Бог дионис покровитель чего

Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Дважды рожденный. Миф о Дионисе

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.

Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.

При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Вино и оргии. Вакханки и вакханалии

Дионис путешествует по свету в сопровождении своих жриц-вакханок и козлоногих сатиров, которые предаются веселью, пьянству и любви. Спутники бога опоясаны змеями, а жезлы их увиты виноградом.

В экстазе вакханки с криками «Вакх, Эвое» славят Диониса, а жезлами высекают из земли мед и молоко, вырывают с корнем деревья, увлекают за собой мужчин и женщин.

Поют неистовые девы;
Их сладострастные напевы
В сердца вливают жар любви;
Их перси дышат вожделеньем;
Их очи, полные безумством и томленьем,
Сказали: счастие лови!

А.С. Пушкин. «Торжество Вакха» (1818)

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Вы думаете, что козлоногие сатиры перевелись, когда бог Дионис перестал показываться людям? Нет. Последнего сатира поймали римские солдаты, когда их полководец Сулла, трезвый, жестокий и ни в каких сатиров не веривший, воевал в Греции с царем Митридатом Понтийским. Сатира связали, притащили в лагерь и стали допрашивать через переводчиков на всех языках, но он, большой, лохматый и грязный, только испуганно озирался и жалобно блеял по-козлиному. Сулле стало страшно, и он приказал отпустить сатира.

М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».

Козлиная песнь и оргии. Что такое вакханалии

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

В переносном смысле вакханалией называют дикий разгул, шумные пиры, бесчинства, оргии.

Например: « Вакханалия восторгов и изъяснений в любви и преданности длилась часами » (Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»).

Дионис в искусстве

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны»

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

На картине выше: Церера, богиня плодородия и Вакх, бог виноделия, предлагают пищу и вино Венере и Купидону, покровителям любви. Метафора того, что любовь остывает без вина и застолья: Sine Baccho et Cerere friget Venus ( Без Вакха и Цереры в Венере жару нет ).

Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».

Источник

Дионис – бог олимпиец

Здравствуйте наши уважаемые читатели и читательницы. Все вы, несомненно, стремитесь в своей жизни к идеалу, чтите свет и не приемлете тьму, считаете алкоголизм пороком с которым нужно бороться и соблюдаете правила приличного общества и при этом очень часто остаетесь неугодными богам? Спросите почему?

Ответ ищите в нашем обзоре о трижды рожденном боге Дионисе. Боге-скитальце, который взял в жёны смертную девушку и был забран на Олимп только после того как завоевал для Зевса весь мир.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Содержание:

Рождение Диониса

Некоторые боги рождаются раз, некоторым посчастливилось быть рожденными дважды, и только великий Дионис рождался три раза.

На тот момент это был любимый ребенок повелителя Олимпа. Его сын и одновременно его внук. Дошло до того, что отец-дедушка усадил свое несмышленое чадо на трон, дал в руки вместо погремушки скипетр, а сам ушёл по своим делам.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Вот тут-то и появились титаны. Некоторое время Загрей ещё спасался от них, убегая то в образе своего отца, то деда, Кроноса, но когда он превратился в быка, то был настигнут и растерзан на семь частей, которые заговорщики сварили и съели. Подоспевшей Афине удалось спасти только сердце бога, то есть его сущность.

Уточним, что титанам недолго пришлось радоваться своей победой, разгневанный Громовержец испепелил их перуном. Но причем же здесь Дионис — спросите вы? Ведь речь шла о каком-то неизвестном всем Загрее?

Спасенное сердце Зевс высушил, истолок в порошок и начал искать для своего сына другую мать. Ею оказалась четвертая дочь Кама, правителя легендарных Фив, красавица Семела. Ей-то, перед тем лечь с ней в постель повелитель богов и скормил сущность своего сына. И все бы ничего, но Гера, с таким трудом уничтожившая дитя первый раз, постоянно следила за своим супругом, и этот его ход не остался для нее незамеченным.

Только Громовержец покидал Фивы и довольный собой возвращался на Олимп, как его новую любовницу навестила Гера. Приняв облик Берои, кормилицы Семеллы, она посеяла в её душе семена сомнения, убеждая, что это не царь богов навещает её в опочивальне, а какой-то смертный проходимец и что есть только один путь докопаться до истины. Пускай, мол, Зевс, если это он, предстанет перед ней во всем своем божественном величии, таким, каким он приходит к своей жене.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Не подозревая подвоха, дочь Кадма взяла со своего любовника священную клятву выполнить любое её желание, и запросила явиться перед ней во всей своей «красе». И Зевс явился, весь в огненном сиянии с перунами наперевес…

Дворец сгорел дотла, а вмести с ним и обманутая Герой Симела. Только не доношенное дите царь богов спас, но чтобы оно дождалось своего срока, пришлось зашить его Зевсу в свое бедро. И вот когда прошлит недостающие месяцы, Гермес вскрыл Громовержцу ногу и Загрей, а теперь уже Дионис третьей раз увидел солнечный свет, то есть оказался единственным трижды рожденным богом.

Младенчество и юность Диониса

Но одно дело родить ребенка, а другое его уберечь. Наученный горьким опытом, Зевс не рискует брать второй раз своего сына на Олимп, а прячет его среди людей, поручив воспитание Диониса его тетке, царице Орхомена Ино. При этом приказывает царице, чтобы она с супругом воспитывали бога как девочку, наряжали в женские одежды, учили водить хороводы, таким образом, пытаясь сбить с толку свою жену.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Таковым оказалась таинственная гора Ниса, де в гроте за воспитание юного бога взялся мудрый Селен, а местные нимфы окружили своим вниманием. Как раз там, умудренный годами сатир, и открыл Дионису тайны природы, а заодно и научил изготавливать вино.

Именно в долине горы Нисы, будущий покровитель виноделия и достиг своего совершеннолетия. Но на олимп его почему-то забирать никто не спешил. Как в будущем и Гераклу, рожденному от смертной женщины Дионису ещё предстояло доказать что он достоин быть богом-Олимпийцем, а до этого он изгой, скиталец, который вынужден осмыслить свое предназначение и выполнить волю могущественного отца.

Дионис – скиталец

Если бы вы жили в те далекие времена и увидели в канаве полуголого, пьяного до беспамятства юношу, то, наверное, постереглись бы его осуждать, ведь так неоднократно встречал утро и сам Дионис. Нет, это не он избрал судьбу скитальца, но отказавшись в роли изгоя, перерожденный Загрей решил покорить тот мир, в котором находился. А заодно открыть людям истину и показать, как правильно нужно жить.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чегоДа, поначалу не все было гладко, и первые шаги давались ему очень тяжело. Так, попав во Фракию сын Зевса неожиданно напоролся на сопротивление со стороны правящего там Ликурга. Уважающий порядок царь не захотел терпеть на своей земле пьяный разгул вакхнских оргий. А потому пленил сопровождавших Диониса менад и устроил травлю на самого бога.

Непривыкший к такому обхождению Дионис быстро забыл о своем божественном происхождении и вместо того чтобы показать свою силу спасся бегством, найдя защиту аж на дне моря у Фетиды.

Чтобы умилостивить прогневанного бога эдоны отвели своего царя к горе Пангее и там разорвали на части лошадьми. Эта, пускай и небольшая победа позволила Дионису поверить в свои силы и он двинулся дальше покорять мир.

Согласно его учению человек не должен убегать от правды. Тьма такая же часть его жизни как и свет. Нужно просто принять её и победить в себе. Стремление же к идеалу – греховно, так как идеальными могут быть только боги.

И эти заветы очень быстро обрели популярность. Радоваться жизни во всех ее проявлениях оказалось намного приятнее, чем постоянно ограничивать себя заборами законов и приличий.

Вокруг бога теперь всегда кружились хороводы мужчин, женщин, полубогов и сатиров. Вино текло рекой, никто не стеснялся своей наготы, да и предаваться плотским утехам с незнакомцем тут не считалось греховным.

На тот момент там правил мудрый и любящий во всем порядок Пенфей. Ему видать, не известна была судьба Ликурка, а потому он не признал в Дионисе сына Зевса и выгнал его из города.

А тот ушел… а вместе с ним в Китеронские горы ушли все женщины, от молодых до старух. Побросали своих детей и мужей до этого верные жены, подались зову Диониса не знавшие мужчин девственницы, ушла даже мать царя и его сестры. И все чтобы закружиться в танце вакханского «безумия».

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Скажем лишь, что царь недожил до утра. В горах его растерзали обезумевшие вакханки, а собственная мать отрубила мертвому уже Пенфею голову и надела ее на тис. Больше желающих усомниться в божественности Диониса не нашлось.

Следует сказать, что позже куль Диониса таки был признан опасным, и вакханские оргии стало разрешено проводить только на горе Парнас и то, не чаще чем раз в два года.

Но двигаемся дальше.

Дионис — Бог Олимпиец

После покорения мира Зевс наконец-то позволил своему сыну взойти на Олимп, но и там он не прекратил свои чудачества. Так, он берет в жены брошенную на Наксосе Тесеем Ариадну и выпрашивает для нее у Зевса бессмертие.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Потом спускается в Аид и выводит оттуда давно умершую мать, Семелу. В принципе, для трижды рожденного это несложно было организовать, ведь первая его мать — это Персефона, царица загробного мира. Но все равно веками сложенный порядок был нарушен. Чтобы хоть как-то сгладить этот факт, воскресшая получила новое имя. Теперь мы ее знаем как Фиону и она тоже, кстати, живет среди богов, ну или сопровождает своего любимого сына как одна из его менад.

Можно только гадать, как ко всему этому отнеслась мачеха нашего героя, златотронная Гера. И наверняка бы она нашла возможность отправить в царство теней даже бессмертного уже пасынка если бы легкомысленный и женственный Дионис все же не смог найти на олимпе надежных союзников. Ими оказались два других внебрачных сына Зевса.

Во-первых, это уже не раз помогавший Дионису Гермес. Ведь именно он принимал у Громовержца «роды» и относил ещё юного бога виноделия к Селену.

А во-вторых, неожиданным союзником становится сам Аполлон. Олицетворяя порядок и являясь полной противоположностью Вакху он, тем не менее, соглашается поделить с ним свой священный храм в Дельфах. Если кто не знал, то в этом святилище поклонялись сразу двум богам. Три зимних месяца Дионису и все остальное время Аполлону.

Согласитесь, с такими друзьями можно выжить даже на Олимпе.

Нам же важно знать, что помимо вина Дионис изобрел пиво и подарил людям такое поистине великое изобретение как театр.

На этом мы прощаемся с вами. До свидания и до скорых встреч на страницах сайта «Женская магия».

Источник

Дионис

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Дио́ни́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, Δυονισος), Ва́кх, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — персонаж древнегреческой мифологии, младший из богов-олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Также Дионис считается покровителем театра.

В римской мифологии ему соответствует Либер. Либер имел и свою женскую ипостась по имени Либера, что прекрасно отражает двойственный муже-женский характер этого божества.

Он «темный», «игривый», «танцор и экстатический любовник», «воплощение щедрости», «наслаждение смертных» и «освободитель». Он известен как «сумасшедший», «яростный», «бешеный», «ночной гость», «пришелец из потустороннего мира» и «ночной бродяга». Он «сексуально возбужденный», «кастрированный», «существо, лишенное настоящей энергии», «женственный» и «женский угодник». Царство Диониса — это царство парадокса; он является «гибридом», «двуликим богом», «многоликим богом» и, наконец, «хозяином человеческих душ». Целью культа Диониса был экстаз, который «мог означать все, что угодно, начиная с поисков своего „истинного Я“ и кончая глубинным изменением личности»[1].

В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).

Поскольку древние составители мифов и поэты, писавшие о Дионисе, не согласны друг с другом и записали многие совершенно нелепые сказки, представляется трудной задачей дать ясный отчёт о рождении и делах этого бога. Ибо некоторые передали истории, в которых есть только один Дионис, другие — что существуют три [Цицерон (О природе богов, 3.58) говорит, что было пять], и есть такие, кто утверждает, что вообще никогда не было его рождения в человеческом виде и думают, что слово Дионис означает только οἴνου δόσις, «дар вина»[2].

Содержание

Имя Диониса

Само имя Дионис не греческого происхождения, оно уходит своими корнями в более древнюю крито-микенскую культуру автохтонных народов моря. Имя Дио́ни́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος) восходит к микенскому di-wo-nu-so-jo. Достоверно значение имени неизвестно.

Диодор Сицилийский упоминает об этимологии имени Диониса, возводимому к οἰνοδότης (οἰνο-δότης), дор. οἰνοδότᾱς ὁ податель вина, дарящий вино (Βάκχος Eur.)

Мифы о Дионисе и его ипостаси

Мифы о Дионисе ярко отражали переход эллинского общества от скотоводства к земледелию, важнейшей отраслью которого было виноградарство. На смену богам-животным приходили очеловеченные божества, и менялись формы их почитания. В период родового строя существовал культ животных в его наиболее распространённой форме. В числе животноподобных божеств был и бог Дионис, чтимый в облике быка и козла. Почитатели Диониса уподоблялись ему, надевая шкуры и маски. Впоследствии, когда бог-козёл Дионис стал антропоморфным божеством, его почитатели стали осмысляться как изображающие спутников Диониса – козлоногих Сатиров.

До открытия Микенской культуры исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался чуждым ясному уму и трезвому темпераменту античных греков. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны.

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять:

Исследователь античности А. Ф. Лосев в своей работе «Мифология греков и римлян» выделяет трех Дионисов, но уже не столько ориентируясь на их родословную, или же биографию, сколько исходя из этапов развития человеческого сознания и социума.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Таким образом, Дионис-Загрей-Иакх (Вакх) по сути, превращается в свою противоположность, проходя путь от борьбы со стихийными силами природы, до их воплощения в себе. Однако в наше время образы эти во многом слились воедино. Здесь Дионис предстает перед нами, как целостность, история развития всего сознания, собранная в единую точку.

Нонн Александрийский в поэме «Деяния Диониса» описывает зачатие Диониса Зевсом, в котором заранее отражается многоликость будущего младшего бога:

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждёт ребёнка от Зевса, его супруга Гера решила погубить Семелу и, приняв вид странницы, внушила ей мысль уговорить возлюбленного явиться ей во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву нарушить не могут даже боги. Семела попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден вырвать у неё из чрева недоношенный плод, который он зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра.

Диодор Сицилийский, однако, трактует эту версию в более реалистическом ключе, поясняя, что речь может идти о созвучии слова бедро названию города Мероэ. Μερόη — Мероэ, город на территории современного Судана, ставший столицей государства Куш после разорения Напаты (Гебель-Баркал) Псамметихом II.

Удивительная история с рождением Диониса из Зевсова бедра, вероятно, происходит от созвучия слова «бедро» с названием города Мероэ: По Геродоту (II, 146), Зевс, тотчас же после рождения, зашил Диониса в бедро и отнес в Эфиопию, т.е. в царство Куш, располагающееся к югу от Египта, в верховьях Нила. В том же источнике (II, 29) сказано, что жители Мероэ признают только двух богов — Зевса (Амона) и Диониса (Осириса). По Гелиодору, в пантеоне мероитян главное место занимала триада, которую он отождествляет с Гелиосом, Селеной и Дионисом. Поскольку в Мероэ верховным божеством почитали Зевса (Амона), то, скорее всего, изначально имелось в виду происхождение Диониса из Зевсова города Мероэ (Μερόη), а не из бедра (μηρού) Зевса. Можно также вспомнить похожую иудейскую формулу: «от колена Давидова». По-моему, заимствование очевидное. В этой связи не кажется удивительным созвучие греческих слов γόνυ («колено») и γονή («потомство»)[4].

Дионис спускался в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:

О, гряди, Дионис благой, В храм Элеи, В храм святой, О, гряди в кругу хариты, Бешено ярый, С бычьей ногой, Добрый бык, Добрый бык!

Имеются античные изображения Диониса в ипостаси быка, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий».

Плод прижал, а после зашил в бедро, и явился Юноша вместо грозди, быку рогами подобный, Он из бедра Зевеса в полной силе родился! Деяния Диониса VII:150 Нонн Панополитанский

Дионис Загрей

Согласно мифу едва успев появиться на свет, новорождённый Загрей воссел на трон своего отца Зевса. По сути, Загрей наделяется здесь всей полнотой власти Зевса. Прямое отождествление Загрея с Зевсом неоднократно встречается в источниках, даже в очень поздних, например, у Аристида. Однако титаны-заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. В этом им помогла Гера, которая устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то во льва, то в лошадь, то в змею. Когда же божественный ребенок принял образ быка, титаны настигли его и растерзали. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели, таким образом причастившись божественности. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность бога. Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса.

Мы видим здесь миф о дуальной природе человека – животной (титаны) и божественной (божественное дитя), которая неотделима одна от другой, как не мог Зевс отделить пепел титанов от пепла съеденного ими Диониса. Этот миф разворачивает перед нами каббалистическую мифологему падения божественной искры – семени Зевса, воплотившегося в его сыне Загрее.

Судьба сердца Диониса в разных мифах описана по-разному. Афина спасла его сердце, а Аполлон похоронил его в Дельфах, собрав куски тела в сосуд, согласно Каллимаху и Евфориону у Цеца. В некоторых мифах говорится, что сердце это проглотил Зевс и дал второе рождение сыну через Семелу. В другом предании сердце было измельчено в порошок, из которого была сделана настойка для Семелы. Где-то Дионис вообще считается внебрачным сыном Зевса и Деметры. В этой версии, мать собрала части ребёнка и возродила их. Где-то полагали, что Дионис возродился сам. Существовало и предание, что Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид. Лосев А.Ф. пишет, что весьма возможно, что Загрей был исторической личностью, и Крит давным-давно знал дикого охотника Загрея, хтонического демона или демона охоты (т. е. ловца душ, отсюда имя «Ловец, Охотник») на манер известного Актеона. Только впоследствии, может быть, этот Загрей был отождествлен с Дионисом, тоже охотником и богом душ, и поставлен в сыновние отношения к Зевсу, богу жизни, или к Аиду, богу душ умерших.

При этом интересно, что по сути именно здесь Дионис-Загрей обретает столь ярко выраженную андрогинную природу. Сам Дионис намного ближе к женскому началу, он часто теряется там, где необходимо проявить мужские черты, и входит из положения, являя вовсе не героизм, но животные инстинкты (эпизод с пиратами). «Такой Дионис едва ли мог быть особенно враждебным для Титанов, так как и Титаны… тоже весьма мало отличались от универсального женского божества матриархата и во всяком случае были его второстепенными представителями… Титаномахия, гигантомахия, тифония, бесконечные поединки богов и героев с разного рода чудищами и страшилищами — это все одно из наиболее характерных отличий мифологии металлического и развитого земледельческого и скотоводческого века. Борьба Загрея и Титанов, насколько можно судить, является примером такой борьбы мощной человеческой индивидуальности со стихией», пишет А. Ф. Лосев. То есть в синкретическом образе Диониса-Загрея мы видим одновременно и архетип сына Великой матери, и архетип героя, точнее борца, растерзанного слугами Великой матери природы – титанами.

Дионис и Осирис

Видимо, из-за символической связи Диониса и быка, которая появилась в результате соединения его образа с образом Загрея, и появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную. Таким образом, Дионис изображается так же, как и Минотавр с головой быка, что по большинству трактовок означает победу звериных инстинктов над человеческим началом, но в то же время он подчиняет животное начало и запрягает его в плуг – заставляет обрабатывать землю и приносить пользу. Здесь миф о Дионисе неожиданно коррелирует с мифом об Осирисе. Осирис был также и богом плодородия, именно он по преданиям научил людей земледелию, в том числе выращивать виноградную лозу. Осирис неоднократно упоминался античными авторами. Согласно Геродоту, это бог, которого египтяне отождествляли с греческим Дионисом. Согласно Тибуллу, Осирис первым сделал плуг и научил людей земледелию. Любопытно, что как Осирис, так и Дионис запрягают быков в плуг, то есть заставляют их повиноваться и работать. Отмечу, что звериная (бычья) голова Диониса также отсылает нас именно к Древнему Египту, где многие боги выглядели именно так. Да и в мифе о растерзании Диониса-Загрея мы видим много параллелей с мифом об Осирисе.

Диодор Сицилийский в «Книге о Египте» пишет:

И некоторые древние греческие мифологические писатели называли Осириса именем Дионис или, с небольшим изменением в форме, Сириус. Один из них, Евмолп, в своем вакхическом гимне говорит: Наш Дионис, сияющий, как звезда, С огненным глазом вездесущих лучей; в то время как Орфей говорит: Вот почему люди называют его Сияющим И Дионисом[5].

В «Исторической библиотеке» он пишет:

Так, егип­тяне гово­рят, что под име­нем Дио­ни­са у элли­нов изве­стен бог, име­ну­е­мый у них Оси­ри­сом. Они рас­ска­зы­ва­ют, что этот бог обо­шел всю оби­тае­мую зем­лю, изо­брел вино и научил людей выра­щи­вать вино­град: за это бла­го­де­я­ние он и был, по обще­му мне­нию, удо­сто­ен бес­смер­тия[6].

Другие животные Диониса

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, и козла, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Когда же приспел ему срок, Рогоносного бога родил он [Зевс], Из змей венок ему сделал, И с той поры этой дикой добычей Обвивает менада чело.Еврипид, «Вакханки»

Дионис Древесный

Кроме того, почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из его прозвищ было Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.

Связь Диониса с водной стихией

Двойственная, андрогинная муже-женская природа Диониса нашла свое отражение и в его тесной связи с водной женской стихией. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия. В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.

Вообще, многих своих побед он достигает совсем не «мужскими» способами. «Женственный бог» соблазняет, совращает, загадочно улыбается своим приверженцам, заманивая их и увлекая в лукавый, артистичный танец, позволяющий достичь глубочайших потайных уголков души, которая по своей природе является фемининной. Героическое сознание воспринимает силу и власть Диониса как слабость, подчиненность и пассивность. Дионис часто оказывается жертвой. Он позволяет своему кузину смертному Пентею, надеть на себя наручники и унижать себя; он обещает полное подчинение в качестве цены за возвращение его матери Семелы из Потустороннего мира; сталкиваясь с грубой маскулинностью, как например, с взявшими его в плен пиратами, он часто пугается и терпит поражение, однако же поражение это временное.

Дионис и Иисус

Культ Диониса

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Судя по всему, культ Диониса уходит своими корнями в самые древние пласты эллинской культуры.

Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Если мы обратимся к юнгианской аналитической психологии, то станет понятно, что столь яростное подчеркивание аполлонического начала и отрицание стихийного, являлось признаком скрываемого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ Диониса – отголоски намного более древнего культа, чем ясная, солнечная и понятная вера в Аполлона.

Культ Диониса предполагал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается, растворяется в лоне Великой матери, теряет себя, свою человеческую индивидуальность.

Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом». (Александр Мень. «История религии».)

Однако, Дионис вовсе не столь однобок, о нем было сложено множество сказаний – мифов, широко распространённых в Древней Греции. Рассказывалось, как однажды бешеный бык забодал насмерть насмешливого сатира, большого друга Диониса. Горько плача, мальчик полил его раны душистым цветочным нектаром, и тогда сатир превратился в виноградную лозу, а сок плодов этой лозы стал пьянящим. Возмужавший Дионис побывал потом во многих странах и научил народы возделывать виноград, изготовлять из него вино и наслаждаться этим благородным напитком под сенью плющевых венков, предохраняющих от чрезмерного опьянения. Здесь мы вновь видим отголоски того, что Дионис не только выпускает животное начало на волю, но и сам же усмиряет его, запрягает в плуг, то есть заставляет, учит его помогать людям, а не только лишь сеять разрушения. Гомер называл Диониса «радостью людей». А согласно мифу постоянными спутницами Диониса были богини Харита и Эйрена – Обаяние и Мир.

Вместе с тем Дионис оказывается и жертвой. В данном случае оказаться «жертвой» — значит быть бессильным и/или быть в невыгодном положении перед угнетателем. Дионис освобождает своих приверженцев от притеснения и ощущения себя жертвами, призывая их к совершению жертвоприношения. Тем самым он благословляет добровольную жертвенность. Те, кто его отвергает и презирает, не признают скрытую божественность этой жертвы.

В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VII вв. до н. э. Но культ, ставивший целью облегчить душу от всего бренного, слить её в экстазе со вселенной и тем самым доказать бессмертие души, всё больше сползал в безумствующие оргии (оттого это слово обрело теперь негативный оттенок), а также разудалый разгул страстей с разжиганием инстинктов. Животное все больше превалировалао над божественном, титаны вновь съедали младенца Загрея.

Чтобы приостановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом лишь раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов. По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом.

Всё это вылилось в т. н. орфический культ или орфизм, названного в честь легендарного пророка Диониса – Орфея.

Тирс – это деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, он был сделан из стебля ферулы, увенчанного шишкой итальянской сосны пинии. Тирс был атрибутом Диониса, а также его свиты — сатиров и менад. Это был непременный атрибут дионисийских мистерий, символ человеческого созидающего начала.

Алиэн Данилу в работе «Шива и Дионис» сравнивает фаллические культы этих двух божеств, а также уже упоминавшегося здесь Осириса: «Где бы ни распространялся культ Шивы, играет существенную роль фаллический образ и культ фаллоса. Поклонение фаллосу можно обнаружить в Средиземноморье и на севере Западного мира еще с доисторических времен и в культе Диониса до 6 столетия нашей эры. В Греции он играл важную роль в церемониях в честь Диониса. В Египте специальные почести воздавались сексуальному органу расчлененного Осириса».

Как сообщает Геродон:

. египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе (за исключением хоров). Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ — куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член почти такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса. А почему член куклы так велик и отчего это единственно подвижная часть тела куклы, об этом существует священное сказание[7].

Мистерии Диониса

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Древнегреческие мистерии были посвящены божествам и к участию в них допускались лишь посвящённые. Зачастую Мистерии представляли собой театрализованные представления, а Дионис стоял у истоков театральной трагедии.

Епископ Гностической Католической церкви Тау Апирион в работе Введение в Гностическую Мессу так описывает суть диониссийских мистерий и их происхождение:

Фрески Виллы Мистерий

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

В Помпеях, на стенах Виллы Мистерий, хранится серия древних фресок, и существует мнение, что на них изображена женская инициация в дионисийской мистерии. Символично, что вдоль дороги, ведущей к Вилле, находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Хотя фрески на стенах имеют множество толкований, поскольку письменных источников, на основе которых их можно было бы толковать, не сохранилось, очевидно, что изображение тесно связано с Дионисийскими мистериями, поскольку одна из фресок явно изображает самого Диониса. Они изображают посвящение женщины в тайны некого культа, возможно, это предшествовало её вступлению в законный брак. Возможно, комната использовалась для проведения аналогичных обрядов.

На фресках видно, что посвященная Жрица в процессе ритуала заглядывает в некую скрытую под покрывалом корзину, это пугает инициируемую и она отшатывается в ужасе. Но через какое-то время мы видим, как посвященная стоит на коленях (справа от трона на иллюстрации). У нее посох путешественника и головная повязка. Посох связан с тирсом, то есть ритуальным фаллосом – побывав в глубинах, обрела с одной стороны внутренний стержень и опору (посох), а с другой стороны – способность творить (фаллос). Она вернулась из ночного путешествия-инициации, и то, что там происходило — нам не показывается, но очевидно она столкнулась там с самим Дионисом, чью фигуру мы и видим у нее за спиной. Она теперь сама тянется к некому священному предмету, покрытому тканью, если вначале она отшатывается от запретного, то пройдя свое странствие, она готова прикоснуться к нему.

Что в этой корзине? Это определенно что-то сокрытое и запретное. Есть разные версии, в основном они сводятся к тому, что в корзине должен быть фаллический символ (а саму мистерию часто рассматривают как предбрачную подготовку юной девушки).

Именно присутствие Айдос делает мистерию сакральной, по сути заставляет инициируемую совершать трансгрессию, то есть перешагивать через запрет, охраняемый стыдом и приносить себя в жертву под жалящими ударами Айдос. Само собой, не следует воспринимать здесь стыд, как категорию этическую, скорее, это напротив неосознанное, титаническое.

По сути посвящаемая здесь проходит тот же путь, что и Дионис, который лег в основу классической греческой трагедии. «Гильберт Мюррей (1866-1957), видный специалист по классической филологии, оставил нам ценное описание циклической религиозной драмы, лежащей в основе классической греческой трагедии. Он видел основной цикл, происхождение трагической драмы, как ритуальную реконструкцию смерти и возрождения Духа Года. Данная ритуальная реконструкция отличалась четырьмя основными особенностями или фазами:

Орфические Мистерии

Бог дионис покровитель чего. Смотреть фото Бог дионис покровитель чего. Смотреть картинку Бог дионис покровитель чего. Картинка про Бог дионис покровитель чего. Фото Бог дионис покровитель чего

Наиболее известными, дошедшими до нас мистериями, являются мистерии Орфиков, связанные с культом Диониса через личность Орфея – пророка Диониса. Глубокое осмысление образа Диониса мы находим у последователей легендарного Орфея.

Орфики насчитывали шесть основных космических эпох: Фанет, Ночь, Уран, Кронос, Зевс, Дионис. Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка». Дионис трактовался как наиболее совершенное и наиболее конкретное явление божества в мире.

Орфические мистерии являлись собраниями замкнутого общества последователей учения. На посвящённых налагались различные аскетические обязанности. Учение орфизма носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с пифагорейством и элевсинскими мистериями. Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии.

Согласно Псевдодиодору, Орфей странствовал по Египту, как и сам Дионис, и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым из эллинов в теологии, обрядах, поэзии и музыке. Как и сам Дионис, Орфей спускался в подземный мир, чтобы вывести оттуда свою возлюбленную Эвридику, однако в отличие от юного бога потерпел поражение. Псевдо-Эротосфен утверждает, что Орфей поклонялся не Дионису, а Аполлону-Солнце. Домагет же и Лактанций утверждают, что именно Орфей открыл тайные обряды Диониса, установил их на горе, названной от его кифары Кифероном.

Как и в основе мифа о Дионисе-Загрее лежит его растерзание титанами, так же и в основу орфизма лег миф о смерти Орфея, пророка Диониса, которая созвучна гибели его Бога. По Овидию, Орфей был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания (после окончательной потери Эвридики он обратился к любви юношей). По Конону, фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям. Либо он был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, и превращён за это в созвездие Коленопреклоненного. Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов.

Орфики учили, что нравственный долг каждого человека состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься от унаследованной от титанов скверны. Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны».

Вакханалии и Дионисии

Празднества Диониса-Вакха были в почете как в Древней Греции, так и в Риме. В Греции это были Дионисии, в Риме – Вакханалии или Врумалии. Проводились они как правило весной и символизировали пробуждение природы и возвращение бога производительных сил на землю (поэтому Врумалии проводились также и в честь Деметры – богини земли и плодородия). Большие Дионисии — городской праздник, проводившийся с 25 марта по 1 апреля с трагедиями, комедиями, сатирой; фаллическим шествием, ряжением, маскарадом, дифирамбами, состязанием поэтов и наградами победившим актёрам и поэтам. Завершалось богатым пиршеством за счёт государства. Были и Малые Дионисии, которые проводились осенью в честь сбора урожая винограда и разлива молодого вина. Вакханалии первоначально проводились 16-го и 17-го марта.

Греческий праздник был, пожалуй, даже более разгульным и в полном соответствии с фигурой самого Диониса не делал никаких различий между участниками. Дни дионисий были нерабочими. В празднестве участвовало всё городское население. В то время как вакханалии изначально были только женским праздником, причем, проводившимся тайно, под покровом ночи.

Празднества в честь Диониса — врумалии или вакханалии, т. н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень. Действительно, вырываясь на волю наша божественная искра несет в первую очередь разрушения, ведь она чужда человеческих законов, она стремится к первозданности.

От обычая переодеваться козлами во время празднования Дионисий производится и само слово «трагедия» (от tragos козёл и ode песнь) обрядовая песнь в честь бога Диониса. Подобно трагедии название «комедия» производится от слов «комос», что значит «шествие бражников» и ode песнь.

Римские вакханалии первоначально проводилась тайно, под покровом ночи, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентинского холма 16-го и 17-го марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц. Празднества эти соединялись с диким разгулом и нередко сопровождались элементами насилия. Римский Сенат выступал против вакханалий. Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений. Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалии не были искоренены, во всяком случае, на юге Италии, очень долгое время, а имя их надолго осталось для обозначения шумных торжеств, и в этом смысле употребляется и по сей день.

Культ Доиниса взывал к глубинной фиминной природе женщин – стихийной, не подвластной правилам, установленным римским Сенатом. Этот мир находится в полном согласии с природой. Дионис пробуждал в женщинах именно эту цель: разорвать связи супружеских обязанностей с привычным семейным укладом ради того, чтобы следовать за факелом бога, покоряя горные вершины и наполняя леса дикими воплями экзальтации.

Образ Диониса в работах Алистера Кроули

Заметного места в творчестве Кроули образ Диониса не занимает. В Книге Лжей Кроули говорит о нем, как об экстатическом мистике, пришедшем с Востока. В работе «Таро и Зодиак» Алистер Кроули указывает на тесную связь Диониса с Гермесом. Описывая аркан Влюбленные он пишет:

Над головами трёх присутствующих парит крылатое божество в облике ребёнка, держащего лук и колчан полный стрел, одну из которых он нацелил в голову юноши. Это символ вдохновения, ментального роста юноши. Современные художники совершили ошибку, перепутав этого крылатого Бога с купидоном, но на самом деле он является той ипостасью Солнца, которая представляет светило в качестве проводника высшей божественной силы, силы Творца всего. Это отождествление Меркурия с Солнцем. (Мало известен тот факт, что мифы о Гермесе и Дионисе тесно связаны и, несомненно, их можно отождествить).

Точно так же как и Гермес – бог границ – помогает преодолеть границы разума и сознания, так и Дионис выводит нас за любые рамки и ограничения в забытьи своего священного экстаза.

Образ Диониса также близок к образу Пана, описываемому Кроули. Алистер Кроули пишет в Книге Тота относительно аркана Дьявол:

Это Древо Жизни, видимое на фоне исключительно тонких, сложных и фантастических форм безумия, божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы… Знак Козерога груб, резок, темен, даже слеп; творческий импульс не принимает в расчет резонов, обычаев или предвидений. Он божественно беспринципен и возвышенно беззаботен по поводу результата. «У тебя нет иного права, кроме как творить свою волю. Делай так, и никто другой не скажет «нет». Ибо чистая воля, не смягченная умыслом, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях» (АЬ, I. 42 – 44)… Итак, формула этой карты – совершенное уважение ко всему живому. Ее персонаж радуется неровному и бесплодному не меньше, чем гладкому и плодородному. Все вещи в равной степени восхищают его. Он находит экстаз в каждом явлении, каким бы по природе отвратительным оно ни было. Он превосходит все ограничения; он – Пан; он – Всё…

Сравните это с описанием культа Диониса у Вальтер Отто в работе «Дионис: Миф и культ»:

Дионис как посвященный О.Т.О. и A.’.A.’.

В Liber LII. Манифест О.Т.О. Кроули возводит «родословную» Ордена к полумифическим богам-героям-мудрецам, среди которых мы находим и Диониса:

Орден сей воплощает все тайное знание всех восточных орденов; и вожди его — посвященные высочайшего ранга. Таковыми их признают во всех странах мира все, кто способен распознать знаки. Во времена более отдаленные в первые правомочные ассамблеи О.Т.О. входили такие лица, как: Фу-Си, Ипполит, Лао-цзы, Мерлин, Сиддхартха, Артур, Кришна, Титурель, Тахути, Амфортас, Анх-эф-на-Хонсу, Персиваль, Геракл, Моисей, Орфей, Одиссей, Вергилий, Мухаммед, Катулл, Гермес, Марциал, Пан, Аполлоний Тианский, Данте, Симон Маг, Карл Великий, Мани, Вильгельм Шейрен, Василид, Фредерик Гогенштауфен, Валентин, Роджер Бэкон, Бар-Дайшан, Иаков Бургундский де Моле, Государь У, Гэ Хун, Христиан Розенкрейц, Осирис, Ульрих фон Гуттен, Мельхиседек, Парацельс, Хем, Михаэль Майер, Монту, Якоб Бёме, Джон Ди, Фрэнсис Бэкон, сэр Эдвард Келли, Андреэ, Томас Воган, Роберт Фладд, Элиас Эшмол, Чжао, граф де Шазаль, Сатурн, Сигизмунд Бекстрём, Дионис, Молинос.

В «Liber Aleph» (главы 68 —75) Кроули говорит о тех, кто призван принести в мир новое Слово и положить тем самым начало новой эпохе в истории человечества. Он называет их посвященными A.’.A.’. степени 9°=2°, Магами, в которых Слово стало Плотью», и перечисляет всех семерых: Лао-цзы, Будда Гаутама, Кришна, Дионис, Тахути (Тот), Моисей, Мухаммед и сам Зверь 666.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *