Блокировка гидротрансформатора акпп что это
«Бублик», убийца АКПП: что ломается в гидротрансформаторах и как их чинят
Гидротрансформатор, он же «бублик» (прозвище пошло от его формы), является непременным атрибутом любого «настоящего автомата». Не обходятся без него и мощные вариаторы, и даже в преселективную АКПП его поставили на некоторых моделях Honda (например на Acura TLX), чтобы обеспечить мягкость движения на малой скорости. И иногда он выходит из строя.
Казалось бы, это чисто гидравлический узел и ломаться там нечему, разве что протечь может… Но нет, современный гидротрансформатор много сложнее в устройстве, чем картинка в старом учебнике и скорее является узлом с ограниченным сроком службы, после чего должен пройти процедуру восстановления. Что же с ним происходит, что у него внутри и как это починить?
Как устроен «бублик»?
Основной задачей гидротрансформатора всегда было преобразование крутящего момента и оборотов: он работает как гидравлический редуктор, который умеет снижать обороты и повышать крутящий момент с коэффициентом трансформации до 2.4. Основана его работа на передаче энергии через поток жидкости — в данном случае трансмиссионного масла, которое мы все знаем как ATF (automatic transmission fluid).
Коленчатый вал мотора связан с насосным колесом, которое разгоняет жидкость и отправляет ее на турбинное колесо. Турбинное колесо в свою очередь связано с коробкой передач. Жидкость раскручивает турбинное колесо и отправляется обратно на насосное. Но перед этим она попадает на лопатки направляющего аппарата, выполненного в виде колеса-реактора, которые ускоряют поток жидкости и направляют его в сторону вращения.
Таким образом поток жидкости ускоряется до тех пор, пока скорости вращения насосного и турбинного колес не выравниваются, и тогда гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты, при котором преобразования крутящего момента не происходит, а направляющий аппарат начинает свободно вращаться, не мешая току жидкости.
Чем больше разница скоростей вращения турбинного и насосного колес, тем больше ускоряется ток жидкости, но при этом она начинается нагреваться, а КПД гидротрансформатора падает — больше энергии уходит в нагрев. Когда же скорости вращения колес выравниваются, то в передаче момента через жидкость с большими потерями смысла нет.
Поэтому со временем в гидротрансформаторы стали внедрять элементы обычного фрикционного сцепления, основанного на трении. Называется это блокировкой гидротрансформатора. Суть блокировки — в соединении входного и выходного валов, чтобы передавать момент напрямую. Без нее старые машины с АКПП, как говорится, «не ехали».
На самых старых конструкциях блокировка срабатывала автоматически, за счет давления рабочей жидкости, но с появлением АКПП с электронным управлением функция стала управляться отдельным клапаном. Говорить же о способах реализации блокировки нужно в отдельной статье, потому что их великое множество. Но смысл один — соединять валы и временно исключать из цепочки передачи крутящего момента трансмиссионное масло.
А вскоре на фрикционы блокировки возложили задачи, сходные с задачами обычного сцепления механической КПП — при разгоне они немного смыкались, пробуксовывая и помогая передавать крутящий момент, а сама блокировка стала срабатывать очень рано, чтобы уменьшить потери в гидротрансформаторе. Собственно, современные гидромеханические «автоматы» уже нельзя назвать классическими — это уже некий гибрид.
И чем мощнее становились двигатели, тем сильнее нагревалась жидкость в ГТД, тем сложнее было обеспечить его охлаждение, и тем больше работы по передаче крутящего момента старались переложить на сцепление блокировки.
Что ломается в гидротрансформаторе?
Раз есть сцепление внутри «бублика», значит, оно изнашивается — вечных фрикционных пар не бывает. К тому же продукты их износа загрязняют внутренности ГТД, поток горячей жидкости с абразивом «выедает» металл лопаток и других внутренних частей. Также потихоньку стареют, выходят из строя от перегрева или просто разрушаются уплотнения-сальники, а иногда выходят из строя подшипники или даже ломаются лопасти турбинных колес.
Продукты износа фрикционной накладки попадают и в саму АКПП, ведь охлаждение ГТД идет прокачкой масла через насос коробки и общий теплообменник. А в гидроблоке АКПП (о нем нужно рассказывать отдельно) есть еще много разных мест, где грязь может что-то забить или жидкость может проточить лишние отверстия, повредить соленоидные клапаны, замкнуть проводники…
В общем, со временем ГТД становится основным источником «грязи» в АКПП, которая обязательно выведет ее из строя. У некоторых АКПП проблема осложняется тем, что материал накладок «приклеен» к основе, и по мере износа в жидкость начинают попадать клеющие вещества, ускоряя процессы загрязнения в разы.
Таким образом, поживший «бублик» нужно менять или ремонтировать, пока он не сломал всю коробку передач. К слову, старые АКПП, у которых блокировка срабатывала редко, только на высших передачах или ее не имелось вовсе, имеют заметно большие интервал замены масла и ресурс.
Наиболее печальный случай
К чему это приводит, можно увидеть на примере широко распространенной 5-ступенчатой АКПП Mercedes 722.6. Она ставилась на несколько десятков моделей Mercedes-Benz, Jaguar, Chrysler, Dodge, Jeep и SsangYong c 1996 года и ставится по сей день.
В этой коробке передач гидротрансформатор блокируется на всех передачах, и специальный клапан регулирует его прижатие. Даже при плавном разгоне включается частичная блокировка, а при резком блокировка включается почти сразу. Машина получается экономичной и динамичной.
Блокировка гидротрансформатора АКПП: Что это и зачем?
В моем посте по принудительном холостом ходе было очень много комментаторов бодро утверждавших что такой фокус не пройдет с АКПП. Ну что же немного простыми словами о том почему пройдет.
Оговорюсь сразу, это простой обзорный пост, без учета 1001 детали от каждого производетеля, каждой версии и ревизии коробки. Если вы хотя бы раз разбирали и собирали АКПП то нового для себя, скорее всего не узнаете.
Ну что ж приступим.
Если упростить суть это аналог сцепления с мкпп, за одним но ГТ плавно передает момент за счет того что телом для передачи момента служит, не жесткий материал фрикционной накладки, а жидкость. Как это работает сначала объясню на простом примере
Есть два вентилятора
И тут опять таки инженерная мысль подкидывает идею. А давайте сделаем жесткую сцепку внутри ГТ. На подобии сцепления в мкпп и будем включать его на последней передаче, когда скорость будет, допустим больше 60 км/ч.
Но опять таки маловато будет.
Вот эта пыль и опять таки подогрев от не совершенства работы ГТ и я являются одними из основных причин смерти АКПП.
Автомобильное сообщество
14.6K постов 37.3K подписчика
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.
Ты сам признался что являешься причиной разрушения коробки, а ну ка плати за ремонт.
учитывая то, что там на каждом планетарном ряду стоит пакет фрикционов, сколько эта накладка добавляет продуктов износа в общую корзину?
А ещё, например, в шатовских пикапах для, как его, для хаулинга предназначенных, есть принудительное отключение блокировки ГТ. Типа до Х тонн тягаем как есть, а от Х до 2Х тонн тягаем только в режиме для «тяжелых прицепов».
Пропустил слово: максимально поздним «отключением»
Есть интересное видео о ремонте, но там еще подробно рассказывается о работе.
«На против», «на подобии» 🙂 Песня, хуле 🙂
У моей старенькой тойоты расход на трассе 8.6, а в городе аж под 20. Может это быть из-за упомянутой потери КПД в АКПП?
@disels, Привет. Подскажите пожалуйста по коробке AL4. Когда заблокирован гидротрансформатор имеется куча проблем. Например если ехать накатом и дать оборотам опуститься до 1500-1300, передача вниз ещё не скидывается и нажать на газ, блокировка ГТ не отключается и машина пытается ехать в натяг. Гудит и еле еле набирает обороты т.е. крутящий момент она пытается передать не через масло, а через железо. Ещё при заблокированном ГТ любое ускорение и замедление сопровождается подёргиваниями. Например еду спокойно 50 км\ч и резко отпускаю газ, машина дёрнется 1-2 раза. Если плавно отпустить газ то почувствуются небольшие колебания. Если ехать держа педаль газа и чуть нажать её, ускорение тоже будет сопровождаться подёргиваниями. Если ехать накатом и нажать газ, тоже ускорение будет с подёргиваниями. В общем любое изменение скорости при заблокированном ГТ не плавное. Я так понимаю всё происходит именно в момент смены ведущего и ведомого. Т.е. когда колёса начинают вращать коленвал или коленвал начинает вращать колёса. При разблокированном ГТ проблем никаких нет. Особенно когда идёт прогревочная программа и ГТ не блокируется пока греется масло, машина едет идеально, плавно и динамично. Плюс ко всему при торможении педалью чувствуются резкие рывки при переключении передач вниз. Ошибок нет, мотор в норме. Подскажите какой ремонт необходим?
Сейчас блокировка ГТ есть на всех передачах, кроме первой, кажись.
Пару лет назад ремонтировал бублик на 164-м, коробка на ходу перескакивала на нейтралку, приходилось останавливаться, глушить и заводить, тогда снова какое-то время ехала.
Это, что значит сейчас все машины с такими акпп сделаны? Или это просто как альтернатива?
Интереснт почитать кто говорил что такой фокус не пройдет. На бмв и меринах коробки с блокировкой гидротрансформатора ещр с середины 1990х. А с середины 2000х я думаю акпп без блокировки вообще сложно найти
Короче ничего эффективнее и надёжнее МКПП нету да?
Оно, кагбэ, не только для эффективности нужно, но и чтобы тормозить двигателем в ручном режиме переключения передач.
Столбняк в Санкт-Петербурге
Столбняк существует. Я в этом убедился на личном опыте. Но самая страшная болезнь в России не столбняк, а бюрократия.
Я думаю, эта история заслуживает внимания общества и широкой огласки.
Помогите распространить это сообщение как можно дальше. На всех уровнях. Соцсети, репосты, газеты, телефон, письма, рассказы знакомым, возможно кто то из вас спасёт жизнь одного, пусть и незнакомого человека.
ЛЮБОЙ из вас может оказаться на моём месте.
22 сентября я удалил дома вросший ноготь.
Через два дня палец дёргаться перестал. И я забыл эту историю.
Ещё через две недели место пореза стало вновь дёргать, затем потихоньку нога, другая, и мышцы по всему телу. Свело слегка челюсти, стало тяжело глотать и напряглись мышцы по всей спине.
И дальше начался двухмесячный кошмар. С больничного на больничный. От врача к врачу, на обследования я потратил всё что было, и безрезультатно. Инфекционисты, терапевты, неврологи- никто не мог поставить диагноз.
Сон, аппетит, работа, нормальная жизнь, общение, внешний вид- всё было потеряно.
В течение примерно 2-3 недель было ухудшение вплоть до единичных судорог, затем пошёл на поправку, затем заживший палец снова начинал болеть и шло ухудшение. И так снова и снова.
Внимание. Это Питер. Не ржавый гвоздь, не болото, не отходы какие то. Просто дома кусачками.
Долго долго ничего не писал, так как казалось, что всё решаемо, но вот увы настал момент и я пишу.
Значит ситуация следующая. После почти трёх месяцев мытарств врачи в поликлинике по месту жительства собрали консилиум и дружно мне поставили диагноз подозрение на столбняк(уже появился первый довольно чёткий симптом, сжимание мышц челюстей(тризм), не хотели дожидаться всех остальных). Инфекционист написала направление на экстренную госпитализацию с подозрением на столбняк(А35) и позвонила в эпиднадзор в моём присутствии. Эпиднадзор отказал в постановке диагноза, не видя меня, просто на основании того, что должна быть открытая рана, и срок смерти в течение недели. (Это тяжёлая форма столбняка). Всё. Никаких других форм столбняка в документации у них нет, они в первую очередь юристы, а не врачи. Они за свой отказ по телефону ответственности не несут.
На данный момент я с трудом могу кушать твёрдую пищу, рот тяжело открывается. Периодически наступает улучшение, раз в две три недели, потом опять ухудшение. Раненый когда то палец ноет и дёргается перед каждым ухудшением. Затем начинаются подёргивания мышц, спазмы, сводит челюсти и становится тяжело глотать. Сбиваются эти симптомы только баклофеном(препарат, тормозящий возбуждение двигательных нейронов нервной системы)
Диагноз ставится только по клиническим признакам, нет ни одного анализа который мог бы показать наличие яда в крови или столбнячных палочек. Доказательную диагностику провести нельзя. Только в разгар болезни, когда человек ложится доской, начинаются изменения в анализах из за гипоксии мозга, голодания и разрушения мышц.
Врачи из поликлиники бессильны перед эпиднадзором, а без направления на госпитализацию ни одна больница не берётся за это. Они хотят помочь, но боятся эпиднадзора. Сегодня я был на приёме у кандидата наук инфекциониста со стажем 46 лет, он подтвердил диагноз, но сказал, что даже он бессилен ставить диагноз вопреки эпиднадзору. Поставил полинейропатию после перенесённого столбняка. Пожелал мне удачи и посочувствовал.
Когда прихожу в поликлинику на обследования и консультации после очередного пинка из больницы, создаётся ощущение, что
моя поликлиника знает меня в лицо, врачи здороваются со мной и переживают за меня.
Нервы за эти три месяца абсолютно уничтожены. Я чувствую бессилие и если хоть кто то знает, куда, как обратиться, как законно получить своё право на мед помощь, пожалуйста, в любое время жду ваших советов. Пока ещё не поздно.
P.S.:Эпиднадзор запретил ставить даже подозрение. Это в их интересах, так как каждая постановка такого диагноза ставит под сомнению систему прививок и профилактики столбняка.(Как в моём случае, мне поставили не тот укол)
Мне всё равно где получать лечение. В любой больнице. От меня отказались без согласия надзора уже в четырёх больницах. Врачи пытались подсказать мне, где получить помощь, давали направление в больницу со смежными диагнозами, ещё как то, но всё было бесполезно.
Мне так и не сделали за 3 месяца укол противостолбнячной сыворотки, так как не имеют права без отчётности. И это делается только в больнице.
И самое что главное, почему я до сих пор жив, мне объяснили. Ранка была небольшая, далеко от ЦНС, какая никакая профилактика хоть и запоздалая была, и. Здравствуйте, последствия. Хроническая форма с рецидивами. Я не могу нормально жить, работать, общаться. В любой момент может произойти генерализация процесса и меня могут не спасти. Мы ищем любые нити для спасения. Спасибо что дочитали до конца.
Если так и будет продолжаться, я долго не протяну, поэтому репост даже на неделю с последующим удалением это уже большое дело. Помогите пожалуйста!
Необходимо найти хирурга, который сможет провести хирургическое вмешательство в очаг инфекции(четвёртый палец левой стопы), обколоть его ПСЧИ(ПСС), и прекратить поступление яда столбнячных палочек в организм. Если этот вопрос решается только удалением пальца- я согласен.
Либо нужен юрист, который поможет договориться с врачами и эпиднадзором.
Дальше, лечение последствий это уже проще. Оно чисто симптоматическое. Да, последствия могут быть уже довольно серьёзными, в случае генерализации мне требуется реанимация и специализированная помощь для столбнячных больных, это очень тяжёлый процесс, но в данном случае- главное- убрать источник яда из организма. Иначе лечение последствий не приведёт ни к чему
На всякий случай- это НЕ ЗАРАЗНО.
Я понимаю, что моя история уже тянет на то, чтобы меня показали в новостях по первому каналу, так как в Петербурге около 10-20 лет не было зарегистрировано ни одного случая столбняка. Видимо усилиями Эпиднадзора.
Для любопытных, в конце прикреплю статью о столбняке.
Советы всем тем, кто не хотел бы оказаться на моём месте-
1)Делайте ревакцинацию АДСМ вовремя. 2)Детям ставьте прививки от столбняка. Без колебаний. Обязательно.
3)Не замазывайте раны мазью, никакой, никогда.
4)Не удаляйте вросший ноготь дома самостоятельно..
5)Первый и самый важный симптом- подёргивания в ране, боль в жевательных мышцах и спазмы. Если не дай бог откуда то взялось что то из этого, СРОЧНО в травмпункт и требуйте вколоть вам СЫВОРОТКУ, не АНАТОКСИН. Перестрахуйтесь. Здоровья вам и вашим близким.
В словах поддержки я сейчас уже не столько нуждаюсь, сколько в советах, что делать, в любой помощи по распространению этой информации и решению экстренной ситуации- на переживания и рефлексии у меня осталось слишком мало времени.
Нормы оказания медицинской помощи при столбняке и даже подозрении на нём прикреплю в ссылке снизу.
Блокировка гидротрансформатора АКПП
Блокировка гидротрансформатора АКПП – это механизм жесткой связи между насосным колесом и турбиной, который позволяет соединить входной и выходной валы для передачи крутящего момента напрямую. Бывают моменты, когда он выходит из строя. При этом необязательно ГДТ ломается или перестает преобразовывать крутящий момент.
Вот о плохой блокировке «бублика» поговорим сегодня. Напишите в комментариях, у вас пропадала хоть раз блокировка гидротрансформатора или, наоборот, он раньше времени, еще до полного разгона соединял валы?
Механизм блокировки ГДТ
Чтобы понять, как действует блокировка гидротрансформатора, давайте разберемся, что это за механизм и как он работает.
«Бублик» в сборе состоит из следующих частей:
Коленчатый вал приходящий в гидротрансформатор снаружи связывается с насосным колесом. Насос, который состоит из лопастей, вращается и гонит смазывающее средство на турбину. Последняя раскручивает масло и бросает его на реакторное колесо, положение лопастей которого изменены и направлены в сторону насосного.
Этот процесс происходит до тех пор, пока насосное колесо и турбина не начинают вращаться с одной скоростью. Тогда включается режим муфты блокировки гидротрансформатора коробки передач.
Крутящий момент от двигателя передается непосредственно на колеса. А происходит этот процесс за счет внедрения и установки элементов фрикционного сцепления. На старых автоматах блокировка гидротрансформатора происходила за счет давления масляной жидкости. Теперь же эту роль выполняет специальный клапан гидроблока.
Благодаря тому, что производители улучшили последние модели АКПП и гидротрансформатора в том числе, добавив в них жесткую сцепку, управление с помощью электроники, КПД «бублика» увеличилось с 60 процентов на старых до 96 % на новых АКПП.
Все современные гидротрансформаторы работают с эффектом проскальзывания. Да, это уменьшает перегрев и оптимально расходует количество топлива. Есть одно «Но!». Фрикционная прокладка в ГДТ быстрее выходит из строя, стирается. А пылевые остатки ее попадают в масло и, как продукт износа, разносятся по всей АКПП.
Забивается фильтр, падает давление. Здоровье АКПП значительно уменьшается.
Муфта блокировки гидротрансформатора
Внимание! Чтобы гидротрансформатор не выходил из строя, не увлекайтесь агрессивной ездой, не стартуйте с места резко, вдавив педаль в пол до упора.
Муфта (Torque Convertor Clutch) блокировки гидротрансформатора автоматической трансмиссии блокируется только при определенных оборотах. Не раньше и не позже. Если блокировка гидротрансформатора происходит раньше, чем автомат перейдет в четвертую передачу или наоборот позже, то это значит, что появилась какая-то неисправность в «бублике».
Муфта блокировки гидротрансформатора позволяет экономить топливо при движении на высоких скоростях, понижает температуру масла.
А поломку ГДТ сложной обнаружить во время компьютерной диагностики. Необходимо будет разобрать полностью АКПП, затем разрезать гидротрансформатор и только тогда визуально можно будет определить, что мешало муфте вовремя соединять валы машины.
Блокировка и разблокировка гидротрансформатора происходят автоматически. Например, блокируется автомат, когда автомобиль долгое время едет на постоянной скорости, разблокируется, когда эта скорость изменяется.
Если вы хотите знать более точное время, то примерно после полторы минуты такой езды, наступает блокировка. Однако, если ГДТ почувствовал, что транспортное средство подымается даже на небольшой холм, то блокировка не сработает.
Если вы хотите ускорить блокировку гидротрансформатора, то необходимо слегка отпустить акселератор после того, как АКПП переключилась на 4 передачу.
Теперь вы знаете, что из себя представляет гидротрансформатор и как он работает. Поговорим о частых неисправностях, которые преследуют незадачливых автолюбителей.
Напишите в комментариях, что вы знаете о поломке «бублика»? Сталкивались ли с такими неисправностями и как решали их.
Ранняя блокировка
Внимание! В современных АКПП основным источником загрязнения трансмиссионной жидкости становится ГДТ. Именно фрикционная прокладка и ее клейкая основа превращают масло в месиво, которое автомат не может циркулировать по системе.
Вначале от абразива, создающегося из мелких частиц продуктов износа в масле, страдают лопасти насосного колеса, подшипники выходят из строя. Рвутся прокладки и уплотнители. Если автоматическая коробка переключения передач будет работать и дальше с этими неисправностями, то проблемы передадутся на планетарную передачу и гидроблок.
Как можно заметить, что и гидротрансформатора начались проблемы, спросите вы. Обратите внимание на блокировку ГДТ. Ранняя блокировка является первой «пташкой», которая известит вас о начавшихся проблемах в «бублике».
Блокировка на любом автомате начинается с третьей передачи. Это самая ранняя блокировка. Если блокирование происходит еще раньше, когда машина не набрала разгон, то это признаки неисправности.
Включение ранней блокировки гидротрансформатора говорит о том, что неисправна электронная система автоматической коробки. Так, например, свидетельством о ранней блокировке будет переключение с толчком на третью. Если вы попробуете отпустить газ, то блокировка сработает не сразу.
При такой неисправности попробуйте проверить соленоид.
Неисправность может проявиться из-за сточенных лопастей. Слишком рано достигается эффект уравнения вращения насосного колеса и турбины. Но чаще всего проблемы ранней блокировки заключаются в электронном блоке управления или гидроблоке.
Напишите в комментариях, если у вас рано происходил процесс блокировки в гидротрансформаторе, как вы эту проблему решили и какие неисправности пришлось исправлять?
Частичная блокировка
Частичное блокирование возможна на некоторых автоматах японского происхождения. В этом случае гидротрансформатор блокируется не полностью. Только ведомая часть крыльчатки. Это нужно для того, чтобы просто эту часть подогнать или притормозить под скорость ведущей части.
Частичная блокировка происходит по следующему алгоритму (в процессе принимают участие два электромагнитных клапана и линейный соленоид):
Частичная блокировка эффективна при торможении двигателем.
Не блокируется
Гидротрансформатор не будет блокироваться в следующих случаях:
Если же автомат в течение трех минут двигается с одинаковой скорость и не происходит блокировки, то он не исправен. Часто водители могут наблюдать, как блокирование происходит посредством толчка или пинка коробки. При исправном гидротрансформаторе эти действия должны совершаться АКПП плавно, незаметно для водителя.
Если гидротрансформатор не блокируется при ровной езде по автомагистрали – это признаки неисправности.
Чем чревата езда без блокировки гидротрансформатора
Вы спросите, а как понять, что «бублик» неисправен. Вот некоторые из симптомов неисправности гидротрансформатора автомата:
Все эти симптомы говорят о том, что в скором времени ГДТ выйдет из строя. А появились эти признаки потому, что водитель долгое время ездил без блокировки гидротрансформатора.
Длительная езда приводит к быстрому износу накладок блокировки. Масло будет постоянно перегреваться в АКПП. Высокая температура приведет к потере свойств трансмиссионной жидкости. Но это самое малое, что может произойти.
Конечно, водитель может каждые два месяца менять смазывающее средство, но продукты износа фрикционов гидротрансформатора будет выделяться все сильнее. Фильтр не сможет улавливать мелкие частицы пыли от разрушившегося фрикциона. А клейкая основа очень быстро забьет фильтрующее устройство.
Пыль от продуктов износа будет оседать и забивать соленоиды гидроблока. Значит они чаще всего будут выходить из строя. И так будет происходить развал коробки по нарастающей до тех пор, пока либо гидротрансформатор не откажется работать и АКПП станет в аварийный режим. Либо выйдет из строя планетарная коробка или гидроблок. Смотря, что слабее в автомате.