Блудница это что значит
«Блудница»: каких женщин так называли в дохристианской Руси
В дохристианской языческой Руси современное понятие разврата было достаточно неопределенным – многое из того, что тогда считалось нормой, сегодня сочтут распутством. Тот же Киевский князь Владимир, креститель Руси, по свидетельствам иноземных очевидцев, имел у себя гарем с десятками наложниц, и подобное в то время практиковали многие состоятельные князья.
Судя по дошедшим до нас письменным источникам, первый «налог» на девиц, выходивших замуж будучи не невинными, ввела княгиня Ольга в 953 году. Прежде потеря невинности до супружества не порицалась. Более того, обычно «право первой ночи» принадлежало языческим волхвам. Только князем Святославом спустя 14 лет после указа Ольги была провозглашена абсолютная половая монополия супруга – только он обязывался вступать в сношения с женой.
До христианства на Руси слово «блуд» применительно к женщинам не имело осуждающего значения – блудница – значит, ищет себе мужа, блуждает в поисках. Затем этот ярлык начали навешивать на девушек, потерявших невинность. С XII века блудницами считались незамужние и вдовы, вступавшие в добрачную связь с мужчинами. Только с XVIII века обозначение «блудница» превратилось в ругательное слово.
До поры до времени разврат как социальный институт на Руси не существовал – класс аристократов как таковой еще не сформировался, и «носителей цивилизации», иностранцев к нам приезжало не так много. Вдобавок, с воцерковлением Руси корыстный блуд (проституция) стал считаться таким же преступлением, как воровство и разбой – сводницы и кабацкие девки нещадно и прилюдно поролись на городских площадях.
Впрочем, несмотря на домострой и запреты церкви простой народ не чурался распутства.
Иностранцы принимали за разврат даже сам факт совместного мытья славян в бане (не секрет, что в Европе того времени мыться вообще было грешно – по церковным канонам). По свидетельству византийского миссионера Велизария, посетившего новгородские земли в 850-м году, «житие словенов и русинов дико и безбожно»: иностранца поразило, что мужики и девки запираются вместе в жарко натопленной бане, хлещут друг друга вениками, затем кидаются в прорубь или сугроб. А потом идут «истязать свои телеса» в избы.
Свод христианских правил и рекомендаций XVI века «Домострой», своего рода расширенная церковная «памятка» для каждого православного, – это первый сравнительно широко распространенный письменный документ, который, в том числе, и жестко регламентировал сексуальные отношения между мужчинами и женщинами. Они должны были быть полигамными, муж вы семье главенствовал, половая жизнь ограничивалась определенными днями, всякие «сомнительные» лобызания и поцелуи при этом не разрешались.
Запрет также касался и «блудливых речей». Даже эротические сновидения считались дьявольским наваждением, и их следовало отмаливать. Соитие по этому своду правил должно было происходить исключительно для зачатия.
Церковь считала порочным (в современном понимании этого термина) сексуальность женщины – ей не следовало краситься, наносить макияж, дабы не «прельщать бесов». Привлекательные женщины позиционировались как явные блудницы.
Блудница: кого на самом деле так называли русские
Под словом «блуд» большинство людей понимает беспорядочную интимную жизнь, а еще 100 лет назад этому понятию причисляли и супружескую измену. Такой подход закрепился на Руси после принятия христианства, когда церковь стремилась ввести новое определение нравственности для разгулявшихся язычников. Но «блудницами» не всегда называли женщин-развратниц, были и другие, более безобидные обладательницы этого звания.
«Блудница» в Библии
Согласно Священному Писанию, «блудницами» называли непотребных женщин, ведущих развратный и нечестивый образ жизни. При этом под развратом больше понимали не беспорядочные половые связи, а идолопоклонство и отказ от христианской веры. Поэтому во многих славянских языках слово «блуд» имеет другое значение, близкое к проявлению вероотступничества. В словенском и хорватском языках — это понятие означает «ошибка», а в польском и чешском — «заблуждение».
Блуд в чистых помыслах
Для древних славян близость до брака не была под запретом, некоторые мужчины даже практиковали многоженство. Любовные связи не осуждались, а, напротив, считались абсолютно нормальным явлением. На народных гуляньях развратные действия нередко приобретали массовый характер, о чем позднее упоминали православные монахи в своих летописях: «Тут же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же».
Несмотря на то, что слово «блудница» появилось в словарном запасе русского человека ещё в VII веке, тогда оно никак не было связано с девушками низких нравов. Это понятие происходило от глагола «блудить», что означало — искать жениха. При патриархальном укладе жизни холостого мужчину, как правило, «блудником» не называли, этот термин в основном использовали в отношении женщин. Получается, свободные девушки и вдовы были «блудницами» не по зову сердца, а по необходимости. Ведь, как говорится, «жена без мужа — как без головы».
Когда блудницы стали грешницами
С приходом христианства у русских изменились не только моральные ценности, но и значение слова «блудница». С XII века этим словом стали клеймить девушек, не сохранивших невинность до брака, обычно тех, кто был замечен в любовных связях с чужими мужьями. Церковь ставила целомудрие превыше всех соблазнов, а распутный образ жизни отошёл в разряд смертных грехов.
Примечательно, что к блуду в православной Руси относили не только интимные отношения, но и невинные заигрывания с чужими супругами, танцы без праздничного повода и даже связь между мужем и женой в день священного поста. За несоблюдение православных норм блудниц могли сослать в монастырь или наказать кнутом, как это предписывалось в учениях Домостроя.
БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ (PROSTITUTE, PROSTITUTION)
Из всех показанных в Библии блудниц поименно названо только трое. Из них к Фамари и Раав в Израиле относились уважительно ( Быт. 38:6–26 ; Нав. 2:1–21 ). Далида же вполне соответствует образам и метафорам блудниц как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
Из большинства метафорических описаний мы видим, что сердце блудницы подогревалось алчностью. Действительная нужда ли ею двигала или просто низменные наклонности, но блудница всегда занимала рваческую позицию, стремясь получить желаемое во что бы то ни стало и в то же время предлагая удовлетворение за определенную плату. В основе блуда лежит потакание своим желаниям.
Поведение блудницы – бездумное разрушение. Блудница – это человек, вступающий в половую связь в обмен на материальное вознаграждение. Обычно это женщина, отличающаяся от прелюбодейки неразборчивостью в выборе партнеров. В Притчах она характеризуется как безрассудная, шумливая, глупая и невежественная ( Притч. 6:26, 9:13 ). Она противопоставляется верной жене и ищет тех, кто предлагает наивысшую цену, преследуя собственные интересы и не связывая себя с единственным мужчиной.
Примером вероломных уловок блудницы служат Далида и безрассудная женщина из Притчей. Мудрый учитель в Притчах предупреждает о безразличном отношении блудницы к своим клиентам: «. из-за жены блудной обнищавают до куска хлеба» ( Притч. 6:26 ). В надежде на вознаграждение Далида неоднократно предавала Самсона филистимлянам ( Суд. 16 ). Когда мы читаем, что Самсон в конце концов доверил правду ее извращенному уху, на память приходят слова учителя о другой сцене соблазнения:
Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень на выстрел,
доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки,
и не знает, что они – на погибель ее ( Притч. 7:22–23 ).
Предательство Далиды, как и все другие дела блудниц, привело к смерти. Предупреждения об этом пути к могиле неоднократно встречаются в высказываниях Мудрости ( Притч. 2:16–19, 5:3–5, 7:6–27, 9:18 ).
Цель блудницы – быстрое извлечение выгоды. Далида олицетворяет образ алчной, сладкоречивой женщины. Этот образ метафорически распространяется на израильтян, отвергающих Божью заботу и стремящихся получить выгоду другими средствами. Отдельные люди и израильский народ в целом обвиняются в блудодействе, когда они обращаются к заклинателям духов и волшебникам ( Лев. 20:6 ), прибегают к военной силе ( Наум 3:1–4 ), заключают политические союзы ( Иез. 23:5–6 ) или злоупотребляют торговлей ( Ис. 23:17 ). Израильтяне, которые слишком высоко ценят материальную выгоду, берут мзду и отступают от Божьего замысла, тоже считаются блудниками ( Ис. 1:21–23 ). Но самой распространенной причиной употребления эпитета «блудница» служит идолопоклонство.
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). Монотеистская позиция Израиля отличала иудаизм от других древних политеистических религий, поэтому метафорическое обвинение в блудодействе основывалось на понятии моногамии. Божий завет с Израилем можно сравнить с моногамным браком – Бог заботится об Израиле как о Своей супруге, предоставляет ему особую честь и требует от него поддержки в исполнении Своих замыслов. Надлежащим ответом на такую заботу должны были быть благодарность, любовь и послушание, но Израиль игнорировал Божью заботу и поддавался на обещания других богов в Ханаане, доме Божьего обетования. Израиль семь раз обвиняется в блудодействе с другими богами, и это слово вполне удачно характеризует измену Израиля ( Исх. 34:15–16 ; Лев. 17:7, 20:6 ; Втор. 31:16 ; 2Пар. 21:11, 13 ). Бог сказал, что «вопрошать свое дерево» Израиль побуждает «дух блуда» ( Ос. 4:12 ).
На основании собственного горького опыта с Гомерью, женой-прелюбодейкой, Осия рисует один из трех ветхозаветных метафорических образов блуда, характеризующего идолопоклонство Израиля. Подобно своевольной женщине, Израиль говорит: «Пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». Осия поясняет: «А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала» ( Ос. 2:5, 8 ). Израиль, как и Гомерь, поддался искушению легкой наживы прелюбодейства.
Действия Гомери отражаются в поведении Израиля – вкусив плоды прелюбодеяния и найдя их недостаточно сладкими, она решила вернуться к своему мужу. Осия точно предсказывает действия Израиля: «И погонится за любовниками своими, но не догонит их; и будет искать их, но не найдет и скажет: «пойду я и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь» ( Ос. 2:7 ). Как и Гомерь, Израиль блудодействовал с любовниками/идолами, которые обещают много, но не требуют так много, как Бог. Не получив обещанных наград, он возвращается к Богу. В образе блудодейства Израиля выражается стремление получить как можно больше удовольствий.
Сирота, которая стала царицей, но избрала погибель. С учетом возможности вынужденного или добровольного выбора нарисованный Иезекиилем образ идолопоклоннического блудодейства Израиля обретает силу полной завершенности: Бог говорит, что вытащил Израиль из грязи, как брошенного младенца с еще не отрезанной пуповиной, а затем вырастил эту девочку и сделал красивой и нарядной. Избавленная от возможной участи вынужденной проституции, она была благословлена прекрасной пищей и дорогими одеждами и приобрела известность своей красотой. Но, говорит Бог, «ты понадеялась на красоту твою и, пользуясь славою твоею, стала блудить», с омерзительным извращением платя тем, кто домогался ее (см. Иез. 16:3–41 ). Идолопоклонство Израиля изображается как сознательный выбор сироты, ставшей царицей, – несмотря на свое положение, она выбрала профессиональную проституцию, выражавшуюся как в делах, так и в поклонении.
Другие религии предлагали духовные, космические обоснования проституции, но Библия последовательно изображает ее низменной и животной, унижающей человеческое достоинство. Израиль предпочел поклоняться культам, против которых его предостерегал Бог ( Пс. 105:35–39 ). Через Иеремию Бог описывает бесстыдное и униженное состояние Израиля, к которому он в результате пришел:
На всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал.
Как можешь ты сказать: «я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?»
. ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям своим?
Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух,
Бог заповедал Израилю «не ходить вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству» ( Чис. 15:39 ). В Его глазах проституция – это потакание собственным слабостям, а не самопожертвование.
Будущее блудницы – неизбежный суд. Предающиеся низменным страстям со многими любовниками рискуют подвергнуться насилию, наказанию и даже смерти. Иезекииль предупреждает неверный Божий народ:
Так говорит Господь Бог: вот, Я возбужу против тебя любовников твоих. и поступят с тобою яростно: отрежут у тебя нос и уши. возьмут сыновей твоих и дочерей твоих. оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя и распутство твое и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя ( Иез. 23:22, 25, 29–30 ).
Образы блудодейства дополняются судом. В Откровении образ блуда опять принимает выразительную силу. Вавилон, город безбожия, упадка, материализма и грубой силы, изображается великой блудницей, которая «яростным вином блуда своего напоила все народы» ( Откр. 14:8 ). К ужасу тех, кто домогается ее, суд над ней выливается в бесконечный столб дыма ( Откр. 19:1–3 ).
Суд над проституцией, особенно религиозной, – суд окончательный и безжалостный, но покаянное сердце может рассчитывать на помилование. Надежда блудницы – Божья милость. Проституция служит темным фоном, на котором сияет Божье милостивое прощение и восстановление. Все три ветхозаветные аллегории блудодейства заканчиваются обетованием, что Бог примет своенравную женщину, простит ее грехи и установит с ней новые отношения взаимной любви ( Иер. 3:11–18 ; Иез. 16:53–63 ; Ос. 2:14–3:5 ).
В евангелиях и посланиях Нового Завета этот образ милости выражается в самих рассказах о проституции. Иисус похвалил грешную женщину, облившую Его ноги благовониями и слезами ( Лк. 7:36–50 ), так как острое осознание своей вины открыло ее сердце для любви и веры в Него. Он бросил вызов религиозным лидерам, сказав: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» ( Мф. 21:31 ). Павел заметил, что хотя некоторые коринфяне занимались проституцией, теперь они омылись, освятились и оправдались через Христа ( 1Кор. 6:9–11 ). Таким образом, проституция показывается и как возможность для проявления Божьего прощения и искупления.
См. также: БРАК, ГЛУПОСТЬ, ЖЕНЩИНА, ИДОЛЫ, ОТСТУПНИЧЕСТВО, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ, ОБОЛЫЦЕНИЕ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Вавилонская блудница: прототипы и толкования образа
Слов, обозначающих женщину легкого поведения, в русском языке довольно много. Некоторые из них относятся к общеупотребительным, другие являются бранной лексикой. Также некоторые слова пришли из прошлого и сейчас носителями языка воспринимаются как устаревший лексический пласт. Пример подобного явления – это «блудница». Ознакомимся с оттенками значения этого слова.
Кто такая вавилонская блудница
Само слово «блудница» в Писании встречается достаточно часто, причем в большинстве случаев в переносном значение — именно так неоднократно Господь именует свой отделенный еврейский народ, за многочисленные нарушения данных Им заповедей.
Впервые вавилонская блудница упоминается в Апокалипсисе Иоанна Богослова
Так именуется не только женщина, но и народ Божий, который предпочел чистой Божьей любви манящее греховное естество.
Происхождение выражения
Выражение встречается в последней книге Библии, в Новом Завете. Откровения — это послание, написанное апостолом Иоанном на острове Патмос, во время его ссылки. Он видит несколько видений, которые показывают ему будущее.
В частности, в 17 главе апостол описывает явление ему ангела, который зовет его посмотреть на великий суд, который скоро состоится («Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» Откр.17:1-2).
Далее Иоанн называет женщину, которую судят просто «Вавилон великий», отсылая читателя к ветхозаветным временам, когда столица Персии была городом разврата и порока. Ниже в тексте, женщину именуют просто «блудница», что впоследствии и привело к происхождению выражения «вавилонская блудница», несмотря на то, что дословно такое словосочетание в Откровении не встречается.
Значение слова
«Вавилонская блудница» — это апокалиптическая аллегория в христианстве, точное значение которой пытались узнать многие богословы и философы. Данное словосочетание складывается из двух слов: Вавилон и блудница. При этом следует понимать, что апостол Иоанн не использовал именно выражение, оно появилось уже при толковании его книги.
Вавилонская блудница — женский образ, воплощающий греховные деяния
Блудница в Библии означает падшую женщину, которая живет по греховным принципам и либо изменяет мужу, либо вовсе его не имеет и проводит ночи в компании разных мужчин. Сегодня так называют женщин, чья порочность достигла небывалых масштабов, хотя слово и считается устаревшим.
Вавилон во времена Израильского царства выступал символом разврата и греха. Этот город был столицей Месопотамии, его населяли персы, шумеры, аммореи, халдеи, арабы и другие национальности. Во времена своего расцвета был могущественным городом, куда стекались все люди, особенно нечестивые и развратные.
В Ветхом Завете описаны случаи завоевания Израиля Вавилоном и греховное запустение, последовавшее после этого. Господь часто обличает Израиль через пророков, упрекая евреев за то, что они заигрывают со грехом и жаждут погружения в греховную жизнь, точно так же как и вавилоняне. Поэтому Вавилон часто употребляется в метафорах и аллегориях как совокупность разврата и порока.
Образ из Откровения Иоанна
В 17 главе Откровения апостол Иоанн подробно описывает увиденное им на суде, на который пригласил его ангел. Он же и объясняет апостолу увиденное, толкуя символику показанного. Иоанн видит женщину, которая сидит верхом на некоем звере с 7 головами (Откр. 17:8).
Она одета в дорогую одежду, покрыта драгоценностями, а в руке держит чашу, которая наполнена мерзостями. Ангел говорит, что женщина эта утоляет жажду кровью святых и мучеников, указывая на печать Вавилона на ее лице. Посланник Бога также объясняет апостолу символическое значение некоторых деталей данного собирательного образа:
До сих пор неизвестно, относилось ли видение к периоду первых веков, когда смена царей происходила очень быстро, а разврат царил повсеместно или речь о будущем, т.е. времени перед пришествием Христа.
Святая
«Ты не забыл подогреть себе завтрак на плите или съел его холодным?», — в этой фразе скрыт весь смысл твоей женской роли. Почему, собственно говоря, тебя заботит, в каком виде он съел, например, свой завтрак? Ведь такой вопрос, обычно задают мамы своим детям, не правда ли? Таким образом, ты, ведешь себя с ним как мать, обращаясь как с ребенком? Обидно? Но справедливо!
Но почему мы, женщины, стремимся заботиться о мужчинах? Дело в том, что нас с детства готовят к материнству. Наблюдая, как мама заботилась о тебе, о твоих собратьях (если таковы имелись) и об отце, ты непроизвольно перенимала ее опыт, восхищаясь ее «сверх естественными» способностями «святой» женщины, и копировала, своего рода, искаженное поведение. Особенно, если ты видела, что мать заботилась об отце, постоянно напоминая ему элементарные вещи: что где лежит, что является съедобным и подогретым, как одеваться и когда оплачивать счета. В этом случае, ты, безусловно, решила для себя, что именно так должны вести себя женщины с мужчинами, решая, что мама, исключительно благодаря своей заботе заслужила его любовь! Поэтому, став взрослой, ты начала «няньчится» со всеми мужчинами в своей жизни, удивляясь, почему же не нашелся еще тот, единственный, который сможет оценить и согласится жить со «святой»? Подумаешь, жестоко, но все же, львиная доля правды в этом есть, не так ли?
Мужчины очень быстро привыкают к женской заботе и пользуются нашим безграничным терпениям. Но что получается в результате? Они ожидают от нас прощения их многочисленных просчетов, надеясь на сочувствие к своим недостаткам, требуя снисхождения к своей, например, агрессивности или забывчивости. То есть, все это мужчины ожидают от женщин, как дети, уверенные в безграничном терпении своих матерей! Они уверены в том, что женщина должна быть дружелюбной, уравновешенной, любящей, нежной, заботливой особой, обладающей долготерпением. Мы, по их мнению, должны воплощать все те качества, которые им не свойственны, и, которые они лишь изредка могут в себе обнаружить.
Мужчины вешают на нас ярлык «святой», идеальной женщины-хозяйки, женщины-матери, с которой удобно, уютно и безопасно, но которая слишком зациклена на том, чтобы ему прислужить и угодить. «Святая» редко вызывает в нем сексуальное желание, даже если интимные отношения и присутствуют, он может быть мысленно неудовлетворен. Ведь внешне идеальные отношения со святой «матерью» убивают страсть, поэтому исполнение супружеского долга нередко происходит «на автомате».
Выход здесь один: прекрати обращаться с мужчинами как мать! Не стоит делать за него то, с чем он сам может справиться, если только захочет, не говори с ним как с маленьким мальчиком, доверяй ему и относись как сформировавшийся личности, на которую можно положиться и, главное, не поддавайся искушению помочь ему, если тебя об этом не просят! Ты должна приложить максимум усилий, чтобы сломать стереотип «святой», впустив в свою жизнь противоположный женский образ — блудницы…
Исторические прототипы
Книга Откровения до сих пор вызывает неоднозначные толкования, поскольку до конца непонятно, описывал апостол события своего времени, т.е. уже прошедшие или говорил о грядущих, т.е. времени перед пришествием Христа.
Блудница восседает верхом на звере с 7 головами и 10 рогами
Касательно видения, существует несколько версий богословов и толкователей о реальных прототипах. Наиболее распространенные из них следующие:
С уверенностью утверждать, какая именно версия точна невозможно, поскольку книга Откровения — это произведение метафорическое и истинные прообразы были известны лишь автору.
Блудница
Если образ «святой» формируется в процессе воспитания, то противоположный ему, раскрепощенный, манящий и сексуальный образ «блудницы» имеет место в фантазии каждого мужчины.
Мы живем в такое время, когда ведется открытая пропаганда образа «блудницы». Мужчина, с неугнетенным либидо, восхищенно заглядывается и любуется сексапильными формами кинозвезд, которые не стесняются демонстрировать свои прелести. Мода диктует свои идеалы и заставляет оценивать своих любимчиков, зная все пароли психологических особенностей мужского пола, восхищенные взгляды которых являются главной целью продвижения готового «тренда» на рынок.
Любой мужчина хочет видеть рядом с собой красотку, которая соответствует современным веяниям о красоте и сексуальности. Он хочет ревновать, наслаждаться, «задыхаться» и владеть своей «блудницей». Она – воплощения его сексуальных фантазий, табуированных с детства. Хоть раз в жизни (возможно, до встречи с тобой), на его пути повстречалась эта самая «блудница» в чистом виде, он непременно об этом помнит, будь она в его судьбе 5 минут, 1 час или неделю. Потому что, рядом с ней он воплотил все свои сексуальные желания в реальность, завершил ту стадию, о которой знал только он сам. Это была женщина, которая, подобно торнадо, неожиданно ворвалась и пробилась в его фантазию, нажимая на самые сокровенные и потайные кнопки, взломав все преграды и табу. Она также молниеносно исчезла, исполнив свое временное назначение и сыграв фантастическую роль «блудницы».
С этим образом в чистом виде совместная жизнь, в повседневном ее смысле, не возможна, потому что «блудница», в его понимании, удовлетворяет либидо, не затрагивая область чувств. В такую женщину можно влюбиться, но полюбить ее – трудно. Иными словами, это роль любовницы, которая так и не состоялась как жена, потому что ограничила себя тесными рамками доступной «блудницы», позволяя исполнять лишь роль сексуального объекта для мужчин. Она не сможет удержать мужчину, который не рассмотрел в ней и крошечной части «святой».
Каким же будет самый подходящий женский образ, который сможет удовлетворить мужчину, спасая его от скуки и соблазнов?
Толкование
За все время существования последней книги апостола Иоанна, были выдвинуты множества толкований, в том числе богословы пытались расшифровать и значения данного образа. Многие говорили, что под ним скрывается лицо Римской империи, кто-то утверждал, что речь о Израиле, а некоторые вообще склонны верить, что это собирательное воодушевление грядущего разврата, в который погрузится мир. Однако за первые две версии говорит 18 глава Откровения, где автор рассказывает про падение Вавилона.
Одним из самых противоречивых, но любопытных толкований, является версия церковных реформаторов-протестантов, включая Мартина Лютера, которые утверждали, что речь идет о Католической Церкви, которая погрузилась в разврат. А Папу Римского при этом считали воплощением Антихриста.
В богословии
Толкователи и богословы склонны рассматривать женщину верхом на звере как олицетворение греха, бушующего в мире. Она является спутницей Апокалипсиса, а помня слова Христа, что в последнее время грех приумножиться, можно предположить, что распутная дева является символом безумия и зла, что будет твориться в мире.
Женская фигура грешницы верхом на звере символизирует грех блуда
Многие богословы также считают, что этот персонаж был отнесен к Римской империи, которая была наполнена развратом и блудом. А цари, о которых упоминает Иоанн, сменилось достаточно много перед ее падением.
В современном мире
Данное выражение в настоящее время утратило свою актуальность, даже слово «блудница» почти не употребляется в простой речи и заменяется современными определениями. Словосочетание это сегодня встречается в переносном значении в ситуации, когда речь идет о нарицательном персонаже, отличающимся распутством и развратностью.
Образ блудницы в культуре и искусстве
Фигура нашла богатое отражение в произведениях искусства. Немало примеров светской живописи и иконографии демонстрируют нам апокалиптического многоголового зверя и его всадницу. А уже в наше время этот тандем появляется на страницах художественной литературы и киноэкране.
Живопись
Художники при изображении блудницы обычно следовали описанию из текста Откровения — это богато одетая женщина с чашей в руке, восседающая на семиглавом звере. Сюжет нашел отражение преимущественно в искусстве малых форм — книжных иллюстрациях, гравюре и миниатюрах. Так, в искусстве Запада стоит выделить самую большую из эпохи Средневековья серию из 64 шпалер, хранящихся во французском Анжерском замке.
Также сюжет нашел применение в русском православном искусстве, в том числе старообрядческом. Помимо книжных иллюстраций сохранились образцы фресковой живописи. Тут можно отметить роспись на апокалиптическую тематику в Свято-Троицком Даниловом монастыре XVII века, что находится в Переславле-Залесском.
Из искусства Возрождения известна гравюра немецкого художника Альбрехта Дюрера. Автор показал блудницу Апокалипсиса в виде современной ему куртизанки из Венеции — изображение сделано с натуры. При этом зверь для контраста показан здесь максимально уродливым и отвратительным.
Фигура всадницы зверя встречается и в иконописи. В Успенском соборе Московского Кремля есть соответствующее произведение XV века. Однако здесь образ лишен отталкивающих черт и в известной степени следует античным канонам искусства с его сюжетом похищения Европы быком.
Литература
В художественных произведениях фигура блудницы встречается чаще в виде эпитета, иронического выражения либо непосредственно отсылки к тексту Писания. Ее упоминание можно найти в сонетах Джона Мильтона, классической русской литературе, включая творчество Пушкина, а также фантастике поляка Анджея Сапковского. Анхель де Куатье посвятил блуднице одну из книг своего мистического цикла.
Кинематограф
В фильмах фигура также нашла немало отображений, и здесь уже фантазия авторов и режиссеров не знает границ, причем первые эксперименты по данной библейской теме начались уже на заре кинематографа.
«Метрополис» (1927) режиссера Фрица Ланга. В этом произведении немого кино можно увидеть танец конца света, в роли великой грешницы выступает робот.
«Омен-2» (1978), известный триллер на тему прихода Антихриста. В заброшенной церкви показана статуя блудницы.
«Девятые врата» (1999), мистический фильм по роману Артуро Переса-Реверте, где присутствует гравюра с ее изображением.
«Сверхъестественное» (2005-по н.в.), сериал, где в эпизоде «99 проблем» жена Апокалипсиса выдает себя за пророка, приняв облик дочери пастора.
Музыка
Апокалиптические сюжеты всегда привлекали рок-музыкантов.
Фигуру блудницы использовали следующие артисты в своих текстах, названиях и оформлении альбомов:
В религии
Библия является священной книгой для многих направлений и деноминаций, а книга Откровения толкуется по-разному, в зависимости от учения Церкви и времени. Так, вавилонская блудница была истолкована разными представителями совсем иначе:
В прошлом термин широко применялся в идейной борьбе между различными церквями
Неточность Откровения и ее полная метафоричность привела к тому, что толкуют ее в целом и данное выражение совершенно по-разному. При этом используя видение Иоанна по своему усмотрению как доказательство собственных взглядов.
Как образ города
В богословии существует две главные теории, кто скрывается под прообразом женщины на звере. Первая и главная версия утверждает, что таким образом Иоанн именует Римскую империю, которая в те годы пребывала на пике силы и власти, что, как и во все времена, сопровождалось развратом и блудом, а также размещалась на 7 холмах («сидит на 7 горах).
При этом, слова ангела «упоена была кровью святых» можно отнести к гонениям, которые переживали христиане первых веков от императоров Рима.
Интересно! На римских монетах 70 года н.э. (Откровение написано около 80-го г. н.э.) империя была изображена как женщина, восседающая на 7 горах. Вавилон в данном тексте является зашифрованным названием Рима, а блудница — собирательный образ всех грехов и мерзостей, происходивших в столице.
Альтернативная версия богословов говорит о том, что Вавилон в данном тексте — это Иерусалим. В пользу этой теории также говорит утверждение о 7 горах — Иерусалим стоит именно на таком количестве холмов. Кроме этого, во времена Иоанна город был наполнен развратными делами, тут убили Христа, а религиозные фанатики активно преследовали христиан. Город был уничтожен в 70 году н.э., что тоже подходит под описание 18 главы Откровения — падения Вавилона.