Богословие что это такое кратко

Богословие

Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обра­щен­ное к Богу) —
1) слово (Откро­ве­ние) Бога о Себе, Его отно­ше­нии к миру; о мире, при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века;
2) прак­тика бого­об­ще­ния, духов­ная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объ­екте Божьего Тво­ре­ния и Про­мысла; о чело­веке как образе и подо­бии Божьем;
4) назва­ние, при­ла­га­е­мое к науч­ным дис­ци­пли­нам, иссле­ду­ю­щим отдель­ные направ­ле­ния учения Церкви о Боге и бого­по­чи­та­нии (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие, Нрав­ствен­ное Бого­сло­вие, Литур­ги­че­ское Бого­сло­вие и т. д.).

Учи­тели Церкви на первых порах назы­вали так лишь Свя­щен­ное Писа­ние, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Бого­сло­вием ветхим, Новый Завет – новым Бого­сло­вием, а всех писа­те­лей того и дру­гого завета, апо­сто­лов и про­ро­ков – бого­сло­вами. Потом словом «бого­сло­вие» стали назы­вать, кроме Свя­щен­ного Писа­ния, и всякое учение о хри­сти­ан­ских исти­нах, и в этом зна­че­нии оно иногда упо­треб­ля­лось в при­ло­же­нии к учению о Боге и бого­по­чи­та­нии; иногда – в при­ло­же­нии к учению о Пре­свя­той Троице; иногда, еще теснее, в при­ло­же­нии к учению соб­ственно о Боге Слове. Нако­нец, уже в XII в., под бого­сло­вием стали под­ра­зу­ме­вать систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние всех хри­сти­ан­ских истин о Боге и бого­по­чи­та­нии.

В насто­я­щее время под бого­сло­вием под­ра­зу­ме­ва­ется систе­ма­ти­че­ское учение о Боге, кото­рое стро­ится на основе тек­стов Свя­щен­ного Писа­ния, при­ни­ма­е­мых Цер­ко­вью как Откро­ве­ние, т.е. сви­де­тель­ство Бога о Самом Себе, и в русле Свя­щен­ного Пре­да­ния, т.е. духов­ного опыта Церкви. Созда­те­лями бого­сло­вия счи­та­ются отцы Восточ­ной Церкви, духов­ные подвиж­ники II–VIII вв., раз­ра­бо­тав­шие дог­ма­ти­че­ское учение хри­сти­ан­ства. Пони­мая Бога не как без­лич­ную сущ­ность, но как раци­о­нально непо­сти­жи­мое Суще­ство, Пра­во­сла­вие выдви­гает на первое место апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие, тем самым под­чер­ки­вая необ­хо­ди­мость для хри­сти­а­нина, дер­за­ю­щего зани­маться бого­по­зна­нием, духов­ного обще­ния с Богом, с его нетвар­ными энер­ги­ями.

Чело­век, не име­ю­щий мисти­че­ского опыта бого­об­ще­ния, не может пре­тен­до­вать, согласно пра­во­слав­ной тра­ди­ции, на истин­ное знание о Боге. Вместе с тем бого­сло­вие восточно-хри­сти­ан­ского мира широко исполь­зо­вало опыт антич­ной фило­со­фии и выра­бо­тало в бого­лов­ских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соот­но­ше­ния поня­тий и умо­зре­ний. В про­цессе оформ­ле­ния пра­во­слав­ного бого­сло­вия исклю­чи­тельно важную роль сыг­рали бого­словы IV в., про­зван­ные кап­па­до­кий­цами (от назва­ния мало­азий­ской обла­сти Кап­па­до­кии): свя­ти­тели Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Гри­го­рий Нис­ский.

Важную роль в фор­ми­ро­ва­нии пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния сыграл Максим Испо­вед­ник, с кон­чи­ной кото­рого (662) подо­шла к завер­ше­нию эпоха пат­ри­стики – период трудов святых отцов по фор­ми­ро­ва­нию дог­ма­ти­че­ского учения Церкви. Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин ( VII – VIII вв.) завер­шил эту эпоху, став пре­иму­ще­ственно систе­ма­ти­за­то­ром бого­слов­ского опыта пред­ше­ству­ю­щих времен.

В после­ду­ю­щий период пра­во­слав­ное бого­сло­вие не пере­ста­вало раз­ви­ваться, имея основ­ной целью защиту и усо­вер­шен­ство­ва­ние сло­жив­ше­гося учения Церкви в новых усло­виях, в про­ти­во­дей­ствии дав­ле­нию западно-хри­сти­ан­ского мира. Видную роль в этом плане сыг­рали пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов (XI в.), один из самых зна­чи­тель­ных визан­тий­ских бого­сло­вов-мисти­ков, и свя­ти­тель Гри­го­рий Палама (XIV в.) вновь утвер­див­ший при­о­ри­тет бого­слов­ско-мисти­че­ского начала в рамках пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и защи­тив­ший его от вли­я­ний запад­ной схо­ла­стики.

В наше время бого­сло­вие пред­став­ляет собой систему раз­лич­ных бого­слов­ских дис­ци­плин, слу­жа­щих рас­кры­тию, обос­но­ва­нию и защите веро­уче­ния, бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви, а также раз­ви­тию раз­лич­ных эле­мен­тов этой системы. Сюда входят:

К раз­де­лам фун­да­мен­таль­ного или систе­ма­ти­че­ского бого­сло­вия отно­сятся:

про­то­ди­а­кон Иоанн Шевцов:
Бого­сло­вие это не мате­ма­тика, не физика, там нет стро­гих теорем, выво­дов, дока­за­тельств, и многие вещи понять и сразу невоз­можно, и до конца невоз­можно. Но как гово­рил св. Гри­го­рий Нис­ский «если я не могу выпить всю реку, это не озна­чает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть нена­сыт­ными, стре­миться выпить все более и более.

свя­ти­тель Иларий Пик­та­вий­ский:
«Только злоба ере­ти­ков вынуж­дает нас совер­шать вещи недоз­во­лен­ные, вос­хо­дить на вер­шины недо­сти­жи­мые, гово­рить о пред­ме­тах неиз­ре­чен­ных, пред­при­ни­мать иссле­до­ва­ния запре­щен­ные. Сле­до­вало бы доволь­ство­ваться тем, чтобы с искрен­ней верой выпол­нять то, что нам пред­пи­сано, а именно: покло­няться Богу Отцу, почи­тать с Ним Бога Сына и испол­няться Святым Духом. Но вот мы вынуж­дены поль­зо­ваться нашим слабым словом для рас­кры­тия тайн неиз­ре­чен­ных. Заблуж­де­ния других вынуж­дают нас самих ста­но­виться на опас­ный путь изъ­яс­не­ния чело­ве­че­ским языком тех Тайн, кото­рые сле­до­вало бы с бла­го­го­вей­ной верой сохра­нять в глу­бине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)

Источник

Богословие: что это такое?

Богословие что это такое кратко. Смотреть фото Богословие что это такое кратко. Смотреть картинку Богословие что это такое кратко. Картинка про Богословие что это такое кратко. Фото Богословие что это такое кратко

Богословие: история

Один из ведущих представителей современной православной патристики, французский философ и богослов Ж.-К. Ларше отмечает, что к богословию часто относятся настороженно и незаслуженно представляют богословие в качестве некой школьной дисциплины, науки неточной и противопоставляют богословию жизнь и духовный опыт. Если к методам изучения в богословии относят знание и разум, то духовный опыт — это чувственный опыт. Особенно распространена такая позиция была во второй половине XIX века и начале XX века.

Богословие, как наука занимается разными дисциплинами:

История богословия истоками уходит к началу времен. Еще в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

В Писании говорится о том, что слова имеют для нас большое значение. Богословскими считаются Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова, его духовный опыт. Но в православной Церкви были и другие богословы:

И другие люди, которые своей праведной жизнью и нравственным опытом заслужили право рассуждать о Слове Божьем.

Богословие что это такое кратко. Смотреть фото Богословие что это такое кратко. Смотреть картинку Богословие что это такое кратко. Картинка про Богословие что это такое кратко. Фото Богословие что это такое кратко

Богословие в наши дни

Недоверие к богословию со стороны некоторых мыслителей и церковных деятелей в XX веке объясняется тем обстоятельством, что богословие претерпело немало искажений. Начиная с учения Фомы Аквинского, схоластика высоко рассматривала роль разума в познании Бога. Можно сказать, что богословие на Западе с тех пор стало носить интеллектуальный и иногда, по мнению Ж.-К. Ларше абстрактный характер. Существует католическая и протестантская идея догматического развития, к которому примешивается мысль о том, что богословие не только может, но и должно быть творческим. Под влиянием Западных идей, в России богословие также претерпевало различные изменения.

Неизменным остается одно: в православной традиции не истинное знание о Боге не может претендовать человек, не имеющий опыта богообщения.

Основные учения в богословии

Поскольку богословие по сути является формой дискурса, должен был быть выработан метод. Одним из таких методов стала Апофаза.

Богословие что это такое кратко. Смотреть фото Богословие что это такое кратко. Смотреть картинку Богословие что это такое кратко. Картинка про Богословие что это такое кратко. Фото Богословие что это такое кратко

Современное богословие в православии включает в себя разные дисциплины:

Несмотря на то, что богословие — не такая точная наука, как математика или физика, здесь тоже есть определенные правила, нормы, методы изучения и для верующих людей большую роль играет мистический опыт общения с Богом (не путать с колдовством, мистика бывает разной).

Что такое богословие? Видео

Источник

Вводные сведения

§ 1. Что такое богословие?

Термин «богословие» представляет собою букваль­ный перевод греческого слова ϑεολογία. Под сло­вом ϑεολογία у греков разумелось исследование или учение о богах и их отношениях к миру. Поэты, раскрывавшие учение о богах, назывались теологами. В научном смысле термин «богословие» впервые употреблён Аристотелем. – В христианстве назва­ние богослова было приложено к лицам, раскры­вавшим учение о Божестве Сына Божия и Его еди­носущии с Богом Отцом, а также и о троичности Лиц в Боге. Таковы евангелист Иоанн и св. Гри­горий Назианзин. Знаменитый схоластический писа­тель Абеляр (1142 г.) своим двум главным со­чинениям о Святой Троице дал названия: Introductio in Theologiam и Theologia Christiana. Но уже в тот же схоластический период значительно расширяется смысл разбираемого термина. Он начинает упо­требляться в более общем значении учения о пред­метах божественных. Целые системы богословских учений Фомы Аквината и Альберта Великого были названы «суммами теологии». Но здесь ещё сохранен точный смысл «богословия», как науки, основан­ной на Откровении. Theologia, как говорил Фома Аквинат, а Deo docetur, Deum docet, ad Deum ducit. Со времени реформации ещё более расширилось зна­чение термина «богословие» в смысле учения о религии вообще. А в новейшее время стали часто упо­требляться выражения: «естественное богословие», в приложении к религии магометанской и каждой из языческих, и «откровенное богословие» в приложе­нии к религиям еврейской и христианской, рассма­триваемым с различных сторон: библейской, исто­рической, теоретической, практической. В виду та­кого разнообразия для наших целей удобнее упо­треблять этот термин в самом широком значе­нии «науки о религии» вообще, ограничивая ближе смысл его, по мере надобности, присоединением к нему определительных слов. Так, выражения: «естественное богословие», «христианское богословие», «догматическое богословие», «пастырское богословие» будут означать содержание науки об языческой и христианской религии или одной из сторон по­следней.

§ 2. Наука ли богословие?

Так как богословие лежит вне области положи­тельного опытного знания, то, по мнению многих, оно не может предъявлять притязания на имя нау­ки. Видные философы – Конт и Спенсер – находят прямую противоположность между богословием и наукою.

Но понятие науки определяется не предметом её, а методом. Так, есть наука мифология, имеющая предметом своего исследования создания человече­ского вымысла. С методической же стороны богосло­вие удовлетворяет научным требованиям: 1) соблю­дению единства предмета и 2) систематическому изло­жению религиозных фактов и идей или обобщений, выведенных строго логическим путём из дан­ных фактов. – Впрочем, богословие является нау­кою, не только благодаря внешней научной форме своего изложения, но и в силу своего содержания. Одно положительное эмпирическое знание не в со­стоянии удовлетворить человека. Оно устанавливает лишь связь, сосуществование и последовательность явлений, но не даёт ответа на вопрос о природе и значении вещей вообще, о смысле жизни. Между тем всякий человек вырабатывает себе из­вестную метафизику, т.е. определённое воззре­ние на сущность вещей, на Бога, мир, взаимо­отношение между Богом и людьми. Правда, на эти вопросы постоянно пыталась дать ответ философия. Но она все более и более убеждалась, что задачи этой нельзя выполнить средствами одного разума, Так как, говоря словами Гёте, бытие не делится на человеческий разум без остатка. Так филосо­фия оставляла место богословскому истолкованию смысла вещей и явлений.

Две, однако, особенности отличают богословие от других наук. Между тем как в других науках возможно открытие новых, ранее неизвест­ных истин, содержание богословия неизменно и дано раз навсегда. Но и здесь возможен прогресс, именно в раскрытии и усвоении религиозной истины умом человека. (Даже в науках точных науч­ное искомое часто составляет не самый резуль­тат, который может быть заранее известным, а метод, который соглашает посылки с этим выводом. Подобно тому и в богословии не исклю­чается возможность непрерывного углубления в по­стижение религиозной истины, освещения истины с новых сторон, соотношения её с кругом совре­менных научно-философских понятий и идей. На этом основывается необходимость богословской науки). Св. отцы Церкви не ограничивались одним только неподвижным и мёртвым хранением откровенных истин, а давали широкий простор и своему разуму по отношению к этим истинам, как это можно видеть из их творений. Но и после них остался далеко ещё не законченным путь христианского бо­гословствования. Медленным, упорным трудом че­ловечество раскрывает для себя религиозную истину, постепенно она делается достоянием человеческого сознания.

Другая особенность богословия, как науки, со­стоит в том, что богословие не доводит своих положений до степени чувственно-осязательной на­глядности, как то наблюдается в науках есте­ственных, и не сообщает им характера логиче­ской принудительности и очевидности, равно как и математической точности и доказательности. Это об­ъясняется тем, что предметом богословия служат такие факты, которые, будучи строго историческими, являются по своему существу данными внутреннего нравственного опыта, фактами психологическими (ре­лигия, откровение). По самой своей природе эти дан­ные могут получить наглядность и очевидность лишь тогда, когда они переживаются нами, соста­вляют наше сердечное настроение. Но научность бо­гословия от того нисколько не умаляется, истинность его положений не получает исключительно суб­ъективный (личный) характер. Нравственная природа человека не есть нечто субъективное; она имеет такое же твёрдое объективное основание, как и внеш­ний мир, потому что нравственная природа одина­кова у всех людей. – К богословским доказатель­ствам далее, как и философским, вполне прило­жимо требование правильного применения общечело­веческих законов мышления. Законы же нашего мышления не есть нечто субъективное, а объективное свойство нашей природы; они не в нашей воле, следовательно имеют объективное значение.

Итак, соответствие богословских истин с фак­тами нашей нравственной природы и раскрытие их в возможно строгом согласии с логическими зако­нами мышления придают богословию научный об­ъективный характер.

§ 3. Определение науки Основного Богословия

В богословской литературе можно встретить мно­гие названия и в связи с ними разнообразные построения нашей науки. Чаще всего она называется Основным Богословием и Апологетикой. Первое название указывает на положительное содержание или предмет науки, а последнее – на её задачу.

Общепринятое в духовно-учебном мире название её – «Введение в православное богословие». Со­гласно с первым названием, предметом нашей науки служит систематическое изложение и оправда­ние пред научно-богословским сознанием верую­щих внешних и внутренних оснований, по кото­рым христианство, понимаемое в духе православной Церкви, есть истинная религия. А так как эти осно­вания подвергаются сомнению и даже прямому отри­цанию со стороны многих, то необходимо всестороннее разъяснение и научная защита их. По этой своей стороне наша наука носит название апологетики. Из обобщения обеих отмеченных сторон оче­видна важность нашей науки в общей системе бого­словских наук и смысл её названия «введением» в них. Прежде чем раскрывать догматическое или нравственное содержание православной религии, нужно быть убеждённым в её истинности, т.е. в её превосходстве пред другими религиями, в её божественном происхождении, в соответствии её внутренним потребностям человеческого духа, в неповреждённом сохранении её в Церкви право­славной. А это – такие вопросы, которые входят в содержание нашей науки и по своему характеру являются общими и предварительными, иначе ввод­ными в круг богословских наук.

§ 4. Метод науки Основного Богословия

Метод, другими словами – научный путь или приём исследования, в Основном Богословии должен быть по преимуществу положительным. Во всякой науке могут быть употребляемы два приёма доказа­тельств – положительный и отрицательный. Положи­тельный метод состоит в прямом логическом развитии известного положения, уяснении данной истины путём раскрытия её содержания и вытекаю­щих из неё следствий. В отрицательном методе мы обращаемся к мысли, противоположной доказы­ваемому положению, и, указывая на односторонность или ложность её, делаем отсюда заключение к со­стоятельности доказываемого положения. Ясно пре­восходство положительного метода пред отрицатель­ным. При помощи положительного метода мы по­знаем, что такое предмет по своему существу, тогда как, руководясь отрицательным методом, мы узнаем, чем он не должен быть, и не всегда приобретаем понятие о том, что он есть на самом деле. По словам св. Григория Богослова, «гораздо легче и скорее посредством того, что есть, объяснить о предмете и то, чем он не есть, нежели исключая то, чем он не есть, показать, что он есть». –Отри­цательным методом, т.е. разбором положений, несогласных с защищаемым воззрением, доказы­вается неудовлетворительность только этих положе­ний. Но, ведь, никто не может поручиться, что в недалёком будущем не появится новая, более удачная, защита отрицаемого положения, которая потребует но­вого опровержения и т.д. – Предпочтение положитель­ного метода пред отрицательным в нашей науке обусловливается главным образом самым харак­тером богословия. Религиозные и в частности хри­стианские истины, обоснованием и защитою которых занимается наша наука, представляют собою данные нравственного опыта, внутренние переживания духа человеческого или, выражаясь научным языком, постулаты (требования) духовной природы человека. Истинность их измеряется собственно истинностью не логическою, основанною на соображениях рассуд­ка, а истинностью непосредственного нравственного сознания. Задача нашей науки, отсюда, заключается не столько в обличении неправомыслия о богослов­ских истинах, сколько в сближении их с дан­ными нравственного сознания. Но, разумеется, этим не устраняется употребление отрицательного метода в богословии. Наша наука должна не только положи­тельно обосновывать религиозную истину, но и опро­вергать несогласные с нею философские учения, принципиальные возражения других наук. Только при этом богословие не должно сосредоточивать своего внимания исключительно на полемике и опроверже­нии, но извлекать из противоположных взглядов положительное содержание для построения своей си­стемы, отмечать в них черты истины.

§ 5. Значение науки Основного Богословия

§ 6. План изложения науки Основного Богословия

Задача нашей науки заключается в том, чтобы показать объективную ценность религии и в осо­бенности религии христианской, как откровенной и абсолютно-истинной среди других религий. Со­образно с этим первый отдел д. б. посвящён обстоятельному изучению вопроса о сущности и про­исхождении религии вообще и об исторических формах и проявлениях её, с указанием на вну­треннее превосходство христианства пред другими ре­лигиями по содержанию или учению его. Этот отдел касается вопросов, входящих в область фило­софии и истории религии. Второй отдел нашей на­уки д. б. посвящён уяснению понятия о сверхъестественном откровении, его источниках и призна­ках, месте и степени сохранения его в неповреждённом виде. Но предварительно мы должны озна­комиться с историческим развитием нашей науки.

§ 7. Исторический очерк развития христианской апологетики или Основного Богословия

Второй период в развитии христианской апологе­тики – средневековый –определялся борьбою с маго­метанством, язычеством и раввинизмом. Из сочи­нений восточных богословов против магометан­ства можно указать, напр., на произведение извест­ного св. Иоанна Дамаскина: Разговор сарацина и хри­стианина. Но и независимо от борьбы с исламом и раввинизмом средневековые богословы сделали не мало для развития Основного Богословия, как науки. Выдающееся положение между ними в этом отно­шении занимают известные западные схоластики – Анзельм Кентерберийский, Пётр Ломбард, Фома Аквинат. Они в своих Суммах теологии – бого­словских системах – посвятили не мало внимания и той части христианского богословия, которая в настоя­щее время известна под именем апологетического или основного богословия, а в то время называлась Theologia rationalis или generalis, или naturalis, или fundamentalis. Впрочем заслуга средневековой схо­ластики по отношению к апологетике касается внеш­ней, формальной стороны её построения, выяснения богословских понятий. По своему же содержанию она отличается сухим, рассудочным характером, ли­шена одушевления и оживляющей силы, чем она уступает, к своей невыгоде, древнейшей свято­отеческой апологетике. Если схоластика была теоре­тическим, то мистика – другое течение средневеко­вой богословской мысли –была практическим напра­влением в богословии. Идеалом этого направления было слияние с Божеством, ощущаемое внутренне. Из мистических сочинений выдаётся «Подражание Христу» Фомы Кемпийского.

Пятнадцатый век, открывающий собою эпоху воз­рождения наук и искусств и приведший к рефор­мации, поставил апологетику лицом к лицу с новым внутренним врагом – неверием, вышед­шим из недр самого христианства. Логический рационализм, лёгший в основу схоластики, прони­кает собою римско-католическое и в особенности протестантское богословие. На почве его возникли крайние отрицательные воззрения – английский де­изм, французский натурализм и немецкий рациона­лизм. Они сходились между собою в том, что при­знавали источником и руководящим началом в деле религии и нравственности только естественный человеческий разум и отвергали сверхъестественное откровение. Борьба с этими направлениями напол­няет XVII и ХVIII вв. В борьбе с этими напра­влениями апологетика выставила много великих имён, дала много знаменитых сочинений, испробо­вала разные методы. Наиболее употребительным ме­тодом был демонстративный, состоявший в под­боре научных доказательств и логических до­водов в пользу истин веры. Апологетические со­чинения носили на себе характер строгой научности и серьёзности, почему они не могли иметь обшир­ного круга читателей. Это практическое неудобство было сознано во Франции, и потому там было по­ложено начало более живому направлению в аполо­гетике. Из XVII в. нужно отметить великого для своей эпохи апологета с этим направлением – Паскаля. Он не только глубоко сознал, но и глу­боко прочувствовал правду христианства, и его Pensees или Мысли о вере продиктованы не только великим умом, но и глубоко любящим сердцем. Влияние «мыслей» Паскаля всегда было и будет сильным; они переведены на русский язык. Попу­лярному направлению в апологетике также много способствовала школа Шатобриана в XVIII в. Сво­им живым, художественным и в то же время общедоступным изложением доказательств в пользу важнейших истин христианства апологеты этой школы заинтересовали общество и привлекли его внимание к религии. Лучшими из этих аполо­гетических сочинений должны быть признаны: Раз­мышления о сущности христианской веры Гизо, Иисус Христос, Его время, Его жизнь и Его дела Прессансе, Отец небесный, Вечная жизнь, Христос и др. Эрнеста Навиля и сочинения Поля Жане. Эти сочинения переведены на русский язык.

В XIX в. научная защита веры повсюду получила более широкое развитие, чем в предшествующие века. Перелом в области мысли, произведённый известным философом Кантом, отразился и на апологетике. Влияние Канта на апологетику было, так сказать, двойное – отрицательное и положитель­ное. Отрицательное выразилось в том, что из Кантовой школы вышел особый вид богословского ра­ционализма, известный под именем критического, или неологизма. Этот рационализм был гораздо серьёзнее и научнее рационализма XVIII в. С со­ответственными свойствами должна была выступить и апологетика. Положительное влияние Канта на апологетику сказалось в самом направлении её метода. Кант рассматривал религию, как посту­лат (требование) моральных стремлений челове­ческого духа, нравственного сознания человека. Эта точка зрения Канта в приложении к апологетике оказалась весьма плодотворною. – Из других фило­софов XIX в., влиявших на развитие апологетики, нужно упомянуть Гегеля и Шлейермахера. Шлейермахер первый из новейших философов отнёс апологетику к области философского богословия, при­дал ей значение в строгом смысле основной науки в области богословия. По его почину стали появ­ляться целые системы апологетики. В последнюю половину XIX столетия апологетика должна была за­щищать христианство против материалистических (Бюхнер, Молешотт) и натуралистических (Дар­вин) теорий. Последними противорелигиозными на­правлениями XIX в. являются агностицизм и эво­люционизм, представителем которых считается из­вестный английский мыслитель Герберт Спенсер. ( Агностицизм отрицает возможность Богопознания и вообще сверхчувственного. Эволюционизм прилагает ко всем областям жизни человеческой, в том числе и к религии, мерку постепенного (прогрес­сивного) естественного развития.

Знакомство с историческим развитием апологе­тики на Западе, хотя бы в самых общих чертах, важно для нас в том отношении, что все рацио­налистические направления Запада отражались и в нашем отечестве, а апологетическая литература была почти исключительно переводною с того же За­пада. Так, тлетворное влияние неверия, распростра­нённого на Западе в эпоху возрождения, коснулось и нашего отечества. Тогда же впервые появляются апологии наших отечественных писателей в за­щиту христианства. Таковы: Просветитель Иосифа Во­локоламского и Истины показание инока Зиновия Отенского. Западное неверие XVIII в. также нашло отго­лосок в известной части нашего общества. Осо­бенно учение Вольтера и французских энциклопе­дистов было предметом увлечения для тогдашних наших вольнодумцев. Цельных богословских опытов, написанных в защиту христианства про­тив деистов, натуралистов и атеистов, в XVIII в. у нас явилось очень немного. Из них можно указать только на сочинение Феофана Прокоповича О безбожии. К этой же категории сочинений следует отнести приписываемые Московскому митрополиту Платону Ответы на 16 вопросов Вольтера. Скудость оригинальных сочинений по апологетике христиан­ства очень ревностно восполнялась у нас перево­дами на русский язык иностранных апологетиче­ских книг, преимущественно популярного харак­тера, заимствованных главным образом из фран­цузской литературы. Число переводной апологетиче­ской литературы ещё более увеличивается в XIX в. Помимо отмеченных выше были, напр., переведены : Иерузалема Размышление о важнейших истинах религии, Ульрици Бог и природа, апологетические чтения Ците Истина и величие христианства. Из бо­лее капитальных трудов, обнимающих более или менее всю систему, апологетики, должны быть отме­чены: Апология христианства Геттингера в 2 ч., Апо­логетика. Научное оправдание христианства Эбрарда в 2 т., Апология христианства Лютарда. Последняя, при всей своей научности и богатстве содержания, отличается ещё живостию и общедоступностию своего изложения. В самое последнее время под общим заглавием «в защиту идеалов разума» появилась целая серия переводных апологетических сочине­ний. Таковы: Ценность жизни Олэ-Ляпрюна, Идеи Бога и бессмертия души пред судом новейших кри­тиков Каро, Цивилизация и вера Секретана, Основа­ния веры Бальфура и др. – Что касается оригиналь­ных апологетических трудов, то XIX в. и в этом отношении был гораздо богаче предшествую­щего. Из них должны быть упомянуты Лекции по умозрительному богословию известного профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. Ещё более сделал для Апологетики другой, не ме­нее известный профессор той же академии, В. Д. Кудрявцев своими исследованиями и статьями по естественному богословию. Они находятся в 2 и 3 т. полного собрания сочинений его. Цельными систе­мами апологетики являются: Введение в Православ­ное Богословие преосв. Макария, Генетическое введение в Православное Богословие прот. Сидонского, Руко­водство к Основному Богословию архимандрита (впо­следствии епископа) Августина, Христианская аполо­гетика. Курс Основного Богословия Рождественского. Последняя выделяется своею научностию. Кроме того в последние годы появился ряд курсов по Основ­ному Богословию, составившихся из лекций, читан­ных или в университетах, или академиях. Луч­шими из них должны быть признаны Лекции по введению в курс богословских наук Архимандрита Михаила и Курс Богословия (апологетического) П. Я. Светлова. – Нужно также отметить весьма ценный указатель апологетической литературы того же ав­тора под заглавием: «Что читать по богословию?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *