Болгарская столбица что это
В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.
На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.
Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.
Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.
Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.
Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.
Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.
Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.
Болгарский метод «Столбица» Б. Тричкова
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.12.2019 |
Размер файла | 2,4 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста. Разучивание и исполнение песен и попевок у дошкольников. Методические рекомендации по формированию музыкальных знаний на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.
дипломная работа [711,6 K], добавлен 14.06.2015
Основы музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста. Работа над музыкально-ритмическими движениями. Определение уровня музыкально-ритмического развития.
курсовая работа [68,7 K], добавлен 01.07.2014
Хоровое пение с этнокультурным элементом. Разработка творческой системы музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира. Формирование гармонически просвещенной, общественно деятельной, богатой духовной личности.
реферат [18,6 K], добавлен 31.01.2015
Музыкально-творческая деятельность участников эстрадного коллектива в условиях учебного процесса в студиях и других учебных заведениях. Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления творческими способностями, его этапы.
курсовая работа [54,5 K], добавлен 01.11.2013
Сущность, основные характеристики диалога в музыкальной педагогической деятельности. Особенности работы в классе сольного пения. Разработка педагогических средств (приемов и методов) реализации диалога в классе сольного пения в детской вокальной студии.
дипломная работа [77,7 K], добавлен 14.01.2015
Музыкальное воспитание в Болгарии. «Столбица» Б. Тричкова
Нац самобытность болгарской музыки ярко проявляется в певческой культуре народа, которая воспитывается в детях с 1-х лет жизни. Уроки музыки проводятся с 1-9 класс, в 10-12 классах – факультативные занятия по 2 часа в неделю. В подготовит классе дети учатся петь по слуху, водят хороводы с пением под музыку, играют. Со 2-го класса – основные виды занятий – музыкальная грамота и пение 2 часа в неделю. В 6-м классе уч-ся знакомятся с развитием муз культуры Болгарии, в 9-м классе приобретают знания по зарубежной истории музыки, знакомятся с муз стилями и жанрам: соната, симфония, полифония. Но основой массового муз воспитания явл нар песни с их самобытным мелосом и ритм структурой.
Широкое распространение в процессе обучения муз грамоте получил вспомогательный метод «Столбица», разработанный и впервые опубликованный в 1923 г Борисом Тричковым (18881 – 1994). Применение этого метода дает хорошие результаты в овладении муз грамотой – дети поют по нотам. Простой, доходчивый, занимательный прием «Столбицы» особенно помогает в работе с детьми в общеобразовательной школе.
Термин «Столбица» (лестница) имеет 3 значения:
Наглядное пособие, чертеж
— воспитание чувства ритма (отстукивания такта ударом)
— воспитание любви к музыке и пению, активного желания петь
— диагностика голосов (выявление неверно поющих детей)
— пение с закрытым ртом
— пение на тихой звучности
В качестве 2-й особенности своего сборника Тричков отмечает начальные ритм упражнения (с ходьбой, хлопками, стуком), с эл-тами звукоподражания: колокол, кукушка и.др.
Большое внимание уделяется выразительному худож пению. В помощь педагогам сделан подробный разбор некоторых из песен.
Во время заучивания песен на слух педагог анализирует с детьми:
— направление мелодической линии при помощи движений рук
— изображает направление мелодии с помощью графического чертежа
Пение во 2-м классе – переход на «сознательное» пение по нотам, 2 этапа:
— усвоение гаммы в поступенном движении
— усвоение гаммы со скачками
Использование чертежа-лестницы (нагл пособие) помогает детям освоить пение гаммы. Для стимулирования интереса и активности детей проводятся игры:
— «живая гамма» (игра в пианино») – 8 детей выстраиваются в ряд и каждому дается тоновое название ступени из гаммы. Учитель или ученик встает перед пианино» и указывает на отдельных детей (клавиши), причем каждый ребенок поет заранее определенный для него тон. Такие игры проводятся на уроках пения в течение всего нач курса, они способствуют развитию слуховых представлений тонов гаммы, которые подготавливают «сознательное «пение по нотам. Тричков установил след порядок ступеней с процессе осознания гаммы До мажор: 1,8,5,7,2,6,3,4. Фиксирование тона соль (5 ст) происходит при помощи скачка с любого тона гаммы и через поступенное движение от до (1-й октавы) с помощью чертежа лестницы на доске. Упражнения и игры закрепляют слуховое представление ноты соль как 5-й ступени До мажорного лада.
После необходимого теоретического выяснения структуры главных трезвучий, переходит вводит 3-хголосное распевание в форме «дыхательной гимнастики» и упражнения на внутриладовую переменность. И.т.д.
Уроки музыки в нач классах ведут педагоги, преподающие остальные предметы и имеющие высшее образование.
В 5-8-х классах пение преподает учитель, окончивший в педагогическом институте спец фак-т (совмещая 2 предмета, например родной язык и пение).
В 9-12 классах уроки пения ведут выпускники консерватории, где созданы спец педагогические факультеты.
В последние годы в Болгарии в школе вводятся новые методы преподавания на уроках музыки: импровизация и игра на муз инструментах – свирели, металлофоне, дудках, мелодике (тип аккордеона) и др. Основными видами муз деятельности на уроке явл хоровое пение и игра на муз инструментах. Слушанию музыки отводится небольшое время.
6. Музыкальное воспитание в Японии.
В госуд и частных школах обучение ведется по общим программам Национального министерства просвещения, но учителя корректируют их с учетом местных условий. Музыку для пения, слушания и объем муз грамоты разрабатывает кабинет музыки Научно-исследоват института. Сотрудники института также создают пособия для учителей и учебники для учащихся. Пособия выпускаются ежегодно, большими тиражами, хорошо оформлены и выдаются детям бесплатно.
Особое значение японцы придают начальному муз воспитанию детей. Они справедливо считают, что именно у младших школьников воспитывается интерес и любовь к музыке, к разным видам муз деятельности. Японские педагоги ставят перед собой задачу способствовать активному самовыражению детей в музыке, творческому проявлению себя в ней.
Уже в 1-м классе перед педагогами стоит задача обучить детей целому комплексу умений и навыков: ребята учатся правильно сидять и дышать во время пения, понимать основные дирижерские жесты, петь легким напевным, ненапряженным звуком, разучивают и исполняют песни.
Прежде чем обучать детей игре на муз инструментах, большое внимание уделяется развитию чувства ритма. Учащиеся различают на слух и отражают в движениях равномерную пульсацию, темп, ритмический рисунок мелодии. Особое внимание уделяется навыку определения сильных и слабых долей в 2, 3, 4-хдольных размерах. Дети прохлопывают или отстукивают сильную долю такта, слушая и исполняя песни. Сначала дети учатся выполнять однострочные упражнения, затем более сложные: одна группа прохлопывает ритм, другая отстукивает сильную долю т.д. Эти упражнения подготавливают знакомство детей с простейшими ударными инструментами: бубнами, кастаньетами, маленькими барабанами, треугольником, тарелками, а также предшествуют обучению нотной записи.
Обучение по нотам проходит на ладовой основе по абсолютной системе: сначала используется «лесенка», затем на нотном стане (без скрипичного ключа) в соответствии с движением мелодической линии изображаются звездочки, внутри которых – названия нот, затем звездочки заменяются нотами. Вначале появляются четверти, затем половинные и восьмые.
Сразу же после знакомства с нотами и длительностями учащиеся приступают к обучению игре на металлофоне, губной гармошке и фисгармонии. Разучивание и исполнение песенок становится все более разнообразным. В программу включены не только японские песни, но и песни других народов, в том числе и русские. Сначала дети разучивают песню со словами, потом по нотам ( в следующих классах наоборот); затем исполняют отдельные фразы на металлофоне, фисгармонии, губной гармошке. Игра на ударных чередуется: в запеве сильную долю отбивает барабан, слабую – бубен; а в припеве вступают тарелки и кастаньеты.
Школьный год распадается на 3 триместра и продолжается 38 недель. В 1-м триместре дети овладевают навыком ритмического 2-хголосия, во 2-м начинают выполнять на инструментах несложные 2-хголосные упражнения (1-й голос исполняется на фисгармонии, 2-й на металлофоне и соответственно пропевается голосом во время исполнения на инструменте). Такой путь, по мнению японских педагогов, создает надежную основу для овладения навыком хорового двухголосия.
Слушая музыку в 1-м классе, дети определяют характер муз произведений, темп, динамику, регистр, тембр, различают простую 3-хчастную форму (АВА), простейшие жанры музыки. В дальнейшем задания усложняются и к 6-му классу дети играют достаточно сложные муз произведения, изложенные в 7-8-ми строчной партитуре.
Таким образом, значительное место на уроке музыки в начальной школе занимает обучение детей игре на муз инструментах. Благодаря этому удается привлечь детей к активному участию в муз занятиях всех детей, пробуждать у них любовь и интерес к музыке.
Учебный план и программы по музыке составляются таким образом, чтобы непосредственное участие детей в муз исполнительстве способствовало активному и систематическому развитию муз слуха и подготавливало к восприятию более сложных произведений. В каждом последующем классе увеличивается время для слушания музыки. Школьники знакомятся с произведениями классической и современной музыки, с выдающимися исполнителями. Портреты композиторов и небольшие рассказы о них помещены в учебниках.
Во время слушания музыки учитель широко использует технические средства, видеомагнитофонные записи.
Один раз в неделю транслируются телевизионные муз-образовательные передачи, которые записываются школами на магнитофон. Затем учителя используют их на уроках, органически включая в ход учебного процесса. В японских школах применяются проекторы, передающие на экран диапозитивы на специальной пленке – отпадает необходимость писать на доске нотные примеры и партитуры.
В Японии своеобразная система учета и контроля во время урока музыки. Знания и умения проверяются учителем, но оценки не ставятся. Педагоги, по их словам, лишь ведут наблюдение: 2 раза в триместр проводятся фронтальные опросы, проверяются знания и навыки по всем разделам. В результате выставляются итоговые оценки за триместр.
Почти в каждой школе есть хоры. Ребята занимаются в них 2 раза в неделю, собираясь на репетиции по партиям и всем хором. Всю работу с хором ведет учитель музыки. Особо следует отметить такие характерные явления для музыкальной жизни Японии как организация огромных сводных оркестров юных скрипачей. Большую роль в культурной жизни Японии играет хоровое общество «Поющие голоса Японии», объединяющее любителей хорового пения.
Материал для открытого урока на тему «Болгарская «Ступица» и Болгарская «Столбица» на уроках сольфеджио».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В данной работе рассмотрены наглядные пособия «Болгарская Ступица» и «Болгарская Столбица», с которыми можно активно работать на уроках сольфеджио, добиваясь развития навыков свободного владения различными элементами музыкального языка.
Наглядные пособия условно или буквально обозначают различные элементы музыкального языка: ступени лада, интервалы, аккорды, ладовые функции, ритмические фигуры, типы движения голосов в двухголосии и т.д. Это различные таблицы, карточки, рисунки, которые изготавливаются для каждого учащегося индивидуально или для работы педагога с группой учащихся. Они должны быть доступны и понятны детям,хорошо видны,ярки, удобны в работе. Наглядные пособия помогают быстрее усваивать материал.
Номер материала: ДБ-1061629
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методическая статья «Сольфеджио-это интересно!»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сольфеджио всегда считалось обязательным учебным предметом, необходимым как для профессионального обучения, так и для общего всестороннего развития каждого ученика во всех звеньях музыкального образования. Кроме того, оно всегда вызывало много дискуссий: к ак сделать этот предмет востребованным и интересным, какими методическими приёмами должен владеть педагог, чтобы работа над развитием музыкального слуха стала интенсивной и увлекательной?
Сегодня, когда в соответствии с Федеральными государственными требованиями ДМШ/ДШИ реализуют программы предпрофессионального обучения, положительные ответы на все эти вопросы особенно важны.
Каждый ученик ДМШ и ДШИ должен научиться применять полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки для практического музицирования, стремиться к всестороннему развитию музыкального слуха, к пониманию закономерностей музыкального языка, к восприятию музыки разных эпох и стилей. Гармонично развитая творческая личность всегда найдёт свою дорогу, будет открытой к восприятию и созданию красоты, как в жизни, так и в искусстве.
Роль педагога-музыканта в воспитании такого творческого отношения к жизни является определяющей. Именно поэтому каждый педагог должен много читать и анализировать свою работу, хорошо разбираться в психологии, быть восприимчивым к новой информации, творческим и интересным для своих учеников.
Напомним несколько афоризмов. Они наиболее важны для молодых, начинающих педагогов, так как обобщают жизненный и педагогический опыт великих Учителей настоящего и прошлого.
Афоризмы о педагогике
С наибольшими и важнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении в детском возрасте.
Где для детей польза, там же должно быть и удовольствие.- М. Монтень
Любая программа обучения основывается на законах притяжения ученика-учителя. Триединый закон педагогики, закон взаимодействия учителя и ученика: взаимозависимость, взаимосвязь, взаимопомощь.
То, что эмоционально неинтересно, не может быть методически целесообразным.
Формирование творческих навыков учащихся возможно в том случае, если эти навыки сформированы у самого учителя.
Никто не может уходить с урока «бескрылым».- К. Станиславский
Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио. Никогда не удавалось ещё добиться значительных результатов там, где царили скука и формальное прохождение сольфеджио. При этом надо обеспечить верную направленность всего процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые практически-действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.- А. Островский
Учитель должен выполнять три ролевые задачи: педагога, актёра и режиссёра одновременно. Это должен быть вездесущий Фигаро, непрерывно фантазирующий, профессионально владеющий инструментом, вовлекающий всех в действие и на ходу режиссирующий происходящее в классе.- Е. Лернер
Урок сольфеджио и его организация
В детских музыкальных школах группы по сольфеджио должны комплектоваться только по возрастному принципу – это требование педагогики,так как методику и формы работы на уроке определяют возрастные особенности детей.
Так, в младших классах основой усвоения детьми программных требований является эмоциональное восприятие музыки, яркость и осознанность музыкальных ощущений.Поэтому педагог должен воспитать внимание, активность детей в накоплении слуховых впечатлений,используя принципы игрового сольфеджио.Урок необходимо вести в хорошем темпе, ярко,эмоционально,используя разнообразные формы работы.
В средних классах основой работы на уроке становится узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этом уровне педагог воспитывает самостоятельность детей, развивая навыки практического использования полученных знаний и умений.
С этой целью в классную и домашнюю работу по сольфеджио вводится большое количество творческих заданий на сочинение собственных мелодий,подбор аккомпанемента к ним. Учащиеся должны видеть практическую значимость полученных на уроках сольфеджио знаний, поэтому педагогу необходимо постоянно обращать внимание на межпредметные связи,используя для закрепления теоретических понятий музыкальные произведения,изучаемые детьми в классе по специальности или музыкальной литературы.
В старших классах основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям. Основными формами работы на уроке становятся освоение теоретических понятий через анализ нотного текста. Необходимо использовать в качестве музыкального материала для диктантов,чтения с листа и анализа на слух художественные образцы разных стилевых направлений.
Задачей преподавателя по сольфеджио в старших классах является создание прочной базы для дальнейшего профессионального обучения учеников, воспитание творческой личности.В условиях групповых занятий необходимо подобрать для каждого ученика виды заданий,максимально раскрывающие его способности и возможности.
Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового плана.
Материал программы распределяется по количеству уроков. В основном определяются сроки прохождения того или иного теоретического материала: тональности, ритмы, аккорды, последовательности и т.д.
Образец календарно-перспективного плана (по четвертям)