Болезнь летчика что это
Аэроотит
Аэроотит — воспалительные изменения среднего уха, возникающие в результате резкого перепада атмосферного давления. Наиболее часто аэроотит встречается у военных летчиков и профессиональных водолазов, реже — у членов экипажа и пассажиров самолета. Симптомы аэроотита и его длительность зависят от тяжести поражения. Характерны боль в ухе, снижение слуха, вестибулярные нарушения, при осложненном аэроотите — выделения из слухового прохода. Диагностика аэроотита основывается на жалобах, анамнезе, данных отоскопическогого исследования и бакпосева. Лечение аэроотита проводится в зависимости от его тяжести. Оно может включать закапывание сосудосуживающих капель в нос, общую антибиотикотерапию, санацию носоглотки, реконструктивные операции на среднем ухе.
Общие сведения
Значительные изменения атмосферного давления способны привести к баротравме содержащих воздух органов (барабанной полости, придаточных пазух носа, легких). В результате может возникнуть аэроотит, аэросинусит, повреждение легких с развитием эмфиземы, пневмоторакса, газовой эмболии. Самой частой баротравмой является аэроотит. Его развитию наиболее подвержены летчики-испытатели и военные летчики, связанные со скоростными спусками и подъемами в самолете; кессонные рабочие; испытатели в барокамерах; водолазы, погружающиеся на большую глубину. В некоторых случаях аэроотит наблюдается у отдельных пассажиров или членов экипажа самолета. Кроме того, к развитию аэроотита может привести баротравма, полученная в результате взрыва, падения на ухо или удара по нему.
Механизм возникновения аэроотита
Основной причиной возникновения аэроотита является быстрое изменение давления окружающего воздуха, которое не успевает уравновесится соответствующим изменением давления в барабанной полости. Резкое повышение внешнего давления приводит к втяжению барабанной перепонки, а резкое снижение — к ее выпячиванию. Небольшая разница внешнего и внутреннего давления сопровождается лишь ощущением заложенности ушей. Такой симптом испытывают на себе практически все аэропассажиры во время взлета и приземления самолета.
Большая разница давлений вызывает повреждение структур среднего уха от микротравм и разрывов барабанной перепонки до нарушения соединений между слуховыми косточками и их перелома. При этом тяжесть аэроотита напрямую зависит от скорости и степени изменения атмосферного давления. В результате травмы развивается воспалительный процесс в среднем ухе — отит. Изначально он носит катаральный характер, но при присоединении инфекции переходит в гнойный средний отит.
Развитию аэроотита могут способствовать воспалительные заболевания носа и верхних дыхательных путей, ухудшающие проходимость слуховой трубы: синусит, ринит, фарингит, хронический тонзиллит, аденоиды. Слуховая труба может частично компенсировать разницу давления в барабанной полости и внешней среде, тем самым предупреждая развитие аэроотита. Так, при падении атмосферного давления происходит открытие устья слуховой трубы, что способствует снижению давления воздуха и в барабанной полости. Усиленное глотание или зевание помогает открытию слуховой трубы. Однако при при отечности или воспалительных изменениях слуховой трубы этот механизм не работает и аэроотит может возникнуть даже при незначительных перепадах давления. Кроме того, при перепадах атмосферного давления более 90 мм рт. ст. самопроизвольное открытие устья трубы не происходит. В таких случаях эффективным является продувание слуховой трубы.
Классификация
В настоящее время клиническая отоларингология подразделяет аэроотит на неосложненный и осложненный — сопровождающийся воспалительным процессом. Для неосложненного аэроотита в зависимости от характера повреждений выделяют 4 степени: I — отмечается покраснение барабанной перепонки и инъекция ее сосудов; II — наблюдаются кровоизлияния в барабанную перепонку; III — разрыв барабанной перепонки; IV — имеет место нарушение цепи слуховых косточек (а — без подвывиха стремени, б — с подвывихом).
Осложненный аэроотит классифицируется по степени тяжести: легкий — II степень аэроотита в сочетании с острым серозным воспалением; средней тяжести — II или III степень аэроотита с развитием гнойного среднего отита; тяжелый — IV степень аэроотита, осложненная гнойным отитом; крайне тяжелый аэроотит сопровождается переходом воспаления на структуры лабиринта и развитием катарального или гнойного лабиринтита.
Симптомы аэроотита
Пациенты с аэроотитом жалуются на боль в ухе. Выраженность болевого синдрома варьирует от неинтенсивной, ощущаемой как некоторый дискомфорт в ухе, до чрезвычайно сильной и резкой боли кинжального характера. Боль при аэроотите сопровождается чувством распирания в ухе, шумом в нем и снижением слуха. Она может иррадиировать в угол нижней челюсти или заушную область. Разрыв барабанной перепонки проявляется резким хлопком и интенсивной болью. После него наступает выраженная тугоухость. При аэроотите с нарушением в цепи слуховых косточек, их переломом или подвывихом стремени наблюдается стойкая глухота, сохраняющейся после выздоровления пациента. Зачастую повреждения в системе слуховых косточек приводят к вестибулярной дисфункции, проявляющейся у пациентов с аэроотитом в виде интенсивного головокружения и нарушения координации движений.
При осложненном аэроотите к вышеперечисленным симптомам добавляется клиническая картина острого среднего отита с выделением из наружного слухового прохода серозного или гнойного отделяемого. Гнойный отит сопровождается повышением температуры тела и признаками общей интоксикации.
Неосложненный аэроотит I-II степени заканчивается выздоровлением и полным восстановлением слуха в течение первой недели после полученной баротравмы. Аэроотит III-IV степени с воспалительными осложнениями может протекать несколько недель и привести к образованию в барабанной полости рубцовых сращений с развитием адгезивного среднего отита.
Диагностика аэроотита
Аэроотит диагностируется отоларингологом на основании жалоб пациента, наличия в анамнезе указания на баротравму и данных проведенной отоскопии. Эндоскопическое исследование уха при аэроотите I-II степени выявляет втяжение и покраснение барабанной перепонки, инъецированность сосудов молоточка, иногда кровоизлияния в ткань перепонки. В более серьезных случаях при аэроотите выявляется разрыв барабанной перепонки и истечение через него серозного, кровянисто-серозного или гнойного экссудата.
При осложненном аэроотите дополнительно проводят бактериологический посев отделяемого из уха и мазка из зева с определением антибиотикочувствительности обнаруженных патогенных микроорганизмов. У пациентов с заложенностью носа для исключения сопутствующей баротравмы околоносовых пазух проводят их рентгенологическое исследование, при подозрении на сопутствующее повреждение легочной ткани — рентгенографию легких.
Лечение аэроотита
Аэроотит I-II степени, как правило, разрешается самостоятельно. Для ускорения процесса выздоровления проводятся мероприятия по улучшению дренажной функции слуховой трубы (закапывание сосудосуживающих медикаментов в нос, лечение заболеваний носоглотки) и введение в слуховой проход турунд с борным спиртом. Кровоизлияния в барабанную перепонку рассасываются через неделю с момента начала аэроотита. В некоторых случаях на их месте формируется рубец белесоватого цвета, но он не оказывает негативного влияния на качество слуха после выздоровления.
Неосложненный аэроотит III степени вышеописанное лечение дополняют системным назначением антибиотиков для профилактики гнойного отита. При этом введение каких-либо веществ в слуховой проход противопоказано. Терапия осложненных форм аэроотита проводится по общим принципам терапии острого гнойного отита. Для предупреждения развития адгезивного отита пациентам назначается продувание слуховой трубы по Политцеру. Осложнение аэроотита симптомами гнойного лабиринтита является показанием к хирургическому вскрытию лабиринта (лабиринтотомии).
Разрывы барабанной перепонки в большинстве случаев склонны к самозаживлению. Если этого не происходит, пациенту проводится мирингопластика или тимпанопластика — хирургическое восстановление целостности перепонки путем наложения на образовавшийся дефект кожного лоскута. При повреждении слуховых косточек лечение аэроотита включает различные реконструктивные операции: стапедопластику, имплантацию искусственных слуховых косточек и т п.
Пациенты с аэроотитом, работа которых связана с полетами, кессонными работами, подводными погружениями или пребыванием в барокамере, должны быть освобождены от нее на все время лечения. К своей работе после перенесенного аэроотита они допускаются лишь в случае полного выздоровления и после соответствующего освидетельствования медицинской комиссией.
Что такое боковой амиотрофический склероз? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Калинкина М. Э., невролога со стажем в 8 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Чтобы понять суть заболевания, необходимо коснуться строения и функций головного и спинного мозга. В структуре спинного мозга на всём его протяжении и частично в стволе головного мозга существуют клетки, посылающие нервный импульс прямо к мышечным волокнам. Они называются нижние мотонейроны, так как своими импульсами приводят мышцы в движение. Группируясь в передней части поперечного среза спинного мозга, нижние мотонейроны образуют так называемый «передний рог».
Также спинной мозг выполняет функцию соединяющего нервного «кабеля» между головным мозгом и частями тела. В норме спинной мозг подчиняется головному мозгу. Это означает, что, если импульс от головного мозга укажет мышце поднять руку, а импульс спинного мозга укажет опустить, то рука поднимется.
Головой мозг имеет сложное строение, но в данной статье нужно уделить внимание верхним мотонейронам. Они группируются в области, которая отвечает на исходную генерацию двигательных импульсов в организме — коре больших полушарий и стволе мозга. Импульсы, в свою очередь, идут по спинному мозгу вниз к вышеупомянутым нижним мотонейронам, а оттуда к мышцам, приводя их в движение. Именно этот путь поражается при боковом амиотрофическом склерозе.
Боковой амиотрифический склероз — представитель группы болезней двигательного нейрона, т. е. болезней мотонейронов. Кроме БАС, в эту группу включены: первичный латеральный склероз, прогрессирующая мышечная атрофия и прогрессирующий бульбарный паралич.
В ходе многолетних исследований были найдены негенетические модифицируемые факторы образа жизни, предрасполагающие к БАС:
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что БАС развивается в результате комбинированного воздействия генов, факторов окружающей среды и образа жизни. Эта модель (ген-время-среда) предполагает, что развитие БАС является многоэтапным процессом, в котором генетические дефекты являются лишь одним из нескольких этапов, в конечном итоге приводящих к БАС.
Симптомы бокового амиотрофического склероза
Начальные симптомы БАС варьируют у пациентов в зависимости от степени поражения верхних и нижних двигательных нейронов и от того, какие участки тела вовлечены. Поэтому особенность бокового амиотрофического склероза заключается в том, что врачи часто вынуждены наблюдать за развитием жалоб в течение нескольких месяцев, прежде чем поставить верный диагноз (например, определить тип заболевания двигательного нейрона или тип БАС)
Уровень поражения нижнего мотонейрона | Ствол головного мозга | Шейный отдел спинного мозга | Грудной отдел спинного мозга | Поясничный отдел спинного мозга |
---|---|---|---|---|
Группы мышц, которые поражаются | Мыщцы лица, мягкого нёба, язык, мышцы гортани и глотки | Мышцы шеи, рук | Мышцы спины, живота, диафрагмы | Мышцы спины, живота, ног |
По мере развития заболевания будут наблюдаться признаки поражения верхнего мотонейрона, а также постепенное присоединение соседних отделов спинного мозга.
Признаки поражения верхнего мотонейрона:
Патогенез бокового амиотрофического склероза
Патогенез заболевания чётко не определён. Примерная схема такова: ген в хромосоме (например ген супероксиддисмутазы-1, находящийся на 21-й хромосоме) «ломается» по неизвестным причинам. В результате синтезируются неправильные белки, которые мешают нормальной работе клеток нервной системы. Нервные клетки из-за этой поломки погибают, но процесс переработки мёртвых клеток (процесс аутофагии) также по какой-то причине не происходит. Из-за этого мёртвые клетки не распадутся на составляющие, а значит не создают «строительного материала» для новых клеток.
Все это соотносится с клиникой. Повышенная активность здоровых нейронов вызывает подёргивание мышц. Вскоре из-за скопления мёртвых клеток и отравления глутаматом нейроны погибают, происходит денервация мышц (разобщение связей мышц с нервной системой), в результате чего те слабеют и истончаются.
Классификация и стадии развития бокового амиотрофического склероза
Единой классификации БАС не существует, поскольку не существует единства представлений о его патогенезе. Рассмотрим Североамериканскую классификацию, которая близка к отечественной. Согласно этой классификация, БАС делится на две большие группы в зависимости от причин: семейный и спорадический (случайный).
Спорадический БАС делится на группы относительно уровня поражения моторных нейронов двигательного пути в дебюте заболевания. БАС может впервые проявиться на уровне ствола мозга, шейного, грудного (в том числе в виде слабости диафрагмальных мышц), поясничного отдела спинного мозга или на всем протяжении пути единовременно.
Семейная группа делится на виды в зависимости от типа мутации конкретного гена супероксиддисмутазы-1 (СОД-1) или мутаций в других хромосомах (около 10 других известных генов).
Североамериканская классификация БАС
Спорадический (случайный) БАС
В первую группу кроме классического БАС входят три патологии: первичный латеральный склероз; прогрессирующая мышечная атрофия; прогрессирующий бульбарный паралич. В нашей стране их считают отдельными заболеваниями и объединяют в группу болезней двигательного нейрона. В США данные патологии рассматривают как варианты проявления БАС. Несмотря на разницу классификаций, проявления этих заболеваний будут одинаковыми в любой стране.
Осложнения бокового амиотрофического склероза
Диагностика бокового амиотрофического склероза
При подозрении на болезнь двигательного нейрона пациент сначала отвечает на стандартные вопросы невролога о жалобах, развитии болезни, сопутствующих заболеваниях (стоит обратить внимание на онкологию и инфекции, так как они могут стать причиной ложноположительного БАС-симптома, а не самой болезни). Врач также спрашивает о болезнях родственников, стране рождения, о мочеиспускании и дефекации.
Невролог должен осмотреть мышцы тела, оценить их силу, тонус, проверить рефлексы с помощью молоточка, оценить чувствительность кожи при помощи иголки и камертона. При подозрении на БАС мышцы непроизвольно сокращаются и истончаются. В них теряется сила, даже если пациент занимается физическими упражнениями для их укрепления. Также врач может задать вопросы, похожие на определение IQ. При снижении интеллектуальных способностей можно заподозрить некий патологический процесс в коре головного мозга, где находится верхний мотонейрон.
Диагноз бокового амиотрофического склероза невозможно достоверно поставить с первого посещения невролога только после одного исследования ЭМГ. Иногда с целью уточнения заболевания или формы БАС врач дополнительно может назначить:
Функциональную способность пациентов оценивают в баллах по специальной шкале. В соответствии с этой шкалой максимальный балл 48 соответствует полной функциональной способности больного, а минимальный балл 0 соответствует максимально выраженной инвалидизации пациента.
Лечение бокового амиотрофического склероза
Препарат эдаравон является поглотителем свободных радикалов. Это внутривенное лекарственное средство для лечения БАС, которое было одобрено агентством Министерства здравоохранения США в мае 2017 года (примерно через 2 года после его одобрения для лечения БАС в Японии и Южной Корее). Использование этого препарата было оценено при разных неврологических расстройствах, включая БАС, в нескольких клинических испытаниях. Результаты были примечательными. Отмечалось замедление снижения показателей функциональной шкалы на 33 % за 6 месяцев и замедление ухудшения качества жизни людей с БАС в целом. Относительно расстройств дыхания не удалось достичь статистически значимых результатов.
Прогноз. Профилактика
Профилактика заключается в исключении или снижении влияния факторов риска: необходимо отказаться от курения; не контактировать с вредными веществами (пестицидами, гербицидами, свинцом и др.); исключить микротравмы головы.
Появляются и другие исследования, опровергающие пользу «витаминотерапии» для стран, не испытывающих проблем голода и нехватки пищи среди населения. В связи с этим более целесообразно рекомендовать пациентам покупать продукты «средиземноморской диеты», т. е. употреблять в пищу естественные витамины, антиоксиданты, жирные кислоты, не опасаясь передозировки этих веществ. Жителям отдалённых регионов с материальной точки зрения иногда выгоднее покупать пищевые добавки для непродолжительного курса приёма, чем продукты средиземноморской диеты.
Начинается сезон отпусков и многим из нас в это время предстоят длительные перелеты на самолете, поездки в автобусах и на поездах. Поэтому именно сейчас мы поднимаем тему «авиатромбоз» или «тромбоз путешественников» — что это, для кого и чем он опасен и,самое главное,как предупредить его появление?
Почему в самолете болят ноги?
Замечали ли Вы, что во время длительного перелета ноги начинают отекать, болеть, а обувь, которая в обычных условиях идеальна по размеру, вдруг становится тесной? Обычное положение пассажира в самолете — неудобная полусогнутая поза в относительно небольшом пространстве между кресел. Такое неподвижное положение выключает так называемую мышечно-венозную помпу голени, являющуюся основным движителем венозной крови и лимфатической жидкости в вертикальном положении.
Также немаловажным является тот факт, что во время авиаперелета люди потребляют очень ограниченное количество жидкости. В результате кровь сгущается, возникает застой крови, лимфы и тканевой жидкости во всем теле и, прежде всего, в ногах. Доказано, что во время полета на вены нижних конечностей действуют несколько факторов: низкая концентрация кислорода, низкая влажность воздуха и низкое парциальное давление.
По большому счету, вид транспортного средства роли не играет – тромбоз может одинаково развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса. Однако чаще всего наиболее долгое неподвижное положение люди сохраняют именно в самолетах. Плюс вышеуказанные условия в самолете также являются более опасными.
Тромбоз глубоких вен– это болезнь, при которой сгустки крови, также называемые тромбами, образовываются в полости глубоких вен. Чаще всего от этого заболевания страдают ноги. Тромбможет оторваться из ножных вен и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку других мелких или крупных вен – тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.
Сама по себе склонность к тромбообразованию зачастую проходит без явных симптомов,и пациент может о ней и не подозревать. Однако, после долгого авиаперелета есть риск ухудшения состояния и проявления болезни.
Существуют12 основных факторов,повышающих риск тромбоза глубоких вен:
•предшествующая история подобных заболеваний;
•недавняя хирургическая операция или травма нижних конечностей,или катетеризация центральной вены в срок до 3-х недель;
•иммобилизация (гипсовая повязка);
•возраст (чем старше – тем выше риск);
•прием эстрогенов (включая оральные контрацептивы);
•хроническая венозная или хроническая сердечная недостаточность (ХВН или ХСН);
•в случае путешествий, место у окна;
•длительное пребывание в неподвижном положении (более 4 часов).
Как нашим венам может помешать то, что мы сидим у окна и наслаждаемся видом облаков или пейзажем? Оказывается, дело в том, что мы все – воспитанные люди и не хотим беспокоить соседей. Поэтому, даже если ноги затекут и пассажиру захочется пройтись, он воздержится от исполнения этого желания – и хорошо, если это пройдет без последствий. Врачи утверждают: ваше здоровье важнее, чем комфорт соседей. Гуляйте по салону каждый час. Когда сидите – двигайте ногами: совершайте круговые движения ступней, шевелите пальцами.
Как защитить свои ноги во время путешествия?
Риск появления тромбоза меньше у людей, которые в принципе ведут подвижный образ жизни, что способствует хорошему кровообращению. Непосредственно во время полета/дороги рекомендуется пить больше жидкости (воды, сока) и избегать употребления алкоголя. Также не надо стесняться двигать ногами: сгибание-разгибание конечности в голеностопном суставе, поднятие носочка, поднятие пяточки, изометрическое сокращение икроножной мышцы.
Если Вы в курсе своей предрасположенности к появлению тромбоза глубоких вен (варикоз и другая недостаточность венозной и лимфатической систем), в таком случае необходимо:
• ношение компрессионных чулок, гольф или колгот.Для лиц без признаков ХВН достаточно гольфов 1 класса компрессии (18-23 мм.рт.ст.) При наличии признаков ХВН степень и уровень компрессии подбирается индивидуально исходя из стадии ХВН. При наличии признаков варикозного поражения ствола поверхностной бедренной вены необходим трикотаж не менее 2 классакомпрессии до паха;
• прием флеботропных препаратов как минимум за неделю до поездки (флебодия или детралекс согласно назначению врача и инструкции);
• консультация с врачом-флебологом;
• ограничение гипотензивных средств;
• отказ от снотворных и седативных средств;
• ношение в полете легкой, не стесняющей одежды и белья;
• потребление не менее 250 мл изотонической жидкости (физиологической 0,9%-ой концентрации- например, слабоминерализованной воды без газа) каждые 2 часа, для группы высокого риска также можно рекомендовать предварительную гидратацию (питье) 3 литрами изотонической жидкости за 12 часов до полета с последующим занятием места у прохода;
• врач- флеболог или кардиолог может назначить Эноксапарин (низкомолекулярный гепарин) 1000 МЕ на 10 кг массы тела (40 мг) за 2 часа до отправления, при многодневных путешествиях – повторные инъекции 1р/день. При продолжающимся приеме антагонистов витамина К рекомендуется тщательный контроль МНО до перелета, при необходимости – коррекция дозы.
Для того чтобы Вы были уверены в хорошем состоянии венозной и лимфатической систем ног и могли спокойно отправиться в путешествие, наша клиника предлагает не требующую никакой подготовки процедуру — УЗИ вен нижних конечностей (УЗ дуплексное или триплексное ангиосканирование). Этот метод обследования, несмотря на его простоту, позволяет своевременно разграничить патологию артериального и венозного кровообращения и подобрать необходимое лечение.При помощи ультразвука можно обнаружить тромбы, располагающиеся в артериях и венах, локальные или диффузные изменения их структуры, оценить состояние коллатерального (обходного) кровообращения в сосудах пораженной области.
Кроме того, до путешествия пациентам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями желательно провести электрокардиографию, ЭХО- сердца (УЗИ сердца), сдать кровь на коагулограмму и побывать у кардиолога.Еще более подробную информацию о состоянии свертывающей системы дадут показатели крови на волчаночный антикоагулянт, определение кардиолипиновых и антифосфолипидных антител.
Подробнее об УЗИ вен и варикозе можно прочитать здесь