Богинями чего были мойры
Богини чего Мойры
Мойры, общие сведения
Младшая сестра
Средняя сестра
(смерть)
Советники и помощницы высших богов
Богини судьбы оставались в тени, когда боги сражались за свои интересы. Но в решающие моменты оказывали неоценимую помощь, восстанавливая мировое равновесие.
Благодаря этому предупреждению, владыка Олимпа избежал опасности. Когда гекантохейр Бриарей попытался украсть жертвенные внутренности, Зевс послал коршуна, чтобы помешать ему. Затем он поместил птицу-спасителя на небо в виде созвездия. Сам Офиотавр, предположительно, символизирует зодиакального Тельца.
Пророчество о сыне Фетиды. Морская нимфа, дочь бога-старца Нерея очень нравилась Зевсу. Однако Мойры предупредили, что от связи с небожителем у Фетиды родится сын, превосходящий могуществом отца. Опасаясь за трон и жизнь, Зевс отвернулся от нимфы, после чего её выдали замуж за смертного Пелея. Фетида произвела на свет героя Ахиллеса, который действительно превзошёл силой Зевса, однако, не обладая даром бессмертия, пал от руки Париса в Троянской войне.
Покровительницы времён года и смены сезонов
В сферу влияния сестёр входили и явления природы, а также божества их олицетворяющие:
I. Мойры скрепили брачный союз Зевса и Фемиды. От него родились богини времён года – Оры.
II. Также сёстры наблюдали за своевременным возвращением на землю Персефоны в начале весны, а затем её спуском в царство теней осенью. Они же уговорили Деметру не гневаться на похищение дочери Аидом, тем самым вернув земле плодородие.
Богини рождения
Триада сестёр нечасто встречается в греческой мифологии. Однако они всегда присутствовали при рождении олимпийцев, чтобы огласить их функции и привилегии. В некоторых случаях сёстры одаривали божественных младенцев землями для строительства святилищ и дальнейшего покровительства.
I. Рождение Аполлона
Мойры видели появление на свет Аполлона и подтвердили его божественное происхождение. Мать олимпийца – титанида Лето, промучилась девять дней и ночей, поскольку рядом с ней не было богини лёгких родов Илифии. Событие происходило на плавучем острове Делос, неподалёку от Миконоса.
II. Рождение Артемиды
Сестра-близнец Аполлона родилась первой, не заставляя мать томиться схватками. Более того, она помогала Лето разрешиться от беремени во второй раз, заменив Илифию. В гимне поэта Каллимаха говорится, что участвовать в родах Артемиде велела Лахесис. После этого акушерство стало одной из главных функций богини-охотницы, наряду с покровительством браку и защитой невинности.
III. Рождение Афины
IV. Рождение Эриний
Не знающие жалости богини мести появились на свет вместе с первым преступлением – оскоплением Урана его сыном Кроносом. Упавшие на землю капли крови превратились в трёх ужасных сестёр Эриний. У Эсхила в трагедии «Эвмениды», посвящённой матереубийству, богини мести так комментируют своё предназначение: «На эту службу обрекла нас безжалостная Мойра-судьба. Тех, кто решился на безрассудное убийство, мы преследуем, пока они сами не отправятся в подземное царство. Но и там не будет им покоя. Таково наше предназначение, однако, бессмертные боги могут удержать нас».
V. Зарождение Олимпийских игр
Согласно древнегреческой мифологии, первые спортивные состязания в Олимпии учредил Геракл – то ли легендарный герой, то ли его архаический тёзка-дактиль. Посвящались Игры Зевсу и были частью религиозных праздников. На открытии присутствовали Мойры и Хронос – единственные судьи, чей приговор считался истинным и неизменным.
VI. Передача Гелиосу острова Родос
Солнечный бог Гелиос был покровителем Родоса. Вход в местную гавань украшала гигантская статуя-маяк в его честь. По одной из версий, остров подарили Гелиосу Зевс и Мойры, поскольку ему негде было построить святилище. В другом варианте говорится, что солярный бог собственноручно вынес Родос из пучины моря.
VII. Посейдон и остров Кос
Владыка морей – Посейдон безуспешно пытался отнять у Гелиоса Родос. Тогда Мойры подарили ему остров Кос в Эгейском море.
VIII. Святилище Эвменид в Афинах
Мудрая Афина-Паллада, желая умилостивить грозных Эриний, основала для них святилище в родном городе, рядом с Акрополем. Она призвала жителей Аттики почитать богинь справедливого возмездия и жить с ними в мире. На открытии святилища присутствовали сёстры-Мойры и Зевс.
Наделяющие судьбой в момент рождения
Через три ночи после рождения ребёнка, призывались Мойры, чтобы определить его жизненный путь. В более поздних трудах Гесихия Александрийского указывается седьмой день, когда семья решала, принять ли младенца в род и давала ему имя. Поскольку речь шла о новорожденных, сестёр сопровождала богиня Илифия – покровительница молодых матерей.
Рождение Мелеагра
Матери этолийского героя Мелеагра – Алфее было предсказано, что сын умрёт, как только догорит в очаге головня. Она тут же погасила огонь, а роковое полено убрала в сундук. Однако Мелеагр погиб именно так, как обещали Мойры – мать, разгневавшись на него из-за убийства родных, достала головню и сожгла.
Рождение Геракла
Ревнивая Гера послала Мойр и богиню Илифию задержать роды у персеиды Алкмены. Царевна должна была произвести на свет великого богатыря – Геракла, зачатого Зевсом. Пока Алкмена мучилась, не в силах разрешиться от бремени, её служанка Галиантида обманула божественных стражей, сообщив, что роды уже состоялись. Как только посланницы Геры скрылись, Геракл вышел из лона матери.
«Прядильщицы» судеб
Гомер в «Илиаде» впервые упомянул о Мойрах, прядущих нити человеческих жизней. Но описал лишь одну, неумолимую силу-судьбу – Айсу. Атрибутом этой хтонической богини служило веретено, которое она запускала вместе с рождением и вращала до момента смерти. В «Одиссее» Гомер уже говорил о Клото, которая сопровождала Айсу или о нескольких безымянных «пряхах». Классическую триаду можно найти у Гесиода и более поздних авторов.
Богини, распределяющие удачу
Сёстры-Мойры, в широком смысле, символизировали человеческую жизнь с её радостными и горестными моментами. Каждому отмерялись удачи, взлёты и падения в пропорции, установленной ещё до рождения. И никто не мог получить больше, чем ему предназначено судьбой (долей). Этот закон, согласно древним авторам, распространялся преимущественно на смертных, хотя иногда ему подчинялись и боги.
Оракулы
Три сестры в некоторых случаях занимались пророчествами, хотя обычно эта роль отводилась Аполлону. Присутствуя при рождении смертных и богов и, читая книгу их судьбы, Мойры крайне редко вмешивались в ход событий. И даже если они делали это, как в случае с Мелеагром, предписание высших сил всё равно исполнялось, пусть и с отсрочкой.
Богини смерти
Атропос (или Айса) ревностно следила, чтобы человек не прожил дольше положенного срока. Старшая из сестёр, известная также как Μοϊραι κραταιαί, разрезала нить судьбы, вместе с порождениями Никты – Танатосом и Керами. Первый считался богом мирной смерти, вторые – насильственной, например, на поле боя.
Богини подземного мира
Неразрывно связанные не только с жизнью, но и со смертью, три сестры часто упоминались в связи с подземным царством. В «Республике» Платона они описываются как «сидящие вокруг престола Аида каждая на своём троне, в белых одеждах и с кипарисовыми венками на голове».
Судьбоносным сёстрам приносили в жертву чёрных животных, что характерно только для богов подземного мира и океанских глубин. В то время как для олимпийских небожителей выбирали коров, овец или птицу белого цвета. Античные авторы писали, что Мойры принадлежат к подземному миру, но тайно управляют жизнями тех, кто находится наверху. У Платона души умерших, чтобы вернуться на землю в новом перерождении, должны были сначала выбрать себе судьбу.
Карающие за убийства и самоубийства
Убийство расценивалось древними греками как нарушение воли судьбы, насильственное прерывание нити жизни. От имени Мойр преступника наказывали Эринии, постоянно преследуя его и напоминая о тяжёлой вине.
Изменяющие судьбу
Даже неумолимые сёстры-Мойры иногда могли пойти на уступки, изменив течение человеческой жизни.
I. Воскрешение Пелопа
Фригийский царь Тантал, желая испытать богов, подал им на пиру мясо собственного сына – Пелопа. Однако олимпийцы разгадали обман, после чего Клото воскресила мальчика. Его имя теперь носит остров Пелопоннес.
II. Освобождение от смерти Адмета
III. Возвращение Эвридики
Жена великого певца Орфея – Эвридика, погибла сразу после свадьбы от уксуса змеи. Молодой вдовец своим пением смог разжалобить самого Аида, после чего тот согласился воскресить умершую. Сёстры-Мойры провожали Эвридику в мир живых, однако Орфей, обернувшись, нарушил договор с правителем преисподней и вновь потерял возлюбленную.
IV. Посещение живыми мира мёртвых
Только в исключительных случаях разрешалось проникать в тёмное царство Аида до того, как Атропос перережет нить жизни. Это удалось:
V. Освобождение Хирона от бессмертия
Мудрый кентавр Хирон был ранен ядовитой стрелой, случайно выпущенной Гераклом. Страдая от невыносимой боли, он передал дар бессмертия Прометею, чтобы прекратить свои мучения. После этого Хирона превратили в созвездие Стрельца и поместили на небо. Обмен происходил при участии богинь судьбы.
Божества посмертного апофеоза или метаморфоз
В античности верили, что смерти можно избежать путём обожествления погибшего человека, а также его превращения в животное или растение. Есть несколько примеров, когда богини судьбы принимали непосредственное участие в процессе:
I. Апофеоз Гиацинта
II. Метаморфоза Ампелоса
Юный Ампелос – сын сатира и нимфы, полюбился богу виноделия Дионису. Однако вскоре погиб от рогов свирепого быка (по другой версии, сорвался с дерева). Видя горе Диониса, другие боги превратили Ампелоса в виноградную лозу.
Богини-изобретательницы алфавита
Считается, что богини судьбы изобрели первые семь букв греческого алфавита – ABHTI U. Эти знаки носили ритуальный характер и использовались в священных мистериях.
Мойры и Зевс
Воплощая неумолимые силы судьбы, Мойры властвовали над смертными людьми, но их взаимоотношения с представителями олимпийского пантеона не были так однозначны. Часть древнегреческих авторов указывает, что Зевс, как воплощение мирового порядка, мог управлять действиями сестёр, внося в них коррективы. Другие считали громовержца лишь проводником судьбы, не способным противостоять ей, чтобы не нарушить равновесие сил во вселенной.
I. Зевс управляющий (Мойрагет)
В «Теогонии» Гесиода – подробной родословной греческих богов, Зевс выступает в роли отца Мойр, рождённых от него Фемидой (правосудием). Это даёт громовержцу власть над тремя сёстрами и, как следствие, оставляет за ним последнее, решающее слово. Зевс Мойрагет (Μοιραγέτης), которому поклонялись в период Классической Греции, переводится как «тот, кто определяет судьбы». Иногда подобного титула удостаивался и Аполлон, о чём свидетельствует надпись на его статуе в Дельфах.
Зевс на особых золотых весах взвешивает деяния людей, чтобы определить, насколько справедливо обходится с ними судьба. И, выявив несоответствие, может в последний момент отвести смертоносную руку Атропос. Так, в «Илиаде» Гомера, громовержец взвесил жребии героев Ахилла и Гектора, чтобы решить, кто из них должен погибнуть в бою.
В храме Зевса в Мегаре, согласно описанию Павсания, над головой громовержца изображены Оры (богини порядка) и Мойры. Такое взаимное расположение свидетельствовало о бесспорном главенстве царя Олимпа. На рельефах храма Аполлона в Дельфах, Зевс составляет триаду с Клото и Атропос, заменив собой среднюю сестру – Лахесис.
По мере развития греческой цивилизации, Мойры утрачивали своё могущество. Молодые боги смеялись над ними, а солнечный Аполлон даже напоил, чтобы спасти от смерти своего друга – царя Адмета. Считалось, что и люди могут изменить судьбу, избежав опасности, если заранее узнают о ней.
II. Зевс подчиняющийся
Часть древнегреческих авторов считает, что Мойры – порождения хтонической Никты (ночи) или богини необходимости Ананки. В этом случае, влияние Зевса на них минимально и олимпиец играет, скорее, подчинённую роль. Об этом заявляла в своих пророчествах дельфийская пифия. Она указывала, что никто, в том числе и верховные боги, не в силах повлиять на неотвратимый ход судьбы.
Примером служит сын Зевса от финикийской царевны Европы – Сарпедон. Несмотря на усилия божественного отца, он погиб в Троянской войне от руки героя Патрокла. Громовержец знал о трагедии заранее, но не мог противиться неизбежному. В орфических гимнах сёстры-Мойры именуются «суровыми и непоколебимыми богинями судьбы», более могущественными, чем Зевс и остальные олимпийцы.
III. Брачные союзы Зевса
Мойры не только пряли нити судьбы, но и сплетали их между собой. Имена этих могущественных сестёр обязательно упоминались в свадебных обрядах. Ведь от того, насколько прочно сплетены нити двух жизней, зависела продолжительность брака. Также Мойры имели отношение к деторождению, наделяя младенца тем, что в индийской религии принято называть дхармой. Божественная триада устроила два свадебных союза Зевса: со второй супругой – Фемидой, а затем с Герой.
IV. Законы небесного Олимпа
Мойры, как исполнители высших и незыблемых законов природы, а также дочери Фемиды, поддерживали божественный правопорядок. Вместе с океанидой Стикс, они следили за соблюдением священных клятв олимпийцев. Помогали богиням мести Эриниям или заменяли их, преследуя убийц или тех, кто оскорбляет родителей.
V. Защита власти Зевса
Богини судьбы стояли на страже интересов царя Олимпа, своевременно предупреждая его об опасностях и участвуя в сражениях за «интересы трона». Они оказали решающее влияние на исход битвы с чудовищем Тифоном, когда увидели, что Зевс своими силами не может одолеть его.
Другие богини, управлявшие судьбой
В разные времена управление человеческими судьбами брали на себя и другие олимпийцы:
Атрибуты
Образы богинь в греческой мифологии
Символизируя тайные силы мироздания, Мойры редко изображались античными художниками. Нет единого мнения, как выглядели эти богини. Чаще всего их представляли молодыми девушками, закутанными в длинные одежды. В вазописи все богини-сёстры: Мойры, Оры, Хариты и Музы выглядели примерно одинаково. Однако древнегреческие поэты характеризовали богинь судьбы, как «строгих, суровых и непреклонных», что выражалось в чертах лица.
Платон в поэме «Государство» писал, что сёстры облачены в белые, сияющие одежды, а на голове у них венки. Сидя на высоких тронах, они поют в унисон с божественными сиренами под музыку небесных сфер. У некоторых авторов, например, у Овидия в «Метаморфозах», упоминались три старухи отталкивающего вида. Иногда сёстрам приписывали хромоту, которая мешает жизни двигаться слишком быстро. В эпоху Возрождения и позднее, в виде пожилой женщины изображали только Атропос.
Богинями чего были мойры
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Мойры, греч., лат. Парки — дочери Зевса и богини законного порядка Фемиды; богини судьбы.
Мойры, греч., лат. Парки — дочери Зевса и богини законного порядка Фемиды; богини судьбы.
Гомер, как правило, говорит об одной Мойре, лишь в двух местах речь у него идет о нескольких Мойрах. Гесиод говорит о трех Мойрах: Клото, Лахесис, Атропос. Они предназначали каждому человеку в отдельности его жизненную судьбу — сразу же при его рождении. При этом Клото начинала прясть нить человеческой жизни, Лахесис продолжала прясть и разматывать ее, Атропос перерезала нить. Согласно более поздним представлениям, Мойры пели за работой, аккомпанируя небесной «гармонии сфер».
Греческое слово «Мойра» означает не просто судьбу, а скорее долю, часть или удел, т. е. то, в чем человек должен участвовать в жизни, в чем заключается его удел от рождения. Все, что охватывается этим понятием, неизменно и независимо от свободной воли человека, и не только человека, но даже бога. Боги тоже подчиняются Мойрам.; несмотря на все их могущество, «и над ними властвует судьба», они всего лишь ее стражи и исполнители. Правда, иногда Зевс или какой-нибудь другой бог выступает в роли «властелина судьбы» — но только в том случае, если он ее знает и руководствуется ею, т. е. если он действует в соответствии с познанным всемирным законом. Но таким же образом может «властвовать своей судьбой» и обычный смертный.
Однако «Мойры» — не единственное обозначение судьбы у греков. Например, Гомер употребляет более десятка выражений для обозначения судьбы (ведь и мы говорим: доля, судьба, участь, удел и т. д.). Мойры у него обычно сопровождалась эпитетами «злая», «пагубная». Из остальных выражений наиболее любопытно слово «айса», в котором можно усматривать судьбу, подвластную воле человека. Это уже звучит оптимистичнее: перед Мойрами человек бессилен, но вопреки Айсе человек действует скорее своевольно, подчиняясь гордыне или страсти, и эти действия нельзя считать неизбежными. В этом смысле можно понимать некоторые стихи у Гомера, например в знаменитой сцене прощания Гектора с Андромахой, в которой Гектор говорит дословно: «Вопреки Айсе никто не пошлет меня к Аиду; но, думаю, Мойры не избежит ни один человек, ни великий, ни низкий, коль он родился на свет». Однако во многих переводах Гомера на современные языки (в том числе и на русский) различие между М. и Айсой стирается, и оба выражения переводятся одним и тем же словом «судьба».
Греки представляли себе Мойр в виде серьезных старух. Клото обычно изображали с веретеном в руке, Лахесис — с меркой или весами, Атропос — с книгой жизни, солнечными часами или ножницами, которыми она перерезала нить жизни. Античных изображений Мойр сохранилось мало. Самое выдающееся из них находилось на восточном фронтоне Парфенона (было создано Фидием или, по крайней мере, его учениками), но в прошлом веке было увезено в Англию и теперь находится в Британском музее (см. также «Парки»).
Известно выражение «нить жизни»: «…И покамест жизни нить/Старой Паркой там прядется…» — A.C. Пушкин, «Опытность»
(1814). Образ Мойр встречается в литературе: «[Гоголь] пал последнею жертвою той трагической мойры, которая тяготела… над русскими поэтами» — Ап. Григорьев, «0 комедии Островского».
Мойры
Мойры живут вместе в пещере у источника, из которого бьет белая вода. Они изначальные судьбы, Богини Судьбы. По-гречески мойра обозначала часть, участок или долю. Мойры определяли отведенную долю или судьбу. Они вечны и когда-то считались даже более могущественными, чем боги. Их зовут Клото, Лахесис и Атропос.
Происхожение мойр
Мойр обычно описывают как дочерей Никс. Альтернативная генеалогия описывает их как дочерей Фемиды и Зевса
Описание мойр
Три Судьбы традиционно проявляются в виде пожилых женщин. Одна несет книгу для записи указов, а другая зловеще носит ножницы. Они темпераментны и иногда немного ворчливы, но могут быть очень добрыми и щедрыми, если к ним относятся с почтением и уважением.
Как почитать мойр
Судьба постоянно проявляется на третью ночь после рождения ребенка. Где они появятся? Где бы ни был ребенок, вот и все. Если ребенок дома, то это их место назначения. Если ребенок в больнице, они тоже придут туда, хотя там может быть сложнее устроить стол для пожертвований, который они ожидают.
Запри собаку. Расчистите путь. Удалите все, о что можно споткнуться или помешать этим маленьким духам старушек. Бесполезно их раздражать. Сделайте так, чтобы они почувствовали себя желанными гостями. Оставьте для них открытым вход: окно или незапертую дверь. Теоретически они могут проникнуть даже через дверцу домашнего животного, хотя это может испортить им настроение.
Это все формальности, знаки уважения. Запирание дверей и окон не помешает им войти, если они полны решимости войти. Однако теплый прием создает у них настроение, чтобы они пожелали дать счастливую и благоприятную судьбу или, возможно, выступить посредником и ходатайствовать, если судьба предопределена ужасной. В отличие от древних, неясно, решают ли современные мойры судьбу или просто сообщают новости.
Предоставьте им три стула, табуретки или подушки, чем ниже к земле, тем лучше. Жгите ароматные травы в комнате, чтобы приветствовать их. Предложите им лепешки с солью и медом, чтобы они открыли судьбу. (Традиционно их могут видеть только ребенок, мать и, возможно, акушерка.) Дайте им побольше меда, чтобы их веления были сладкими. Дайте им блюдо с медом (желательно греческим медом, но подойдет любой), посыпав сверху белым миндалем. Утром заверните все в чистую белую ткань и с уважением выбросьте подальше от дома.
Мойры: древнегреческие Богини судьбы
Мо́йры — в древнегреческой мифологии были богинями судьбы.
Для древних греков было принято придавать форму божествам и богам, которые представляли и объясняли смысл жизни.
Мойры в некотором роде были чем-то большим, чем просто предсказательницами судьбы, они взяли под свой контроль весь человеческий цикл-от рождения до самой смерти. Фактически, они руководили жизнью людей различными способами.
Мо́йры
Согласно мифу, богини были дочерьми Зевса и богини правосудия, Фемиды.
Имена трех Мойр были Клото, Лахесис, Атропос, каждая из которых владела отдельным даром, который превратил их в уникальных существ.
Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба — мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения.
Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис — разматывала и пропускала её сквозь жизненные невзгоды, а Атропос — перерезала нить человеческой жизни (обрывала жизнь).
Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В Риме мойры назывались парками.
Они вращаются (Clotho), вытягивают (Lachesis) и режут (Atropos) нить Жизни.
В отличие от хорай, их братьев и сестер, изображались как уродливые и пожилые женщины,которые заставляли людей бояться их собственной судьбы.