Блюдо ляган что это
Выбираем правильный ляган
Традиционная узбекская посуда пользуется популярностью во всех странах Центральной Азии. Ляганы для плова, кесе для вторых блюд или пиалы для чая от узбекских мастеров жители Алматы и Шымкента, Бишкека и Душанбе приобретают в основном на ярмарках. Советы «Курсива» – на что обратить внимание при покупке красочных керамических изделий.
Керамические изделия хрупки – держите ли вы в руках фарфоровую пиалу, фаянсовый кувшин, большое терракотовое блюдо, при неосторожном обращении каждое из них может легко потерять свою товарную привлекательность. Возможны сколы на краях, образование микротрещин из-за случайного удара, наконец, керамическое изделие может легко разбиться. Ссылаясь как раз на вероятность убытков от осмотра, продавцы керамических изделий зачастую не разрешают потенциальным покупателям внимательно изучить приглянувшийся товар. Но беспокойство за целостность изделий – не единственная причина запрета. Более близкое знакомство с посудой позволит определить некачественную керамику даже неспециалисту, если знать, на что именно смотреть.
Как определить массовку
На уловки продавцов вестись не стоит. Только повертев ляган (большое блюдо для плова) в руках, можно понять его истинную цену. Настоящий ляган достаточно дорог. Цена – в зависимости от размера и сложности росписи – начинается от 5 тыс. тенге и доходит до 100 тыс. тенге. Четко установленных стандартов нет, диаметр блюда для плова может быть и 30, и 45 сантиметров. Важная деталь: если вы видите большое количество ляганов, кесе и пиал абсолютно одинакового размера, да еще и с идентичной росписью, то перед вами ширпотреб. Отсутствие работы гончаров выдает вес посуды. Если она легкая, значит, изготовлена литьем. Применение шликерной массы (жидкой глины) выдают и одинаковая толщина стенок керамического изделия, и видимые следы швов. Особенно это заметно на всевозможных статуэтках-«бабайках», производство которых явно поставлено на поток.
Интересно, что в узбекской керамике, почему-то чаще всего попадающей на казахстанский рынок из Свердловской и Новосибирской областей России, видна большая доля ручной работы при выполнении росписи. Но, опять же, поставленной на конвейер. В ходу приблизительно 10 композиционных решений, которые прежде всего заметны на примере производства «риштанской керамики». Кавычки стоят не просто так: из-за оригинально-витиеватой простоты орнаментов керамику из Риштана (город в Ферганской области Узбекистана) подделывают чаще всего.
Присмотритесь к росписи
Существует три способа подделки. Первый – роспись гуашевыми красками по ангобированной (ангоба – жидкая глина с красителем, которая наносится на изделие до первого обжига. – «Курсив») поверхности с последующей ее лакировкой. Мебельный лак виден сразу по специфическому теплому отблеску. Такое изделие нельзя использовать на кухне.
Второй способ: при внешне качественной росписи используются красители, которые не соответствуют традициям региона. Для риштанской керамики характерны мазки свободной кистью бирюзовыми, темно-синими и коричневыми красками на тонком молочно-белом ангобном слое. Красный, черный, желтый и оранжевый цвета не приветствуются. Разве что на экспорт куда-нибудь в Европу. Вообще не приемлют красного цвета мастера Хорезма с их небесно-голубыми изделиями, следующие традиционной зелено-коричневой гамме художники-керамисты Гиждувана, а также гончары Самарканда с их неповторимой ярко-голубой поливной керамикой с черной орнаментикой.
Третий способ – применение изготовленной в Китае (или где-то еще) керамической деколи. Речь о специальных переводных картинках, которые наносятся на глазурированную поверхность изделия с последующим обжигом при температуре 200–300 градусов по Цельсию. Выглядит деколь, безусловно, эффектно. Но и стирается достаточно быстро: при постоянном использовании керамического изделия рисунок на нем уже через год теряет былую свежесть. Отличить деколь от традиционного для узбекской керамики подглазурного нанесения рисунка несложно. Достаточно посмотреть на поверхность лягана или кесе под углом на свет. Деколь дает пусть и малозаметный, но рельеф.
Секреты подлинных работ
Продавцы керамических изделий из Узбекистана могут указывать на художественную ценность предлагаемых ляганов или, скажем, чайных наборов. Даже предлагают посмотреть на внешнее дно изделия – там действительно вполне может обнаружиться подпись мастера. Но не спешите радоваться: в этом случае тоже есть свои маленькие секреты. Зная, что их керамику подделывают и в Китае, и даже в России, узбекские мастера стали подписывать свои работы резцами по недосушенным изделиям, тем самым гарантируя их подлинность. Наиболее известными керамистами Узбекистана сегодня являются Алишер Назиров, Рустам Усманов, Исмаил Камилов и Шарофитдин Юсупов.
Ну и наконец, два самых простых способа определить качество керамики, которые рекомендуют сами признанные мастера. Первый – провести по поверхности изделия ладошкой. На ощупь керамика должна быть идеально гладкой. Никаких пузырьков или вздутий – это брак, который очень скоро проявится в виде сколов и трещин. Второй способ – пощелкать пальцами по изделию. Хорошо обожженная керамика должна «петь». И чем звонче звук, тем выше качество, тем больше шансов, что приобретенное изделие прослужит долго.
Читайте «Курсив» там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram
Подаем плов в традиционной тарелке
В Узбекистане насчитывается больше шестидесяти рецептов приготовления плова. Подача на стол этой вкусной и восстанавливающей силы пищи, разная, от праздничного блюда для плова, до походного варианта – казана.
Как называется большая тарелка для плова
Национальный колорит среднеазиатской страны, невозможно ощутить без лягана – такое название носит огромная плоская посудина для сервировки торжеств, ежедневных посиделок большой, дружной семьи. Это символ гостеприимства и дружбы, для восточного человека общение с дорогим гостем за принятием пищи, особый ритуал.
Ляган
Изготовление этой керамической посуды, очень трудоемкое. Вначале следует сформировать глину, ее выкладывают на основу из гипса, которая имитирует форму лягана. Сушится конструкция только в естественных условиях в тени, а не под раскаленным солнцем. Затем его грунтуют белой, жидкой глиной, на которую после сушки наносят узоры.
Поверх росписи накладывают глазурь из оксида свинца и отправляют в печь для обжига на 8-10 часов. Температура должна быть не меньше 1000 градусов. Даже самый маститый мастер не может заранее знать, на сколько качественным и красивым получится блюдо для плова.
Чем больше размеры тарелки и богаче ее роспись, тем желаннее визитер и вкуснее еда. Совсем миниатюрные ставили для каждого человека индивидуально или использовали для выкладки сухофруктов, сладостей. Огромные, более 45 см в диаметре, украшали свадебные столы, применялись как крышки для казанов. Расписывают их традиционным орнаментом – пахтой, что в переводе обозначает хлопок, но встречаются и другие растительные орнаменты.
ПРАКТИЧНО: Блюда с двумя сообщающимися отверстиями часто используют в качестве декоративных украшений квартиры, их вешают на стены кухни, особо красивыми декорируют комнаты. В случае необходимости снимают и применяют по назначению.
Казан
Это название национальной посуды всех среднеазиатских народов, взявшая начало со времен древних монголов. Кочевники нуждались в горячем питании, а эта чугунная, толстостенная с полукруглым дном кастрюля, отлично сохраняла тепло и подходила для долгого тушения мяса. Он легко чистился и пища в нем никогда не пригорала. В полевых условиях, на ветру, не составляло трудности вырыть яму и развести в ней костер на который опускался казан. Еще в нем готовили еду на треноге, очаге в виде сложенных камней.
Изготавливали казанки методом отлива, в единой земляной форме, температура составляет 1400 градусов. Готовое изделие зачищают от шероховатостей, удаляют мелкие дефекты. Затем обе стороны покрывают 2-3 слоями эмали, и полчаса обжигают при 800 градусах. Это специальное покрытие позволяет при готовке жиру проникать в его поры, что и делает поверхность антипригарной.
ИНТЕРЕСНО: Самый огромный, сделанный из бронзы «тай-казан» находится в мавзолее Ахмеда Ясави в Казахстане. Его вес составляет 2 тонны, диаметр 2,2 метра. Его стены покрыты расписаны растительным орнаментом с арабской вязью, а ручки повторяют очертания лепестков лотоса.
Разновидности
Только из лягана можно почувствовать настоящий вкус восточных угощений. Для каждого гостя или празднества подают определенные тарелки. Они разнообразны и различаются по:
Форме – традиционно плоская, совсем без бортика, допускается маленький до 1,5 см. Очертание круглое с ровными или волнистыми краями, редко бывает овальным.
Узору – от традиционной пахты, до изображения птиц и рыб. Каждый рисунок несет в себе определенный смысл. На изделиях сделанных вручную, мастера шифровали с помощью рисунка послания, рассказывали о подвигах и жизни человека.
Изображение цветов, восточных фруктов, солнца и других предметов, часто не несут никакой информации, они просто прекрасно смотрятся, радуют глаз.
Размерам: 30-сантиметровые тарелки – популярные, для каждодневного использования; диаметр 42 см – для восточного обеденного ритуала, принятия гостей; от 50, 60 см – производят под заказ, для торжеств с большим количеством приглашенных.
ФАКТ: По росписи блюда легко определить, где изготовлена посуда.
Основные производители
В прошлом столетии насчитывалось 6 школ в разных областях Узбекистана, все они придерживались традиций присущих их территориям и назывались в их честь. В данный момент осталось только три основных производителя:
Риштан, Гурумсарай (Ферганская школа) – запасы красной глины, травы из которых делают натуральные красители в этой местности. Бело-синяя палитра с добавлением солнечных красок, это основная отличительная черта риштанских мастеров.
Самарканд, Ургут, Гиждуван (Бухаро-Самаркандская) – толстостенная посуда для плова имеет оптический эффект объемной росписи.
Хорезм (Хорезмская) – тонкие блюда расписанные в традиционном стиле с присутствием только белого и синего, хоть и консервативны, но от этого стали более самобытными.
Сейчас Кувасайский завод известный на территории страны и за рубежом возрождает фарфоровые традиции узбекского народа.
На территории Узбекистана, особенно в городе Риштан до сих пор можно встретить специалистов, которые вручную производят эту сказочную посуду, расписать ее специальными сакральными знаками или пожеланиями. Такие ляганы веками хранят, как реликвию, передавая от старшего поколения младшему.
Узбекская посуда: виды и особенности выбора
Красивая сервировка – это завершающий аккорд в создании ароматной и вкусной еды. Правильно подобранная и расставленная посуда создает неповторимый антураж и дарит особое эстетическое наслаждение. Сегодня модно украшать застолье, используя национальную стилизованную посуду. Стиль, связанный с прошлым, не проходит никогда, такие предметы ассоциируются с давно прошедшими временами, они подчеркивают важность воспоминаний, которые обогащают и насыщают личность каждого человека. Узбекская посуда ручной работы в этом смысле заслуживает должного внимания. Она хранит в себе национальный традиционный колорит и многовековой опыт ремесленников; отличается приятным внешним видом, может применяться не только по прямому назначению, но и для украшения интерьера.
История возникновения узбекской посуды
Керамические и фарфоровые изделия изготавливают в стране издавна, со времен основания Великого шелкового пути. На протяжении долгих лет узбекские ремесленники выполняли кухонную утварь из обожженной глины и керамики. Древние люди стремились к уюту, поэтому полученная посуда получалась «теплой», «солнечной», изысканной, с элементами восточной стилистики. Классическим узором тогда был рисунок хлопковых цветов.
В кустарных мастерских вся продукция изготавливалась и расписывалась вручную и только в двадцатом веке – во времена индустриализации и промышленного переворота на смену мастерским пришли фабрики. Постепенно кустарное производство исчезало, а гончары, трудившиеся в мастерских, оставляли свое дело или переходили работать на крупные предприятия.
Высоко ценилась во всем мире продукция из фарфора Самаркандского завода, который был открыт в 1973 году. Узбекское предприятие производило из местного сырья более пятидесяти видов посуды, которая не уступала по качеству импортируемым зарубежным аналогам. Сегодня на территории страны действуют два крупных завода по производству посуды: «Simax F+Z», «Asia Paints Keramik».
Узбекский орнамент на посуде
Узбекская посуда довольно разнообразна: коренные жители изготавливают из глины чаши для чая, кувшины, миски, амфоры, тарелки, пиалы. Глиняную посуду после обжига в печи украшают при помощи традиционных узоров, орнаментов в виде растительных или животных элементов. На поверхность наносят изображения птиц, рыб, ножей, фигуры людей. Легендарная посуда, изготавливаемая в историческом центре керамического промысла – Риштане, популярна во всем мире и представляет особую художественную ценность, ведь расписывается она вручную. Декор этих изделий яркий, выполняется в коричнево-зеленых оттенках. Поверх узора наносится голубая глазурь или эмаль – покрытия, которые защищают посуду от загрязнений и придают ей особую прочность.
Каждый элемент рисунка: завиток, цветок, геометрическая фигура или листик имеют свое значение. Орнамент узбекской посуды выполняется с использованием синих, голубых, желтых, красных, коричневых оттенков. Белые и голубые оттенки символизируют хлопок – это достояние узбекского народа. Стилизованные изображения семян хлопчатника – излюбленный узор жителей солнечного Узбекистана, так как в советские времена страна прославлялась выращиванием хлопка – сырья для производства хлопчатобумажных тканей. «Пахта» в переводе с узбекского означает «хлопок», так же называется керамическая серия, которую с удовольствием используют современные хозяйки для украшения праздничного стола. Она заслуживает достойного внимания.
Присутствие кинжала на рисунках кухонной утвари не случайно. Мотив уходит корнями в глубокую древность, так как встречается он на керамике, изготовленной более 2000 лет назад. Считается, что это настоящий оберег хозяев от злых людей и всевозможных бед.
Узнаваема и необычна хорезмская керамика, которая отличается витиеватыми узорами и горизонтальными кромками, окаймляющими кухонную утварь. Глазурь наносится густым слоем, благодаря этому орнамент кажется объемным, рельефным.
Современные мастера не изобретают новые виды украшений, сохраняя древнее искусство и красочный колорит изделий в первоначальном виде. Для декорирования предметов быта они используют особые краски из природных компонентов, которые даже сегодня приготавливают вручную. В состав многих красок входит измельченная масса сухой верблюжьей колючки.
Особенности выбора посуды для плова, чая и др.
Подавая традиционное узбекское блюдо – плов, хозяюшки используют кухонные наборы, состоящие из 4, 5 или 6 тарелок. Такие комплекты дополняются большим блюдом, диаметр которого около 50 сантиметров. Ставят его посредине стола.
Чай узбеки пьют медленно, наслаждаясь общением и приятным вкусом ароматного напитка. Для сервировки используют наборы посуды, состоящие из заварочного чайника и чашек. Невозможно себе представить узбекский быт без пиал: глубокие полусферические емкости без ручек присутствуют на любом столе. Крупные пиалы, называемые «коса», «каса» или «косушка» используют для соуса, супов, других полужидких блюд. В миниатюрные экземпляры наливают спиртные напитки, например, коньяк или водку.
Однако наиболее употребляемы «ляганы», в них кладут твердую пищу. Они схожи с традиционными тарелками, но называть посуду таким образом не нужно, так как неграмотное название может стать оскорблением для ценителя узбекской кухни.
Существует множество блюд, напоминающих «ляган» — плоское широкое блюдо овальной, круглой и даже квадратной формы, но имеющих другое название. Так, «порум-товок» — это посуда для мучных или кондитерских изделий, «палов-товок» — это, как следует из названия, блюдо для плова, а «дам-товок» — это керамическая перевернутая крышка, которую используют узбекские повара для подготовки ингредиентов или для выкладки набора продуктов на стол.
Виды и разновидности узбекской посуды
Для подачи разнообразных национальных блюд гостеприимные узбекские хозяйки используют красивую, изготовленную искусными мастерами посуду. Для сервировки праздничного стола или повседневной трапезы, состоящей из первых, вторых блюд подойдут следующие виды керамической и чугунной посуды.
Ляган
Это большая круглая или овальная тарелка для главного блюда, которое затем перекладывается в небольшие тарелочки. Если в лягане подается плов, тогда его едят прямо из блюда при помощи столовых приборов или руками. Раньше керамическое изделие присутствовало исключительно на праздничных застольях, узбекских свадьбах, теперь это незаменимый атрибут для повседневной сервировки столов, за которыми встречаются большие семьи. Посуда подходит для подачи лепешек, которые не нарезают, а разламывают. В зависимости от размеров используют ее для сухофруктов, кондитерских изделий, традиционных восточных сладостей.
Ляганы бывают плоскими, а также с небольшими бортиками, расположенными под различными углами. Изготовленные вручную, они ценятся выше, чем те, которые произведены промышленным способом.
Чайник с пиалами
Чайные сервизы – это украшение любого стола. Декорированные тонкими изящными линиями и восточными узорами, выглядят они бесподобно, а пить из них – одно удовольствие. Высокородная посуда подходит для любого вида чая: набор, выполненный в национальном узбекском стиле «Пахта» и бело-синей цветовой палитре, станет визитной карточкой гостеприимных хозяев. В ассортименте представлена посуда для чаепития с национальной росписью различных форм, но наиболее популярен сервиз с круглым чайником и небольшими пиалами. В состав набора входит также ляган, блюдце, коса. Это прекрасное дополнение к коллекции кухонных аксессуаров.
Пахта
Серия узбекской посуды «Пахта» – это не только чайный сервиз с пиалами, но и другие разновидности посуды, такие как:
Серия включает более 80 наименований, она смотрится стильно и современно. Отличительная особенность аксессуаров – изысканный дизайн.
Большая узбекская тарелка
Другое название блюда, стоящего на середине стола и являющегося признаком узбекского гостеприимства – ляган. На него выкладывают горкой плов или порционно наломанные лепешки. Не очень большие аксессуары заполняют сладостями, конфетами или сухофруктами. Тарелка не имеет углубления, так как не предназначена для первых блюд с большим количеством жидкости.
К лягану у восточных людей особое отношение: чем дороже гость, тем богаче и ярче посуда. Конечно же, сделанная вручную, тарелка ценится больше, чем та, которая изготовленная на фабрике. Умелые мастера научились зашифровывать на поверхности посуды при помощи специальных символов послания или жизнь человека. Такие экземпляры передаются из поколения в поколение, их сохраняют в доме как семейную реликвию. Ляган используется не только по прямому назначению, а может стать украшением комнаты. Его подвешивают на стену, ставят в шкаф, кухонный сервант или на самое видное место. Процесс хранения декоративной посуды облегчают специальные подставки, на которые укладываются красочные изделия.
Хорезмская керамика
Хорезмский керамический стиль дошел до нашего времени практически в первозданном виде, без изменений. Основные используемые цвета: белый, бирюзовый, синий. Они символизируют чистоту, простоту, счастье, мечту. Узоры на посуде сдержанны, благородны. Тонкие контуры сочетаются с бирюзово-синим фоном, на котором впоследствии белыми штрихами выкладывается выпуклый рельеф. Края очерчены широкими линиями в виде каймы. Густая глазурь придает композиции голубоватый цвет, еще более подчеркивая эффект «выпуклости». Формулы красящих составов держатся в секрете. Нужно отметить, что изготовлены они по древней технологии исключительно из природных компонентов без современных красителей и лаков. Глину для создания посуды подбирают плотную и сухую (или звенящую).
Чугунная посуда
Кухонные предметы, отлитые из чугуна, ценятся за способность надолго сохранять тепло. Узбекские казаны предназначены для готовки на открытом огне, в них неспешно томятся такие национальные блюда как плов или густой суп. Такая посуда прослужит очень долго, она имеет толстые полукруглые стенки и плоское дно. Пища, приготовленная в чугунном котелке, вкусная, наваристая, имеет приятный аромат. Все ингредиенты равномерно прогреваются, не пригорают благодаря особенному температурному режиму приготовления. Емкость на 7-8 литров вполне подойдет для того, чтобы накормить большую семью вкусным обедом или ужином.
Производство узбекской посуды
Узбекская керамика довольно востребована у местных жителей, а путешественников она поражает своей неповторимостью и даже на фото выглядит великолепно. Туристы со всего мира с удовольствием посещают гончарные мастерские и покупают ценную посуду. Производство керамики развито в нескольких районах Узбекистана, но древним центром керамического ремесла считается Ферганская долина, на южной части которой располагается город Риштан. Алайские предгорья возвышаются на 482 метра над уровнем моря, эта область, граничащая с Киргизией, именно здесь на протяжении веков развивалось народное гончарное искусство. Этому во многом способствовало то, что на этой территории добывался высококачественный первичный материал. Местная глина имеет красноватый оттенок, она прочна и податлива в обработке.
Каждый мастер имеет собственный секрет приготовления сырья, но технология производства схожа. В глину кладут птичье перо или камышовый пух – компоненты, которые при обжиге сгорают и образуют полости. Эти пустоты облегчают готовые изделия и обеспечивают эффект «термоса» при дальнейшем использовании предметов быта.
Ишкоровую глазурь готовят из редкого растения – ишкор, произрастающего в Узбекистане. Его собирают, обжигают, а затем полученную золу нагревают до 1200 градусов до появления кристаллов. Полученные соли материала перемалывают, добавляют кварцевый песок, муку и измельченную белую гальку. Для придания стекловидному покрытию зеленого окраса красящий порошок обогащают медью, для получения синего оттенка используют кобальт, а для фиолетового – марганец. Глазурь содержит и окиси олова в небольших количествах, этот компонент придает изделиям свойственную им прочность.
Отличить оригинальную посуду от фальшивки очень легко: на изделиях, изготовленных вручную, просматриваются мелкие трещинки и следы от гончарного круга. На подделках они отсутствуют.
Узбекистан – это рай для ценителей красивой посуды. Производится она по старинным технологиям, которые держатся в секрете и передаются от старшего поколения младшему. В частных мастерских работают преимущественно члены одной семьи. Они искусно владеют ремеслом, знают все тонкости процесса и бережно хранят тайну изготовления сервизов. Производство керамики – это настоящее мистическое действо: в процессе лепки мастер поет определенные песни и читает молитвы, поэтому узбекская посуда поистине считается культурным элементом и предметом художественного промысла с долгой историей.