Богословие что такое для 6 класса

Богословие

Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обра­щен­ное к Богу) —
1) слово (Откро­ве­ние) Бога о Себе, Его отно­ше­нии к миру; о мире, при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века;
2) прак­тика бого­об­ще­ния, духов­ная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объ­екте Божьего Тво­ре­ния и Про­мысла; о чело­веке как образе и подо­бии Божьем;
4) назва­ние, при­ла­га­е­мое к науч­ным дис­ци­пли­нам, иссле­ду­ю­щим отдель­ные направ­ле­ния учения Церкви о Боге и бого­по­чи­та­нии (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие, Нрав­ствен­ное Бого­сло­вие, Литур­ги­че­ское Бого­сло­вие и т. д.).

Учи­тели Церкви на первых порах назы­вали так лишь Свя­щен­ное Писа­ние, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Бого­сло­вием ветхим, Новый Завет – новым Бого­сло­вием, а всех писа­те­лей того и дру­гого завета, апо­сто­лов и про­ро­ков – бого­сло­вами. Потом словом «бого­сло­вие» стали назы­вать, кроме Свя­щен­ного Писа­ния, и всякое учение о хри­сти­ан­ских исти­нах, и в этом зна­че­нии оно иногда упо­треб­ля­лось в при­ло­же­нии к учению о Боге и бого­по­чи­та­нии; иногда – в при­ло­же­нии к учению о Пре­свя­той Троице; иногда, еще теснее, в при­ло­же­нии к учению соб­ственно о Боге Слове. Нако­нец, уже в XII в., под бого­сло­вием стали под­ра­зу­ме­вать систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние всех хри­сти­ан­ских истин о Боге и бого­по­чи­та­нии.

В насто­я­щее время под бого­сло­вием под­ра­зу­ме­ва­ется систе­ма­ти­че­ское учение о Боге, кото­рое стро­ится на основе тек­стов Свя­щен­ного Писа­ния, при­ни­ма­е­мых Цер­ко­вью как Откро­ве­ние, т.е. сви­де­тель­ство Бога о Самом Себе, и в русле Свя­щен­ного Пре­да­ния, т.е. духов­ного опыта Церкви. Созда­те­лями бого­сло­вия счи­та­ются отцы Восточ­ной Церкви, духов­ные подвиж­ники II–VIII вв., раз­ра­бо­тав­шие дог­ма­ти­че­ское учение хри­сти­ан­ства. Пони­мая Бога не как без­лич­ную сущ­ность, но как раци­о­нально непо­сти­жи­мое Суще­ство, Пра­во­сла­вие выдви­гает на первое место апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие, тем самым под­чер­ки­вая необ­хо­ди­мость для хри­сти­а­нина, дер­за­ю­щего зани­маться бого­по­зна­нием, духов­ного обще­ния с Богом, с его нетвар­ными энер­ги­ями.

Чело­век, не име­ю­щий мисти­че­ского опыта бого­об­ще­ния, не может пре­тен­до­вать, согласно пра­во­слав­ной тра­ди­ции, на истин­ное знание о Боге. Вместе с тем бого­сло­вие восточно-хри­сти­ан­ского мира широко исполь­зо­вало опыт антич­ной фило­со­фии и выра­бо­тало в бого­лов­ских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соот­но­ше­ния поня­тий и умо­зре­ний. В про­цессе оформ­ле­ния пра­во­слав­ного бого­сло­вия исклю­чи­тельно важную роль сыг­рали бого­словы IV в., про­зван­ные кап­па­до­кий­цами (от назва­ния мало­азий­ской обла­сти Кап­па­до­кии): свя­ти­тели Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Гри­го­рий Нис­ский.

Важную роль в фор­ми­ро­ва­нии пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния сыграл Максим Испо­вед­ник, с кон­чи­ной кото­рого (662) подо­шла к завер­ше­нию эпоха пат­ри­стики – период трудов святых отцов по фор­ми­ро­ва­нию дог­ма­ти­че­ского учения Церкви. Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин ( VII – VIII вв.) завер­шил эту эпоху, став пре­иму­ще­ственно систе­ма­ти­за­то­ром бого­слов­ского опыта пред­ше­ству­ю­щих времен.

В после­ду­ю­щий период пра­во­слав­ное бого­сло­вие не пере­ста­вало раз­ви­ваться, имея основ­ной целью защиту и усо­вер­шен­ство­ва­ние сло­жив­ше­гося учения Церкви в новых усло­виях, в про­ти­во­дей­ствии дав­ле­нию западно-хри­сти­ан­ского мира. Видную роль в этом плане сыг­рали пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов (XI в.), один из самых зна­чи­тель­ных визан­тий­ских бого­сло­вов-мисти­ков, и свя­ти­тель Гри­го­рий Палама (XIV в.) вновь утвер­див­ший при­о­ри­тет бого­слов­ско-мисти­че­ского начала в рамках пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и защи­тив­ший его от вли­я­ний запад­ной схо­ла­стики.

В наше время бого­сло­вие пред­став­ляет собой систему раз­лич­ных бого­слов­ских дис­ци­плин, слу­жа­щих рас­кры­тию, обос­но­ва­нию и защите веро­уче­ния, бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви, а также раз­ви­тию раз­лич­ных эле­мен­тов этой системы. Сюда входят:

К раз­де­лам фун­да­мен­таль­ного или систе­ма­ти­че­ского бого­сло­вия отно­сятся:

про­то­ди­а­кон Иоанн Шевцов:
Бого­сло­вие это не мате­ма­тика, не физика, там нет стро­гих теорем, выво­дов, дока­за­тельств, и многие вещи понять и сразу невоз­можно, и до конца невоз­можно. Но как гово­рил св. Гри­го­рий Нис­ский «если я не могу выпить всю реку, это не озна­чает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть нена­сыт­ными, стре­миться выпить все более и более.

свя­ти­тель Иларий Пик­та­вий­ский:
«Только злоба ере­ти­ков вынуж­дает нас совер­шать вещи недоз­во­лен­ные, вос­хо­дить на вер­шины недо­сти­жи­мые, гово­рить о пред­ме­тах неиз­ре­чен­ных, пред­при­ни­мать иссле­до­ва­ния запре­щен­ные. Сле­до­вало бы доволь­ство­ваться тем, чтобы с искрен­ней верой выпол­нять то, что нам пред­пи­сано, а именно: покло­няться Богу Отцу, почи­тать с Ним Бога Сына и испол­няться Святым Духом. Но вот мы вынуж­дены поль­зо­ваться нашим слабым словом для рас­кры­тия тайн неиз­ре­чен­ных. Заблуж­де­ния других вынуж­дают нас самих ста­но­виться на опас­ный путь изъ­яс­не­ния чело­ве­че­ским языком тех Тайн, кото­рые сле­до­вало бы с бла­го­го­вей­ной верой сохра­нять в глу­бине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)

Источник

Формирование богословия как науки происходило на ранних этапах развития христианства, до III-IV столетия включительно. В это время происходит разложение античной цивилизации и формируется новая религия. Наука о богословии начиналась с поэтических произведений, написанных древнегреческими поэтами Орфеем, Гомером, Гесиодом о богах. Позднее к богословам отнесли и историков, толковавших древние мифы о богах: Ферекида Сиросского и Эвгемера Критского. Теологи и философы Квинт Септимий Тертуллиан и Адамант Ориген считали богословие обращением к языческим культурам. А сам термин «богословие» вошел в обиход уже в V столетии, благодаря Святому Августину.

Период, начавшийся во II столетии, дословно можно перевести как учение ранних христианских мыслителей, и время защиты основных положений христианства. Необходимо было доказать преимущество христианства перед другими религиями. Этот период еще делят на латинский и греческий. В некоторых вероучениях их называют Восточным и Западным. Восточная греческая патристика основана на учениях Платона о божественном. Выдающимися представителями греческой патристики являются каппадокийцы Святой Василий епископ Кессарийский Великий, Святой Григорий Богослов и Святой Григорий Нисский. Все они придерживались идеи объединения веры и знания.

Латинская Западная патристика основана на римских традициях, проявлявших интерес к человеку, основывается на философии Аристотеля. Выдающийся представитель этого периода Блаженный Аврелий Августин. Он не разделяет философию и теологию. Он защищает христианство и опровергает язычество. Высказывает идею причастности Бога ко всему происходящему в реальности.

Поздняя схоластика XIV XV столетия характеризуется попытками внести в богословские схоластические учения знания нехристианского происхождения. Но, церковь оставалась неизменной и авторитетной. До конца XVI столетия богословие занимало лидирующую позицию.

В богословии связан с исторической Контрреформацией, созданием новых религиозных учений. Богословие вновь становится апологетическим, ему необходимо защищать свое учение от свободомыслия и атеизма. Появляется богословие, основанное на философии нового времени.

Богословие в России

Вероучение о Боге появилось на российских территориях одновременно с появлением христианства. Периоды развития отличаются от общемировых. Но, соответствуют периодам исторического развития государства:

В XX столетии, в России распространилось движение приверженцев имяславия (почитателей имени Божьего). Сама церковь подтверждает необходимость богословского контроля над систематическим вероучением.

Источник

Богословие: что это такое?

Богословие что такое для 6 класса. Смотреть фото Богословие что такое для 6 класса. Смотреть картинку Богословие что такое для 6 класса. Картинка про Богословие что такое для 6 класса. Фото Богословие что такое для 6 класса

Богословие: история

Один из ведущих представителей современной православной патристики, французский философ и богослов Ж.-К. Ларше отмечает, что к богословию часто относятся настороженно и незаслуженно представляют богословие в качестве некой школьной дисциплины, науки неточной и противопоставляют богословию жизнь и духовный опыт. Если к методам изучения в богословии относят знание и разум, то духовный опыт — это чувственный опыт. Особенно распространена такая позиция была во второй половине XIX века и начале XX века.

Богословие, как наука занимается разными дисциплинами:

История богословия истоками уходит к началу времен. Еще в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

В Писании говорится о том, что слова имеют для нас большое значение. Богословскими считаются Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова, его духовный опыт. Но в православной Церкви были и другие богословы:

И другие люди, которые своей праведной жизнью и нравственным опытом заслужили право рассуждать о Слове Божьем.

Богословие что такое для 6 класса. Смотреть фото Богословие что такое для 6 класса. Смотреть картинку Богословие что такое для 6 класса. Картинка про Богословие что такое для 6 класса. Фото Богословие что такое для 6 класса

Богословие в наши дни

Недоверие к богословию со стороны некоторых мыслителей и церковных деятелей в XX веке объясняется тем обстоятельством, что богословие претерпело немало искажений. Начиная с учения Фомы Аквинского, схоластика высоко рассматривала роль разума в познании Бога. Можно сказать, что богословие на Западе с тех пор стало носить интеллектуальный и иногда, по мнению Ж.-К. Ларше абстрактный характер. Существует католическая и протестантская идея догматического развития, к которому примешивается мысль о том, что богословие не только может, но и должно быть творческим. Под влиянием Западных идей, в России богословие также претерпевало различные изменения.

Неизменным остается одно: в православной традиции не истинное знание о Боге не может претендовать человек, не имеющий опыта богообщения.

Основные учения в богословии

Поскольку богословие по сути является формой дискурса, должен был быть выработан метод. Одним из таких методов стала Апофаза.

Богословие что такое для 6 класса. Смотреть фото Богословие что такое для 6 класса. Смотреть картинку Богословие что такое для 6 класса. Картинка про Богословие что такое для 6 класса. Фото Богословие что такое для 6 класса

Современное богословие в православии включает в себя разные дисциплины:

Несмотря на то, что богословие — не такая точная наука, как математика или физика, здесь тоже есть определенные правила, нормы, методы изучения и для верующих людей большую роль играет мистический опыт общения с Богом (не путать с колдовством, мистика бывает разной).

Что такое богословие? Видео

Источник

БОГОСЛОВИЕ

В 9-11 вв. в Б. эначит. место заняла борьба между зап.-европ. (католич.) и визант. (православными) богословами; в ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Зап. Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и др. странах; полемика велась как по догматич. вопросам (спор о «filioque» и др.), так и по вопросу о главенстве рим. папы над всем христ. миром (см. «Разделение церквей»). В противовес папским теократич. притязаниям православное Б. усердно обосновывало цезарепапизм.

В других религиях Б. преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социальио-политич. назначение: оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов.

В буддийском Б. центр. место занимает учение о страдании, к-рое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия.

В иудаизме, после кодификации Торы («закона») в 5 в. до н. э., постепенно было разработано догматич. В., осн. содержанием к-рого стало учение о едином боге Яхве. В период создания Талмуда, в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3-5 вв. н. э. было особенно развито учение о мессии. В ср. века в иудейском Б. появились многочисл. мистич течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 в. это направление вылилось в хасидизм (осн. Бешт, ок.1700-60), призывавший к мистич. слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 в. возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистич. тенденций (особенно у Моисея Мендельсона (1729-86), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии). С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М. Бубер) и др. бурж. идеалистич. учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, к-рая проповедует сионизм.

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. роли католич. церкви в развитии средневек. культуры), М., 1953; Крывелев И. А., Совр. богословие и наука, М., 1959; Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960.

Источник

Тема I. Понятие «Богословие»

. подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины.

§1 Значение термина «богословие»

Сам термин богословие (θεολογία) употреблялся у древних греков, обозначавших им учение о языческих богах. В Древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения: о творении мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т.д., относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (οἰκονομία (греч.) – искусство управления домом; οἴκος – дом, νόμος – закон), т.е. деятельности Бога в творении, промышлении и спасении мира. Первым слово «богословие» ввел в христианский лексикон апологет второй половины II в. Афинагор Афинский. В Corpus Areopagiticum богословием называется Священное Писание, Климент Александрийский этим словом именует все истины христианства, свт. Григорий Богослов и ряд других отцов обозначали этим термином собственно учение о Святой Троице, у свт. Афанасия Александрийского в некоторых трудах богословием именуется учение о Воплощении. Однако, в конце концов, термин «богословие» стал употребляться для выражения всего христианского учения.

Таким образом, «богословие» осмысляется, с одной стороны, как слово Бога о Самом Себе (и в этом смысле термин практически тождественен понятию Божественного Откровения), и, с другой стороны, учение Церкви о Боге, то есть богословие, это осмысление Церковью данного ей Божественного Откровения.

Возникает закономерный вопрос: а как же быть с многочисленными «богословиями»: догматическим, нравственным, основным, сравнительным и так далее? По своей сути богословской наукой в полном смысле является именно догматическое богословие, так как изучает самое главное в нашей вере. Никакое другое богословие не имеет, во всяком случае в полном объеме, предметом своего изучения эти истины. Заметим, что разделения на многочисленные «богословия» возникли достаточно поздно, в учебных программах нового времени. До этого же даже то, что сейчас изучается в курсе основного или нравственного богословия, входило в общий курс богословия.

§2 Богословие как наука

Итак, согласно святому отцу, следует различать процесс познавания и процесс выражения познанного словами:

Есть то, что не познаётся, соответственно, его нельзя выразить словами.

Есть то, что познаётся, но не удобовыразимо словами.

Есть то, что познаётся и может быть выражено словами.

Исходя из этого, можно прийти к заключению, что богословие как наука может существовать, и предметом ее изучения является то, что познаваемо и выразимо словами и содержится в вероучительных текстах Церкви. В других же случаях, когда речь идет о познаваемом и неудобовыразимом или непознаваемом, богословская наука прямо указывает на это.

§3 Метод богословской науки

Метод богословской науки состоит в систематизации имеющегося материала, с приведением в каждом отдельном случае (теме) оснований из Священного Писания и святоотеческого наследия. Естественно, этот метод не следует рассматривать только как собирание некоего количества цитат к конкретному богословскому тезису.

Значительную роль в методе догматической науки занимает разъяснение (толкование) изучаемого материала, которое, в свою очередь, должно пониматься не как рационализация богословского знания, но как деятельность преображенного благодатным действием ума.

В качестве дополнительных методов в догматической науке могут быть использованы компаративный (сравнительный) метод, позволяющий в некоторых случаях провести сравнительный анализ догматического учения Православной Церкви и инославных конфессий, с целью более точного понимания вероучительных позиций Православия; а также исторический метод, с помощью которого можно проследить развитие догматической терминологии в исторической перспективе. Также могут быть использованы данные других наук: истории философии, церковной истории, библейских дисциплин, литургического богословия, канонического права, нравственного богословия.

§4 Цель богословия

Тот же автор говорит: «Приступай к изучению богословия так, как будто ты приступаешь к Евхаристии!» 8

Для святых отцов занятие богословием в общепринятом, узком понимании (как систематическое изложение христианского вероучения) есть лишь средство к более высокой цели – к богопознанию, к обожению. И это есть истинное богословие и истинная цель христианской жизни.

Богословие не может быть сведено к теоретическим рассуждениям, хотя и использует их. Конечная цель богословия – не просто приобретение некой суммы знаний о Боге, хотя, конечно, не надо делать вывод, что приобретение этих знаний вообще необязательно, а в том, чтобы привести человека к живому общению с Богом, к той полноте видения, где слова и вопрошания становятся излишними. Конечно, в процессе обучения будет возникать масса разного рода недоумений и вопросов на богословские темы. Естественно, на эти вопросы необходимо искать ответы. Однако нужно всегда иметь в виду, что на путях чисто логического, рационального знания богословские вопросы никогда не смогут быть разрешены, потому что человеческий ум устроен таким образом, что сколько бы ни отвечали на его вопрошание, он будет всё время ставить новые и новые вопросы, требуя всё большего и большего уточнения нашей веры, всё более точных формулировок для богооткровенной истины, таким образом превращая ее в чисто интеллектуальное упражнение. В конце концов, многие вопросы, знать ответы на которые нам кажется крайне необходимым, при реальной встрече с Богом теряют всю свою значимость, отходят на задний план. Тут уместно вспомнить слова Спасителя: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» ( Ин. 16:22–23 ).

1. Объясните, почему может существовать богословие.

2. В каком смысле богословие может быть названо наукой? В чём схожесть и несхожесть богословия с другими науками?

3. Что является источником богословия?

4. Кто впервые ввел в христианскую традицию термин «богословие»?

5. В каком смысле понимали термин «богословие» античные авторы?

6. Как понимали термин «богословие» христианские авторы в IV в.?

7. Каков метод богословской науки?

8. Как правильно соотносятся теоретические и практические аспекты богословия?

9. В каких смыслах можно понимать термин «богословие»?

10. В чём цель занятий богословием? Что говорит по этому поводу В. Н. Лосский?

11. Что такое антиномии и почему богословский язык вынужден ими пользоваться?

Обязательно к прочтению:

1. Антиномия // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 494–498.

2. Каллист (Уэр), en. Богословское образование в Писании и у свв. отцов // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс] / URL: http://www.krotov.info/history/20/krivova/warell.html

1.Аверинцев Сергей. Богословие в контексте культуры // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс] / URL:

2. Агафангел (Гагуа), игумен. О содружестве богословия и филологии // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL:

3. Агафангел (Гагуа), игумен. О языке православного богословия и богословии языка // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL:

4. Богословие // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 275–286.

5. Викторов П. Усвоение догматических истин человеческим сознанием // ЖМП. М., 1956. №6. С. 46–54.

6. Гаврюшин Н. К. Эгидий Римский о научном статусе богословия // Труды Минской духовной академии. Жировичи, 2005. №3. С. 50–58.

7. Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие? // Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html

8. Калаицидис Панделис. От «возвращения к отцам» к необходимости современного православного богословия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2586215.html

9. Каллист (Уэр), en. Богословское образование в Писании и у свв. отцов // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс] / URL: http://www.krotov.info/history/20/krivova/warell.html

10. Каллист (Уэр), митр. Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/286120.html

11. Ларше Жан–Клод. Манифест богословия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2580843.html

12. Лосский В.Н. Введение. Богословие и мистика в предании Восточной Церкви // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 8–20.

13. Лосский В. Н. Вера и богословие // ВРЗЕПЭ. № 101/104. 1982. С. 101–112.

14. Мейендорф Иоанн, протопресв. Есть ли в Церкви внешний авторитет? // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL:

15. Флеров И., свящ. Об организации или системе богословских наук // Христианское чтение. 1868. №5. С. 673–701.

16. Флоровский Г., прот. Оправдание знания // Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. СПб.,2005. С. 343–349.

17. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование // Догмат и история. М., 1998. С. 19–39.

18. Хомяков А. С. Вера и исследование // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/336

19. Хопко Фома, прот. Богословие и современное образование // Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет [Электронный ресурс] / URL: http://pstgu.ru/download/1235161362.17.pdf

См.: Наука // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 3. С. 23–28.

Следует сказать, что всё же у некоторых богословов встречаются выражения подобного рода. Например, у еп. Сильвестра (Малеванского): «Главный предмет нашей науки есть Бог» (Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного дог матического богословия. СПб., 2008. Т. 1. С. 178).

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 2 // Источник знания. СПб., 2006. С. 109.

Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Гносеомахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких–либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию» (Иоанн Дамаскин, прп. О ста ересях вкратце. Гл. 88 // Источник знания. СПб., 2006. С. 99).

Более подробно изложение мысли прп. Максима см.: Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Элек тронный ресурс] / UKL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html

Если вдуматься в эту аналогию, то можно задаться вопросом: как мы приступа ем к Чаше? Приступаем ли достойно? Апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор. 11:28 ). Мы все испытываем себя перед Евхаристией, но если каждый спросит себя: «Достоин ли я приступить к Чаше?» – ответ очевиден: «Нет». Но причащаемся ли мы? От вет – да! Так и с богословием: мы точно можем сказать, что не освобождены от суеты, страстей, пустомыслия и суемудрия, наш ум парит не вверху, а находится в низах, но, тем не менее, мы должны заниматься богословием. Собственно, это сравнение – предостережение, но предполагающее действие, а не отказ от него.

Лосский В.Н. Введение // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 10.

Максим Исповедник, прп. Мистагогия. Гл. V // Творения. М., 1994. Т. 1. С. 164.

Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *