Бизнес результат что это

БИЗНЕС-РЕЗУЛЬТАТ

Хотя кому-то может показаться, что это поведение — «Демонстрировать уважение» — относится к тонким материям, я настаиваю, что оно имеет непосредственное отношение к доверию и, следовательно, к конечному бизнес-результату.

Вернемся к исследованию, о котором я рассказывал ранее в этой книге. Почему только 29 % работников считают, что менеджмент заботится о повышении их квалификации? Почему только 42 % считают, что менеджмент вообще думает о них? Слишком часто руководители, которые могут много говорить об этом, в реальности своим поведением не демонстрируют уважения, и в результате подчиненные им не доверяют.

Доверие возникает, когда лидеры проявляют уважение к своим последователям.

Джеймс ОТул, автор книги Leading Change

А каково влияние на скорость и затраты? Когда работники считают, что их менеджеры на самом деле не думают о них, насколько они будут стремиться делать все, что в их силах? Искать новые решения? Сотрудничать? И, наоборот, долго ли придется ждать от них жалоб, критики, усиления профсоюзного движения и забастовок?

В отношении потребителя демонстрация уважения имеет огромное влияние. Несколько лет назад возникла жесточайшая конкуренция среди агентов по продаже недвижимости за право представлять девелопера при продаже нескольких эксклюзивных участков под строительство в районе Парк-Сити, Юта. Землей площадью в 4000 акров со времен первых поселенцев владела семья, занимавшаяся овцеводством.

Девелопер предложил нескольким ведущим агентам по недвижимости прислать презентации. Среди них был Том Пик, чья презентация была похожа на все остальные. Но Том сделал одну вещь, которая разительно отличалась. Он послал девелоперам написанное от руки письмо с благодарностью за предоставленную возможность. Девелопер сказал, что именно это побудило его остановить выбор на Томе. Для самого Тома отправка благодарственного рукописного письма было естественным делом. Он сказал: «Очень важно демонстрировать ваше уважение к людям и думать о них, когда вы не находитесь рядом».

Этот проект застройки под названием The Colony стал крупнейшим проектом застройки в горнолыжном районе Северной Америки, с участками минимум по четыре акра и домами площадью до 30000 кв. футов. А Парк-Сити стал одним из мест проведения зимних Олимпийских игр 2002 г.

Есть множество примеров, когда бизнес-решение принимается на основе демонстрации заботы. Специалисты по рекламе хорошо это знают и стремятся убедить потребителей, что производство определенного продукта — это проявление заботы о них.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Результат

Результат Выдающийся результат других мотивирует только сначала, но затем происходит обратный процесс, и это нормально. Возьмем любой пример. Допустим, книги: если вы читаете одну книгу в месяц, а кто-то рядом с вами читает одну книгу в день, этот разрыв будет вас злить.Вас

БИЗНЕС-РЕЗУЛЬТАТ

БИЗНЕС-РЕЗУЛЬТАТ Исправление неправильного мощно воздействует на бизнес-результат. Хотя большинство страховых компаний советуют докторам не просить прощения у пациентов за свои ошибки, есть множество свидетельств: те, кто это делает, уважают пациента и сочувствуют ему,

Работа и результат

Работа и результат Никогда (вы слышите – НИКОГДА!) не извиняйтесь за то, что вы занимаетесь любимым делом.То есть РАБОТАЕТЕ.Миллионы людей на планете влачат жалкое существование и делают то, что им не нравится. Более того, они даже не знают, чем хотели бы заняться, если бы у

Будет ли результат?

Будет ли результат? Вы уже должны понимать, что происходит при попытке загрузить в себя какую-то новую установку (например, о вашей красоте).Ваш Разум принимает новую команду (вашу аффирмацию) и рассматривает, что должно произойти, если он примет ее к исполнению.Потом

Шаг 9 Результат

Шаг 9 Результат Ответственность У большинства людей, начиная с раннего детства, слово «ответственность» ассоциируется с результатом. На вас вешали ярлык ответственного или безответственного человека в зависимости от того, справились ли вы с заданием или нет, сдержали

Бизнес как один из инструментов инвестирования. Бизнес vs инвестирование

Бизнес как один из инструментов инвестирования. Бизнес vs инвестирование Поспорил как-то Джон Рокфеллер с Джоном Рокфеллером о том, что лучше – бизнес или инвестиции. Если у тебя мало денег, надо делать бизнес. Если денег совсем нет – надо делать бизнес срочно, прямо

Результат

Результат Парадоксом можно считать тот факт, что вы получите от практики максимум только в том случае, если в процессе самой практики не будете ждать результата.? Не ждите ничего!? Не ждите, что с вами произойдут те или иные события – просто делайте.? Любое ожидание

Источник

Что важнее в бизнесе, процесс или результат?

Бизнес результат что это. Смотреть фото Бизнес результат что это. Смотреть картинку Бизнес результат что это. Картинка про Бизнес результат что это. Фото Бизнес результат что этоПо вопросу: «Что важно для бизнеса?» бытует мнение, что прежде всего нужен результат, а процесс — дело второстепенное. Если Вы в итоге достигаете цели, то, мол, неважно какими средствами это делалось, сколько это Вам стоило. То есть, сам процесс НЕ важен, а важна цель.

Но так ли это? Если цена успеха – например, развалившаяся семья, разорванные отношения, можно ли говорить в таком случае об успехе вообще? Вряд ли.

Давайте посмотрим на этот вопрос несколько глубже и убедимся, что

противопоставлять процесс и результат — неправильно. В деле достижения любой цели важно и то, и другое.

Если сравнивать бизнес со спортом, а такое сравнение вполне уместно, ведь элемент соревнования и конкуренции присутствует здесь, то можно сказать, что результат забега всегда зависит от того, как был поставлен процесс, то есть, от тренировки. Спортсмен, тренируясь, мечтает, об олимпийской награде. Но если тренировки ему неинтересны, если он не наслаждается победами над самим собой, вряд ли он «добежит» до своей мечты, так как ему, образно говоря, не хватит «дыхания».

Если брать во внимание тот факт, что многие современные бизнесмены учат брать в основу своего бизнеса хобби, любимое дело, то, очевидно, что они уделят процессу немалое внимание.

Если дело, которым Вы занимаетесь, Вам нравится, то Вы будете более творчески подходить к решению поставленных задач. Бывает, что работая на результат, человек ещё не видит плодов своего дела, но именно интерес питает его, именно увлекательность процесса помогает ему преодолеть трудности.

Руководители, для которых цель важнее всего, могут относиться с пренебрежением к своим сотрудникам. Да, в бизнесе порою нужна жесткость, и в конечном итоге, смысл любой работы в результате, но очень важно, когда сам процесс человеку или команде доставляет удовольствие. Иначе какой в ней смысл? Момент получения венца славы краткосрочен, а вот путь к этой награде может быть длинною в жизнь. И если сам процесс, сам путь достижения цели был неинтересен, какой тогда смысл в награде?

Процесс, результат и модель совершенства

Существуют модели совершенного бизнеса (модели совершенства, более сокращенно), на основании которых предприятия могут делать самооценку. Эти модели также применяются для целей организации и проведения престижных конкурсов, например, Премия Европейского фонда по управлению качеством. Подобные Премии существуют в СНГ и в РФ (не надо это путать с многочисленными премиями, работающими по принципу «заплати – лети»).

Так вот, модель совершенства построена так, что в ней процессы и результаты присутствуют в пропорции 50 на 50. То есть, совершенный бизнес тогда совершенен, когда в нем одинаково хорошо развиты и процессы, и есть устойчивые позитивные результаты.

Из чего исходят, создавая подобные модели в пропорции 50 на 50? Из того, что если есть достойный результат, но процессы предприятия (бизнеса) не отстроены совершенным образом, то очень сомнительна повторяемость результатов. Получается, что предприятие (бизнес), демонстрирующее прекрасный результат (в том числе на протяжении длительного периода времени), но не способный также классно продемонстрировать свои процессы, может в дальнейшем не подтвердить марку успешного предприятия. Вот так.

В тоже время, бывает и наоборот: процессы отстроены, хоть на выставке достижений демонстрируй, а результата, достойного этим процессам, увы, нет. Это может означать или то, что эти процессы только что выстроены, и результаты придется немного подождать. Или это означает нацеленность предприятия (бизнеса) на процесс.

Ситуация под названием «процесс ради процесса» – это путь к росту издержек, к демотивации персонала, к подмене понятий, и, в конечном итоге, это путь к бюрократизации бизнеса и потере конкурентных преимуществ.

Значит, если плохо как превалирование результата над процессом, так и фокус на процессы во вред результатам, то надо добиваться «золотой середины», пропорции 50 на 50.

Остается понять, как оцифровывать процессы и результаты, как определять эти пропорции между процессами и результатами, основываясь, например, на уже упомянутых моделях совершенства. Но это, как говорится, уже совсем другая история….

Источник

Бизнес-процессы — что это такое и в чём их особенности

1. Что такое бизнес-процессы простыми словами

Бизнес-процессы (от англ. “business process”) — это постоянно повторяющаяся последовательность действий, в ходе которых используются ресурсы с целью создания ценности для потребителя. Бизнес-процессами должен управлять один менеджер, он же несёт ответственность за результаты.

Если в результате деятельности компании не удаётся достигнуть результатов с требуемыми характеристиками, такая работа организации будет признана бессмысленной. Данные результаты являются отражением того, насколько профессионально выстроены бизнес-процессы. Также сюда можно отнести влияние на издержки процесса деятельности.

Кроме менеджера, осуществлявшего контроль за бизнес-процессами, у каждого из них должен быть владелец. Этот специалист должен вовремя принимать решение о порядке выполнения процесса, который находится под его контролем.

Например, если менеджер процесса закупок – это начальник отдела снабжения, то владельцем процесса выступает заместитель ген. директора по закупкам.

2. Отличие бизнес-процессов от функций и стандартных процессов

На первый взгляд может показаться, что бизнес-процессы ничем не отличаются от других функций компании, но это не так. Их можно считать последовательностью действий одного или нескольких человек. В случае, если процесс сопровождается работой автоматизированной системы, его можно отнести к технологическому процессу.

В бизнес-процессе часто задействовано несколько человек в неявной или явной форме. Даже когда человек ведёт деятельность в одиночку, у него всё равно есть заказчик и потребитель. Ещё у него есть покупатели и поставщики, которые также являются участниками бизнес-процессов.

Иногда понятие “бизнес-процессы” используется для некоммерческих организаций. Например, благотворительность или организация каких-либо собраний без цели заработка.

3. Подробнее о бизнес-процессах

Большинство предпринимателей в процессе построения бизнеса на первых этапах пренебрегают описанием бизнес-процессов. Но благодаря этому компанию можно вывести на более высокий уровень, увеличив количество клиентов и продаж. Если речь идёт о производстве, то оно станет более масштабным. В противном случае можно столкнуться с проблемами взаимодействия процессов и подразделений.

В таком случае, перед руководителем возникнет выбор. Первый вариант – это приступить к описанию бизнес-процессов, а также управлению ими. Второй вариант – это работать, опираясь на статистику, но здесь существует риск того, что компания просядет в эффективности. Это в свою очередь спровоцирует потерю позиций в борьбе с конкурентами.

Описанием бизнес процессов называют проработку и анализ каждой из рабочих процедур. Ещё сюда включено выстраивание процессов в одну последовательную цепь и их структурирование. Касательно мероприятий по описанию и разработке бизнес-процессов, этим лучше заниматься ещё в момент создания организации.

Кроме этого, можно выделить несколько случаев, когда без описания бизнес-процессов не обойтись. А именно:

4. Классификация

Существует два основных вида классификации бизнес-процессов. Говоря об обобщенной классификации, сюда включены следующие типы:

Касательно более подробной классификации, она выглядит так:

К основным процессам относятся те, которые имеют непосредственное отношение к созданию продукта для внешнего потребителя.

Например, если это завод древесно-стружечных плит, основной процесс – это производство такой разновидности плиты. Сопутствующие процессы имеют отношение к производству той продукции, которая не приносит основную часть дохода компании.

Вспомогательные процессы служат для создания условий при выполнении основных процессов и построения корректной инфраструктуры. Обеспечивающие процессы необходимы для обслуживания каждого из остальных типов процессов. Это может быть ведение бухгалтерского учёта, обслуживание автоматизированных систем и юридическая поддержка.

Управляющие объединяют в себе другие системы и подразделения управления. Сюда относятся процессы стратегического, текущего, оперативного планирования, а также анализ, мониторинг и выработка решений. Бизнес-процессы в развитии необходимы для обеспечения условий, необходимых для усовершенствования товаров, модификации оборудования, а также прогресса компании в разных направлениях.

5. Процесс разработки бизнес-процессов

Разработка бизнес-процессов объединяет в себе процедуры и стандарты, которые позволят прийти к запланированным целям. На начальных этапах разработка бизнес-процессов кажется слишком сложной задачей для руководителя, но это не всегда так. На первом этапе необходимо поставить вопрос о построении корректной последовательности действий.

С целью максимального упрощения процедуры разработки стандартов, процесс можно разделить на три этапа:

6. Управление бизнес-процессами

Управление бизнес-процессами – это мероприятия, которые требуются для осуществления оптимизации и контроля над стандартами работы компании. Один из важных этапов управления бизнес-процессами – это их совершенствование и доработка. Чтобы добиться результатов в данном направлении, рекомендуется внедрять систему измерения результатов.

В первую очередь, речь идёт о показателях качества. То есть стандартах выполнения конкретных бизнес-процессов, отвечающих за то, чтобы все действия совершались в правильной последовательности и в соответствии с определенными временными промежутками. Благодаря управлению бизнес-процессами, предприниматель сможет применить процессный подход в различные подразделения организации.

Сразу после описания бизнес-процессов следует заняться организацией системы управления и контроля. Управлением бизнес-процессами должен заниматься отдельно нанятый высококлассный специалист. Этот сотрудник несет ответственность только по производству, так как управление бизнес-процессами подразумевает контроль и поддержку всего производственного цикла.

Управление бизнес-процессами нельзя пускать на самотёк. Для этого применяются специальные инструменты, которые включают графики и специальные инструменты с заполнением отчётности. Процесс управления объединяет в себе оптимизацию имеющихся процедур и регламентов, а также разработку новых подходов к работе.

7. Как усовершенствовать или оптимизировать бизнес-процессы

Для успешного ведения деятельности в условиях современной экономики, организация должна обладать гибкостью и уметь подстраиваться под реалии. Имеется в виду окружающая среда, спрос, ресурсы, финансы и постоянно растущая конкуренция. На сегодняшний день, умение своевременно вносить коррективы в оптимизацию и управлять своими бизнес-процессами – ключевая компетенция для борьбы с конкурентами.

Благодаря оптимизации бизнес-процессов, предприниматель значительно улучшает организацию деятельности, а также управленческих процессов. Оптимизация позволит гибко реагировать на внезапно измененную внешнюю и внутреннюю среду. Таким образом, компания всегда будет оставаться на плаву. Современная оптимизация бизнес-процессов необходима не только для совершенствования методов деятельности, а и для создания новых.

Если управление бизнес-процессами происходит по системе, которая применялась на ранних этапах работы компании, предприниматель скоро начнёт понимать, что эффективность постепенно теряется. Иногда, это происходит на фоне развития производства, расширения ассортимента или изменения структуры компании, что является преградой для достижения прежних результатов.

Это и есть первый сигнал к тому, что необходимо приступить к оптимизации. Также можно выделить несколько других случаев, при которых руководство компании должно принять соответствующие меры:

8. Автоматизация бизнес-процессов

Автоматизация бизнес-процессов подразумевает использование программного обеспечения, которое позволяет автоматизировать процесс выполнения некоторых задач и действий. На данный момент можно применить большое количество подобных систем для автоматизации.

Например, это многофункциональные и ERP-программы или стандартные CRM-системы. И одни, и другие помогут успешно автоматизировать бизнес-процессы организации.

Даже если будет использоваться простая CRM-система, процессы станут более эффективными и понятными. На практике, это сопровождается такими преимуществами:

Одна из часто использующихся CRM-систем – это “Битрикс24”. Данный инструмент является одним из самых лучших, если речь идёт о необходимости автоматизации самых распространённых бизнес-процессов. Здесь можно создавать актуальные задачи, заниматься сбором данных о сделках, вести рассылку по подобранной базе клиентов, формировать рабочий график и многое другое.

9. Внедрение бизнес-процессов

Внедрение бизнес-процессов – это меры, направленные на перевод деятельности специалистов организации с уже применяемого алгоритма на улучшенный. На этом этапе следует не только разработать систему бизнес-процессов, а и правильно применить её, опираясь на особенности производственного процесса.

В первую очередь, это относится к тем организациям, которые находятся на рынке давно и их работники на протяжении всего этого времени работают по одной и той же схеме. Внедрение бизнес-процессов напоминает разработку отдельной системы, которая строится поэтапно:

Задача руководителя – это определение зоны ответственности работников. Они должны понимать, что новые алгоритмы – необходимая мера, которая положительно отразится не только на прибыли организации, а и на зарплатах.

Заключение

Бизнес-процессы способны оказать существенное влияние на успех организации из-за внедрения в производительность труда. Чтобы добиться результатов, руководству нужно разобраться в вопросе и правильно описать бизнес-процессы. Большинство предпринимателей пренебрегают данными рекомендациями и работают, опираясь только на статистику. Но, такая политика приводит к постепенной потере позиций компании на рынке.

Источник

Бизнес

Наверное, нет такого человека (по крайней мере, из взрослого населения), кто ни разу в жизни не слышал это слово. В наше время термин «бизнес» используется очень часто и на работе, и в повседневной жизни, и в различных СМИ, и т.д.

Что такое бизнес вроде как всем и так понятно и это не требует какого-то четкого определения. Но поскольку данный сайт посвящен практическим вопросам, связанным с созданием и развитием эффективного бизнеса с нуля, то я считаю, что необходимо четко определить что же все-таки является бизнесом.

В противном случае как предпринимателю, создающему бизнес понять, что он действительно это сделал. Очевидно, что регистрация юридического лица (или регистрация в качестве индивидуального предпринимателя) не может свидетельствовать о том, что создан бизнес. Это всего на всего комплект документов – просто бумажки, которые ничего не стоят.

Точнее говоря, предпринимателю, эти бумажки обойдутся в определенную сумму, но ее вред ли уже можно будет вернуть. Хотя, один мой приятель умудрился почти за 1 миллион рублей продать очень крупной страховой компании, по сути, просто комплект документов для страхового брокера.

Конечно, там были не только учредительные документы, а еще заключенные договора со страховыми компаниями, в том числе и с той, которой он все это «добро» продал, причем с долгом этой же страховой компании. Долги у этого страхового брокера были и перед другими страховыми компаниями, продукты которых он успел реализовать за свой очень короткий срок жизни.

Короче говоря, крупная страховая компания думала, что приобретает готовый работающий бизнес, который она для себя рассматривала как еще один канал продвижения своих продуктов, а в результате получила просто комплектов документов.

У этого брокера уже не было никакого персонала, там даже клиентской базы не было. То есть почти за миллион рублей был приобретен комплект документов. У этого брокера был более-менее приличный сайт, но оказалось, что он в стоимость «бизнеса» не входит.

Правда, мой приятель из тех денег, который он получил за свой «бизнес», погасил долг брокера перед этой страховой компанией. Когда я в шутку спросил его о том, зачем он это сделал, ведь тот, кто покупает бизнес, получает его вместе с активами и с обязательствами. Поэтому данное обязательство можно и не гасить.

В ответ мой знакомый рассмеялся и сказал, что он же не такой наглый человек. Получается в его понимании продать за миллион рублей бумажки, которые явно того не стоят, – это не наглость :)).

Итак, бизнес – это точно не бумажки, хотя для некоторых видов бизнеса наличие определенных документов является необходимым условием работы. Например, некоторые виды деятельности являются лицензируемыми, поэтому ими нельзя заниматься без наличия соответствующего документа.

Все равно наличие документов может являться необходимым, но не достаточным условием для ведения успешного бизнеса.

В общем, нужно более детально разобраться в том, что такое бизнес, что можно считать критериями построения бизнеса (не обязательно супер успешного).

Таким образом, ниже будут рассмотрены критерии, на основании которых можно будет судить действительно ли вам удалось создать бизнес или нет. При этом масштабы бизнеса в данном случае не имеют значения.

Понятно, что многим (хотя не всем) хочется создать как можно более крупный бизнес, но даже если у вас получится создать только малый бизнес, то он все равно будет считаться бизнесом, несмотря на свои масштабы.

Бизнес результат что это. Смотреть фото Бизнес результат что это. Смотреть картинку Бизнес результат что это. Картинка про Бизнес результат что это. Фото Бизнес результат что это

Финансово-экономическое состояние бизнеса

Я ни в коем случае не хочу сказать о том, что это самый главный критерий бизнеса. Кроме того, с его помощью нельзя сделать однозначный вывод о том, что вы построили именно бизнес. Необходимо как минимум еще учитывать и масштабируемость компании, которую вы создали.

Но все-таки большинство бизнесов создаются именно для зарабатывания денег. Да, может оказаться так, что это деятельность будет еще и очень нравится ее основателям (кстати, для бизнеса очень хорошо, если так получится), но, тем не менее, она все-таки должна приносить прибыль и генерировать положительный финансовый поток.

В противном случае это будет не бизнес, а просто хобби, которое будет постоянно требовать финансирования из каких-то других источников. Если же мы говорим о бизнесе, то нам никуда не деться от финансово-экономических аспектов связанной с ним деятельности.

Три основных аспекта финансово-экономического состояния компании

К сожалению, или к счастью, нет какого-то одного ключевого финансово-экономического показателя, по которому можно было бы оценивать бизнес. Финансово-экономическое состояние любого бизнеса имеет три основные составляющие.

Особняком стоит такой параметр как стоимость бизнеса, поскольку его вряд ли можно считать чисто финансово-экономическим, к тому же в некоторых случаях он, мягко говоря, очень слабо коррелирует с той же прибылью и/или с активами компании. Более подробно о стоимости бизнеса речь пойдет в одном из следующих разделов данной статьи.

Финансовый результат (прибыль) бизнеса

Любой бизнес должен приносить прибыль. В противном случае это уже не бизнес, а какая-то другая деятельность. Возможно, для общества она приносит гораздо больше, чем все бизнесы вместе взятые, но это точно не бизнес.

Если говорить о строгой оценке бизнеса по такому критерию как прибыль, то, естественно, речь должна идти именно о чистой прибыли компании, а не какой-то другой.

Чистая прибыль – это все доходы компании минус все ее расходы. В конечном итоге именно чистая прибыль компании определяет итоговый финансовый результат деятельности любого бизнеса, то есть определяет эффективность текущей деятельности.

Правда, чистая прибыль (впрочем, как и любая другая прибыль) может считаться и в абсолютном выражении, то есть в денежном измерении, и в относительном, то есть в процентах. Во втором случае она называется рентабельностью.

Причем рентабельность может быть рассчитана двумя способами: прибыль можно делать на расходы, а можно и на доходы. Если рентабельность считать вторым способом, то она всегда будет меньше 100%. В таком случае данный показатель называется рентабельность продаж.

Очевидно, что добиться одновременно высоких значений показатели прибыли и рентабельности довольно-таки сложно. Причина заключается в том, что не редко рост прибыли бизнеса в абсолютном выражении связан с уменьшением рентабельности.

Например, за счет скидок можно добиваться увеличения объемов продаж и как следствие прибыли компании. Очевидно, что скидки уменьшают рентабельность продаж. Хотя, увеличение объемов деятельности может привести и к получению скидок от поставщиков.

Но увеличение масштабов бизнеса может быть связано с ростом других (так называемых постоянных или ненормируемых) расходов. Могут увеличиться практически все типы ненормируемых расходов: и производственные, и коммерческие и тем более административно-управленческие.

Рост таких затрат может быть связан, например, с увеличением площадей (и для производственных цехов, и для службы сбыта, и для административно-управленческих структур), с увеличением персонала, зарплата, которого не входит в прямую себестоимость продукции или услуг, и т.д.

Безусловно, контролировать нужно и прибыль в абсолютном выражении, и в относительном, но, тем не менее, в приоритете может быть что-то одно. Это зависит от стратегических целей компании.

Информация о финансовом результате деятельности компании содержится в отчете о доходах и расходах (он еще называется отчетом о прибылях и убытках). Он может быть фактическим и плановым. В последнем случае он называется бюджет доходов и расходов (БДР).

Финансовый поток бизнеса

Финансовый поток компании – это разница между поступлениями и выплатами. Для того чтобы можно было делать какие-то выводы, анализируя финансовый поток, который генерирует бизнес, нужно отслеживать не только общую разницу между поступлениями и выплатами, но и финансовые потоки по видам деятельности компании.

Например, на основании того, что общий финансовый поток компании является положительным нельзя сделать однозначный вывод о том, что бизнес с финансовой точки зрения является успешным.

Ведь деятельность компании может финансироваться за счет кредитов или постоянных вливаний собственников бизнеса. Поэтому общий финансовый поток нужно детализировать.

При анализе финансовых потоков необходимо обратить внимание на то, что он мало информативен на коротком промежутке времени, в отличие от финансового результата. Если же оценивать финансовые потоки, генерируемые бизнесом, за большой промежуток времени, то уже можно сделать определенные выводы об успешности компании.

Таким образом, если финансовый поток по основной деятельности, генерируемый бизнесом, является положительным, то это говорит о том, что, по крайней мере, текущая деятельность компании не требует финансирования.

В какие-то отдельные месяцы он может быть отрицательным, но если он положителен за более продолжительный период, то можно сказать, что в текущей деятельности все более-менее в порядке (естественно, при условии положительной прибыли. ).

Примечание в скобках имеет важное значение, поскольку компания может получать предоплату от клиентов и задерживать оплату поставщикам. Это может позволить добиваться положительного финансового потока по основной деятельности, но компании может быть убыточной. Отрицательной может быть не только чистая прибыль, но и операционная (даже маржинальная прибыль может быть меньше нуля).

Таким образом, важно добиваться не только положительного финансового потока, как минимум по основной деятельности, но и положительной прибыли компании.

Правда, при этом компания может вести достаточно агрессивную политику в части развития, что может требовать привлечения финансирования, в том числе, внешнего в больших объемах. Это может существенно увеличивать риски бизнеса.

Помимо выше обозначенных трех финансовых потоков отслеживают так называемый свободный (Free Cash Flow) и ликвидный (Liquid Cash Flow) финансовые потоки.

Свободный денежный поток – это сумма финансовых потоков по основной и инвестиционной деятельности. Он указывает на величину финансовых ресурсов реинвестированных в бизнес. Иными словами – это разница между суммарным финансовым потоком и всеми поступлениями и выплатами, связанными с заемными и собственными источниками финансирования бизнеса.

Ликвидный денежный поток – это разность между всеми поступлениями и выплатами за исключением операций с кредитами. Таким образом, данный показатель говорит о том, какой финансовый поток способна генерировать компания для того, чтобы расплатиться с кредитами.

Финансовое положение (ресурсы и источники их финансирования) бизнеса

Для работы любого бизнеса нужны определенные ресурсы (или активы). Очевидно, что все эти ресурсы должны быть профинансированы за счет каких-то источников (или пассивов).

Все ресурсы, задействованные в бизнесе, делятся на оборотные (или текущие) и внеоборотные (или постоянные). Всего существует два источника финансирования любой компании: заемные и собственные. Первые в свою очередь могут делиться на краткосрочные (или текущие) и долгосрочные.

Собственные средства складываются из уставного капитала, последующих инвестиций владельцев в бизнес, а также той части прибыли, которую собственники оставляют в компании на ее развитие (так называемая нераспределенная или реинвестированная прибыль).

В отличие от двух предыдущих аспектов финансово-экономического состояния, содержащихся в соответствующих финансовых отчетах, здесь нет какого-то одного-двух показателей, на основе которых можно было бы сделать вывод о том, насколько бизнес является эффективным.

Поэтому приходится добавлять показатели смешанного типа, например, такие как рентабельность активов и собственного капитала, которые дают информацию об эффективности использования всех ресурсов задействованных в бизнесе, а также о доходности инвестиций владельцев компании соответственно.

Необходимо отметить, что все эти три финансово-экономических среза и соответствующие им финансовые отчеты непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Более того, например, из отчета о доходах и расходах, а также баланса можно получить третий финансовый отчет – отчет о движении денежных средства.

Правда в данном случае получится отчет о движении денежных средств, составленный не прямым, а косвенным методом. Такой метод используется для анализа взаимосвязи всех составляющих финансово-экономического состояния компании, а также для долгосрочного финансового планирования.

Оценка финансово-экономического состояния бизнеса

Очевидно, что все три составляющих финансово-экономического состояния компании (см. Рис. 2) нужно анализировать не только отдельно, но и в комплексе, чтобы сделать действительно правильный вывод об эффективности бизнеса.

Рис.2. Тройной взгляд на финансово-экономическое состояние компании

Бизнес результат что это. Смотреть фото Бизнес результат что это. Смотреть картинку Бизнес результат что это. Картинка про Бизнес результат что это. Фото Бизнес результат что это

На самом деле, безусловно, оценка финансово-экономического состояния достаточно сложная задача. Здесь не все так просто как это представляется в многочисленных книжках по финансовому анализу, где все сводится к расчету «пары сотен» коэффициентов и к каким-то однозначным выводам.

Оценка бизнеса с учетом стадии развития компании

Очевидно, что при оценке финансово-экономического состояния бизнеса нужно учитывать на какой стадии развития находится компания. Если стартап только запущен, то его деятельность может быть пока убыточной.

Более того, на этой стадии даже и доход пока может равняться нулю. Только нужно уточнять соответствует ли это бизнес-плану развития компании. Вполне возможно, что сейчас еще идет инвестиционная часть, поэтому есть только затраты, часть из которых становится активами, а часть расходами (что к чему относить зависит от учетной политики компании), но при этом нет никаких доходов. В такой ситуации вряд ли можно считать, что бизнес уже построен (это очевидно), но это считается нормальным.

Если же у компании уже есть продукт или услуга, который она может продавать, но доходов по-прежнему нет, то должен возникнуть вопрос почему. Опять-таки если бизнес-планом предусмотрена определенная кампания по продвижению продуктов/услуг стартапа (в соответствии с его маркетинговой стратегией) и она только началась, то в этом случае тоже пока рано делать выводы о том удалось построить бизнес или нет.

Но если уже продажи должны были начаться, но их по-прежнему нет, то, скорее всего, можно сделать неутешительный вывод о том, что создать бизнес (пусть даже небольшой) не получилось.

Если компания уже явно находится не на стадии стартапа, но чистая прибыль по-прежнему отрицательная (то есть компания является убыточной), то по логике в такой ситуации вроде как тоже нельзя считать, что удалось создать бизнес. Хотя даже и в этом случае не все так однозначно.

Все-таки если у компании есть доходы, но они пока так и не покрывают все расходы, не всегда означает, что бизнес создать так и не удалось, даже если у компании уже должна быть чистая прибыль в соответствии с бизнес-планом.

Ведь могло получиться так, что исходные гипотезы, заложенные при планировании, оказались слишком оптимистичными, но если у компании есть перспективы дальнейшего развития, и, по крайней мере, маржинальная прибыль положительна, то можно считать, что все-таки бизнес создан.

Есть такие компании, которые годами не могут стать прибыльными (а некоторые и более десяти лет), но никто не сомневается в том, что это бизнес. Причем инвесторы продолжают вкладывать в развитие таких компаний, ожидая в будущем сделать их прибыльными. Кстати, подобные компании можно продать, что является одним из критериев бизнеса (хотя он тоже не совсем однозначный).

Есть такие бизнесы, которые требуют очень много времени на то, чтобы стать прибыльными, правда, это скорее уже относится к следующему из рассматриваемых здесь факторов.

Оценка бизнеса с учетом его специфики

Во-первых, как только что было отмечено, некоторые бизнесы требуют немало времени на то, чтобы стать прибыльными.

Во-вторых, необходимо учитывать, что не все бизнесы могут иметь хорошее финансово-экономическое состояние буквально каждый месяц. Существуют, например, сезонные спады, когда даже успешные компании становятся убыточными.

Таким образом, оценивать финансово-экономическое состояние бизнеса нужно с учетом его специфики. При этом нельзя однозначно сказать, что, скажем, за год любая компания обязательно должна быть прибыльная.

Есть ведь такие бизнесы, у которых очень длительный производственный цикл. Например, у строительных компаний прибыль возникает только в момент сдачи объекта, строительство которого может занимать и больше года.

Поэтому в течение всего этого времени она может быть убыточной (если в этот период не будут сданы другие объекты), а прибыльной станет только в момент признания дохода (подписания акта сдачи-приемки).

Если запущен строительный стартап, который начал реализовывать свой первый бизнес-проект по строительству объекта недвижимости, то он действительно будет убыточным до тех пор, пока не будет завершен этот первый проект. Кстати, в таком случае возможно критерием завершения стадии стартапа будет считаться успешное завершение первого проекта.

Оценка бизнеса с учетом текущей ситуации, в которой находится компания

Наконец последний фактор, который нужно учитывать при оценке финансово-экономического состояния бизнеса, – это текущие обстоятельства, существенно влияющие на компанию. Причем, эти обстоятельства могут касаться большинства компаний, работающих в разных отраслях.

Например, кризис оказывает существенное влияние на многие компании. Естественно, при этом могут существенно ухудшиться многие финансово-экономические показатели компании. В некоторых случаях это может даже привести к летальному исходу, то есть к развалу бизнеса.

На самом деле, как показывает практика, кризисы полезны для многих компаний, т.к. заставляют задумываться о повышении эффективности работы, поскольку это один из факторов, существенно влияющих на финансово-экономическое состояние компании. Подробнее об этом можно прочитать в книге «Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании».

Если компании удается переживать кризисы, то можно сказать о том, что в данном случае действительно удалось создать эффективный бизнес.

Даже если не рассматривать кризис, у любой компании могут быть периоды взлета и падения. Поэтому нельзя делать однозначный вывод о том, что не удалось создать бизнес, если у него очень плохое финансово-экономическое состояние.

Хотя если не наблюдается никакой положительной динамики, и нет никаких перспектив, то в таком случае с большой вероятность можно утверждать, что бизнес создать не получилось.

Итоговые выводы по финансово-экономическому состоянию бизнеса

Итак, финансово-экономическое состояние, несомненно, является одной из важнейших характеристик любого бизнеса. В частности, бизнес должен быть прибыльным, т.к. в противном случае это уже не бизнес, а какая-то другая деятельность.

Но к сожалению, нельзя однозначно сказать получилось ли построить бизнес или нет, основываясь только на финансово-экономической оценке компании. Ведь при этом нужно учитывать и дополнительные факторы, которые могут на это влиять.

При этом нужно производить комплексную оценку финансово-экономического состояния компании, учитывающую все аспекты ее деятельности.

Даже если учитывать только какой-то один из трех срезов, например, финансовый результат, то и в этом случае не все так однозначно.

У одной компании рентабельность продаж может быть больше 50%, но при этом в абсолютном выражении она может приносить всего пару миллионов рублей в год. У другой компании рентабельность продаж может составлять менее 5%, но годовая прибыль в абсолютном выражении может составлять более 100 миллионов рублей в год.

Скорее всего, во втором случае можно вести речь о том, что это бизнес, а в первом вряд ли. Правда, если компания отработала всего год, то можно считать, что она только раскручивается, но если она уже работает не один года, то, скорее всего, это все-таки не бизнес.

Другой пример. Две разные компании могут приносить в год одинаковую прибыль, скажем, по 2 миллиона рублей. Но при этом у первой выручка составляет 100 миллионов, а у другой 3 миллиона рублей в год.

Скорее всего, опять-таки в одном из этих двух случаев (конкретно во втором) вряд ли можно говорить о том, что удалось создать бизнес.

Помимо прибыли важное значение имеет и финансовый поток, генерируемый бизнесом, а также то насколько эффективно используются ресурсы, задействованные в бизнесе. Кроме того, необходимо следить и за доходностью вложений собственников в бизнес.

Чем больше активов, используется в бизнесе, тем выше риски, а значит, тем более привлекательным должен быть бизнес с финансово-экономической точки зрения. Поэтому важно следить не только за прибылью, но и за рентабельностью активов, которая говорит об эффективности используемых в бизнесе ресурсов.

Одним из важнейших показателей для владельцев бизнеса является рентабельность собственного капитала. По крайней мере, данный показатель должен быть больше, чем ставка депозита или доходность других вложений с низким уровнем риска.

Все-таки бизнес – это более рискованное занятие, чем простое размещение деньг в банке или вложение их в недвижимость. Хотя вложения в недвижимость тоже можно считать бизнесом, т.к. они тоже связаны с определенным риском, особенно в нашей стране.

Очевидно, что это две взаимосвязанные позиции, поскольку в самом определении активов заложено то, что они в будущем должны приносить компании определенные экономические выгоды, которые в конечном итоге будут выражаться в росте финансового результата.

Если удастся выстроить такой механизм, тогда можно будет считать, что бизнес действительно создан.

Примечание: нужно обратить внимание на то, что, несмотря на важность финансово-экономической составляющей любого бизнеса, многие предприниматели, особенно начинающие, не уделяют данному вопросу должного внимания. Более того, далеко не все из них хорошо разбираются в экономике и финансах своей компании.

Масштабируемость бизнеса

При рассмотрении предыдущего критерия бизнеса уже приводились простые численные примеры, демонстрирующую, что не всегда можно сделать выводы о том, что удалось создать бизнес, даже если компания приносит прибыль, а значения некоторых финансово-экономических показателей являются очень даже привлекательными.

В частности, у компании могут быть очень хорошие относительные показатели, например, рентабельность продаж (чистая прибыль, деланная на выручку), рентабельность активов (чистая прибыль, деленная на среднее значение активов) и рентабельность собственного капитала (чистая прибыль, деленная на среднее значение капитала).

Но у этой же компании могут быть небольшие показатели в абсолютном выражении (в денежном измерении): выручка, прибыль, финансовый поток, величина активов и т.д.

В первом случае пока еще нельзя сделать однозначных выводов, т.к. компания может еще находиться в стадии стартапа. Во втором случае, скорее всего, речь идет о том, что по сути никакого бизнеса на самом деле нет.

Как правило, такое возникает тогда, когда владелец (или владельцы) компании просто работает(ют) на себя, а не на «дядю». Это нельзя назвать бизнесом, т.к. он не масштабируем. Все упирается в физические возможности владельца(ев) компании.

Причем, все это может быть соответствующим образом юридически оформлено. Более того, в компании даже могут работать и наемные сотрудники, но по сути они будут просто помощниками владельца(ев), выполняя какие-то более-менее простые функции.

Если владелец(ы) перестанут работать, то и деятельность всей компании прекратиться и она не будет больше приносить прибыль. Возможно, владельца(ев) эта ситуация устраивает, но только это точно не бизнес. Его нельзя будет и продать (об этом чуть позже).

Кстати, тот факт, что компанию можно продать, нельзя считать достаточным условием для признания существования бизнеса. В качестве самого простого примера можно привести небольшой магазинчик.

Если владелец сам в нем работает, то магазин может приносить прибыль, но если владелец вместо себя кого-то наймет, прибыль может резко снизиться или вообще стать отрицательной. Причин может быть несколько.

Наемный сотрудник может работать намного хуже владельца из-за низкой квалификации или/и отсутствия эффективной системы мотивации. Или же прибыли магазина может банально хватать только на оплату туда наемного сотрудника, а владельцу почти ничего не будет оставаться. Понятно, что в таком случае ни о каком бизнесе не может быть и речи.

При этом владелец может продать такой магазин. Понятно, что если его купит примерно такой же человек, для которого этот магазин будет единственным направлением деятельности, то ситуация вряд ли изменится.

Но если магазин приобретет компания, у которой уже есть сеть аналогичных магазинов, то за счет его интеграции в действующую сеть он уже может стать прибыльным. Во-первых, данная сеть может серьезно относиться к подобру, обучению и мотивации торгового персонала.

Во-вторых, у нее может быть отлажена система контроля работы магазинов, которая заставляет продавцов строго соблюдать все регламенты и технологии, минимизирует воровство с их стороны и т.д.

В-третьих, у нее могут быть гораздо более выгодные закупочные цены и условия оплаты за счет гораздо больших объемов закупок.

В-четвертых, у сети может быть внедрена единая информационная система, позволяющая отслеживать товародвижение и остатки товаров во всех магазинах, что способствует, с одной стороны, не затовариванию, а, с другой стороны, отсутствию дефектуры (нехватки в магазинах нужного товара).

Таким образом, бизнесом можно считать только то, что способно расти. Естественно, что масштабируемость бизнеса и его финансово-экономическое состояние непосредственно связаны друг с другом. По логике чем больше масштаб бизнес, тем больше прибыли он должен приносить.

Итак, вы, например, можете быть суперпрофессионалом в какой-то области и создать компанию, которая будет оказывать соответствующие профессиональные услуги. Причем финансовые показатели вашей компании могут во много раз превосходить аналогичные параметры какой-то другой компании. Это может быть тот же небольшой магазинчик.

К примеру, если вы являетесь высокопрофессиональным юристом, то может открыть свою юридическую компанию и прилично зарабатывать за счет больших гонораров. А кто-то может создать небольшой магазинчик и зарабатывать намного меньше.

Но если вы не будете масштабироваться (развивать вашу компанию за счет набора других юристов и увеличения количества клиентов и договоров), то очень скоро упретесь в потолок.

Ведь вы не сможете постоянно увеличивать объем выполняемой вами работы. Единственным способом увеличения прибыли будет рост стоимости ваших услуг, но их тоже невозможно постоянно увеличивать.

А у того, кто начинал с одного магазинчика, через какое-то время их может быть уже десять, потом двадцать, тридцать и т.д. В какой-то момент времени он, безусловно, перегонит вас по финансовым результатам.

Кроме того, он, в отличие от вас, при необходимости сможет продать свою компанию (еще один критерий бизнеса), а вы нет, т.к. по сути, кроме вас там никто не работает (хотя у вас могут быть и помощники).

Кстати, масштабируемость бизнеса подразумевает и то, что компания в принципе может работать без активного участия собственника(ов) в оперативной деятельности компании.

Иными словами, если компания без вас в принципе работать не может, то это тоже не бизнес. Только в данном случае проблема уже не в том, что кроме вас там не кому работать, а в том, что вы все завязали на себя.

Кому-то может показаться, что это является проблемами только малого бизнеса. На самом деле это, мягко говоря, не совсем правильна точка зрения. Я, работая консультантом по управлению, не раз наблюдал такое на практике.

Есть компании с миллиардными оборотами, но там такая сильная централизация управления, что она мешает развиваться бизнесу. С такими проблемами роста сталкиваются многие компании, которые из небольших вырастают в средние, а потом и в крупные за сравнительно небольшой промежуток времени.

Следует отметить, что если в будущем вам удастся создать и развить успешную компанию, и вы захотите отойти от оперативного управления, то вам обязательно нужно будет заранее позаботиться о создании системы владельческого контроля бизнеса.

В противном случае, вашему бизнесу может быть нанесен очень серьезный урон, а в некоторых случаях все может закончиться очень даже плачевно.

На самом деле система владельческого контроля нужна не только в том случае, когда владелец хочет отойти от оперативного управления. Потребность в этой системе возникает всегда, когда бизнес перерастает определенный масштаб (он определяется не только финансовыми показателями, но и сложностью бизнес-процессов) и собственник уже не способен сам контролировать абсолютно все, как он делал это раньше.

Поэтому при создании компании нужно думать не только о дальнейшем развитии бизнеса, но и системы управления. Чем раньше вы начнете заниматься построением эффективной системы управления, тем с меньшими проблемами (в том числе и финансово-экономического характера) вы столкнетесь в будущем.

Стоимость бизнеса и возможность его продажи

Необходимо, чтобы бизнес (помимо того, что он должен приносить прибыль и быть масштабируемым) обладал еще одной важной характеристикой – стоимостью. То есть бизнес должен иметь цену, по которой его можно было бы продать.

Существует несколько разных подходов к оценке стоимости бизнеса. Один из вариантов оценки базируется на финансовом результате (прибыли) или финансовом потоке, генерируемым бизнесом.

Если для оценки бизнеса брать очень большой промежуток времени, то разница между финансовым результатов и финансовым потоком практически отсутствует, т.к. за этот период все инвестиции уже станут расходами и уменьшат финансовый результат компании.

Что касается той разницы, которая существует между начисленными доходами и полученными поступлениями, а также между начисленными расходами и произведенными выплатами на большом отрезки времени незаметна. Поэтому за очень большой период времени прибыль примерно равняется финансовому потоку компании.

Если же сравнивать эти два показателя на небольшом отрезке времени, причем на него попадает оплата существенных инвестиционных затрат (или финансирование очень больших вложений в оборотные активы, например, в товарный запас), то разница будет значительной.

В общем, при таком подходе стоимость бизнеса может оцениваться, например, путем умножения годовой чистой прибыли на какое-то небольшое число (скажем, три или пять). Или привязку можно делать к финансовому потоку, генерируемому компанией.

Еще один подход к определению стоимости бизнеса связан с оценкой его активов. При этом основная сложность, конечно же, связана с оценкой нематериальных активов компании, особенно тех, которые в бухгалтерском учете вообще никак не признаются.

Речь, например, может идти о бренде компании, клиентской базе, опыте и профессионализме сотрудников и т.д. Все это в бухгалтерском учете никак не оценивается, но с точки зрения логики бизнеса являться активом компании и может влиять на ее стоимость.

На самом деле, на практике реальная цена бизнеса, по которой его можно будет продать, в некоторых случаях существенно отличается от всех его оценок. Особенно, если речь идет о продаже малого бизнеса.

Вы можете использовать любые методы оценки, которые говорят о том, что ваш бизнес стоит X рублей. Но если никто не готов за него дать даже половины этой суммы, то значит половина от X и есть его максимальная реальная цена.

А если у вас вообще нет покупателей, даже за существенно меньшую сумму денег, то это говорит о том, что у вас нет и бизнеса.

На самом деле могут быть и обратные ситуации, когда ваша компания вообще не приносит никакого дохода, не говоря уже об отсутствии прибыли, но при этом находятся покупатели, которые делают вам очень выгодное предложение.

Безусловно, такие success stories встречаются преимущественно за рубежом, но и в нашей стране они тоже стали появляться. Ведь уже известны случаи приобретения интернет-ресурсов, пока не приносящих никакого дохода. При этом стоимость сделки измеряется десятками миллионов долларов.

Можно сказать, что в подобных ситуациях речь идет все-таки не о приобретении готового бизнеса, а о покупке актива. Прием такого актива, который будет приносить экономическую выгоду, возможно, в очень далеком будущем, а может быть ее и вообще никогда не будет.

Некоторые из таких приобретений могут быть очень рискованными, но они могут оказаться и очень выгодными.

Хотя может быть и так, что вам удалось найти покупателя, но это не значит, что у вас есть бизнес. В самом начале данной статьи я уже приводил пример того как мой знакомый умудрился продать по сути комплект документов, которые он представлял как работающий бизнес. Так что успешность продажи еще зависит от искусства продавца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *