Бог и дьявол картина что где когда
Суперзагадка! Даже знатоки Что?Где?Когда? не смогли ответить на этот вопрос
В одном из выпусков передачи «Что? Где? Когда?» прозвучал весьма странный вопрос, касающийся картины «Старый рыбак»…
Знатоки не смогли правильно ответить, а вопрос заключался вот в чем: «Как искусствоведы доказывают, что на этой картине изображены Бог и Дьявол»?
Мы представляем вашему вниманию мистицизм от венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари, автора «Старого рыбака».
Говорят, Чонтвари страдал от шизофрении. Он умер в 1919 году в нищете. Его картины не продавались при его жизни, а выставки в Париже не пользовались популярностью. Художник так и не получил признания среди живописцев. Что же такого необычного в его «Старом рыбаке»?
Однажды один из сотрудников музея г. Печа, рассматривая картину, понял, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения. Это было настоящее открытие!
Отсюда искусствоведы сделали вывод, что художник думал над идеей дуалистического характера человеческой природы. Всю жизнь в человеке борются два начала: мужское и женское, добро и зло. Это и есть наше бытие. Без одного не «состоится» другое.
«Старый рыбак» с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее. И наша задача — уравновесить их.
Суперзагадка! Даже знатоки Что?Где?Когда? не смогли ответить на этот вопрос
В одном из выпусков передачи «Что? Где? Когда?» прозвучал весьма странный вопрос, касающийся картины «Старый рыбак»…
Знатоки не смогли правильно ответить, а вопрос заключался вот в чем: «Как искусствоведы доказывают, что на этой картине изображены Бог и Дьявол»?
Мы представляем вашему вниманию мистицизм от венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари, автора «Старого рыбака».
Говорят, Чонтвари страдал от шизофрении. Он умер в 1919 году в нищете. Его картины не продавались при его жизни, а выставки в Париже не пользовались популярностью. Художник так и не получил признания среди живописцев. Что же такого необычного в его «Старом рыбаке»?
Однажды один из сотрудников музея г. Печа, рассматривая картину, понял, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения. Это было настоящее открытие!
Отсюда искусствоведы сделали вывод, что художник думал над идеей дуалистического характера человеческой природы. Всю жизнь в человеке борются два начала: мужское и женское, добро и зло. Это и есть наше бытие. Без одного не «состоится» другое.
«Старый рыбак» с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее. И наша задача — уравновесить их.
Картина «Старый рыбак»
До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.
Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения! Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.
Непризнанный художник
Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Отец его был врачом и аптекарем, интересовался наукой, был убежденным противником алкоголя и табака, причем яро выступал за их запрет. Начальное образование Тивадар получил здесь же, но после пожара в 1866 г. переехал к родственникам матери в Ужгород. Окончив среднюю школу, работал помощником трейдера в Прешове.
От своего отца, Ласло, молодой Тивадар Чонтвари унаследовал интерес к фармакологии. В результате, он получил фармацевтическое образование в университете Будапешта, а позже изучал право и работал клерком у заместителя столичного мера. Во время учебы пользовался уважением других студентов, избирался главой студенческой организации, участвовал в забастовках 1879 г.
Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.
С этого времени Тивадар Костка начал путешествовать, с целью ознакомиться с творчеством великих художников. Он ездил в Ватикан и Париж. Потом вернулся в Венгрию, открыл собственную аптеку и полностью отдался работе, чтобы обрести финансовую независимость и заниматься тем, для чего был, по его мнению, рожден. Первую картину Тивадар нарисовал в 1893 г. Годом позже он отправился в Германию (Мюнхен, Карлсруэ, Дюссельдорф) и Францию (Париж), чтобы учиться рисованию. Однако новоиспеченному художнику это быстро надоело, и в 1895 г. он отправился в путешествие по Италии, Греции, на Ближнему Востоку и Африку, чтобы рисовать местные пейзажи. Со временем он начал подписывать свои картины не фамилией Костка, а псевдонимом Чонтвари.
Живописью Тивадар Чонтвари занимался до 1909 г. В это время начала прогрессировать его болезнь (предполагаемо, шизофрения, которая сопровождалась манией величия), а редкие картины стали отражением сюрреалистических видений. Написал художник также несколько аллегорических по смыслу философских трактатов. За жизнь ни одну из своих картин Тивадар так и не продал – выставки в Париже особой популярностью не пользовались, а на родине их почти не было. Умер живописец в 1919 г., та к и не получив признания своего таланта.
Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»
Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.
После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.
10 неразгаданных тайн о Сатане
1. Он ли был в образе Змея в Эдеме?
Змея, искушающего Еву вкусить запретный плод, часто считают Сатаной, однако в Библии ни о чём подобном не упоминается. Это всего лишь предположение людей, которое, по всей видимости, возникло под влиянием того факта, что Змей и Сатана играют одну и ту же роль.
На самом деле оригинальный рассказ в «Книге Бытия» скорее исключает данную идею, называя Змея «умнейшим из всех полевых зверей». Исследователи Библии утверждают, что в то время, когда была написана «Книга Бытия», идея Сатаны ещё не была разработана. Но, если Змей – не Сатана, то кто же он? Просто говорящая змея? Если да, то выходит, что это единственное разумное животное в Библии.
В любом случае, в «Книге Бытия» конкретно говорится о том, что Змей в наказание был приговорён к ползанию на животе. По этой причине, если считать что Люцифер – это именно тот, кто искушал Еву, то он должен всегда ползать на своём животе.
2. Кто поручил Давиду провести перепись населения?
В 24-й главе «Второй Книги Царств» Бог гневается на Израиль и подстрекает царя Давида провести перепись. Давид понимает, что перепись является греховной, и тогда Бог насылает на Землю чуму. Однако далее, в 21-й главе «Первой книги Паралипоменона», говорится, что это Сатана подговорил царя Давида сделать перепись. Кажется, эти два библейских отрывка противоречат друг другу. Так кто же – Бог или Сатана – подстрекал Давида к проведению греховной переписи?
В качестве одного из объяснений приводится аргумент в пользу того, что Сатана мог действовать только с разрешения Бога. По этой причине, когда Сатана предложил провести перепись, он сделал это в соответствии с волей Божьей. Другие исследователи используют данное расхождение в качестве доказательства того, что евреи во время их изгнания в Вавилон находились под влиянием зороастризма. Зороастрийцы верили в противопоставление сил добра и зла; авторы хроники могли впитать эту веру и переназначить ответственность за перепись на Сатану.
3. Есть ли у него имя?
«Сатана» – это еврейское слово, означающее «противник» или «обвинитель». В Ветхом Завете это слово никогда не используется в качестве имени и часто применяется по отношению к людям. Например, король Резон из Сирии называется сатаной («противником») Соломона. Существует также ангельское существо, известное как «сатана», которое выступает в качестве своего рода прокурора. Например, Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы проверить, останется ли тот верным ему даже после того, как потеряет всё.
Слово «дьявол» также означает «обвинитель»; оно пришло из греческого языка. Было бы правильным считать, что эти слова являются равнозначными, однако в какой-то момент мы стали относиться к слову «Сатана» как к имени безо всяких на то оснований.
Так есть ли у дьявола имя? «Люцифер» («утренняя звезда») не подходит, так как это слово упоминается в Библии только один раз – при описании царя Вавилонского. Имена «Велиар» и «Вельзевул» также не относятся к нему. Если у дьявола и есть имя, то мы не имеем о нём ни малейшего представления.
4. Почему мы думаем, что он правит Адом?
Конечно, все знают, что Сатана правит Адом, где он получает наслаждение, подвергая пыткам злые души. Но мало кому известно, что об этом не сказано ни в одном из авраамических религиозных текстов. В Библии не содержится ни единого фрагмента, привязывающего Сатану к Аду, за исключением упоминания о том, что он там окажется после вынесения окончательного приговора.
Так откуда же появилась мысль о том, что Сатана правит Адом? Это загадка. Самая популярная теория заключается в том, что образ Сатаны был скопирован с греко-римских богов подземного мира, таких как Аид и Плутон. Другая теория ссылается на зороастризм, в котором злой дух Ангра Майнью мучает грешников в загробном мире. Как появился этот миф, пока не ясно, однако он остаётся чрезвычайно популярным.
5. Является ли Сатана, упоминаемый в Ветхом и Новом Заветах, одним и тем же лицом?
В Ветхом Завете дважды упоминается об ангеле, называемом «сатаной». В первый раз он появляется, когда Бог говорит о том, что Иов является его самым верным последователем. Сатана возмущается и говорит, что Иова непременно проклянёт Бога, когда его прекрасная жизнь пойдёт наперекосяк. Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы доказать, что тот останется верен Ему. Второе появление сатаны описано в «Книге пророка Захарии», где первосвященник Иисус предстаёт перед небесным судом. Сатана обвиняет Иисуса, но Ангел Господень защищает его.
В обоих случаях сатана, кажется, служит Богу в качестве своего рода небесного прокурора. Тем не менее, в Новом Завете сатана уже принимает обличие «принца демонов» и становится однозначным злом. Так почему же в Ветхом и Новом Заветах он предстаёт в разных ролях? Быть может, потому, что «сатана» – это просто название любой противостоящей сущности?
6. Есть ли у него власть на Земле?
Большинство произведений поп-культуры наделяют дьявола невероятным могуществом, но действительно ли у библейского сатаны есть на Земле власть? Ответ неоднозначен. В Ветхом Завете сатана способен мгновенно испортить жизнь Иову – но только после того, как Бог даёт ему разрешение. В Новом Завете сатана подбивает Иисуса использовать свои собственные силы. Например, когда Иисус голоден, сатана говорит ему, чтобы он превратил камни в хлеб, но не делает этого сам.
С другой стороны, в 5-й главе «Евангелия от Марка» и 8-й главе «Евангелия от Луки» описывается, как Иисус изгоняет демонов, которые вселились в людей. И это говорит о том, что демоны или сатана действительно способны как-то управлять людьми. Сатана также предлагает подарить Иисусу «все царства мира» – но до конца не ясно, действительно ли он способен это сделать. Тем не менее, официальная позиция крупнейших христианских групп заключается в том, что сатана не имеет реальной земной власти, и он способен лишь на то, чтобы искушать.
В современном мире мы привыкли к тому, что у нас есть «классический» образ дьявола, который включает в себя вилы и козлиные рога с копытами. В мультяшных версиях он носит преимущественно красные одежды и даже может иметь кожу такого же цвета. Ни одна из этих деталей не встречается в Библии, хотя они были распространены ещё в период позднего Средневековья. Так откуда же всё это взялось? Ответим честно: так же, как и о многом остальном в нашем списке, мы не имеем об этом ни малейшего представления.
Козлиные признаки могли быть позаимствованы у греческого бога Пана, дикого и пугающего божества, который вселял в людей внезапный страх в пустынных местах (отсюда – «паника»). Вилы напоминают трезубец Посейдона. Цвет может происходить от Великого красного дракона, описанного в «Книге Откровений». Но все эти теории не более чем догадки. Правда заключается в том, что на самом деле этого никто не знает.
8. Что такое сатана в исламе?
В исламе Аль-Шайтан («сатана») более известен как Иблис. Согласно Корану, Аллах делает Адама из глины и приказывает ангелам поклониться своему созданию. Но Иблис отказывается склониться, говоря: «Я лучше, чем он; Ты создал меня из огня, а его из грязи». Аллах гневается, но соглашается отложить наказание, давая Иблису возможность доказать свою правоту тем, что тот сможет склонить людей к греху.
Учёные расходятся во мнениях по поводу того, кем на самом деле следует считать Иблиса. В исламе есть три категории существ: ангелы, люди и духи (известные как джинны), которые были сделаны из огня и наделены свободой воли. С одной стороны, в Коране говорится, что Аллах велел ангелам, в том числе и Иблису, поклониться человеку. Это значит, что Иблис тоже был ангелом. С другой стороны, Иблис показывает свободную волю и говорит, что Аллах сделал его из огня. Это наводит на мысль, что он был джинном. Данная тема остаётся предметом горячих споров.
9. Был ли исламский Сатана прав?
В исламе суфийского толка есть интересное поверье, гласящее о том, что Иблис был прав, ослушавшись Аллаха и отказавшись подчиняться Адаму. С точки зрения поверья, для ангелов было бы неправильным пасть ниц перед кем-либо ещё, кроме Аллаха. Хотя Иблис и ослушался, он сделал это только из-за своего подлинного подчинения Богу.
Живший в XI веке суфий Ахмад Газали сказал про Иблиса следующее: «Небеса запрещают поклоняться кому-либо ещё, кроме Единого […]. Этот приказ был проверкой». Айн-аль-Козат Хамадани писал, что когда Аллах стал угрожать наказанием за непослушание, Иблис воскликнул: «Господь, я не прошу у тебя прощения. Моя преданность не нуждается в нём».
Тем не менее, идея о том, что аль-Шайтан является наиболее преданным слугой Бога, никогда не пользовалась популярностью, даже среди суфиев.
10. Что его связывает с Антихристом?
В Новом Завете существует целый ряд пророчеств о приходе лжемессии, часто называемым Антихристом. В обоих «Посланиях к Фессалоникийцам» и «Книге Откровений» указывается на связь этой личности с Сатаной, но даётся понять, что это не одно и то же лицо. Так какова же связь между Сатаной и Антихристом?
В средневековый период пришли к выводу, что Антихрист будет противоположностью Христу во всех отношениях. Подобно тому, как Христос был сыном Бога, рождённым девственницей, Антихрист будет сыном Сатаны, рождённым шлюхой. Эти представления были основаны на чрезмерно буквальном толковании самого слова «антихрист», но идея стала популярной благодаря таким фильмам, как «Омен».
Тем не менее, идея об Антихристе как о сыне Сатаны отвергается большей частью христианства. На самом деле не ясно, что связывает эти две фигуры. Однако во «Втором Послании к Фессалоникийцам» действительно говорится о том, что приход Антихриста будет «виден по работе Сатаны».
«Старый рыбак» шизофреника Чонтвари: история одной картины
«Старый рыбак» Чонтвари (Csontváry Kosztka Tivadar) заинтересовал широкую публику лишь несколько лет назад, хотя картина появилась на свет в далеком 1902 году. Полотно, провисевшее на стене музея много десятилетий, вдруг привлекло внимание одного из сотрудников. Работник долго рассматривал «Старого рыбака», написанного Чонтвари, пытаясь разгадать замысел художника. И, наконец-то, понял.
Секрет «Старого рыбака» Чонтвари оказался простым: если визуально разделить картину пополам по вертикали и приложить перпендикулярно к границе зеркало, то перед зрителем открывается сразу два отдельных сюжета. На одной стороне изображен Бог, сидящий в лодке на фоне уютного морского пейзажа. Вторую часть занимает угрюмый дьявол, вокруг которого вздымаются высокие волны бушующего моря.
Как только не называют «Старого рыбака» Чонтвари — мистической работой, картиной с двойным дном, философской загадкой, видением. Чтобы разобраться лучше, давайте изучим историю жизни автора, венгерского художника-самоучки, Тивадара Костки, подписывающего свои работы именем Чонтвари.
Он родился в семье деревенского аптекаря, получил начальное образование в родном поселке, а потом переехал в Ужгород, где, после окончания средней школы, пристроился помощником к трейдеру. Затем Тивадар, которого всегда тянуло к фармакологии, поступил в университет в Будапеште, изучая одновременно фармацевтику и право. После учебы парень нанялся в аптеку. В один из осенних дней 1880 года Тивадар посмотрел в окно, и, взяв в руки бланк и карандаш, нарисовал проезжавшую мимо здания телегу. Это был решающий момент.
Тивадар отправился путешествовать. Он побывал в разных городах Европы, в том числе в Ватикане и Париже, изучая шедевры великих мастеров живописи. Затем вернулся домой, основал собственное дело и полностью погрузился в работу в аптеке, чтобы добиться материальной стабильности. Финансовая независимость — это то, что позволило бы ему свободно заниматься рисованием и не испытывать проблем с деньгами. И Тивадар Костка пришел к этому.
Первая полноценная картина была создана в 1893 году, а затем наступило интересное время — Тивадар вновь отправился путешествовать. Сначала он пытался учиться живописи в Германии и Франции, а потом, когда ему приелись скучные занятия, Костка поехал в Италию, Грецию и Африку рисовать пейзажи. В странствиях Тивадар Костка взял себе псевдоним Чонтвари и работал в стилистике экспрессионизма, смешанного с реализмом и символизмом.
Постепенно Тивадар Чонтвари пришел к сюрреализму. Искусствоведы считают, что к этому художника привела прогрессирующая шизофрения. Хотя на родине, в Венгрии, живописец всегда имел репутацию сумасшедшего — он вел аскетический образ жизни, держался подальше от людей, странно себя вел, а при общении с другими иногда входил в образ пророка. Такой была и его живопись — непонятной и сюрреалистической.
При жизни Костка так и не продал ни одной картины. Даже выставки с произведениями шизофреника Чонтвари не смогли заинтересовать зрителя. А музей искусства отказался принимать в дар эти картины. Тивадар Костка сошел с ума и умер в нищете, никому не нужным изгоем.
Современные художники тоже создают картины с секретами. На страницах нашего сайта Very Important Lot вы можете найти интересные работы мастеров живописи XXI века и купить у них работы напрямую.