Болит живот в школе что делать
Трехступенчатый алгоритм действий при болях в животе
Почему обезболивающие не помогают
Начнем с самого простого вопроса: что нужно делать, если в области живота появились неприятные ощущения? Конечно же, выпить таблетку! Для многих из нас ответ. «очевидный». Человек, который «слишком» заботится о здоровье, а тем более знает о нем «больше, чем нужно», выглядит странно. С точки зрения многих окружающих, ему просто нечем заняться! Результаты налицо: 45% россиян, почувствовав боль в животе, хватаются за анальгетики. И лишь 28% принимают спазмолитики. При этом за последние полгода болевые ощущения в области живота чувствовал каждый шестой. Чаще страдают женщины.
Чем опасен анальгетик при абдоминальной боли?
Тем, что истинную причину неприятных ощущений он не устранит, а замаскирует. Ведь в 60% случаев виновник болевого синдрома – спазм.
Это чрезмерное сокращение клеток гладкой мускулатуры различных органов. В нашем случае речь пойдет о пищеварительной системе. Воспалительный процесс – например, гастрит, энтерит, колит или язва, отравление и другое воздействие болезнетворных микробов, инородное тело в полости органа пищеварения (деталь от игрушки в желудке или камень в желчном пузыре), дисбаланс необходимых нам веществ – витаминов и микроэлементов. Из-за этого наши органы, так или иначе отвечающие за переваривание пищи, чувствуют себя некомфортно и болезненно сжимаются. Анальгетики не действуют на причину боли, и они повлияют лишь на передачу нервных импульсов, а спазм не уберут. Плюс, как уже было сказано раньше, замаскируют болевые ощущения – и врач ничего не поймет. Или поймет, но слишком поздно. Ведь оставшиеся 40% болей в животе – 4 случая из 10 – это состояния, при которых надо вызывать скорую!
Острый панкреатит, аппендицит, прободение язвы, разрыв аневризмы кровеносных сосудов в брюшной полости, тяжелые воспалительные заболевания у женщин. Перитонит – воспаление брюшины, которое возникает не только при разрыве аппендикса, но и при «лечении» гинекологических болезней путем терпения. Камень, который вышел из желчного пузыря и закупорил желчный проток. Если принять анальгетик, доктору трудно будет понять, где причина недуга. И драгоценное время, когда должна была начаться экстренная хирургическая операция, будет потеряно. Спазмолитик же не повлияет на те ощущения, которые вызывает острый холецистит, перфорация язвы или разрыв аппендикса. Боль не уменьшится.
Что будет, если «лечить» анальгетиком обычный хронический гастрит?
Обезболивающие препараты такого действия вредны для слизистой оболочки желудка (да и для других органов пищеварения). Если принимать нестероидные противовоспалительные препараты всего-то неделю, то у каждого пятого будет язва желудка. А у одного из семидесяти начнется вообще желудочно-кишечное кровотечение. Что если снимать боль такие пациенты будут тоже анальгетиками? У «безобидных и безопасных» препаратов для снятия боли есть свои побочные эффекты. Поэтому нестероидные противовоспалительные средства и прочие анальгетики принимать нужно под контролем врача! Превращать их в ежедневное лекарство опасно. Кстати, сколько времени можно «лечить себя» обезболивающими?
Что делать, если заболел живот?
В 2002 году Владимир Трофимович Ивашкин, академик РАМН, главный гастроэнтеролог России, директор Клиники пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии, гепатологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, разработал ступенчатый алгоритм действий при боли в животе:
• Ступень первая – слабая боль Что делать: если необходимо, принять спазмолитик. Но: – если болевые ощущения были один раз, после непривычной или некачественной пищи, нарушений в режиме питания или при переедании, – это одна ситуация. А если боль возникает с достаточной частотой, т.е. живот болит иногда или периодически, или по утрам, или после нервного стресса, или даже от голода – ситуация совсем другая. Идите к доктору на прием как можно скорее!
• Ступень вторая – боль достаточно сильная и/или долгая Что делать: обязательно принять спазмолитическое средство. После этого – даже если живот будет болеть меньше или абдоминальные боли вовсе прекратятся, срочно обратитесь к врачу!
• Ступень третья – очень сильная боль! Или боль, которая усиливается. Если живот болит нестерпимо, причиной могли стать те самые 40% – аппендицит, разрыв желчного пузыря, прободение язвы, тромбоз сосудов кишечника. Что делать: звонить в скорую!
Пять принципов, которые важно знать каждому
Боль в животе – это особенная боль. Ее природу универсальные препараты для снятия болевых ощущений попросту не учитывают. А наши соотечественники, столкнувшись хотя бы раз с современной «оптимизированной» поликлиникой (по нормативам Минздрава, на 70 тысяч человек полагается один гастроэнтеролог), пытаются решить проблему, приняв таблетку. Почему это опасно, им не расскажут. Ведь докторов не хватает даже для лечения, не то что для профилактики и школ здоровья. Поэтому французский производитель SANOFI и организовал учебную программу – «Боль, которую опасно обезболивать» с привлечением для участия в образовательном проекте врачей-гастроэнтерологов. Клинический фармаколог, к.м.н., Александр Масляков разработал еще одну памятку для пациента – пять принципов действия при боли в животе.
• Принцип 1. Одна из причин боли в животе – это спазм, сокращение гладкой мускулатуры органов пищеварения под воздействием неблагоприятных факторов. По этой причине лекарства, снимающие болевой синдром, – лишь средства первой помощи. Обязательно выясните, почему болит живот, т.е. в каком состоянии желудочно-кишечный тракт, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа и селезенка.
• Принцип 2. Препарат первого выбора при боли в животе – это спазмолитик. Если у вас спазм гладкой мускулатуры желудка или кишечника – после приема лекарства болеть будет меньше. А при острых состояниях, требующих срочной операции, спазмолитические средства не замаскируют болевых ощущений, и врач успеет понять, что же случилось и как действовать.
• Принцип 3. При боли в животе анальгетики опасны! Применять их нельзя ни в коем случае! Причину болей препарат такого типа не устранит – он просто заблокирует передачу сигналов о неполадках в организме. Головной мозг о проблемах не узнает. Не узнают о них и доктора – ведь болевые ощущения замаскированы, и поставить верный диагноз затруднительно.
• Принцип 4. Если спазмолитик за 2–3 часа не снял боль, обратитесь к врачу!
• Принцип 5. Если боль в животе сильная, если она нарастает или даже просто не уменьшается, если у вас повышена температура, если понижено давление, если есть тошнота и/или рвота, если болит голова – срочно звоните в скорую!
Будьте внимательны! Берегите себя!
NAME] => URL исходной статьи [
Ссылка на публикацию: life24.ru
Код вставки на сайт
Трехступенчатый алгоритм действий при болях в животе
Почему обезболивающие не помогают
Начнем с самого простого вопроса: что нужно делать, если в области живота появились неприятные ощущения? Конечно же, выпить таблетку! Для многих из нас ответ. «очевидный». Человек, который «слишком» заботится о здоровье, а тем более знает о нем «больше, чем нужно», выглядит странно. С точки зрения многих окружающих, ему просто нечем заняться! Результаты налицо: 45% россиян, почувствовав боль в животе, хватаются за анальгетики. И лишь 28% принимают спазмолитики. При этом за последние полгода болевые ощущения в области живота чувствовал каждый шестой. Чаще страдают женщины.
Чем опасен анальгетик при абдоминальной боли?
Тем, что истинную причину неприятных ощущений он не устранит, а замаскирует. Ведь в 60% случаев виновник болевого синдрома – спазм.
Это чрезмерное сокращение клеток гладкой мускулатуры различных органов. В нашем случае речь пойдет о пищеварительной системе. Воспалительный процесс – например, гастрит, энтерит, колит или язва, отравление и другое воздействие болезнетворных микробов, инородное тело в полости органа пищеварения (деталь от игрушки в желудке или камень в желчном пузыре), дисбаланс необходимых нам веществ – витаминов и микроэлементов. Из-за этого наши органы, так или иначе отвечающие за переваривание пищи, чувствуют себя некомфортно и болезненно сжимаются. Анальгетики не действуют на причину боли, и они повлияют лишь на передачу нервных импульсов, а спазм не уберут. Плюс, как уже было сказано раньше, замаскируют болевые ощущения – и врач ничего не поймет. Или поймет, но слишком поздно. Ведь оставшиеся 40% болей в животе – 4 случая из 10 – это состояния, при которых надо вызывать скорую!
Острый панкреатит, аппендицит, прободение язвы, разрыв аневризмы кровеносных сосудов в брюшной полости, тяжелые воспалительные заболевания у женщин. Перитонит – воспаление брюшины, которое возникает не только при разрыве аппендикса, но и при «лечении» гинекологических болезней путем терпения. Камень, который вышел из желчного пузыря и закупорил желчный проток. Если принять анальгетик, доктору трудно будет понять, где причина недуга. И драгоценное время, когда должна была начаться экстренная хирургическая операция, будет потеряно. Спазмолитик же не повлияет на те ощущения, которые вызывает острый холецистит, перфорация язвы или разрыв аппендикса. Боль не уменьшится.
Что будет, если «лечить» анальгетиком обычный хронический гастрит?
Обезболивающие препараты такого действия вредны для слизистой оболочки желудка (да и для других органов пищеварения). Если принимать нестероидные противовоспалительные препараты всего-то неделю, то у каждого пятого будет язва желудка. А у одного из семидесяти начнется вообще желудочно-кишечное кровотечение. Что если снимать боль такие пациенты будут тоже анальгетиками? У «безобидных и безопасных» препаратов для снятия боли есть свои побочные эффекты. Поэтому нестероидные противовоспалительные средства и прочие анальгетики принимать нужно под контролем врача! Превращать их в ежедневное лекарство опасно. Кстати, сколько времени можно «лечить себя» обезболивающими?
Что делать, если заболел живот?
В 2002 году Владимир Трофимович Ивашкин, академик РАМН, главный гастроэнтеролог России, директор Клиники пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии, гепатологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, разработал ступенчатый алгоритм действий при боли в животе:
• Ступень первая – слабая боль Что делать: если необходимо, принять спазмолитик. Но: – если болевые ощущения были один раз, после непривычной или некачественной пищи, нарушений в режиме питания или при переедании, – это одна ситуация. А если боль возникает с достаточной частотой, т.е. живот болит иногда или периодически, или по утрам, или после нервного стресса, или даже от голода – ситуация совсем другая. Идите к доктору на прием как можно скорее!
• Ступень вторая – боль достаточно сильная и/или долгая Что делать: обязательно принять спазмолитическое средство. После этого – даже если живот будет болеть меньше или абдоминальные боли вовсе прекратятся, срочно обратитесь к врачу!
• Ступень третья – очень сильная боль! Или боль, которая усиливается. Если живот болит нестерпимо, причиной могли стать те самые 40% – аппендицит, разрыв желчного пузыря, прободение язвы, тромбоз сосудов кишечника. Что делать: звонить в скорую!
Пять принципов, которые важно знать каждому
Боль в животе – это особенная боль. Ее природу универсальные препараты для снятия болевых ощущений попросту не учитывают. А наши соотечественники, столкнувшись хотя бы раз с современной «оптимизированной» поликлиникой (по нормативам Минздрава, на 70 тысяч человек полагается один гастроэнтеролог), пытаются решить проблему, приняв таблетку. Почему это опасно, им не расскажут. Ведь докторов не хватает даже для лечения, не то что для профилактики и школ здоровья. Поэтому французский производитель SANOFI и организовал учебную программу – «Боль, которую опасно обезболивать» с привлечением для участия в образовательном проекте врачей-гастроэнтерологов. Клинический фармаколог, к.м.н., Александр Масляков разработал еще одну памятку для пациента – пять принципов действия при боли в животе.
• Принцип 1. Одна из причин боли в животе – это спазм, сокращение гладкой мускулатуры органов пищеварения под воздействием неблагоприятных факторов. По этой причине лекарства, снимающие болевой синдром, – лишь средства первой помощи. Обязательно выясните, почему болит живот, т.е. в каком состоянии желудочно-кишечный тракт, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа и селезенка.
• Принцип 2. Препарат первого выбора при боли в животе – это спазмолитик. Если у вас спазм гладкой мускулатуры желудка или кишечника – после приема лекарства болеть будет меньше. А при острых состояниях, требующих срочной операции, спазмолитические средства не замаскируют болевых ощущений, и врач успеет понять, что же случилось и как действовать.
• Принцип 3. При боли в животе анальгетики опасны! Применять их нельзя ни в коем случае! Причину болей препарат такого типа не устранит – он просто заблокирует передачу сигналов о неполадках в организме. Головной мозг о проблемах не узнает. Не узнают о них и доктора – ведь болевые ощущения замаскированы, и поставить верный диагноз затруднительно.
• Принцип 4. Если спазмолитик за 2–3 часа не снял боль, обратитесь к врачу!
• Принцип 5. Если боль в животе сильная, если она нарастает или даже просто не уменьшается, если у вас повышена температура, если понижено давление, если есть тошнота и/или рвота, если болит голова – срочно звоните в скорую!
Ребёнок жалуется на тошноту и боль в животе, когда нужно идти в школу. Что делать?
«Мам, можно я не пойду сегодня в школу? Живот болит!» — родители школьников регулярно слышат эту фразу. Но что делать, если это становится ежедневной традицией, при том что здоровье ребенка на самом деле в порядке? Отвечает психолог Светлана Филяева.
Вопрос. Как общаться с ребёнком-подростком? Не посещает школу, аргументирует тем, что болит живот, её тошнит, ей плохо, хотя всё проверили, даже то, что никогда не болело.
Ответ. Первая возможная причина такого поведения подростка — психосоматические проявления эмоционального дискомфорта в школе. Возможно, ребенок переживает конфликт со сверстниками или с учителем. Тревога, печаль, раздражение могут проявляться в телесных симптомах — боли в животе, расстройства стула, тошнота, головные боли, мышечные спазмы.
Особенно выражены такие ощущения, когда ребенок лишен возможности обсудить свои проблемы со взрослыми, получить эмоциональную поддержку или конкретную помощь. Дети избегают таких разговоров по разным причинам — часто это страх или стыд, неуверенность в том, что их поймут, опасение услышать «это все ерунда, не делай из мухи слона, не будь тряпкой — ты со всем справишься».
Поэтому нужен доверительный разговор — и если родители понимают, что ребенку сложно поделиться с ними, то лучше вовремя привлечь третью сторону — педагога или психолога. Иногда подростки отрицательно относятся к общению со школьным психологом — «вдруг кто-то подумает, что я странная или узнает, какие у меня проблемы». В таком случае рекомендую найти психолога за пределами школы.
Вторая причина подобных жалоб на самочувствие — манипуляция, привлечение внимания, тактика избегания трудностей и страх возможной неудачи. Иногда это осознанное поведение подростка, иногда бессознательное в случае демонстративной акцентуации личности. Также я не исключаю и вариант тревожного расстройства — когда уровень беспокойства зашкаливает и может вызвать много телесных проявлений вплоть до панических атак.
Остановлюсь подробнее на тактике избегания трудностей и страха неудач. Учебная программа усложняется и, даже если в начальных классах проблем у ребенка не было, в средней и старшей школе не все могут справиться с нагрузкой. Как практикующий психолог я хочу обратить внимание родителей на то, что сейчас именно из-за этого многие подростки переживают стресс и депрессию — в явной или скрытой форме. Если же к домашней работе добавляются репетиторы, дополнительные занятия, если есть давление и завышенные ожидания со стороны родителей, то ребенок может оказаться психологически не готов к такому темпу.
Появляется страх не справиться, эмоциональное выгорание, нарушение сна, физическая усталость, вредные пищевые привычки. Жалобы на плохое самочувствие могут быть как совершенно искренними, так и ложью, к которой подросток прибегает, чтобы избежать нагрузки.
Авторам вопроса я советую прочесть несколько книг, которые тоже помогут разобраться в ситуации:
Фото: Shutterstock / Maya Kruchankova
Вкусно и опасно: питание как причина острого панкреатита у детей
Такая форма воспаления поджелудочной железы у детей чаще всего развивается как хроническая проблема, но в случаях систематического нарушения питания возможно обострение болезни.
Симптомы реактивного панкреатита у детей
Боль при реактивной форме панкреатита сосредотачивается в области пупка (при вопросе «где болит» дети чаще всего указывают именно это место). Но бывает и так, что ребенок указывает на другую часть брюшной полости. Это связано с незрелостью детской нервной регуляции: малышу может казаться, что болит в разных частях живота. Именно поэтому точно связать наличие боли с проявлением реактивного панкреатита может только врач.
Помимо боли проявляются и сопутствующие симптомы реактивного панкреатита у детей 1 :
Причины реактивного панкреатита у детей
В отличие от взрослых, дети чаще реагируют на инфекции и воспаления именно нарушением работы поджелудочной железы.
Наиболее характерными причинами реактивного панкреатита у детей являются 1 :
Продукты, которые могут провоцировать возникновение реактивного панкреатита у детей:
Лечение реактивного панкреатита у детей
При появлении симптомов панкреатита необходимо сразу же обратиться к врачу. Некоторые формы панкреатита требуют интенсивной терапии в госпитальных условиях!
Диагностика заболевания проводится с помощью анализа крови (биохимии) и ультразвукового исследования брюшной полости. Если диагноз определен правильно, то лечение реактивного панкреатита у детей имеет те же принципы, что и терапия острой формы болезни.
Механизм лечения реактивного панкреатита включает в себя диету и комплексное лекарственное воздействие. Это могут быть антибиотики, ферменты, антигистаминные препараты – правильную схему медикаментозного лечения должен определить врач.
Важным условием лечения реактивного панкреатита у детей является диета. Принципы питания при болезни подразумевают:
Первые сутки лечения врач может рекомендовать провести на лечебном голодании, которое допускает употребление лишь минеральной воды без газа. И уже на следующий день можно вводить легкий куриный или кроличий бульон, каши, отварные измельченные овощи (исключая капусту, бобовые, редьку и редис), нежирный творог, омлет.
Медикаментозное лечение у детей реактивного панкреатита направлено на:
Гастроэнтеролог Анна Злобина: «Болит живот? Забирайте ребенка из школы!»
Нет волшебной таблетки, которая решит проблему школьной столовой
– Вы можете уверенно сказать, что часть пациентов точно попадают к вам из-за плохого школьного питания?
– Ко мне приходят дошкольники и школьники. И у родителей первых проблема: как же мой ребенок пойдет в школу и что он будет есть, у нас аллергия, непереносимость и так далее. Что делать? Идти в школу, деваться некуда.
В первом-втором классе – стресс первого учебного года, походы строем в столовую, другой режим питания. Адаптироваться смогут лишь 30%, остальные 70% окажутся в кабинете у врача. Это дети, которые в будущем получат гастродуоденит, гастрит, холецистит, запор и другие проблемы. На школьное питание наложатся стрессы и психосоматика, и мы получим букет заболеваний. Плюс к этому с 11-12 лет дети выйдут из-под контроля родителей и начнут покупать вредное: чипсы, колу, фастфуд.
Девочка-подросток 14 лет с болями в животе и рвотой – это нормальная рабочая ситуация на приеме.
– И что вы предлагаете родителям и детям?
– Понятно, что главное – это режим питания. Нет волшебной таблетки, которая решит проблему школьной столовой. Я была в комиссии по питанию как представитель родительского комитета. Мы прошлись по лучшим школам ЦАО, и на бумаге вроде бы было все съедобно, а по факту я не знаю, что надо было делать с продуктами, чтобы так испортить еду. У еды же есть еще органолептические свойства: вкус, цвет, запах. Сейчас много гиперсенситивных детей, которым все это важно. Они не будут это есть: серую кашу, слипшиеся макароны, сосиски зеленого цвета.
У младших детей мало времени на еду. Завтрак минут 20 и обед минут 25. Привели первоклассников, кто-то что-то потерял по дороге, кто-то шнурок завязывает. В тарелке кипяток. Ждем, пока еда остынет. А потом пора уходить. Плюс массовая столовая – это шум и грохот. Чувствительным детям сложно сосредоточиться и воспринимать пищу правильно.
– А качество пищи вы как оцениваете? Родителей убеждали, что еда, привезенная в школу уже готовой, гораздо лучше и вкуснее.
– Я считаю, что это не очень хорошо. Это самолетная еда. Сколько раз ее можно съесть? Плохо, что нет выбора. И вот эпидемиология. Понятно, что комбинат питания прикроется любой бумажкой, но прокололись они, допустим, с поставщиком – и опасная еда отправится не в одну школу, а в десятки и сотни. Хорошо еще, что сейчас нет сухих завтраков, рыбных палочек и витаминизированных напитков.
Мне бы хотелось назвать все это разрухой, но это резкое слово. Просто ощущение, что массовой школе не до этого. Если примут закон, что нельзя приходить со своей едой, я это могу назвать не иначе как выживанием из школы.
– Вы спрашиваете на приеме про то, что едят дети в школе? Что вам отвечают?
– Да, я задаю такой вопрос. И получаю ответ: ребенок в школе ничего не ест. С собой ничего не даем, потому что он не съедает. Или достает еду, а дети смеются. Это часто бывает, особенно в начальной школе. Или учительница не разрешает есть в классе. Как правило, я вижу ребенка в стрессе, с недобором веса, начинающимся гастритом.
– Вы говорите: перестаньте питаться в школе?
– Я хуже говорю, особенно когда есть уже реальные проблемы со здоровьем. Забирайте ребенка из школы. Есть дистанционное, заочное, семейное образование.
Но это не только из-за питания, а из-за целого кома проблем, которые по-другому не разрулить. Даже еда, которую дети берут с собой, должна находиться какое-то время в холодильнике. В школе их нет. Теоретически это все можно организовать. Есть же такое в Японии. Каждый ребенок приходит со своим бэнто (традиционный японский обед, упакованный в коробку. – Прим. ред.). И если посмотреть обеды разных стран, у них все есть в наборчике: сухофрукты, фрукты, овощи, цельнозерновой хлеб. А у нас яблоко или груша, которые тухнут в портфеле.
«Мама, у меня болит живот!»
– Что это за ком проблем, который вы упомянули? Стресс?
– Да, когда у ребенка уровень стресса так высок, что присоединяются психосоматические проблемы. Как идти в школу, начинается рвота. Или переступил порог учебного заведения – диарея. Страх так силен, что ребенок боится выходить из дома.
В туалетах далеко не везде есть закрывающиеся кабинки. Эта ситуация унижает человека. Дети начинают бегать во время урока в туалет, чтобы не делать свои дела при всех. Учитель нервничает, перестает отпускать. У меня был пациент: мальчик, учился в начальной школе. Когда он сидел в туалете, старшие дети сняли его на видео и выложили в ютуб. Посмотрела вся школа, а ребенок перестал ходить в туалет вообще. Начал терпеть, постоянное удерживание естественного позыва привело к тяжелым запорам, а потом к энкопрезу.
Ребенка забрали из школы, потому что не было другого выхода. Он был год дома, ходил к психологу, восстановился, и его перевели в другую школу.
– Из-за чего еще бывает стресс, который приводит к болезням пищеварительного тракта? Экзамены?
– Есть категория детей, которые готовятся к экзаменам, словно над ними висит дамоклов меч. Многие от волнения постоянно бегают в туалет. У меня есть мальчик, который не может выйти из дома. Мама говорит: «Знаете, мы пропустили два месяца, сидим дома, ничего не помогает. Наверное, у нас что-то с кишечником». «А в школе сложности есть?» «Ой, у нас там такое творится, учительница по математике терроризирует весь класс, и в тот день, когда математика, он запирается в туалете». Но я врач и ничего не могу сделать с учительницей.
– То есть вы в основном разгребаете последствия обучения в массовой школе?
– У меня иногда руки опускаются. Если ребенок заболел, поехал на шашлыки, потом его тошнило – это понятно. Или маленький ребенок боится горшка. Или в рацион вводят новые продукты, и у малыша функциональные нарушения – с этим тоже все ясно. Это решаемые проблемы. А тут вопросы не в твоей компетенции. Ты не можешь убрать нехорошего учителя, поменять комбинат питания, поговорить с одноклассниками… Есть боевые родители, которые качают права, и ребенок чувствует защиту. Но чаще они боятся, не хотят связываться.
Например, у моего ребенка дислексия. Как-то едем на маршрутке в школу, дочь становится бледного цвета: «Мама, у меня болит живот!» Возле школы я встречаю учительницу и говорю, что у ребенка болит живот, если она плохо себя почувствует, позвоните мне, я заберу. А учительница отвечает: «А я знаю, почему у нее болит живот! Я ей сказала, что буду спрашивать перед всем классом. Она будет читать букварь». А дочь читать не может. Стресс остался на всю жизнь, сейчас ей 15, и она до сих пор боится читать вслух.
Очень много случаев, когда ребенка забирает скорая из школы по причине болей в животе. Мамы рассказывают, что не могут работать, каждый раз им звонят: «Забирайте! Вызвали скорую!» Ничего не находят, кишечная колика. Ситуация повторяется из раза в раз как сигнал: «Заберите меня отсюда».
Я желаю всем быть внимательными родителями, замечать эту связь.
– А это сигнал только школьных проблем? Есть же еще и семейные: развод, скандалы, другие причины стресса.
– Иногда это рождение младших братьев и сестер. Но, как правило, большинство причин больного живота надо искать в школе. Например, повышенные требования. Пошел в первый класс, а у него еще пять кружков. Ему нравится, он везде ходит с удовольствием. Но почему-то болит живот. Или у ребенка что-то не получается с учебой, к третьему классу темп увеличивается, начинает болеть живот. Или появляется тошнота.
И когда спрашиваешь, как ребенок учится, выясняется, что домашнее задание делают по пять часов всей семьей. Официальное разрешение не ходить в школу можно получить, только заболев.
– А если ребенок манипулирует родителями таким образом? Может, и не сильно у него живот болит. А родители в школу не пустили – ну и отлично.
– Я не верю, что ребенок – манипулятор. Дети по своей природе любознательны и активны. И если он вдруг ничего не хочет и ссылается на больной живот, значит, есть сложность. Больше всего дети страдают от родительского перфекционизма: у моего ребенка должно быть все идеально, и в школе он тоже должен быть лучшим. И ребенок старается оправдывать ожидания, пока силы не закончатся.
У меня наблюдается ребенок, у которого синдром раздраженного кишечника. Его обследовали, ничего ужасного не нашли. Но как только в школу – он запирается в туалете. По факту, он сидит дома с репетиторами. И мама говорит: «Ну как же, у нас математический класс! Какова ценность класса, если человек сидит дома? Нет, вы не понимаете, мы так хотели попасть в гимназию!» Ребенку важно, чтобы родители принимали и любили его таким, какой он есть, а не только за достижение целей.
– Во всех ли семьях сейчас озабочены достижениями?
– Я работаю с разными группами населения. И в коммерческом центре и государственной больнице, где люди три месяца ждут очереди, чтобы попасть к врачу бесплатно. У людей, которые заняты выживанием, проблемы совсем другие. Психосоматика у детей из таких семей бывает гораздо реже. А заболевания связаны с низким уровнем жизни и плохим питанием из-за этого. И денег на лекарства у них нет. Они очень радуются, когда я говорю: диета, минеральная вода и все.
Безусловно, нельзя все списывать на психосоматику, всегда при наличии жалоб врач должен провести объективное обследование и назначить лечение. Психосоматика при заболеваниях органов пищеварительной системы – это тот фактор, на который чаще всего забывают обратить внимание. Не учитывая его влияние, бывает очень трудно помочь пациенту.
Фото: Сергей Щедрин
Мы поели, мы покакали, у нас болит живот
– Как все же понять, болит у ребенка живот всерьез или не совсем?
– Если у человека серьезно болит живот, нет эффекта от диеты, симптоматического лечения, гастроэнтерологи обычно назначают обследование – гастроскопию (ФЭГДС), пациенты обычно соглашаются, когда действительно проблема есть. Как только они говорят: «Нет-нет, мы этого делать не будем, у нас все прошло», то проблему, скорее всего, не найдут.
У всех разный порог чувствительности. Кто-то из детей кричит, плачет, прямо загибается. Родители измотаны, не знают, что делать. Часто это дети, склонные к демонстративному поведению. Отправляем на обследование, делаем гастроскопию и ничего не находим. А есть дети, которые молча и послушно делают, что им говорят. У меня был мальчик-подросток с язвой желудка, которая осложнилась перфорацией, и его госпитализировали по скорой. Он ни на что не жаловался, просто молча ходил с язвой. Это называется «немая язва», к счастью, у детей встречается не часто.
Если дети привлекают так внимание, надо понять, а зачем. А если ребенок молчит, это не значит, что все отлично.
– И как вы поступаете, как врач?
– У меня принцип работы один. Меня учили этому мои учителя. Не рекомендуй пациенту то, что бы не назначил своему ребенку. Вот я дочери не могу сказать: «Врешь ты все!» и выпихнуть в школу.
Я стараюсь к решению вопроса подходить комплексно. Если есть проблема с учебой, советую посетить невролога, чтобы исключить какие-то состояния. Есть, например, такие формы эпилепсии, которые проявляются болями в животе. Ребенку делают энцефалограмму и выявляют эпилептическую активность. А лечат упорно от дискинезии.
Мозг наш может хуже или лучше работать в зависимости от самочувствия всего организма, в том числе пищеварительного тракта. Если ребенок не ходит в туалет, у него интоксикация, а дальше и поведение соответствующее. А если у него диарея, нарушено всасывание питательных веществ и они не усваиваются, мозг их не получает, страдает также и физическое развитие.
– Есть родители, которые вас не слышат?
– Конечно. В основном это связано с неприятием информации, что ребенок может быть действительно болен. «У нас все хорошо, этого быть не может. Какая еще психиатрия, неврология, что вы, доктор, несете. Мы никуда не пойдем, назначайте нам лечение, чтобы не болело». Проблема не решается. Когда такие пациенты слышат не то, что хотели, они уходят к следующему врачу.
– А есть какой-то самый популярный запрос от родителей? Вы его слышите и хватаетесь за голову: опять это!
– Есть популярные типажи. Вот вчера на приеме мальчик почти 18 лет. Пришел с мамой. Огромный парень, уже развитый мужчина. Мама говорит: мы поели, мы пописали, мы покакали, у нас болит живот. Когда приходит родитель, который не отделился от ребенка, это для врача тяжело. Родитель свои опасения и тревоги, всю энергию направляет на этого ребенка. Я говорю парню: «Ложись на кушетку». А он на маму смотрит. Очень мало приходит самостоятельных детей.
– Влияет ли это на течение и ведение заболевания?
– Конечно. Я же говорю и с ребенком. Самостоятельному я объясняю, что он должен есть, пить, когда перекусывать, и он слушает и понимает. А когда детская воля полностью подавлена родительской, то он и маму слушать не хочет, и сам ни во что не включается. Она ему: «Ешь суп!», а ей в ответ: «Не буду!» – «Тебе доктор сказал!» – «Ну и что!»
– Как это на приеме выглядит?
– Мама приходит, эмоционально рассказывает, как сдали то и то, как в больнице лежали, ребенок сидит с телефоном и в наушниках. Весь прием. Я задаю вопрос, он так один наушник вытаскивает: «Чего?» – «У тебя болит живот?» – «Не, не болит». И назад наушник.
А мама: «Да вы его не слушайте, у него все болит и вообще все плохо». Я вижу, что ребенок весит 90 кг, анализы плохие, и со здоровьем проблема. И мне надо доводить рекомендации, а он в наушниках. И даже если мама заставит слушать, он выйдет из кабинета и сразу скажет ей, что ничего этого делать не будет.
Или приводят ребенка, у которого болит живот. Мама его за прием раз сорок, если не сто, спросит: «У тебя сейчас болит живот? А сейчас? А вот сейчас болит?» Ребенок: «Кажется, болит». Но если каждые 5 минут спрашивать, то и у врача к концу приема заболит. Конечно, нужно при жалобах обращаться к врачу, но также родителям можно и важно научиться самим оценивать ситуацию. Много сейчас хороших ресурсов, врачи ведут блоги, эфиры, отвечают на вопросы. Если у ребенка болит живот, это ни с чем не спутаешь, его необязательно спрашивать каждую секунду.
– Что вы делаете в случае психосоматики?
– Когда родитель говорит, что везде все плохо, я всегда спрашиваю, а в чем хорошо, есть ли какая-то сильная сторона в жизни ребенка. И выясняется, что ее нет. А так не бывает.
Я всегда советую найти сильную сторону. То, что у ребенка получается. Чтобы он хоть в чем-то чувствовал себя уверенно. И тогда все остальные вещи будут подстраиваться.
Часто ребенок учится у «сильного учителя», кстати, всегда вздрагиваю от этого словосочетания, и ни на что времени больше нет. Я советую найти ребенку отдушину. Сейчас дети мало занимаются спортом. Раньше много приходило детей-спортсменов, они просили, чтобы им непременно поставили отметку «здоров». А сейчас таких очень мало.
Три года назад я создала страницу в фейсбуке «Гастрошкола для родителей», где я делюсь той проверенной и интересной информацией, которую не успеваю дать на приеме, так как это время ограничено. Там есть многое, например, о том, что дать ребенку в школу, каким должен быть полезный перекус, и многое другое.
Не надо отнимать у детей все конфеты этого мира
– Какие идеи про питание сейчас популярны среди родителей?
Приходят родители с маленькой девочкой трех лет, у ребенка запоры. Я спрашиваю, что ест. Выясняется, что ничего, плохо ест. Но есть аллергия на белок коровьего молока. «И что вы делаете?» – «Даем соевое». – «Сколько?» – «Да сколько угодно, оно же не коровье». Ребенок выпивал полтора литра в день. И, конечно, не хотел есть тушеные кабачки, в руках же всегда сладкое соевое молоко.
Потом увлечение безглютеновыми продуктами. «Нам запретили есть глютен, потому что у нас непереносимость» – частая фраза. И родители едут в магазин и покупают безглютеновые вкусняшки. Я уж не говорю, сколько эти продукты стоят. Но они содержат много всего неполезного. Это настоящий химический продукт, с большим количеством крахмала, который ничем не отличается от «барни», разве что без глютена.
– Еще есть диеты, многие подростки увлекаются ими.
– Любая диета должна быть обоснована. То давайте питаться раздельно, то давайте питаться без углеводов. Но пища – это лекарство. Может быть полезной или неполезной.
Диета – терапия, а диетолог – врач. Для любой терапии есть показания, противопоказания и побочные действия. Нельзя начинать терапию без врача.
Человек начинает резко худеть, а потом у него появляются камни в желчном пузыре.
Вот ученые обнаружили, что такой-то продукт влияет на работу мозга и надо его есть много. Я против этого. Все дружно едят омегу-3, а у кого-то проблема с желчным пузырем. Если человеку туда еще рыбьего жира нальют, ему будет совсем нехорошо. Дети, которые попили таких витаминов, приходят очень часто. Нередки ситуации, когда приводят бледного голодного ребенка, которому совершенно необоснованно назначена строгая диета, часто без контроля со стороны диетолога, гастроэнтеролога.
Современный подход такой – диета должна быть с учетом индивидуальных непереносимостей и подстроена под особенности конкретного человека. Раньше всем рекомендовали общие диеты: стол номер 3, 4 или 5, сейчас это уже уходит в прошлое.
– А пробиотики? Правда ли, что ими можно себя поддерживать в период ОРВИ? И можно не заболеть даже?
– ¾ иммунной системы находится в кишечнике. Если я сейчас скажу пить курсом, люди прочтут и будут пить. А есть люди, которым противопоказаны пробиотики. Я не считаю их безобидной витаминкой. Например, люди с аллергией на коровий белок крайне плохо реагируют на пробиотики. А у людей с аутоиммунными заболеваниями кишечника пробиотик может спровоцировать обострение. Я не даю общих рекомендаций никогда.
– Тогда как не заболеть или переболеть простудными заболеваниями легко, раз ¾ иммунной системы в кишечнике?
– Не закидывать в себя того, что способствует размножению патогенной флоры: сладкого, мучного. Не забывать про разные виды овощей: зеленые, оранжевые. Не забывать про зелень и специи. Те же куркума, орегано, гвоздика, кардамон способствуют пищеварению. Важна сезонность питания. То, что хорошо летом, не очень хорошо зимой. Слизеобразующих продуктов, например, картошки, должно быть меньше. Достаточное количество чистой воды. Надо питаться разнообразно, руководствуясь здравым смыслом.
– Какой главный совет для тех, кто хочет подключить здравый смысл?
– Не нужно увлекаться полезностями. Все должно быть в меру. Это главный совет. Не надо, например, отнимать у детей все конфеты этого мира. Родители прямо на приеме говорят: «Ты понял? Больше конфет не получишь!» Это угроза, дети у меня рыдают в кабинете.
У меня даже есть мама, которой в детстве конфет вот так не давали. И она сказала, что ее дети будут есть сладкое сколько угодно. У них сникерсы и марсы были вместо завтрака, обеда и ужина. Что было с зубами у этих детей – отдельная история.
– Как все же правильно организовать питание школьника?
– Освободить свой холодильник от мусорных продуктов. Тех, которые можно легко взять и съесть. Отрезал колбаски и вроде как поел – такого быть не должно. По возможности, покупать хорошие продукты, не обязательно фермерские. Главное, без сложного состава. Вот этих сладостей, на которых мелкими буквами написано много всяких «Е». Меньше использовать искусственных, переработанных продуктов. Там много сахара в составе.
Готовить из цельных, простых продуктов. Перестать покупать то, что на кассе, и маленьких детей в магазин желательно не брать, лучше им объяснять по возможности, что полезно, а что не очень. Для перекуса искать что-то полезное.
Учить детей готовить, в конце концов. Многие подростки не умеют готовить. Кто из девочек сварит борщ в 13 лет? Наши бабушки умели уже готовить в этом возрасте. Сейчас в лучшем случае яичницу сделают. Поэтому у них формируется поведение – купить готовый продукт, полуфабрикат. Раньше в школах было домоводство. А сейчас все ли школы оборудованы плитами? Почему на ЕГЭ надо натаскивать, а на жизненные вещи нет?