Богородица с лесенкой что за икона
«Духовная лестница» на небо: икона Богоматери «Неопалимая Купина»
В Покровском соборе, в верхней северной церкви во имя святых мучеников Киприана и Иустины, в скуфье свода изображен образ Богоматери «Неопалимая Купина». Сюжет иконы восходит к текстам Ветхого Завета о явлении пророку Моисею Бога.
Пасший стадо овец на Синае, близ горы Хорив, Моисей увидел терновый куст, объятый пламенем, но не сгорающий. Из середины куста он услышал голос: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь есть земля святая! Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Моисей закрыл лицо, так как боялся смотреть на Бога. Господь поведал ему о страданиях народа своего в Египте и повелел Моисею идти к фараону и вывезти угнетаемый народ в землю обетованную.
Не сгоравший в огне куст, который видел Моисей при явлении ему Господа, получил название «Неопалимая Купина». Не поврежденный огнем терновник стал прообразом Божией Матери, которая жила в божественной чистоте, невредима от огня небесного приняла в себя Святого Духа и родила Сына Божия, оставшись присно Девой.
Иконография образа складывается в IV веке и изначально трактовалась как моление Моисея у горящего куста, на фоне которого помещали изображение Богоматери Знамение. Более сложный по наполненности ветхозаветными сюжетами и развернутый образ сложился к XVI веку и считается одним из самых насыщенных в православной иконописной традиции. Как раз такое его изображение представлено на церкви Покровского собора.
Центром композиции является поясное изображение Божией матери, окруженной восьмиконечной звездой. Звезда составлена из двух ромбов красного и синего цвета. В центре звезды на золотом фоне в лучах божественного сияния изображена Богородица с младенцем Христом на левой руке. Правая рука Христа в благословляющем жесте, в левой руке он держит свиток. Свернутый свиток символизирует Божественную тайну, скрытое от людей божественное откровение. У правой руки Богоматери мы видим изображения символов пророчеств о ее божественном предназначении: лестницу, камень и Горний Иерусалим. Лестница – это «лествица Иакова». Она обращает нас к видению пророка, который во сне увидел лестницу, основание которой было на земле, а вершина восходила в небеса. По этой лестнице поднимались и нисходили ангелы. В акафисте есть слова: «Радуйся, Небесная Лестница, по которой Бог спустился». Дева Мария символизирует «духовную лестницу», которая дала жизнь Иисусу Христу, что означает его приход с небес на землю.
Рядом с лестницей в руке Богородицы изображена гора. На ней Небесный Град, окруженный стеной, за которой мы видим Иисуса Христа в царском венце. Эти символы тоже относятся к пророчествам Даниила о горе и камне и видении Иезекииля о «затворенных вратах». Юный Даниил расшифровал сон, который увидел вавилонский царь Навуходоносор. Ему приснился огромный истукан из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизирует четыре языческие царства, сменяющие друг друга, начиная с вавилонского и заканчивая римским. Камень, сокрушивший истукана, означает приход Мессии, а образовавшаяся гора – Его вечное царство (церковь):
«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится и царство это не будет передано другому народу, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно»
Пророку Иезекиилю дано было обладающее особым смыслом видение о «вратах затворенных». Для искупления грехов человечества Сыну Божию нужно было родиться плотью на земле, «вочеловечиться», и эту тайну дано было видеть Иезекиилю в видении «заключенных врат храма». Врата храма до и после прохождения Иисуса будут заключены, что означает присно девство Богородицы. В церковных текстах Богоматерь называют «храмом», «вратами» и «дверью».
Так в иконографии этого образа Богоматери заключены четыре видения великих ветхозаветных пророков. По традиции, в углах иконы изображали сцены пророческих видений, но в росписи свода их нет, они помещены ниже, в поясе росписей богородичного и пророческого чинов.
Красный ромб – это образ Божественного Огня, в лучах которого изображены символы евангелистов. Впервые их увидел пророк Иезекииль, в видении Славы Божией. Четыре крылатых существа, каждое из которых имело подобие четырех лиц: человек, телец, орел и лев, четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами, запряжены в колесницу. Впоследствии они стали изобразительными символами евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, которые просветили мир светом евангельской проповеди – Божественным разумом, с силою львиною, терпением и жертвенностью тельца, с высоким парением духа, подобном орлиному.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Ромб синего цвета символизирует небо – Царство Божие. В его лучах и в сегментах в виде лепестков цветка помещены изображения 13 ангелов. Палея Толковая рассказывает нам об ангелах следующее. Они появились в первый день Творения мира вместе с небом и землей. Часть ангелов поставлена повелевать земными стихиями. Это ангелы облаков, мрака и света, молний, туманов, града, льдов, снегов, инея, мороза, рос, эха, грома, зноя, зимы и лета, весны и осени. Стихийными бедствиями Господь мог наказать неблагочестивых и согрешившие народы, но Богородица предстоит Богу за весь род человеческий, и по ее молитве гнев Божий смягчается. В ее повелении все небесные стихии, так как после Боговоплощения Пречистая Дева – царица Неба и Земли. В акафисте в честь иконы «Неопалимая Купина» звучат такие слова:
«Умолительнице всемогущая праведного движимого на нас гнева Божия; Радуйся, пламень огня угошающая росою молитв Твоих у Престола Вседержителя. Радуйся от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным; Радуйся, помощь твою святую благовременно подающая всякой душе, верно Тебе молящейся».
Церковь святых мучеников Киприана и Иустины восстанавливали после опустошительного московского пожара 1737 года. Образ «Неопалимой Купины» здесь не случаен. Он всегда считался защитой от огня, как память о горящем, но не сгораемом кусте, и, пожалуй, не было в то время в России дома, где в красном углу не помещалась эта икона.
Богоматерь «Неопалимая Купина» воспринимается как мост межу Ветхим и Новым заветом. История эта начинается, как предзнаменование, данное пророкам, еще задолго до событий земной жизни Девы Марии и предвечный младенец еще не рожден, Мать и Сын находятся за пределами бытия, но уже обещаны этому миру, как спасение, как вечное царство, как духовная лестница, ведущая от земных грехов на небо.
Икона Неопалимая купина
Неопалимая купина (несгоревший куст) — это объект, описанный в Книге Исхода (3:1—4:17) и находящийся на горе Хореб. Согласно повествованию, куст был в огне, но не был уничтожен пламенем. В библейском повествовании, горящий куст — это место, в котором Моисей был назначен Богом, чтобы вывести израильтян из Египта в Ханаан.
Значение
Икона Несгоревший терновый куст (Неопалимая Купина) является «языческим» представлением о том, что нарисованная икона божественных фигур имеет силу защищать от огня. В старой России, если бы дом или здание загорелось, люди стояли бы с этой иконой лицом к огню, веря, что оно погаснет.
Икону вешали для защиты жилищ от огня. Учитывая, что деревянные строения и дома были очень распространены, а пожар представлял постоянную угрозу, неудивительно, что эта икона — «страховка от пожара» — была настолько популярна, особенно среди старообрядцев.
Сюжет иконы — это смесь событий Ветхого Завета, таких как Книга Еноха и Книга Юбилеев, особенно те части, которые относятся к ангелам, окружающим центральную фигуру Марии, держащей ребенка Христа (Спас Эммануил).
Русский стиль, который начал распространяться в конце XVI века, значительно отличается от стандартного греческого типа. Это подробная икона, часто имеет длинные и незнакомые надписи.
При обсуждении иконографии этой иконы следует иметь в виду, что существуют вариации от примера к примеру, как в рисунках, так и в надписях. Обычно они имеют одни и те же значения. Разные художники могут расположить фигуры по-разному и варьировать надписи в соответствии с доступными им моделями и в соответствии с их собственным пониманием. А художники иногда совершали ошибки.
Икона состоит из образа Марии и Младенца Христа (Спаса Эммануила), расположенных в ярком круге, в центре сине-красной восьмиконечной звезды, символизирующей не только Восьмой День Творения, но и Божественность в её двух проявлениях — свете и тьме — в том, что открыто и что является тайной («Божественная Тьма»).
Богоматерь окружена ангелами, как в голубом четырехугольнике, так и во внешних «лепестках», которые образуют вытянутую простую розовую форму. В четырех углах находятся сцены Ветхого Завета, считающиеся прообразами Марии.
Итак, что является в иконе главным? Начнём с заглавной надписи иконы:
Отделим слова, переведём их на современный язык. Надстрочные («написанные выше») буквы будут заключены в скобки, а опущенные буквы будут добавлены в квадратные скобки.
Все вместе они дают нам: ОБРАЗ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, или, говоря более современным языком, «образ Несгоревшего Тернового Куста Пресвятой Богородицы».
Теперь о самой иконе. Начнем с центрального круга.
Большая фигура, очевидно, Мария, как указано в аббревиатуре MP ΘΥ «Meter Theou» над ней, что означает «Матерь Божья».
Она держит Спаса Эммануила, ребенка Иисуса, как указано в аббревиатуре IC XC (Иисус Христос) над его головой. В левой руке он держит свернутый свиток, а правой благословляет.
На груди Марии — уменьшенное изображение Иисуса в одеянии епископа, «Великого первосвященника». Он над скалистым холмом. Этот образ символизирует небесный Иерусалим, в котором Христос является великим Первосвященником в храме.
На левом плече Марии — еще одно увенчанное изображение, но в красном цвете. Это Иисус как «София, Мудрость Божия». В этом облике он изображен ангелом с красным лицом.
Под правой рукой Богоматери лестница. Это один из ее символов. В акафисте есть слова «радуйся, Небесная Лестница, по которой Бог спустился». Таким образом, Мария символизирует «лестницу», которая дала жизнь Христу, что означает приход его с небес на землю.
Теперь мы посмотрим на четверых в красном четырехугольнике. Они являются символами четырех евангелистов.
Первый, в виде ангела с книгой, это евангелист Матфей, он держит в руках Евангелие.
Второй — Евангелист Марк. Он изображен в виде орла, держащего свое Евангелие.
Третий — евангелист Лука. Он изображен в виде быка и держит свое Евангелие.
И четвёртый — Евангелист Иоанн.
Теперь перейдем к менее знакомым фигурам — ангелам в голубом четырехугольнике звезды.
Во-первых, это многокрылый ангел. Традиционно Серафим окрашивается в красный цвет, а херувим — в синий, но некоторые художники не следуют этому строго, и на этой фигуре нет надписи. Но мы предположим, что это Серафим, из-за огненной природы этой иконы.
Надпись на этих двух «синих» ангельских фигурах гласит — «дух бури, Ангел ветра».
Этот ангел, в нижней части голубого четырехугольника определяется надписью — «Ангел Господень — приносит молитвы и кадило перед Богом». Некоторые считают его «Ангелом непрестанной молитвы».
Последний ангел в голубом четырехугольнике — вот он:
Надпись гласит: «И облаком, Ангел радуги».
Теперь перейдем к ангелам во внешних «лепестках» мандалы. Во-первых, верхний левый:
Надпись гласит: «Творят Ангелы своё служение снегу и инею». Вы заметите еще одну красную надпись над головой «зеленого» Ангела, но мы разберемся с этим позже.
Надпись здесь гласит: «Дух силы, Ангел росы и мглы».
Надпись — «Дух силы, Ангел творит иней и лёд — давая всем спасение».
Надпись — «Дух благочестия, Ангел мести врагам, подносящий чашу горя».
Надпись — «Дух разума, Ангел, пробуждающий ото сна».
Надпись: «Ангел испепеления, который будет праведно судить за дела».
Надпись гласит — «Дух страха Божия, Ангел грома и молнии, и страшное показывает [Второго] Пришествия»
Надпись — «Дух премудрости, Ангел горящего огня, который возвещает будущее настоящего века».
Теперь мы вернемся к слову, которое упоминали ранее на верхней фигуре. На самом деле есть несколько таких слов. Они широко расположены по внешнему краю «розы». Чтобы понять их значение, мы должны собрать их:
Сложив всё вместе мы получим Послание к евреям 1:7:
Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
Существует ряд апокрифических источников, объясняющих это представление об ангелах, контролирующих погоду и стихии, но одним из наиболее очевидных является Книга Юбилеев, Глава 2:
И Ангел лица сказал Моисею по слову Господа, говоря: «Напиши все повествование о творении, как Господь Бог совершил в шесть дней все Свои произведения, которые Он сотворил, и в седьмой день соблюдал субботу, и освятил ее на все века, и утвердил ее в знамение для всех Своих творений».
Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды, и всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления, и Ангелов духа огня, и Ангелов духа ветров, и Ангелов облачных духов мрака, и града и инея, и Ангелов долин, и громов и молний, и Ангелов духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и Ангелов всех духов Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предвидению Своей премудрости. И тогда мы увидели Его произведения, и прославили Его, и восхвалили Его за все произведения Его, ибо семь великих произведений Он сотворил в первый день.
Можно видеть, что части этой иконы имеют большое отношение к огню, горению и молнии, а также к морозу, льду, дождю и облакам. Когда сочетаешь их с «огненными» атрибутами Марии, нетрудно понять, как возникла вера в то, что эта икона может управлять стихиями и подчинять огонь.
Теперь давайте посмотрим на прообразы Марии в четырех углах иконы:
Надпись гласит: «Я видел куст, горящий огнем и не сгорающий; Господь сказал о кусте: Сними обувь с ног Твоих, ибо это место, на котором ты стоишь, Свято.”
Мы видим, как Моисей, преклонив колени, чтобы снять обувь, смотрит на горящий куст, в котором видна Мария в Знамении с Младенцем Иисусом. Слева от куста ангел. Этот образ означает, что горящий куст Моисея был прообразом Марии, которая во время беременности Иисуса была наполнена огнем божества, но не была уничтожена.
Событие зафиксировано в Исходе 3:
1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Надпись гласит: «Отрасль от корня Иессея, и цветок из него — Христос».
То, что взято из Исаии 11, считается предсказанием Иисуса в Восточном православии:
1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
Этот образ «Отрасли Иессея» иногда заменяется образом губ Исайи, очищаемых огнем угля, взятого с алтаря Серафимом. (Исаия 6:5-7); Мария считалась очищенной, будучи беременной «огнем Божьим».
Надпись: «Иаков спал и видел лестницу, установленную на земле, верх которой достигал неба, и Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».
Это исходит из Бытия 28:12:
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
Эта лестница в Восточном православии считается прообразом Марии, «лестницей», по которой Христос спустился с небес на землю. В Акафисте сказано: «радуйся, Небесная лестница, по которой Бог спустился».
Надпись гласит: «Иезекииль видел на востоке закрытую дверь; никто не проходит через нее, кроме Господа Бога Израилева.”
Эта надпись из Иезекииля 44: 1-2:
1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.
2 И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.
Закрытая дверь — тоже прообраз Марии, «Дверь Торжественной Таинственности» в Акафисте. Это символизирует вечную девственность Марии при рождении Иисуса.
Существуют вариации Неопалимой Купины. На некоторых иконах показана только центральная фигура Марии и ребенка на звезде с изображениями четырех евангелистов вокруг них. Более поздние вариации показывают Архангелов вместо Ангелов погоды и Апокалипсиса.
О чём молятся перед иконой
Лику Святой Богородицы на иконе Неопалимая Купина молятся чаще всего в следующих случаях:
Образу Богородицы молятся против пожара. И буквально и относительно. Она тушит гневный пламень сердец наших, друг против друга. Теперь, когда мы горим не пламенем горячей веры, а пылаем, огнем пожара и злобы.
Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!
Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши.
Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения.
Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.
Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его.
В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков.
Видео, в котором раскрываются тайны Неопалимой Купины:
Икона Богородицы Молченская
Празднование
История
Существует две чудотворные иконы под названием Молченская. Одна из них находится в Софрониево-Молченской Богородично-Рождественской пещерной мужской пустыни, другая – в Молченском Рождества Богородицы женском монастыре. Оба монастыря располагаются в Путивле Конотопской епархии, Украина (бывшая Курская губерния). Какая из них является истинной Молченской иконой вопрос спорный. История же обретения иконы следующая.
В начале XIV века в эти места из разорённого татарами Киева перебрались два монаха, которые поселились в пещере недалеко от болота «Молча». Монахи принесли собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым совершали молитвы. Когда отшельники отошли ко Господу, о них постепенно забыли, а место их жительства заросло лесом. 18 сентября 1405 года бортник, искавший в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль с вестью о необычном явлении. Духовенство и множество народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели икону, источавшую дивный свет. Многие здесь же получили исцеления от различных болезней. Впоследствии на этом месте был построен Молченский Богородично-Рождественский мужской монастырь, называемый от бывших в округе многочисленных пещер – пещерным.
1605 году монастырь был разграблен поляками, и игумен с братией были вынуждены покинуть разорённую обитель и перебраться в городской Путивльский монастырь. Поскольку в монастырь была перенесена и чудотворная Молченская икона, то Путивльский монастырь стал также называться Молченским. Во время одного из пожаров чудотворная икона погибла, но к счастью сохранился древний список иконы, который также прославился многими чудесами.
В 1653 году основательно запущенный Богородично-Рождественский монастырь был восстановлен стараниями некоего строителя Софрония, отчего обитель получила ещё одно название – Софрониева.
В годы советской власти монастырь был разрушен, а икона утрачена. В девяностые годы ХХ столетия оба Молченских монастыря были восстановлены. Был найден и утраченный образ. Оказалось, икону прятали, спасая от поругания, местные жители. 7 мая 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор Молченского Путивльского монастыря.
Существует также чудотворный список Молченской иконы Божьей Матери, явленный в селе Бусиново под Москвой. В настоящее время эта Молченская икона Богородицы находится в храме Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. По преданию, эту икону в XIX веке принесла в храм слепая девушка, которая жила в селе Бусиново.
Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Молченской»
Дне́сь све́тло красу́ется сла́вный гра́д Москва́ и в Пути́вле ликова́ние ве́лие, я́ко честву́ют, Богома́ти, ди́вную ико́ну Твою́, ме́дом благода́ти все́х напоя́ющую.
Перевод: Сегодня светло радуется славный город Москва и в Путивле торжество великое, так как они чествуют, Богоматерь, удивительную икону Твою, дающую всем утолить духовную жажду медом благодати.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Молченской»
Притеце́м, лю́дие, к Влады́чице на́шей Де́ве Богоро́дице, ико́ну бо Свою́ Молче́нскую на́м дарова́, то́ки исцеле́ний источа́ющую, вся́кую по́мощь в душе́вных и теле́сных неду́зех подаю́щую и к жи́зни ве́чной приводя́щую.
Перевод: Прибегнем, люди, к Владычице нашей Деве Богородице, поскольку Она даровала нам Свою икону Молченскую, источающую потоки исцелений, подающую всякую помощь в душевных и телесных болезнях и приводящую к вечной жизни.
Каноны и Акафисты
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Молченская»
Кондак 1
Избранной от всех родов Божией Матери благодарственная приносим пения о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии от бед, скорбей и болезней скорое приимут избавление. О, небесе и земли Царице, буди нам милосердная Мати, да любовию Твоею во вся дни жизни нашея охраняеми, вопием Ти:
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Икос 1
Ангелов Творец избра Тя, Владычице, спасению послужити рода человеческаго. Ты же, на славный и многоскорбный сей жребий согласие давши, плоть Свою воплощению Сына Божия даровала еси. Ныне же предстательствуеши за нас пред Ним и велию Твою милость изливаеши чрез многочисленныя иконы Твоя чудотворныя. К единей же от них, «Молченской», припадающе, из глубины сердца взываем Ти:
Радуйся, Святое селение Слова Божия;
Радуйся, Света Неприступнаго Вместилище;
Радуйся, Престоле Господень превознесенный;
Радуйся, решения Предвечнаго Совета Исполнительнице;
Радуйся, Камене домостроительства Божия;
Радуйся, Небеснаго воинства Царице;
Радуйся, Царя царствующих Мати;
Радуйся, Новый Эдеме, славнейший древняго;
Радуйся, Евино падение к восстанию подвигшая;
Радуйся, рождеством Своим главу змиеву поправшая;
Радуйся, древней клятвы разрешение;
Радуйся, Обетование грядущаго спасения;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 2
Видяще Тя, Богородице, на иконе дивней Твоей, во объятиях Сына Божия держащую, в деснице Твоей зрим лествицу, иже путеводительство Твое являет. По ней же помощию Твоею и молитвами на небо восходим, идеже вси праведнии воспевают Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум немощный изумляется, Богомати, егда в знацех, на древней иконе Твоей явленных, тщится объяти глубину непостижимую служения Твоего: одеяние бо Твое яко из темных облак соткано, на десном рамене – светило лунное, на главе Твоей – лик солнечный, на персех – дуга многоцветная. Дивяся сему, в изумлении вопием Ти тако:
Радуйся, Ковчеже Ноев, народ святый Богу спасающий;
Радуйся, Голубице, благую весть в потопе житейстем погибающим принесшая;
Радуйся, Дуго многоцветная, обетование спасения нашего;
Радуйся, Лествице Иаковля, Еюже сниде Бог к людем Своим;
Радуйся, Купино Неопалимая, огнь Божества неврежденно приимшая;
Радуйся, Жезле Моисеов, в море житейстем путь спасения указующий;
Радуйся, Море Чермное, по прошествии Израиля непроходно пребывшее;
Радуйся, Живоносный источниче, в пустыне напояющий жаждущия;
Радуйся, Манно Небесная, присно питающая многих;
Радуйся, Скрижале, в Тебе бо Слово спасения вообразися;
Радуйся, Ковчеже Завета одушевленный, Христа-Законодавца внутрь носивший;
Радуйся, Святая Святых несравненно большая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 3
Силу разумения Писаний подати нам просим, Владычице, дабы познати, яко пророцы древле прорекоша во образех мнозех прикровенную до времени славу Твою, Богомати. Тако и ныне возсиявши в иконе Твоей средь блат Молченских, образ нам являеши, яко да возсияет свет милости Твоея, Владычице, средь мрака греховнаго душ наших, тем же возславим Бога: Аллилуиа.
Икос 3
Имаше промышление благое о людех Твоих, Богородице, зрим убо, яко древле прореченное во пророцех, являеши ныне ко вразумлению нашему в чудотворных иконах Твоих. Ведуще сие, воспоим Ти тако:
Радуйся, Заступнице, предстоиши бо Христу, яко Царица, златыми ризами добродетели одеяна;
Радуйся, Горо тучная, усыренная Духом, в Тебе бо благоволи пребывати Бог;
Радуйся, Чертоже Царский, Граде избранный, в нем же вселися Христос;
Радуйся, Руно Гедеоново, на Него же Дух Святый сшел еси, яко дождь;
Радуйся, Избраннице Божия, о Тебе же древле воспе Соломон: Вся добра еси, Ближняя моя;
Радуйся, Ковчеже одушевленный, в Тебе бо Премудрость Божия созда Себе дом;
Радуйся, Вместилище небесами Невместимаго, о Тебе бо Исаия возопи: Се, Дева во чреве приимет;
Радуйся, Жезле процветший, от Него же прозябе нам Цвет небесный Христос;
Радуйся, Дево, Иезекиилем предреченная, Ею же, затворенней вниде Бог;
Радуйся, Колеснице огнеобразная Сущаго на херувимех;
Радуйся, Книго запечатленая, в Ней же Перстом Божественым начертася нам Слово Божие;
Радуйся, Горо Несекомая, от Нея же Краеугольный Камень отсечеся, Христос;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 4
Бурю напастей и распрей воздвизаемую умирила еси заступничеством Твоим, Богомати, егда Лжедмитрий со иноплеменницы злоумышлял есть в Путивле против земли Русской. Тако ныне предстательством Твоим умири мир, просвети отступивших от Бога и разори советы нечестивых противу Церкви Христовой. Да прославим Бога, даровавшего таковую Заступницу, поя Ему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше словеса Твоя, Богородице, о первописанней иконе: С сим образом благодать Моя и сила, с надеждой припадаем к святым иконам Твоим и прославляем житие Твое тако:
Радуйся, неплодных богоотец Иоакима и Анны благоуханный плод;
Радуйся, в храм законный жити приведенная и во Святая Святых, на общение Ангелов введенная;
Радуйся, путь девства Приснодевством Своим освятившая;
Радуйся, Благодатная, благую весть о рождестве Сына Божия от Архангела получившая;
Радуйся, Благословенная в женах, избранничеством и смирением Своим Бога на землю низведшая;
Радуйся, целование Елизаветино и взыграние младенца ея яко пророчество приимшая;
Радуйся, крайнее снисхождение Божие продолжила еси, в вертепе Сына Божия рождши и в яслех положивши Его;
Радуйся, рождеством Сына Своего ангелов возвеселившая;
Радуйся, поклонение пастырей и дары волхвов Сыну Божию приимшая;
Радуйся, скорбей, Симеоном Тебе предреченных, не убоявшаяся;
Радуйся, от злобы Ирода со Младенцем Христом Ангелом спасенная;
Радуйся, явлением Своим идолов египетских сокрушившая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 5
Боготечная звезда есть людем икона Твоя, Богомати, являеши бо ся в ней Одигитрией, путь на небо нам указующей. Молим Тя, Преблагая, укажи нам царский путь ко спасению, да шедше им, воспоим Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще, Богородице, дивную икону Твою, яко щит в житейстех бранех нам данную, обратимся душею к многоскорбному и славному пути Твоему и воззрим со смирением на беды и скорби наша, да наставлением Твоим усмотрим в них Божие промышление, ко спасению подаваемое. Разумевше же сие, воспоим Ти тако:
Радуйся, Сына потеряннаго, в доме Отца – Храме Божием обретшая;
Радуйся, о преложении воды в вино на браке в Кане Сына упросившая;
Радуйся, весь крестный путь Сына Божия до Голгофы с Ним прошедшая;
Радуйся, Преблагословенная, апостолов твердостию Своею превзошедшая;
Радуйся, Божество Сына Своего в самих муках Его прозревшая;
Радуйся, преданность смотрению Божию при кресте Христовом явившая;
Радуйся, грех распенших Сына Твоего любовию покрывшая;
Радуйся, весь род человеческий в лице Иоанна Богослова при кресте усыновившая;
Радуйся, первая от человек воскресшаго Господа узревшая;
Радуйся, вознесение Господа зрящи, прославлению человечества Его возликовавшая;
Радуйся, по успении своем душу в руце Сына Своего предавшая;
Радуйся, яко по вознесении своем на небо там предстательствуеши за нас;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 6
Проповедниками славы Твоея, Богомати, в земли Сумской, явистася два инока, принесших икону Твою во дни древния из разоренных пределов Киевских на гору Чудную посреде блат Молченских. Видящии же ту и уверившиися в чудотворениих ея возопиша Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия на Чудной горе благодать велия, егда по смерти иноков, икона Твоя, Богородице, бортнику явися, и, по велению Твоему, на месте явления ея церковь Рождества Богородицы людем путивльским в радость велию основася. С ними же и вся Церковь Православная славословие приносит Ти таковое:
Радуйся, усердно внимавшая учению Сына своего;
Радуйся, верная Исполнительнице дела Христова;
Радуйся, Благословеннная, апостольский жребий приявшая;
Радуйся, Храме Бога Живаго, Церковь собою прообразившая;
Радуйся, Столпе и Утверждение Истины, Церкве покров и заступление;
Радуйся, Премудросте Божия, стадо Христово назидающая;
Радуйся, Источниче красоты церковныя;
Радуйся, храмов Божиих благоукрашение;
Радуйся, благодать и силу образом своим сообщающая;
Радуйся, благолепием службы церковныя исполняющая;
Радуйся, благозвучие молитвеннаго пения благодатию напояющая;
Радуйся, Сердце Церкве, ответную любовь у верных вызывающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 7
Хотяй бортник меду собрати, виде на ветвех в сиянии яко солнце икону Твою, Богомати. Слыша же глас: Да созиждется на месте сем церковь Пресвятыя Богородицы, мед истинный вместо пчелинаго обрет, возопи Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новозданный храм на месте явления иконы Твоея, Богомати, многих молящихся привлекл есть. Молитвами же и подвигами Софрониева пустынь во имя Рождества Твоего, Владычице, основася зде. Иноцы же обители сей славяше Тя тако:
Радуйся, от мира отрекшимся духовное утешение дарующая;
Радуйся, во бранех духовных непобедимая Споборнице;
Радуйся, православных обителей благоустроение;
Радуйся, трудов монашеских благоплодие изрядное;
Радуйся, яко чудная икона Твоя на Чудной горе прославися;
Радуйся, яко среди топи блат Молченских благодать Твоя велия возсия;
Радуйся, яко медом истинным бортнику явившися, ныне напояеши всех;
Радуйся, Софрониевой пустыни основание;
Радуйся, по разорении пустыни иконы Твоея чудное спасение;
Радуйся, путивльския обители премудрое устроение;
Радуйся, обители Молченския из руин чудесное возстание;
Радуйся, земли Путивльския Твердыне и благословение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 8
Странное чудо явися, егда девица слепая в веси Бусиновской узре Тя во сне, Владычице. Слышавши же слова: Иди вдоль реки и обрящеши икону Мою, возста от сна, волю Твою исполни. Обретше же чудную икону, в радости возопи: Аллилуиа.
Икос 8
Вся исполняя по слову Твоему, Пречистая, пойде девица по брегу и обрете источник, омывши очи, прозре. Посем до нощи с усердием искаше девица икону Твою, Богомати, и не узре. Токмо на вторый день сретши икону, из глубины души возопи Ти тако:
Радуйся, град Москву явлением чудныя иконы Твоея посетившая;
Радуйся, веси Бусиновской благословение и благоукрашение;
Радуйся, душ человеческих из мрака изведение;
Радуйся, духовных и телесных очес прозрение;
Радуйся, Живоносный Источниче жизнь вечную источающая;
Радуйся, кладезю Бусиновскому силу благодатную сообщающая;
Радуйся, многих омывшихся в нем скорое исцеление;
Радуйся, Море благодати от иконы Твоея источающая;
Радуйся, Пристанище житейскаго бурнаго плавания;
Радуйся, Звездо, озаряющая души наша;
Радуйся, Небо, сиянием Славы Господней исполненное;
Радуйся, Горо высокая, в горняя душу возводящая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 9
Всякое истинное утратив разумение, неции от богородичник, неправо воздающе почитание Богородице, навыкли в храм Бусиновский ходити, смущающе стадо Христово, служителями же церкви вразумлени быша, оставили заблуждение свое, вернии же возопиша Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии сии многовещаннии, глаголют, яко Дева Пречистая, а не Сын Ея, спасает род человеческий. Сию хулу глаголюще и таинств церковных не приемлюще отревают себе от Церкви Божией. Мы же, воздавая честь Пречистей, исповедуем Ея Матерью Христа, Сына Божия, и яко Ходатаице пред Ним за нас навыкли честь Ей возздавати. Сего ради восхваляем Пренепорочную тако:
Радуйся, Дщере Адамова, избранничеством, послушанием и чистотою Своей грех первородный обесплодившая;
Радуйся, Непорочная, личнаго греха единая из жен не имевшая;
Радуйся, Плоде Сладчайший, в дар Господу от рода человеческаго принесенный;
Радуйся, Браконеискусная, нашествием Духа святаго предочищенная;
Радуйся, плоть Свою Сыну Божию взаимодавшая;
Радуйся, Премудрая, неправо почитающих Тя вразумляющая;
Радуйся, Благодатная, чудесы дивные от икон Твоих источающая;
Радуйся, Милосердная, иноверцев, обращающихся к Тебе не отвергающая;
Радуйся, Преблагая, прошения всех скоро исполняющая;
Радуйся, Пресвятая, всех любовию Своею покрывающая;
Радуйся, Пресветлая, лжеучителей суемудренных вразумляющая;
Радуйся, Чистая, колеблющихся в вере наставляющая и утверждающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 10
Спасти хотящи род человеческий от скорбей и болезней, Богомати, велию милость имаши к страждущим младенцем, ведомо бо есть, яко помазани бывше елеем от иконы Твоея в церкви Бусиновской, скорее получаху изцеление. Матери же оных воспеваша Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси крепкая, Богомати. Обители Молченской и веси Бусиновской ограда несокрушимая. Сего ради припадающе к чудотворной иконе Твоей с многоразличными скорбями своими, вопием Ти таковая:
Радуйся, жен носящих во чреве Хранительнице;
Радуйся, страждущих рожениц Разрешение;
Радуйся, младенцев Млекопитательнице;
Радуйся, благая наставнице юных;
Радуйся, сирот Оградо и изрядное попечение;
Радуйся, Устроительнице благих супружеств;
Радуйся, семей благочестивых Покровительнице;
Радуйся, в скорбех житейских надежная Помощнице;
Радуйся, враждующих скорое примирение;
Радуйся, вдов и матерей одиноких Заступление;
Радуйся, в немощней старости Опоро и Утешение;
Радуйся, всеми отверженных Защищение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 11
Пением хвалебным прославляем Тя вси, Богородице, яко по великому милосердию Твоему, хулители веры православныя, осквернивше живоносный источник Бусиновский, замышляли умалити сияние славы иконы Твоея, Владычице. Обаче в замысле своем никакоже успеша, возросла бо есть слава Ея паче прежняго. Вернии же, радующеся о сем, возопиша Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светильницы наша угасоша, зело оскудели есть мы елеом веры и добродетелей, всуе мятемся в жизни сей временней. К иконе же Твоей припадающе, силу веры и надежду спасения в Тебе обретаем. Сего ради велегласно Ти вопием:
Радуйся, обуреваемых житейскою бурею Светильниче неугасимый;
Радуйся, мира мятущагося умирение;
Радуйся, рода православного Покровительнице;
Радуйся, правителей безумных вразумление и наказание;
Радуйся, в ратных бранех правым Поборнице;
Радуйся, правоверных вождей и воинов воодушевление и Хранительнице;
Радуйся, больных и уязвленных ранами Целительнице;
Радуйся, средь толп мятежных сущим Покрове и Ограждение;
Радуйся, изгнанных из домов своих Пристанище;
Радуйся, у края бездны сущих Спасение;
Радуйся, матерем скорбящим, усердно молящимся Тебе, заблудших детей Возвращение;
Радуйся, отчаявшимся надежду спасения подающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 12
Благодать, возсиявшая иногда посреде блат Молченских от дивныя иконы Твоея, Богомати, преизливается ныне в веси Бусиновской и во всем граде Московском, знаемо бо есть, яко сугубую благодатную помощь имут от Тебе недугующии душевными болезньми и одержимые духами нечистыми. Мы же, ликующе о сем, вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще множество благодеяний Твоих роду человеческому, не уподобимся младенцем несмысленным, дарам материнским радующимся, самую же матерь благодарити забывающим. Но имуще в Тебе, Богородице, красоты и любве сокровище неистощимое, воспоим благодарными усты Ти сице:
Радуйся, дарованьми благодатными обильно украшенная;
Радуйся, усердно притекающих к Тебе щедро одаряющая;
Радуйся, рода человеческаго упование;
Радуйся, всея твари Божией чаяние;
Радуйся, одержимых духами нечистыми исцеление;
Радуйся, вся потребная ко спасению подающая;
Радуйся, отходящим в жизнь вечную ободрение и заступление;
Радуйся, неправых судей вразумление;
Радуйся, страждущих узников Защита и Утешение;
Радуйся, странствующих Путеводительница;
Радуйся, зиждителей труждающихся благая Помощнице;
Радуйся, песнотворцев богоугодных Вдохновение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, припадающе ныне к благодатней иконе Твоей, просим Тя умолити милостиваго Бога: да спасет погибающий мир, помилует страну нашу Российскую и нас, живущих в ней вразумит и на путь правый наставит, да воспоем Ему вси: Аллилуиа.
(Сей кондак поется 3 раза, а затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честной и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.