Биометрия в транспорте что это
Биометрия в транспорте: как это может работать в России?
15 октября на всех станциях московского метро заработал сервис Face Pay, позволяющий оплатить проезд при помощи системы распознавания лиц. Какие есть плюсы, подводные камни и перспективы применения технологии распознавания лиц в общественном транспорте российских городов? Как это работает в других странах? Какой опыт можно перенять, какие ошибки важно не допустить?
Первые в мире. Опыт скорее могут перенять у нас. Хотя аналогичные сервисы тестируются и внедряются в других странах (например, в таких городах, как Шанхай, Сеул, Тбилиси), Москва стала первым мегаполисом, в котором биометрическая система задействована столь широко. По словам главы Минтранса Виталия Савельева, к 2024 году в России биометрия будет внедрена на всех видах общественного транспорта.
Стоит заметить, что распознавание лиц не является безальтернативным вариантом биометрии. К примеру, перспективна технология распознавания вен ладоней и пальцев рук. Существуют бесконтактные версии устройств сканирования вен, что особенно значимо с точки зрения гигиены. Мэр Лондона упоминал о возможности использования технологии в городской инфраструктуре. Однако на данный момент именно распознавание лиц является несомненным лидером в сфере общественного транспорта.
В чем плюсы? Внедрение биометрии в транспорте повышает уровень удобства и выглядит особенно выигрышно во время пандемии COVID-19 за счет бесконтактной идентификации. Техническая составляющая систем распознавания совершенствуется с каждым годом. Согласно исследованию Национального института стандартов и технологий США, уже к концу 2020 года многие алгоритмы научились распознавать лица под медицинскими масками с вероятностью ошибки менее 5%.
Кто увидит лицо? Однако подобные системы пока вызывают немалый скепсис как у рядовых пассажиров, так и у экспертов в сфере информационной безопасности. Как и в случае с любыми персональными данными, существует риск утечки. Последствия могут быть непоправимы, ведь если скомпрометированный пароль всегда можно заменить, с лицом так поступить не удастся.
Подобные примеры уже есть. В марте этого года стало известно о взломе правительственной системы распознавания лиц в Китае. Используя личные данные, купленные на черном рынке, злоумышленники разослали поддельные налоговые требования на общую сумму 76 млн долл.
Помимо практических опасений, существуют и философские. Повсеместное распространение технологии распознавания лиц размывает привычные понятия приватности. Разработчики таких технологий прямо признаются: «Понятие приватности нужно оставить в XX веке». Полагаем, подобное отношение может приблизить нас к капиталистической дистопии и разочарованию в подобном прогрессе.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
В Минтрансе рассказали о планах оснастить весь транспорт в России биометрией
Покроют весь транспорт
Министерство транспорта России планирует оснастить все виды общественного транспорта биометрической технологией для идентификации пассажиров. Об этом заявил глава ведомства Виталий Соловьев, выступая на марафоне «Новое знание».
Предполагается, что это будет доступны уже к 2024 году.
«Мы собираемся создать возможность по биометрии, как по паспорту, вы будете пользоваться во всех общественных видах транспорта. По вашему лицу будут сканировать, будут узнавать, что это вы», — пояснил министр.
При этом ранее Соловьев уже анонсировал оцифровку всего транспортного комплекса. Согласно прогнозу проекта транспортной стратегии РФ на период до 2035 года, к этому времени более 80% пассажиров, которые пользуются в стране автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, должны будут использовать и биометрические данные. Ожидается, что это позволит «повысить удобство пассажиров — в частности, ускорит процессы прохождения предрейсовых процедур, оплаты проезда в транспорте — и повысить уровень безопасности.
Где уже внедрили биометрию
Биометрия предполагает возможность идентифицировать личность человека и позволяет ему расплачиваться за услуги, а также проходить контроль без использования так называемых «традиционных» документов, например, паспортов. По словам Соловьева, такая автоматизированная система паспортного контроля уже заработала в новом терминале С в «Шереметьево».
Накануне также стало известно, что Минцифры планирует запустить Единую биометрическую систему (ЕБС) в нескольких аэропортах страны, о чем сообщил глава ведомства Максут Шадаев. Он уточнил, что использование ЕБС возможно для полноценной замены паспорта, что значительно упростит все связанные с регистрацией процедуры.
При этом ЕБС — не новая система для России. Она была запущена еще летом 2018 года и сейчас, в частности, позволяет сдавшим биометрию в одном банке физлицам без личного присутствия получать обслуживание в другой кредитной организации. В декабре прошлого года Госдума одобрила расширение для использования ЕБС — эта инициатива даст возможность собирать биометрию через МФЦ.
В Москве же с 15 октября этого года на всех станциях метрополитена должна заработать бесконтактная оплата проезда по лицу, заявил мэр столицы Сергей Собянин на марафоне «Новое знание». Пока проект работает в пилотной версии на нескольких станциях — там используются камеры с функцией распознавания лица. Собянин заметил, что изначально власти не предполагали, что к биометрии в метро будет серьезный интерес, однако за несколько недель в проект записались 15 тыс. человек.
15 сентября в столице количество станций с проходом по биометрии вырастет вдвое, а спустя месяц будет обеспечено максимальное покрытие.
Установка камер с таким функционалом началась в метро Москвы в 2019 году, а весной 2021-го замначальника метрополитена Андрей Кичигин пообещал, что все станции оснастят технологией не позднее конца 2021-го. Тестирование FacePay уже активно идет, присоединиться к программе может любой желающий.
Минтранс РФ объявил о планах ввести биометрию на транспорте к 2024 году
Глава Министерства транспорта РФ Виталий Савельев заявил, что ведомство к 2024 году рассчитывает ввести биометрическую систему идентификации пассажиров на авиа-, ж/д и общественном транспорте. Об этом министр рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в четверг, 3 июня.
По его словам, задачей ведомства является не просто оцифровка чего-то внутри него, а движение по направлению к оцифровке всего транспортного комплекса.
«В ближайшем, обозримом будущем, наверно к 2024 году, я очень надеюсь, мы такие обязательства на себя взяли, для нас уже будет с вами как граждан России биометрия, то есть наше лицо, по которому мы будем проходить в автобусы, в самолеты, в железнодорожный транспорт», — заявил он.
В феврале Минтранс предложил внедрять биометрию для идентификации пассажиров в российских аэропортах. К 2023 году биометрию намерены ввести в 6% аэропортов. Позже, если министерство найдет финансирование, биометрия может появиться в 15% аэропортов.
В этом же месяце Минцифры подготовило законопроект о создании в России реестра государственных и коммерческих организаций, которые получат доступ к Единой биометрической системе (ЕБС).
В мае заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов рассказал, что в столичном метро планируют запустить оплату проезда с помощью Face Pay до конца текущего года. Эту систему уже несколько месяцев тестируют на некоторых станциях подземки. На всех турникетах московского метро и Московского центрального кольца (МЦК) уже стоят камеры, которые распознают лица.
Ликсутов рассказал, что система будет работать так: гражданин подходит к турникету, система его узнает, за полторы секунды списывает деньги с банковской карты, и человек проходит, не прикасаясь ни к чему, не доставая ни телефон, ни карту. Распознавание лица будет работать, даже если пассажир надел маску.
Эксперт оценил планы ввести биометрию в общественном транспорте
Гендиректор информационно-аналитического агентства Денис Кусков прокомментировал заявление главы Министерства транспорта России Виталия Савельева относительно планов ввести в общественном транспорте биометрию к 2024 году.
«Система Face ID является одной из наиболее надежных сегодня и широко используемых на многих устройствах. В дальнейшем будет также только совершенствоваться с точки зрения надежности», — заявил он RT в пятницу, 3 сентября.
Эксперт добавил, что новых систем в ближайшие годы «не предвидится».
На марафоне «Новое знание» ранее в этот день Савельев заявил, что система распознавания людей по биометрии будет применяться во всех видах общественного транспорта уже к 2024 году.
1 сентября мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что с 15 октября на всех станциях столичного метро заработает система FacePay для оплаты проезда.
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
Названы сроки запуска биометрии в общественном транспорте по всей России
Фото: Данила Егоров / Коммерсантъ
В России готовят масштабный проект по усовершенствованию системы общественного транспорта. К 2024 году планируют повсеместно запустить биометрию. Об этом сообщил глава Минтранса Виталий Савельев 3 сентября на марафоне «Новое знание», передает ТАСС.
Руководитель ведомства отметил, что устройства для распознавания лиц пассажиров установят во всех видах городского транспорта. Для проезда людям понадобится лишь один документ.
«Мы собираемся к 2024 году в России уже создать возможность по биометрии, как по паспорту, вы будете пользоваться во всех общественных видах транспорта. По вашему лицу будут сканировать, будут узнавать, что это вы», — пояснил Савельев, назвав сроки реализации инициативы.
Проект будет реализован в рамках общей стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли России, рассчитанной до конца текущего десятилетия. Правительство нацелено при помощи биометрии к 2030 году существенно упростить оплату проезда и досмотры в аэропортах и на вокзалах. Савельев добавил, что автоматизированная система паспортного контроля уже действует в терминале С московского аэропорта «Шереметьево».
Ранее о запуске технологии распознавания лиц Face ID в столичном метро сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Специальное оборудование, которое позволит оплачивать проезд сканированием лица FacePay заработает с 15 октября 2021 года. На всех станциях метрополитена и МЦК уже стоят камеры с функцией распознавания лиц, а при активации новой системы пассажиры при помощи подключенной к банковской карте биометрии смогут просто проходить перед открытым турникетом.