Больница отказывает в госпитализации что делать
Отказывают в госпитализации
У дочери гайморит и фронтит, прокол сделать не смогли, т.к. толстая хрящевая ткань, теперь отказывают в госпитализации, якобы госпитализация возможна только после пункции. Имеют ли они право отказать в лечении?
Мой отец перенёс инсульт 4 месяца назад, плановая госпитализация в апреле. С каждым днём ему все хуже, в больнице записали на госпитализацию в сентябре! Ему 73 года всего, помощи терапевты оказать не могут, нужна госпитализация в которой отказывают. Как мне быть, последствия могут быть необратимы.
Что делать если врач отказывает в плановой госпитализации? Если я например заболела, и так как у меня куча сопутствующих диагнозов, то мне необходима плановая госпитализация чтобы я была под наблюдением врачей в стационаре, но врач отказывает мне давать направление и вообще меня нормально лечить.
Плановая госпитализация, живу за 200 км от больницы. Прошла все обследование, но в госпитализации отказывают, ссылаясь на положительный ВИЧ и требуют за свой счет проходить это, но по срокам ответа на этот анализ, я теряю время и сроки других готовых анализов. Имеют ли право врачи отказать мне в госпитализации и требовать проходить анализ на иммунную систему самой теряя время. Могу ли я требовать госпитализации.
Как лучше действовать в такой ситуации?
Отказывают в госпитализации, что можно сделать?
Отказали в госпитализации. Что делать и куда жаловаться?
В век пандемии и карантина особенно остро встает вопрос, успеем ли мы в случае болезни получить медицинскую помощь, ведь зачастую ухудшение состояния происходит буквально за считанные часы. Не менее важной бывает экстренная госпитализация и в других случаях – от травм и отравлений до сердечных приступов и других острых состояний. Эксперты рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» о том, могут ли врачи на законных основаниях отказать нам в экстренной госпитализации, а также о том, что делать, если это произошло.
По словам ведущего юриста Европейской Юридической Службы Павла Кокорева, поводами для вызова бригады скорой медицинской помощи являются внезапные острые состояния, в том числе обострения хронических заболеваний, которые угрожают жизни пациента. Среди них – нарушения сознания или дыхания; нарушения системы кровообращения, включая повышенное или пониженное давление; острые психические расстройства. Кроме того, скорую помощь вызывают в случае серьезной травмы, отравления, термических и химических ожогов. А также при родах или угрозе прерывания беременности и так далее.
Первое, что нужно помнить – диспетчер обязан принять ваш вызов и направить к вам бригаду скорой помощи. Отказать он имеет право, только если сочтет, что это ложный вызов или что необходимости в экстренной помощи нет.
В этом случае действовать нужно так:
Затем прибывшая бригада (врач или фельдшер) оценивает состояние больного человека и возможности лечения на месте. Если оказывается, что своими силами не справиться, то предлагается госпитализировать человека. В каждом конкретном случае необходимость госпитализации определяет медицинский работник.
«При этом нужно понимать, что если у пациента высокая температура, болят зубы или другое состояние, не являющееся основанием для госпитализации, то его могут попросить прийти на прием в поликлинику или вызвать на дом терапевта для определения дальнейшего амбулаторного лечения», – говорит Павел Кокорев.
Отказ в госпитализации пациент может обжаловать, обратившись в страховую компанию, где у него оформлен полис ОМС (позвонив по телефону горячей линии, указанному на полисе или на сайте компании), в региональный орган управления здравоохранением (на горячую линию регионального Департамента или Министерства здравоохранения), либо в прокуратуру.
Как рассказала декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина, основные правила, связанные с вопросами оказания медицинской помощи, в том числе экстренной, закреплены в следующих законах: «Об основах охраны здоровья граждан» № 323-ФЗ, «Об обязательном страховании» № 326-ФЗ, а также в Уголовном кодексе РФ, предусматривающем ответственность за отказ в оказании помощи или небрежное отношение к жалобам обратившегося.
По словам эксперта, экстренная медицинская помощь оказывается безотлагательно и бесплатно.
«Причины отказа в госпитализации описываются в заключении специалиста, – говорит Гульнара Ручкина. – При этом пациент имеет право получить копию такого документа. И в случае, если пациент не согласен с отказом от госпитализации, он вправе обратиться с жалобой на врача, который осуществлял осмотр, в Минздрав и даже в прокуратуру. Последнее уместно в том случае, если в результате отказа от госпитализации резко ухудшилось здоровье, ампутированы конечности, потребовалась срочная операция. Также пациент или его родственники могут обратиться в суд (когда причинен вред здоровью, требующий материального возмещения)».
По словам эксперта цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Андрея Завертяева, в некоторых случаях больницы отказывают в госпитализации по той причине, что у них нет нужного состава врачей или оборудования. Но в таком случае больница обязана направить пациента в другую клинику, представить нужные документы и записать отчет об этом в журнал.
По правде говоря, отказать в медицинской помощи вам не могут в принципе: статья 41 Конституции РФ устанавливает «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь». И значит, вопрос только в том, как классифицировать вашу ситуацию и о какого рода медпомощи пойдет речь: экстренной или нет.
По словам терапевта, старшего медицинского консультанта сервиса «Теледоктор 24» Марии Меньшиковой, на деле отказ со стороны бригады скорой помощи госпитализировать пациента, которому действительно нужна помощь – это практически нереальная ситуация. А вот наоборот бывает значительно чаще.
«Человек часто недооценивает свое состояние, напуган рассказами о больницах, и сам всячески отказывается ехать туда. Иногда случается так, что подписав отказ от госпитализации, он подписывает себе приговор», – говорит Мария Меньшикова.
По словам врача, может быть другая ситуация – отказ в самом стационаре. Человек может приехать или прийти самостоятельно, самотеком в приемное отделение больницы. Его осматривает дежурный врач, вызывает при необходимости других специалистов. Там же делают минимальный набор анализов. После чего решают, положена госпитализация этому пациенту или нет. Дело в том, что обоснование требуется как для госпитализации, так и для негоспитализации.
«Повторю: при угрозе для жизни человека, при состоянии, в котором требуется реаниматологическая помощь, при состоянии, в котором пациент сам представляет угрозу для здоровья и жизни окружающих, ему не могут отказать в госпитализации», – говорит специалист.
Помните, что на любом этапе общения с медиками все их действия строго документируются. В случае каких-то неправомерных, как вам кажется, действий медработников можно обратиться в департамент здравоохранения, Роспотребнадзор и прокуратуру.
Мне отказали в госпитализации. Что делать?
Могут ли на законных основаниях отказать вам в транспортировке в больницу и в госпитализации?
Вызов и приезд бригады скорой помощи
В законодательстве РФ не предусмотрено особых правил и положений об оказании срочной медицинской помощи и о порядке госпитализации в случае эпидемии, пандемии, иных обстоятельств. То есть у диспетчера нет права отказать вам, ссылаясь на «сложную обстановку».
При отказе направлять к вам скорую, действовать нужно всегда одинаково:
При этом нужно помнить: диспетчер все-таки имеет право не направить к вам скорую, к примеру, если он сочтет, что это ложный вызов или нет необходимости экстренной или скорой помощи. За свое решение он несет прямую ответственность, в том числе уголовную, в случае смерти больного или серьезного урона здоровью. Все звонки скорой записываются.
Конечно, маловероятно, что кто-то займется служебным расследованием действий диспетчера, если все обошлось. Обычно людям некогда писать жалобы, пока не происходит какая-то трагедия. Диспетчеры, безусловно, знают об ответственности и обычно перестраховываются.
Транспортировка в больницу
Если врач скорой помощи отказывается забирать больного в больницу, но, на ваш взгляд, сделать это необходимо, снова звоните в диспетчерскую и настаивайте на госпитализации. Не помогает? Наберите номер горячей линии местного органа здравоохранения.
По правде говоря, отказать в медицинской помощи вам не могут в принципе: статья 41 Конституции РФ устанавливает «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь». И значит, вопрос только в том, как классифицировать вашу ситуацию и о какого рода медпомощи пойдет речь: экстренной, скорой или нет, бесплатной или платной.
Более того, даже коммерческие организации, которые оказывают исключительно платные услуги, не вправе отказать в помощи больному. Помимо отдельного договора с юридической точки зрения, с каждым пациентом они заключают публичный договор в соответствии с пп. 1, 3 ст. 426 ГК РФ, что служит своеобразным общественным контролем.
«Не вправе отказать» — не означает, что клиника должна работать бесплатно, сказать «нет» коммерческая организация может ценой, которая не устроит пациента; в каждом учреждении есть утвержденный директором перечень оказываемых услуг и их стоимость. Если же организация все-таки отказала в заключении публичного договора, то для нее наступает гражданско-правовая ответственность. Можно обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора, хотя мы не видим в этом большого смысла: судиться с тем, кто не хочет вас лечить даже за деньги, как минимум, странно.
Если у вас есть полис обязательного медицинского страхования (ОМС), то вас дополнительно защищает Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Согласно ему, учреждениям, работающим по ОМС, запрещено отказывать в медицинской помощи застрахованным. Медицинскую помощь оказывают не только государственные, но и некоторые коммерческие организации. Получить информацию, работает та или иная коммерческая структура в рамках ОМС, можно у самого учреждения или на сайте ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования).
Решение о госпитализации и отказ в госпитализации
Теперь к вопросу о госпитализации или отказе в ней. В законе сказано, что пациенту обязаны оказать экстренную помощь в стационаре, если:
— есть угроза его жизни;
— он пребывает в состоянии, которое требует коррекции в реанимационных отделениях и отделениях интенсивной терапии;
— он пребывает в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью окружающих.
Иногда в госпитализации отказывают из-за того, что в больнице нет нужного оборудования или специалистов. Но и тогда медработники обязаны дать направление для госпитализации в другое учреждение, сопроводить его пояснениями и рекомендациями, а также сделать запись об этом в специальный медицинский журнал. Последнее важно при дальнейшем «разборе полетов».
Сам же пациент, если он дееспособный и не представляет угрозы для окружающих, имеет право отказаться от госпитализации, даже если врачи настаивают на обратном. Тогда его просто попросят дать письменный отказ в госпитализации.
Все случаи: нужна помощь больному или обойдется, госпитализировать или сам справится — зависят от субъективной оценки специалиста. Обыватель просто не может знать, как правильно. Была ли допущена врачебная ошибка, станет ясно уже по факту трагедии, тогда же виновные и понесут ответственность.
Но вряд ли кто-то станет ждать развязки, поэтому, если нам отказывают, мы садимся в машину и сами везем больного родственника в больницу. И уже в самом медучреждении может обнаружиться, что помогать нам никто не собирается.
В больнице отказывают в помощи близкому, или медработники не предпринимают мер для выяснения диагноза и лечения
Первый совет не юридического характера: для начала убедитесь, что вопрос нельзя решить беседой на месте. Помните, персонал учреждения, куда привезли больного, обязан оказывать ему помощь до тех пор, пока сохраняется угроза жизни и здоровью.
Как правило, удается достучаться простым человеческим разговором, особенно если поставить себя на место врачей. Не получилось — нужно идти дальше и решать проблему, например, с главврачом. Очень часто вопросы, которые возникают на уровне линейного персонала, волшебным образом отпадают, стоит обратиться к кому-то из руководящего состава.
Если же переговоры не помогли, переводите ситуацию в юридическую плоскость, но помните, что нужно быть настороже. Мой личный опыт показывает: когда кажется, что ситуация критическая, лучше везде сопровождать больного и контролировать происходящее насколько возможно. Врачи врачами, но не забывайте про человеческий фактор, когда кто-то что-то забыл, недосмотрел, пропустил — и время оказалось потеряно.
Вам отказали в медпомощи в больнице. Порядок действий
Обычно талон на прием к врачу становится главным документом, свидетельствующим о факте обращения за медпомощью. Мы же ведем речь о непредвиденных ситуациях, когда экстренные службы перегружены в период эпидемии и скорая не едет уже несколько часов. Устав ждать, вы решаете отправиться в больницу самостоятельно с так называемой острой болью.
Экстренный прием осуществляет дежурный врач без предварительной записи, вне общей очереди. Однако иногда в медпомощи отказывают из-за преклонного возраста пациента, без объяснения причин либо на мнимых основаниях. Например, ссылаются на всевозможные указы, приказы, положения о необходимости оставаться дома с высокой температурой во время эпидемии коронавируса.
В таком случае факт отказа в помощи необходимо зафиксировать всеми доступными способами: вести видео- или аудиозапись; потребовать у врача письменный отказ, хотя вряд ли врач его напишет; прямо на месте самостоятельно составить документ о факте отказа и попросить свидетелей происходящего подписать его.
Кроме того, попросите очевидцев оставить вам паспортные данные и свои контакты, чтобы в случае судебного спора можно было заявить подписавших как свидетелей и просить вызвать на допрос в судебном заседании.
Когда создается впечатление «халатного отношения врача», зафиксируйте факт пренебрежительного отношения, а не отказа в помощи, а в остальном действуйте по той же схеме.
Когда не удалось «по-хорошему» решить вопрос с врачом, необходимо переговорить с главврачом, заявить ему жалобу и попытаться воздействовать через страховую компанию.
Порядок действий такой:
Чаще всего на данном этапе удается полностью решить вопрос и получить медпомощь надлежащего качества. Если же конфликт по-прежнему не будет исчерпан, придется обратиться в другое медицинское учреждение или к другому специалисту.
Контроль качества предоставления медуслуг и работы конкретной больницы осуществляет соответствующий департамент регионального Министерства здравоохранения. Вы всегда можете написать туда жалобу.
В жалобе укажите все обстоятельства дела, приложите копии доказательств, четко изложите просительную часть: что конкретно вы хотите от госоргана.
Сдать жалобу можно: нарочно (лично), предварительно распечатав в двух экземплярах, — на одном из них поставят отметку о том, что жалоба принята по почте — с описью вложений, в электронном виде, если такая возможность указана на сайте ведомства, — в полицию и прокуратуру.
В суд стоит идти, чтобы вам компенсировали убытки, а также если отказали в заключении договора на оказание платных медицинских услуг либо в исполнении договора платной клиники. По общему правилу исковое заявление направляется в суд по месту нахождения ответчика, то есть больницы. Однако в договоре на оказание платных медицинских услуг может быть определена иная подсудность.
К иску приложите копии всех документов и доказательств, подтверждающих ваши слова и размер заявленных требований. Например, расчет компенсации потери работоспособности, доказательства оплаты услуг, которые врач обязался оказать бесплатно, чеки, кредитный договор и так далее.
Очень важно иметь письменные доказательства понесенных убытков, в том числе из-за того, что пришлось обратиться в медучреждение в другом городе — приложите проездные билеты, чеки из гостиниц и так далее и что вам нанесли моральный ущерб.
Судебные споры, как правило, длятся долго — от полугода и больше. Кроме того, суду часто требуются дополнительные экспертизы, это увеличивает время тяжбы и затраты на ее ведение. Если есть основания к оказанию помощи, суды обычно встают на сторону пациентов.
Отказ в госпитализации: куда жаловаться?
Право на получение медицинской помощи определено законодательно. Тем более это касается срочной помощи. Если в этом случае человеку отказали в госпитализации, медработники и учреждения, в котором отказали в помощи, будут отвечать по закону.
Законодательство
Есть ряд правовых актов, которые регламентируют права граждан на получение медицинской помощи и защищают их от неправомерных отказов со стороны медицинских работников. К таковым актам относятся:
Вызов всех экстренных служб, в том числе и скорой помощи, теперь можно сделать по единому номеру 112.
Могут ли отказать в госпитализации?
Абсолютных причин для отказа в госпитализации нет. Но если врач скорой помощи установит, что угроза жизни отсутствует, то он имеет право не доставлять больного на госпитализацию и не давать соответствующего направления. Однако, это не значит, что он не может быть госпитализирован планово.
Также сам больной определяет, исходя из самочувствия, вызывать скорую помощь или самостоятельно ехать в медицинское учреждение (поликлинику или больницу). На приёме врач назначает необходимое лечение. При необходимости он поместит больного в стационар. Если это необязательно и пациент может лечиться дома – выпишет ему необходимые препараты.
Незаконными являются отказы в помощи из-за отсутствия талонов или врачей соответствующего профиля. В поликлинике обязаны оценить состояние больного. Если есть угроза жизни пациента, оказать помощь должны в течение 2 часов. В ином случае – в течение десяти дней. Даже если нет врача, приём должен провести заведующий или другой специалист
Правомерен ли отказ врача в лечении в стационаре?
В больницу человека могут доставить на скорой помощи или он может обратиться самостоятельно по направлению врача из поликлиники. В первом случае есть угроза жизни человека и необходимо его срочное лечение. В этом случае больного обязаны госпитализировать. Даже если в палатах нет мест, его обязаны разметить в коридоре, но не более, чем на 24 часа. После этого пациента должны поместить в палате на дополнительной койке.
При экстренной госпитализации у пациента не имеют права требовать страховой полис и иные документы. Всё это его родственники могут привезти позже. Такие правила обусловлены тем, что экстренному больному нужно оказать медицинскую помощь, как можно быстрее.
В случае плановой госпитализации по направлению врача, больной должен явиться со всеми документами. Ему назначат дату госпитализации в соответствии с графиком больницы. Но отказать в госпитализации по направлению не имеют права, если больной действительно нуждается в лечении.
Правомерно ли требование оформления отказа в письменном виде?
Исходя из вышесказанного, следует, что отказать в госпитализации могут только, если жизни больного ничего не грозит и он не нуждается в лечении в стационаре. Но такое решение должно опираться на результаты диагностики, включая анализы и использование специальной медицинской аппаратуры. Результаты диагностики описываются в заключении врача, который проводил осмотр больного. Копия заключения должна быть выдана пациенту.
Соответственно, если отказали в госпитализации по направлению, то причины отказа также должны быть указаны в заключении и подкреплены данными исследований.
Если же в больнице просто отказываются работать с пациентом, нужно требовать от них письменного объяснения причин.
Последствия для врача и больницы
Оценка действий медперсонала, отказавшего больному в помощи, будет дана с учётом последствий их отказа и должностей, которые занимают данные работники:
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25
Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20
Что касается диспетчера скорой помощи, то они отказывать в вызове бригады не могут. За это предусмотрено уголовное наказание.
Куда обращаться, если больному отказывают в госпитализации в стационар?
В ситуации отказа в госпитализации нужно опровергать доводы медиков, а также указать им на ответственность за такой отказ, в том числе уголовную, в случае ухудшения состояния пациента.
Стоит обращаться к главному врачу или дежурному, если посещение больницы происходит ночью. Также можно позвонить в службу скорой помощи (по телефонам 03 и 112) и рассказать об отказе в госпитализации. Диспетчеру нужно назвать:
Скорая помощь может перевезти пациента в другую больницу, где его примут.
Также можно обратиться в страховую компанию на основании полиса.
Ещё один вариант повлиять на ситуацию – позвонить по круглосуточному номеру Росздравнадзора – 88005001835.
Отказ в помещении в стационар в другом регионе
На территории РФ по страховому полису обязаны принять вне зависимости от места регистрации обратившегося. В случае необходимости оказания экстренной помощи принять должны и без страховки, провести реанимационные действия и выписать из больницы с рекомендациями продолжения лечения по месту жительства.
Если лечение проводить отказываются необходимо звонить в другие больницы и в надзорные органы с жалобой на бездействие сотрудников больницы.
Действия пациента при отказе
При любых отказах врачей выполнять свои прямые обязанности нужно подавать жалобу.
На врача
Если врач отказал в обследовании, госпитализации и иной медицинской помощи, нужно составить письменную жалобу на имя его начальника (главврача медучреждения). Жалоба пишется в двух экземплярах. В тексте помимо данных получателя и заявителя подробно и максимально корректно описывается суть произошедшего, какие права пациента были нарушены и требования о наказании врача, а также об оказании медицинской помощи больному.
Заявитель подписывает жалобу и подаёт её секретарю главного врача. Секретарь должен сделать отметку о получении на экземпляре, который остаётся у заявителя.
На больницу
Такая жалоба составляется по тем же правилам, что и жалоба на врача. Но подаётся она в надзорные органы – Росздравнадзор, Минздрав, фонды медицинского страхования, полицию и прокуратуру.
Жалоба в Минздрав
В это ведомство обычно обращаются, когда отказ в оказании привёл к последующему лечению или реабилитации и затратам на них. Составляя обращение по примеру любой другой жалобы, в нём нужно указать требования компенсации от виновных, их наказания или объяснения причин нарушения прав пациента.
В прокуратуру
В прокуратуру нужно подавать жалобу в трёх случаях:
Подавать жалобу нужно прокурору по месту расположения больницы. Он инициирует проверку и если описанные в жалобе нарушения будут подтверждены, обратится в полицию для возбуждения уголовного дела.
Также прокуратура рассматривает заявления о вымогательстве медработниками взяток.
Судебный иск
Задаваясь вопросом: куда жаловаться при отказе в госпитализации, люди также хотят учесть свои материальные интересы. Если действия (а точнее бездействие) врачей привели к материальным затратам, то нужно обращаться с иском в суд.
В исковом заявлении нужно указать данные суда и заявителя, а также подробно описать все факты нарушений закона врачами, а также как их действия привели к дополнительным тратам.
К исковому заявлению нужно приложить все медицинские справки, подтверждающие нарушения врачей. Также само заявление нужно составить в нескольких экземплярах. Часто администрация больницы становится на сторону своего врача. В таком случае и врач, и администрация будут ответчиками в суде, и каждый из них должен получить копию иска.
Жалобы можно подавать сразу в несколько инстанций, закон не требует выбирать только одну из них.