Болдино пушкин что написал

Болдинская осень 1830 года

Болдинская осень (сентябрь-ноябрь 1830 г) – трехмесячный период в жизни А.С. Пушкина, когда он был вынужден оставаться на карантине в родовом имении Болдино Нижегородской губернии из-за эпидемии холеры.

3 сентября 1830 года Александр Пушкин приехал в семейное владение. Ещё 6 мая была объявлена его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой, но в силу разных причин свадьба постоянно откладывалась. 31 августа поэт выехал в Болдино по делам собственности, а через три недели холера, которая уже разгоралась в южных районах России, добралась до в Москвы, по всей стране был объявлен карантин, и он не мог вернуться обратно до конца ноября из-за карантинных кордонов. Поэт посвятил своё время творчеству.

«Болдинская осень» считается самым плодотворным периодом Пушкина. Находясь в творческом кризисе в предыдущие месяцы этого года, в изоляции он испытал прилив вдохновения. На это повлияла и осень, которая всегда стимулировала его творчество, и вынужденная разлука с невестой, и перенос свадьбы. Поскольку поэт собирался быстро вернуться и планировал заниматься лишь делами, он не взял с собой свои рабочие тетради и рукописи. Однако с ним были сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого и антология афоризмов Жан-Поля. Эти книги послужили пищей для ума и питательной почвой для новых замыслов.

Всего в Болдине, где Пушкин провел три осени (1830, 1833 и 1834 гг.), им было написано около 50 произведений. Среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачева», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений (в том числе «Осень»), статьи полемической и литературно-критической направленности.

7 сентября «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября «Гробовщик» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
13 сентября «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о Медведихе»
14 сентября «Станционный смотритель» и «От Издателя» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
18 сентября «Путешествие Онегина»
20 сентября «Барышня-крестьянка» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
25 сентября «Евгений Онегин», глава IX (в окончательной редакции глава VIII)
26 сентября стихотворения «Труд» («Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. ») «Ответ анониму»
1 октября стихотворения «Царскосельская статуя»; «К переводу «Илиады»; «Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября стихотворение «Глухой глухого звал. »
4 октября стихотворение «Дорожные жалобы»
5 октября стихотворение «Прощание»
7 октября стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год»
8 октября стихотворения «Я здесь, Инезилья»; «Пред испанкой благородной»
9 октября поэма «Домик в Коломне»
11 октября стихотворения «Рифма»; «Отрок»
14 октября «Выстрел» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
15 октября стихотворения «Эпиграмма» («Не то беда, Авдей Флюгарин. »); «Моя родословная»; «Два чувства дивно близки нам. »; «Когда порой воспоминанье. »
17 октября стихотворения «Стамбул гяуры нынче славят. »; «Заклинание»
19 октября сожжена глава X романа в стихах «Евгений Онегин»
20 октября «Метель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
23 октября «Скупой рыцарь» («Маленькие трагедии»)
24-25 октября статья «Об Альфреде Мюссе»; стихотворения «О критике»; «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»; «В начале жизни школу помню я. »
26 октября «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» (начало отрывка войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»; опровержения на критики и замечания на собственные сочинения; заметка о поэме «Граф Нулин»; «Мы рождены, мой брат названный. » («А. А. Дельвигу»)
31 октября стихотворение «Герой»
1 ноября статья «О втором томе «Истории русского народа «Полевого»; «История села Горюхина»
4 ноября «Каменный гость» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» («Не розу пафосскую. »)
5 ноября статья «Возражения критикам «Полтавы»»; статья «Баратынский»
8 ноября «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»); стихотворение «На перевод «Илиады»
26 ноября статья «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П.Полевого»
27 ноября стихотворения «Для берегов отчизны дальной. »; «Из Barry Cornwall»
28 ноября Предисловие к роману «Евгений Онегин», «Цыганы»

Источник: Классика онлайн

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Болдино пушкин что написал. Смотреть фото Болдино пушкин что написал. Смотреть картинку Болдино пушкин что написал. Картинка про Болдино пушкин что написал. Фото Болдино пушкин что написал

Взято у Константин Антонов :

7 сентября — Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября — Элегия («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября — повесть «Гробовщик»
13 сентября — Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о Медведихе
14 сентября — повесть «Станционный смотритель»;
предисловие к Повестям Белкина «От Издателя»
18 сентября — Путешествие Онегина
20 сентября — повесть «Барышня-крестьянка»
25 сентября —роман в стихах «Евгений Онегин». Песнь IX
(это последняя глава романа в стихах,
в окончательной редакции она станет восьмой)
26 сентября — Труд
(«Миг вожделенный настал:
окончен мой труд многолетний. »);
Ответ анониму
1 октября — Царскосельская статуя;
К переводу «Илиады»;
«Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября — «Глухой глухого звал. »
4 октября — Дорожные жалобы
5 октября — Прощание
7 октября — Паж, или Пятнадцатый год
8 октября — «Я здесь, Инезилья»
«Пред испанкой благородной»
9 октября — поэма «ДОМИК В КОЛОМНЕ»
11 октября — Рифма;
Отрок
14 октября — повесть «Выстрел»
15 октября — Эпиграмма («Не то беда, Авдей Флюгарин. »);
Моя родословная;
«Два чувства дивно близки нам. »;
«Когда порой воспоминанье. »
17 октября — «Стамбул гяуры нынче славят. »;
Заклинание
19 октября — сожжена X песнь Онегина
20 октября — повесть «Метель»
23 октября — «Маленькие трагедии»: Скупой рыцарь
24-25 октября — О критике
статья «Об Альфреде Мюссе»;
Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы;
«В начале жизни школу помню я. »
26 октября — «Маленькие трагедии»: Моцарт И Сальери;
Отрывок ( начало этого прозаического отрывка
войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября — статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»;
Опровержения на критики и замечания на собственные сочинения;
Заметка о поэме «Граф Нулин»;
«Мы рождены, мой брат названный. »
(А. А. Дельвигу)
31 октября — Герой
1 ноября — статья «О втором томе «Истории русского народа «Полевого»;
История села Горюхина
4 ноября — «Маленькие трагедии»: Каменный гость;
Отрывок («Не розу пафосскую. »)
5 ноября — статья «Возражения критикам «Полтавы»»;
статья «Баратынский»
8 ноября — «Маленькие трагедии»: Пир во время чумы;
На перевод «Илиады»
26 ноября — статья «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П.Полевого»
27 ноября — «Для берегов отчизны дальной. »;
Из Barry Cornwall
28 ноября — Предисловие к «Евгению Онегину»
«Цыганы»
СЛАВА БОГУ ХОЛЕРА ЗАКОНЧИЛАСЬ.

Источник

Болдинская осень Пушкина

Болдино пушкин что написал. Смотреть фото Болдино пушкин что написал. Смотреть картинку Болдино пушкин что написал. Картинка про Болдино пушкин что написал. Фото Болдино пушкин что написалБолдинская осень 1830 года подарила русской литературе лучшие произведения А.С. Пушкина. Интересно, что случилась она совершенно случайно – занимаясь подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, поэт поехал в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые вопросы, и намеревался пробыть там самое большее неделю, однако вспышка эпидемии холеры вынудила его остаться в селе почти на всю осень. Так случилось, что именно эти три месяца стали самыми плодотворными для его творчества. Феномен Болдинской осени в творчестве Пушкина удивителен соотношением количества созданных текстов и сроков их написания – Александр Сергеевич создавал одно произведение за другим с невероятной быстротой. Такое вдохновение радовало поэта, и он не упустил возможности его использовать. В Болдино Пушкин осваивает самые разные жанры и формы, экспериментирует с лексикой, сочетает народные и литературные формы. К сожалению, многое из начатого и запланированного в Болдино Пушкину в дальнейшем не удалось закончить и реализовать.

В Болдино было написано около тридцати стихотворений, среди них – «Бесы», «Элегия», «Моя родословная». Кроме того, здесь был закончен роман в стихах «Евгений Онегин» и написана поэма «Цыганы». В общем тематика стихов болдинского периода сводится к воспоминаниям о прошлом и впечатлениям от настоящего. Кроме того, именно здесь Пушкин начинает пробовать себя в народных жанрах – так, здесь были созданы «Сказка о попе и о работнике его Балде» и начата «Сказка о Медведихе», которая так и не была закончена.

Что касается прозы, то именно здесь появились на свет «Повести Белкина». Пушкин, как известно, никогда не придерживался строгих жанровых рамок, любил экспериментировать и творить в разных направлениях, и данный цикл является тому подтверждением. «Повести Белкина» содержат произведения разных литературных направлений и жанров, которые были популярны на тот момент: реализм («Выстрел»), сентиментализм («Метель», «Станционный смотритель»), водевиль («Барышня-крестьянка»), готическая повесть («Гробовщик»). При этом все произведения имеют черту, которая присуща критическому реализму: в них часто появляются «маленькие люди», а конфликт развивается на самых низких ступенях социальной лестницы.

Болдинскую осень можно считать ярчайшим примером творческого подъема, внезапного появления вдохновения в результате случайного стечения обстоятельств. Такое явление сложно объяснить, но лучше просто наслаждаться его результатами – лучшими произведениями литературы.

Источник

Пребывание Пушкина в Болдине

Пушкин и Болдино

В 1830 году, накануне женитьбы А.С.Пушкина, отец выделил ему 200 душ крестьян в селе Кистеневе, недалеко от Болдина. Оформление дел по вводу во владение имением и стало причиной первого приезда поэта в болдинскую вотчину.Позднее он приезжал сюда дважды – в 1833 и 1834 годах – и в общей сложности провел здесь более пяти месяцев.

Знакомство с землей предков стало для Пушкина событием большой важности. Здесь он живо ощутил кровную связь с судьбой своего древнего рода. В 1830 году А.С.Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь 3 месяца. Это была самая удивительная осень в его жизни. Поэт привык много работать в осеннюю пору, но то, что произошло в Болдине той осенью, было неожиданно для него самого. Мощного творческого порыва не остановили даже те роковые обстоятельства, которые задержали поэта в Болдине до самой зимы. Дела были завершены и он мог бы вернуться в Москву, но эпидемия холеры захватила центр Москвы и дороги были перекрыты карантинами.Но вопреки всему, в эту тревожную, богатую бедами осень поэт пережил неповторимый творческий взлет. Было создано более 50 произведений. Это « Повести Белкина», две последние главы « Евгения Онегина», поэма « Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», «История села Горюхина», десятки стихотворений, публицистка, ряд литературно-критических статей.

В 1833 году Пушкин во второй раз приехал в Болдино. Снова стояла осень. Он завернул сюда, чтобы завершить « Историю Пугачева» и осуществить другие замыслы, которые стремительно возникли в дороге. Он торопился в имнеие, чувствуя, что снова распишеться здесь. Так и случилось. Все полтора месяца, что он провел в этот раз в Болдине, Пушкин работал жадно: «История Пугачева», «Песни западных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», две сказки, поэма «Анджело», наброски «Медного всадника».

Осенью 1834 года обстоятельства снова привели А.С.Пушкина в Болдино. Ему пришлось на время принять от отца дела по управлению имением, которое оказалось на грани раззорения. Но не только это заставило поэта погрузиться в хозяйственные хлопоты. Болдино было дорого ему по-особому – как место, где он привык находить творческий приют. Он взял с собой черновики «Капитанской дочки», но так и не принялся здесь за свою повесть. Возвратился было к автобиографическим запискам, но оставил их. Ему не работалось. Единственным завершенным произведением стала «Сказка о золотом петушке». Прожил на этот раз Пушкин в Болдине недолго- менее трех недель. Дела по имению удалось уладить и он заспешил в Петербург. В 1835 году он опять собирался приехать в Болдино, но не смог. Пушкин не смог получить отставку, а с ней и желанную свободу. Он не уехал в Болдино и родовое гнездо не стало домом для его семьи.

Не пройдет и трех лет, и 27 января 1837 года около шести часов вечера старый и верный слуга Пушкина, уроженец села Болдино Никита Козлов со слезами на глазах внесет смертельно раненого поэта на руках по лестнице в дом. 29 января Александр Сергеевич Пушкин скончался. «Солнце русской поэзии закатилось»,- скажет в некрологе В.Ф.Одоевский.

На болдинской земле свято чтут великого поэта. Ежегодно проводятся праздники пушкинской поэзии – в день рождения великого поэта, Болдинские чтения – в день первого приезда в Болдино

В 1997 году Указом президента Российской Федерации 6 июня был объявлен Пушкинским днем – всенародным праздником.

Источник

10 цитат из болдинских писем Пушкина

Пушкин провел в самоизоляции три месяца и не только не сошел с ума, но написал множество шедевров в самых разных жанрах. Читаем его письма и ищем ответы на вопросы, как пережить эпидемию и не спятить на карантине

Чем больше мы погружаемся в карантинный режим, тем чаще вспоминаются историчес­кие прецеденты подобного вынужденного затворни­чества: хочется знать, как в другие эпохи справ­лялись с подобными ограниче­ниями, чем занимали себя и что переживали в столь же непростое время.

1. О первом появлении холеры

«Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденно­го обстоя­тельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, состав­ля­ет отдельное имение, но, оказывается, это — часть деревни из 500 душ, и нужно будет произвести раздел. Я постараюсь это устро­ить возможно скорее. Еще более опасаюсь я каран­тинов, которые начи­нают здесь устанавливать. У нас в окрестностях — Cholera morbus (очень миленькая особа). И она может задер­жать меня еще дней на двадцать! Вот сколько для меня причин торопиться!»

Поездка Пушкина в Болдино носила сугубо деловой характер — ему нужно было всту­пить во владение той частью нижегородского семей­ного имения, которую сумел изыскать для него отец, чьи финансовые дела всегда оставляли желать лучшего. Отец героя пушкинского романа в стихах жил долгами — то же самое можно было бы сказать и про Сергея Львовича. Отцу поэта было непросто найти среди своих владе­ний имущество, еще не заложенное им в казну. Но все-таки нашлось небольшое сельцо Кистенево Этот топоним Пушкин потом использует в повести «Дубровский», где сельцо Кисте­нев­ка станет предметом несправедли­вой тяжбы между старшим Дубровским и Троеку­ро­вым. близ Болдина.

Приехав в Болдино 3 сентября, Пушкин сразу подал прошение о вводе во владе­ние имени­ем, но, так как имение прежде не было разделено, поэту необходимо было оформить Кистенево и выде­лен­ные отцом 200 душ в индивидуальную собст­венность. Все эти действия заняли примерно две недели, и 16 сентября кистеневские жители присягнули своему новому владельцу — «коллежскому секретарю Александру Сергееву сыну Пушкину». Еще примерно две недели Пушкин будет оформлять свидетель­ство о соб­ственности на Кистенево и к концу сентября будет готов выезжать в Москву.

Но 9 сентября Пушкин не мог предвидеть, что «через дней двадцать» эпиде­миологи­ческая обстановка в Нижегородской губернии и других центральных районах существенно ухудшится и уехать из Болдина он сможет только через два месяца. Пока до него доходят слухи о первых карантинах, которые должны остановить эпиде­мию холеры, начавшуюся летом в южных губер­ниях. Появив­шаяся в Тифлисе и Астрахани, к концу августа холера пришла в Саратов и Сим­бирск, случаи болезни были зафик­сированы и в Нижегородской губернии. О нежданной гостье Пушкин пишет Наталье Николаевне и своему другу Петру Плетневу.

2. О кусачем звере «Колера Морбус»

«…Приехал я в деревню и отдыхаю. Около меня Колера Морбус. Зна­ешь ли, что это за зверь? Того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает — того и гляди, что к дяде Василью отправлюсь, а ты и пиши мою биографию».

Пугать Наталью Николаевну тревожными новостями Пушкин не очень хочет, а вот старинному другу и издателю Петру Плет­неву пишет о «Колере Морбус» с опасениями, хотя и с иронией. На мысли о смерти его наводит и недавняя семейная потеря: незадолго перед отъездом Пушкина из Мос­квы, 20 августа, умер (не от холеры!) его дядюшка Василий Львович, «дядя на Пар­насе», известный сочинитель, друг Карам­зина и Вяземского, творец «Опасного соседа» — пародийно-неприличной поэмы о неудачном походе в бордель.

Болдино пушкин что написал. Смотреть фото Болдино пушкин что написал. Смотреть картинку Болдино пушкин что написал. Картинка про Болдино пушкин что написал. Фото Болдино пушкин что написалПортрет Василия Львовича Пушкина. Иосиф-Евстафий Вивьен де Шатобрен. Около 1823 года Музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино»

Пушкин присутствовал при последних минутах умирающего, о которых вспо­минает (видимо, не без доли художественного вымысла) дальше в письме Плетневу:

«Бедный дядя Василий! знаешь ли его последние слова? приезжаю к нему, нахожу его в забытьи, очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: «Как скучны статьи Катенина!» — и более ни слова. Каково? вот что значит умереть честным воиным, на щите…»

Василий Львович оказывается для Пуш­кина примером настоя­щего литератора, который не забывает о литературе, даже глядя в лицо смерти.

3. О разнице между невестой и женой

«Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает…»

Первое болдинское письмо Пушкина к Плетневу отличается той несерьез­ностью и ироничностью тона, которым проще всего встречать неприятные известия и предстоя­щие затруднения. Пока Пушкин иронизирует над собой и своим вынуж­денным «бегством» от невесты и пытается под­черкнуть досто­инства своего поэтического уединения — а он уже успел написать такие стихо­т­ворения, как «Бесы», «Аквилон», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Но эта ирония выдает беспокойство поэта о бли­жай­шем буду­щем и устрой­стве семейной жизни, которая потребует — и уже требует — от него множества «земных», прозаических хлопот. В письме тому же Плетневу от 29 сен­тября Пушкин вспомнит слова еще одного их общего приятеля — поэта Евгения Баратынского: «Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим».

Примечательно и ироничное сравнение «дисциплинирующей» невесты с цензором — Пушкин вспоминает цензора «Литературной газеты» Николая Щеглова, не слишком благосклонного к этому изданию, которое к середине 1830 года стало главным печатным органом пушкинского круга. В судьбу Щеглова холера тоже вмешается — он заразится во время очередной вспышки эпидемии и умрет от нее летом следующего 1831 года.

4. О силе любви и безопасности объятий на расстоянии в 500 верст

Старый болдинский дом, который Пушкин называет «печальным замком» (ср. «почтен­ный замок» дядюшки Онегина), напомнил ему о семейных преданиях, в том числе о деде по отцу — Льве Александровиче Пушкине. Поэт упомянет его и в написанной в Болдине «Моей родословной», и в автобио­графических заметках:

«Дед мой был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, уро­жденная Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму, за мнимую или настоящую ее связь с фран­цузом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально повесил на черном дворе».

5. О важности самоизоляции и мерах предосторожности

В этом октябрьском письме нет и следа былой (само)иронии: Пушкин пони­мает, что вынужден оставаться в Болдине еще надолго, и чрезвычайно трево­жится за невесту, запоздало узнав — от соседей и из «Мос­ковских ведомо­стей» — новости о распрост­ра­нении холеры в Москве. Не имея писем от Натальи Николаевны (следую­щее он полу­чит только 26–27 октября), он наде­ется, что Гончаровы успели уехать из Москвы. «Про­щай­те, прелестный ангел, — закли­нает он невесту — Целую кончики ваших крыльев, как говари­вал Вольтер людям, которые вас не стоили».

Рассуждая о реальных опасностях холеры, Пушкин как бы торгуется сам с собой и, может быть, осуждает себя, что решился отправиться в Болдино в разгар нарастающей эпидемии. Позже в так называемой «Заметке о холере» Пушкин напишет:

В этом тексте он тоже будет говорить о необходимости строгих мер и осуждать тех, кто «ропщет, не понимая строгой необходи­мости и пред­почитая зло неизвестности и загадочное непривычному своему стеснению».

6. О важности информированности и вреде слухов

«Я сунулся было в Москву, да узнав, что туда никого не пускают, воротился в Болдино да жду погоды. Ну уж погода! Знаю, что не так страшен черт як его малюют; знаю, что холера не опаснее турецкой перестрелки — да отда­лен­ность, да неизвестность — вот что мучительно».

В «Заметке о холере» Пушкин рассказывал о первой своей импульсивной попытке выбраться из Болдина, не продвинувшейся дальше первого карантина, и тоже вспоми­нал свой «азиатский опыт». Именно в этом путешествии Пушкин имел возможность стать свидетелем и «турецкой перестрелки», и начавшейся в Арзруме эпидемии чумы.

7. Об особенностях корреспонденции во время эпидемии

Получив наконец записку Натальи Николаевны от 1 октября и узнав, что Гончаровы все-таки остаются в холерной Москве, Пушкин эмоци­онально переходит в письме к ней на рус­ский язык вместо привычного и этикетного француз­ского. Шире становится и интонацион­ный диапазон: с искренним волнением сочетается насмешливость тона — прежде всего при упоми­на­нии о брате Льве, к которому Пушкин всегда относился с покровитель­ственной иронией старшего брата.

Проколотое письмо — яркий признак эпидеми­оло­гически опасного времени: проколы в конвертах позволяли окуривать письма и их содержимое серой или хлором для дезинфекции, а сейчас служат исследо­ва­телям довольно точным датирующим признаком. В то же время сам Пушкин — в письме к компо­зитору Алексею Верстов­скому — критиковал эту почтовую практику с неожидан­ной стороны: «Не можешь вообразить, как неприятно получать проколотые пись­ма: так шершаво, что не воз­можно ими подтереться — anum расцара­паешь».

8. О потребности критиковать

«Дважды порывался я к Вам, но каран­тины опять отбрасывали меня на мой несносный островок, откуда простираю к Вам руки и вопию гласом великим. Пошлите мне слово живое, ради бога. Никто мне ничего не пишет. Думают, что я холерой схвачен или зачах в карантине. Если притом пришлете мне вечевую свою трагедию, то вы будете моим благодетелем, истинным благодетелем. Я бы на досуге вас раскритико­вал — а то ничего не делаю; даже браниться не с кем».

Еще один адресат болдинских писем Пушкина — Михаил Погодин, писатель, историк, издатель, который с конца сентября 1830 года по собствен­ной инициативе стал выпускать при «Московских ведомостях» специальные холерные бюллетени — «Ведо­мость о состоянии города Москвы» для «сообще­ния обывателям верных сведений о состоянии города, столь необходи­мых в насто­ящее время, и для пресечения ложных и неосно­вательных слухов, кои производят безвременный страх и уныние». Впрочем, как писал Погодину об этом предприятии Алексей Хомяков: «…вижу я, что у вас новое, не совсем забав­ное занятие — объявлять России, сколько добрых людей в Москве на тот свет отправляется».

Пушкин в Болдине читал это погодинское издание, но желал получить от него и художес­твенное сочинение — трагедию «Марфа, Посад­ница Новгородская», которая успеет дойти до Болдина незадолго до пуш­кинского отъезда. Как поз­во­ляет судить письмо Погодину от конца ноября, Пушкин свое слово сдержал и покрити­ковал трагедию от души. В свою очередь, Пушкин послал Погодину для публикации «апокалипси­ческую песнь» — стихотворение «Герой», написанное по случаю посещения холерной Москвы Николаем I.

9. О сочувствии несчастным

«Мы симпатизируем несчастным из некоторо­го рода эгоизма: мы видим, что, в существе, не мы одни несчастны. В человеке, симпат­изи­рующем другому в счастии, следует предпо­лагать душу весьма благородную и весьма бескорыст­ную. Но счастие. это большое может быть, как говорил Раблэ о рае или о вечности. Я атеист в отношении счастия, я не верю в него и только подле моих добрых старых друзей начинаю немного колебаться».

В Болдине Пушкин получил два письма от соседки по псковскому имению Прасковьи Осиповой: они были дружны со времен ссылки в Михайловское в 1824 году. Рассуждая о счастье, Пушкин вспоминает легендарные слова Франсуа Рабле, будто сказанные им перед смертью: «Я отправля­юсь на поиски великого „может быть“».

10. О возвращении в Москву, творческих успехах и финансовом кризисе

«Милый! я в Москве с 5 декабря. Нашел тещу, озлобленную на меня, и на силу с нею сладил — но слава богу — сладил. На силу прорвался я и сквозь каранти­ны — два раза выезжал из Болдина и возвращался. Но слава богу, сладил и тут. Пришли мне денег сколько можно более. Здесь ломбард закрыт, и я на мели».

Пушкину удалось добраться до Москвы только 5 декабря 1830 года. Получив к 27 ноября из уездного города Лукоянова свидетельство о благополучном эпидемио­логическом состоянии Болдина, Пушкин наконец уверенно выехал из нижегородского имения, хотя все равно был на несколько дней задержан при подъезде к Москве в карантине в Платаве (ныне деревня Плотава Орехово-Зуевского района Московской области). Финансовые итоги трехмесячного карантинного сидения были малоутешительны, но зато творческие свершения — велики. Пушкин взахлеб дальше пишет Плетневу:

P. S. Летом 1831 года, когда новая волна эпидемии холеры затронула не только Москву, но и Петер­бург, Пушкин напоминал Плетневу, утешая его после смерти Дельвига и близкого приятеля Плетнева Молчанова: «…хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Мол­чанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь всё еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем и веселы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *