Богобан нейрографика что это
Богобан нейрографика что это
Андрей Сигутин запись закреплена
БоГобан – это проективная методика, построенная на синтезе теории метамодерн, нескольких научных дисциплин и теорий: психологии, психосемантики, практической философии и экзистенциального подхода, а также правил игры в Го.
Слово “Гобан” означает “доска для игры в Го”. В Китае, Японии, в Корее все играют в Го. В Японии невозможно стать топ-менеджером, если не обладаешь высоким рангом игры в Го.
Она достаточно простая, но статус этой игры таков, что количество вариантов на доске больше, чем звезд во Вселенной! Шахматы, а тем более шашки, по интеллектуальной нагрузке не идут с Го ни в какое сравнение. Это сильная игра, позволяющая решать стратегические и тактические задачи на доске.
БоГобан – это магнитная доска, по 8 клеток вертикально и горизонтально, разделенная на четыре сектора. Работа с такой плоскостью позволяет мыслить планиметрически, решая задачи в разных парадигмах.
БоГобан – инструмент для размышлений и индивидуального развития, если вы применяете его для себя. Если же – для другого человека, то БоГобан становится коучинговым инструментом.
Уникальность этого коуч-инструмента в том, что здесь можно использовать в гармоническом союзе интуицию и аналитику. Это делает человека более осознанным и целостным, а также систематизирует и структурирует мышление.
Метамодерн. Счастье в квадрате
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
© Пискарев П., текст, 2020
© Пискарев П., иллюстрации, 2020
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020
Посвящаю моему учителю Владимиру Васильевичу Козлову – увидеть в новом значимое дано не каждому человеку.
Благодарности
На первых страницах книги хочу выразить благодарность Андрею Сигутину за наши беседы и диалоги, которые позволили собрать композицию, отбросить лишнее, сказать самое главное. Без него эта книга была бы невозможна.
Я благодарен коллегам из Института психологии творчества: Татьяне Пошенюк, Денису Полуэктову, которые помогли мне прочитать большое количество лекций на темы, описанные здесь, и сделать эти лекции доступными для вас.
Также я благодарен своему учителю Владимиру Васильевичу Козлову, который в свое время направил меня с темой парадигмального анализа и эпохи будущего, метамодерна, на научную стезю, чтобы эта информация стала не только общественно полезной, но и научно обоснованной.
Еще хочу выразить признательность Виктории Абдрахмановой за помощь в работе над текстом, внимательное отношение к композиции и умение ставить правильные вопросы.
Счастье: Пропедевтика от Павла (Вместо предисловия)
Название предисловия к книге моего друга и ученика Павла Пискарева весьма метафорично и вызывает множество культурных ассоциаций, очень точно описывающих реальность относительно издания, которое вы держите в руках.
Наверняка многие из вас помнят тринадцатую главу из Первого послания апостола Павла к коринфянам о христианском счастье: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».
Представляемую вам книгу в определенном смысле тоже можно назвать посланием от Павла. Она о счастье, более того – о счастье в квадрате. Человечество в течение 40 тысяч лет пытается достичь этого состояния – или индивидуально, или соборно. И те, кто описывал путь к нему, назывались учителями, проповедниками, пророками.
Профессор Павел Пискарев действует как ученый, применяя возможности научного исследования и традиционные для психологии способы анализа к очень специфическому и одновременно универсальному феномену – человеческому счастью.
В этой книге представлена пропедевтика (от греч. προπαιδέυω – «предварительно обучаю»), то есть введение в науку счастья, предварительный курс, изложенный систематично, в сжатой и доступной, но не элементарной форме.
Так, автор рассказывает о том, как устроены мир, человек и все те проекты, которые он затевает, с точки зрения их развития или реализации. Ясное видение принципов и закономерностей развития мира и любого явления в нем позволяет обнаружить, на какой стадии этого процесса находимся мы и наши проекты, включая, например, семью или организацию, в которой работаем.
Когда мы знаем, в какой точке маршрута жизненного пути находимся, то нам понятно, откуда брать ресурсы для развития и что нас ждет впереди. Поэтому мы можем легко двигаться к реализации желаемого.
Каждый из нас находится в каком-то пункте траектории своей реализации. И сейчас, когда стремительно меняется жизнь, нам необходимо чувствовать себя надежно и иметь ясное представление относительно будущего. Эта книга о том, как построить свое будущее, реализовав мощный потенциал, присущий каждому из нас.
Эта книга для тех людей, кто желает проложить свой маршрут к успеху, счастью и эффективной жизни. Для тех, кто сам делает выбор в жизни и способен отвечать за те результаты, которыми его награждает действительность.
Я очень давно знаю Павла. Было время, когда он подписывался «Архитектор реальности». С тех пор я помню сотни проектов, которые он создавал и реализовывал.
Книга, которая сейчас перед вами, – это уникальный и яркий проект, раскрывающий концепцию интегративного метамодерна и философию человека метамодерна – Homo beatus, человека счастливого. Слова «Счастье в квадрате» в названии книги побуждают вспомнить некоторые «квадраты» из истории культуры: Четыре благородные истины (осознание которых приводит к нирване в буддизме), четыре Евангелия Нового Завета (ведущие к счастью любви в христианстве), квадрат Декарта.
Модель «Квадрат метамодерна», раскрываемая в книге, как пишет профессор Пискарев, «дает обретение гармоничного, целостного восприятия себя и окружающего мира. Это приводит к порядку в мыслях, а значит, и в жизни. В результате мы начинаем действовать по проверенным моделям и технологиям, а не по привычкам и „заводским настройкам“, воспринятым в детстве».
Автор предупреждает читателя, что информация, представленная в книге, – для интеллектуалов. И в этом стоит с ним согласиться. Изучение предлагаемого материала потребует от вас усилий и сосредоточенного внимания. Но после этого появится возможность с помощью модели «Квадрат метамодерна» получить великолепный результат, играючи реализовать собственный проект и научиться быть счастливым.
В добрый путь, уважаемый читатель, на поиск и обретение счастья в квадрате!
президент Международной академии психологических наук, академик МАПН, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова Ярославль, 12 июня 2020 года
От автора
Эта книга обращена к читателю, который, с одной стороны, любит мыслить, а с другой – уже вышел за пределы алгоритмичного мышления. За каждой строкой, за каждым словом он умеет видеть смысл и способен чувствовать сердцем сокровенное значение тишины, наполняющей пустоту.
Модель «Квадрат метамодерна» описывает целое, которое состоит из простых элементов, этапов, в совокупности дающих возможность увидеть картину мира в полноте и найти в ней свое место.
Движение человека, смотрящего только себе под ноги, не столь продуктивно и эффектно, как движение человека, который ясно видит местность вокруг, свою цель, мотив и в каждом шаге способен осознавать свою судьбу. Жизнь такого человека похожа на творческое произведение. Он уверенно двигается к счастливому будущему.
Задача этой книги в том числе – напомнить человеку, что именно он отвечает за свою жизнь и является ее автором. Ответственность – это качество, определяющее взрослость и зрелость человека, это способность в любой момент ответить за свои действия. Совесть, говорящая вслух…
«Квадрат метамодерна» представляет собой интегративную теорию гуманитарного знания. Эта модель – системный взгляд на историю, и вызвана она необходимостью теоретического обоснования будущего. Мы живем в мире, где все стремительно меняется, и никто из нас не уверен, что эти изменения к лучшему. Информация о нарастающей деградации общечеловеческих ценностей, о признаках экологической катастрофы, постоянно колеблющиеся экономические показатели заставляет нас задуматься: «Что же будет завтра со всеми нами? Есть ли будущее у нас, наших детей и внуков?»
Поэтому первостепенная задача – ответить на вопрос: куда мы идем? В каком направлении развивается человеческое общество и мир в целом? Нам необходима новая теория развития, которая обосновала бы модель будущего и подарила уверенность в завтрашнем дне.
В 2010 году голландские ученые ввели понятие «метамодернизм» в культурологическом смысле, чтобы показать новое видение в области искусства. Однако мы представляем «метамодерн» в социокультурном смысле, и это авторская модель. Она родилась как научное исследование и превратилась в защищенную докторскую диссертацию по психологии. Философская основа модели – это 500 страниц докторской диссертации и 120 страниц монографии по психологической составляющей метода.
Теперь же, когда эта модель парадигмального анализа (метамодерн) признана в науке и на эту тему вышло уже три монографии и ряд научных статей, мы решили представить ее в доступной форме. Потому что считаем, что модель «Квадрат метамодерна» созрела для массового использования широким кругом людей, желающих развиваться. И она может быть применена не только в каких-то глобальных областях – создании финансовых компаний, предприятий, организаций, творческих коллективов. Ведь, например, семья по большому счету – это тоже проект. Карьера конкретного человека – проект. Даже план действий на ближайший год (куда поступить, в какую танцевальную студию записаться) – тоже проект! Поэтому модель, которая представлена в этой книге, может быть использована в самых разных практических ситуациях.
Парадигмальный анализ – это способ смотреть на различные феномены мира, в том числе феномены внутренней жизни, через четыре качественные парадигмы. То есть любую «рамку реальности» можно разбить на четыре качества и через них понять, где мы сейчас находимся в своем развитии, соответственно, что было прежде и что будет потом.
Парадигмальный анализ, если посмотреть на него с точки зрения исторических эпох, рассматривает такие парадигмы, как премодерн, модерн, постмодерн и метамодерн. Они совершенно разные по качеству, по методам познания, по принципам антропологии, устройства человека.
Вслед за великим русским социологом Питиримом Сорокиным мы можем сказать, что живем в обществе, где присутствуют все четыре парадигмы одновременно, причем не линейно. Например, в современном многоквартирном доме на одной лестничной площадке могут жить четыре семьи, воплощающие качества четырех разных эпох (парадигм). В первой квартире – семья, члены которой искренне исповедуют религию предков, во второй – семья, состоящая из людей абсолютной науки. В третьей квартире – семья совершенно индустриальная, постмодернистская. В четвертой – жильцы метамодернистские, духовные, «энергетические» и так далее.
Сложившуюся сейчас ситуацию, когда в обществе свободно живут совершенно разные люди, можно смело назвать чудом времени. И это время называется метамодерн, четвертая парадигма, эпоха будущего, которое уже наступило.
В каждом из нас есть все четыре парадигмы и все элементы этой структуры. Мы способны находить их в себе, что очень важно, и можем понимать, какого типа социальное действие требуется нам или другим людям для того, чтобы верно ориентироваться в картах индивидуального жизненного маршрута. У нас есть инструмент, позволяющий мыслить интегративно, в очень больших масштабах, учитывая все величины – от самых малых до самых больших.
Мы предлагаем вам изучить на практике модель, описанную в книге, и освоить проектное мышление. Это модель, с помощью которой можно сделать сложное простым, непонятное – понятным, увидеть зону своего развития, мобилизовать свой опыт, использовать прошлое как ресурс.
Использование модели «Квадрат метамодерна» придает мышлению четкую структуру и результативное направление развития. А значит, и сам человек обретает четкую структуру, потому что он – продукт своего мышления.
Это знание – для интеллектуалов. Изучение материала, представленного здесь, потребует от вас усилий и сосредоточенного внимания. Однако впоследствии вы сможете с помощью предложенной модели получить великолепный результат, играючи реализовать собственный проект и научиться быть счастливым.
Если у вас в руках данная книга – это не случайно. Значит, вы готовы встретить и осознать новое время, вы – в авангарде, а светлое будущее метамодерна коснулось и вас.
Дорогой читатель, я буду счастлив, если эта книга поможет вам лучше ориентироваться в повседневности, освободившись от пелены чужих мнений и множественных представлений. Верю, что с помощью предложенной карты из четырех этапов мы все когда-нибудь дойдем до той точки, где встретимся в эру метамодерна, который заложен в каждом из нас.
Введение
Перед вами книга-тренажер. Ее основная задача – помочь вам после изучения теоретического материала и выполнения практических заданий реализовать свой проект (в широком смысле этого слова). Что может быть проектом? Все, чего мы хотим, к чему стремимся и куда направляем свой фокус внимания, можно назвать проектом. Например: бизнес, карьера, коммуникация, образование, семья и жизнь в целом.
Мир не сложен, а жизнь не проста. Обыкновенный человек вовлечен в обыденность, в решение задач сегодняшнего дня. Не так много тех, кто способен поднять взор от дороги под ногами и взглянуть вдаль, чтобы определить перспективу своей жизни и системно ее построить как проект.
Человек думающий, мыслящий, творящий – это тот, кто способен смотреть на свою жизнь со стороны, оценивать себя и обстоятельства так, чтобы они поддавались осознанному управлению. Этому как раз способствует освоение модели «Квадрат метамодерна». Используя полученные знания, вы сможете реализовать не только какой-то конкретный проект, но и увидеть картину своей жизни целиком.
Эта книга прежде всего для тех, кто понимает важность своего развития в разных областях жизни, от личностного роста до построения бизнеса. Как известно, то, что не развивается, – деградирует. Поэтому мы представляем вам пошаговое руководство, как выйти из застоя, стагнации, сдвинуть проект с мертвой точки, «пробить потолок».
На первой стадии работы с моделью мы будем делать диагностику проекта: исследовать то, что он представляет собой в настоящее время, то есть действовать из точки «дано». Затем, с учетом анализа полученных данных, моделировать желаемый конечный результат и двигаться к его реализации.
Например, личный проект «Здоровье». Для его осуществления потребуется диагностика и затем моделирование: проектирование здорового образа жизни, изменение отношения к телу и так далее. Улучшение взаимоотношений – тоже проект, который требует дальнейшего моделирования и реализации.
Согласно нашей модели, развитие любого явления, сущности, проекта происходит в четыре этапа. Каждый из них обладает своими характеристиками, критериями и показателями. Книга, которую вы держите в руках, словно навигатор, поможет понять, на каком этапе сейчас находится ваш проект, какая оптимальная стратегия подходит к данному периоду, куда и как двигаться дальше. Например, как распланировать карьеру? Как построить дачу, чтобы это было не слишком дорого, отняло не слишком много времени и сил? Как выстроить отношения на работе?
Жизнь бывает потоком без видимых берегов. Она течет во все стороны одновременно, и тогда невозможно определить, в каком направлении прилагать свои усилия. Но если человек хочет иметь желаемый результат, ему надо выставить границы: своего влияния, интереса, присутствия, сил. Эти границы могут быть настолько широки, что человеку будет просторно в их пределах. С другой стороны, у потока жизни появятся берега – определенность.
Как только у человека появляются границы для мышления, он сразу получает возможность управлять своей жизнью по сумме большого количества критериев и показателей. Тогда жизнь превращается в проект, в творческий акт. Согласитесь, что начинать какое-либо дело без определенного плана – довольно опрометчиво. Но даже составление плана для многих людей является проблемой. Эта книга дает возможность научиться не только мыслить системно, но и планировать, прогнозировать и моделировать.
Изменения, которые происходят с вами при работе с моделью, – исключительно ваша личная заслуга. С помощью этой книги вы, как в тренажерном зале, сами будете работать над проектом и анализировать его, делать выводы и находить эффективные решения. Именно это приведет в дальнейшем к реализации вашего проекта и полной самостоятельности в управлении своей жизнью.
Модель «Квадрат метамодерна» – ключ к получению широкого взгляда на многие вещи, что способствует обретению новых возможностей. Стоит отметить, что эта модель основана на теории парадигмального анализа, которую мы называем «метамодерн». С ее точки зрения человечество в социокультурном плане проживает четыре этапа развития, так же как и природа проживает четыре сезона года, четыре фазы агрегатного состояния вещества и так далее. Те же самые четыре этапа развития проходит и любой наш проект.
У работы с моделью есть и неочевидные бонусы:
1. Развитие умения видеть в малом многое, великое в малом, а это – мудрость и отличительная черта реализатора. Регулярное применение модели помогает жить интересно, осознанно и непрестанно развиваться.
2. Обретение умения видеть внутреннюю красоту в повседневной обыденности. Способность воспринимать неприметную на первый взгляд красоту ведет к созерцанию добра и духовному прозрению. Так рождается чудо нового видения жизни. Как говорится, «видение внутренней красоты сродни переживанию ощущаемого смысла».
3. Развитие в себе способности смотреть на проект системно, структурированно, с разных ракурсов, с четырех позиций. Благодаря такой стратегии мышления мы получаем больше информации о проекте, а значит, принимаем наилучшие решения.
4. Обретение гармоничного, целостного восприятия себя и окружающего мира. Это приводит к порядку в мыслях, а значит, и в жизни. В результате мы начинаем действовать по проверенным моделям и технологиям, а не по привычкам и «заводским настройкам», воспринятым в детстве.
5. Развитие креативности, целостности, гибкости в мышлении и принятии решений.
Одна из задач модели «Квадрат метамодерна» – помочь нам построить свой внутренний мир, сочетать его с внешним, согласовать внутреннее и внешнее. И в результате создать себя.
Итак, «Квадрат метамодерна» – это путь к полноте творческой самореализации и морю открытых возможностей для воплощения вашего проекта. Модель дает широту восприятия мира, помогает легко ориентироваться в любом виде деятельности и видеть ее перспективы.
Таким образом, реализуя свой проект, вы сможете поучаствовать в своего рода научной работе. Эта книга не столько развлекает, сколько включает исследовательский интерес, детскую любознательность, философский взгляд на мир, погружая читателя в состояние счастливой и результативной жизни. Она помогает проводить очень тонкие исследования окружающего мира и нашего на него воздействия.
Этому также способствует то, что модель «Квадрат метамодерна» позволяет посмотреть на свой проект с разных ракурсов, через многочисленные рамки мышления, так называемые экраны. Это квадратичные матрицы, каждая из которых состоит из четырех парадигм.
Далее мы подробно рассмотрим принципы работы с экранами, которые включает в себя «Квадрат метамодерна». Модель, представленная здесь, до гениальности проста, и это делает ее весьма эффективной.
Хотелось бы здесь привести лишь отдельные примеры людей, которые работали с этой моделью. Так, у женщины было не проектное мышление, а потоковое, нерезультативное, не нацеленное на результат. Она работала над собой по представленной в книге модели и через некоторое время поделилась: «Я обрела внутреннюю опору, полюбила и полностью приняла структуру. Мне было раньше сложно воспринимать любую структуру. Воспринимала ее как ограничение и рамки. Сейчас она словно вросла в меня… Я нашла гармонию между системой и творчеством».
Мужчина использовал модель при работе над своим телом: за 21 день сбросил 16 килограммов излишнего веса. Есть еще примеры с покупкой квартиры, а также смены профессии с привычной на любимую и хорошо оплачиваемую. То есть сфера применения «Квадрата метамодерна» очень широка: человек даже может стать художником с нуля в любом возрасте.
Текст книги «Метамодерн. Счастье в квадрате»
Автор книги: Павел Пискарёв
Жанр: Личностный рост, Книги по психологии
Текущая страница: 5 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]
3. Экран «Базовый алгоритм мышления»
Когда мы говорим, что существует уникальный парадигмальный анализ, то подразумеваем наличие в концепции модели базового алгоритма мышления, состоящего из четырех этапов:
Дескрипция – Амплификация – Дедукция – Герменевтика.
Дескрипция – самая короткая форма описания. Характеристика единичных объектов посредством общих понятий, выполняющая ту же функцию, что и называние собственным именем. Дескрипция используется, если в языке нет собственного имени для какого-либо объекта. Например, «самый прилежный ученик в классе». Также дескрипция употребляется для обозначения объектов, имеющих собственное имя: Диоген = «философ, живший в бочке». Одно из преимуществ дескрипции – обогащение выразительных возможностей языка.
В логике слово «дескрипция» означает: «тот…, который…». Это первый шаг описания любого мышления.
Амплификация как способ мышления – это усиление смыслов. На этом этапе мы определяем наборы смыслов.
Амплификация – это соединение, усиление. Метафорически говоря, когда одна рука слаба и вторая рука тоже, то они соединяются и усиливают друг друга.
Амплификация – работа по психосематическому соединению. Так как за каждым словом стоит смысл, то при амплификации терминов происходит усиление смыслов. Все слова, которые мы встретим в плоскостях разных экранов, усиливают друг друга в одинаковом по счету квадранте.
Третьим логическим шагом в парадигмальном анализе является дедукция. Дедукция – это умозаключение. Метод, следствием которого является вывод, истинность которого гарантируется подлинностью посыла. Это мышление, которое приводит к выводам.
На третьем этапе мы всегда к ним приходим. На более глубоком уровне можно сказать, что здесь мы создаем общую методологию чего-либо или общие представления.
Третий квадрант – это также социальная сфера. Дедукция основывается на общих закономерностях. Она говорит о том, что есть какие-либо общие правила: например, дорожного движения, поведения, этических норм и так далее. В этом смысле дедукция является выводом, расширением смыслов, амплификацией, которая происходит в наборе частных случаев.
Из дедукции, из общей методологии, общего представления, которое является следствием большого обобщения фактов, появляется герменевтика.
Что такое герменевтика? Это искусство толкования текстов, сказанных и записанных – то, чем занимается любой специалист помогающей практики. Например, это попытка психолога осознать все сказанное клиентом, дойти до истинной сути.
Герменевтика – наука полного описания – помогает осмыслить, как у человека происходит процесс понимания мира.
Как философия понимания и наука полного описания, герменевтика занимает особое место в нашей концепции. Процесс понимания и познания всего сущего происходит также в четыре этапа. Следствием такого мышления является наполнение сущности. (Сущность – это все то, что можно назвать именем.)
Герменевтика – абсолютное мышление, тут даже чувства нет. Здесь интересно то, что следствием этого мышления является ощущение наполненности, которое мы приобретаем через понимание. Это можно назвать следствием озарения, инсайта: «Да неужели? Наконец-то! Я так и думал!». Когда человек находит понимание, то в нем реализуется герменевтика, и он получает ощущение наполнения, переполненности силой.
Глава 5
Экран метам одерна: рабочий процесс
Цель главы: изучить схему работы с экраном, а также понять взаимосвязи и возможные направления движения между квадрантами.
О чем пойдет речь в этой главе:
1. Основные элементы экрана.
• Движение по часовой стрелке, имманентные и трансцендентные границы между квадрантами.
• Потенциалы и ресурсы внутри экрана.
2. Диагональные взаимосвязи между квадрантами, или смысловая геометрия внутри экрана.
За внешний мир отвечают первый и третий квадранты.
Первый – состоявшийся, устоявшийся мир, мир стабильности.
Третий – нестабильный индустриальный мир, позволяющий производить большое количество изменений; социальная внешняя реальность.
Парадокс заключается в том, что нам необходимо и то и другое: и стабильность, и мобильность.
За внутренний мир отвечают второй и четвертый квадранты.
Второй – характер, личность, внутренняя реальность.
Четвертый – внутренняя духовная реальность, интеграция, целостность, счастье – конечная цель развития духа. Это два разных типа сознания.
3. Вертикальные взаимосвязи между квадрантами.
Правая часть экрана – движение вниз, из первого во второй – сепарация («изгнание из рая»).
Левая часть экрана – движение вверх, из третьего в четвертый – восхождение («возвращение в рай»).
4. «Исторические», или временные, взаимосвязи между квадрантами.
Первый квадрант – прошлое.
Четвертый квадрант – будущее.
Второй и третий квадранты – настоящее.
1. Основные элементы экрана
Перпендикулярные координатные оси разбивают плоскость на четыре сектора (клетки), которые мы называем «квадрант».
В нашей модели нумерация квадрантов, как и движение внутри экрана, идет по часовой стрелке – последовательно от первого к четвертому квадранту (первый – второй – третий – четвертый). Она начинается с правого верхнего квадранта и заканчивается в верхнем левом секторе. От руки проще всего изобразить экран в виде четырехугольного квадратного креста.
В этой схеме оси образуют четыре трансцендентные границы, отделяющие квадранты друг от друга. Эти трансцендентные границы преодолеваются при переходе от того, что есть, к тому, что еще никогда не было. Например, это могут быть четыре трансцендентальные границы между фазами при переходе из одного агрегатного состояния вещества в другое. (Напомним, «имманентное» – пребывающее внутри, в самом себе. По Канту, имманентное – это остающееся внутри границ собственного опыта. Трансцендентное (в переводе с лат. «переступать») – выходящее за границы, за пределы возможного опыта.)
Четыре квадранта взаимосвязаны, и переход из одного в другое происходит при накоплении критической «массы» прежнего квадранта.
Как вы уже знаете, движение внутри экрана происходит от первого квадранта к четвертому. Причем по достижении четвертого квадранта движение не останавливается, а переходит на новый виток спирали развития, на более высокий качественный уровень, начинаясь вновь в первом секторе. Таким образом, развитие идет бесконечно.
Можно сказать, что один квадрант поддерживает другой, или предыдущий сектор является ресурсом, опорой для последующего. Происходит накопительный эффект. Допустим, наш проект находится во втором квадранте. Это означает, что в третьем квадранте – потенциал, а в первом – ресурс. Внутри экрана всё, что у нас «за спиной», предыдущие квадранты – наш ресурс, мы там уже были. И не можем оттуда выйти, пока полностью не реализуемся в них. Например, мы не можем перейти в третий квадрант и при этом отбросить второй как отработанный и ненужный. Он теперь всегда с нами, как и первый квадрант.
Допустим, мы размышляем над реализацией своего проекта: «Что и как мне предстоит осуществить для его развития?» Например, определили, что сейчас задача находится в третьем секторе. Тогда «зона роста» проекта – четвертый квадрант, а его ресурсы – второй квадрант.
2. Диагональные взаимосвязи между квадрантами, или Смысловая геометрия внутри экрана
Значение первого и третьего квадрантов – это движение вовне, количественная величина (то, что можно сравнить и измерить), внешняя реальность.
Значение второго и четвертого квадрантов – это движение внутри, качественная величина (измерить невозможно), внутренняя реальность.
Например, и «телесность» (первый квадрант), и «социальность» (третий квадрант) существуют во внешнем мире – их можно измерить. Но у нас нет внутреннего критерия здоровья. Мера состояния счастья есть, как и состояния болезни, но критерия здоровья нет.
Обычно критерии здоровья определяются через внешние показатели. Например, можем свободно подняться пешком на девятый этаж или выдержать два часа активной тренировки. А плохо себя чувствуем – это уже внутренний показатель, он не дает показателей здоровья.
Первый сектор – телесная реальность, предметный мир, мир артефактов, а третий – это мир проявленной, созданной реальности. И то и другое – внешняя реальность.
Первый квадрант находится в контрасте с третьим, а второй – с четвертым.
Мир телесный (первый квадрант) контрастирует с миром социальным (третий квадрант). А значит, тело надо заставлять, оно находится в антагонизме к тому, что социум вынуждает работать, то есть внешний мир его подчиняет.
Мир второго квадранта контрастирует с миром четвертого. Второму сектору соответствуют характер, страсть, море эмоций, а мир четвертого квадранта – это ровная благость, в которую мы можем попасть. Там нет никакого характера.
Контрастные внутренние процессы второго и четвертого квадрантов некоторые люди часто путают. Когда человек много занимается личностным развитием, то очень быстро начинает называть себя «духовным». Испытал кто-то состояние удовольствия («я хочу», второй квадрант) – и непонятно как связал это с духовностью (четвертый квадрант). А между ними – вторым и четвертым секторами – лежит пропасть, вернее, гора «долженствования» (третий квадрант).
Первый сектор на входе очень похож на третий, а второй – на четвертый. Но при этом они принципиально разные, не надо их путать.
Что дает нам знание о контрастирующих квадрантах? Честное признание того, в каком секторе мы или наш проект сейчас находимся, избавляет от самообмана и иллюзий.
Более того, знание этих принципов помогает лучше ориентироваться в пространстве модели, постигать скрытые смыслы, видеть критерии, контрастные характеристики квадрантов и анализировать свой проект более детально.
3. Вертикальные и горизонтальные взаимосвязи между квадрантами
Движение из первого квадранта во второй – сепарация, отделение. Это равносильно тому, как «Ребенок» (первый квадрант) сепарируется от родителей, становясь «Подростком» (второй квадрант). Такое «выпадение» соответствует мифу об изгнании из рая.
Движение из третьего квадранта в четвертый – интеграция. Это равносильно тому, как «Взрослый» (третий квадрант) становится зрелым старцем, мудрецом («Старик», четвертый квадрант). Такое вертикальное движение снизу вверх соответствует мифу о восхождении героя. По большому счету это возвращение в рай, обретение духа.
Также существуют горизонтальные взаимосвязи:
• первого и четвертого квадрантов – верхняя часть экрана (по горизонтали) – стабильность;
• второго и третьего квадрантов – нижняя часть экрана (по горизонтали) – изменчивость.
4. «Исторические», или Временные, взаимосвязи между квадрантами
Рассмотрим квадранты в исторической перспективе. Первому квадранту соответствует прошлое, то, что уже не существует. Прошлое – это «объект», который есть только в нашем воображении, мы его как-то запомнили, интерпретировали.
Четвертому квадранту соответствует будущее – это то, что пока еще не существует. И если прошлое есть у нас хотя бы в опыте, то будущего не существует в принципе. Будущее – это не более чем продукт нашего воображения. А вот настоящее всегда существует – это второй и третий квадранты.
Если первый и четвертый секторы – «виртуальные», это продукт сознания, то второй и третий – реальные, это наше место пребывания в настоящем: где мы существуем, куда погружено наше тело, где оно действует, функционирует, реагирует.
В чем же интерес и парадокс настоящего? В том, что оно одновременно содержит конфликтующие между собой второй и третий квадранты, один из которых – внутренняя (психическая) реальность, а другое – внешняя (социальная).
Человек в настоящем всегда расщеплен между внутренним (своими интересами, мотивациями, любопытством, характером) и внешним миром, который предлагает ему те или иные обстоятельства. Например, необходимо рано вставать и идти на работу, хотя этого не хочется. Такое внутреннее расщепление создает драму, конфликт внутри человека, борьбу, которая в нем существует.
Для размышления
Выражаясь метафорически, оси декартовой системы координат (графическое изображение креста) можно представить в виде «вертикального» («небо») и «горизонтального» («земля») диалогов, пересекающихся между собой. В нас присутствует и сиюминутное, и вечное.
Символически крест – древнейший космический символ. Крест – центр Вселенной, космическая ось, космическое древо, осуществляющее связь неба с землей. В кресте выражается заложенный в природе дуализм и единство противоположностей. Линия вертикальная – небесная, духовная, активная, мужская. Горизонтальная – является земной, рациональной, пассивной, женской. И в этом пересечении двух осей находится жизнь человеческая, проходящая через сердце.
Глава 6
Инструмент «БоГобан»: жить будет проще
Цель главы: изучить теоретический материал о «БоГобане» вместе с примером его применения и понять, как на практике использовать этот инструмент для личного развития и реализации вашего проекта.
О чем пойдет речь в этой главе:
1. Что такое «БоГобан»?
«БоГобан» – это проективная методика, построенная на сочетании теории метамодерна, нескольких научных дисциплин и концепций: психологии, психосемантики, практической философии и экзистенциального подхода, а также правил игры в го.
2. «БоГобан»: эффект превосходит все ожидания.
Эта модель, с одной стороны, простая, а с другой – помогает решать сложнейшие жизненные задачи. Вместе с тем за простотой «БоГобана» скрывается большая когнитивная сложность: подключается колоссальный объем нейронных связей, который лежит за каждым шагом в процессах работы с этой моделью.
2.1. Сенсорный тест перед работой с «БоГобаном».
Вся наша работа заключается в том, чтобы перевести бессознательное в сознательное.
3. Основные принципы работы с «БоГобаном».
«БоГобан» позволяет не только произвести диагностику состояния проекта в настоящий момент. Он дает возможность исправить положение вещей, если что-то не устраивает, через визуально-кинестетическое моделирование.
4. Способы работы с инструментом.
Существует много техник и возможностей, с точки зрения профессионального применения «БоГобана».
5. Как работать с «БоГобаном»
Работа с «БоГобаном» проста и происходит в четыре основных шага.
6. Практическое применение «БоГобана» на примере вашего проекта.
Рассматривается на примере работы с базовым экраном «Этапы развития».
7. Рекомендации по дальнейшей работе с книгой и практическому применению инструмента «БоГобан».
1. Что такое «БоГобан»?
Метамодерн – это одно из четырех квадрантов большого «квадрата реальности». Каждый квадрант этого квадрата – набор смыслов, парадигм, по которым живет человечество.
«БоГобан» – это экран метамодерна, магнитная доска, по 8 клеток вертикально и горизонтально, разделенная на четыре сектора (квадранта). Работа с такой плоскостью позволяет мыслить планиметрически, решая задачи в разных парадигмах.
«БоГобан» – доска для размышлений и индивидуального развития, если вы применяете ее для себя. Если же для другого человека, то «БоГобан» становится коучинговым инструментом. Это инструмент наставничества (четвертый квадрант), который автоматически включает в себя всё.
Слово «гобан» означает «доска для игры в го». В Китае, Японии, Корее множество людей играют в го. В Японии невозможно стать топ-менеджером, если не являешься игроком в го высокого ранга. Го – достаточно простая игра, но статус ее таков, что количество вариантов на доске больше, чем звезд во Вселенной! Шахматы, а тем более шашки, по интеллектуальной нагрузке не идут с го ни в какое сравнение. Это сильная игра, позволяющая решать стратегические и тактические задачи на доске. Традиционно фишки для игры в го называются «камни». Их может быть бесконечное количество. В классической игре в го используют камни только белого и черного цветов.
Однако мы говорим именно о «БоГобане» – экране метамодерна. Это проективная методика, построенная на сочетании теории метамодерна и нескольких научных дисциплин и концепций. При создании «БоГобана» стояла задача, чтобы этот инструмент был понятен людям европейского мышления, а также представлял психосемантику: плоскость, которая несет в себе группы смыслов.
Это модель для практического применения парадигмального анализа (метамодерна), где используются 108 гуманитарных экранов. Каждый из них – это новое видение, направление. Меняя экраны метамодерна в процессе работы с инструментом, можно посмотреть на один и тот же проект с разных сторон, лучше понимая характер и динамику его развития. Такой подход позволяет увидеть любую ситуацию, событие более ясно и понять: какое развитие является желаемым и что для этого необходимо сделать.
С помощью «БоГобана» мы проверяем силу наших решений через телесные ощущения, визуально-кинестетическое определение. Кинестетика – это некая реакция тела, а визуально – это когда мы смотрим на камни на доске.
Камни (фишки) – символы присутствия внимания и силы человека в парадигмальных квадрантах «БоГобан». Когда мы ставим камень на какое-то место доски, то создаем в этой области «якорь», катализатор силы. Работая с инструментом, мы определяем количество силы (камней), а также направление движения этой силы в тех или иных полях смыслов для реализации проекта. То есть мы будем ставить камушки в разные квадранты экрана и ощущать, что после этого произошло.
Применение «БоГобана» обостряет внутреннее чувство себя, развивает навык осознанности и умение прислушиваться к тонким телесным реакциям. Эта методика помогает устранить ментальную инерцию при рассмотрении проблемной ситуации, сформировать у человека интегративный подход к анализу ситуации и создать позитивную мотивации к решению стоящих перед ним задач.
«БоГобан» как инструмент существует в трех видах:
• красивая настенная магнитная доска с цветными камнями (фишками) для использования дома и в офисе;
• дорожный магнитный формат;
• графический (можно рисовать поле и камни самостоятельно на бумаге, используя карандаш и ластик, но работа с доской и камнями позволяет быстро менять позицию, не отвлекаясь и сохраняя концентрацию на ощущениях).
Заметьте, мы ставим камни на пересечении линий внутри квадрата (экрана). Это традиция игры в го.
«БоГобан» удобен тем, что это магнитная доска, которая держит камни в заданной композиции в контексте вашего проекта. А значит, желаемую фигуру камней можно оставить на экране, чтобы подумать и со временем вернуться к ней. Вы всегда можете подвинуть один из символов, чтобы проверить: «А что будет если так? – Нет, не нравится… А вот так интереснее!»
При перестановке камней у вас меняются ощущения в теле, появляется возможность отследить, как процесс изменения композиции на доске отразится на развитии вашего проекта. Так происходит настройка визуально-кинестетической сферы организма.
2. «БоГобан»: Эффект превосходит все ожидания
«БоГобан» – эффективный инструмент, уникальный в своей простоте. Он позволяет не только осмыслить задачу аналитически, но и по наитию, интуитивно перевести ее в рабочую плоскость, понятную даже ребенку. Те, кто решал задачи с помощью «БоГобана», на опыте убеждались, что это невероятный инструмент в профессиональных руках.
Несмотря на свою простоту, модель помогает результативно решать сложнейшие жизненные задачи. Во время работы с этим инструментом сильно активируются нейронные сети. И не стоит ими «жонглировать», то есть менять темы проработки во время одного сеанса. Иначе не избежать чрезмерного ментального напряжения, а это не экологично. Работать с «БоГобаном» следует в таком режиме: одна встреча/сессия – один запрос/проблема.
Именно телесность определяет физиологию мотивации, решений, впечатление, которое становится основанием для результативного мышления. Мышление – вторая производная от телесности. Модель позволяет проработать свою задачу личностно. Это доска для размышлений с опорой на телесные ощущения (вижу, чувствую, ощущаю, понимаю) и возможность наглядной рефлексии.
Вся наша работа заключается в том, чтобы перевести бессознательное в сознательное, а значит, сделать его управляемым.
2.1. Сенсорный тест перед работой с «БоГобаном»
За неимением у читателя профессионального инструмента мы будем использовать, графическую модель для тестирования и трансформации своего состояния. Если вы взяли листик бумаги (удобнее в клетку), то сначала нарисуйте квадрат и разделите его на четыре части. На нем карандашом отмечайте кружочками места, куда бы хотели поставить камни, перевести фокус внимания. Как вы поняли, каждый из секторов соответствует определенному окну метамодерна.
Вместо графического рисунка модели можно играть с мышлением на шахматной доске, с использованием различных фишек. В чем суть игры? Вы осмысливаете движение камней в поле экрана метамодерна в контексте вашей задачи и одновременно осознаете телесные ощущения.
Итак, перед началом работы с «БоГобаном» желательно проверить свое восприятие этой модели через сенсорный тест. При его проведении обращайте внимание на телесную реакцию при перемещении камней из сектора в сектор. Это даст основание для проверки вашего мнения по определенному вопросу.
Для сенсорного теста возьмем экран метамодерна «Стороны света».
Первый сектор квадрата – «Восток», второй – «Юг», третий – «Запад», четвертый – «Север».
Глядя на экран «Стороны света», спросите у себя, где больше всего хотите оказаться? В качестве ответа берете один камень и ставите в тот сектор, который больше всего откликается.
Если вы любите «Юг», то, чтобы определиться с тем, где вы хотите сейчас оказаться, поставьте камень на пересечение линий внутри второго квадранта. И затем прислушивайтесь к своим ощущениям, обращая внимание на то, нет ли внутреннего дискомфорта, сопротивления. В принципе, это понять несложно: мы же в повседневности сразу у себя отслеживаем внутреннее напряжение, сопротивление, когда пытаемся сделать то, что не хотим.
Затем попробуйте передвинуть этот же камень в четвертый квадрант «Север» и понаблюдайте, что вы при этом почувствовали. Если есть внутреннее напряжение и неудовлетворение – верните камень обратно во второй квадрант. А что сейчас почувствовали? Вернулся ли внутренний комфорт?
Так, в процессе практики с камнями на доске, у человека постепенно налаживается «резонансное» взаимодействие с «БоГобаном». Тогда каждое движение камня вызывает в человеке ответный импульс, отклик. Конечно, так происходит у тонко чувствующих людей, у кого есть контакт с собой. Тот, кто регулярно использует инструмент «БоГобан», ощущает, что словно теряет ресурс при перемещении камня «не в свой» квадрант. И скорее хотел бы вернуть камень туда, где он стоял прежде. Например, во второй квадрант – «Юг».
Затем, когда появилась отчетливая телесная реакция на перемещение камня, можно усложнить задание. Возьмите три камня. Понаблюдайте за тем, как будете себя чувствовать, если поставите в выбранный вами квадрант, например «Юг», два камня, а туда, где бы вы тоже хотели быть, но в меньшей степени, допустим, в первый квадрант «Восток», – один камень. То есть сила вашего желания во втором квадранте больше, чем в первом. И теперь попробуйте один камень из второго квадранта переместить в первый. Ощутили при этом противоречие, чувство внутреннего сопротивления? Если да, то верните камень обратно и обратите внимание на изменение вашего состояния.
Как уже поняли, работая с инструментом, мы всегда руководствуемся ощущениями. Аналогично можно подвигать камни и по другим квадрантам.
Чтобы завершить окончательную постановку камней, скажите себе: «Расставь эти камни так, чтобы у меня было максимально приятное чувство». Создав гармоничную композицию на доске, вы фактически сделали пространственную расстановку в психо-семантический решетке.
Вот и все рекомендации по тому, как сенсорно протестировать себя на инструменте «БоГобан».
Если вы результативно прошли такой «тест-драйв», то теперь уже на практике знаете, что значит проверять силу своих решений через ощущения, через визуально-кинестетическое определение.
Благодаря таким упражнениям человек учится прислушиваться к себе и налаживать с собой контакт. В дальнейшем этот навык позволит принимать верные решения в разных жизненных ситуациях.
Если вдруг кто-то не слишком чувствителен к своим ощущениям, то он может использовать модель «Квадрат метамодерна» исключительно в аналитическом ключе – это также будет эффективно. У нас нет задачи предлагать только один инструмент всем людям. Все мы разные, все мы равные.
Внимание! Это не конец книги.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.