Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам

Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам (часть 2)

1.2. Личностная работа на

Очень часто от людей, не имеющих психологического образования, но ведущих можно услышать такую «отстройку от конкурентов»: «На мы делом занимаемся! Это вам не психологический, где тренер с участниками нянчится, слезы им утирает…». Я, психолог, ведущий удивляюсь, когда слышу такие заявления. Я могу себе представить, что можно не учитывать психологические аспекты, пытаясь научить людей но также я знаю, что некоторые проблемы взаимодействия невозможно решить только на уровне информирования и дрессировки: есть очень много ситуаций, в которых без использования психологических знаний и подходов бизнес буксует.

Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерамВот самый явный пример: продавцы. Эти люди прекрасно информированы о том, как нужно обслуживать клиента, знают стандарты продаж, принятые в компании, но мешает им быть успешными: вместо профессионального обращения с клиентом они выдают реакции, как правило, негативные.

«У меня есть трудный клиент — он может сделать стандартный заказ на небольшую сумму, но одновременно попросит эту маленькую партию товара в кредит с длинной отсрочкой и еще бесплатную доставку в соседний регион. Я не знаю, как с ним поступать. Такие требования меня ставят в тупик…»

Казалось бы, чего проще? Аргументируй отказ в кредите, убеди взять партию побольше, договорись о стоимости доставки… Однако, продавец не в силах справиться с ситуацией личностных установок: не может сказать «нет», не знает техник аргументации, не дает себе права на отстаивание своей позиции, не способен конструктивно договариваться — и в результате испытывает негативные чувства (раздражение, обиду, злость), блокирующие его рациональное поведение и способность к адекватному восприятию ситуации. А клиент в его глазах становится «трудным». Работа с такими участниками будет продуктивной, если тренер поможет им разобраться в личных иррациональных установках и неосознаваемых чувствах, и это будет личностный уровень работы.

Для того чтобы понять, чем и насколько отличается от личностного, рассмотрим определения.

Личность — это человек как носитель свойств.

Личностный рост мы можем определить как увеличение в размерах неких «свойств личности».

Бизнес — это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.

Даже если исходить из этих несложных определений, отличие от личностного заключается скорее в фокусе внимания, в мотивации участников. направлен на повышение эффективности деятельности, поскольку люди бизнеса нацелены на результат. Личностный тренинг ориентирован скорее на процесс самопознания, как и его участники, стремящиеся к личностному росту. То, что в личностном тренинге является фигурой, на становится фоном, и наоборот. Осмелюсь утверждать, что любой качественно проведенный становится толчком к личностному росту его участников. И любой качественно проведенный личностный тренинг может помочь развитию бизнеса.

Для того чтобы успешно справляться с «предпринимательской экономической деятельностью», необходимо обладать, помимо знаний, определенными личностными качествами, которые предопределяют соответствующие умения и навыки. Предприниматель должен владеть, по крайней мере, элементарным психологическим умением — умением общаться, а значит, ему необходимо развивать личностные качества.

Трудно провести границу между и личностным тренингом, ведь в участвуют те же люди, а это означает, что тренеру предстоит работать с личностями. На тренинге может наступить такой момент, когда для понимания и решения человеку придется для начала понять себя — получить знания не о предмете, а о себе, ведь смысл узнавания себя состоит в том, чтобы начать действовать и воспринимать действительность.

Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерамНа мой вопрос к начинающим тренерам, с какой целью люди приходят на они отвечают примерно следующее:

В этом восприятии участниками возможностей проявляется некоторая двойственность, которая может осложнить работу Руководствуясь своим пониманием люди приходят на тренинг за технологиями, а работать им предстоит, в частности, со своими личностными ограничениями для развития профессионально важных личностных качеств. О том, как создать в участниках нужную мотивацию для эффективного участия в мы поговорим подробно во второй главе. А пока посмотрим, что говорят о личностной работе на некоторые заказчики.

«Те продавцы, которые в силу своих личных проблем не могут качественно работать, не будут у меня продавцами. Компания решает проблемы клиента за его деньги, а не личные проблемы сотрудника за свои!»

«Работодателю платить за избавление сотрудников от неврозов вредно и опасно! Он скорее предпочтет обучить людей с уже сложившимся „личностным ростом“, чем дополнительно обучать, развивать, уговаривать „личностно расти“, „качественно меняться“ и эффективно работать и тратить на это время и деньги компании!»

Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам«У сотрудника изначально должно быть понимание, что он, независимо от своего личного настроения и самочувствия, должен хорошо выполнять свою работу и нормально взаимодействовать с клиентами! Или он должен честно уволиться!»

«На рынке труда всегда найдется немало специалистов с уже желательными для работодателя качествами!»

«Я хочу знать только одно: какие действия должен выполнить сотрудник, чтобы урегулировать ситуацию с неадекватным клиентом!»

Эти руководители, видимо, забыли о том, что развитие профессионально важных личностных качеств является неотъемлемой частью и важнейшей задачей и профессионального становления сотрудника. И пусть пока очень редко, но уже звучит из уст заказчика:

«Вопрос „почему“ всегда связан со сферой чувств, установок, паттернов поведения. Пока человек не поймет, „почему“, он не сможет применять ваши уроки осмысленно. Вложить в человека ответ на его „почему“ означает изменить набор его знаний, стереотипов и, следовательно, его личность. Желательно, чтобы тренер изменил личность студента в том направлении, которое ему нужно для успешного обучения».

А ведь именно в этом высказывании заключается смысл происходящего на Последними вопросами, которые задает тренер участникам группы для подведения итогов: «что нового узнали?», «чему научились?», «что измените в своей реальной деятельности?» — определяются три уровня изменений, к которым он вел группу на протяжении всего тренинга.

1.3. Три ступени обучения

Ананьев Борис Герасимович — выдающийся психолог XX столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы — предложил разделять психологическую готовность к любой деятельности на три содержательных компонента: межличностный, инструментальный, гностический.

Рассматривая профессионализм, мы, соответственно, можем включить в это понятие три составляющие: профессионально важные личностные качества, профессиональные умения и профессиональные знания. Безусловно, сюда необходимо добавить четвертую составляющую: умение анализировать свою деятельность и делать из этого анализа практически применимые выводы.

Для развития профессионализма существуют различные возможности и соответствующие им технологии обучения: через непосредственное включение в деятельность (передача опыта), информирование (передача знаний) и моделирование ситуации (игра и анализ). Рассмотрим их подробнее.

Опыт: уровень инструментальной деятельности

Инструментальной деятельности соответствует дидактический способ обучения: «Делай, как я: раз, два, три!»

Это наставнический уровень. Обучение производится через включение ученика в профессиональную деятельность под контролем мастера. Многократное воспроизведение действий мастера, вынужденное повторение действий и операций, последовательное овладение элементами деятельности приводят к формированию и развитию навыков.

Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерамТак в цеховых сообществах обучали ремеслу. Ученик поступал в услужение к мастеру, и долгие годы наблюдал за тем, как тот работает. Поначалу ему, в лучшем случае, позволялось поднести мастеру нужный инструмент, и это было высшей похвалой его усердию. В целом же, находясь в атмосфере профессиональной деятельности и выполняя подсобные работы, ученик перенимал мировоззрение, отношение к предмету деятельности, нарабатывал профессионально важные личностные качества. И только после того, как соответствующий способ видения мира и характер были сформированы, ученику показывали последовательность операций, позволяя осуществить ту или иную операцию под присмотром и с помощью мастера. Обучение длилось годами. Ученик, копируя действия мастера, становился его «клоном». С одной стороны, это позволяло сохранить неизменными тайны мастерства и секретные технологии, а с другой — накладывало свои ограничения. К примеру, ученик, осваивая тайны профессии через включение в процесс деятельности, не имел возможности критично относиться к тем или иным процедурам, никак не анализировал деятельность — лишь зеркально ее воспроизводил. Поэтому из поколения в поколение передавались не только полезные профессиональные знания, но и неэффективные: ошибки учителя воспринимались некритично и тиражировались его учениками на протяжении столетий. Кроме того, возможности экспериментировать имелись только у мастера, но они изначально ограничивались усвоенным в свое время подходом и мировоззрением. Профессиональное «так никто не делает» подрезало крылья творческой мысли не одного ремесленника, и только редкие смельчаки становились искусниками.

Если перенести этот пример в нашу реальность, то мы увидим, что такие «цеховые подходы» чаще всего используются в рамках внутрикорпоративного обучения. Например, «школа продавца», действующая внутри компании и организованная ее специалистами по продажам, передает мировоззренческую позицию и навыки, принятые и используемые именно этой компанией. Таким путем создается корпоративный стиль. И этим же путем создаются корпоративные ограничения. «Невозможно взвесить воду, находясь в воде…»

Чтобы справиться с проблемой воспроизводства устойчивых, принятых в корпорации ошибок, кроме частных умений необходимо овладеть еще и общими знаниями.

Знания: гностический уровень

Дидактический способ обучения соответствует также научению через передачу знаний.

Многообразие теорий и подходов, существующих схем и алгоритмов позволяет обучающемуся расширить видение ситуации, получить о ней более полное представление, чем может дать приобретение узкого индивидуального опыта через включение в практическую деятельность.

В процессе учения, по словам К. Д. Ушинского, «передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт». Однако трудно переоценить достоинства знания о результатах чужого опыта, позволяющего учиться на чужих ошибках и пользоваться интеллектуальным достоянием всего человечества. Есть множество людей, главной ценностью которых является поиск истины и стремление к новым знаниям. Поисковая активность вообще свойственна всему, что живо и развивается. И это прекрасно, так как избавляет меня от необходимости петь гимны во славу знаний.

Однако и у этого замечательного пути есть свои ограничения. Уверена, что читателю знакомы люди, имеющие пять высших образований и желающие получить шестое. Они попадают в ловушку своей жажды знаний и привычки получать их извне, в результате часто ходят кругами, а истина так и остается рядом. Известно, что внимание человека характеризуется избирательностью. Этим, очевидно, вызвана низкая эффективность лекций. Например, В. С. Дудченко и В. Н. Макаревич [1] оценивают КПД лекционного способа обучения в пять (!) процентов. В зависимости от изменяющегося опыта человек воспринимает лишь малую часть информации — ту, которая согласуется с его опытом. Не зря говорят, что человек способен узнать лишь то, что он уже знает из своего прошлого опыта. Избежать этого ограничения позволяет третий способ обучения — моделирование ситуации для получения опыта (деловая игра) с его последующим анализом.

Игра и анализ: аналитический уровень

Анализу игровой деятельности соответствует эвристический способ обучения.

Аналитический уровень представляет собой обучение через изменения и анализ деятельности, в котором деловая игра предоставляет возможность получить новый опыт и материал для последующего самоанализа.

Интерес к работе как частный случай познавательного интереса базируется на потребности в новых впечатлениях, новой информации, то есть отношении к деятельности. Интерес вырастает из потребности знать, ориентироваться в окружающем мире и побуждает личность к активности. Переживание состояния интереса можно разбить на пять стадий:

Деловая игра, о которой мы будем подробно говорить в пятой главе, для обучающихся является быстрым способом определить собственные эффективные и неэффективные действия, установки и отношения. Последующий разбор позволяет увидеть преимущества своих стратегий, а также зоны роста и задаться вопросом: «Что я могу сделать для увеличения эффективности деятельности?»

Как артисты балета тренируют свои па перед зеркалом, так и обучающийся, если он хочет достичь вершин профессионального мастерства, должен находить время и возможности для того, чтобы видеть себя со стороны, получать обратную связь от коллег, заниматься рефлексией, самоанализом.

Однако, как и предыдущие, этот способ обучения также имеет свои ограничения: человеческая личность настолько велика, что заниматься самоанализом и узнаванием своих новых сторон можно всю жизнь — и даже ее не хватит… Говорят, что самонаблюдением, медитацией и концентрацией можно достичь нирваны. Но нужно ли?

Итак, человек, желающий научиться может выбрать разные пути: пробираться переулками опыта, получаемого в деятельности, двигаться по улицам знаний, кружить по площадям игр и анализа… или совместить эти три возможности, выехав на многополосное скоростное шоссе ТРЕНИНГА.

Тренинг — интерактивная форма обучения, целью которой является передача знаний посредством теоретических лекций, деловых игр с последующим анализом, а также практических занятий, результатом которых является формирование и развитие некоторых умений и навыков.

Тренинг — метод создания условий для обучения и самораскрытия участников в целях самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических и

Дополняя друг друга, эти определения позволяют увидеть две разные грани тренинга. Первая из них предполагает активную роль тренера, который может научить участника новому. Во второй отражается лидирующая роль самого участника в процессе обучения. В каждом тренинге эти две грани проявляют себя во взаимодействии тренера и членов группы, в распределении ответственности за результат, ведь передача может состояться только тогда, когда один дает, а второй способен и желает взять.

[1] Дудченко В. С, Макаревич В. Н. Игровые методы в прикладной психологии.— М.: МГУ, 1993.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Источник

Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам (часть 5)

1.7. Что волнует тренера

«А что я предлагаю?!» Метафорическое представление тренинга

Очень непросто бывает объяснить, что такое тренинг, заказчику, который никогда с ним не сталкивался. Можно дать определение, можно на пальцах попытаться описать процессы, происходящие в группе, можно провести демонстрационное упражнение, но все это — только слабое подобие этого многогранного процесса. Легче всего дать описание неизвестного, опираясь на то, что человеку знакомо.

Было время, и совсем не стародавнее, когда не каждый петербуржец знал, что такое фейхоа. До сих пор в Интернете можно найти отголоски тех времен:

«Что же такое фейхоа?» — спросите вы меня, и я вам радостно отвечу, с открытой душой воспылав навстречу! Фейхоа — небольшое вечнозеленое дерево (3–6 м высотой). Листья супротивные, не противные, овальные до округлых, цельно — крайние, туповершинные, плотные, кожистые, до 6 см длиной и до 4 см шириной, сверху зеленые, снизу — опушенные, но не опущенные. По консистенции плод напоминает крыжовник, а по вкусу и аромату — ананас и землянику…»

После такого описания становится приблизительно понятным, появляются некоторые точки опоры, и если текст сопровождается картинкой, то и вовсе все встает на свои места — представление формируется.

Известно, что рисунки способны украсить любую презентацию, наглядно подтверждая слова и облегчая восприятие. Попробуйте самостоятельно найти аналогии и метафоры, чтобы описать тренинг человеку, который никогда на нем не бывал! Такое задание я даю на первой сессии группе тренеров, и они выдают множество красивых и интересных метафор. Хочется для примера привести здесь одну из возможных. Метафора была разработана одной из групп моей тренерской мастерской в сентябре 2007 года.

Мы представляем тренинг в виде дерева, корни которого символизируют поставленные заказчиком цели и задачи.

За деревом заботливо ухаживает тренер, имеющий в своем арсенале средства и методы достижения поставленных целей (им на рисунке соответствуют лейка и лопата).

А результатов (плодов) тренинга с корзинкой ждет заказчик, готовый, как мы надеемся, щедро за них заплатить.

Презентация открытой программы

Иногда тренеру приходится проводить презентацию своей программы для привлечения на открытый тренинг потенциальных участников. Как правило, презентация проходит в течение короткого времени (от часа до трех), является бесплатной для участников и требует от тренера хорошей подготовки, чтобы время было использовано с максимальной эффективностью.

На супервизиях часто звучит типичный вопрос: «Как провести презентацию?» Как известно, в хорошо сформулированном вопросе содержится половина ответа. Поэтому, чтобы ответить на вопрос более полно, я бы его конкретизировала. В развернутом виде он может звучать, к примеру, так: «Как с помощью проведения презентации мотивировать людей на участие в девятимесячной тренинговой программе?»

Теперь, когда основной вопрос сформулирован четко, зададимся следующим: что побуждает участников выбрать время и прийти на бесплатную презентацию? Помимо индивидуальных потребностей, о которых мы ничего не знаем до начала события, есть нечто общее, что привлекает людей и на что можно опереться при подготовке и проведении презентации.

В первую очередь, это может быть интерес к заявленной программе или теме как таковой. Прежде чем решиться на участие в программе, людям нужно увидеть тренера «живьем», пообщаться с ним, услышать из его уст концепцию, на которой основана предлагаемая программа, познакомиться с его стилем ведения занятий в группе. возможно, интересно просто пообщаться с новыми людьми, побыть в «тусовке». Для презентация является способом получения новых знаний пусть в сжатом виде, но основную информацию о предмете на хорошей презентации получить можно.

Основные необходимые параметры, которые привлекут людей на презентацию и которые следует учесть, приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Параметры привлекательности презентации

описание программыПисьменное, в виде краткого анонса, и устное, переданное тренером
содержательная частьНовые знания о представляемом на презентации предмете
самопрезентация тренераНаиболее полное и выигрышное представление личности и профессиональных качеств ведущего
общение
с другими участниками
Коллеги, представители других организаций, специалисты и просто интересные люди

Примерный план презентации

План презентации может выглядеть следующим образом.

1. Знакомство участников группы между собой, включение в тему. На этом этапе можно удовлетворить потребность участников в положительных эмоциях (радость от общения и предвкушение нового знания), а также создать ощущение возможности приобрести пользу от участия в предлагаемой программе.

2. Упражнение, которое позволит выявить ожидания участников от программы.

За основу упражнения можно взять данные исследований по теме, или описание ситуации в виде кейса с его последующим обсуждением и поиском решения, или ролевую игру с четким распределением ролей и описанием трудной ситуации и т. п.

Помимо сбора ожиданий (ради чего, собственно, и предлагается упражнение) можно использовать интригу: на одни вопросы тренер ответит сразу, чтобы удовлетворить интерес участников, а вместо ответа на другие скажет, в какой части предлагаемой программы они будут рассматриваться, когда, каким образом и с какими результатами.

3. Вызов.

4. «Раздача слонов» — материалов, которые участники унесут с собой:

1.8. Тренинг закончился. Что дальше?

Тренинг прошел, заказчик с нетерпением ждет от тренера обратной связи: «Ну как там мои?! Что делать дальше?! Как поддержать, развить? Кого наказать, уволить? …»

Вопросы заказчика волнуют разные…

Однажды мне в качестве примера принесли анкету с грифом «Только для служебного пользования». Внутреннему тренеру предлагалось не только описать прошедшее мероприятие, но и выставить оценки участникам по пятибалльной шкале и огласить оценки, выставленные участниками его собственной работе.

Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерамУдивительные отчеты требуются иногда руководителям! Тренер своей рукой должен написать приговор участникам, с которыми ему предстоит работать в компании бок о бок и с которыми он через неделю будет проводить очередной тренинг!

Понять руководителя, опирающегося на такой отчет, можно: хочется сэкономить время на живом общении и при этом «держать руку на пульсе», создавая видимость контроля. Однако все же стоит сразу определиться, с какой целью — обучения или оценки — тренинг проводится. И если требуется оценка, то почему бы для этого открыто не провести процедуру ассессмента? *

* Индивидуальная психологическая оценка (ассессмент) — это метод, направленный на оценку персонала и позволяющий руководителю компании получить психологический портрет сотрудников организации. Цель оценки — определение жизнеспособности команды, эффективности работы, перспектив развития каждого сотрудника отдельно и всей команды в целом. Это процедура, обеспечивающая точную и объективную оценку реальных менеджерских навыков и потенциала управленческого развития сотрудников. Отбор перспективных руководителей с помощью является одним из наиболее обоснованных способов предсказать, насколько успешен будет тот или иной кандидат на руководящем посту. Процедура основывается на стандартизированных оценках поведения, которые выводятся из большого количества регистрируемой в информации. Точность оценок обеспечивается сбалансированной и надежной процедурой и профессионализмом фиксирующих ключевые характеристики действий участников.

Увы, в компаниях тренинг иногда используют в качестве интриги, помогающей проводить «подковерные» игры. Нередко по результатам тренинга руководитель имеет возможность, опираясь на «мнение эксперта», увольнять неугодных или повышать неспособных сотрудников. Понятно, что и с точки зрения профессиональной этики, и с точки зрения сохранения репутации, и просто оберегая свою чистую совесть, тренеру стоит избегать участия в подобных манипуляциях, открыто заявляя о своей профессиональной и мировоззренческой позиции.

При запросе заказчиком оценки личностных качеств, мотивированности и способностей каждого участника стоит обратить внимание руководителя на то, что тренинг — это интерактивная форма обучения, которая предполагает возможность совершения проб и ошибок. Сам сценарий продуман так, чтобы в некоторые моменты участник почувствовал и обнаружил зоны своей неуспешности. Поэтому делать выводы о способностях человека, опираясь на то поведение, которое он продемонстрировал в процессе тренинга, как минимум легкомысленно, а как максимум недальновидно, ведь после хорошего тренинга человек выходит немного другим. Тренинг — развивающая процедура, а значит, можно рассчитывать на то, что после него участник будет более умелым, более мотивированным, больше поверит в свои способности, а значит, начнет чаще их использовать.

Кроме того, тренинговая группа ориентирована на определенные нормы и правила взаимодействия, отличающиеся от корпоративных. Две из них — открытость и конфиденциальность — являются ключевыми для успешного прохождения работы в группе. При нарушении тренером нормы конфиденциальности (если он пишет руководителю оценочный отчет) участники, в свою очередь, перестанут соблюдать и норму открытости: процесс для них перестанет быть безопасным. В результате участники, декларируя принятие тренинговых норм, начнут избегать их соблюдения и станут демонстрировать не естественное поведение, а социально желательное. Энергия участников в таком случае будет тратиться на лицемерие вместо того, чтобы быть направленной на конструктивное взаимодействие в группе, экспериментирование и стремление получить новые знания и навыки.

Учитывая сказанное, имеет смысл оговорить цели тренинга до его проведения и обратную связь от тренера заказчику давать в соответствии с ними. Если целью было «научить», то и в обратной связи говорим о том, чему учил тренер и чему научились участники. Если целью было «сформировать», то и в обратной связи значится «сформировано».

Однако нужно учитывать, что зачастую тренинг и для самого заказчика, не участвующего в работе группы, а наблюдающего за происходящими событиями из своего кабинета, является мощным мотивирующим фактором. Руководитель не только надеется на то, что часть его работы с персоналом будет проделана специалистом, но и сам готов активно включиться в процесс изменений. И, поскольку заказчик задает свои вопросы из лучших побуждений, тренер должен эти побуждения поддержать и удовлетворить. Соответственно, он может дать не оценки (не только бесполезные, но и подчас вредные), а рекомендации по развитию тех или иных зон.

ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТРЕНИНГА

Беседа

Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерамЭти рекомендации желательно давать заказчику в процессе обратной связи — живой беседе, которая предполагает возможности уточнения формулировок, чтобы тренер был понят точно, чтобы не оставалось двусмысленностей и разночтений. В таком диалоге можно не только проанализировать проделанную работу и договориться о дальнейшем взаимодействии, но и сформулировать новые решения тех или иных проблем, ставших очевидными на тренинге.

Приведу пример из практики

На одном из тренингов продаж участвующие в группе менеджеры дружно жаловались на неудобства, вызванные организацией их труда: слишком много драгоценного времени у них уходило на рутинную работу — отправление факсов, автодозвоны, ксерокопирование документов. Люди считали, что эти обязанности не позволяют им без остатка отдаться поиску новых клиентов.

В обратной связи мы с заказчиком, руководителем отдела продаж, обсудили эти организационные помехи и пришли к выводу, что можно нанять которому будет поручено оперативное обслуживание менеджеров по продаже. Зарплата такого сотрудника невелика и позволяет интенсивнее использовать способности и время более квалифицированных и высокооплачиваемых менеджеров по продажам. Такой сотрудник в отдел был взят. Временные затраты продающего персонала были оптимизированы. Через месяц продажи отдела выросли на 20%.

Однако бывает так, что живого разговора между тренером и заказчиком не получается. Информационный шторм, в котором мы тонем, заставляет избирать другие формы обратной связи — в первую очередь письменные.

Письменный отчет

Если вы готовите письменный отчет, старайтесь предельно корректно выбирать формулировки. Отчет о проведенном тренинге может включать следующие пункты.Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам

Что было заказано

Кратко излагается утвержденная ранее программа тренинга, включающая тему, аудиторию, цель, задачи и средства тренинга.

Когда, где, с кем, в каких условиях проводился тренинг

Этот пункт может нести в себе важную информацию, поскольку качество и результативность тренинга во многом зависят от условий его проведения, длительности, количества и состава участников. Руководитель сможет сделать корректирующие выводы о соотношении цены/качества в следующий раз, заказывая тренинг на тех или иных условиях.

Общая характеристика группы и психологический климат в ней

Важный пункт, поскольку тренинг проходит в живой организации и несет на себе отпечаток внутренних взаимоотношений в компании. Кроме того, ориентируясь на эмоциональный потенциал группы, отражающийся на психологическом климате, можно прогнозировать результаты воздействия будущих управленческих решений на коллектив.

Краткое описание процесса

Руководитель, как правило, не участвует в тренинге, но ему интересно, «как это было». И он имеет право это знать.

Результаты тренинга

Рекомендации

Основаны на зонах ближайшего развития отдельных участников и группы в целом. Рекомендации могут касаться следующих параметров: контактности, склонности к лидерству, обучаемости, мотивации, уровня эмоционального «выгорания». Стоит упомянуть, что будет способствовать закреплению полученных знаний и навыков в повседневной деятельности и увеличению эффективности деятельности отдельного сотрудника или группы в целом.

Здесь важно помнить о том, что тренер, несмотря на свой профессионализм, все же излагает субъективный взгляд на положение вещей. Формулировки желательно строить из предпочтений (а не долженствований), избегать глобальных обобщений, четко указывать на то, что указанное мнение отражает взгляд тренера, ни в коем случае не являясь догмой, обязательной для выполнения. Предложения по дальнейшему сотрудничеству. Предложения могут касаться посттренингового сопровождения группы, личных консультаций или коучинга ключевых фигур, проведения следующих тренингов.

Могут быть предложены другие средства работы с персоналом и организационного развития:

Технологические шаги на будущее

Для большей эффективности тренинга за счет повышения усвояемости материала тренер обращает внимание заказчика на следующие обязательные технологические шаги:

Определение необходимого содержания дальнейшей работы по обучению персонала

Анкеты участников

Анкеты обратной связи, заполненные участниками, также могут дать бесценную информацию руководителю. Заинтересованный взгляд способен выявить и потребности персонала в дальнейшем обучении, и уровень мотивации сотрудников, и даже рацпредложения по организации деятельности сотрудников на местах. Из анкет можно почерпнуть знания о том, чем дышат люди, работающие в организации, что для них ценно.

Организация посттренингового сопровождения персонала

Фактически обратная связь, даваемая тренером заказчику, уже является началом посттренингового сопровождения, которое включает в себя целый комплекс мероприятий:

Тренинг можно назвать эффективным, если решены задачи, поставленные заказчиком, все участники получили необходимые знания и навыки и имеют желание и возможность применять их на практике.

Инструменты измерения результативности тренинга

Как уже отмечалось, на эффективность деятельности сотрудников влияет множество факторов, определяющих качество работы компании в целом, а не только и даже не столько квалификация персонала. Для выявления экономического эффекта от тренинга бывает полезно провести полную организационную диагностику всех в компании. Зачастую это позволяет выявить проблемы системного уровня, которые не возможно решить с помощью разового навыкового тренинга. Напомню, что причинами таких проблем могут являться и отсутствие ясных и единых организационных целей, известных сотрудникам, и неуместно используемый стиль руководства, и недостаточно отлаженная система мотивации, и отсутствие работоспособных систем коммуникации внутри компании, и многие другие болезни организации.

Говорят, выполняется только то, что измеряется, контролируется, поддерживается и приветствуется. Поэтому, если мы хотим получить устойчивый высокий уровень эффективности тренингов, проводимых внутри компании, необходимо выстроить согласованную и стройную систему обучения, рассчитанную на долгосрочные, а не сиюминутные результаты. В литературе указывается, что в организациях, где построена и работает продуманная система обучения, его результаты становятся очевидными через

Прокофьева Надежда Ильинична

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам

Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги «Укрепление личности».
Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов : «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?». Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись «живого» упражнения!

Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички: 12 страниц.
Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Смотреть картинку Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Картинка про Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерам. Фото Бизнес тренинг с чего начать как преуспеть советы руководителям и тренерамИнтересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста.

Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *