Больничного листа нет в базе что делать
Электронный лист нетрудоспособности в Контур.Экстерн
В 2021 году больничные листы оформляются как в электронном, так и в бумажном виде. Согласие застрахованного лица на выписку больничного листа в электронном виде не требуется. С 2022 года больничные листы будут оформлять только в электронном виде, но по желанию застрахованного ему выдадут бумажную выписку из электронного больничного. Президент подписал федеральный закон 30.04.2021 N 126-ФЗ. Законодательство приведут в соответствие с действующей практикой — прямые выплаты пособий из ФСС с этого года действуют во всей России.
Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лечащего врача и медицинского учреждения. Он имеет одинаковое правовое значение с бумажным больничным листом.
Далее расскажем, как работать с электронными больничными в Контур.Экстерн.
Список ЭЛН
Для перехода к списку документов следует открыть главную страницу Контур.Экстерн, затем кликнуть закладку «ФСС» и далее закладку «Пособия ФСС». Отобразится список пособий за текущий месяц.
Чтобы выбрать другой период, необходимо нажать закладку «Все документы»:
Поиск документов
Для поиска нужного документа предусмотрена вкладка «Поиск». В поисковую строку можно вводить ФИО и СНИЛС.
Если требуется найти пособие из прошлого периода, необходимо нажать «Продолжить поиск за….»:
Статусы документов
Созданным и отправленным файлам присваиваются определенные статусы:
Печать списка документов со статусами
В отдельных случаях возникает необходимость распечатки списка ЭЛН, к примеру, для проведения сверок. Для этого нужно:
Порядок загрузки электронного больничного с портала ФСС
Для загрузки ЭЛН с портала Фонда необходимо:
Загрузка ЭЛН из файла
Чтобы загрузить электронный листок, следует действовать так:
Редактирование
Для редактирования документа следует нажать на строку с ним. Отобразиться окно просмотра документа.
Отправленный ранее ЭЛН нужно искать на странице со списком документов.
Чтобы листок стал доступен для редактирования, следует нажать «Исправить ошибки и отправить заново»:
После редактирования данных на закладке «Электронный больничный» необходимо выбрать код причины исправления из предложенного списка:
Для просмотра содержания отправленного документа, не исправляя его, следует нажать «Распечатать ЭЛН».
Печать
Печать ЭЛН возможна следующими способами:
Удаление
Если файл не был отправлен, его можно удалить, нажав одноименную кнопку в строке с документом:
Отправленный в Фонд документ удалить из списка нельзя.
Отправка
Для проверки и отправки документа нужно открыть страницу просмотра документа и выбрать «Проверить и отправить»:
Файл отправится в региональное отделение ФСС. Статус электронного листка нетрудоспособности можно будет отследить на странице документооборота.
Отправка нескольких ЭЛН
Больничные можно отправлять массово. Для этого на странице со списком документов нужно Перейти в раздел «Реквизиты и настройки», далее нажать «Включить режим массовой отправки». Он будет включен для организации в целом, то есть его действие распространится на всех пользователей.
В этом же разделе при необходимости режим массовой отправки можно отключить.
Сначала сервис показывает документы за 4 последние дня, за которые они имеются. При необходимости нужно выбрать другую дату, а также включить фильтр «Без ошибок». Появится кнопка отправки — на изображении это «Отправить 2 документа в ФСС». После ее нажатия система перекинет пользователя на окно выбора электронной подписи.
Отправленные документы
В сервисе можно отслеживать историю передачи больничных листов в ФСС. Для этого нужно на списке документов кликнуть на строку того больничного, который ранее был отправлен. В следующем окне сервис отразит основную информацию по этому ЭЛН:
Если нужно получить информацию о более ранних больничных, следует нажать на ссылку «Показать историю».
Какие ошибки могут возникнуть при работе с ЭЛН
При загрузке
Доступ к ЭЛН с номером XXX…., СНИЛС YYY…, статусом: ZZZ – ограничен
Ошибка выглядит так:
Суть в том, что больничный не может быть изменен страхователем. На изображении выделен статус — он может принимать разные значения:
Номер XXX… принадлежит к ЛН на бумажном бланке
Ошибка выглядит так:
Означает, что после того, как был оформлен ЭЛН, медучреждение выдало сотруднику бумажный листок нетрудоспособности по его просьбе. Этот бланк нужно запросить у сотрудника.
ЭЛН с номером: XXX…., СНИЛС YYY… — отсутствует в БД
Текст ошибки будет такой:
Ошибка означает, что больничный не найден в базе данных ФСС. Это может быть из-за некорректно указанных регистрационного номера ФСС, СНИЛС сотрудника либо номера ЭЛН. Нужно проверить эти параметры и исправить ошибку.
Некорректные параметры: Per
Ошибка означает, что запрос на загрузку документа подписал представитель, на которого нет доверенности.
Нужно связаться с отделением Фонда и уточнить, что с доверенностью.
При отправке электронного больничного
Доступ к ЭЛН с номером: XXX…., СНИЛС YYY…, статусом: ZZZ — ограничен
Ошибка бывает с кодом 090. Означает, что больничный аннулирован по одной из двух причин: сотрудник запросил бумажный листок нетрудоспособности либо в нем была допущена ошибка. Нужно обратиться к сотруднику и взять у него номер ЭЛН или его бумажный бланк.
ERR_014 Значение поля ‘…’ отличается от существующего значения
Ошибка выглядит следующим образом:
Суть в том, что пользователь пытается отправить ЭЛН, который ранее уже был принят ФСС, но с другим значением. Это значение указывается в тексте ошибки (показано на изображении выше). Ранее обработанные документы повторно направлять не нужно.
ORA-20013: Не удалось обновить данные. Обновляемая запись потеряла актуальность
Ошибка имеет такой текст:
Ошибка выдается чаще всего при попытке подписать неактуальный документ. Возможно, он был изменен медработником. Нужно загрузить его заново, подписать и ждать по нему ответа.
ORA-20005: Данные не найдены при выборке по ЛН=» XXX …» и СНИЛС=» YYY…»
Ошибка обозначает, что электронный больничный с такими параметрами на стороне ФСС найден не был. Нужно уточнить СНИЛС и номер ЭЛН.
Направленные данные страхователя содержат исправления, но не указаны причина и обоснование исправлений
Вот так выглядит эта ошибка:
Поданный больничный ранее уже был принят Фондом. Теперь пользователь пытается отправить документ с изменениями, но при этом он не указывает причину исправлений. Нужно перейти во вкладку «Электронный лист нетрудоспособности» и заполнить в ней поле «Причина исправления», а также «Обоснование исправления». После этого документ нужно Направить в ФСС повторно.
Проверка больничного листа в ФСС по номеру онлайн в 2021 году
ФСС-проверка больничного листа по номеру онлайн становится общедоступной процедурой и позволяет заинтересованным лицам получить на сайте ведомства полезную информацию по листкам нетрудоспособности. Рассмотрим, каким образом и кем она может быть запрошена.
Кому может понадобиться проверка больничного
Речь может идти о проверке:
Самый крутой бухгалтерский канал в Телеге. Ведут редакторы «Клерка». Главные новости, мануалы для бухгалтеров, без воды и рекламы. Плюс сливаем регистрации на бесплатные вебинары. Присоединяйтесь.
С июля 2017 года на федеральном уровне (до того — в нескольких регионах) начали действовать электронные больничные. В отличие от бумажных, которые выдаются на руки пациентам, они хранятся на серверах ФСС. Доступ к ним при необходимости могут получить:
Каждый из них может запрашивать доступ к больничному в разных целях.
Рассмотрим подробнее, как проверить больничный лист в двух указанных разновидностях при использовании сайта ФСС и иных доступных ресурсов. Условимся, что такую проверку требуется провести работодателю, представителю медучреждения и самому пациенту.
Как проверить электронный больничный на сайте ФСС работодателю
Чтобы проверить больничный на сайте ФСС (и одновременно добавить в него необходимые сведения для последующей отправки в ведомство), работодателю нужно:
После этих действий заполненный больничный будет отправлен в ФСС на оформление компенсации по выплате пособий по нетрудоспособности.
С 01.01.2021 года к прямым выплатам ФСС присоединились все регионы.
Для удобства поиска больничного листка работодатель может воспользоваться фильтрами, предусмотренными веб-интерфейсом. Например, больничный может быть найден:
При необходимости можно сформировать файл больничного в формате XML, чтобы впоследствии обработать его в криптографической программе, если она используется работодателем для электронного документооборота с государственными органами.
Проверка больничного листа по номеру онлайн может потребоваться и представителю медучреждения, которое выдало листок нетрудоспособности.
Получите доступ к 35 онлайн-курсам для кадровиков и бухгалтеров. Подключите «Клерк.Премиум». Вы сможете не только проходить курсы, получать сертификаты ИПБ России, но и задавать экспертам «Клерка» неограниченное количество вопросов. Мы ответим в течение дня. Это точно дешевле, чем иметь сторонних консультантов. Сможете собирать вопросы со всех коллег и даже давать им свой логин и пароль, и они тоже смогут задавать вопросы.
Как проверить больничный врачу
Чтобы проверить интересующий больничный лист, представитель медицинской организации также задействует знакомый нам ресурс http://cabinets.fss.ru. При этом он выбирает пункт «Кабинет МСЭ» и пользуется ЭЦП, оформленной в установленном законом порядке на медицинское учреждение.
Для проверки больничного врачу нужно:
Личный кабинет учреждения на сайте ФСС обладает широким спектром функций и, в частности, предусматривает:
При применении веб-интерфейсов на сайте ФСС проверить больничный по номеру онлайн может быть интересно и пациенту — получателю пособия по нетрудоспособности.
Как проверить больничный работнику
Для проверки больничного самим работником используется тот же веб-интерфейс http://cabinets.fss.ru. Но в данном случае заинтересованное лицо выбирает опцию «Кабинет застрахованного».
К тому моменту у человека, как и в случае с работодателем, должен быть профиль на «Госуслугах». При этом оформлять квалифицированную ЭЦП от удостоверяющего центра необязательно. Достаточно лишь пройти процедуру подтверждения личности в уполномоченном центре по регистрации на «Госуслугах». Самые доступные из них — это отделения «Почты России», городские МФЦ, офисы Ростелекома, СбербанкОнлайн. Их услуги бесплатны.
Функционал «Кабинета застрахованного» позволяет, в частности:
При необходимости пользователь может:
И это лишь малая доля доступных для застрахованного лица функций.
Что касается просмотра данных о больничном листке, то они приведены во всей полноте и соответствуют тем данным, что отражены в обычном больничном. Для поиска нужного листка человек может, как и работодатель или врач медучреждения, воспользоваться специальными фильтрами по различным реквизитам листка нетрудоспособности.
Рассмотрим теперь, как проверить подлинность больничного листа в обычном бумажном виде.
Как проверить подлинность бумажного больничного
Проверка, о которой идет речь, может включать следующие процедуры:
1. Проверку элементов защиты документа. К таким элементам относятся:
2. Визуальную проверку документа на предмет:
Если провести по номеру рукой, то вы должны почувствовать неровный рельеф.
3. Сверку номера больничного с базой данных недействительных листков, которую ФСС формирует и выкладывает на сайте.
Для этого скачайте реестр недействительных больничных и сверьте с номером бумажного больничного, который находится сразу под штрихкодом. Если совпадения будут, значит, больничный на момент его предъявления работником недействителен.
Данный реестр обновляется один раз в месяц, поэтому данные могут быть не актуальны. Более надежный способ — отправить запрос в территориальное отделение ФСС по месту учета, приложив копию больничного листа. Соцстрах отправит запрос в медучреждение, которое подтвердит или опровергнет подлинность бланка. Минус такого способа — проверка занимает очень много времени.
Поддельный больничный может повлечь за собой негативные последствия.
Больничные могут быть бумажными и электронными. Во всех случаях может потребоваться их проверка. Бумажные, как правило, проверяются на предмет подлинности, электронные — на предмет корректности оформления и в иных целях, предусмотренных спецификой электронного документооборота основных пользователей листка нетрудоспособности — работодателя и медучреждения. Доступ к электронным больничным вправе получить и сам пациент.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Ответы на вопросы по электронному листку нетрудоспособности
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
1.Ошибка вызова сервиса передачи/получения данных.
Сообщение не соответствует формату XML Encryption. Обратитесь к разработчику программного обеспечения, на котором осуществлялось шифрование данных. Сообщите следующую информацию: Отсутствует элемент EncryptedData class ru.ibs.cryptopro.jcp.crypt.CryptoException
Вы пытаетесь отправить сообщение, не указав в настройках электронной подписи «Шифровать сообщение»;
Неправильные настройки криптопровайдера.
1. Выполните настройку АРМ ЛПУ
1.1. В меню Администрирование – Настройки сервисов ФСС – Строка соединения, укажите следующий адрес сервиса:
· Без шифрования https://docs-test.fss.ru/WSLnV11/FileOperationsLnPort?WSDL (Обратите внимание, при отправке на сервис без шифрования в настройках электронной подписи должен быть снят флаг «Шифровать сообщение»)
1.2. Далее в меню Администрирование – Настройка подписей для сервисов установите флаг «Шифровать сообщение». После этого Вам необходимо указать Имя сертификата ФСС и Тип контейнера. Данный сертификат можно скачать на сайте Фонда в разделе ЭЛН (если Вы настраиваете сервисы для тестирования, то Вам необходимо скачать ТЕСТОВЫЙ сертификат ФСС). После скачивания установите его на компьютер.
Обратите внимание, Сертификат МО (должен иметь закрытый ключ) и ФСС должны быть установлены в папку «Личные», соответственно тип контейнера выбран «Личные». Вся цепочка вышестоящих сертификатов в папку «Доверенные корневые центры сертификации». Все сертификаты должны быть актуальными и не отозванными.
2. Если АРМ ЛПУ уже настроен, проверьте правильность сертификата ФСС, указанного в настройках подписей (Администрирование – Настройка подписей для сервисов): для тестирования указывается ТЕСТОВЫЙ сертификат уполномоченного лица ФСС, для работы – обычный.
3. При использовании Vipnet CSP стабильной версией является 4.2 (2.36190). При использовании более новых версий (4.2.8 и выше) стабильная работа не гарантируется.
При использовании криптопровайдера КриптоПро CSP, через «Панель управления» в КриптоПро CSP зайдите на вкладку «Сервис», нажмите кнопку «Удалить запомненные пароли…». В окне «Удаление запомненных паролей» выбрать «Удалить все запомненные пароли закрытых ключей: Пользователя». Также проверьте настройки на вкладке «Алгоритмы». В выпадающем списке «Выберите тип CSP для настройки параметров» выберите GOST R 34.10-2012.
Ниже приведен образец настроек в КриптоПро CSP 5.0
2. Ошибка вызова сервиса передачи / получения данных. Не удалось расшифровать сообщение.
Возможно сообщение было зашифровано на ключе, отличном от ключа уполномоченного лица ФСС. Проверьте правильность и актуальность ключа уполномоченного лица ФСС.
В настройках подписания и шифрования в используемом пользователем ПО, в поле «Имя сертификата уполномоченного лица ФСС» указан неверный сертификат.
Укажите верный сертификат уполномоченного лица ФСС:
Скачайте сертификат уполномоченного лица ФСС в разделе ЭЛН на сайте Фонда:
— Сертификат для тестовой отправки опубликован на сайте https://cabinets-test.fss.ru/eln.html
— Сертификат для продуктива опубликован на сайте https://cabinets.fss.ru/eln.html
Установите скачанный сертификат на компьютер в хранилище «Личное» для текущего пользователя;
Укажите данный сертификат в поле «Имя сертификата уполномоченного лица ФСС».
Рекомендуется выполнить следующие действия:
Закройте все программы. Удалите из всех хранилищ сертификат Фонда с помощью системной утилиты certmgr.msc (вызов из режима «Выполнить» ОС Windows);
Скачайте с https://cabinets.fss.ru/ сертификат;
Установите сертификат в хранилище «Личное» для текущего пользователя;
В настройках программы выберите новый сертификат
3. Количество новых периодов не должно превышать один
Причина: Ошибка возникает, когда за один раз пытаются отправить более одного периода.
4. Ошибка «в сертификате отправителя отсутствует ОГРН (ОГРНИП)»
Причина: Ошибка возникает если в используемом сертификате отсутствует ОГРН (ОГРНИП).
Такой сертификат нельзя использовать для отправки или запроса сведений ЭЛН. Необходимо проверить, что указанный в настройках сертификат имеет номер ОГРН (ОГРНИП). Для обмена данными необходимо использовать усиленную квалифицированную цифровую подпись. Такая подпись в обязательном порядке содержит ОГРН.
5. Не заполнено поле «Причина исправления» в части страхователя.
Страхователь может исправить внесенные данные неограниченное количество раз. Внесение исправлений возможно в ЭЛН со статусами:
— Заполнен страхователем (060);
— Заполнен страхователем (реестр ПВСО) (070);
— Пособие выплачено (080).
Необходимо заполнить поля «Причина исправления» и «Обоснование исправления».
6. Указанный номер ЛН обнаружен в базе недействительных номеров
Что делать: Обратиться в медицинскую организацию.
7. Частые ошибки, нарушающие порядок 624н
Дата регистрации документов в бюро МСЭ не может быть раньше Даты направления в бюро МСЭ.
Если дата выдачи ЭЛН раньше даты отправки, необходимы должность, фамилия и подпись Председателя ВК.
При оформлении ЭЛН-дубликата, весь период нетрудоспособности указывается одной строкой с обязательным заполнением полей: Период нетрудоспособности, Должность и фамилия врача, Должность и фамилия Председателя ВК.
Если период нетрудоспособности по одному страховому случаю более 15 дней, то необходимо заполнить ФИО и должность Председателя ВК.
8. Смена статуса ЭЛН, аннулирование ЭЛН
Если страхователь запросил ЭЛН, заполнил его и только после обнаружил ошибку, допущенную медицинским учреждением, аннулирование ЭЛН происходит в следующем порядке:
2. Региональное отделение обращается в службу технической поддержки для смены статуса ЭЛН.
9. Возможно ли внести изменение кода причины нетрудоспособности в ЭЛН.
В данном случае ЭЛН подлежит замене на дубликат. Внесение изменений в информационное поле, заполняемое медицинской организацией, не предусмотрено.
10. Как оформляется ЭЛН при направлении нетрудоспособного гражданина на медико-социальную экспертизу?
В строке «Дата направления в бюро МСЭ» медицинской организацией вносится дата направления на МСЭ и заверяется УКЭП медицинской организации (дата регистрации документов в бюро МСЭ не может совпадать или быть ранее даты направления в бюро МСЭ).
Строки: «Дата регистрации документов в бюро МСЭ», «Освидетельствован в бюро МСЭ», «Установлена/изменена группа инвалидности», «подпись руководителя бюро МСЭ» заполняется в бюро МСЭ (ЭЛН запрашивается из информационной системы сотрудниками МСЭ).
В случае установления группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ.
11. Возможно ли выдать продолжением ЭЛН, если первичный ЛН выдан на бумажном носители?
Да, такая возможность предусмотрена.
12. Является ли талон к ЭЛН отчетным документом?
Нет, не является и носит информационный характер. Застрахованный в праве сообщить номер ЭЛН своему работодателю в любой форме (письменно, устно).
При приеме ЭЛН работодатель в разделе «Заполняется работодателем» указывает свой регистрационный номер, прочие сведения и заверяет электронной подписью организации (после подписания УКЭП ЭЛН недоступен для открытия и приема другим страхователем).
14. Каков порядок продления ЭЛН при направлении в стационар, если до госпитализации находился на амбулаторном этапе лечения.
15. Состояния (статусы) ЭЛН:
· 040 – ЭЛН направление на МСЭ
· 050 – ЭЛН дополнен данными МСЭ
· 060 – ЭЛН заполнен Страхователем
· 070 – ЭЛН заполнен Страхователем (реестр ПВСО)
· 080 – Пособие выплачено (ПВСО)
· 090 – Действия прекращены
664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35, info@ro38.fss.ru
Схема проезда
Понедельник, вторник, среда, четверг: 8.30–17.30
Пятница: 8.30–16.15
Суббота, воскресенье: выходной
Обеденный перерыв: 13.00–13.45
Вопросы-ответы
Здравствуйте! Мне выдали электронный больничный лист. В перечне организаций, которые сдают отчетность в электронной виде, присутствует и организация, в которой я работаю (позвонил в ФСС). В отделе кадров отказываются принимать электронный больничный лист, ссылаясь на отсутствие необходимого программного обеспечения. Как мне быть в сложившейся ситуации?
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Для осуществления обмена сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа Фондом социального страхования РФ страхователям предоставлен на безвозмездной основе программный продукт «АРМ Подготовка расчетов для ФСС», а также сервис личных кабинетов, размещенный на официальном сайте Фонда социального страхования РФ (www.fss.ru).
Кроме того, наиболее распространенные программные продукты, такие как «1С», «Парус», «СБиС», «Контур-Экстерн» и другие, доработаны производителями и имеют функционал по работе с электронными листками нетрудоспособности, поэтому на сегодняшний день у работодателей имеется техническая возможность принятия электронного листка к оплате.
При таких обстоятельствах, отказ в приеме от работника электронного листка нетрудоспособности является нарушением его прав на социальное обеспечение, который может быть обжалован в установленном законодательством порядке.
Кто будет определять электронный или бумажный больничный следует выдавать?
Согласно Федеральному закону от 01.05.2017 № 86-ФЗ с 1 июля 2017 года действуют оба формата больничного: на бумажном носителе и в форме электронного документа.
Врач медицинской организации оформит листок нетрудоспособности либо в печатном, либо в электронном виде с письменного согласия работника.
Однако, одного желания работника недостаточно. ЭЛН можно получить только в том случае, если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
То есть, если медицинская организация– может оформить ЭЛН, а работодатель – готов принять к оплате ЭЛН.
Если застрахованному лицу оформлен ЭЛН, а страхователь-работодатель не является участником информационного взаимодействия при передаче сведений по ЭЛН. Каковы действия медицинской организации и застрахованного лица в такой ситуации.
Медицинская организация по обращению застрахованного лица аннулирует ЭЛН и выдаст дубликат листка нетрудоспособности на бумажном бланке.
Что нужно работодателю, чтобы стать участником этого взаимодействия?
Организация любой формы собственности, вне зависимости от численности работающих человек сможет участвовать в системе перехода на электронный больничный. Главные условия участия:
— обладание электронно цифровой подписью;
— информирование своих работников о возможности получения и предъявления к оплате ЭЛН.
Можно ли использовать одну квалифицированную электронную подпись на нескольких компьютерах?
Да, это возможно в случае установки средств электронной подписи и соблюдения требований информационной безопасности.
Нет, регистрация не обязательна.
Получение информации об ЭЛН может быть осуществлено страхователем тремя способами:
— установив бесплатное программное обеспечение Автоматизированное рабочее место «Подготовка расчетов для ФСС», предоставляемое Фондом социального страхования Российской Федерации на безвозмездной основе на сайте: fss.ru.
— используя программное обеспечение специализированных операторов (1-С, Парус и др.);
— через личный кабинет страхователя на сайте: cabinets.fss.ru (в данном случае необходима регистрация на ЕПГУ).
Возможно ли распределение ролей между службами (кадровая, бухгалтерия) в АРМ «Подготовка расчетов для ФСС»?
Возможность распределения ролей в АРМ «Подготовка расчетов для ФСС» отсутствует.
А что такое личный кабинет страхователя?
Личный электронный кабинет страхователя выполняет следующие функции:
— получение данных ЭЛН по его номеру и СНИЛС работника;
— просмотр электронных листков нетрудоспособности, вывод на печать;
— автоматизированное формирование электронных отчетов по заболеваемости сотрудников с целью проведения профилактических мероприятий.
Кроме того, в личном кабинете страхователя формируется общая информационная база по всем вопросам взаимодействия его с Фондом социального страхования.
Чтобы работать в личном кабинете страхователя на сайте: cabinets.fss.ru организации потребуется регистрация на Едином портале государственных услуг.
Дает ли возможность личный кабинет страхователя иметь обратную связь с региональным отделением?
Да, используя личный кабинет, страхователь имеет возможность направить в региональное отделение Фонда официальное обращение и незамедлительно получить на него ответ.
Где работник может получить информацию о своих ЭЛН?
На сайте Фонда социального страхования Российской Федерации cabinets.fss.ru функционирует личный кабинет застрахованного лица, в котором он может не только просматривать свои больничные, полученные в электронном виде, но и назначенные и выплаченные ему пособия. Для просмотра информации в личном кабинете застрахованному лицу потребуется регистрация на Едином портале государственных услуг.
Я являюсь безработным гражданином, имеет ли право медицинская организация выданный мне электронный листок нетрудоспособности заменить на бумажный для предоставления в органы службы занятости населения?
Органы службы занятости населения в отношении безработных граждан не выступают страхователями, тем самым к участникам информационного взаимодействия в соответствии с Правилами информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567, не относятся.
В случае необходимости подтверждения периода временной нетрудоспособности и наличия уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения лицам, признанным безработными и состоящим на учете в государственных учреждениях службы занятости населения в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей трудоспособности, на время протезирования в условиях стационара, беременности и родов, при усыновлении ребенка листок нетрудоспособности выдается на бумажном носителе, оформленный в соответствии с Порядком выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденным приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н.
Как сотрудник должен информировать работодателя о том, что ему выдали электронный больничный?
При этом талон с номером ЭЛН, выдаваемый медицинской организацией застрахованному лицу, не является основанием для назначения страховых выплат и предназначен для информирования гражданина о сформированном ЭЛН.
Что необходимо указывать в больничном в поле «Место работы», если в организации есть обособленные подразделения?
В листках нетрудоспособности, в случаях если трудовой договор у работника организации заключен с его подразделением, следует указывать наименование соответствующего подразделения.
При формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа сведения о месте работы гражданина медицинский организацией не вносятся.
Как и где можно проверить подлинность и обоснованность выдачи больничного листа?
Для проверки подлинности листка нетрудоспособности можно обращаться в территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя либо в региональное отделение по местонахождению медицинской организации, реквизиты которой указаны в листке нетрудоспособности.
Для зарегистрированных на Портале Фонда страхователей также есть возможность проверить, существует ли листок нетрудоспособности с указанным номером.
Проверка обоснованности выдачи листков нетрудоспособности относится к компетенции Росздравнадзора.
Может ли больничный выдаваться «задним» числом?
Не допускается выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни единолично лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом). Выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
Выдача листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи за прошедшее время не предусмотрена (п.43 Порядка).
В случаях амбулаторного лечения гражданина в медицинской организации (в поликлинике) листок нетрудоспособности выдается (формируется) медицинской организацией в день признания гражданина временно нетрудоспособным по результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности. Гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по их желанию, дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности может быть указана со следующего календарного дня (пункт 10 Порядка).
При выписке гражданина после оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях дневного стационара) выдается (формируется) листок нетрудоспособности в день выписки из медицинской организации, где ему оказывалась медицинская помощь, за весь период оказания медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях дневного стационара) (пункт 11 Порядка).
Кроме того, в случаях оформления дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или испорченного датой выдачи (оформления) такого листка нетрудоспособности будет фактическая дата оформления его дубликата (пункты 64, 65 Порядка).
Что требуется для замены на российский больничный документов, подтверждающих нетрудоспособность при заболевании за границей?
Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии заменяются на листки нетрудоспособности на бумажных носителях установленного в Российской Федерации образца, либо на листок нетрудоспособности в форме электронного документа на основании пункта 15 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденного приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н.
При этом замена иностранных медицинских документов на листок нетрудоспособности российского образца возможна при выполнении следующих условий:
— медицинские документы, выданные за границей, должны быть легализированы;
— записи в них должны подтверждать временную нетрудоспособность гражданина.
Также необходим нотариально заверенный перевод документов на русский язык.
Статьей 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в г. Гааге 05.10.1961, установлено, что единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Для замены документа, подтверждающего временную нетрудоспособность в период пребывания за границей, на листок нетрудоспособности российского образца заявитель вправе обратиться в медицинскую организацию лично или через представителя по доверенности.
Где гражданин может узнать в случае утери номер своего электронного листка либо посмотреть сведения о его оплате?
Застрахованные лица могут уточнить сведения о своих электронных листках нетрудоспособности и информацию о сумме назначенного им пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам с использованием Личного кабинета получателя социальных услуг, расположенного в сети «Интернет» по адресу: https://lk.fss.ru/recipient/.
Для входа в Личный кабинет получателя социальных услуг используются логин и пароль, необходимые для входа на Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Можно ли получить электронный больничный безработному?
Органы службы занятости населения в отношении безработных граждан не выступают страхователями, тем самым к участникам информационного взаимодействия в соответствии с указанными Правилами не относятся.
Таким образом, для указанной категории граждан выдается листок нетрудоспособности на бумажном носителе, оформленный в соответствии с Порядком выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденного приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н.
При наличии сформированного (с письменного согласия) безработному гражданину электронного листка нетрудоспособности, медицинская организация вправе заменить сформированный электронный листок нетрудоспособности на листок нетрудоспособности на бумажном носителе для предъявления в органы службы занятости населения.
Рекомендуется ли страхователям информировать застрахованных о возможности получения электронного больничного?
Да, рекомендуется. Информационно-разъяснительная работа со страхователями проводится с мая 2017 года. Номер электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН) работник должен сообщить работодателю. Организация может работать с ЭЛН в своей бухгалтерской программе (если она это позволяет) или в личном кабинете страхователя на сайте ФСС. Также для работы с ЭЛН можно скачать на сайте Фонда бесплатную программу (АРМ Подготовки расчетов). Чтобы получить информацию о листке нетрудоспособности из базы Фонда, компании нужно ввести номер ЭЛН и СНИЛС работника.
Однако прежде чем направить в Фонд реестр на оплату пособий, работодатель обязан заполнить свою часть в ЭЛН и направить ее в информационную систему Фонда через используемую программу или личный кабинет страхователя.
Какие аргументы для страхователей по переходу на электронные больничные?
С электронным листком нетрудоспособности работник предприятия не сможет его потерять, ему не надо будет беспокоится о том, что он может его испортить (помять, порвать и т.п.), а в случаях утери информации о номере своего электронного листка нетрудоспособности зайти в личный кабинет получателя социальных услуг и посмотреть необходимую информацию.
Электронный листок нетрудоспособности полностью исключает представление работниками поддельных листков нетрудоспособности (Фонд проверяет подлинность электронного листка, и страхователь, запрашивая его у Фонда для оплаты, может не сомневаться в достоверности сведений).
Также в настоящее время основными российскими разработчиками бухгалтерского программного обеспечения, такими как компании «1С», «Тензор» (СБИС), «СКБ «Контур» и корпорация «ПАРУС», обеспечено взаимодействие работодателей с Фондом по формированию электронных листков нетрудоспособности непосредственно из программных продуктов, что значительно облегчает трудозатраты работодателей, использующих данное программное обеспечение.
Но это относится как раз к листкам нетрудоспособности на бумажном носителе.
С решением данной проблемы отлично справляется электронный листок нетрудоспособности.
В первую очередь, Фонд социального страхования Российской Федерации в рамках технологии электронного листка нетрудоспособности создает единую базу, в которой может видеть электронный листок нетрудоспособности с момента его «открытия» в медицинской организации. Такого преимущества лишены листки нетрудоспособности на бумажном носителе.
Кроме того, выдать поддельный электронный листок нетрудоспособности невозможно, так как Фонд социального страхования Российской Федерации контролирует любые действия с ним.
Таким образом, работодатель, работник которого предъявляет для оплаты электронный листок нетрудоспособности, может быть уверен в его подлинности.
Насколько надежна система безопасности ЕИИС «Соцстрах»? Может ли пациент быть уверен, что его персональные данные и информация о диагнозе не попадет в чужие руки?
Информационная система Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечивает все необходимые условия защиты информации и сохранения ее конфиденциальности в соответствии с требованиями законодательства.
Сторонние лица доступа к электронному листку нетрудоспособности не имеют.
Планирует ли ФСС со временем полностью отказаться от бумажных листков нетрудоспособности и предусмотреть штрафы за отказ в использовании электронных больничных?
В настоящее время электронные листки нетрудоспособности используются наравне с листками нетрудоспособности на бумажном носителе.
Обе формы листка нетрудоспособности являются основанием для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам.
В случае наличия технической готовности работодателя к работе с электронными листками нетрудоспособности, отказ в приеме от работника данной формы листка нетрудоспособности является нарушением его прав.
Все же стоит обратить внимание, что согласно законодательству Российской Федерации на сегодняшний день требования переходить только на электронные листки нетрудоспособности отсутствуют.
Однако для участников информационного взаимодействия по формированию электронных листков нетрудоспособности появляется много преимуществ, и именно они побуждают в первую очередь работодателей между двумя формами листков нетрудоспособности выбирать электронную.
Необходимо ли распечатывать и хранить электронные больничные наряду с традиционными бланками строгой отчетности?
Электронные листки нетрудоспособности являются документами, имеющими юридическую силу, и в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ формируются и хранятся в информационной системе Фонда социального страхования Российской Федерации «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах».
Таким образом, работодателю нет необходимости распечатывать и хранить у себя копию электронного листка нетрудоспособности.
Что делать, если электронный больничный оформлен, а работодатель просит бумажный листок?
Листки нетрудоспособности, выданные на бумажном носителе и сформированные в форме электронного документа, являются равнозначными и по желанию пациента медицинской организацией может быть выдана любая из указанных форм листка нетрудоспособности. При этом листок нетрудоспособности в форме электронного документа оформляется только с письменного согласия нетрудоспособного застрахованного лица.
Вместе с тем, в случае технической неготовности работодателя к формированию электронных листков нетрудоспособности, его работникам выдаются листки нетрудоспособности на бумажном носителе.
Если медицинская организация уже по желанию пациента сформировала электронный листок нетрудоспособности, то в целях реализации прав своих работников на своевременное получение пособий работодатель имеет возможность скачать на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации (https://cabinets.fss.ru/eln.html) бесплатное программное обеспечение АРМ «Подготовка расчетов для ФСС» и с его помощью получить электронный листок нетрудоспособности.
Кроме того, работодатели, использующие программные продукты фирмы «1С», Парус, СБИС, Контур, Компас имеют возможность работы с электронным листками нетрудоспособности.
Должен ли пациент заранее узнать у своего работодателя, принимает ли он электронные больничные, или эту информацию может проверить медицинское учреждение при работе с ЕИИС «Соцстрах»?
Чтобы работник мог получить пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности, оформленного в электронном виде, помимо технической готовности медицинской организации, работодатель тоже должен иметь техническую возможность принять и обработать сформированный электронный листок нетрудоспособности.
При этом страхователю необходимо проинформировать своих работников о готовности к формированию электронных листков нетрудоспособности. Также работник имеет право самостоятельно уточнить у кадровой или бухгалтерской службы своего работодателя о возможности принятия к оплате электронных листков нетрудоспособности.
Кроме того, для участия в формировании электронных листков нетрудоспособности и реализации прав своих работников на получение пособий на основании электронных листков нетрудоспособности страхователи могут воспользоваться бесплатным программным обеспечением АРМ «Подготовка расчетов для ФСС», доступным для скачивания на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации https://cabinets.fss.ru/eln.html.
Также на данном сайте размещена все необходимая технологическая информация, включая спецификации для доработки собственного программного обеспечения.
Вместе с тем, для работы с электронными листками нетрудоспособности страхователи могут использовать Личный кабинет страхователя, размещенный в сети «Интернет» по адресу: https://cabinets.fss.ru/insurer/. Для получения сведений об электронных листках нетрудоспособности в личном кабинете осуществляется идентификация и аутентификация пользователей посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Какое количество медицинских учреждений уже подключились к единой интегрированной информационной системе «Соцстрах», в которой формируются электронные больничные? Могут ли подключаться к этой системе негосударственные частные клиники?
Участвовать в формировании электронных листков нетрудоспособности имеют право все медицинские организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
То есть, как государственные, так и негосударственные медицинские организации могут предоставлять гражданам возможность получать электронные листки нетрудоспособности.
Однако, согласно Федеральному закону от 01.05.2017 N 86-ФЗ электронный листок нетрудоспособности формируется с письменного согласия застрахованного лица, при условии, что страхователь и медицинская организация являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности.
Кроме того, следует отметить, что для участия в формировании электронных листков нетрудоспособности Фондом социального страхования Российской Федерации медицинским организациям предоставляется бесплатное программное обеспечение АРМ «ЛПУ», доступное для скачивания на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации https://cabinets.fss.ru/eln.html.
Также на данном сайте размещена все необходимая технологическая информация, включая спецификации для доработки собственного программного обеспечения.
Что нужно работодателю, чтобы иметь возможность принять к оплате электронный листок нетрудоспособности у своего работника?
Организация любой формы собственности, вне зависимости от численности работающих человек, может участвовать в системе перехода на электронный больничный. Главные условия участия:
— обладание электронно цифровой подписью (достаточно той ЭЦП, которая используется при предоставлении ежеквартальной отчетности Формы 4-ФСС);
— информирование своих работников о возможности получения и предъявления к оплате листков нетрудоспособности в электронном виде.
Для сведения! Заключение с региональным отделением Фонда социального страхования РФ соглашения об информационном взаимодействии не обязательно.
Какие же преимущества у ЭЛН для работников и почему надо сделать выбор в пользу ЭЛН?
В недалеком будущем переход на современный, электронный, формат листка нетрудоспособности постепенно приведет к полной отмене бумажных бланков.
- Для чего проводилась политика протекционизма
- номер такси в калуге дешевое телефона