Близ березонька трава шелковая поют девицы красные что это

Берёза моя, берёзонька!
Берёза моя белая,
Берёза моя кудрявая.
Стоишь ты, берёзонька,
Осередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Трава шёлковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки
Семик поют.
Под тобою, берёзонька,
Красны девушки
Венок плетут.
Что не белая берёзонька
К земле клонится;
Не шёлкова травонька
Под ней расстилается;
Не бумажны листочки
От ветру раздуваются.
Под этой берёзонькой
С красной девицей
Молодец разговаривает.*

Благоуханный весенними цветами воздух ласкал и одетый в зелень одежд лес, и разноцветные луга. В празднестве одного из важных дней года сошлась местная молодежь на окрестном лугу, раскинувшемся рядом с прозрачной рекой.

Как природа, разоделись девицы в красочность нарядов и убрали себя цветами. Украсив одну из берёз цветными лентами, они расселись и дружно плели венки из прутьев свежей берёзы, запевая сладостные песни берёзоньке, которая, как они всей душой верили, благословит и поможет найти счастье, о котором сегодня можно гадать.

Поднялись под берёзонькой и подруги Миланы, вместе с ней перецеловались друг с дружкой через венки, и сказали:

-Здравствуй, кума. Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться.

Покумившись, они достали каждая свой вышитый платочек и подбросили их в воздух.

После этого подруги достали из карманов вышитых передников жёлтые яйца и обменялись ими в знак укрепления таинственной клятвы.

Алексей давно уже прибыл назад и сидел ото всех в стороне, наблюдая за гуляньями. Он неотрывно следил только за Миланой. Он теперь знал, кто она, какова у неё судьба, и даже догадывался, что может произойти. Чего он хотел, что чувствовал на самом деле, Алексей не совсем отчётливо понимал. Его необъяснимая словами тревога зацепилась за душу, терзая сердце бешеным стуком, которого ранее не слышал никогда.

Ласка глаз, счастливая улыбка, плавность движений и нежность, которые вылетали из души Миланы — увлекали Алексея всё сильнее. Он уже не замечал никаких гуляний вокруг. Только Милана была здесь, и он желал сейчас остаться в этом моменте жизни навсегда. Он вспоминал, как впервые увидел её, как услышал её соловьиный голос, хотя признался сразу себе, что сравнивать даже с соловьём не стал бы, настолько серебрист и звонок был голос, когда пела.

Алексей взволнованно заглатывал подступающую тоску и любовался, как Милана уже кружилась в хороводе девиц вокруг увитой лентами берёзки. Его душа пела вместе с их хороводной песней, прислушиваясь лишь к голосу ставшей милой девушки:

Не дождик берёзку омывает,
Здесь в роще девок прибывает.
Скачьте, пляшите, красны девки,
А вы,холостые, поглядите.
С гулянья вам девушек не взяти!
А взять ли, не взять ли с доброй воли
По батюшкиному повеленью,
По матушкину благословению,
По невестину рукоделью.*

Прекратившие вести хороводы девицы вдруг с весёлым смехом разбежались, схватив каждая свой венок, что заставило Алексея встрепенуться. Он поднялся и, следя взором за убегающей группой девушек, направился следом. Остановившись подальше у берега реки, Алексей облокотился на растущую прямо на краю воды тонкую осину. Он продолжал наблюдать за Миланой, которая вместе с подружками надела венок на голову и осторожно вошла в реку.

Девушки дружно взялись за руки и, о чём-то переговариваясь, гуляли ещё некоторое время, пока остальные зажигали в руках свечки. Пожилая дама, поддерживая свой передник, в котором лежали свечи, серьёзно оглядывала каждую из девиц и что-то им всем объясняла.

Погуляв немного по тёплому краю берега, Милана отправилась с подружками к остальным и тоже приняла свою свечку в руку. Девушки дружно опускали венки на воду, закрепляли в них зажжённые свечи и взволнованно следили каждая за своим, надеясь на то, что её венок будет первее всех на другом берегу.

Милана обняла подругу за плечи и что-то ей успокаивающе шепнула. Они неотрывно следили за покачивающимся и остающимся стоять на месте венком, но тот, как-будто натанцевавшись, всё-таки отправился в путь следом за остальными. Это успокоило темноволосую подругу, и та в лице повеселела.

Алексей прекрасно запомнил, какой венок спустила на воду Милана и, осторожно следуя вдоль берега, остановился ожидать его в той стороне, куда он уже видно направлялся.

Три подруги, словно забыв о своих венках, устремили взгляды на стоявшего вдалеке Алексея. Его ничем неприметная одежда не подсказывала девушкам о том, кто это. Черт лица видно не было, настолько далеко он стоял, но то, что он целеустремленно поднял примкнувший к его берегу венок Миланы, заметили все.

Милана, не отрывая взгляда от таинственного незнакомца, прильнула к стволу берёзы, что стояла рядом. Взволнованный и полный нежных мечтаний взгляд Миланы следил за ним, как он, погладив венок, оглянулся в её сторону. Коснувшись щекой берёзы, Милана затаила дыхание. Переглянувшиеся подруги улыбнулись и потихоньку отправились следом за остальными к уже расставленным с белыми скатертями столам.

Столы были полны разных пирогов, яичницы, кувшинов с вином и пивом. Рассевшись за столы, все гуляющие парни и девицы принялись угощаться и праздновать великий день. Только Милана не отпускала от своего взора странного ей молодца.

Алексей прижал к груди венок и, отступая от берега, осторожно положил его в красочное покрывало луговых цветов. Провожая тоскою глаз остающийся там лежать венок, застывшую у берёзы милую девушку, он поспешил скрыться в вечереющем бору, который будто знал его тайну и, как верный друг, помог исчезнуть из вида.

Уже в полной темноте Алексей вернулся домой, хотя гулянье местной молодежи ещё продолжалось в округе его имения. Остановившись на мгновение у порога, он нашёл взглядом Милану и затаил дыхание.

Она стояла возле своих подруг перед пылающим костром, а те надевали ей на голову вернувшийся венок. Девицы молчали, глаза печально смотрели на огонь, и, казалось, празднество этим было закончено. Рассевшись у костра, девушки продолжали молчать и думать каждая о своём.

Источник

Семицкие песни

В сорокадневном периоде весенних праздников особенно замечателен Семик, любимый народный, или, лучше сказать, девичий праздник, по содержанию своему схожий со Святками. Он приходится на седьмой четверг по Пасхе — на седьмицу Святых Отцов, которая в народе известна под именем «семицкой» («клечальной», от клечанья — разного рода древесных ветвей, особенно кленовых, какими там украшаются дворы и покои). От седьмой седъмицы обыкновенно и производят название Семик. В Москве и даже в Сибири Семик назывался еще и «Тюлпою» (Толпою), сходной с древними славянскими «Паствинами» и «Стадом». На это празднество собирались толпами. В России величали Семик честным (благородным), подобно Масленице. То, что Семик почитался одним из трех главных праздников летних, подтверждают слова старинной костромской песни:

Как у нас в году три праздника:
Первый праздник — Семик честной,
Другой праздник — Троицын день,
А третий праздник — Купальница.

Справляли Семик в рощах и лесах, на берегах рек, озер или прудов: среди зелени завивали венки, а на воду пускали их для загадывания. Московские жители издавна праздновали Семик в Марьиной загородной роще. Семик, несмотря на местные особенности, в сущности своей одинаков и с незапамятных времен известен по всей России — везде, где находятся рощи, леса и водоемы, и даже в степях. В Семик ставят по улицам, у домов и даже в комнатах березки — не только в селах и небольших городах, но и в столицах, где только есть березняк и липняк. Лет за 40 до наших дней в Семик вся Москва представляла собой разгульный праздник. Почти на каждом дворе у хозяина и хозяйки с семьей в виде кущи обставливался березками стол с яичницей и драчёной. Везде раздавались семицкие песни, с какими носили по улицам изукрашенную лентами и лоскутками березку толпы народа в венках из ландышей, дойничков и незабудок или из березовых и липовых ветвей. Толпы народа, умыв руки, шли в Марьину рощу завивать березку и пировать с песнями и весельями. При завивании венков обыкновенно поют известную песню «Ай во поле липонька. » Красная девица сидит в белом шатре под зеленою липою, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Кому этот венок носить? Ужели старому? Нет! старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости. Пусть же носит его мой милый друг!» Перед вечером девушки возвращаются домой с венками, кои и берегут до Троицына дня.

Семицкая березка в Тульской и других областях называлась «кумою», а «кумиться» — значит целоваться при вязании венков. Там перед завиванием в роще венков селяне пели песню, носящую на себе печать смешения язычества с христианством — вероятно, сочиненную при переходе от первого к последнему:

Благослови, Троица, Богородица,
Нам в лес пойти, Венок сплести!
Ай Дид, ай Ладо!

В других местах, около Москвы, мужчина, носящий березку, назывался «кумом», а девица — «кумою»; тот и другая играли важную роль в празднике. Семицкие игры бывали в селениях Московской, Владимирской, Рязанской и Тульской губерниях, где в это время девушки, собравшись в рощи, нагибают молодые плакучие березки, свивают из них венки и попарно подходят сквозь них целоваться, приговаривая:

Покумимся, кума, Покумимся!
Нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.

В это же самое время одаривали друг друга желтыми яйцами, коими поминали также утопленников на Русальной неделе. Во Владимирской губернии, в городе Покрове, девушки ходили поутру с пирогом собирать у соседей деньги, а вечером составляли хороводы, где пели и плясали, а потом ели пироги и яичницу. У волжских жителей Семик составлял веселое празднество, которое сопровождалось мимическими представлениями и обрядовыми песнями. В селах и деревнях пекли дня девиц «козули» — род круглых лепешек с яйцами в виде венка. С «козулями» они шли в лес, где с песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, на коей завязывали еще ветки венками. Потом, сделав из березовых сучьев один венок, девушки целовались («кумились») сквозь него со следующими приговорами: «Здравствуй, кум и кума, березку завивши!»

При завивании березы девушки, обвив деревце поясом или лентой, пели:

Берёза Моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза моя кудреватая!
Стоишь ты, берёзонька,
Осередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья бумажные,
Под тобою, берёзонька,
Трава шёлковая.
Близь тебя, берёзонька,
Красны девушки В Семик поют,
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки Венок плетут.
Что не белая берёзонька
К земле клонится,
Не шелкова травонька
Под ней расстилается,
Не бумажны листочки
От ветру раздуваются,
Под этой берёзонькой
С красной девицей
Молодец разговаривает.

Венками же из древесных ветвей и цветов почти все народы древнего мира увенчивали и жертвы и жрецов, а в празднествах надевали себе на головы венки из тех дерев, кои посвящены были чествуемым божествам. Венок почитается залогом бессмертия, знамением перерождения души и союза мертвых с живыми. Семицкий венок служил к загадыванию о будущей судьбе — о брачном союзе, о жизни и смерти, о счастье и несчастье. Без сомнения, и гадание на воде есть остаток от древнего языческого обряда славяно-русов, которые, по свидетельству летописцев, обожали реки и озера, чтили деревья, приносили им жертвы и делали гадания. «Празднование Семика, — замечает Карамзин, — и народный обычай завивать в сей день венки в рощах суть также остаток древнего суеверия, коего обряды наблюдались в Богемии и по введении христианства, так что герцог Брячислав в 1095 году решился предать огню все мнимо святые дубравы своего народа». И Карл Великий строго запретил служение деревьям, а Франкфуртский собор 793 года предписал истреблять языческие рощи и деревья.

Благослови, Троица, Богородица,
Нам в лес пойти, Нам венки завивать!
Ай Дидо! ой Ладо!
Нам венки завивать И цветы сорывать.
Ай Дидо! ой Ладо!
А мы в лес пойдем И цветов нарвем,
Мы цветов нарвем И венок совьем.
Ай Дидо! ой Ладо!
Свёкру-батюшке, Свекрови-матушке,
Свекру-батюшке — малиновый,
Свекрови-матушке — калиновый.
Ай Дидо! ой Ладо!

Пойду ль я тишком
Лужком, бережком,
Сломлю ль с сыра дуба веточку,
Брошу на быструю реченьку,
Ай Дидо! ой, Ладо!
Не тонет, не плывет
С сыра дуба веточка,
Не тужит по мне
Свекор-батюшка, свекровь-матушка.
Ай Дидо! ой Ладо!

Ой Дидо! ой Ладо!
На кургане Соловей гнездо завивает,
А иволга развивает;
Хоть ты вей, не вей, соловей,
Не бывать твоему гнезду свитому,
Не бывать твоим детям вывожатым,
Не летать им по дуброве,
Не клевать им яровой пшеницы.
Ой Ладо! ой Ладо! ой Дидо!

Ты не радуйся,
Дуб с горькой осиной!
Ты радуйся, белая береза!
К тебе девки идут,
К тебе красные идут,
С пирогами, со яишницей,
Содрачёнами.
Ходит колос по ярилу;
Что по белой по пшенице,
Из зерна-то — коврига,
Из полузерна — пирог.
Где девушки шли,
Тут рожь гУста;
Где бабы шли,
Там вымокла;
Где мужчины шли, Там повыросла;
Где ребята шли, Там повылегло.

У волжских жителей Семик начинался хороводной песней, которую пели, ходя около березы, из ветвей которой делали венки, украшая оные лентами:

Не дождик берёзу обмывает,
Здесь в роще девок прибывает.
Скачите, пляшите, красны девки!
А вы, холостые, поглядите!
С гулянья вам девушек не взяти,
А взять ли, не взять ли с доброй воли,
По батюшкину повелению,
По матушкину блахословлению,
По невестину рукоделию…

По окончании сей песни делают другой круг, в середине которого мужчина и женщина ходят и поют с прочими:

Ах во поле липынька стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Под липою был шатер,
В том шатре стол стоит,
За тем столом девица,
За тем сидит красная,
Шьет ширинку золотом,
Нижет узду жемчугом.
Ехал мимо молодец;
— Бог на помощь, девица,
Бог на помощь, красная,
Ширинку шить золотом,
Низать узду жемчугом!

Не мне ли ширинка?
Не моему ли коню уздечка?

Не по молодцу ширинка,
Не по твоем коне уздечка.

Следующую песню пели подобно предыдущей, только с той разницей, что ходит в середине круга один мужчина, а потом женщина:

Царь по городу гуляет,
Царь царевны своей ищет.

— Уж ты где, моя царевна,
Где княгиня молодая?
— Уж и вот твоя царевна,
Вот княгиня молодая!
По загороду гуляет,
Шелковым платком махает,
Златым перстнем освещает.

Растворяйтеся, ворота,
Растворяйтеся, широки,
Вы еще того пошире.

При сих словах одна сторона круга раздвигается и двое, подняв вверх руки, держат платок за оба конца, чтобы дать пройти сквозь сделанные таким образом ворота царевне, которая в то время была вне круга. Когда же пройдет царевна, продолжают петь:

Bы сойдитеся поближе!
Вы еще того поближе!
Поцелуйтесь помилее!
Вы еще тово милее!»

Источник

Календарные обряды и праздники: Троицкие песни.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Календарные обряды и праздники: Троицкие песни.

Близ березонька трава шелковая поют девицы красные что это. Смотреть фото Близ березонька трава шелковая поют девицы красные что это. Смотреть картинку Близ березонька трава шелковая поют девицы красные что это. Картинка про Близ березонька трава шелковая поют девицы красные что это. Фото Близ березонька трава шелковая поют девицы красные что это

Песня исполнялась при наряжении березки

Кумушка,
Свет-голубушка!
Мы к тебе идем,
По яичку несем,
По ложечке.
По лепешечке!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Песню исполняли, совершая обряд крещения и похорон «кукушки» — во время вырывания из земли травы «кукушки».

Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая!
К нам весна пришла,
Весна красна!
Нам зерна принесла,
Нам ржи на гумно,
В коробью холста!
Будет девкам красным лен,
Старым бабам — конопель!

Девушки в среду перед троицей отправляются выбирать — «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг (или же в субботу), с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки; каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод, исполняя публикуемую песню; пропев один раз, девушки садились около яичниц и съедали несколько ложек, потом снова повторяли песню, и так до трех раз.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

В календарных величальных песнях, звучат наивысшие похвалы воспеваемому предмету, ведь по мысли совер­шавших обряд, береза должна передать буйный рост и пышную кра­соту полевым злакам. Хвала весеннему деревцу составляет в песне элемент, связанный с ее общим обрядово-магическим смыслом; соот­ветственно этому обрядовое величание не скупится на изображение самых превосходных свойств воспеваемого объекта — это похвала наивысшего рода:

Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.

Эта обрядовая троицкая песня приглашала к совершению обряда «кумления»: девушки завивали на березе венок и под пение этой песни целовались через него; до следующей троицы девушки считались кумами, близкими подругами.

Уж ты кумушка-кума,
Покумимся со мной,
Побранимся со мной,
Помиримся со мной,
Поцелуемся со мной,
Распростимся со мной!

Такая обрядовая песня пелась на троицу во время обряда «крещения кукушки».

На досточке на липовой,
Е льём ладо, на липовой!
Там стояли две кумушки,
Е льём ладо, две кумушки!
Две кумушки — две голубушки,
Е льём ладо, две голубушки!
Покумилися, полюбилися,
Е льём ладо, полюбилися!
На золоты перстни поменялися,
Е льем ладо, поменялися!

Во время праздника троицы девочки-подростки выбирают одну из подруг и наряжают ее «плясуньей»: ее одевают в лучшее платье, украшенное лентами, на голову надевают венок из цветов или шляпу, убранную лентами или цветами.

Иногда кроме девочки-плясуньи наряжают мальчика-плясуна. Весь его наряд, как и вся фигура его, представляет совершенную противоположность плясунье: его одевают в изорванное платье, привязывают горб и к подбородку – бороду из конопли или конских волос, на голову надевают войлочный колпак с войлочными же рогами, лицо пачкают сажей, в руки дают большую палку.

Все девочки в один ряд идут по улице и поют песни; плясунья впереди них танцует, а плясун, сгорбившись и опираясь на палку, наподобие дряхлого старика, отгоняет от процессии любопытных ребятишек.

Терень-ту зеленой,
Не расстался бы с тобой,
Я с тобою, с молодой,
С молодою со вдовою,
Там коляска ехала,
Во коляске девица,
На девице – веночек,
Лавровый цветочек.
«Что ты, девка, побледнела?» –
«Оттого я побледнела,
Что на молодца поглядела.
У молодца бело личико,
Бело личико, кругло личико.
Поплывем-ка мы с тобой,
Мой селезень белокосистый,
Белокосистый, воронистый».

До сих пор на Троицу существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Приводим еще примеры, тексты, названия, слов песен на троицу.

Троицкие обрядовые песни

Пойдем, девочки, гулять в лужочки.

Пойдем, девочки, гулять в лужочки,
Ой лёли, лёли, гулять в лужо. (чки).
Гулять в лужочки мы на все денечки,
Мы на все денечки, на все духовские.
А в поле пшеница перестой стояла,
Перестой стояла, колосом махала.

Белая береза девкам говорила.

Белая береза девкам говорила,
Маю, маю, маю зелено.
Вы прядите, девки, вы прядите, красны,
На меня, березу, да вы не глядите,
Я, бела береза, за неделю оденусь.
За другую неделю по-старому стану,
По-старому стану, листьем замахаю.

Березонька моя, березонька.

Березонька моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют.
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.

Береза к себе гукала.

Береза к себе гукала,
Дорогих гостей зазывала:
— Ходите, ребята, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать,
Я вам согнусь,
Сама в веночек завьюсь.
А вы меня проставляйте,
Алой лентой украшайте,
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые.

Пойдем, девочки, в луги-лужочки.

Ты не радуйся, дуб зелененький.

Ты не радуйся, дуб зелененький,
Ой люли, люли, дуб зелененький.
Не к тебе идут девки красные,
Не к тебе несут яишню смашную,
Ни к тебе несут водку горькую,
Ни к тебе несут скрипку звонкую.
Ты порадуйся, бела береза.
А к тебе идут девки красные,
Да к тебе несут яишню смашную,
Да к тебе несут водку горькую,
Да к тебе несут скрипку звонкую.

Береза лугу позавидовала.

Береза лугу позавидовала,
Ой, маю, маю, маю зелена.
—Хорошо тебе, лугу,
Хорошо зелена.
А меня, березу, секут и ломают,
И в печку бросают.
Молодуха девкам позавидовала:
—Хорошо вам, девки, хорошо, злодейки,
А нам, молодухам, такой воли нету.
Один в колыбели, другой на постели.
А что в колыбели — надо колыхати,
А что на постели — надо целовати.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Значение слова ТРОИЦА в Словаре Обрядов и таинств

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы. Все цветет и поет.

Мы ночью всплываем,

Любо нам порой ночною

Дно речное покидать,

Любо вольной головою

Высь речную разрезать,

Подавать друг дружке голос,

Воздух звонкий раздражать,

И зеленый, влажный волос

В нем сушить и отряхать.

Народное поверье также предупреждает: если сеять рожь в день памяти святого мученика Вассы (28 апреля), ее заглушат васильки. Впрочем, считается, что без позволения царицы (старшей, назначенной Водяным из своей же среды) русалки не могут не только загубить, но даже испугать человека.

Столбом луна блестит над нами.

Полно, плывите вверх под небом поиграть,

Да никого не трогайте сегодня,

Ни пешехода щекотать не смейте,

Ни рыбакам их невод отягчать

Травой и тиной, ни ребенка в воду

Заманивать рассказами о рыбках.

Праздник совершается в честь Святой Троицы и в память сошествия Святого Духа на апостолов. Сошествие Духа укрепило апостолов в вере и дало им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице.

На месте сошествия Святого Духа на апостолов построили первый христианский храм, который в IV в. был возобновлен Святой Еленой.

Как отмечали Троицын День в России

Хорошо посадить березу рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты от молнии. Заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии и града, и грома. Если их бросить на огородных грядках, они будут отгонять гусениц от капусты.

Наросты на стволах березы образуются от женских проклятий. Погибшая девушка превращается в березу. В березовые ветви на Троицу вселяются души умерших родственников.

Итак, в Троицу в церковь шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывались снопом, а в середину ставили тройную свечу, потом травы высушивали и хранили как средство от всевозможных бед, наперед всего их использовали как лекарство, а свечу сохраняли для умирающих. По одной из примет, Троицкая зелень оберегает дом во время грозы.

В этот день принято было проливать слезы на цветы или березовые ветки, которые держали в руках во время церковной службы.

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Это из «Евгения Онегина», а вот прелестные есенинские строчки, посвященные доброму обычаю:

Троицыно утро, утренний канон,

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Хороводы на Руси вообще занимали совершенно особое место в молодежном досуге и представляли собой сложное действо из движения (танца), песни, музыки и умения представить ту или иную работу. Каждому участнику долженствовало не только владеть достаточно этими искусствами, но и знать последовательность пения и танцевальных движений в хороводе. Хоровод воспитывал и вкус. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных своими руками (ленты, вышивки, бисер и т. д.). Существовал даже негласный конкурс на лучший наряд, а в качестве «жюри» выступали многочисленные зрители со всей деревни, а то и округи. А поскольку среди них вполне могли оказаться будущие женихи и свекрови, то в наряд вкладывали всю душу.

Хороводы возглавляла и направляла ведущая «хороводница», обычно наиболее бойкая, умелая и бедовая, как правило, замужняя женщина. Она вела хоровод и одновременно обучала молодежь хороводить.

Порадуемся же сочным и задиристым, веселым и красивым, порою грустным Троицким хороводным песням.

Под тобою, березынька,

Под тобою, березынька,

Про тебя, березынька,

«Вейся ты, вейся, березка,

Вечор на березку, вечор на белую

Сильный дождик поливает,

Белую, зеленую ломает.Венчик ты мой, веночек,

Во саду розовый мой цветочек!

Ай да мой цветочек!

На кого этот веночек положити?

Положу этот веночек на головку,

Я на душечку прекрасну на девицу,

На родиму на сестрицу,

Что не кум с кумой сокумился,

Среди кружка становился,

Среди кружка на лужочке,

Что на крутеньком прекрасном бережочке,

Что на желтеньком песочке,

Береза моя, березонька,

Береза моя кудреватая!

Стоишь ты, березонька,

На тебе, березонька,

Под тобой, березонька,

Близ тебя, березонька,

Под тобой, березонька,

Что не белая березонька

Не шелкова травонька

Под ней расстилается,

Под этой березонькой,

Под этой березонькой

Да уж вы, милые девушки мои,

Да вы, подруженьки мои!

Да вы зачем меня да раздеваете?

Да чем же, чем же вам да разглянулася?

Да я кудрявая, да я нарядная была,

А теперь, березынька, да оголенная стою.

Все наряды мои да подаренные,

Все листочки мои, да вы свернулися!

Вы, подруженьки мои, да отнесите вы меня,

Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю

И поплачьте надо мной да над березынькой!

Все девушки стронутся.

Да уж вы, девки-девушки,

Выйдем ли на улицу,

Не ладоши-те звенят,

Звенят золоты перстни,

Да уж вы, девки-девушки,

А вы не порывайтеся

Да ведь у поповича

Уж ты, верба-вербушка!

Не стой над речушкой:

Подмочит бумажный лист.

* Припев после каждой строки.

У нас ныне Семик-Троица!

Царь-государь в поход пошел.

За ним гонят двое, трое, четверо:

«Царь-государь, воротись назад,

Твоя царевна дочку родила!»-

«Для дочери не ворочусь:

Как дочка-то не домашний гость «.

У нас ныне Семик-Троица!

Царь-государь в поход пошел,

За ним гонят двое, трое, четверо:

«Царь-государь, воротись назад,

«Для сына-то я ведь ворочусь:

Как сын-от ведь мой домашний гость».

* Припев после каждой строки.

«Что же ты, березонька,

Аль тебя, березонъка,

«Нет, меня, березоньку,

Коим девушкам Век вековать,

А коим, несчастным, о сырой земле лежать»

Люшечки-люли, Во земле лежать.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, «глазыньки родителям прочищать».

Троицу отмечает весь христианский мир, и повсюду этот День сопровождается праздничными шествиями, танцами, хороводами, обрядами благословения полей, скота и растений. Так же, как и в России, это праздник зелени и прихода лета. Зеленью украшаются улицы, церкви, дома и дворы.

Это в деревнях. А горожане во многих странах, в том числе в Англии, Франции и США, устраивают в этот день выезды за город, пикники и детские праздники.

Не обделена и Москва храмами в честь Св. Троицы: Храм Пресвятой Троицы (Рязанский пр., 3); Храм Светой Троицы в Воронцове (Академика Пилюгина ул., 1); Храм Святой Троицы на Пятницком кладбище (Дроболитейный п., 5); Храм Святой Троицы (Преподобного Сергия) (Профсоюзная ул., 11ба); Церковь Святой Троицы в Кожевниках (Кожевнический п., 4/6); Церковь Святой Троицы в Листах (Сретенка ул., 27/29); Церковь Святой Троицы в Хорошеве (Карамышевская наб., 15); Церковь Святой Троицы на Воробьевых горах (Университетская пл., 1); Церковь Святой Троицы на Грязах (Покровка ул., 13).

Каравай сладкий. Варят вязкую кашу, охлаждают до 60-70° С, добавляют взбитые белки. Массу кладут в высокие формы, смазанные маслом и обсыпанные сухарями, заполняя их до 3/4 высоты, смазывают сметаной и выпекают, обливают вареньем.

А может, выучим, наконец, тропарь (то бишь краткую похвальную песнь в честь праздника) Троицы: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

И Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Святаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим».

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

Ив окна ветерок приносит аромат.

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *