Богобоязненность в исламе что такое
Концепция богобоязненности (Такуа)
Provides a service for Muslims to ask advice of experts in belief and practice
Исламский информационно-образовательный портал
وَلِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ وَلَقَدْ وَصَّيْنَا الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِنْ قَبْلِكُمْ وَإِيَّاكُمْ أَنِ اتَّقُوا اللَّهَ ۚ وَإِنْ تَكْفُرُوا فَإِنَّ لِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۚ وَكَانَ اللَّهُ غَنِيًّا حَمِيدًا
كَذَّبَتْ قَوْمُ نُوحٍ الْمُرْسَلِينَ إِذْ قَالَ لَهُمْ أَخُوهُمْ نُوحٌ أَلَا تَتَّقُونَ
«Клянусь Аллахом, когда битва становилась жаркой, мы искали барьер или защиту (наттаки) у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И храбрый среди нас был тот, кто сражался рядом с ним, то есть рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует».
وَاتَّقُوا يَوْمًا لَا تَجْزِي نَفْسٌ عَنْ نَفْسٍ شَيْئًا وَلَا يُقْبَلُ مِنْهَا شَفَاعَةٌ وَلَا يُؤْخَذُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلَا هُمْ يُنْصَرُونَ
لَيْسَ الْبِرَّ أَنْ تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَٰكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا ۖ وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ ۗ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ
وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا ۖ لَا نَسْأَلُكَ رِزْقًا ۖ نَحْنُ نَرْزُقُكَ ۗ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَىٰ
1. Муттакъин (богобоязненные) получают руководства из Корана:
ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ
إِنَّ اللّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَواْ وَّالَّذِينَ هُم مُّحْسِنُونَ
إِنَّهُمْ لَن يُغْنُوا عَنكَ مِنَ اللَّهِ شَيئًا وإِنَّ الظَّالِمِينَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ وَاللَّهُ وَلِيُّ الْمُتَّقِينَ
4. Аллах любит богобоязненных:
إِلاَّ الَّذِينَ عَاهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ ثُمَّ لَمْ يَنقُصُوكُمْ شَيْئًا وَلَمْ يُظَاهِرُواْ عَلَيْكُمْ أَحَدًا فَأَتِمُّواْ إِلَيْهِمْ عَهْدَهُمْ إِلَى مُدَّتِهِمْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ
يِا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إَن تَتَّقُواْ اللّهَ يَجْعَل لَّكُمْ فُرْقَاناً وَيُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُوا الشَّهَادَةَ لِلَّهِ ذَلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا
وَاللَّائِي يَئِسْنَ مِنَ الْمَحِيضِ مِن نِّسَائِكُمْ إِنِ ارْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَاثَةُ أَشْهُرٍ وَاللَّائِي لَمْ يَحِضْنَ وَأُوْلَاتُ الْأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مِنْ أَمْرِهِ يُسْرًا
ذَلِكَ أَمْرُ اللَّهِ أَنزَلَهُ إِلَيْكُمْ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يُكَفِّرْ عَنْهُ سَيِّئَاتِهِ وَيُعْظِمْ لَهُ أَجْرًا
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِن أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَنْ تَأْتُوْاْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
الَّذِينَ آمَنُواْ وَكَانُواْ يَتَّقُونَ
إِنَّ لِلْمُتَّقِينَ عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّاتِ النَّعِيمِ
وَإِن مِّنكُمْ إِلَّا وَارِدُهَا كَانَ عَلَى رَبِّكَ حَتْمًا مَّقْضِيًّا
إِنَّ الْمُتَّقِينَ فِي جَنَّاتٍ وَنَهَرٍ
17. Богобоязненные будут выше остальных людей в День Суда:
زُيِّنَ لِلَّذِينَ كَفَرُواْ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَيَسْخَرُونَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُواْ وَالَّذِينَ اتَّقَواْ فَوْقَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَاللّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ
يَا بَنِي آدَمَ إِمَّا يَأْتِيَنَّكُمْ رُسُلٌ مِّنكُمْ يَقُصُّونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِي فَمَنِ اتَّقَى وَأَصْلَحَ فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالْأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ
7 признаков богобоязненности
Аллах Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (аль-Хашр 59/18).
Так как в Судный день ангелы, небеса, земля, ночь и день, будут свидетельствовать о том, что совершил человек, будь то добро или зло.
Земля, свидетельствуя в пользу верующих рабов, совершавших благодеяния и избегавших грехов, скажет: «Этот человек совершал на мне намаз, держал пост и усердствовал на пути Всевышнего». И тогда верующий человек обрадуется этому свидетельству. А затем земля станет свидетельствовать против неверующих и грешников, сказав: «Этот человек, живя на мне, совершал многобожие, прелюбодеяние, пил спиртное и ел запретное».
Верующий человек, страшится Аллаха Всевышнего, всеми частями своего тела. В связи с этим великий факих Абу Лейс ас-Самарканди, сказал:
Существует семь признаков богобоязненности:
1) Первый признак, выражается языком. Человек, боящийся Аллаха, будет оберегать свой язык ото лжи, клеветы, злословия и праздных разговоров. А вместо этого занять его зикром, чтением Корана и обсуждением вопросов знания.
2) Второй признак выражается сердцем. Богобоязненный человек не станет испытывать в сердце злобу, ненависть и зависть.
3) Третий признак выражается глазами. Богобоязненный человек никогда не станет смотреть на запретное. И будет смотреть на мир не голодными глазами, а взглядом мудрости.
4) Четвертый признак выражается животом. Человек, страшащийся Аллаха, никогда не проглотит запретного. Так как поедание харама, является большим грехом.
5) Четвертый признак выражается руками. Богобоязненный человек не станет протягивать руки к хараму, а станет протягивать руки к тому, что вызывает довольство Аллаха.
6) Шестой признак выражается в том, что богобоязненный человек никогда не пойдет в сторону греха, а всегда будет направляться в сторону совершения благочестия и совершения благодеяний.
7) Седьмой признак выражается в поступках. Богобоязненный человек будет всегда совершать свое поклонение и благодеяния только ради довольства Аллаха, избегая лицемерия и показухи.
Что толку от деяний без богобоязненности?
Наши алимы сегодня в полной мере обо всём рассказали. Мне, в общем-то, почти нечего добавить. То, о чём говорил Абдулгафурил Мухаммад, я впервые услышал здесь. До сих пор никто не затрагивал такую тему. Это то, о чём болит моё сердце, то, что является для меня девизом, я говорил об этом и прежде. Что же это, спросите вы. Чтение книг, усердное изучение наук – это не главное. И сегодня впервые об этом было сказано. Диплом, институты, количество пройденных курсов – разве от этого что-то зависит в итоге? Разве об этом спросит ангел Азраил, когда будет забирать душу? Мункар и Накир [1] разве будут спрашивать вас о дипломах? Цель учения в том, чтобы извлечь из него пользу. Даже если ты мало читал, но совершаешь поступки, соответствующие тем малым знаниям, то Аллах и без учебы обогатит тебя новыми познаниями, об этом говорят Коран и хадисы. А если всю жизнь изучать духовные науки, но не совершать соответствующих им деяний, суть этих знаний не будет раскрыта. Стремящийся к знаниям искренне должен попытаться понять их суть.
Богобоязненность.
Мухаммад говорил нам о богобоязненности. Что толку от деяний без богобоязненности? Но чтобы она появилась, нужны средства, вызывающие её. Средством же для появления богобоязненности служит тарикат. Человек не может стать богобоязненным сам (кроме особых людей, о которых мы сейчас не говорим). Богобоязненность может возникнуть у человека только благодаря тарикату. Те, кто говорит, что тарикат не нужен, или осуждают его, пусть ответят: разве может быть живот без спины? Ведь не бывает так! Или может ли тело жить без души? Ясно, что не может. Так и тарикат неотделим от наук и Шариата. Это во-первых.
Во-вторых, не раз уже было сказано и написано о том, что если бы не нужен был посредник, то Аллах не отправлял бы Джабраила (мир ему) с откровениями к пророкам. Разве Аллах Сам не мог донести откровения? И разве не достаточно этого довода для разумного человека? Какие доказательства ещё нужны? Что же касается богобоязненности, то, даже изучив все науки на земле, человек может возгордиться, мы ведь знаем множество примеров из прошлого. Вот иблис поклонялся Аллаху 70 000 лет, на земле не осталось такого места, где бы он ни совершил земной поклон (суджд). Мы знаем из книг, и это широко известно, что, помолившись, к примеру, на одном месте, мы следующую молитву совершаем, чуть сдвинувшись в сторону, потому что земля, на которой мы сделали суджд, свидетельствует об этом за нас. Надеясь на это и гордясь этим, к чему в итоге пришёл иблис, и как теперь земля будет свидетельствовать за него? Видите, как бывает.
Урок для нас
Однажды ангел Исрафил (мир ему) прочитал на Лавхуль-махфузе [Хранимые Скрижали], что было видно только ему одному. Надпись гласила, что один из курубиюнов [величайших ангелов] станет заблудшим. Прочитав предрешение, Исрафил (мир ему) испугался, что сам может оказаться тем ангелом, ведь там не было указано имя. Он рассказал об увиденном другим великим ангелам, и те тоже испугались за себя. Они решили пойти к Азазилу, так звали раньше иблиса. Ангелы решили попросить его молиться за них перед Аллахом, поскольку Аллах принимал его мольбу-дуа. Иблис стал молиться так: «О Аллах, не делай их заблудшими и вводящими других в заблуждение». Он просил, чтобы они не стали заблудшими. Аллах принял эту мольбу (дуа), и заблудшим сделал его самого. Из-за высокомерия иблис в молитве не упомянул себя, т. е. даже не подумал о том, что тоже может попасть в заблуждение, и попросил Аллаха уберечь всех остальных. И Всевышний их уберёг, а сам просящий впал в заблуждение. Это великий урок для нас. Можем ли мы гордиться, усвоив его?
Если какого-нибудь влиятельного правителя, например, Сталина в его времена кто-нибудь упрекнул хоть одним словом, то сразу угодил бы в тюрьму. Мы знаем, в каком страхе жил тогда народ. Несравненно больше мы должны бояться того, что умрём в неверии. Однако если правитель милосердный, то подданные надеются на его милость. Такой же должна быть и надежда на милость Аллаха. Мы должны находиться между страхом и надеждой. Чтобы достичь такого состояния, человеку необходим тарикат.
Но как об этом говорил Мухаммад, многие из тех, кто вступает в тарикат, пользы от этого получают мало. И здесь я вынужден сказать о себе: не от меня это зависит, мы все люди. Если другого поставить на моё место, дав изну [2], то справится каждый. Разница между нами только в изну (разрешении), больше ни в чём. Потому результат зависит от вас, самих мюридов. Например, даже если есть ток, разве зажжётся перегоревшая лампочка? Или если вода исправно подаётся, разве она пойдёт там, где кран неисправен? Причина в них самих. Воду всем подали одинаково, так открывайте краны, пусть каждый извлечёт пользу. Кто старается извлечь пользу – извлекает, а если сам не старается, то в чём же виновен тот, который подаёт?
Каждый обязан стараться сам. Ошибок и грехов у нас много, поэтому Аллах и даровал нам покаяние, подобно воде, что дана для очищения тела и одежды. Но, оставив адаб, сознательно не обращая на это внимания, человек может упасть, и поднимется он только при соблюдении адаба. Будет лучше, если мюриды будут придерживаться адаба.
Испрашивание совета
Также здесь говорили о том, что необходимо во всём советоваться с устазом. Это очень правильное утверждение. Я слышал от кого-то слова устаза из Уриба: «Спрашивайте устаза, даже намереваясь идти в туалет». Спрашивайте, сказал он. Вот как это важно, и всё это касается мюридов.
Но мы знаем, какие теперь наступили времена. Наш разговор ведь слышат и лицемеры, что приходят ко мне посоветоваться. Такой лицемер не имеет и‘тикада (убеждённости). О том, что ему не будет никакой пользы при отсутствии убеждённости, он тоже не знает, неведомо ему это. Он спрашивает о тех же вещах, что и остальные, и я ему даю тот же ответ. Пусть же они знают, что от этого им нет никакой пользы. Они поверхностно спрашивают меня, и я поверхностно отвечаю им. Более всего необходима убеждённость, без убеждённости ничего не будет.
Тарикат – великая милость
Некоторые враждуют и пререкаются с людьми, не вступившими в тарикат. Разве можно их винить? Лучше делайте шукр, что нам дарован тарикат, ведь это не мелочь. Надо делать шукр, благодарить Аллаха за то, что нам дано, и не винить других. Разве можно винить их за то, что не дано им Аллахом?
Я и раньше рассказывал, как во времена моей молодости покойная моя мать бывала в селении Уриб. Она мне рассказывала об устазе, а я возражал, что в ахир-замане устазов не бывает. Но это лишь до предписанного часа. Когда наступил этот час, я нашёл устазов. Так всё происходит. Нам нельзя иметь плохое мнение о тех, кто не в тарикате, а если кто не хочет верить, просите Аллаха, чтобы Он направил и его на истинный путь.
Бывает, что из двух друзей один на плохом пути, а другой – на хорошем. И если тот, что находится на хорошем пути, не поможет находящемуся на плохом, убеждая, чтобы он пришёл к Исламу, тот друг, когда предстанет перед Аллахом, укажет на этого со словами: «Он мне ничего не говорил, был моим другом, но не направил меня на истинный путь». Хотя бы для того, чтобы так не упрекали друг друга, брат брата, сосед соседа, знакомый своих знакомых, призывайте к Исламу, объясняйте, учите.
Сегодня, в такой жаркий день, здесь собралось столько народу из-за бараката тех великих людей, всё это исходит от них. Спасибо всем приехавшим и сельчанам. Да соберёт нас Аллах в Судный день под знаменем Ливауль-хамд [3] так же, как мы сегодня собрались, иншааллах! Надеюсь, что сегодня сюда пришли только верующие люди. Конечно, шпионы везде бывают, если они есть – то пусть будут. Но сюда могут прийти только верующие (мумины). И сегодня мы, иншааллаху Ррахман, мумины, надеемся, что с помощью Аллаха соберёмся и в Ахирате так же, как здесь.
Да примет Аллах ваш зиярат, да умножит вознаграждение тех, кто строил медресе, кто помогал в этом, и всему джамаату тысячекратно! Мухаммад слишком самокритично говорил о своём медресе. Это не совсем так, не надо настолько принижать своих алимов, но всё же необходимо больше стараться, и да поможет в этом Аллах!
[1] Ангелы, которые расспрашивают умершего в могиле.
[2] Изну – разрешение на обучение тарикату.
[3] Ливауль-хамд – знамя Пророка (мир ему и благословение) в Судный день.
Досточтимый шейх Саид-афанди аль-Чиркави
Из выступления на маджлисе, посвящённом открытию Исламского института им. шейха Мухаммада-афанди в селении Нижний Батлух Шамильского района в 2005 году.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Богобоязненность
29/08/2009 Статьи Комментарии к записи Богобоязненность отключены 1,320 Просмотров.
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, молим о помощи и прощении, Которому приносим покаяния и к Которому прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах введет в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. Мир и благословение Аллаха ему, его семье, сподвижникам и всем, кто верно следует его путем!
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102). «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (4:1). «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70,71).
Поистине, богобоязненность является достохвальным качеством для всех видов благ, а также является основой счастья, Аллах возвеличил её место и значение, и именно это завещал Он для предыдущих и последующих поколений.
Также Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (8:29). Поэтому богобоязненность — спасение и помощь, она отделяет истину ото лжи, а также стирает прегрешения и прощает грехи.
Богобоязненные люди — обретающие успех. Аллах сказал: «И бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:200). А также: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах — Прощающий, Милосердный» (57:28). В этом священном аяте Аллах гарантирует богобоязненным три вещи: 1) одаряет вдвойне из Своей милости – удел в этом мире и удел в загробной жизни; 2) дарует им свет, при котором они будут идти во мраке; 3) обещал им прощение грехов.
Поэтому когда пропала богобоязненность в обществе в целом и среди отдельных людей, результатом этого стало уменьшение успеха, сердца людей ужесточились, пропал баракят (благо) в пропитании и в сроках жизни, это привело к слабости и унижению перед врагами, появились печаль и огорчение.
Суть богобоязненности:
Не смотря на различные определения богобоязненности, смысл этого понятия одинаков: предостережение человека от гнева Всевышнего Аллаха и Его наказания, подчиняясь Его приказам и отстраняясь от Его запретов. Также к определению совершенной богобоязненности относится совершение обязательных предписаний и добровольных вещей, оставление запретного, сомнительного и нежелательного. Аллах Всевышний сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
Ученый Тальк Ибн Хабиб сказал: «Если произойдёт фитна (смута), то погасите её с помощью богобоязненности», тогда люди спросили его: «Что же такое богобоязненность?», на что он ответил, что богобоязненность – это совершение дел, подчиняясь Аллаху в соответствие света, исходящего от Аллаха, желая при этом награды Всевышнего, и оставление грехов в соответствие света, исходящего от Аллаха, страшась наказания Аллаха. И никакое дело не будет признано поклонением и приближением к Аллаху, пока оно не будет исходить от Имана (веры), поэтому побуждающим фактором для любого начинания и дела должна быть вера, а не традиции, обычаи, страсти, желание самовыразиться и т.п.
Богобоязненность имеет три степени:
1. Предостережение от вечного наказания в аду путём избегания многобожия. Аллах Всевышний сказал: «и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха)» (48:26).
2. Отстранение от всех видов прегрешения, в том числе и маленьких.
3. Очищение и отдаление от всего того, что отвлекает от Всевышнего Аллаха – это и есть истинный смысл богобоязненности, и именно об этом Аллах сказал в следующем аяте: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом» (3:102).
Богобоязненность человека часто не совершенна, так, например, человек может бояться впасть в многобожие, но пренебрегает некоторыми запретами Аллаха. В этом случае мы уже не можем назвать его богобоязненным в полной мере. Другими словами степень его богобоязненности определяется степенью соответствия определению — стремление оставления грехов малых и больших и стремление совершение предписаний обязательных и добровольных.
Важность богобоязненности:
Богобоязненность является заповедью Аллаха для предыдущих народов и последующих. Всевышний сказал: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» (4:131). Также пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) заповедовал для своей общины проявлять богобоязненность, так он сказал в хадисе, переданном от Ирбад Бен Сария у Тирмизи: «Я заповедаю вам бояться Аллаха, слушаться и подчиняться», также он сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за твоим неправильным поступком последует хорошее дело, которое стирает первое, и будь в благонравных отношениях с людьми» (Ат-Тирмизи, от Абу Зара и Муаз Бен Джабаль).
Богобоязненность – лучший припас, которым можно запастись, Аллах Всевышний сказал: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о, обладающие разумом!» (2:197). Таким образом, как указывает аят, богобоязненность – качество обладающих разумом, те же, кто не боится своего Господа, они не разумны.
Богобоязненные люди являются близкими рабами Аллаха, и они самые почитаемые перед Ним, сказал Всевышний: «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны.»(10:62-63), Аллах также сказал: «И самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (49:13). Т.е. весами для определения степени человека перед Аллахом является богобоязненность, и поэтому Аллах приказал мусульманам помогать и содействовать друг другу в этом и запретил помогать в том, что противоречит этому. Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (5:2). Сказали аль-Куртуби и аль-Маурди: «Всевышний Аллах побудил к содействию и взаимопомощи в благочестие и связал это с богобоязненностью, потому что довольство Аллаха заключается в богобоязненности, а в благочестии – довольство людей и тот, кто совместил между довольством Аллаха и довольством людей, тот приобрёл счастье и милость Аллаха.
Некоторые качества богобоязненных:
1. Богобоязненные верят во всё то, о чём сообщил Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) без всякого сомнения. Они выстаивают молитву и расходуют на пути Аллаха, Он сказал: «Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (2:1-3).
2. Богобоязненные верят в книги Аллаха, ниспосланные людям, верят в Его пророков, убеждены они в Судном Дне и идут по правильному пути Своего Господа, который сказал: «…которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (2:4-5). Они заслужили успех благодаря своим вышеперечисленным качествам.
3. Они стараются просить прощения у Аллаха и прибегают от адского огня: «Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов, которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (3:15-17).
4. Они сдерживают гнев, прощают людям, а совершив по небрежности ошибку, просят прощения у Аллаха и не упорствуют в том, что совершили.
5. Они правдивы и оказывают благочестие людям.
О Аллах, одари нас богобоязненностью, прости наши грехи и защити от адского огня.