Богодельня или богадельня что это такое

Что такое богадельня: от истории становления до современности

Что такое богадельня

По назначению богадельня практически ничем не отличается от аналогичного государственного учреждения – сюда так же приходят престарелые люди, чтобы дожить земной век. Однако внутреннее устройство здесь совершенно другое.

Богодельня или богадельня что это такое. Смотреть фото Богодельня или богадельня что это такое. Смотреть картинку Богодельня или богадельня что это такое. Картинка про Богодельня или богадельня что это такое. Фото Богодельня или богадельня что это такое Учреждение для недееспособных людей

Главное отличие божьего дома – акцент на духовной жизни согласно православной вере.Живущих в христианском приюте называют насельниками, палаты – кельями, а комнату приема пищи – трапезной.

Как правило, здания строят неподалеку от церкви или монастыря, чтобы старики могли посещать богослужения. Так как целью богадельни является воцерковление, это условие обязательно. Здесь точно так же обеспечивают круглосуточный уход, медицинское обслуживание и питание. Однако значимый акцент делается на сближение с Господом. Поэтому не следует отдавать своих престарелых родственников сюда без их согласия. Желание посвятить остаток жизни служению Всевышнему должно быть добровольным.

Значение слова «богадельня»

Почему же духовное учреждение для немощных называется именно так? В. И. Даль в своем толковом словаре трактует необычный архаизм, как приют для тяжелобольных, убогих, нищих, старых людей. Если разобрать существительное по частям, мы увидим два корня: «бог» и «дело», что значит «сделанное для Бога». Православная вера призывает творить добро, тем самым сближаясь с Господом. Отсюда и следует общепринятое значение этого слова.

Видео «Свято-Спиридоньевская богадельня»

В этом видеосюжете рассказывается об устройстве и жизни в специальном учреждении.

О жизни в богадельне

Стать насельником может любой желающий, обратившись к сотруднику божьего дома, который организовывает прием жильцов. Трудоспособные граждане, как правило, занимаются какой-нибудь несложной физической работой, помогая лежачим, а также поддерживая порядок в приюте. Большую часть времени они проводят за молитвами или чтением православной литературы. Обязательным является посещение богослужений с прохождением Таинства Исповеди и Причастия.

Престарелые насельники, живущие в богадельне, становятся одной семьей. Здесь можно встретить ветеранов войны, бывших атеистов, ученых или просто высокообразованных людей со своими удивительными историями. Персонал божьего дома очень деликатный, относится к своим подопечным с любовью и терпением, ведь большинство стариков склонны к унынию, частым жалобам или капризам.

История становления

Первые духовные приюты для престарелых появились в ранние христианские времена. Сначала их открывали при лазаретах, однако потом они стали строиться, как часть церковного прихода или обители.

В России

На Руси божьи дома появились практически сразу после Крещения с приходом христианской веры из Византии.

До XVIII века

Первое время богадельни открывались при каждом приходе, собирая всех желающих. Из-за отсутствия специальной проверки насельниками становились не только нищие, но также люди с достатком. Последние платили приюту, который удерживался за счет государства, из своего кармана, занимая места действительно нуждающихся. Чтобы исправить ситуацию, царь издал указ о переписи обнищавших, прокаженных, состарившихся. После было организовано два божьих дома: мужской и женский, к ним приставлены священнослужители, а денежное содержание стало зависеть от собранных пожертвований.

Несмотря на изданный указ, в Москве и других городах России некоторые богадельни продолжали финансировать из государственной казны.

Во второй половине XVII столетия царь Федор Алексеевич постановил создать два новых приюта, которые перешли бы под контроль Знаменской обители и Архангельского епископа. Таким образом правитель практически полностью очистил улицы Москвы от нищих.

XVIII век

Петр Великий продолжил искоренение нищенства, однако сделал упор на недееспособные воинские чины. На их содержание он не выделял средств из казны, а повелевал церкви обеспечивать божьи дома за счет милостыни, собранной у прихожан. Однако денег у храмов постоянно не хватало, а потому затея царя с треском провалилась.

К концу XVIII столетия была совершена попытка реформировать богадельни. Теперь, кроме военных чинов, туда следовало помещать тяжелобольных, стариков, нищих, нетрудоспособных ссыльных, преступников и попрошаек.

XIX век

Реформа, о которой речь шла выше, меньше чем через полстолетия привела все божьи дома России в упадок. Чтобы улучшить состояние дел, было постановлено принимать насельниками только беспомощных нищих. Выгнав ранее собираемый сброд, приюты значительно улучшили свое состояние. Больше всего преуспел Санкт-Петербург. К концу XIX столетия там осталось всего 80 заведений, которые подразделялись на сословные и несословные. Последние были устроены для верующих любых сословий, а первые предназначались для воинских чинов, знати, духовников, привилегированных лиц.

Современность

Сегодня богадельни России по-прежнему работают для престарелых граждан, которые не могут сами за собой ухаживать. Известным божьим домом является московский Свято-Спиридоньевский приют. Он размещен в двух четырехкомнатных квартирах и вмещает до 12 насельников.

Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества. Сестры, которым дано позволение проводить медицинские манипуляции, могут ухаживать даже за тяжелобольными лежачими стариками. Они помогают не только с повседневным уходом, а еще дают духовную поддержку, что очень важно для умирающих.

Богодельня или богадельня что это такое. Смотреть фото Богодельня или богадельня что это такое. Смотреть картинку Богодельня или богадельня что это такое. Картинка про Богодельня или богадельня что это такое. Фото Богодельня или богадельня что это такое Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества

Атмосфера в богадельне не имеет схожести с больницей. За счет небольших размеров насельники чувствуют себя, как дома, будучи одной семьей. К ним регулярно приходит священник, чтобы дать возможность исповедаться и причаститься.

Еще один знаменитый божий дом находится в Екатеринбурге, при храме во имя княгини Елизаветы Федоровны. Кельи расположены на первом этаже жилого здания, где также действует домовой приход. Насельниками могут оформиться не только престарелые люди, но также молодежь, которая переживает тяжелый период своей жизни.

В отличие от столичной организации, здесь медицинские услуги не предоставляют, однако существует возможность вызвать врача из расположенной поблизости больницы. Вместе с работниками богадельни присмотр за жильцами осуществляют волонтеры, которые обеспечивают необходимый уход и духовную поддержку.

В странах Европы

Самые известные европейские божьи дома имеют древнюю историю. В Польше многие из них сохранились еще с XIV столетия:

Французские богадельни часто строились при госпиталях и финансировались за счет местных общин. При этом некоторые организации давали своим насельникам по 100 франков в качестве пенсии.

Улучшало заботу о престарелых и Британское Королевство. Так, к концу XIX столетия Великобритания передала приюты под ведомство дисциплинарных домов. Это стало началом реформы, вследствие которой образовалась английская система общественного содержания.

Богодельня или богадельня что это такое. Смотреть фото Богодельня или богадельня что это такое. Смотреть картинку Богодельня или богадельня что это такое. Картинка про Богодельня или богадельня что это такое. Фото Богодельня или богадельня что это такое Учреждение аглийской системы общественного содержания

Сегодня богадельни существуют во всех христианских странах, выполняя одинаковую функцию – предоставляя уход и духовную поддержку бедным, немощным старикам. Последнее крайне важно, ведь престарелые люди, ставшие насельниками, хотят посвятить свои последние мирские дни Богу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Что такое богадельня и как она устроена?

Старинное слово богадельня совсем не вызывает у людей положительных эмоций. Эти негативные ощущения от такого, в общем-то, хорошего слова, вызваны тем, что в современной литературе его использовали для обозначения глубокой нищеты, обездоленности и заброшенности. Может быть, в дореволюционной России так и было, а в советский период о богадельнях речь не шла. Это было в разрез с коммунистической моралью – называть место дожития для одиноких людей хоть чем-то близким к Богу.

Суть богадельни

В целом, богадельня и есть дом престарелых и отличается от него не столько организационно, сколько по внутреннему содержанию. Современные богадельни стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в том понятии, как ее завещал нам Спаситель.

Именно здесь, под конец своих дней, люди стремятся к тому, на что у них всю жизнь не было времени – подумать о своей душе, обеспечить ей вечную жизнь и спасение. Поздно это или рано, людям знать не дано. На все есть высший суд, который и решит, кто достоин спасения. Но именно в богадельне для этого созданы все условия.

Обычно это заведение создается при храме и располагается в непосредственной близости от него – вот и второе отличие от дома престарелых.

И формальные отличия также наблюдаются – здесь престарелых называют насельницами, матушками. Комнаты – кельи, столовая – трапезная.

Но главный, кто живет в богадельне – это не ее заведующий, и не насельницы, а Святой Христианский дух, который помогает всем живущим и работающим в этом заведении рано или поздно осознать, что такое христианские отношения, что такое истинная любовь к Богу.

Чем отличается от дома престарелых?

Как же сразу отличить церковное заведение от светского? Внешние отличия, конечно, есть – в богадельне всюду встречаются иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они – не обязательный ее атрибут.

Нельзя сказать, что в богадельне всегда хорошо, а в заведении социальной защиты всегда плохо. И светские дома престарелых могут обеспечить своим клиентам хороший уход, вежливое, корректное отношение и замечательные бытовые условия. Если близких людей нет, или они не могут дать комфорт и уход старикам, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем все равно главным является материальная часть жизни – питание, чистое белье, медицинский уход.

То есть перед уходом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, как у них спокойно и легко на душе, а то, какая была каша на завтрак, да скоро ли им пододеяльники поменяют… Не о вечном думают, а о бренном. И помочь направить им мысли в нужное русло некому, вот пустота и заполняется суетой, которая завтра уже никому не будет нужна. Вот главное отличие, и оно в корне меняет представление о том, как нужно провести последние годы своей жизни.

Цель создания богаделен

Отсюда понятна цель – создать такие условия, когда старички могут прийти к глубокой, непоколебимой вере и в ней подготовиться к вечности. Обдумать, вспомнить то, что мешает им стать перед Судом, не склоняя скорбно голову под тяжестью грехов. Успеть покаяться, потрудиться на благо своей души. Духовые труды никак не легче физических, а порой и много тяжелее.

Но забота о душе не может быть отделена от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянная ухоженность – вот то, что является неотъемлемой частью богадельни. Ведь тело – это вместилище души и за ним также нужно следить, хранить его, но не забывать при этом, что оно вторично.

Кто работает в этом заведении?

Разумеется, контингент в богоугодном заведении самый разный. Все люди приходят сюда с определенным багажом жизненных привычек, опыта и своими сформировавшимися характерами. Но те, кто работает здесь, обращаются друг к Другу «матушка, сестра, батюшка», определяя тем самым круг этой Христовой семьи.

Главное качество, поэтому, для работников, персонала богадельни – это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил, как испытание истинной веры. Работающим в этом заведении приходится трудно. Ведь не всегда финансовое благополучие позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ущемлять себя во многих вещах, кажется порой, что упираешься в стену. Но если перетерпеть, то потом вдруг все разрешается само собой, по Воле Божьей. Это приходит вознаграждение за то, что испытание выдержано.

Нелегко мириться и с неблагодарностью, непримиримостью тех, кто начинает жизнь в богадельне. Не все насельники сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по мановению волшебной палочки. Они себя перевоспитывают, отрываясь от корнями проросших грехов, но процесс это длительный и, даже не у всех успевающий завершиться.

Как попасть в богадельню для проживания?

Человек, который стремится закончить свои дни в духе православной веры и под сенью храма, может найти для себя такое заведение неподалеку от своего места жительства. Для этого лучше всего обратиться за помощью в ближайший храм, а там уже помогут определиться с направлением поисков. При богадельне есть специальный сотрудник, который занимается отбором, заселением новых членов семьи. Он же поможет оформить все документы, помочь с переездом и устройством. У многих богаделен есть свой сайт, поэтому с помощью знакомых или самостоятельно можно найти такое заведение.

Современные российские богадельни

Следует рассказать о нескольких заведениях, которые существуют в наше время.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Изначально представляла собой маленький приют, состоящий всего из двух квартир в жилом доме. Сейчас богадельня располагается уже в новом, отдельном здании на набережной реки Яузы. Здесь уход за жильцами ведут монашенки Свято-Дмитриевского сестричества. Многие из насельников с тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что этому сестричеству лицензированы медицинские сестринские услуги, поэтому они могут лечить болезни. Но главное, что лечение тел они ведут одновременно с лечением душ. Они помогают морально, разговаривают с людьми, искренне интересуются их душевным состоянием, разделяют с ними их боли, сопереживая их немощам и укрепляя насельников, способствуют им в исцелении.

Екатеринбургская богадельня

Подобная богадельня в обычном жилом доме есть и в Екатеринбурге. Она носит имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. В ней работают немного сотрудников, а медицинское обслуживание ведется через местную поликлинику, а также добровольцами.

Стационарное учреждение «Покровская обитель», Ленинградская область.

Это большое частное некоммерческое учреждение на 40 человек. Оно расположено при храме, является полностью церковным учреждением. Но и здесь лицензированы медицинские услуги и насельники получают качественную помощь. Здесь есть свое подсобное хозяйство, возможность бывать на свежем воздухе и трудиться тем, кто может это делать. А главное – храм, который является частью заведения.

Источник

Что такое богадельня: от истории становления до современности

Значение слова «богадельня»

Даль составлял свой словарь тогда, когда русская речь значительно отличалась от современной. Поэтому определение, данное им, сегодня довольно странно звучит. Итак, что означает слово «богадельня» по Далю? Заведение для призора увечных, дряхлых, неисцелимых, нищих. Синонимы – божий дом, приют. Всем известна народная мудрость, согласно которой, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться. Это упрощенный вариант. В оригинале фразеологизм звучит несколько иначе: «за тюрьму, суму, богадельню не ручись».

В происхождении слова легко разобраться. Что такое «богадельня»? Существительное, которого когда-то образовалось от «бог» и «дел». То есть для Бога сделано. Еще одно понятие, близкое по значению – «дом престарелых» – звучит менее милосердно. Православные верили и верят в то, что доброе дело приближает к Богу. Отсюда и происхождение слова, значение которого мы рассматриваем.

Кто работает в этом заведении?

Главное качество, поэтому, для работников, персонала богадельни – это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил, как испытание истинной веры. Работающим в этом заведении приходится трудно. Ведь не всегда финансовое благополучие позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ущемлять себя во многих вещах, кажется порой, что упираешься в стену. Но если перетерпеть, то потом вдруг все разрешается само собой, по Воле Божьей. Это приходит вознаграждение за то, что испытание выдержано.

Нелегко мириться и с неблагодарностью, непримиримостью тех, кто начинает жизнь в богадельне. Не все насельники сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по мановению волшебной палочки. Они себя перевоспитывают, отрываясь от корнями проросших грехов, но процесс это длительный и, даже не у всех успевающий завершиться.

Первые приюты в России

Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно — с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.

В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.

Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.

О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».

Всё началось с Петра

Милосердие и благотворительность поощрялись, а порой и инициировались российской властью. Пётр I в 1701 г. повелел учредить 60 богаделен у приходских церквей, а в 1718 г. царь запретил подавать милостыню в руки, требуя распределять помощь через богадельни.

История одной коммуны: чем знаменит Дом Наркомфина Для незаконнорождённых и беспризорных детей существовали специальные приюты. Один из них — воспитательный дом (Москворецкая наб., 5/9) ➊, построенный на берегу Москвы-реки
Карлом Бланком во второй половине XVIII в., был крупнейшим в Европе. Он предназначался для сирот, подкидышей и беспризорников. Екатерина II сама внесла 100 тыс. руб. и ежегодно добавляла по 50 тыс. Но мудрая императрица ухитрилась так организовать «соревнование» между своими приближёнными, что лидером по пожерт­вованиям стал Прокофий Демидов (200 тыс. руб. личных денег), даже на парадном портрете Д. Левицкого изображённый на фоне воспитательного дома. Не сильно отстал от Демидова личный секретарь Екатерины Иван Бецкой (раздал больше 160 тыс. руб.). Известно, как в дни оккупации Москвы Наполеоном главный смотритель дома Иван Тутолмин ухитрился разместить во вверенном ему заведении французских раненых, благодаря чему 13 французских жандармов охраняли дом от пожара. Во всей округе уцелел только он один.

Памятник любви графа и крепостной актрисы. Как создавался «Склиф» Граф Николай Шереметев в память об умершей жене, знаменитой
Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой (об их романе «АиФ» рассказывал в № 26 за 2011 г., см. «Смертельное Останкино»), построил странноприимный дом (Б. Сухаревская пл., 3) ➋ для облегчения участи страждущих. На этот проект граф потратил немыслимую сумму — 3 млн руб. Кров и заботу в величественном особняке, возведённом по проекту друга и единомышленника Шереметева архитектора Джакомо Кваренги, обрели 140 человек. За сто лет на существование странноприимного дома было израсходовано 6 млн руб., а благо­деяниями воспользовалось свыше двух миллионов человек. Сегодня бывшая Шереметевская больница превратилась в Склиф — Институт скорой помощи им. Склифосовского, одно из ведущих медицинских учреждений страны.
Уже в XIX в. жена Александра II Мария Александровна основала Общество попечитель­ства о раненых и больных воинах. Почин монархов подхватили вначале знатные дворянские семьи, а позже и купеческие.

Для престарелых ветеранов войн, лишённых всякого пособия от казны, на средства почётного гражданина Фёдора Горшкова выстроили Николаевскую богадельню, позже переименованную в Измайловский инвалидный дом (Измайловский пр., 4) ➌.

А на Страстном бульваре долгое время пустует с риском для своего физического существования памятник классицизма и московской благотворительно­сти — здание Ново-Екатеринин­ской больницы (Страстной бул., 15/29)➍. Первоначально она была предназначена для арестантов и чернорабочих, а после перехода больницы в ведение города стала принимать всех желающих.

При Петре I

Великий Реформатор запретил не только нищенство, но и всякую частную благотворительность. В 1712 году царь велел в каждой губернии открыть дополнительные приюты для увечных и престарелых, то есть людей, неспособных к работе. Богадельни основаны были, как всегда, на территории монастырей. Однако церковных средств оказалось недостаточно.

Стоит сказать, что и последователи Петра издавали заказы о преследовании нищенства и открытии новых домов призрения. Но людей, лишенных крова и неспособных к работе, почему-то не становилось меньше. В конце XVIII века, согласно новому закону, в богадельнях содержались не только старики и инвалиды, но и преступники, которых следовало сослать в Сибирь, в том случае, если по состоянию они не могли туда следовать.

В странах Европы

Во Франции и в настоящее время приюты для престарелых, немощных и увечных составляют вместе с больницами одно ведомство госпиталей; существуют и учреждения, где содержатся постояльцы обоих разрядов.

Всего в 1884 году во Франции было 1654 госпиталя; в них к 1 января этого года призревалось 49 000 престарелых, немощных и увечных и около 48 000 больных: расход равнялся 113 600 462 франков, а доход — 125 080 522 франков. Всякая община обязана принимать в свои богадельни

своих членов, ставших нетрудоспособными; для таких общин, которые не располагают особыми богадельнями, генеральный совет департамента назначает известное число богаделен, привлекая эти общины к участию в издержках по содержанию таких учреждений.

В конце XIX века в департаменте Эндр был предпринят альтернативный опыт выдачи престарелым беднякам взамен содержания в богадельне ежегодного пенсиона в размере около 100 франков; такая замена допускалась лишь под тем условием, чтобы община или частные благотворители участвовали в 2/5 расхода. В 1887 году таким образом призревалось 100 человек. В 1888 году директор ведомства общественного содержания предложил всем департаментам последовать этому примеру. В Англии после реформы 1834 года богадельни являются отделениями работных домов, положенных в основу английской системы общественного содержания.

XIX век

Итак, состояние в приютах в России находилось в плачевном состоянии, несмотря на всяческие усилия властей. В XIX столетии земские собрания заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами. Значительные преобразования были проведены в Санкт-Петербурге. В остальных городах все так же часто можно было видеть на улицах «бродячих или лежащих» нищих.

Что такое богадельня, мы выяснили. Как уже было сказано, слово это больше не употребляется, по крайней мере в официальных документах. За исключением одного из благотворительных проектов, основанных не так давно.

Дом престарелых

Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья. В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников. Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.

Дома престарелых бывают как государственными, так и частными. Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах. Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *