Богемская рапсодия оскары за что
91-й «Оскар» откликнулся на «Богемскую рапсодию»
Но главная премия американской киноакадемии досталась «Зеленой книге»
Кадр из фильма «Зеленая книга»
Несмотря на все скандалы, связанные с режиссером байопика о Фредди Меркьюри и группе Queen Брайаном Сингером (которого в настоящий момент обвиняют в целой серии сексуальных домогательств), картина «Богемская рапсодия», над которой он работал, завоевала на 91-й церемонии награждения премии «Оскар» 4 статуэтки. Проиграв только в одной номинации – за лучший фильм. Эта награда ожидаемо досталась «Зеленой книге» Питера Фаррелли.
|
Съемочная группа «Зеленой книги» получает заветные статуэтки. Слева – исполнитель одной из главных ролей Вигго Мортенсен. Фото Reuters |
Не осталась без призов и «Рома» Альфонсо Куарона – фильм, победивший в Венеции, купленный Netflix и заявленный в 10 номинациях, получил три статуэтки. Все три забрал сам Куарон – за операторскую (первый режиссер, победивший в этой категории) и режиссерскую работу, а также за лучший фильм на иностранном языке. Столько же наград досталось и «Черной пантере», первому фильму о чернокожих супергероях, ставшему событием не только для киновселенной Marvel, но и для всего прогрессивного человечества в целом и отчаянно сражающегося за равенство американского общества в частности. Картина Райана Куглера, заявленная в 7 номинациях, завоевала «Оскары» за лучший саундтрек, лучшую работу художников-постановщиков и лучший дизайн костюмов.
Еще один, наряду с «Ромой», фаворит по количеству номинаций – «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса – завоевал лишь одну из десяти потенциальных статуэток. Приз достался исполнительнице главной роли Оливии Колман, сыгравшей немощную английскую королеву, втянутую в жестокие придворные игры двух приближенных к ней дам. В идеальном мире именно этот фильм – по-хорошему вычурный, одновременно изящный и жесткий, вывернутый наизнанку, но внятный сатирический феминистский манифест – по праву заслужил бы гораздо большее количество наград, в том числе за режиссуру и за лучший фильм года. А уж про то, что формально обозначенные второстепенными роли Рейчел Вайс и Эммы Стоун не уступают персонажу Оливии Колман ни по количеству экранного времени, ни по качеству исполнения, и говорить не стоит.
Лучшим документальным фильмом назвали «Свободный подъем в одиночку», лучшей документальной короткометражкой – фильм «Точка. Конец предложения», лучшим игровым доком – «Кожу». В анимационных категориях ожидаемо выиграли «Бао» студии Pixar (короткий метр) и «Человек-паук: Через вселенные».
«Богемская рапсодия» на «Оскаре»! Интервью с продюсером фильма о Queen и Рами Малеке
На этой неделе суперуспешная у зрителей и киноакадемиков «Богемская рапсодия» получила пять номинаций на «Оскар» и вышла на домашних носителях. «Афиша Daily» публикует разговор с голливудским продюсером Грэмом Кингом, который в случае чего получит «Оскар», потому что в номинации «Лучший фильм» награждают именно продюсеров.
Постоянный продюсер фильмов Мартина Скорсезе, в том числе получил премию «Оскар» за фильм «Отступники». Продюсировал фильмы «Али», «Кровавый алмаз», «Операция «Арго».
— Нет, но мой брат ходил туда. Я ему еще весь фильм не показывал, но он был на съемочной площадке в то время, когда мы снимали сцены с выступлением Queen на том концерте. Он не верил своим глазам, настолько все получилось аутентично. Мы как раз записывали композицию «Radio Ga Ga», и он просто рот раскрыл от удивления. И это самое интересное: ведь все помнят эту песню и реакцию толпы, но в Англии мы к такому привыкли. Поэтому для нас ничего нового в этом не было, а вот для людей по всему миру это было неожиданностью. В Великобритании зрители подпевают вместе, как болельщики во время матча, но на спортивных мероприятиях в Америке вы такого не увидите. Поэтому международная зрительская аудитория просто в восторге. И, конечно, выступление Queen было самым ярким и запоминающимся.
— Расскажите о проекте «Богемская рапсодия». Как все начиналось?
— Я был в Лондоне на съемках фильма «Хранитель времени», и мне позвонил [сценарист] Питер Морган. Он спросил, нравится ли мне группа Queen и Фредди Меркьюри. Я ответил «да», и это было правдой. Мне действительно нравилась их музыка, у меня были все альбомы. Я был и остаюсь фанатом Queen. Он сказал, что работает над сценарием и ему нужны заинтересованные люди, а я, по его мнению, как раз такой человек. Он решил, что мы отлично поладим с Брайаном [Мэем], Роджером [Тейлором] и Джимом Бичем, менеджером Queen. Питер сказал: «Если тебе интересно, позвони этому парню, Майами Бич». Я переспросил: «Майами Бич?» А он пояснил, что на самом деле его зовут Джим Бич, но Фредди назвал его Майами, и прозвище приклеилось. На следующий день я позвонил Джиму, и мы болтали три часа по телефону, а потом все вместе собрались в баре.
Конечно, я серьезно подготовился к этой встрече, и мы сразу нашли общий язык. Я сказал, что с радостью возьмусь за этот проект, но мне понадобится помощь. Дело не в том, что я не мог справиться с проектом, но я уже снимал историю Говарда Хьюза («Авиатор»), Мухаммеда Али («Али»), Тони Мендеса («Операция «Арго») и понимал, что мы должны быть как одна семья, то есть между нами должно быть абсолютное доверие. Я сказал: «Для меня это огромная ответственность — рассказывать о людях, которые еще живы, этот фильм покажут в шести тысячах кинотеатров по всему миру, о нем будут говорить». Да, Фредди, к сожалению, уже нет с нами, но все остальные участники группы живы. Поэтому я пообещал приложить все силы при условии, что мы будем работать, как одна команда.
— Создание этого фильма подразумевало такую большую ответственность?
— Да, чувствуется солидная ноша на плечах, когда создаешь и воплощаешь на экране жизнь человека, с которым ты только что разговаривал. Это очень непросто. Короче, мы встретились, отлично поладили, и я сказал, что хочу подумать над сюжетом и структурой проекта. Они сказали, что фильм должен быть о Фредди Меркьюри, не об остальных членах группы.
— А что для вас было главным в фильме?
— То, как Фредди Меркьюри, молодой певец-эмигрант, который когда-то был простым рабочим в аэропорту Хитроу, стал Фредди, солистом группы Queen, величайшим исполнителем всех времен, который выступал перед сотнями тысяч зрителей в Бразилии и участвовал в концерте «Live Aid» на стадионе «Уэмбли». Его необычный жизненный путь.
— Насколько важным был выбор нужного актера на роль Фредди Меркьюри?
— Это был главный вопрос: кто будет играть Фредди? Однажды, когда я был в Англии на съемках фильма «Союзники», мне позвонил продюсер Дэнис ОʼСалливан и сказал, что мне стоит познакомиться с Рами Малеком. Он считал, что это отличный кандидат на роль Фредди. Я полетел в Лос-Анджелес, и Рами пришел в наш офис. Мы беседовали три или четыре часа, и он от восторга прыгал до потолка (смеется).
— А что убедило вас, что именно он должен играть Фредди?
— Прежде всего, он уже имел неплохой опыт работы в кино. Даже после нескольких часов общения можно было понять, что в нем что-то есть. Было видно, что внешне он может сыграть Фредди, и у него есть очевидные способности. Мы с Дэнисом его пристально рассматривали, и я думаю, он чувствовал себя немного не в своей тарелке (смеется). Мы были слегка ошарашены его манерностью, но он вовсе не пытался копировать Фредди Меркьюри, он оставался Рами Малеком, при этом он будто был рожден для этой роли. В нем определенно что-то было. Очевидно, что он хорошо ознакомился с жизнью Фредди: в нем были и страсть, и энергия, и в этом главное — он привнес все это в фильм. Мы никогда не искали двойника. Мы не раз говорили об этом с Брайаном и Роджером: мы снимаем не документальный, а художественный фильм.
— Важное место в фильме занимают воссоздание музыки Queen и живые выступления группы. Вы хотели, чтобы актеры, играющие членов группы, тоже умели играть на музыкальных инструментах?
— Да, мы хотели, чтобы они владели музыкальными инструментами, но это вовсе не было решающим фактором. И мы создали условия, чтобы они много занимались. Гвилим Ли много времени проводил с Брайаном, а Бен Харди — с Роджером Тейлором. Для меня самым главным было видеть хорошую актерскую игру, добиться истинного взаимопонимания между четырьмя членами группы, а потом можно было решить остальные вопросы.
— Потому что вы хотели видеть на экране настоящую команду?
— Да, они как семья. И мы хотели видеть это. Мы следили, чтобы они постоянно были вместе, но их не нужно было заставлять, они сами этого хотели. С этими четырьмя парнями не было никаких проблем: они просто отличные актеры. И нас объединяла общая страсть: мы все хотели сделать этот фильм. Я помню, как сказал им: «Сейчас у нас есть уникальная возможность, и мы должны в лепешку разбиться, но сделать все возможное, чтобы фильм получился».
‘Богемская рапсодия’ – рекордсмен Оскара-2019!
‘Богемская рапсодия’ взяла 4 Оскара
‘Богемская рапсодия’ стала рекордсменом премии Оскар-2019. В этом году байопик легендарных Фредди Меркьюри и Queen номинировался на 5 премий и взял 4 из них.
Одна из главных премий церемонии – Лучший актёр – была вручена Рами Малеку, который потрясающе исполнил роль Меркьюри. Кроме этого, фильм получил награды за Лучший монтаж, Лучший монтаж звука и Лучшее сведение звука.
Единственной номинацией, в которой ‘Богемской рапсодии’ не досталась статуэтка, стал Лучший фильм. Эту награду получила ‘Зелёная книга’.
Всего картина получила номинировалась на 5 Оскаров и получила 3 из них, включая также премии Лучший актёр второго плана (Махершала Али) и Лучший оригинальный сценарий.
Фильм Брэдли Купера ‘Звезда родилась’ лидировал по количеству номинаций, получив сразу 8.
На церемонии фильм получил одну награду, зато самую заслуженную! Лучшей песней стала ‘Shallow’, исполненная дуэтом Lady Gaga и Брэдли Купера. Отличная песня и невероятное выступление!
Награду за Лучший саундтрек получил шведский композитор Людвиг Йоранссон за музыку к ‘Чёрной пантере’.
Кстати, всего у фильма 7 номинаций и 3 награды: Лучший саундтрек, Лучший дизайн костюмов и Лучший художник-постановщик.
Основные победители и номинанты Оскар-2019
Лучший фильм
Зеленая книга
Рома
Звезда родилась
Фаворитка
Черный клановец
Богемская рапсодия
Черная Пантера
Власть
Лучший актер
Рами Малек — «Богемская рапсодия»
Кристиан Бэйл — «Власть»
Вигго Мортенсен — «Зеленая книга»
Брэдли Купер — «Звезда родилась»
Уиллем Дефо — «Ван Гог. На пороге вечности»
Лучшая актриса
Оливия Колман — «Фаворитка»
Гленн Клоуз — «Жена»
Леди Гага — «Звезда родилась»
Мелисса МакКарти — «Сможете ли вы меня простить?»
Ялица Апарисио — «Рома»
Лучший режиссер
Альфонсо Куарон — «Рома»
Адам МакКей — «Власть»
Спайк Ли — «Черный клановец»
Павел Павликовский — «Холодная война»
Йоргос Лантимос — «Фаворитка»
Лучший актер второго плана
Махершала Али – «Зеленая книга»
Ричард Э. Грант – «Сможете ли вы меня простить?»
Сэм Эллиотт – «Звезда родилась»
Адам Драйвер – «Черный клановец»
Сэм Рокуэлл – «Власть»
Лучшая актриса второго плана
Реджина Кинг — «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
Эмма Стоун — «Фаворитка»
Рэйчел Вайс — «Фаворитка»
Эми Адамс — «Власть»
Марина Де Тавира — «Рома»
Лучший адаптированный сценарий
«Черный клановец»
«Баллада Бастера Скраггса»
«Если Бил-стрит могла бы заговорить»
«Звезда родилась»
«Сможете ли вы меня простить?»
Лучший оригинальный сценарий
«Зеленая книга»
«Фаворитка»
«Рома»
«Власть»
«Дневник пастыря»
Лучший фильм на иностранном языке
«Рома» (Мексика), режиссер Альфонсо Куарон
«Холодная война» (Польша), режиссер Павел Павликовский
«Магазинные воришки» (Япония), режиссер Хирокадзу Корээда
«Капернаум» (Ливан), режиссер Надин Лабаки
«Работа без авторства» (Германия), режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Лучший анимационный фильм
«Человек-паук: Через вселенные»
«Суперсемейка 2»
«Ральф против интернета»
«Остров собак»
«Мирай из будущего»
Лучший документальный фильм
Свободный подъём в одиночку
RBG
Minding the Gap
Об отцах и сыновьях
Округ Хейл утром и вечером
Лучший оператор
Рома
Фаворитка
Звезда родилась
Работа без авторства
Холодная война
Лучший саундтрек
Черная Пантера
Если Бил-стрит могла бы заговорить
Мэри Поппинс возвращается
Остров собак
Черный клановец
Лучшая песня
«Shallow» — «Звезда родилась»
«All the Stars» — «Черная Пантера»
«I’ll Fight» — «RBG»
«The Place Where Lost Things Go» — «Мэри Поппинс возвращается»
«When A Cowboy Trades His Spurs for Wings» — «Баллада Бастера Скраггса»
Портрет со сходством или без: как устроена «Богемская рапсодия»
На YouTube под выступлением Queen на фестивале Live Aid — которым «Богемская рапсодия» начинается и заканчивается, — почти 30 тысяч комментариев; свежие появляются каждый час. Их основной рефрен — тоска по покойному артисту и восхищение правдоподобием только что вышедшей в прокат картины: вы посмотрите — тот же рояль с пивом и колой в пластиковых стаканах; те же песни; совпадающие движения артистов и музыкантов. А еще зрители не снимают происходящее на телефоны, и это сообщает архивному ролику дидактический смысл: умели же тогда ходить на концерты — не то что сейчас.
Так в глазах миллионов Queen оказывается воплощением настоящего, что бы под этим словом ни понимали, рока: удивительный парадокс, учитывая, что эта группа всегда противилась четким жанровым определениям, о чем в фильме напоминают с навязчивой, может быть, регулярностью. Это можно было бы списать на причуды человеческого восприятия, если бы из одного (очень спорного) тезиса не следовали сразу несколько столь же сомнительных утверждений — толком в «Богемской рапсодии» не прокомментированных.
Что бы там ни говорили дожившие до наших дней участники прославленного ВИА, это кино в первую очередь про Фредди Меркьюри — человека разных страстей и многих талантов; история его жизни, карьеры, привязанностей — и вынесенной в титры смерти. О том, как парс с диковинным прикусом стал суперзвездой в темных очках, написана библиотека, но «Рапсодия», похоже, не в силах подобрать к герою своего ключа, последовательно пробуя национальный, сексуальный и даже клинический подход. В этом длинном, на два часа с усами, фильме вообще много чего происходит (и так же много говорят и поют), но большие темы тут, скорее, салят, именно что «затрагивают», как будто боясь взять Меркьюри слишком крупным планом. Вот он и остается — в отсутствие внятной интерпретации — еще одним взбалмошным гением, который, подсобравшись, может выдать грандиозное шоу или, напротив, потерять над собой контроль и обхамить, унизить, вдрызг разругаться с самыми дорогими людьми.
Тиран и жертва, деспот и фрик, Меркьюри был плоть от плоти XX века со свойственной ему величественной, дававшей порой исключительные культурные образцы шизофренией. Создателей «Рапсодии» стоило бы уличить в срезании углов, нежелании задаться вопросом: почему в тот день на «Уэмбли» собралось столько народу, включая принцессу Диану с мужем? Отчего люди так любят надрыв, чтобы через не могу и пот градом, — и тогда, и теперь. Не только ведь в риффах все дело и не в скандальной репутации Меркьюри.
Очевидно, он олицетворял идею художника 24/7 — идола, который может быть вульгарен и несносен, но никогда не выйдет из образа: ни на концерте, ни на пресс-конференции — ни даже в коридоре больницы. По этой вечной включенности, по неразличению между лицом и маской и скучают люди, которые подпевают в зале Another One Bites The Dust и другим хитам. Они же — и в этом тоже есть что-то из прошлого столетия — принципиально игнорируют «чужесть» Меркьюри (российские зрители и правда шушукаются на гей-сценах), его желание одновременно быть у микрофона и где-то с краю, в окружении кошек и с бокалом в руке. Его, в конце концов, отказ от любых имманентных свойств, вроде происхождения и имени; равнодушие к родительским ожиданиям.
Здесь хочется пофантазировать о том, какой должна быть действительно выдающаяся картина про Queen и ее лидера, — та, в которой, возможно, планировал играть Саша Барон Коэн перед холодными, как всегда, глазами Дэвида Финчера (у продюсеров были и такие планы). Никакой, понятное дело, линейной структуры: скорее, тщательно отобранные эпизоды из жизни группы — в том числе после смерти вокалиста. Сдержанный, а не как здесь, монтаж, из-за которого кажется, что снимали сериал — а потом сократили до удобоваримых 135 минут.
Безусловно, нужно будет взять на главную роль другого актера: Рами Малек прекрасно изображает затравленность и растерянность, но в других ситуациях начинает паниковать и выкатывает вставную челюсть. Отстранить от контроля за картиной Брайана Мэя и Роджера Тейлора — чтобы опять не получилось сусально. Нанять более обязательного режиссера, чем Брайан Сингер (он прогуливал съемки и был уволен), — и, что уж там, более талантливого. Сократить саундтрек вдвое. Поменьше показывать котов.
Фредди Меркьюри не нужна агиография. Человек, который поставил на искренность и честность, исповедовал религию неудачников и маргиналов, — он заслужил не глянцевую обложку, а реалистичный портрет в рост. Пусть даже это не понравится фанатам, завывающим на перекрестках всего мира I Want to Break Free и Love of My Life.
Главный претендент на «Оскар»: 7 интересных фактов о создании «Богемская рапсодия»
«Богемская рапсодия» рассказывает о творческом пути легендарной группы Queen, начиная с присоединения к группе фронтмена Фредди Меркьюри до концерта Live Aid в 1985 году. В ходе создания фильма возникали некоторые проблемы, которые повлияли на то, как выглядела кинокартина в итоговом варианте.
Идея создать фильм про Queen появилась еще в 2010 году, однако зрители смогли увидеть любимых музыкантов на экране только восемь лет спустя. За это время проект покинул Саша Барон Коэн, которого, по слухам, не устроила подача картины: он хотел сделать серьезное кино для взрослой аудитории, а продюсеры настаивали на семейное кино. В 2013 году отказался занять режиссерское кресло Декстер Флетчер. Уже во время съемок был уволен режиссер картины Брайан Сингер, который проделал колоссальную работу над фильмом. Его место занял Флетчер, однако в титрах именно Сингер значится режиссером. Несмотря на все эти неприятности, фильм собрал 850 миллионов долларов в мировом прокате.
The Hollywood Reporter вспомнил обо всех особенностях производства одного из самых успешных фильмов 2018 года и главного претендента на «Оскар».
Рами Малек готовился к фильму около года
Исполнитель главной роли Рами Малек начал подготовку еще до того момента, как получил работу. Все началось с шестичасовой встречи Малека с продюсерами кинокартины, после которой он записал короткое видео, повторяющее одно из интервью Меркьюри. Как только актера утвердили на главную роль, он начал готовиться по полной программе. Помимо занятий игры на фортепиано и вокала, Малек занимался с хореографом, а позже и с тренером по движению Полли Беннет, чьей задачей было научить Малека ходить, говорить, жестикулировать, как Фредди Меркьюри. К началу съемок ко всему этому прибавились еще репетиции выступлений в полном гриме и костюмах. При этом актер также снимался в третьем сезоне сериала «Мистер Робот», что, по его собственным словам, было непростой задачей.
Жена Брайана Мэя расплакалась, когда увидела Малека в роли Меркьюри
Как отмечает Джен Сьюэлл, ответственная за грим и макияж на съемочной площадке «Богемской рапсодии», черты лица Рами Малека напоминают черты лица Фредди Меркьюри. Однако, гримеру все же пришлось «доводить» лицо актера до абсолютной идентичности. Так, актеру при помощи грима изменяли форму носа, затеняли щеки, и, конечно же, подобрали зубные протезы. Все эти изменения привели к тому, что Малек стал максимально похож на Меркьюри, а жена Брайна Мэя, Анита, расплакалась, когда увидела актера на съемочной площадке.
Войти в роль Малеку помогал тренер по движению
Вскоре после начала работы над фильмом Малек понял, что занятия с хореографом не дают того эффекта, которого бы он хотел добиться. Актер хотел научиться двигаться, как Фредди Меркьюри. В этом ему помогла Полли Беннет – тренер по движению. Она досконально изучила то, как певец передвигался по сцене, ходил, держал микрофон, как вел себя во время интервью – все для того, чтобы научить Малека делать так же.
Режиссер Брайан Сингер был уволен до завершения производства
Режиссера картины Брайна Сингера уволили всего за неделю до конца съемок. Причиной этому послужило непрофессиональное поведение: режиссер опаздывал к началу съемок или не появлялся вообще, что вынуждало оператора Ньютона Томаса Сигела занимать режиссерское кресло. Позже Сингер и вовсе не вернулся после перерыва на День Благодарения.
Напрягало руководство кинокомпании и поведение Сингера. Из-за его непрофессионализма актер Том Холландер, исполнивший роль менеджера группы Джима Бича, отказался от работы, но продюсерам удалось уговорить его остаться. Было место и для скандалов: так, разногласия режиссера и главного актера практически привели к рукоприкладству.
Актеры не переживали из-за ухода Сингера
Уход режиссера может показаться трагедией для фильма, но «Богемскую рапсодию» это не коснулось. Как рассказал актер Гвилим Ли, исполнивший роль гитариста Брайана Мэя, на площадке царила атмосфера поддержки и заботы. Все актеры были уверены, что работа над фильмом будет доведена до конца.
Видеозаписи и любительская съемка помогли воссоздать концерт Live Aid
Для того чтобы отснять финальную сцену фильма – концерт Live Aid – был проведена колоссальная работа. Тщательное изучались не только записи с самого концерта, но и более поздние выступления Queen уже без Меркьюри, например, в коллаборации с Адамом Ламбертом. Официальной трансляции этих концертов не было, поэтому очень помогла любительская съемка.
Костюм Меркьюри с выступления Live Aid было восстановить тяжелее всего
У Quenn за всю историю существования было очень много ярких, даже вызывающих костюмов, но именно обычные джинсы и майка вызвали у специалиста по костюмам Джулиан Дэй наибольшее количество проблем. Ей пришлось обратиться к Wrangler, Adidas и еще нескольким известным брендам для того, чтобы воссоздать аналогичные джинсы, кроссовки, ремень и шипованную повязку.
А вот для того, чтобы получить такую же майку, Дэй пришлось сшить около 30 вариантов. В ходе работы команда проводила скринтесты, что помогло определить, какая из маек сидит на актере нужным образом.