Богословие что это такое кратко
Богословие
Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) —
1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека;
2) практика богообщения, духовная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла; о человеке как образе и подобии Божьем;
4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.).
Учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый Завет – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании; иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице; иногда, еще теснее, в приложении к учению собственно о Боге Слове. Наконец, уже в XII в., под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании.
В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями.
Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в боголовских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии): святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.
Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин ( VII – VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен.
В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и святитель Григорий Палама (XIV в.) вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.
В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят:
К разделам фундаментального или систематического богословия относятся:
протодиакон Иоанн Шевцов:
Богословие это не математика, не физика, там нет строгих теорем, выводов, доказательств, и многие вещи понять и сразу невозможно, и до конца невозможно. Но как говорил св. Григорий Нисский «если я не могу выпить всю реку, это не означает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть ненасытными, стремиться выпить все более и более.
святитель Иларий Пиктавийский:
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)
Богословие: что это такое?
Богословие: история
Один из ведущих представителей современной православной патристики, французский философ и богослов Ж.-К. Ларше отмечает, что к богословию часто относятся настороженно и незаслуженно представляют богословие в качестве некой школьной дисциплины, науки неточной и противопоставляют богословию жизнь и духовный опыт. Если к методам изучения в богословии относят знание и разум, то духовный опыт — это чувственный опыт. Особенно распространена такая позиция была во второй половине XIX века и начале XX века.
Богословие, как наука занимается разными дисциплинами:
История богословия истоками уходит к началу времен. Еще в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
В Писании говорится о том, что слова имеют для нас большое значение. Богословскими считаются Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова, его духовный опыт. Но в православной Церкви были и другие богословы:
И другие люди, которые своей праведной жизнью и нравственным опытом заслужили право рассуждать о Слове Божьем.
Богословие в наши дни
Недоверие к богословию со стороны некоторых мыслителей и церковных деятелей в XX веке объясняется тем обстоятельством, что богословие претерпело немало искажений. Начиная с учения Фомы Аквинского, схоластика высоко рассматривала роль разума в познании Бога. Можно сказать, что богословие на Западе с тех пор стало носить интеллектуальный и иногда, по мнению Ж.-К. Ларше абстрактный характер. Существует католическая и протестантская идея догматического развития, к которому примешивается мысль о том, что богословие не только может, но и должно быть творческим. Под влиянием Западных идей, в России богословие также претерпевало различные изменения.
Неизменным остается одно: в православной традиции не истинное знание о Боге не может претендовать человек, не имеющий опыта богообщения.
Основные учения в богословии
Поскольку богословие по сути является формой дискурса, должен был быть выработан метод. Одним из таких методов стала Апофаза.
Современное богословие в православии включает в себя разные дисциплины:
Несмотря на то, что богословие — не такая точная наука, как математика или физика, здесь тоже есть определенные правила, нормы, методы изучения и для верующих людей большую роль играет мистический опыт общения с Богом (не путать с колдовством, мистика бывает разной).
Что такое богословие? Видео
Вводные сведения
§ 1. Что такое богословие?
Термин «богословие» представляет собою буквальный перевод греческого слова ϑεολογία. Под словом ϑεολογία у греков разумелось исследование или учение о богах и их отношениях к миру. Поэты, раскрывавшие учение о богах, назывались теологами. В научном смысле термин «богословие» впервые употреблён Аристотелем. – В христианстве название богослова было приложено к лицам, раскрывавшим учение о Божестве Сына Божия и Его единосущии с Богом Отцом, а также и о троичности Лиц в Боге. Таковы евангелист Иоанн и св. Григорий Назианзин. Знаменитый схоластический писатель Абеляр (1142 г.) своим двум главным сочинениям о Святой Троице дал названия: Introductio in Theologiam и Theologia Christiana. Но уже в тот же схоластический период значительно расширяется смысл разбираемого термина. Он начинает употребляться в более общем значении учения о предметах божественных. Целые системы богословских учений Фомы Аквината и Альберта Великого были названы «суммами теологии». Но здесь ещё сохранен точный смысл «богословия», как науки, основанной на Откровении. Theologia, как говорил Фома Аквинат, а Deo docetur, Deum docet, ad Deum ducit. Со времени реформации ещё более расширилось значение термина «богословие» в смысле учения о религии вообще. А в новейшее время стали часто употребляться выражения: «естественное богословие», в приложении к религии магометанской и каждой из языческих, и «откровенное богословие» в приложении к религиям еврейской и христианской, рассматриваемым с различных сторон: библейской, исторической, теоретической, практической. В виду такого разнообразия для наших целей удобнее употреблять этот термин в самом широком значении «науки о религии» вообще, ограничивая ближе смысл его, по мере надобности, присоединением к нему определительных слов. Так, выражения: «естественное богословие», «христианское богословие», «догматическое богословие», «пастырское богословие» будут означать содержание науки об языческой и христианской религии или одной из сторон последней.
§ 2. Наука ли богословие?
Так как богословие лежит вне области положительного опытного знания, то, по мнению многих, оно не может предъявлять притязания на имя науки. Видные философы – Конт и Спенсер – находят прямую противоположность между богословием и наукою.
Но понятие науки определяется не предметом её, а методом. Так, есть наука мифология, имеющая предметом своего исследования создания человеческого вымысла. С методической же стороны богословие удовлетворяет научным требованиям: 1) соблюдению единства предмета и 2) систематическому изложению религиозных фактов и идей или обобщений, выведенных строго логическим путём из данных фактов. – Впрочем, богословие является наукою, не только благодаря внешней научной форме своего изложения, но и в силу своего содержания. Одно положительное эмпирическое знание не в состоянии удовлетворить человека. Оно устанавливает лишь связь, сосуществование и последовательность явлений, но не даёт ответа на вопрос о природе и значении вещей вообще, о смысле жизни. Между тем всякий человек вырабатывает себе известную метафизику, т.е. определённое воззрение на сущность вещей, на Бога, мир, взаимоотношение между Богом и людьми. Правда, на эти вопросы постоянно пыталась дать ответ философия. Но она все более и более убеждалась, что задачи этой нельзя выполнить средствами одного разума, Так как, говоря словами Гёте, бытие не делится на человеческий разум без остатка. Так философия оставляла место богословскому истолкованию смысла вещей и явлений.
Две, однако, особенности отличают богословие от других наук. Между тем как в других науках возможно открытие новых, ранее неизвестных истин, содержание богословия неизменно и дано раз навсегда. Но и здесь возможен прогресс, именно в раскрытии и усвоении религиозной истины умом человека. (Даже в науках точных научное искомое часто составляет не самый результат, который может быть заранее известным, а метод, который соглашает посылки с этим выводом. Подобно тому и в богословии не исключается возможность непрерывного углубления в постижение религиозной истины, освещения истины с новых сторон, соотношения её с кругом современных научно-философских понятий и идей. На этом основывается необходимость богословской науки). Св. отцы Церкви не ограничивались одним только неподвижным и мёртвым хранением откровенных истин, а давали широкий простор и своему разуму по отношению к этим истинам, как это можно видеть из их творений. Но и после них остался далеко ещё не законченным путь христианского богословствования. Медленным, упорным трудом человечество раскрывает для себя религиозную истину, постепенно она делается достоянием человеческого сознания.
Другая особенность богословия, как науки, состоит в том, что богословие не доводит своих положений до степени чувственно-осязательной наглядности, как то наблюдается в науках естественных, и не сообщает им характера логической принудительности и очевидности, равно как и математической точности и доказательности. Это объясняется тем, что предметом богословия служат такие факты, которые, будучи строго историческими, являются по своему существу данными внутреннего нравственного опыта, фактами психологическими (религия, откровение). По самой своей природе эти данные могут получить наглядность и очевидность лишь тогда, когда они переживаются нами, составляют наше сердечное настроение. Но научность богословия от того нисколько не умаляется, истинность его положений не получает исключительно субъективный (личный) характер. Нравственная природа человека не есть нечто субъективное; она имеет такое же твёрдое объективное основание, как и внешний мир, потому что нравственная природа одинакова у всех людей. – К богословским доказательствам далее, как и философским, вполне приложимо требование правильного применения общечеловеческих законов мышления. Законы же нашего мышления не есть нечто субъективное, а объективное свойство нашей природы; они не в нашей воле, следовательно имеют объективное значение.
Итак, соответствие богословских истин с фактами нашей нравственной природы и раскрытие их в возможно строгом согласии с логическими законами мышления придают богословию научный объективный характер.
§ 3. Определение науки Основного Богословия
В богословской литературе можно встретить многие названия и в связи с ними разнообразные построения нашей науки. Чаще всего она называется Основным Богословием и Апологетикой. Первое название указывает на положительное содержание или предмет науки, а последнее – на её задачу.
Общепринятое в духовно-учебном мире название её – «Введение в православное богословие». Согласно с первым названием, предметом нашей науки служит систематическое изложение и оправдание пред научно-богословским сознанием верующих внешних и внутренних оснований, по которым христианство, понимаемое в духе православной Церкви, есть истинная религия. А так как эти основания подвергаются сомнению и даже прямому отрицанию со стороны многих, то необходимо всестороннее разъяснение и научная защита их. По этой своей стороне наша наука носит название апологетики. Из обобщения обеих отмеченных сторон очевидна важность нашей науки в общей системе богословских наук и смысл её названия «введением» в них. Прежде чем раскрывать догматическое или нравственное содержание православной религии, нужно быть убеждённым в её истинности, т.е. в её превосходстве пред другими религиями, в её божественном происхождении, в соответствии её внутренним потребностям человеческого духа, в неповреждённом сохранении её в Церкви православной. А это – такие вопросы, которые входят в содержание нашей науки и по своему характеру являются общими и предварительными, иначе вводными в круг богословских наук.
§ 4. Метод науки Основного Богословия
Метод, другими словами – научный путь или приём исследования, в Основном Богословии должен быть по преимуществу положительным. Во всякой науке могут быть употребляемы два приёма доказательств – положительный и отрицательный. Положительный метод состоит в прямом логическом развитии известного положения, уяснении данной истины путём раскрытия её содержания и вытекающих из неё следствий. В отрицательном методе мы обращаемся к мысли, противоположной доказываемому положению, и, указывая на односторонность или ложность её, делаем отсюда заключение к состоятельности доказываемого положения. Ясно превосходство положительного метода пред отрицательным. При помощи положительного метода мы познаем, что такое предмет по своему существу, тогда как, руководясь отрицательным методом, мы узнаем, чем он не должен быть, и не всегда приобретаем понятие о том, что он есть на самом деле. По словам св. Григория Богослова, «гораздо легче и скорее посредством того, что есть, объяснить о предмете и то, чем он не есть, нежели исключая то, чем он не есть, показать, что он есть». –Отрицательным методом, т.е. разбором положений, несогласных с защищаемым воззрением, доказывается неудовлетворительность только этих положений. Но, ведь, никто не может поручиться, что в недалёком будущем не появится новая, более удачная, защита отрицаемого положения, которая потребует нового опровержения и т.д. – Предпочтение положительного метода пред отрицательным в нашей науке обусловливается главным образом самым характером богословия. Религиозные и в частности христианские истины, обоснованием и защитою которых занимается наша наука, представляют собою данные нравственного опыта, внутренние переживания духа человеческого или, выражаясь научным языком, постулаты (требования) духовной природы человека. Истинность их измеряется собственно истинностью не логическою, основанною на соображениях рассудка, а истинностью непосредственного нравственного сознания. Задача нашей науки, отсюда, заключается не столько в обличении неправомыслия о богословских истинах, сколько в сближении их с данными нравственного сознания. Но, разумеется, этим не устраняется употребление отрицательного метода в богословии. Наша наука должна не только положительно обосновывать религиозную истину, но и опровергать несогласные с нею философские учения, принципиальные возражения других наук. Только при этом богословие не должно сосредоточивать своего внимания исключительно на полемике и опровержении, но извлекать из противоположных взглядов положительное содержание для построения своей системы, отмечать в них черты истины.
§ 5. Значение науки Основного Богословия
§ 6. План изложения науки Основного Богословия
Задача нашей науки заключается в том, чтобы показать объективную ценность религии и в особенности религии христианской, как откровенной и абсолютно-истинной среди других религий. Сообразно с этим первый отдел д. б. посвящён обстоятельному изучению вопроса о сущности и происхождении религии вообще и об исторических формах и проявлениях её, с указанием на внутреннее превосходство христианства пред другими религиями по содержанию или учению его. Этот отдел касается вопросов, входящих в область философии и истории религии. Второй отдел нашей науки д. б. посвящён уяснению понятия о сверхъестественном откровении, его источниках и признаках, месте и степени сохранения его в неповреждённом виде. Но предварительно мы должны ознакомиться с историческим развитием нашей науки.
§ 7. Исторический очерк развития христианской апологетики или Основного Богословия
Второй период в развитии христианской апологетики – средневековый –определялся борьбою с магометанством, язычеством и раввинизмом. Из сочинений восточных богословов против магометанства можно указать, напр., на произведение известного св. Иоанна Дамаскина: Разговор сарацина и христианина. Но и независимо от борьбы с исламом и раввинизмом средневековые богословы сделали не мало для развития Основного Богословия, как науки. Выдающееся положение между ними в этом отношении занимают известные западные схоластики – Анзельм Кентерберийский, Пётр Ломбард, Фома Аквинат. Они в своих Суммах теологии – богословских системах – посвятили не мало внимания и той части христианского богословия, которая в настоящее время известна под именем апологетического или основного богословия, а в то время называлась Theologia rationalis или generalis, или naturalis, или fundamentalis. Впрочем заслуга средневековой схоластики по отношению к апологетике касается внешней, формальной стороны её построения, выяснения богословских понятий. По своему же содержанию она отличается сухим, рассудочным характером, лишена одушевления и оживляющей силы, чем она уступает, к своей невыгоде, древнейшей святоотеческой апологетике. Если схоластика была теоретическим, то мистика – другое течение средневековой богословской мысли –была практическим направлением в богословии. Идеалом этого направления было слияние с Божеством, ощущаемое внутренне. Из мистических сочинений выдаётся «Подражание Христу» Фомы Кемпийского.
Пятнадцатый век, открывающий собою эпоху возрождения наук и искусств и приведший к реформации, поставил апологетику лицом к лицу с новым внутренним врагом – неверием, вышедшим из недр самого христианства. Логический рационализм, лёгший в основу схоластики, проникает собою римско-католическое и в особенности протестантское богословие. На почве его возникли крайние отрицательные воззрения – английский деизм, французский натурализм и немецкий рационализм. Они сходились между собою в том, что признавали источником и руководящим началом в деле религии и нравственности только естественный человеческий разум и отвергали сверхъестественное откровение. Борьба с этими направлениями наполняет XVII и ХVIII вв. В борьбе с этими направлениями апологетика выставила много великих имён, дала много знаменитых сочинений, испробовала разные методы. Наиболее употребительным методом был демонстративный, состоявший в подборе научных доказательств и логических доводов в пользу истин веры. Апологетические сочинения носили на себе характер строгой научности и серьёзности, почему они не могли иметь обширного круга читателей. Это практическое неудобство было сознано во Франции, и потому там было положено начало более живому направлению в апологетике. Из XVII в. нужно отметить великого для своей эпохи апологета с этим направлением – Паскаля. Он не только глубоко сознал, но и глубоко прочувствовал правду христианства, и его Pensees или Мысли о вере продиктованы не только великим умом, но и глубоко любящим сердцем. Влияние «мыслей» Паскаля всегда было и будет сильным; они переведены на русский язык. Популярному направлению в апологетике также много способствовала школа Шатобриана в XVIII в. Своим живым, художественным и в то же время общедоступным изложением доказательств в пользу важнейших истин христианства апологеты этой школы заинтересовали общество и привлекли его внимание к религии. Лучшими из этих апологетических сочинений должны быть признаны: Размышления о сущности христианской веры Гизо, Иисус Христос, Его время, Его жизнь и Его дела Прессансе, Отец небесный, Вечная жизнь, Христос и др. Эрнеста Навиля и сочинения Поля Жане. Эти сочинения переведены на русский язык.
В XIX в. научная защита веры повсюду получила более широкое развитие, чем в предшествующие века. Перелом в области мысли, произведённый известным философом Кантом, отразился и на апологетике. Влияние Канта на апологетику было, так сказать, двойное – отрицательное и положительное. Отрицательное выразилось в том, что из Кантовой школы вышел особый вид богословского рационализма, известный под именем критического, или неологизма. Этот рационализм был гораздо серьёзнее и научнее рационализма XVIII в. С соответственными свойствами должна была выступить и апологетика. Положительное влияние Канта на апологетику сказалось в самом направлении её метода. Кант рассматривал религию, как постулат (требование) моральных стремлений человеческого духа, нравственного сознания человека. Эта точка зрения Канта в приложении к апологетике оказалась весьма плодотворною. – Из других философов XIX в., влиявших на развитие апологетики, нужно упомянуть Гегеля и Шлейермахера. Шлейермахер первый из новейших философов отнёс апологетику к области философского богословия, придал ей значение в строгом смысле основной науки в области богословия. По его почину стали появляться целые системы апологетики. В последнюю половину XIX столетия апологетика должна была защищать христианство против материалистических (Бюхнер, Молешотт) и натуралистических (Дарвин) теорий. Последними противорелигиозными направлениями XIX в. являются агностицизм и эволюционизм, представителем которых считается известный английский мыслитель Герберт Спенсер. ( Агностицизм отрицает возможность Богопознания и вообще сверхчувственного. Эволюционизм прилагает ко всем областям жизни человеческой, в том числе и к религии, мерку постепенного (прогрессивного) естественного развития.
Знакомство с историческим развитием апологетики на Западе, хотя бы в самых общих чертах, важно для нас в том отношении, что все рационалистические направления Запада отражались и в нашем отечестве, а апологетическая литература была почти исключительно переводною с того же Запада. Так, тлетворное влияние неверия, распространённого на Западе в эпоху возрождения, коснулось и нашего отечества. Тогда же впервые появляются апологии наших отечественных писателей в защиту христианства. Таковы: Просветитель Иосифа Волоколамского и Истины показание инока Зиновия Отенского. Западное неверие XVIII в. также нашло отголосок в известной части нашего общества. Особенно учение Вольтера и французских энциклопедистов было предметом увлечения для тогдашних наших вольнодумцев. Цельных богословских опытов, написанных в защиту христианства против деистов, натуралистов и атеистов, в XVIII в. у нас явилось очень немного. Из них можно указать только на сочинение Феофана Прокоповича О безбожии. К этой же категории сочинений следует отнести приписываемые Московскому митрополиту Платону Ответы на 16 вопросов Вольтера. Скудость оригинальных сочинений по апологетике христианства очень ревностно восполнялась у нас переводами на русский язык иностранных апологетических книг, преимущественно популярного характера, заимствованных главным образом из французской литературы. Число переводной апологетической литературы ещё более увеличивается в XIX в. Помимо отмеченных выше были, напр., переведены : Иерузалема Размышление о важнейших истинах религии, Ульрици Бог и природа, апологетические чтения Ците Истина и величие христианства. Из более капитальных трудов, обнимающих более или менее всю систему, апологетики, должны быть отмечены: Апология христианства Геттингера в 2 ч., Апологетика. Научное оправдание христианства Эбрарда в 2 т., Апология христианства Лютарда. Последняя, при всей своей научности и богатстве содержания, отличается ещё живостию и общедоступностию своего изложения. В самое последнее время под общим заглавием «в защиту идеалов разума» появилась целая серия переводных апологетических сочинений. Таковы: Ценность жизни Олэ-Ляпрюна, Идеи Бога и бессмертия души пред судом новейших критиков Каро, Цивилизация и вера Секретана, Основания веры Бальфура и др. – Что касается оригинальных апологетических трудов, то XIX в. и в этом отношении был гораздо богаче предшествующего. Из них должны быть упомянуты Лекции по умозрительному богословию известного профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. Ещё более сделал для Апологетики другой, не менее известный профессор той же академии, В. Д. Кудрявцев своими исследованиями и статьями по естественному богословию. Они находятся в 2 и 3 т. полного собрания сочинений его. Цельными системами апологетики являются: Введение в Православное Богословие преосв. Макария, Генетическое введение в Православное Богословие прот. Сидонского, Руководство к Основному Богословию архимандрита (впоследствии епископа) Августина, Христианская апологетика. Курс Основного Богословия Рождественского. Последняя выделяется своею научностию. Кроме того в последние годы появился ряд курсов по Основному Богословию, составившихся из лекций, читанных или в университетах, или академиях. Лучшими из них должны быть признаны Лекции по введению в курс богословских наук Архимандрита Михаила и Курс Богословия (апологетического) П. Я. Светлова. – Нужно также отметить весьма ценный указатель апологетической литературы того же автора под заглавием: «Что читать по богословию?».