Биполярное аффективное расстройство что у детей
Биполярное аффективное расстройство у детей и подростков
Перепады настроения бывают у всех людей, а у детей и подростков они и вовсе не редкость. Таковы особенности взросления. Однако следует отделять свойственную подросткам эмоциональную лабильность от патологических проявлений, для которых характерны, в первую очередь, резкие смены не только настроения, но и поведения, а также уровня энергии, которые явно мешают ребенку или подростку нормально функционировать и дезадаптируют его в повседневной жизни. Такие симптомы могут являться признаками биполярного аффективного расстройства или, как раньше называли это заболевание, маниакально-депрессивного психоза.
Признаки биполярного аффективного расстройства
Симптомы биполярного расстройства могут наблюдаться у детей в возрасте от семи лет и старше, но в большинстве случаев начало болезни по времени совпадает с периодом интенсивного полового созревания. Особенно внимательно следует относиться к детям и подросткам, пребывающим в депрессивном состоянии. В таких случаях необходима тщательная диагностика с целью исключения БАР.
Как правило, юные пациенты с биполярным аффективным расстройством очень быстро переходят от фазы болезненно приподнятого настроения (мании или гипомании), к выраженному снижению общего эмоционального фона (депрессии). Причем подобные перепады способствуют формированию общей раздражительности в периоды нормального состояния между этими эпизодами.
Обычно родители отмечают непредсказуемость своих детей, но часто списывают ее на особенности характера и подростковое поведение. Риск развития БАР повышается у детей, страдающих гиперактивностью, тревожными расстройствами и дефицитом внимания.
Когда следует обращаться к специалисту
Консультация психиатра-психотерапевта необходима при наличии перечисленных ниже признаков, при условии, что они носят постоянный характер:
Стоит учитывать, что биполярное расстройство хорошо поддается коррекции. Как правило, впервые диагноз ставит психотерапевт, к которому родители обращаются в случае возникновения тревожных симптомов и болезненных изменений в поведении и привычках ребенка. В дальнейшем также необходима консультация психиатра и, в большинстве случаев — назначение медикаментозной терапии.
Помощь психотерапевта требуется ребенку или подростку на всех этапах лечения БАР, но особенно на стадии реабилитации.
Специалист поможет пациенту быстрее адаптироваться и подберет методы терапии, снижающей риск развития рецидива.
Биполярное аффективное расстройство что у детей
Биполярное расстройство характеризуется чередованием депрессии и мании (типичные проявления у взрослых) либо быстрым циклическим чередованием настроения, проявляющимся как «раздраженная» депрессия и дисрегуляция аффекта. Быстрое циклическое чередование настроения — смешанный вариант, наиболее распространен у детей и подростков. В 1 % случаев взрослые пациенты с биполярным расстройством отмечают первые симптомы заболевания в раннем детском возрасте; примерно в 10 % случаев зарегистрирован дебют в раннем подростковом возрасте. Эпидемиологические исследования позволяют предположить, что распространенность биполярного расстройства в детском и подростковом возрасте составляет 1 %, хотя различные диагностические стандарты приводят к вариабельной оценке распространенности в разных исследованиях.
Биполярное расстройство имеет наследственную основу. Конкордантность достигает 65 % среди монозиготных близнецов и всего 20 % среди дизиготных, что подтверждает гипотезу о наследственной предрасположенности к развитию биполярного расстройства. Более того, у родственников пациентов с биполярным расстройством первой степени родства риск развития аффективных нарушений значительно выше, чем в общей популяции. У 20 % подростков с симптомами большой депрессии в дальнейшем развивается маниакальный эпизод.
Клинические проявления биполярного расстройства в препубертатном и раннем подростком возрасте могут отличаться от проявлений заболевания у подростков более старшего возраста и взрослых. Периоды депрессии, чередующиеся с эйфорией, манией величия, высоким уровнем активации, быстрой сбивчивой речью, отвлекаемостью, гиперсексуальностью, гиперрелигиозностью, расточительностью, галлюцинациями и бредом, характерны для классического биполярного расстройства; такой типичный клинический паттерн встречается, как правило, в позднем подростковом возрасте и у взрослых. В 70 % этих случаев тщательно собранный анамнез выявляет по крайней мере один эпизод депрессии, предшествующий маниакальным симптомам.
У некоторых детей и подростков заболевание проявляется в виде раздражительности, мании величия, эпизодов агрессии, гиперактивности, ускорения мыслительных процессов и когнитивных нарушений. Эти дети, которые часто не отвечают всем критериям биполярного расстройства по DSM-IV, без сомнения, страдают от симптомов заболевания, снижающих их функциональную активность и требующих обследования и лечения. В редких случаях симптомы биполярного расстройства выражены уже в дошкольном возрасте. Поскольку некоторые исследования показывают, что дети с ранним дебютом симптомов часто имеют родственников первой степени родства с аффективными нарушениями, многие психиатры расценивают данные клинические проявления как одну из форм биполярного расстройства. Эти дети могут отвечать критериям одной или нескольких форм поведенческих нарушений, в том числе расстройства в виде деструктивного поведения, дефицита внимания с гиперактивностью или других расстройств поведения.
Мнения по поводу распространенности и диагностических критериев биполярного расстройства с ранним дебютом противоречивы. Однако выраженная неустойчивость настроения в раннем возрасте ассоциируется с высокой частотой снижения школьной успеваемости, нарушения контакта с ровесниками и высоким риском субстанционной зависимости в раннем подростковом возрасте.
При лечении биполярного расстройства в типичных случаях требуется применение стабилизаторов настроения. Изолированное применение психотерапии без сочетания с другими терапевтическими мероприятиями, как правило, неэффективно. Фармакологическое лечение (за исключением особых обстоятельств) проводится детским психиатром. Карбонат лития эффективен в лечении биполярного расстройства и маниакальных симптомов примерно в 60 % случаев. Литий применяют внутрь с последующим определением уровня препарата в крови. Оптимальный терапевтический уровень препарата в плазме при инициальной терапии острых симптомов заболевания составляет 1,0—1,2 мэкв/л, рекомендуемый уровень в плазме при поддерживающей терапии — 0,5-0,8 мэкв/л.
Литий может вызвать нарушение функции почек и развитие гипотиреоза, поэтому до и в процессе лечения необходимо исследование функции почек и щитовидной железы. Побочные эффекты лития — основная причина, ограничивающая его постоянное назначение в качестве поддерживающей терапии. Антиэпилептические средства — карбамазепин (тегретол) и вальпроевая кислота — особенно эффективны в лечении биполярного расстройства с быстрой сменой циклов у взрослых пациентов. Эти препараты в настоящее время также считаются средствами первого выбора для лечения биполярных нарушений в детском возрасте. Оба препарата оказывают потенциальное гепатотоксическое действие, поэтому до их назначения и в процессе лечения необходимо регулярное исследование функции печени. Прием тегретола ассоциируется также с развитием синдрома Стивенса-Джонсона и лейкопении, хотя эти побочные эффекты встречаются редко.
Применяются для лечения биполярного расстройства некоторые препараты нового поколения — стабилизаторы настроения. Среди них наиболее перспективным считается ламотриджин, который особенно эффективен для лечения депрессии в структуре биполярного расстройства. Однако примерно у 10 % детей и подростков на фоне приема ламотриджина появляется кожная сыпь; в связи с высоким риском трансформации кожных высыпаний в синдром Стивенса— Джонсона и другие представляющие угрозу для жизни формы сыпи при первых признаках ее необходима отмена ламотриджина. В дополнение к стабилизаторам настроения перспективным представляется применение новых антипсихотических препаратов, таких как рисперидон и оланзапин. Их назначение у детей особенно целесообразно в том случае, если родители не способны соблюдать сложный режим дозирования препарата и обеспечивать регулярное посещение врача для проведения лабораторных анализов.
Ранний дебют симптомов биполярного расстройства и высокий уровень агрессии ассоциируются с низкой эффективностью терапии. Некоторым детям требуется политерапия. Семейный конфликт часто ассоциируется с ранним Дебютом биполярного расстройства, и поэтому, как правило, показана одна из психотерапевтических методик, эффективных в лечении поведенческих нарушений.
PsyAndNeuro.ru
Дети с высоким риском шизофрении и биполярного расстройства
Шизофрения и биполярное аффективное расстройство (БАР) – это заболевания с наследственной предрасположенностью. Оба эти состояния расцениваются как нарушения нейороонтогенетического развития. Однако, патогенез БАР остаётся менее изученным, чем патогенез шизофрении. К маркерам, характеризующим нарушение нервно-психического развития при шизофрении, относятся психопатологические симптомы, когнитивные нарушения, изменения в моторике и социальном поведении. Психопатологические и когнитивные симптомы также могут являться маркерами нарушений при БАР. Но исследований на эту темы мало, и их результаты неоднозначны. Изучение этих маркеров необходимо для уточнения этиологии и патогенеза шизофрении и БАР, раннего установления диагноза и проведения более специфичных лечебных и реабилитационных мероприятий.
В последнее десятилетие активно исследуются симптомы нарушения социальных навыков, социального поведения и речи у людей из группы риска БАР и шизофрении, после первого эпизода психоза и у пациентов на поздней стадии этих заболеваний. Так, нарушения социальных навыков (особенно в аспектах теории сознания и в распознавании эмоций) обнаруживаются у детей с отягощённой наследственностью по шизофрении и у тех, у кого в будущем развился психоз. Однако, некоторые исследования не обнаруживают разницы в сравнении со здоровыми сверстниками.
Исследования нарушений социальных навыков демонстрируют противоречивые результаты. Это может быть связано с тем, что социальные навык продолжают развиваться вплоть до подросткового возраста. При этом некоторые исследования обнаруживают разницу в формировании распознавания эмоций у детей с риском развития психоза и контрольной группой.
Что касается речевых нарушений, то исследования обнаруживают высокую корреляцию снижения вербальной активности и риска развития шизофрении, а наличие нарушений речи и слабое осознавание обращённой речи ассоциируются с риском возникновения психоза. Нарушение социального поведения описывается у детей, чьи родственники страдали шизофренией, а также у детей, у которых в будущем развивалась шизофрения.
Некоторые исследования обнаруживают нарушения социальных навыков у детей с семейным риском БАР. Другие исследования напротив, не обнаруживают разницы между здоровыми сверстниками и детьми с семейной историей БАР. Исследований социального поведения при БАР немного. Одни из них обнаруживают статистически значимые нарушения в данном домене у детей с риском БАР по сравнению со здоровыми сверстниками. Другие – отмечают лишь низкий или умеренный дефицит в семейных и дружеских отношениях. Относительно языкового домена исследования обнаруживают, что нарушения в нём у детей с риском БАР редки. Неоднозначность результатов исследований, возможно, связана с неоднородностью шизофрении и БАР, малыми размерами выборки, разными способами оценки симптомов.
В ноябре 2019 года в журнале Schizophrenia Bulletin была опубликована статья Camilla Jerlang Christiani и соавторов, целью которой было дать характеристику нарушений в сфере социальных навыков, речи и социального поведения в когорте семилетних детей с высоким семейным риском шизофрении и БАР в сравнении с группой условно здоровых детей. Авторы предположили, что у детей с высоким семейным риском шизофрении будут нарушены социальные навыки, речь и социальное поведение в сравнении с группой контроля, а дети с высоким семейным риском развития БАР «займут» промежуточное положение.
В исследовании приняло участие 522 ребёнка 7 лет из семей, где хотя бы один из родителей страдал шизофренией или БАР, и из семей без этих заболеваний. У 202 респондентов один или оба родителя страдали шизофренией, у 120 детей – БАР, у 200 детей они были условно здоровы (контрольная группа). Информацию об уровне развития исследуемых доменов авторы получили при контакте с детьми, а также от учителей, воспитателей. Также были проведены тесты и опросники, используемые при шизофрении, БАР и аутизме.
Дети с высоким семейным риском шизофрении продемонстрировали нарушения в понимании и слуховом восприятии речи (так называемая рецептивная речь). Уровень устной (экспрессивной) речи был практически не отличим от речи респондентов из группы контроля. Это соотносится с ранними исследованиями, выявившими речевые расстройства у детей, у которых в будущем развилась шизофрения. Некоторые исследования демонстрируют изменения в речевых зонах головного мозга у респондентов с высоким риском развития психоза. Следовательно, нарушения рецептивной речи могут быть маркерами шизофрении или даже преморбидом психоза. Поэтому при обнаружении в клинической практике изменения речевого развития следует определить, замедляют ли эти нарушения общее развития, прогрессируют ли они остаются стабильными.
Группа детей с высоким семейным риском развития шизофрении обнаружила слабую социальную отзывчивость, но удовлетворительный уровень социального функционирования при сравнении с группой контроля. Это соответствует предыдущим исследованиям, демонстрирующим уязвимость социальной сферы у детей схожих групп. В некоторых популяционных исследованиях нарушения социального функционирования у детей и подростков рассматривались как преморбидное состояние. Что интересно, это было особенно характерно у респондентов, у которых впоследствии развился психоз. Также было обнаружено, что дефицит социального взаимодействия редко встречался среди респондентов как с высоким риском шизофрении, так и БАР.
Новое исследование имело некоторые ограничения. Авторы признают, что не было учтено влияние нейрокогнитивных функций на изучаемые домены. Так, обнаруженные речевые и социальные дефициты могли быть связаны с общим когнитивным снижением, а не специфическим «выпадением» функции в результате болезни. Тем не менее, несмотря на необходимость будущих исследований, становится понятным, что изучаемые авторами домены важны для понимания патогенеза шизофрении и БАР. Помимо этого, необходимо, чтобы учителя и воспитатели уделяли особое внимание детям с нарушением речевого развития, с трудностями социального функционирования и нарушением социального поведения.
Автор перевода: Вирт К.О.
Источник: Camilla Jerlang Christiani, Jens R. M. Jepsen, Anne Thorup, Nicoline Hemager, Ditte Ellersgaard, Katrine S. Spang, Birgitte K. Burton, Maja Gregersen, Anne Søndergaard, Aja N. Greve, Ditte L. Gantriis, Gry Poulsen, Md Jamal Uddin, Larry J. Seidman, Ole Mors, Kerstin J. Plessen, and Merete Nordentoft. Social Cognition, Language, and Social Behavior in 7-Year-Old Children at Familial High-Risk of Developing Schizophrenia or Bipolar Disorder: The Danish High Risk and Resilience Study VIA 7—A Population-Based Cohort Study. Schizophrenia Bulletin.
Биполярное аффективное расстройство (БАР) у детей
Биполярное аффективное расстройство (биполярное расстройство, БАР) у детей, а на языке подростков «биполярка», «биполярочка» – это психическое расстройство, основными проявлениями которого являются резкие перепады настроения от сниженного (депрессивная фаза) до повышенного (маниакальная фаза). При этом колебания часто происходят без какого-либо повода, беспричинно.
В самом названии заболевания заложен смысл: «аффективное расстройство» означает расстройство настроения, «биполярное» – говорит о переходе настроения от одного полюса (отрицательного – депрессивного) к другому (положительному – маниакальному). Период обычного, нормального настроения между фазами носит название «светлый промежуток».
Само биполярное расстройство является хроническим, но при своевременном лечении возможно добиться стойкой ремиссии, т.е. ослабления или исчезновения симптоматики хронического заболевания.
Что такое биполярное аффективное расстройство у детей? Разбираемся подробно
Биполярное аффективное расстройство у детей может проявляться в любом возрасте, но чаще всего в период пубертата – от 14 до 16 лет.
Как правило, дебют или начало заболевания начинается с депрессивной фазы, когда у ребенка отмечаются выраженные нарушения поведения, которые как бы «маскируют» имеющиеся душевные переживания, то есть скрывают депрессивную фазу. Происходят изменения в характере, которые прежде не отмечались. Милый и послушный ребенок вдруг превращается в «монстра». Проявляет непослушание по отношению к родителям и взрослым. В речи появляется нецензурная брань, подросток начинает обзывать родителей грубыми словами. Может проявлять физическую агрессию, закрываться в комнате и отказываться разговаривать с родными и друзьями. Снижается школьная успеваемость или ребенок попросту отказывается посещать школу, а если и посещает, то может демонстративно срывать уроки. На все замечания и упреки в свой адрес говорит, что ему «все равно», «делайте, что хотите», «достали уже».
Ребята могут много времени проводить за «гаджетами», что позволяет им хоть как-то отвлечься от душевных переживаний, изматывающих их. Зачастую дети просто не понимают, что с ними происходит и пытаются самостоятельно справиться со своим состоянием. Жалобы на сниженное настроение обычно не предъявляют, в основном говорят, что им «очень скучно», «ничего не хочется».
У некоторых детей и подростков может иметь место нарушения аппетита и сна.
Биполярное аффективное расстройство у детей: депрессивная фаза
Классическая депрессивная фаза характерна для старшего подросткового возраста, когда наряду с вышеописанными проявлениями появляются жалобы на подавленное настроение, чувство безысходности, невозможности получения удовольствия от какой-либо деятельности (в том числе от той, которая ранее увлекала и радовала), появляется острая потребность в уединении, возникает стойкое нежелание что-либо делать (апатия).
У подростка возникает субъективное ощущение «душевной боли» или «потери всех чувств», как будто они перестают чувствовать себя «живыми». И вот на этом этапе ребята могут наносить самоповреждения или селфхарм: порезы, укусы, ушибы, ожоги. Основная цель самоповреждения – почувствовать себя вновь «живым», попытаться «трансформировать душевную боль в физическую».
На этом этапе у большинства подростков часто возникают суицидальные мысли, которые могут привести в дальнейшем к реальным попыткам суицида. При длительном течении депрессивной фазы подростки стараются своими силами избавиться от недуга. Много времени проводят за игрой в компьютерные игры с целью отвлечься, а не получить удовольствие от игры, «потянуть время». В социальных сетях начинают обсуждать свое состояние с друзьями, так как родители «ничего не понимают». Вступают в виртуальные «группы смерти». Может возникнуть тяга к асоциальным компаниям, алкоголю и наркотиками. На упреки со стороны окружающих утверждают, что им «все равно». На высоте депрессивной фазы могут появляться идеи самообвинения, самоуничижения. В этот момент возникает максимальная опасность в плане совершения суицидальных действий. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к врачу-психиатру.
Продолжительность депрессивных фаз может варьироваться от 1 до 5 месяцев и зависит от многих причин, в том числе от своевременного обращения к специалисту.
Пример из практики. Мария К. 15 лет была доставлена в Центр им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ сотрудниками полиции. Прохожие обнаружили девушку на крыше 8 этажного дома, где она решила покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз. Согласно сведениям, полученным от родителей, с 15 лет у Марии стало меняться поведение, веселая и жизнерадостная внезапно стала замкнутой и нелюдимой, перестала общаться с родными и близкими, начала сторониться друзей, отказывалась посещать школу, закрывалась в своей комнате, начала одеваться во все черное, слушала грустную музыку. Стала считать себя обузой в семье, не строила планы на будущее, рассматривала самоубийство как единственный выход. Находясь на крыше, отправила своим родителям смс сообщение: «Простите за все, прощайте».
Родители отмечают, что данному состоянию предшествовали короткие по времени периоды повышенного настроения, когда становилась многоречивой, чрезмерно активной, бралась сразу за несколько дел, но ни одно из них не заканчивала.
На фоне проведенного лечения в нашем Центре удалось достичь выравнивания фона настроения. Девочка вернулась к обычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает психиатра для контроля состояния.
Биполярное аффективное расстройство у детей: маниакальная фаза
Теперь поговорим о противоположном – положительном полюсе смены настроения или маниакальном (гипоманиакальном). Маниакальная (гипоманиакальная) фаза может также возникать дебютом, то есть служить началом заболевания или сменять уже сформированную, а может уже и не одну, депрессивную фазу.
Чаще всего возникает состояние так называемой гипомании (гипоманиакальная фаза), простыми словами «легкая степень мании», когда на фоне обычного нормального состояния у подростка неожиданно появляются черты характера и поведения, ему не присущие ранее. Например, беспричинная эйфория, некоторая причудливость, многоречивость, повышенная двигательная и умственная активность, беспокойство, сниженная потребность в отдыхе (в том числе во сне), чрезмерная уверенность в своих действиях, снижается возможность критической оценки своих поступков. Подростки могут бездумно тратить все деньги, заводить ненужные знакомства, вступать в беспорядочные половые связи. На высоте маниакальной фазы у ребенка могут появляться идеи величия, например, не свойственная ему хвастливость. Некоторые утверждают, что являются «великими программистами» или совершили мировые рекорды.
Фазные колебания настроения могут также присутствовать и в раннем возрасте. Как считают специалисты, признаки депрессии могут проявляться с первых месяцев жизни. Каждое свое пробуждение малыш начинает с громкого плача, а иногда плачет даже ещё не проснувшись. Перед следующим засыпанием проявляет беспокойство. Параллельно возникают нарушения аппетита (отказ от еды), запоры, срыгивания. Часто депрессия у детей проявляется «избеганием взрослых», когда малыши раздраженно отталкивают от себя родителей, не успокаиваются у них на руках. В течение дня капризничают, проявляют недовольство, часто без особого повода.
Проявления мании также встречаются в детском возрасте, когда малыши начинают часто улыбаться без видимого повода, «приплясывают», становятся многоречивыми, неусидчивыми.
Биполярное аффективное расстройство у детей является хроническим психическим расстройством. В период течения депрессивной или маниакальной (гипоманиакальной) фазы может существенно снижаться качество жизни и проявляться в виде школьной неуспеваемости, постоянных конфликтов с родными; игровой зависимостью или зависимость к алкоголю и наркотикам; самоповреждающим поведением; суицидальными попытками.
Пример из практики. Марк 16 лет. Был доставлен сотрудниками полиции в приемное отделение нашего Центра, когда был обнаружен в переходе метро, пел песни, кричал, что он «великий певец», «сын Пласидо Доминго», обращался к прохожим, требовал у них оплаты за пение, в случае отказа угрожал. Со слов родителей подростка, данному состоянию предшествовал период сниженного настроения, когда мальчик закрывался в комнате, отказывался общаться с родными, считал себя обузой в семье, никому не нужным и ни на что не способным. Высказывал суицидальные мысли.
На фоне проведенного лечения в нашем Центре удалось достичь выравнивания фона настроения, подросток вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает психиатра для контроля состояния.
Подводим итоги
Биполярное аффективное расстройство у детей и подростков – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например звезда Золотого Голливуда Вивьен Ли (получившая в свое время две премии Оскар), американская актриса Кэтрин Зета-Джонс, американская певица Мэрайя Кэри, певец Фрэнк Синатра. Ярко описан пациент с биполярным расстройством персонажа Марка Руффало в фильме 2014 года «Бесконечно белый медведь».