Бог энлиль бог чего

ЭНКИ И ЭНЛИЛЬ

Теперь настал момент поднять завесу мифологии и представить главных действующих лиц шумерского пантеона богов из плоти и крови.

За последние сто лет ученые поражались богатством эпической литературы, многие образцы которой археологи откопали в Месопотамии. Это подвигло ученых на длительные целеустремленные и кропотливые поиски и собирание воедино текстов, от которых зачастую были найдены только отдельные фрагменты. Оригинальные шумерские тексты часто дополнялись более поздними аналогичными аккадскими версиями, благодаря чему удавалось полностью восстановить многие древние сказания. В результате создалась подробная и связная картина антропоморфических богов с эмоциями подобными человеческим, богов, которые самым тесным образом вживались в дела людей. У ученых не оставалось ни тени сомнения, что греческие легенды о Зевсе, Олимпе и о 12 богах древнегреческого пантеона зародились в Шумере.

Имена, семейные связи, полномочия и обязанности шумерских богов появились из-под археологического мусора и предстали перед нами со всеми будничными подробностями. Каждый крупный город в Шумере был связан с одним или с двумя богами. Самым важным богам были посвящены храмы: Энки в Эриду, Ану и Инанна в Уруке, Наннар в Уре, и Энлиль в Ниппуре. Те же самые имена, или же их аккадские синонимы, появлялись вновь и вновь, в более поздних ассирийских и вавилонских городах. Ясно, что в этих именах отражается то значение, которое люди придавали тем или иным чертам этих богов, и нередко им приписывали прозвища, характеризовавшие различные их черты и способности.

Отца всех богов звали AN (или Ану — по-аккадски), что означало «небо». Это имя сохранилось до сих пор в латино-английском слове «аннум». AN мало занимался непосредственно житейскими делами — он пребывал на «небесах», и лишь время от времени посещал Землю со своей супругой Анту. Его храм в У ре назывался E.ANNA — «Дом AN». Шумеры именовали его «Домом сошедшего с небес». Когда боги впервые даровали людям царство (прецедент для современных королевских фамилий), его называли «Царство Ану».

У Ану было два сына, которые спустились на Землю. Хотя они и были братьями, иногда они сражались между собой как злейшие враги. Вначале первенец Энки овладел властью на Земле, но затем, по распоряжению Ану, его сменил второй сын — Энлиль. Древние изображения богов Энки и Энлиля (сидящие фигуры) показаны на рис. 12а и 12Ь. Рисунки демонстрируют их вполне человеческую внешность и то, что они существа из плоти и крови. Соперничество братьев основывалось на существовании у богов законных прав на наследование, которые определялись генетической чистотой. Энлиль — отпрыск Ану и его двоюродной сестры значительно лучше унаследовал отцовские гены по мужской линии, чем Энки. Такая практика женитьбы на двоюродных сестрах представляется нам сегодня кровосмешением, но в те времена это воспринималось иначе. Например, это было обычным делом для царских семей в Египте, а в Библии Авраам также похваляется тем, что его жена приходилась ему сестрой (Книга Бытия 20:12). Происхождение такого обычая, несомненно, связано с нравами богов, и я объясню научную основу этого в последующей главе.

Имя EN.LIL обычно переводится как «Повелитель ветра», в особенности теми учеными, которые стремятся принизить значение шумерских верований как мифологии. Однако более правильное толкование этого имени «Вершитель власти» — вполне подходящее наименование для того, кто стал главным богом на Земле и обладал такой властью, что вручил царство людям. Городом Энлиля был Ниппур, где был сооружен величественный E.KUR — «Дом, подобный горе». В нем было установлено таинственное оборудование, при помощи которого можно было вести наблюдение за небом и Землей. Развалины этого пятиэтажного здания можно увидеть и сейчас в ста милях к югу от Багдада.

Брат Энлиля EN.KI, что означает «Повелитель Земли», был известен также как ЕА — «Тот, дом которого в воде». Его городом был Эриду, стоящий на морском берегу, там, где Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив. Энки был искусным инженером, главным ученым и величайшим благодетелем человечества. Он часто выступал на защиту людей на совете богов, и именно он спас Ноя от Великого потопа.

Отчего Энки был так благосклонен к людям? Шумеры считали, что именно Энки играл главную роль в создании человека.[36] Ученые полагают, что это просто миф, но сами шумеры были убеждены, что боги создали человека как рабочую силу. В древних сказаниях описывается мятеж рядовых богов, протестовавших против лежавшего на них бремени тяжкого труда (о том, что это был за труд, мы расскажем в главе 14). Тогда Энки разрешил споры богов, предложив создать примитивное существо для работы, достаточно разумное, чтобы оно могло пользоваться орудиями и выполнять приказы, «придав ему образ богов».

Бог энлиль бог чего. Смотреть фото Бог энлиль бог чего. Смотреть картинку Бог энлиль бог чего. Картинка про Бог энлиль бог чего. Фото Бог энлиль бог чего

Энки помогала в создании человека его сводная сестра NIN.HAR.SAG, что означает в переводе «Владычица горы». Она была главной медицинской сестрой у богов, ее прозвище — «Хозяйка жизни». Она, вместе с Энки, проводила с переменным успехом различные генетические эксперименты. В сказаниях шумеров говорится, что Нинхурсаг однажды создала человека с недержанием мочи, женщину, которая не могла рожать, и другое существо без половых органов. У Энки тоже были неудачи — например, он создал слепого человека с трясущимися руками, больной печенью и сердечной недостаточностью! Теперь, когда в XX веке мы умеем расшифровывать геном человека, нам понятны волнения и гордость, которые испытывала Нинхурсаг, когда у нее получился полноценный человек. Как указано в одной надписи, она восклицала:

«Насколько совершенно или неудачно тело человека?

Мое сердце подсказывает мне,

Что я могу сделать его судьбу хорошей или плохой».

Наконец совершенный человек был создан. Нинхурсаг воскликнула: «Я создала его! Я сделала его своими руками!» В одном тексте совершенно ясно сказано, что Нинхурсаг дала этому новому существу «кожу, такую же, как у богов». Усовершенствовав идеального человека — наделив его большим объемом мозга, гладкой кожей и способностью к более сложным движением пальцами, было совсем нетрудно сделать следующий шаг:

перейти к клонированию — которое является сейчас уже вполне обычной научной процедурой, — чтобы создать армию чернорабочих. Это невероятное событие навсегда было отмечено символом Нинхурсаг — сделанным в виде подковы ножом для разрезания пуповины — этим инструментом в древности пользовались повитухи. Нинхурсаг стала с тех времен известна также под именем Богиня-мать, и во всем древнем мире с ее именем были связаны многочисленные примитивные религиозные культы. Археологи долгое время ломали голову над вопросом о значении, которое имели в ранних обществах священные изображения беременной женщины.

Источник

Бог энлиль бог чего

Бог энлиль бог чего. Смотреть фото Бог энлиль бог чего. Смотреть картинку Бог энлиль бог чего. Картинка про Бог энлиль бог чего. Фото Бог энлиль бог чего

1. Энлиль – бог над всеми…

2. Энлиль – господин и творец людей.

3. Миф об Энлиль и Нинлиль.

4. Энлиль, истребляющий людей.

5. Два лица богини Инанны – дочь и жена.

6. Образы богинь Месопотамии.

7. Инанна – звезда восхода и заката.

1. В.К. Афанасьева. От начала начал. Антология шумерской поэзии. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997.

2. В.В. Емельянов. Шумерский календарный ритуал. Категория МЕ и весенние праздники. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009.

3. С.Н. Крамер. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965.

4. Т. Якобсен. Сокровища тьмы: история месопотамской религии. М.: Восточная литература, 1995.

5. J. Bottero. Religion in Ancient Mesopotamia. Chicago, 2001.

6. Alberto R. W. Green. The Storm-God in the Ancient Near East. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns. 2003

8. P. Michalowski. The Unbearable Lightness of Enlil // Comptes rendues de la Rencontre Assyriologique Internationale 43 (1998), p. 237–247

9. J.G. Westenholtz. Goddesses of the Ancient Near East 3000 – 1000 BC. // Ancient Goddesses: The Myths and the Evidence. – London: British Museum Press, 1998. – Р. 63-82.

10. D.E. McCown, R. C. Haines. Nippur I. Temple of Enlil, scribal quarter and soundings. The University of Chicago Press. 1967

11. L.M. Pryke. Ishtar. New York and London: Routledge. 2017

12. P. Collins. The Sumerian goddess Inanna (3400-2200 BC) // Institute of Archaeology 5 (1994) P. 103-118

Источник

Бог Энлиль

Бог энлиль бог чего. Смотреть фото Бог энлиль бог чего. Смотреть картинку Бог энлиль бог чего. Картинка про Бог энлиль бог чего. Фото Бог энлиль бог чего

Доктрина шумерской религии, ее философия вызывают интерес и споры ученых. Шумеры придумали множество богов, связанных с каким-либо природным явлением, олицетворяющим мощную силу. Поскольку жизненные циклы в природе непрерывны, все подвержено и расцвету, и увяданию, боги не исключение: они также рождаются, живут и умирают, чтобы возродиться вновь. Об этом отлично повествует миф о снисхождении Энлиля, где в полной мере мы можем увидеть проявление его сущности: плодородия, необузданности, стихийности, неиссякаемой энергии и силы.

Неизменный жизненный цикл: бог умер и воскрес!

Миф об Энлиле и Нинниль – повествование о снисхождении владыки небес в преисподнюю. История начинается с того, что богиня-мать, старуха Нунбаршегуну, задумала женить молодого бога из Ниппура на своей дочери. Мать учит дочь, как понравиться юноше. Та выполняет все предписания и покоряет бога. Дева юна и неопытна, она якобы противится, не поддаваясь искушению, однако юноша не желает упускать красавицу. Энлиль усаживает ее на барку, где и овладевает девушкой, за что изгоняется советом мудрейших богов. Несмотря на свою силу и мощь, Энлиль вынужден покориться законам, подчиниться всеобщему решению.

Супруга Энлиля – Нинлиль – не покидает мужа, хотя она уже беременна. Энлиль знает, что его первенец должен стать лунным светилой, что ему предначертано освещать ночные небеса, а не быть закрытым в преисподней. Божество решает обхитрить судьбу: принимает облик «стража ворот», «человека подземной реки», «перевозчика», чтобы богиня-жена, не узнав его, могла зачать и родить детей, которые смогут заменить старшего брата.

Законы не чужды даже всемогущим

Бог энлиль бог чего. Смотреть фото Бог энлиль бог чего. Смотреть картинку Бог энлиль бог чего. Картинка про Бог энлиль бог чего. Фото Бог энлиль бог чего

Царь Шумера и Аккада под именем Ур-Намму стоит перед богом Энлилем.

Энлиль (аккадское Эллиль) – могущественное божество, «отец богов», произносящий нерушимое слово, «господин, чьи слова неизменны». Однако не только смертные и менее значительные боги, но и Энлиль вынуждены жить по установленным законам. Совет богов приговаривает к изгнанию, и «владыка, определяющий судьбы», не может противиться этому.

Бог Энлиль Владыка, творец, чья мощь несомненна

Энлиль – сын неба (Ана) и земли (Ки), верховных богов. Энлиль разделил небо и землю, помог отцу в нелегком деле созидания, опустил вниз мать. До этого Ана и Ки были единым целым, и в мире не было ничего живого.

Энлиль перенял мощь отца, что сделало его главным, позволило получить преимущество, стать первым, владыкой вселенной, повелителем, «чье слово свято», «решения нерушимы», повелителем ветра.

Показательны миф о сотворении мотыги и рассказ об Эмеше и Энтене. Они помогают понять сущность Энлиля, раскрывают его авторитет.

Повествование о создании мотыги показывает, что именно Энлиль после отделения земли от неба сделал так, чтобы из земли выросло семя и возникло «все, что было нужно».

Энлиль создал мотыгу, и как демиург вручил ее «черноголовым», научил их обрабатывать землю, строить, в общем, показал, что можно жить хорошо, главное, не забывать исправно служить богам.

Миф «Эмеш и Энтен» раскрывает извечный спор скотоводов и землепашцев. Братьям – Эмешу и Энтену – поручено следить, чтобы однажды установленный порядок неукоснительно соблюдался. Братья вздорят, спорят, кто главнее, и приходят в главный храм Ниппура, чтобы восхвалить Энлиля, получить его благословение. Так Энлиль становится высшим судьей, чье слово – закон. И бог решает спор в пользу Энтена-земледельца, подчеркивая, что именно тот властвует над живой (пресной) водой, а значит, его деятельность важнее.

Грозный демиург, разрушитель

Бог энлиль бог чего. Смотреть фото Бог энлиль бог чего. Смотреть картинку Бог энлиль бог чего. Картинка про Бог энлиль бог чего. Фото Бог энлиль бог чего

Сын Энлиля бог Нинурта с помощью своих ударов молнии преследует Анзу(Анзуда) — огромная птица божественного происхождения, который украл Табличку Судьбы из святилища Энлиля.
.

Энлиль – бог-творец, приобщивший людей к культуре, создатель колеса, даровавший людям зерно, создатель ценных вещей. Это он придумал «ме» – божественные правила, упорядочившие организацию мира.

«Ме» – это обширные понятия, охватывающие как нравственность, веру, культ, так и профессиональные навыки ремесленников.

Несмотря на позитивный вклад, созидательное начало, Энлиль часто сравнивается с ветром или быком, дикими, ревущими, неистовыми. Таким образом подчеркивается его злобность, грозный нрав, вызывающий трепет и страх. Этого бога боятся, его почитают, ему поклоняются. Энлиль свиреп, коварен, вспыльчив. Частенько его раздражают люди и шум, исходящий от них. Считается, что Энлиль больше других ратовал за всемирный потоп. Он наказывает людей, насылая на них болезни, засуху, засоление почв, штормы, бури и другие бедствия.

Энлиль – древний бог: его имя можно найти в текстах Джемдет-наср (4–3 тыс. до н.э.). Это верховный бог, сын Ана, поэтому его символом является тиара с рогами, располагающаяся в центре священного алтаря.

Тоже интересные статьи

Оцените пожалуйста статью 🙂

Источник

ЭНЛИЛЬ (ЭЛЛИЛЬ)

В Шумере и Аккаде этот бог занимал одно из главенствующих положений, порой становясь величайшим, превосходящим даже «отца богов» Ана.

Восхвалению Энлиля посвящен один из наиболее пространных и популярных шумерских гимнов, который начинается так:

— Энлиль! Повсюду могучие кличи его, священные речи его!

То, что из уст его, — ненарушимо, что присудил он — дано навечно.

Он взоры вздымает — колеблет горы!

Он свет излучает — пронзает горы!

Отец Энлиль восседает державно в священном капище…

(Здесь и далее переводы В. К. Афанасьевой)

Безусловно, авторы (или автор) гимна расточают наивысшие похвалы и эпитеты Энлилю во многом потому, что обращаются именно к нему, называя исполином, владыкой, мудрецом, могучим разумом, Могучим Утесом и т. д.

Энлиль! Добрый пастырь Вселенной.

Пастух, что ведает всеми жизнями,

Чье княженье восходит в сиянье!

Тиарой священной себя венчал он!

Когда он в горах восседает на троне,

Он, как радуга, обнимает небо,

Как плывущее облако, парит в поднебесье!

Князь небес — только он, дракон земли — только он!

Величайший среди ануннаков — он!

Он сам называет судьбы,

И никто из богов его не видит!

Надо заметить, что в некоторых мифах Энлиль предстает не столь уж добрым в своих деяниях, как не раз подчеркивается в гимне. По отношению к людям он порой выступает как жестокая и могучая стихия, а то и раздражительный, злой бог, насылающий на землю бедствия: потопы, засуху, засоление почв, эпидемии. Но страх перед ним заставляет, по-видимому, непомерно восхвалять того, от кого зависят людские судьбы:

Энлиль! Твое совершенство заставляет умолкнуть!

Суть твою не понять, не распутать нити,

Нити в скрещенье, незримые смертным.

Во славу божью твою — сражаться!

Ты себе сам — господин и советчик!

Твои замыслы кто угадает?

Твои тайные силы никому не подвластны!

Твой лик невидим ни одному богу!

Верховный жрец, бог, Энлиль — ты!

Верховный судья небес и земли — ты!

Обращает на себя внимание настойчивое повторение мысли, что невозможно увидеть Энлиля ни людям, ни богам, невозможно постичь его суть и догадаться о его замыслах. Так проявляется представление людей о том, что существует нечто высшее, не доступное человеческому разумению. То, что ты не в силах понять и от чего ты зависишь, внушает благоговение и страх, а также желание умилостивить это нечто.

Образ подобного существа остается тайной. Поэтому ограниченному воображению приходится прибегать к привычным обликам: людей, животных, растений, а также фантастическим сочетаниям их отдельных фрагментов. Кроме того, используются также образы величественных природных объектов и земных стихий.

Каким образом проявляет могущественный бог свою силу, как реализует свои замыслы?

Твое несравненное Слово!

Как небеса оно! Как туча оно!

По Слову твоему ануннаки-боги создают плодородие!

Слово твое небесам — опора,

Слово твое земле — основа!

Небесам опора, небесам поддержка,

Земле — основа неразрушимая!

К небесам приближаясь, оно плодородно:

Льет дождем с небес изобилие!

К земле приближаясь, оно плодоносно:

Плоды земли растут в изобилье!

Слово твое — полноводный поток, жизнь всех поднебесных стран!

Божественное Слово, как следует из текста, отличается от слова человеческого. Это — особенная сущность, проявление воли высших сил. Божественное Слово воплощается в залог порядка в мироздании, а также движения облаков, выпадения дождя, произрастания плодов… На современном научном языке это — упорядоченная энергия, а точнее — информация, присутствующая повсюду как одна из основ бытия.

В некоторых мифах, однако, Энлиль предстает не как божество космическое, а в виде знатного человека, которому ничто человеческое не чуждо. Правда, в последующем действие переносится в миры иные, божественные. Создается впечатление, что в подобных случаях произошло слияние преданий об обожествленных предках и космогонических мифов.

В сказании об Энлиле и Нинлиль будущий великий бог живет — отроком — в городе Ниппуре (сначала возносится хвала именно прекрасному и благообильному городу). Здесь же живет и юная Нинлиль. (Сходство имен свидетельствует, пожалуй, о том, что в более древнем космогоническом мифе это были парные бо- жества, возникшие изначально от брака Ан и Ки; но теперь уже главенствует в обществе не семья, а община, и потому в начале сказания не семейные узы, а город Ниппур называется «связью земли и неба».)

Мать Нинлиль дает совет дочери не купаться в реке, чтобы не лишиться невинности:

— Ясноглазый, Повелитель, Остроокий — око его тебя узреет. Утес Могучий, Отец Энлиль…

Пастырь, Судеб Вершитель, Остроокий — око его тебя узреет. Он корень воздымет, тебя он обнимет, радость сердца, семя блаженства в утробу твою испустит, а потом покинет.

Судя по всему, в городе хорошо знали нрав похотливого Энли-ля, который в данном отрывке восхваляется как повелитель и даже «Отец», словно уже забыта прежняя характеристика его: «Энлиль юный — отрок града». В мифах, однако, на подобные хронологические или логические неувязки обычно не обращается внимания; этим мифы напоминают сновидения.

Случилось то, чего так опасалась умудренная опытом мать Нинлиль. Правда, при первой встрече юная дева отвергает предложение Энлиля сблизиться, ссылаясь на свою невинность. Разочарованный Энлиль обращается за помощью к своему советчику Нуску (между прочим, в приведенном выше гимне утверждалось, что всемогущий бог — сам себе господин и советчик). Солнечный бог Нуску советует использовать с целью похищения девушки ладью. По-видимому, прогулка по реке на ладье привлекала юных горожанок.

Заманив Нинлиль в ладью, Энлиль овладевает ею. Но тем самым он нарушает строгий запрет на подобные блудодеяния. (Нетрудно догадаться, что сказание призвано было устрашить и остеречь мужчин, хитростью или силой лишающих девиц невинности: даже могучему богу это не прощается!) Тем более что Нинлиль — дочь знатных родителей: мать ее Нунбаршегуну — жена бога Хайя (или, по другой версии, Урумаша). Боги приговаривают сексуального преступника к изгнанию из города-государства, что приравнивается к переходу в подземный мир. И хотя мифологическое время и пространство не соответствуют реальным, в этом случае усматривается уподобление изгнания из общины переходу в мир мрака и ужаса (действительно, любой общинник был своего рода клеточкой сверхорганизма).

И тут неожиданно за Энлиля вступается Нинлиль, полюбившая его, а еще и беременная его ребенком. Она следует за ним в подземный мир, обрекая на безрадостное существование и свое неродившееся еще дитя. Но Энлиль находит выход: он решил произвести на свет других детей, которые могли бы заменить его первенца. Он приказывает Нинлиль исполнять в подземном мире желания каждого, кто встретится на пути. И отправляется в изгнание первым.

В подземном мире предстал перед ней привратник и потребовал отдаться ему. Несмотря на то что в ее чреве рос сын Наннара, она вынуждена была исполнить просьбу привратника и зачала от него бога Месламтеа. Но тут выяснилось, что привратником обернулся Энлиль, а значит, она не совершила греха. То же повторилось и с хозяином реки, и с лодочником, перевозившим умерших. Таким образом три младших сына Энлиля могли теперь остаться в подземном мире, в обмен на свободу отца, матери и старшего сына Наннара (или Нанна, Суэн — имена бога Луны).

Из подземного мира поднялся Наннар к оловянному своду небес к деду своему Ану, но только не на седьмое, а на шестое небо. Он отправился в путь по небесным лугам, за ним последовали созвездия, подобно пасущимся быкам. Его сыном стал бог Солнца — Уту. С той поры первую половину суток мир находится под покровительством лунного бога Наннара, а вторую половину — его сиятельного сына Уту. (Кстати сказать, с той шумерской поры вошло в правило начинать сутки с полуночи, а не с восхода Солнца.)

Таким образом искупив свою вину (точнее сказать, откупившись, — что было, как видим, в шумерских традициях), Энлиль смог вернуться в свой родной город. Семь величайших богов, вершители судеб Вселенной, осудившие его, снова признали его своим владыкой. Он воздвиг в Ниппуре дворец из лазурита, откуда стал управлять подвластными ему землями. Главным помощником и советником Энлиля стал его мудрый брат Энки.

За всем этим переплетением земных и космических, реалистичных и фантастических событий усматривается еще одна ипостась Энлиля — как бога умирающей и воскрешающей природы. Он, как зерно, уходит в землю, чтобы после чудесных превращений выйти вновь на свет зеленым ростком. Об этом свидетельствует и финал гимна Энлилю.

Ты победитель, ты покоритель, воистину это ты

Ты хозяин льна, господин зерна, что им рост дает, воистину это ты

Властелин небес, плодородие, господин небес, воистину это ты

Энлиль небесный, Энлиль владычный

Слово, что он молвит, нельзя преступить

Дела, что творит он, нельзя изменить

Хвала за дела, за матерь Нинлиль,

В другом сказании — о женитьбе Энлиля — история соблазнения Нинлиль, которая поначалу носит девичье имя Суд, выглядит более благопристойно. Он видит, проходя в городе Эреше (где и была создана эта легенда), прекрасную Суд, стоящую в воротах.

Полагая, что это гетера, он заговаривает с ней, обещая щедро наградить или даже сделать своей наложницей. В ответ она произносит что-то вроде «Да за кого вы меня принимаете?!» и предлагает сделать предложение по всем правилам. Энлиль так и поступает, согласно обычаю, посылая сватов и богатейшие дары в дом невесты. За свадьбой следует брачная ночь, и Суд приобщается к славным богам; ей определено покровительствовать роженицам, а также плодородию полей.

«В этих рассказах, — комментирует текст В.К. Афанасьева, — сталкиваются и противопоставляются друг другу не только и не столько стадиальные бытийные формы развития общества, сколько эзотерический и экзотерический мифологические пласты». Но складывается впечатление, что мифологи вообще склонны углубляться в подтексты древних преданий, подчас не придавая должного значения самому тексту и его более или менее очевидному смыслу.

Спору нет, нередко в мифах скрыты потаенные, поистине эзотерические глубины. Но кто поручится, что их не домысливают современные исследователи, склонные к избыточным усложнениям и не учитывающие близость людей далекой древности к природе (при настоятельной потребности постичь ее закономерности) и кровную связь с общественной — прежде всего семейной, родовой, общинной — жизнью.

Вот и в истории сватовства Энлиля проще всего предположить установление родственных отношений между правителями двух городов, чем обеспечивается объединение, союз двух общин, хотя присутствует и тема зарождения новой жизни. Кстати сказать, обряд совокупления, в котором участвовали цари или жрецы, у многих земледельческих племен и народов считался залогом будущего урожая.

С именем Энлиля у шумеров было связано представление о силе, воле, могуществе, жизненной энергии, но не о великом разуме. В трудных ситуациях Энлиль нередко обращается за советом к младшему брату Энки. В круге природных стихий Энлиль олицетворял ветер, который с одинаковой легкостью мог принести дождевые тучи, орошающие поля, знойный воздух пустынь и сокрушительный ураган.

В Аккаде Энлиль удостоился эпитета Бел (семитское — «владыка», «господин»). В Ассирии его отождествляли со своим верховным божеством Ашшуром, а в Вавилоне — с Мардуком. Со временем слово «энлиль» стало нарицательным, подразумевающим господство.

Выступая в образе человека, гражданина определенного города, Энлиль в одном случае не имеет абсолютной власти и вынужден подчиниться суровому приговору высшего совета, состоящего из пятидесяти старейшин (в мифе — «старших богов»). Но в другой, по-видимому, более поздней, версии он уже справедливый и единовластный правитель, объединяющий города. В надписи правителя Лагаша Энметены (около 2350 г. до н. э.) сказано:

Энлиль, Всех стран господин,

Словом верным своим

Выходит, что Энлиль (или именем его — властелин Лагаша) решал спорные земельные вопросы, возникавшие между городами Гирсу (Нгирсу) и Умма, покровителями которых были боги Нингирсу и Шара. А в более поздней надписи правителя Гудеи Энлиль выступает повелителем природной стихии — паводка на реке Тигр:

Энлиль на владыку Нингирсу посмотрел благосклонно:

«В нашем граде вседостойное да взойдет в сиянье!

Ко брегам своим паводок вернулся,

Паводок ко брегам своим вернулся.

Пусть искрятся высокие темные воды сверканием трепета благоговейного.

Воистину паводок Энлиля —

Тигр, воду сладкую пусть приносит!»

Вне зависимости от главного содержания данной пространной надписи, в этом отрывке определенно сказано о том, насколько благосостояние жителей городов-государств Двуречья зависело от изменений русла реки Тигр, а значит, и от состояния связанных с этим руслом каналов и паводков.

Судя по всему, многовековое хозяйничание людей в долине Тигра и Евфрата привело к тому, что русла рек, а также проток стали своевольно блуждать по равнине. Это явление было связано с эрозией земель, выносом большого количества ила, глины, песка. Высокие темные паводковые воды искрятся, как можно предположить, от обилия выносимой с песком слюды. Не зная закономерностей блужданий речного русла (а они действительно очень сложны и трудно предсказуемы), не догадываясь, что это явление связано с преобразующей деятельностью людей, автор надписи уповает на милость бога.

В отличие от египтян жители Двуречья не возвеличивали бога Солнца: он был даже не сыном, а внуком Энлиля. Почему так произошло?

Регулярное механическое движение светила по небосводу плохо вяжется с образом живого своевольного божества, волю и замыслы которого невозможно предугадать. А земледелие и скотоводство в этом регионе, орошение полей и водоснабжение городов и поселков, возможности навигации во многом зависят от изменения русел рек и речных проток, от характера наводнений, движения воздушных масс, приносящих то дожди, то засухи или пыльные бури. Разливы рек могли быть катастрофическими, сметающими все на своем пути — настоящими потопами. Но столь же губительной бывала другая крайность — небольшой подъем воды в реках, лишающий почву естественного удобрения (ила) и влаги (из-за понижения уровня грунтовых вод).

Вновь подчеркнем: люди склонны поклоняться тому, что им неизвестно, что превышает возможности их разума и от чего может зависеть их судьба. Вот почему прихотливые перемещения воздушных масс и непредсказуемые речные наводнения в глазах шумеров являлись проявлениями нрава величайшего (или одного из величайших) бога — Энлиля. Тем более что наблюдения за движением Солнца, Луны и некоторых планет позволили шумерам заложить основы астрономических знаний, составить календарь.

…Земные стихии с полным основанием вслед за Федором Тютчевым можно называть демонами глухонемыми. Примерно так относились к ним и наши далекие предки, представители древнейших цивилизаций. Но эти демоны или божества, как полагали люди, обладали волей, разумом и своим языком, который недоступен непосвященным.

Шли века, и постепенно накапливались и осмысливались сведения о жизни земной природы, о стихийных явлениях. Натуралисты постигли в общих чертах «азбуку природы», выяснили целый ряд закономерностей, которым подчиняется земной мир. Но до сих пор многое остается непонятного и непредсказуемого. Тем более что слишком часто мы сами своими действиями вызываем буйство, гнев земных стихий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Так постановил Энлиль

Так постановил Энлиль Мир в его первозданном виде представлял собой пустыню, где ничто не росло и никто не жил. Его прежде всего следовало организовать и упорядочить. По представлениям шумеров, о которых мы можем судить по мифам, этим делом занялись Энлиль и Энки. Энлиль

Как Энлиль соблазнил Нинлиль

Как Энлиль соблазнил Нинлиль И всё–таки Энлиль не всесилен. Во всяком случае, не всегда был всесилен. В мифе, с которым мы сейчас познакомимся, звучат отголоски старинных верований, сложившихся в те времена, когда Энлиль ещё не был всемогущ и ему приходилось подчиняться

ТАК ПОСТАНОВИЛ ЭНЛИЛЬ

ТАК ПОСТАНОВИЛ ЭНЛИЛЬ Мир в его первозданном виде представлял собой пустыню, где ничто не росло и никто не жил. Его прежде всего следовало организовать и упорядочить. По представлениям шумеров, о которых мы можем судить по мифам, этим делом занялись Энлиль и Энки. Энлиль

КАК ЭНЛИЛЬ СОБЛАЗНИЛ НИНЛИЛЬ

КАК ЭНЛИЛЬ СОБЛАЗНИЛ НИНЛИЛЬ И все-таки Энлиль не всесилен. Во всяком случае, не всегда был всесилен. В мифе, с которым мы сейчас познакомимся, звучат отголоски старинных верований, сложившихся в те времена, когда Энлиль еще не был всемогущ и ему приходилось подчиняться

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *