлка, через который она проходит, также представляет собой уникальный заповедник истории железных дорог. Там сохранился песчаный балласт, деревянные шпалы и, самое главное, действующие семафоры, которых нету уже даже на самой Бологое-полоцкой. К сожалению, проехать по селижаровской ветке мне пока не довелось, но в будущем намереваюсь это исправить, ибо побывать в тех краях я собираюсь ещё не раз.
В Великую Отечественную войну вблизи Бологое-полоцкой железной дороги разворачивались боевые действия Ржевско-Вяземской, Торопецко-Холмской и Великолукской операций. Сама железная дорога, не утратившая своего стратегического значения, ежедневно подвергалась немецким авиационным бомбардировкам. И тем более поразительно то, насколько хорошо сохранились постройки железнодорожной инфраструктуры на этой линии. Часть дороги была оккупирована нацистскими войсками. Немцы подошли совсем близко к Осташкову, но город не сдался. Линия фронта прошла в 12 километрах от него.
На этом рубеже гитлеровцы смогли продержаться три месяца, до января 1942 года, когда началась Торопецко-Холмская наступательная операция Красной армии, в ходе которой немецкие войска были в течение месяца отброшены к Великим Лукам.
Памятник героям-железнодорожникам на станции Бологое-Московское:
Более интенсивным бомбардировкам подвергались, разумеется, более крупные станции. Поэтому именно на них и не сохранились старые вокзалы, а после войны были построены новые. Вот, например, сталинский вокзал 1950-х годов на станции Андреаполь:
Зал ожидания в послевоенном вокзале в Осташкове:
Бологое-полоцкая железнодорожная линия действовала на паровозной тяге вплоть до 1976 года, когда последние паровозы здесь были заменены тепловозами М62, ТЭП60, ТЭП70 и маневровыми ТЭМ2 и ЧМЭ3. На 1970-е-80-е годы пришёлся пик расцвета этой железнодорожной магистрали. Интенсивность движения здесь едва ли не равнялась таковой в метрополитене. Шли товарные поезда через Великие Луки в Прибалтику, к портам Балтийского моря. Ходили и ночные пассажирские поезда Ленинград—Великие Луки и Ленинград—Невель. После распада СССР и отделения Прибалтики дорога эта постепенно стала приходить в упадок. Уже после 2000 года участок Бологое—Великие Луки был полностью переведён на дневной режим работы. Сейчас здесь раз в сутки курсирует дневной пригородный поезд Бологое—Великие Луки, а также пригородные Бологое—Осташков, Осташков—Селижарово и Великие Луки—Назимово. Изредка также ходят пассажирские поезда Москва—Осташков и Санкт-Петербург—Осташков. В этом глухом краю железная дорога по-прежнему сосредотачивает местную жизнь, являясь единственным средством связи с миром для многих из деревень, здесь без неё не прожить. На участке Великие Луки—Полоцк, где я пока не был, ходят пригородные поезда Великие Луки—Алёща и Алёща—Полоцк.
Бологое-полоцкая железная дорога является поистине заповедной и представляет собой настоящий объект культурного наследия, который необходимо взять под охрану. Немного осталось в России железных дорог, где настолько хорошо сохранилась бы старинная железнодорожная инфраструктура. Следует, во-первых, сохранить дошедшие до наших дней объекты этой инфраструктуры, а во-вторых, придать этой железной дороге статус объекта культурного наследия. А уж совсем интересно было бы пустить здесь старинный подвижной состав — паровозы и пассажирские вагоны, которые, на мой взгляд, среди такой старины смотрелись бы, наверное, даже более органично, чем современные локомотивы. Первый шаг в этом направлении уже сделан, — несколько раз ходившие экскурсионные ретро-поезда от Москвы до Осташкова. Но пока что дело дальше не продвинулось.
Железная дорога зачастую представляет собой нечто намного более интересное, чем просто вид транспорта.
9-10 июля я совершил поездку по Бологое-Полоцкой от Бологого до Великих Лук с остановкой в Осташкове, о чём также будет написано здесь.
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Есть такой городок, «где-то между Ленинградом и Москвой», где петербургский поребрик плавно переходит в московский бордюр. И действительно, — если считать по железнодорожному километражу (а железная дорога Петербург-Москва практически прямая), то расстояние от станции Бологое-Московское до Московского вокзала в Санкт-Петербурге и до Ленинградского вокзала в Москве почти одинаково, — лишь на 6 километров ближе к Питеру. Наверняка через Бологое хоть раз в жизни проезжало подавляющее большинство людей, читающих этот пост. Иногда какие-то малые города или сёла быстро проезжаешь на поезде, не имея возможности осмотреть их подробно. И тем интереснее бывает сойти с поезда и погулять по городу, через который столько раз проезжал на поезде, но ни разу не был в нём. В рамках путешествия по Бологое-Полоцкой железной дороге я провёл в Бологом четыре часа, приехав сюда на новенькой «Ласточке» в пол одиннадцатого утра, а в пол третьего уехав в Осташков на пригородном поезде.
Население города — 23 тысячи человек. Его название, не склоняемое местными жителями, обозначает «Благое», как и название одноимённого озера, на котором расположен город. Впервые село Бологое «над озером Бологим» упоминается в Переписной окладной книге Деревской пятины Новгородской Руси в 1495 году. До середины XIX века это было заурядное село, входившее в состав Валдайского уезда Новгородской губернии, пока в 1851 году не была построена Николаевская железная дорога, связавшая Санкт-Петербург и Москву, и давшая селу импульс к развитию. Железнодорожный узел Бологое становился всё более крупным, — в 1878 году было построено ответвление на Рыбинск, в 1897 — на Псков (через Дно), а в 1907 — на Полоцк (та самая Бологое-Полоцкая). В 1906 году был открыт Бологовский шпалопропиточный завод. После всего этого в 1917 году постановлением Временного правительства зажиточное село Бологое стало городом. В 1918-1919 годах существовал Бологовский уезд Новгородской губернии, а в 1927 году был образован Бологовский район, который в 1935 году был передан в состав Калининской области.
2. Железнодорожный узел и сейчас очень крупный, в отличие от самого города:
Кстати, о положении города на железной дороге меж двух столиц прямо говорит и его герб:
3. Вокзал середины XIX века:
4. Справа стоит скоростная электричка «Ласточка». Из Питера она отправляется в 7-11; затем в Чудово состав расцепляется, и половина вагонов идёт в Великий Новгород, а другая половина — в Бологое. Я вышел из неё на перрон станции Бологое-Московское в 10-22.
5. На платформе стоит памятник героям-железнодорожникам — сотрудникам Бологовского железнодорожного узла:
6. В их же честь поставлен паровоз-памятник:
7. Примерно так выглядит привокзальная местность:
8. Есть несколько купеческих домов. Вот, например, дом купца Семёна Мельникова, построенный в конце XIX века:
10. На тенистой аллее стоит памятник С. М. Кирову:
11. Напротив него — вождь мирового пролетариата с гвоздиками:
12. Здесь же поблизости стоит деревянная водонапорная башня. Подозреваю, что железнодорожная:
13. Памятник 500-летию Бологого, поставленный в 1995 году:
14. Местами жилая застройка выходит на берег озера Бологого:
15. На его берегу есть часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1912 году в память о погибших при пожаре в бологовском синематографе, случившемся 20 февраля 1911 года, и унёсшем жизни 64 человек. Часовня построена в византийском стиле.
16. Молодое поколение бологовцев:
17. Почему-то возле спортивной школы стоит памятник Льву Толстому. Не знаю, как он связан с этим городом. У памятника даже нет подписи, хотя Толстого трудно с кем либо спутать.
18. Исток речки Бологовки и котельная на её берегу:
19. Церковь Святой Троицы. Построена в начале XIX века, когда Бологое было ещё обычным селом.
20. Типичная деревянная застройка:
23. Озеро Бологое. На другом берегу видна уже показанная выше церковь Святой Троицы:
24. Памятник бологовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной:
25. Ещё деревянные дома в городе:
26. Городской дом культуры:
27. В этом месте застройка становится в основном такой:
Где-то тут я сел на остановке на городской автобус и поехал за 4 километра на окраину города к станции Бологое-Полоцкое, она же Бологое-2, где я планировал садиться на дизель Бологое—Осташков.
28. Доехав до конечной, я сошёл с автобуса на каких-то задворках города. Вокруг только пару домов и глухоманная станция, на которой не было ни одного пассажира, только путейцы:
29. Путейцы в оранжевых жилетках, наблюдая, как я фотографирую рельсы и станцию, сначала пристально смотрели, а потом открыто начали посмеиваться.
30. Вокзал постройки 1907 года. Да, есть ещё и такая станция Бологое:
31. Всё вокруг заросло. Эта аллея со столетними дубами и тополями, высаженными ещё при открытии Бологое-Полоцкой железной дороги, выходит на станцию:
32. Заброшенное паровозное депо из красного кирпича:
33. Водонапорная башня:
В 14-23 на станцию прибыл неторопливый «Вагончик», — так в этих краях называют пригородный поезд Бологое—Осташков, состоящий из тепловоза и одного вагона, и представленный в моём лице единственный пассажир, садившийся на него на глухоманной станции Бологое-Полоцкое, уехал в Осташков.
Бологое: Что вы не знали о станции, за которую сражался Маресьев и прославили «Веселые ребята»
Железнодорожной станции Бологое в августе исполнилось 170 лет
Дети всего Советского Союза узнавали о станции благодаря стихотворению Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»:
«— Это что за остановка —
Бологое иль Поповка?»
А бессмертная слава к жителям города пришла после хита группы «Веселые ребята». Есть даже клип на эту композицию, но снимали его не в Бологом, а в тогда еще Ленинграде.
Что за наваждение такое,
Я всё повторяю адрес твой,
Бологое, Бологое, Бологое,
Это между Ленинградом и Москвой.
Станция действительно расположена практически в географическом центре маршрута между двумя столицами. От Москвы до Бологого 330 километров по железной дороге. А от Бологого до Санкт-Петербурга – 320. Есть даже шутка (не знаем, надоела ли она жителям): «Где-то на улицах Бологого московские бордюры плавно переходят в питерский поребрик».
Бологое упоминается в летописях еще в 1495 году, но до строительства Николаевской железной дороги это была небольшая деревня. Железная дорога полностью изменила жизнь в Бологом. По данным за 1865 год железнодорожников в Бологом насчитывалось 529 мужчин и 366 женщин, а всего население составляло около 1500 человек.
Мы расскажем вам 10 интересных фактов об этой станции:
1. Здание железнодорожного вокзала Бологое строили одновременно с линией Санкт-Петербург – Москва. Главным автором проекта был архитектор Рудольф Желязевич, участвовавший в строительстве Николаевского (Московского) вокзала в Санкт-Петербурге.
2. Вокзал Бологое возводили в русско-византийском стиле с элементами флорентийской архитектуры. Кирпичное здание окружили галереей на чугунных колоннах. Здание состояло из залов ожидания для пассажиров 1-3-го классов, багажного, кассового и телеграфного отделений, буфета, кухни, общего зала и дамских комнат. В западной закругленной части располагалось императорское отделение из 5 комнат.
В 1887 году у железнодорожного вокзала Бологое появился второй этаж. Там размещались служебные помещения.
3. Поскольку обслуживание железной дороги требовало постоянного притока квалифицированных специалистов, 1 сентября 1879 года в Бологом было открыто техническое железнодорожное училище. Бологовское техническое училище было одним из первых в России. Подобные действовали в Санкт-Петербурге, Брест-Литовске. Училище выпускало техников для железных дорог высшей квалификации. Принимались в него только юноши из привилегированных сословий. В 1884-1885 учебном году здесь обучались 107 человек. В 1888 году училище переехало в новое каменное здание с отличной учебно-материальной базой. На открытие приехал министр путей сообщения того времени Посьет К. Н.
5. Именно в Бологом произошел исторический эпизод в свержении монархии в России. В марте 1917 года к Бологому подошел литерный поезд Николая Второго, спешившего из своей могилевской ставки в мятежный Петроград, чтобы попытаться удержать власть. Но дальнейший путь к столице оказался перекрыт революционными солдатами. Местным железнодорожникам удалось отправить царский поезд на станцию Дно, а затем на Псков, где Николай Второй подписал свое отречение от престола.
6. Бологое – единственный железнодорожный узел между Москвой и Ленинградом, не захваченный фашистами в годы Великой Отечественной войны, и единственная станция на территории СССР, удостоенная ордена Отечественной войны I степени за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-морского флота. В годы войны Бологовский железнодорожный узел приобрел исключительно важное значение. Через него проходило снабжение многих фронтов Красной Армии.
В Бологом было обезврежено 212 диверсионных групп. Бомбежки железнодорожного узла осуществлялись врагом с начала июля 1941-го и продолжались до февраля 1944 года. Особенно сильными они были с 13 по 23 марта 1943-го. Всего же за годы войны вражеская авиация совершила на Бологое 527 налетов. Несмотря на большие разрушения, железнодорожный узел продолжал функционировать. Железнодорожный вокзал был сильно поврежден, его восстановление началось уже в 1944 году.
7. Последняя реконструкция железнодорожного вокзала проходила в 2012-2013 годах. Во время работ не только расширили площадь, но и сохранили исторический облик здания.
8. 20 мая 2021 года возле станции Бологое открылся мемориал «Легендарный Маресьев». Торжество приурочили к 105-летию со дня рождения летчика-истребителя, ставшего прототипом главного героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Станция Бологое для установки памятника была выбрана не случайно. В Бологовском районе базировался 580-й истребительный авиационный полк, где служил Алексей Маресьев, пилоты полка как раз прикрывали железнодорожную станцию от авиаударов люфтваффе. Именно с аэродрома вблизи Бологого летчик совершил свой знаменитый «бессмертный» полет, когда в неравном бою с фашистами был сбит в небе над валдайскими лесами и, будучи тяжело раненным, 18 суток полз к позициям советских солдат.
В 1995 году в честь 50-летия Великой Победы занимавший тогда пост министра путей сообщения Николай Аксёненко подарил Маресьеву в знак уважения к его подвигу карманные именные часы из золота. На одной их стороне был изображён маршал Жуков, на другой – орден Победы. Семья лётчика по случаю юбилея передала их в дар Музею Победы железных дорог России в городе Бологом.
9. Сейчас ежесуточно со станции Бологое отправляются 60 пар поездов дальнего следования, в том числе скоростные и высокоскоростные поезда, и 8 пар пригородных поездов. Пассажирские поезда со станции Бологое следуют по пяти направлениям: на Москву, Санкт-Петербург, Старую Руссу, Великие Луки и Сонково.
10. Бологое является одним из центров железнодорожного туризма. Первый ретропоезд в современной России отправился именно с этой станции. В сентябре 2018 года в свой первый рейс по маршруту Бологое – Осташков отправился пригородный поезд на паровой тяге. Тогда это стало по-настоящему историческим событием, ведь паровоз вновь вышел на регулярный пассажирский маршрут впервые с 1976 года.
Ретропоезд курсирует по историко-заповедной зоне Октябрьской железной дороги, которая была создана в декабре 2013 года на участке Бологое – Великие Луки с прилегающей ветвью Соблаго – Торжок. В настоящее время этим участкам нет равных в России по исторической сохранности и целостности архитектурных сооружений и объектов железнодорожной инфраструктуры. На них насчитывается около 200 таких объектов, многие из которых взяты под охрану государством как объекты культурного наследия. На некоторых станциях в подлинном виде сохранились целые архитектурные ансамбли.
Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО РЖД
Всего же за это время ретропоезд «Селигер», как его назвали сами пассажиры в ходе народного голосования, перевез уже более 20 тыс. человек. Каждую субботу, а до 26 сентября еще и воскресенье, все желающие могут позволить себе совершить поездку в исторических зеленых вагонах, ведомых настоящим паровозом. Причем сделать это не в рамках дорогостоящей экскурсии, а по цене обычного билета на пригородный поезд (295 рублей). В пути пассажиров сопровождают проводники, одетые в форменные костюмы образца 1943 года. А расписание поезда синхронизировано с рейсами «Сапсанов», чтобы гости из столиц могли совершить удобную пересадку на ретропоезд.
На Бологое-Полоцкой железной дороге все еще можно увидеть уникальную станционную архитектуру: здания вокзалов III и IV классов, казармы, сторожевые дома, стрелочные будки и водонапорные башни. Это настоящее чудо, ведь в годы Великой Отечественной войны линия подвергалась мощным бомбардировкам. Тем не менее, значительная часть дорожных сооружений сохранились до наших дней.
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Как я уже написал в предыдущем посте, в центре города Бологое я сел на автобус и доехал на нём точно до вокзала Бологое-Полоцкое, называемом также Бологое-2. Ещё из автобуса я увидел Бологое-Полоцкую железную дорогу, — одинокие рельсы, соединяющие Бологое-Московское с Полоцким, время от времени бежали рядом с улицей, по которой ехал автобус. Расположен этот вокзал где-то на отшибе, и, находясь здесь, даже не ощущаешь, что ты ещё в городе. Через заросшую тенистую аллею я вышел на пустынную станцию и стал ожидать поезда, параллельно фотографируя.
2. Вокзал Бологое-Полоцкое. На мой взгляд, новой черепичной крышей его испортили, он потерял аутентичный вид.
3. Путейская казарма:
4. До поезда оставалось 15 минут, и я отошёл посмотреть заброшенное паровозное депо. В советское время оно использовалось как склад.
Попытавшись найти в здании вокзала билетную кассу, я случайно зашёл в служебное помещение и сразу же вышел на улицу, подойдя затем к окну, и заглянув внутрь. После этого из здания вышла не совсем довольная дежурная по станции:
— Молодой человек, что вы ищете?
— Кассу. Мне надо билет купить.
— В поезде купите. Здесь нет кассы.
— Окей.
Наконец, в 14-23 на станцию прибыл пригородный поезд Бологое—Осташков, который местные называют «Вагончик», потому что он состоит из тепловоза ТЭП70 и одного вагона. Правда, сейчас, между тепловозом и вагоном был вцеплен маневровый тепловоз ТЭМ2 (зачем — я так и не понял), а сзади ехали ещё два пустых вагона без пассажиров, о назначении которых мне также ничего неизвестно. Проводница, поднимая посадочную площадку в тамбуре, несколько вопросительно посмотрела на единственного пассажира, садящегося на этой глухой станции в то время, как все остальные едут от Бологое-Московского. Зашёл я в обычный сидячий вагон, как в поезде дальнего следования, и пошёл искать свободное место, обнаружив, что вагон почти полон, и все места заняты. Но увидел единственное свободное кресло, как будто специально оставленное для меня. Не у окна, — ну и ладно, можно ведь к купе проводников ходить и там в окно смотреть и фотографировать. Поезд трогается и набирает скорость, едет затем неторопливо, довольно медленно. В голове мысль: «Наконец-то я еду по Бологое-Полоцкой!». Слышу разговоры местных мужиков, один из которых рассказывает, как его сосед на прошлой неделе встретил в лесу кабана, на что второй отвечает, что месяц назад за дальним болотом видел медведицу с медвежатами. Здесь уже такая мысль: «Я еду в глухомань», за окном спокойно движется дремучий хвойный лес и болота. Что самое удивительное, так это то, что в такую глушь попадаешь, только чуть-чуть свернув с современной скоростной магистрали, по которой ездят всякие сапсаны.
Вскоре меня ждал сюрприз. На станции Куженкино почти сразу после Бологого половина пассажиров вышла. Вагон изрядно опустел, и в нём стало как-то особенно уютно. Я подсаживаюсь к окну.
5. В Куженкино красивый деревянный вокзал:
6. Водонапорная башня:
7. За окном то дремучие еловые чащи, то вот такие сосновые боры. Прямо как у нас на Карельском перешейке:
Начинаю слушать разговоры пассажиров. Интересный народ в этом краю — на вид вполне деревенские, но в то же время весьма интеллигентные люди. Слышу, как обсуждают своих детей и внуков и, конечно же, политику.
8. Поезд тем временем прибывает на станцию Баталино — близнец Куженкино.
9. Здесь сохранился деревянный туалет постройки 1907 года. Вот это поразительно, — где-то целый город во время войны был разрушен почти полностью (как, например, те же Великие Луки), а здесь вот деревянный клозет столетней давности сохранился.
10. Временами поезд останавливается на глухих разъездах. Вот, например, 48 км:
11. Лесопогруз где-то рядом с 48 километром:
Здесь я решил поснимать видео:
12. На станции Фирово, расположенной в одноимённом пгт, поезд делает получасовую стоянку, дабы пропустить встречный пригородный поезд Великие Луки—Бологое. Фировскому вокзалу повезло в меньшей степени. Во время войны, в одну из бомбёжек железной дороги снесло вокзальную башенку со шпилем, — видимо, в неё угодил осколок снаряда, разорвавшегося рядом с вокзалом.
13. А вот и поезд, на котором я ехал, ведомый тепловозом ТЭП70 и зачем-то вцепленным маневровым. Собственно пассажирский вагон — только первый. Справа виден встречный великолукский поезд.
14. Хозяйственный сарай в конце платформы тоже сохранился с начала XX века:
15. Кирпичный погреб для хранения керосина:
16. Водонапорная башня:
После получасовой стоянки поезда, я вернулся в вагон где-то за 10 минут до отправления.
17. Кроме дремучих лесов, за окном иногда мелькают вот такие поля и деревни:
18. И болота. Вот, например, живописное болото Лебяжье:
19. Разъезд с причудливым названием Чёрный Дор. Вокзал тоже сохранился не полностью, а сейчас и вовсе заколочен:
20. И наконец уже в пол шестого вечера наш «вагончик» прибывает в Осташков. Немного народу едет до конечной. В основном все выходят на различных полустанках, расположенных в глуши.