Бизнес в кризис чем заняться
Как спасти бизнес в кризис: 5 советов по действиям в режиме самоизоляции и объявленных выходных
Интернет-магазинам повезло больше, чем обычной розничной торговле, им хотя бы не запретили торговать. Однако падение доходов населения, отсутствие спроса на ряд товаров и рост курса доллара не сулят бизнесу ничего хорошего. Многие предприниматели поставлены на грань выживания. Поэтому в этой статье расскажем, как не оказаться за этой гранью и сохранить бизнес.
Кому подходит товароучетная система “ЕКАМ”
Сразу сообщим: это касается не всех. Правительство разработало перечень субъектов предпринимательства, наиболее пострадавших от мероприятий, связанных с режимом самоизоляции. Рассчитывать на поддержку государства могут только хозяйствующие субъекты, которые попали в этот список.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» на льготы получили право:
Вот что предлагают в правительстве:
Для того, чтобы воспользоваться отсрочками, необходимо написать заявление о предоставлении отсрочки об уплате налогов и страховых взносов, а также обязательство о выполнении заинтересованным лицом условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки. Эти документы предоставляются в налоговую инспекцию.
А вот на эту льготу имеют право все предприниматели, вне зависимости от сферы деятельности. Пока это касается физических лиц и ИП. Возможно, в ближайшее время льготу распространят на юридические лица.
В чем суть: по требованию заемщика банк обязан предоставить налоговые каникулы сроком не менее 6 месяцев. Сами временные рамки (с какого по какое число каких месяцев) определяет заемщик.
Вот что получает заемщик:
Условия, необходимые для предоставления кредитных каникул:
Кредитные каникулы от “Сбербанка”
Это касательно физических лиц и ИП. С организациями будет по-другому. Во-первых, для них тоже разработают перечень компаний, наиболее пострадавших от коронавируса. Предприятия, не попавшие в список рассчитывать на кредитные каникулы не смогут. Во-вторых, займ, как и в случае с ИП, должен быть взят до внесения поправок в законодательство.
Для того, чтобы воспользоваться кредитными каникулами, нужно предоставить комплект документов, подтверждающих 30-процентное падение доходов. Это могут быть бухгалтерские и финансовые отчеты и иные бумаги. Сведения подаются в отделение банка-кредитора. Представители кредитной организации должны дать ответ в течение 5 рабочих дней.
И еще: заявление о предоставлении кредитных каникул подаются в форме, установленной кредитным договором. Банки сейчас работают, так что это не проблема. В заявлении нужно указать две ключевых вещи: формат льготы (уменьшение суммы ежемесячного платежа или прекращение платежей) и основание для каникул. В нашем случае это будет пометка, что обращение подается по закону о “чрезвычайных кредитных каникулах”.
Кризис затронул практически все сегменты, не относящиеся к продажам товаров первой необходимости. В обычной офлайн-рознице это проявилось сильнее, но электронной коммерции тоже коснулось. Вот какие ниши показали серьезное падение:
Причин несколько: сейчас люди думают о покупке самого необходимого, боятся тратить накопления (мало ли что там впереди). К тому же, многие ждут небольшой корректировки курса валют: при дорогом долларе покупки могут оказаться невыгодными и лучше подождать.
Если обнаружили себя в вышеприведенном списке, придется как следует поработать над ассортиментом. Но для начала приведем список товаров, которые продолжают хорошо продаваться даже в кризис. Часть категорий даже показала неплохой рост.
Хорошо продаются:
Какой бизнес выживает в кризисах
В этой статье мы говорим о тенденции: каким критериям должен отвечать бизнес, чтобы выжить в кризисе 1998 года, 2008 года, 2014 года, 2020 года. Проще говоря, в России.
Выживаемость бизнеса зависит от отрасли
В каждом кризисе есть отрасли, которые страдают, а есть те, для которых кризис проходит незаметно. Например, в 2000 году лопнул пузырь Доткома, тогда пострадали интернет-компании, а всех остальных кризис практически не коснулся.
В начале 2000 года лопнул пузырь доткомов. Название кризиса складывается из двух слов — дот — точка, и ком — от английского com — самой популярной доменной зоны. В конце девяностых стало появляется много интернет-компаний, от этого рынка ожидали высокого роста и большой прибыли, а аналитики и наблюдатели предсказывали наступление экономики нового вида.
В марте 2000 года оказалось, что рынок перегрет, бизнес-модели многих компаний не позволяют зарабатывать, но предполагают высокие расходы на маркетинг и рекламу в газетах, на телевидении. При этом выяснилось, что часть компаний занимались финансовыми махинациями.
Акции интернет-компаний упали в полтора раза. Компании, которые брали деньги в кредит на развитие, обанкротились, многие разработчики потеряли работу, снизился спрос на серверные компьютеры, и их стали продавать дешевле.
Но тем не менее сильные компании выжили и после кризиса стали лидерами отрасли. Сейчас это известные компании, например такие, как Амазон, Гугл, Ибей.
Одной из причин кризиса доткомов была неверная оценка компаний и их перспектив. Инвесторы получила завышенные оценки стоимости и на их основании вкладывали деньги. После кризиса вмешалось государство: были приняты законы, по которым часть прибыли брокеров шла на подготовку независимых отчетов.
При кризисах правительство начинает регулировать рынок. Ищет дыру, из-за которой стал возможен пузырь, например переоценка активов, искажение информации или ее отсутствие.
Предсказать невозможно, но есть тенденции
Все кризисы последних ста лет, с Великой депрессии до сегодняшнего из-за коронавируса, приводят к тому, что государство что-то делает, чтобы кризис не повторился: принимает законы, откладывает деньги, перестает вмешиваться в курс валют. В итоге каждый кризис не похож на предыдущий, поэтому нет единых правил, как его пережить. Но можно выделить некоторые тенденции.
Кто вошел в кризис с лучшими условиями, пройдет его легче. Это первая и очевидная тенденция: компаниям без кредитов, долгов перед поставщиками и запасом наличных проще пережить кризис. Некоторые к кризисам готовятся специально, а у других обстоятельства случайно складываются хорошо.
Например, компания моего знакомого ровно перед кризисом 1998 года завершила крупный проект и получила много наличных. Когда начался кризис, у компании был большой запас денег и она спокойно его пережила, в отличие от конкурентов.
Малый бизнес более устойчив. Если кризис не глобальный, малый бизнес устойчивее: ему проще сменить вид деятельности, проще закрыться на время кризиса, а потом открыться снова, потому что у него меньше сотрудников, а значит, меньше затрат на компенсации.
У крупного бизнеса больше обязательств, затрат, дорогое оборудование. Если крупная компания попадает в плохое положение, ей сложнее выбираться. Так просто сменить вид деятельности или закрыться, как малому бизнесу, не получится.
Проще, если есть госзаказы. В России крупный бизнес в основном связан с госзаказами. Ситуация, когда крупный игрок существует вне государственного рынка, практически невозможна. Тем, у кого есть госзаказы, кризис переживать легче. По идее крупный бизнес может рассчитывать на помощь государства, но, как мы видим на примере, помогают не всем: у владельца бизнеса должен быть вес в государственных кабинетах.
В кризис падает средний чек. Кризис — это всегда время Пятерочки, а не Азбуки вкуса. Поэтому бизнесу нужно перестраиваться на продажу товаров менее обеспеченным людям по более низкой цене. Еще один вариант — работать на новые рынки.
Валютный кризис 2014—2015 годов
В январе 2014 года доллар стоил 32 ₽, а в декабре — 58 ₽. Падение рубля снизило цены на российские товары для жителей соседних стран: Казахстана, Белоруссии, Прибалтики, Китая. Рубль падал быстрее, чем корректировался курс их национальных валют.
Люди из соседних государств стали приезжать в Россию и скупать недвижимость, бытовую технику, автомобили. Например, житель Казахстана до 2014 года мог позволить себе купить однокомнатную квартиру в Челябинске, а в конце 2014 года, обменяв то же количество тенге на рубли, мог купить уже две таких квартиры.
Закрывается всё, на чем люди могут экономить. В кризис люди начинают экономить на бытовой технике, гаджетах, туризме, дорогой косметике. При этом растет спрос на продукты, дешевые одежду, обувь и транспорт.
На детях обычно экономят меньше, но всё зависит от состояния общества. Если представить кризис в России и Германии, это будут два разных кризиса. У нас люди в среднем беднее, поэтому в кризис будет еще больше увеличиваться доля продуктов в бюджете.
Весь бизнес, который связан со свободными деньгами, в кризисы страдает. Снижается спрос на дорогие развлечения: рестораны, аквапарки, зоопарки, квесты, картинги. Спрос на недорогие кафе и кино тоже падает, но не так сильно.
Во всех кризисах страдают рекламные и ивент-агентства. Компании воспринимают траты на рекламу и промоакции как расходы, а не вложения.
Все курсы, мастер-классы, учеба, которой люди занимались в качестве хобби, тоже сокращаются, но при этом повышается спрос на курсы переквалификации.
Растет спрос на микрозаймы. Чем меньше у людей денег, тем лучше себя чувствуют микрофинансовые организации: их доля будет расти со снижением доходов граждан. То есть в любой кризис.
А ломбарды вряд ли ощутят рост. Чтобы что-то сдавать, нужно сначала это купить, но сейчас у людей почти нет вещей, которые можно было бы сдать в ломбард: золотых часов, драгоценностей, антиквариата. Разве что смартфоны, но их скорее относят в скупки.
В итоге выживают те, кто быстрее реагирует
Итак, на первом этапе кризиса выживают компании, которые продают продукты и недорогую одежду, а также компании с госзаказами и бюджетным финансированием.
Но со временем бюджетное финансирование сокращается, и в итоге выживают те, кто успел среагировать на изменение спроса. Для одних компаний решением будет уйти в онлайн, для других — найти новую нишу. Компаний, которые умеют быстро реагировать на новые условия, немного, но они всегда есть.
Легкий валютный контроль для бизнеса в Модульбанке
Получайте деньги из других стран и обменивайте валюту без комиссий
Каждый бизнес в кризис делает ЭТО
Бизнес на карантине. Экономика в депрессивном ступоре и прогнозы тоскливые. Компании несут серьезные потери и просчитывают шансы остаться в живых. Собрала советы бизнесу — что делать в кризис, как выйти из коронавирусного анабиоза и перезапустить сознание.
Пандемичный «черный лебедь-2020» перевернул всю нашу жизнь. Добавили жару ценовые войны, обвал на мировых биржах, вирусная вакханалия. Полыхнуло по всему миру. Российские компании и ИП, которым и так в последнее время было совсем невесело, переживают тяжелый кризис. И приобретенный иммунитет выживания в суровом российском бизнес-климате уцелеть в новой реальности поможет далеко не всем.
В условиях снижения покупательского спроса и самоизоляции бизнес погрузился в искусственную кому карантина и замер в шоке.
Я сознательно не буду прогнозировать что будет дальше, воздержусь от субъективных суждений. И не хочу повторять примитивы о преимуществах кризиса и напевы показных оптимистов про «крещение огнем», открывающиеся радужные перспективы, уникальную возможность перезагрузки, эпоху больших надежд и перемен. Никаких счастливых возможностей нет. Аффирмации здесь не работают. Не надо врать самому себе. Любой кризис – это мощный крутой перелом, трудные времена, изменение привычных условий работы, жизни и неизбежные тяжелые потери.
Особенно сложные времена ждут малый и средний бизнес, который наиболее уязвим, поскольку предоставлен сам себе. Правительство выпускает пакеты мер поддержки, но честно говоря, на эти меры надежды мало. В качестве помощи предлагаются, небольшая утешительная помощь в виде субсидий и отсрочки по срокам отчетности и платежам, которые в последствии все равно придется уплатить.
Переболеть на карантине в легкой форме бизнес, видимо, не сможет. Заранее просчитать развитие ситуации практически невозможно и готовых рецептов выхода из сложившейся ситуации нет. Каждый бизнес требует своих индивидуальных решений.
Но есть правила, которым стоит следовать, чтобы избежать фатальных потерь. Собрала их в один кулак инструкцию по выживанию. Которая возможно, пригодится и вам.
Итак, что же должен бизнес делать в кризис?
Рвать шаблоны в своей отрасли
В первую очередь сфокусируйтесь на своей нише рынка – в той, где вы- знаток и профи. Помните, что в других отраслях вас никто не ждет. Кроме того, не иллюзионируйте по поводу того, что в текущих экономических условиях вы легко и просто сможете перехватить клиентов из нового направления бизнеса, которых другие предприниматели выстраивали и окучивали не один десяток лет. Все фантазии нужно просчитывать. В кризис особенно (об этом чуть ниже).
Отделять мух от котлет
В кризис необходима оптимизация всех бизнес-ресурсов с главным фокусом на прибыль. То есть на выживание. Придется стать практичным и избирательным: не распыляться на мелочь и суету.
Вспоминаем «принципиального» умника Парето, его правило 80/20 и оставляем только высокоприбыльные направления и только «сочных» покупателей. Избавляемся от низкорентабельных продуктов, расстаемся с мелкими, неплатежеспособными и проблемными клиентами, от которых «визгу много, а шерсти (профита) мало». Без обид. Это – кризис.
Расширять горизонты до беспредела
Может так случиться, что бизнесу вообще хана. И восстановить его в привычных нишах не удастся. Это надо понять, причем вовремя, – и принять.
Известно, что нередко кризис рождает новые бренды и открывает новые имена. Экспериментируйте – вдруг неожиданное решение, авторская коллекция, художественная концепция и стремительный маневр окажутся прорывными и эффективными.
Движения, пробы, эксперименты – сейчас самое время. Рвите шаблоны, устанавливайте новые стандарты, встраивайтесь в новые ниши, поражайте неожиданными условиями. Не сидите и не ждите в «нужном» месте «нужного» времени. Спешите ловить момент здесь и сейчас.
К примеру, известный производитель виски Jack Daniels срочно запустил производство санитайзеров для рук, и российский завод L’Oreal начал выпускать антисептики. А легендарный Burberry Group наряду с одеждой премиум-сегмента выпускает маски и халаты для медработников. В постпандемичные времена эта продукция тоже будет в спросе.
Досадный форс-мажор в медицинской сфере, унылые технологии дистанционного обучения, цифровые ожидания органов власти, госструктур, мелкого и крупного бизнеса, да и обычные решения жизненных проблем простых людей – непаханое поле для проявления геройства и внедрения инноваций. А для цифровых и технологических переворотов – вообще время самое то.
Резать «косты»
Сократить расходы до минимально возможного уровня. Цель – не только избежать убытков, неоправданных и лишних трат, но и немаловажно – создать конкурентное преимущество в своей бизнес-нише в условиях снижения потребительских возможностей:
Спасаться спасая своих
Сокращение расходов на персонал, к сожалению, неизбежно. Это крайне нежелательная мера, но абсурдно идти на дно всей даже дружной командой.
Расстаются прежде всего с неэффективными, недовольными, нелояльными. С теми, кто не приносит пользы, отказывается от дополнительных обязанностей или снижения зарплаты – кому на спасение компании наплевать.
Многие работодатели обратят внимание на неспособных встроиться в удаленный ритм дистанционной работы, а также на то, что в карантинные нерабочие дни компания смогла работать и без участия отдельных сотрудников.
Готовятся на выход некомандные игроки – неконтролируемые и «звездные». В кризис работающие исключительно на личный статус супергерои – непозволительная роскошь. Задача – сохранить боевую эффективную команду и уцелеть в условиях накатившей беды.
В урезании расходов на персонал не лишкуйте: экономия может обернуться большими проблемами – поднимать продажи будет просто некому. Сотрудников должно быть ровно столько, сколько требует рабочий процесс.
Не трогайте основных спецов с крепкими мозгами и авангард, приносящий доход, – толковых нужно беречь, они — «золотой фонд». Пересмотрите структуру зарплаты в пользу стимулирующих выплат по итогам работы. Кто реально помогает компании выжить – достоен поощрения.
Известные способы сокращения расходов на персонал – дистанционный режим, сокращенный рабочий день – можно смягчить упрощением бизнес-процессов, отказом от отдельных необязательных действий и процедур с повышением мотивации за выполненные KPI.
В кризис, как правило, компании ограничивают прием новых сотрудников. Но для профессионалов высокого класса из погибающих компаний или фирм-конкурентов допустимы исключения.
Возможно смягчить ситуацию от снижения зарплаты поможет проявление заботы, дружелюбия и реальная помощь своим работникам. Помогите своим коллегам:
Считать всё
Чтобы в один из дней бизнес не превратился в тыкву, в кризис нужно держать руку на пульсе и буквально в ручном режиме контролировать основные финансовые показатели – продажи и расходы.
Динамику сокращений по этим показателям надо мониторить ежедневно. Эти тренды должны расходиться: сокращение расходов должно происходить быстрее, чем падают продажи. Иначе – прямой путь к банкротству.
Правильный подход – определять рентабельность по прямым / переменным расходам на производство и реализацию продукции. Ведите математические расчеты точки безубыточности по каждому направлению, по каждой товарной группе. Это даст возможность гибко управлять продажами – и направить фокус внимания на высокорентабельные товарные позиции и регулировать цены по товарным группам, не допуская убытка.
Определите свой запас финансовой устойчивости для принятия своевременных мер в условиях жесткой борьбы за выживание.
Верить в лучшее, но готовиться к худшему
Смоделируйте план действий по возможным вариантам развития стрессовой ситуации: вплоть до самого негативного сценария, чтобы заранее понимать объем имеющихся ресурсов и глубину ограничений для спасения бизнеса от ухода в штопор.
Нужен расчет вариантов действий при падении показателя выручки на 10%, 30%,50% исходя из расчета запаса финансовой прочности бизнеса: 1) на сколько можно понизить цены, сохранив конкурентное преимущество на рынке, 2) когда требуется начать сокращение затрат, 3) а когда необходим резкий решающий маневр: сокращение масштабов бизнеса, экстренное сокращение персонала или даже приостановка деятельности с пронзительным визгом тормозов.
Если крах неминуем, принять меры для защиты имущества и ценных активов стоит заранее. В случае угрозы банкротства и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, актуален вопрос защиты личного имущества владельцев и руководства компании. Он важен и для ИП, априори отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом.
Ценные активы и имущество можно:
В условиях высокой неопределенности и турбулентности готовьтесь к худшему сценарию из возможных. Адаптируясь к новым обстоятельствам, планируйте, что кризис – как минимум до конца года. Закончится раньше – окажетесь в плюсе.
Перетряска, усушка, утруска
Полезен свежий незамыленный взгляд на бизнес. При этом возможны самые необычные решения по таким вещам, о которых вы не думали с начала основания бизнеса, до которых в обычных рабочих условиях не хватает времени и не доходят руки. Основательная яростная перетряска всего: чтобы выжить придется на время съёжиться и сжаться.
Могут оказаться целесообразными и полезными реорганизация и реструктуризация как бизнеса в целом, так и отдельных его элементов, в том числе:
В погоне за оптимизацией не теряйте осмотрительность и просчитывайте все риски. Проверки приостановлены – налоговые органы пока затаились. Но после нормализации положения не исключено возрастающее давление, так как бюджет будет изрядно подистощен антикризисными выплатами.
Проявлять чудеса переговорного мастерства
Даже если сложившаяся ситуация вынуждает к негативным действиям, не стоит портить отношения с партнерами и кредиторами. Если понятно, что не сможете вовремя выполнить обязательства – предупредите о трудностях, не подводите других.
Режим самоизоляции предоставляет возможность провести переговоры со всеми своими поставщиками, подрядчиками, арендодателями на предмет пересмотра условий действующих договоров в новой реальности. На особых, «коронавирусных» условиях. Даже на время. Звоните, пишите, обсуждайте, доказывайте, договаривайтесь – о суммах, сроках, оплатах, депозитах, о заморозке цен, о дроблении партий, о скидках, об отсрочках и т.д.
В кризисные времена тяжко всем. И люди договариваются, поддерживая друг друга. Продавливать и ставить жесткие условия сейчас невозможно, так как партнер просто не сможет справиться с ними, а найти нового с учетом спада экономики практически нереально.
Но если поставщик уперт – и «проблемы индейцев шерифа не волнуют» – в условиях кризиса легко можно найти более сговорчивых – с выгодными ценами, условиями и преференциями. К выбору новых контрагентов подходите осмотрительно – с соблюдением всех проверочных процедур, чтобы не нарваться на аферистов.
Искать живительные источники
Определитесь, что с финансами и перспективами источников финансирования:
Не отказываться от помощи
Сложно назвать «плюшками» те меры поддержки, которые предлагает правительство. Скорее так, по сухарику раздали напогрызть, да и то не всем.
Используйте всё, что дают. Да, немного. Да, придется подсуетиться, и да, понаблюдать кривые ухмылки чинуш. Ну и что ж. Но пренебрегать возможностью получить даже небольшие пособия – глупо. Субсидии, отсрочки — берите всё.
А по заимствованиям нужен расчет. К примеру, кредит «на зарплаты» – даже по временно «нулевой» процентной ставке – ну такое себе… Может оказаться не такой уж роскошью, и не таким уж беспроцентным. Может выгоднее и проще перевести людей на неполный рабочий день или принять решение об увольнении, чем вешать на шею кредитный хомут?
Даже если вы не из «особопострадавших» отраслей, системо- и градообразующих компаний – не скромничайте и не жалуйтесь, что вас обошли мерами поддержки – все равно обращайтесь за реструктуризацией долгов, отсрочками, переносом сроков и другими уступками по причине кризисных обстоятельств! При грамотном обосновании – это вполне реально.
Заморозить понты
Вряд ли получится полностью компенсировать свои затраты за счет резкого повышения цен. Бизнес в анабиозе, покупательская способность населения резко снизилась. Рассчитывать можно только на компромисс. Умерить аппетиты и затянуть пояса придется всем.
Мы уже привыкли жить хорошо. Но времена финансового кризиса вынуждают пересмотреть свои привычные траты, бережнее относится к заработанным деньгами, отказавшись от чрезмерных расходов, создавать подушку безопасности, «жировую прослойку» на черный день. Стать менее бесшабашным и пафосным, но более циничным и расчетливым.
Многие люди в панике, так как возросла вероятность внезапно лишиться работы и бизнеса. Пугает перспектива невозможности рассчитываться за ипотеку, потребительские кредиты, которые не вполне разумно были взяты в предыдущие «сытые» годы. Кризис дополнительно усиливается международной напряженностью. Это изматывает эмоционально и морально, физически и психологически. И совершенно непонятно насколько все это затянется, что будет дальше, когда и чем этот кризис закончится.
Не залипать на негативе
Негативный информационный фон возбуждает дикую тревожность и погружает в уныние. Не поддавайтесь, не занимайтесь самокопанием, не расходуйте свою энергию на вредоносные вбросы, травмирующие психику – вы себе нужны здоровыми! Вам точно не разрулить проблемы мировой экономики, не поднять мировые рынки, не восстановить цены на нефть… Сконцентрируйтесь на главном – на том что зависит лично от вас.
В период самоизоляции не сидите в соцсетях, а продолжайте активно работать – звоните партнерам, клиентам, мониторьте информацию по банкам, содержательным сайтам с практичными советами. Советуйтесь, проводите мозговые штурмы, экспериментируйте, ищите возможности.
Общайтесь с близкими, занимайтесь спортом и делами, которые приносят вам удовольствие.
Реальный мир бизнеса жесток. И естественный отбор никто не отменял. Выживают самые эффективные, самые упорные и рассудительные, не подверженные эмоциям и паническим атакам.
Заключение
Полностью терять оптимизм, возможно, не стоит – от ситуации на мировом рынке страдают все и невыгодно это практически никому. Остается верить, что это не надолго. К осени разберутся с нефтяными ценами и подвянет опасный вирус. Надо перетерпеть, действовать — и постараться избежать фатальных потерь.
Сейчас бизнес ждет окончания самоизоляции и верит, что с выходом из депрессии все наладится. Да, но экономические реалии будут уже другие. В них выживут те, кто много работает, верит в себя и сможет встроиться в суровую современную реальность.
Берегите близких. Берегите себя. И свой бизнес.