Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете

Вопросы к параграфу 4 — ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник

Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете

§4. Среды обитания организмов

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое биосфера?

Биосфера — оболочка Земли, область распространения жизни. Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

2. Какие среды обитания организмов вам известны?

На Земле существуют четыре основные среды обитания: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и живые организмы других существ.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

Среды обитания живых организмов: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и живые организмы других существ.

2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?

В водной среде обитает множество организмов, их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды. Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни.

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Солнечный свет проникает только в верхнии слои воды, там живут растения.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?

Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха, загрязнение воздуха может оказывать негативное воздействие на жизнь живых организмов.

4. Что такое почва?

Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ — минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества — остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной).

5. Какова роль почвы в жизни растений?

Почва играет огромную роль в жизни растений. Она обладает плодородием — способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. Чем плодороднее почва, тем лучше урожай культур. При истощении почвы урожай уменьшается, и необходимо вносить органические и минеральные удобрения.

6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Организмы, использующие тела других организмов как среду обитания, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам.

7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

В нашем теле живут разные микроорганизмы (бактерии, одноклеточные, микрогрибки и т.п.). Одни — наносят вред, другие приносят пользу организму (например, бактерии, живущие в кишечнике человека, вырабатывают витамин К).

В организм животного и человека может попасть паразит, который будет питаться за счет хозяина и отравлять его организм. Гельминты — паразитические черви, местом обитания которых служат организмы животных, человека. К ним относятся нематоды (круглые черви), цестоды (ленточные черви) и трематоды (сосальщики). Эти обитатели приносят человеку только вред. Человек ощущает слабость, боль в животе, тошноту, потерю аппетита, снижение веса, может появляться сыпь на теле и другие неприятные симптомы.

Если в организм человека попадает вирус, он вызывает различные заболевания. Я ощущал на себе влияние таких обитателей при заражении вирусом гриппа. Заболевание сопровождалось высокой температурой, головными болями, слабостью во всем теле.

Подумайте

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами. В наземно-воздушной среде очень много разных условий для обитателей (от жаркого климата до ледников, от сухих пустынь до влажных тропиков, от высоких гор до низин). Перепады температур, давления, влажности, разный состав воздуха и пр. привели к тому, что в наземно-воздушной среде обитают много разнообразных животных, которые приспособились к определенным условиям обитания.

Задание

Составьте план параграфа.

1.Основные среды обитания.

2. Наземно-воздушная среда обитания.

2.1. Свойства наземно-воздушной среды обитания.

3. Водная среда обитания.

3.1. Свойства водной среды обитания.

3.2. Особенности обитателей водной среды.

4. Почва как среда обитания.

4.1. Обитатели почвы.

4.2. Роль почвы в жизни растений.

5. Тела живых организмов как среда обитания живых существ:

5.1. Особенности существ, обитающих в других организмах.

Источник

Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете

Подробное решение параграф § 5 по биологии для учащихся 5 класса, авторов Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. 2016

Вопрос 1. Что такое биосфера?

Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Вопрос 2. Какие среды обитания живых организмов вам известны?

На Земле существует четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная, наземно-воздушная, почвенная и, наконец, организменная (среда, образуемая самими живыми организмами).

Вопрос 1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

На Земле существует четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная, наземно-воздушная, почвенная и, наконец, организменная (среда, образуемая самими живыми организмами).

Вопрос 2. Какие свойства характерны водной среде обитания?

Вода обладает выталкивающей силой. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, поэтому в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Вопрос 3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложна для обитания, чем водная?

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная. Большое значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздуха. Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. Для этого им необходимы специальные приспособления: животным — крепкий скелет (наружный или внутренний), растениям — сильные корни.

Вопрос 4. Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете?

Вопрос 5. Какова роль почвы в жизни растений?

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Вопрос 6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Жизнь внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в окружающей среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы, необходимые свободноживущим видам.

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной?

Наземно-воздушную среду освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери, растения. Большое разнообразие условий (температурных показателей, давления, большая концентрация кислорода, высотной поясности, климат и др.) наземно-воздушной среды обусловило наличие большого разнообразия живых организмов от поверхности земли до озонового слоя и от северного полюса до южного. Условия жизни животных в водной среде сильно отличаются от наземно-воздушной: плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха, в воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе происходит поглощение солнечных лучей.

Источник

Что такое почва и из чего она состоит?

Почва является неотъемлемой составляющей царства природы и играет большую роль в существовании всего живого на нашей планете. Именно в ней происходит взаимодействие всех оболочек Земли – водной, воздушной, подземной.
Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете

Наиболее ценной характеристикой этого природного образования выступает плодородие, которое обеспечивает растительность влагой и необходимыми питательными веществами. Что такое почва? Из чего она состоит и какое значение имеет для жизни на земном шаре?

Что такое почва?

Наиболее полное и обширное исследование почвы проводил русский геолог Василий Докучаев, открывший важнейшие закономерности в ее генезисе и географическом распространении. Согласно его теории, почва представляет собой особое природное тело, которое формируется благодаря влиянию нескольких факторов – климатических особенностей того или иного региона, характера и возраста грунта, произрастающей на нем растительности.

В более современном понимании почва – это верхний слой литосферной оболочки планеты, образуемый путем деятельности живых организмов и выветривания горных пород. В различных районах земного шара толщина этого слоя составляет от нескольких сантиметров до 2–3 метров.
Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете
Состав почвы может меняться в зависимости от ее глубины. Если выкопать яму в земле, можно заметить, что сверху располагаются более плодородные черноземы, а снизу лежат так называемые материнские породы, из которых формируется верхний слой.

Из чего состоит почва?

Почва обладает неоднородной структурой и включает в себя частицы разных пород диаметром от 0,001 миллиметра до нескольких сантиметров. Что касается минералогического состава, то он может различаться в зависимости от ее состояния – твердого или жидкого. В твердой почве около 50–60 % объема занимают минеральные компоненты, такие как полевые шпаты, кварц, циркон, каолинит.

Значительную роль в почвообразовании играют гидроксиды железа, марганца, алюминия, карбонаты. Помимо минералов, в твердой почве содержатся органические вещества – гумус, остатки растительного и животного происхождения. Почва в жидком состоянии представляет собой раствор, в котором, помимо вышеуказанных компонентов, в больших количествах присутствует вода.

Как образуется почва?

Условно процесс почвообразования можно разделить на первичный и антропогенный. В первичной фазе формирования почвы происходит взаимодействие объектов органической и неорганической природы.
Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете
Иными словами, изначально она состоит из гумусовых и минеральных веществ, впоследствии ее пустоты заполняет почвенный воздух, в ней поселяются живые организмы, которые после гибели разлагаются и обогащают существующий состав органическими веществами.

Антропогенный процесс подразумевает хозяйственную деятельность человека. Люди возделывают почву, высаживают в нее сельскохозяйственные растения, а для получения хорошего урожая добавляют удобрения.

Какие бывают почвы?

В зависимости от преобладания того или иного почвообразующего фактора почвы могут подразделяться на черноземы, каштановые, лесные, подзолистые или слабоподзолистые, тундровые и многие другие.

Василий Докучаев выделял 10 типов верхнего слоя земли, но на сегодняшний день их известно более сотни. Для классификации почв существует целая иерархия, включающая в себя не только типы, но и подтип, род, вид, разряд.

Кто живет в почве?

Некоторые животные, такие как суслики, тушканчики и барсуки, питаются на поверхности земли, а в почве зимуют, размножаются и спасаются от врагов.

Источник

§ 4. Среды обитания организмов — Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое биосфера?

Биосфера — это оболочка планеты, внутри которой обитают живые организмы. Биосфера включает в себя почву, гидросферу, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы.

2. Какие среды обитания организмов вам известны?

Живые организмы на Земле обитают в четырёх средах:

Вопросы в конце параграфа

1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

К основным средам обитания живых организмов относится:

2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?

Для водной среды обитания характерно:

3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?

Наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная чем водная потому, что:

4. Что такое почва?

Почва — это верхний плодородный слой суши который состоит из неорганических веществ (воды, воздуха и минеральных веществ), а также содержит органические вещества (остатки растений и животных, перегной — продукт разложения живых организмов).

5. Какова роль почвы в жизни растений?

Почва является питательной средой необходимой для жизнедеятельности растений. Именно из почвы растения получают воду, минеральные и органические питательные вещества, часть воздуха для дыхания. Чем более насыщена почва питательными веществами, влагой и воздухом, тем более плодородной (благоприятной для выращивания растений) она является.

6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

Живые организмы, средой обитания которых являются другие живые организмы, часто частично или полностью утрачивают органы или системы органов, необходимые для организмов живущих в воде, в почве или в наземно-воздушной среде. Это происходит потому, что внутренняя среда живого организма-носителя отличается большим постоянством: нет перепадов температуры, стабильная влажность, плотность среды и т.д.

7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

К организмам, обитающим внутри других организмов относятся вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви. Многие из этих существ вызывают разнообразные болезни у организма-носителя.

Так, попадание под кожу клеща может привести к возникновению у животного или человека клещевого энцефалита — опаснейшего заболевания, которое может закончится поражением серого вещества головного мозга, поражением спинного мозга или даже смертью больного.

Бактерии, живущие внутри живых существ, могут быть как вредными, так и полезными. Полезные бактерии помогают людям и животным усваивать витамины и микроэлементы, снижают риск возникновения аллергии, обеспечивают противоопухолевый и антиоксидантный эффект, расщепляют непереваренные компоненты пищи, поддерживают водно-солевой обмен и поддерживают тепловой баланс организма.

Вредные бактерии, напротив, попадая в организм человека или животного могут вызвать самые разнообразные заболевания: туберкулёз, дифтерию, стоматит, менингит, коклюш, скарлатину и т.д. К счастью, вредных болезнетворных бактерий всего 1% от общего количества этих организмов. Они могут попадать в организм человека с водой, из почвы или воздушно-капельным путём (по воздуху). Вот почему так важно всегда мыть руки перед едой и после прогулки, стараться не находиться рядом с кашляющим человеком и пить только очищенную воду.

Вирусы, попадая в организм человека или животного, также как и вредные бактерии вызывают различные заболевания. Так, человек может заразиться такими вирусными заболеваниями как грипп, ангина, герпес, ветряная оспа, а также другими очень опасными заболеваниями. Передаются вирусы обычно от человека к человеку, например через кровь, в капельках жидкости при кашле, при использовании больным и здоровым человеком одной посуды, полотенец и т.д.

Плоские черви, которые также называют глисты, приносят организму-носителю только вред. Зараженный плоскими червями организм ощущает боль в животе, приступы тошноты и рвоты, потерю аппетита, резкое снижение веса, нарушение сна, быструю утомляемость, раздражимость и другие неприятные симптомы. Для того чтобы не допустить попадания плоских червей в организм, необходимо соблюдать правила гигиены и использовать в пищу только качественные проверенные продукты прошедшие тепловую обработку, особенно эта рекомендация касается мяса.

Подумайте

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?

Наземно-воздушная среда отличается большим разнообразием условий для обитания живых организмов, чем водная среда.

Так, благодаря особенностям воды, в водной среде не бывает резкого изменения температуры, количества кислорода, солнечного света, солёности воды, плотности воды или давления. Эти параметры могут меняться при погружении на глубину или при перемещении из одной части мирового океана в другую, но вариантов таких изменений не так много.

Например, условия глубоководной среды почти одинаковы по всему миру, независимо от близости к полюсам или экватору. Поэтому на глубине обитает ограниченное количество видов живых существ.

Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете А вот для наземно-воздушной среды характерно огромное количество сочетания самых разных характеристик окружающего мира. Условия среды изменяются в зависимости от климатической зоны, от высотности местности, от уровня влажности, от удаления от океанов и морей, от природной зоны, от деятельности человека и даже от исторических особенностей материков и континентов.

Например, некоторые животные (коалы, кенгуру и прочие) обитают только на одном материке — в Австралии, хотя и на других материках существуют схожие по климатическим условиям местности. Это произошло потому, что материк Австралия отделился от существовавшего ранее единого материка Пангеи значительно раньше других и на его территории развитие эволюции происходило независимо от остального мира.

Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете

Задания

Составьте план параграфа.

План параграфа «§ 4. Среды обитания организмов»

Словарик

Водная среда — это вид среды обитания, для которого характерна высокая плотность, наличие выталкивающей силы, незначительный перепад температур и различный уровень давления на разных глубинах.

Наземно-воздушная среда — это среда обитания, характеризующаяся большим разнообразием условий (климатических, природных и т.д.), а также отличающаяся низкой плотностью, резким перепадом температур и изменением влажности среды.

Организм как среда обитания — это тела живых организмов, в которых могут обитать вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви.

Источник

Урок по ФГОС в 5 классе «Кто в почве живет»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Тягина ИА. Пояснительная записка.doc

Тягина Ирина Алексеевна, учитель биологии М Б ОУ «Лицей № 1» п. Тюльган Оренбургской области

УМК, авторы образовательной программы

линия «Ракурс» курса «Биология. Введение в биологию» изд-ва «Русское слово»

Место и роль урока в изучаемой теме

изучается после темы «Строение растительной клетки»

Урок открытия новых знаний.

Урок виртуальная экскурсия.

Создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение.

1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;

2) показать значение почвы для животных;

3) конкретизировать знания о почве как среде обитания.

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентации, раздаточного материала; составлять кластер;

3) коммуникативных умений: устной моологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, проектор, раздаточный материал – мини – конспекты, Красная книга Оренбургской области, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Планируемые образовательные результаты

Ученик должен знать

Условия обитания в почве.

Обитателей почвенной среды.

Ученик должен уметь

Выявлять приспособлений организмов к почвенной среде обитания.

Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве

Проводить простейшие наблюдения; Систематизировать и обобщать различные виды информации;

Использовать различные источники информации для выполнения учебной задачи;

Участвовать в совместной деятельности;

Формирование познавательных интересов;

Формирование личностного отношения к изучению материала;

Осознание ценности живых объектов.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

использовать в работе справочную литературу, ИКТ

давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

определение основной и второстепенной информации;

умение сжато, выборочно передавать содержание текста;

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

Действия постановки и решения проблем:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

формирование умения работать в парах и малых группах;

формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация);

формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире;

формирования желания выполнять учебные действия;

использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Авторская разработка урока с применением УМК издательства «Русское слово»

Урок по курсу «Введение в биологию» в 5 классе на тему «Кто в почве живет» построен в соответствии с программой базового уровня изучения биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово» и подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

В ходе урока организована разнообразная деятельность учащихся на уроке: самостоятельное формулирование проблемы и цели урока; работа с текстом учебника, мини – конспекта и Красной книги Оренбургской области; работа с виртуальным словарем; ответы на поставленные вопросы; составление кластера, афиширование результата работы группы; выполнение теста; самооценивание работы группы на разных этапах.

Данный ресурс содержит конспект урока, презентацию PowerPoint, приложения (мини-конспекты для трех групп, тексты сказки и рассказа для домашнего задания)

Методические рекомендации по использованию презентации

При команде «Показ слайдов» нужно начинать со слайда 2. Использован прием «Интерактивная лента», просмотр осуществлять через

Переход на слайд 3 «пролог» по щелчку, использовано стихотворение А. Тетивкина

Слайд 4. Маршрут экскурсии. Переход на информационную структуру объекта осуществляется в результате наведения на картинки маршрута.

ВБиология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаетеозврат на слайд-маршрут осуществлять через кнопку-возврат.

ВБиология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаетеыход на маршрут 1 «Что такое почва» осуществляется через картинку-учебник. Прием «Листание» настроен через щелчок.

Выход на маршрут 2 «Условия жизни» осуществляется через картинку – капельку.

При переходе к маршруту 3 « Приспособления животных к условиям обитания в почве» около картинок крота и дождевого червя необходимо активировать белые кружочки, которые откроют анимированные маршрутные стрелочки. В ходе афиширования результата групповой работы выполнить выход на переходные слайды при нажатие на картинку с кротом и с дождевым червем.

Переход на маршрут 4 и 5 также производится на нажатие белые кружочки, только затем переходить на соответствующие файлы через картинки.

При переходе по маршруту 4 «Работа со словарем» прием «Листание» настроен автоматически. Выход на слайд-маршрут через кнопку-возврат.

При переходе на маршрут 5 «Красная книга Оренбургской области» прием «Листание» настроен автоматически. Переход на следующий слайд осуществляется по щелчку. Выход на слайд-маршрут через кнопку-возврат.

3. Тексты составлены на основе книги Акимушкина И. Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные. Мир животных: беспозвоночные.

4. Красная книга Оренбургской области. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998.

Модели книг для приема «Листание»

Выбранный для просмотра документ Тягина_ИА_Конспект_урока.doc

Тягина Ирина Алексеевна,

учитель биологии МБОУ «Лицей № 1»

п. Тюльган Оренбургской области

Тема. Кто в почве живёт.

УМК: линия «Ракурс» курса «Биология. Введение в биологию» изд-ва «Русское слово»

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение.

1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;

2) показать значение почвы для животных;

3) конкретизировать знания о почве как среде обитания.

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентации, раздаточного материала; составлять кластер;

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок виртуальная экскурсия.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал – мини – конспекты, Красная книга Оренбургской области, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Этап урока /в соответствии с новыми требованиями/, время

Мотивирование к учебной деятельности (оргмомент)

Приветствует учащихся, настраивает на работу,

Проводит релаксацию: (на фоне музыки ) Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,

Выполнение психологического настроя.

ЛУУД: Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Между небом и землей»). Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили ее.

Задание 1 (работа пары из каждой группы у доски). Из предложенного подбора картинок, выбрать лишнее животное, решение обосновать.

1 группа – лиса, воробей, божья коровка, страус, крот, скворец, лось, тигр.

2 группа – сова, шмель, дождевой червь, рысь, заяц, собака, человек, ёж, ястреб.

3 группа – тушканчик, пищуха степная, песец, лемминг, кузнечик, соболь (возможно, назовут кузнечика – насекомое, остальные – звери)

Задание 2 (работа с классом). Попробуйте определить по описанию внешнего вида живой организм:

1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой – на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. Имеет сумку. (Кенгуру).

2., Кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья. (Птица).

3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно покрытое слизью; есть специальные выросты – плавники – для передвижения. (Рыба).

4. Передние конечности очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).

Вопрос: К какой среде жизни их следует отнести?

Первый и второй – представители наземно-воздушной среды, третий – водной.

Где может жить четвертый организм? (В почве).

Какие среды обитания мы с вами изучили? (наземно-воздушную среду и водную)

Какую среду нужно изучить? (почвенную)

Тема урока: Кто в почве живет.

Обсуждение результата выполнения задания 1.

Проблема: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь, являются обитателями почвы.

Работают три пары учащихся с картинками у доски.

Учащиеся прослушивают учителя, вступают в диалог с учителем, дают ответы по заданию.

Называют среду обитания указанных животных.

Формулируют проблему, используя вопросительные слова – как, зачем, почему): Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам.

КУУД: Умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем;

Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Формирование умения работать в парах.

Постановка проблемы и цели урока

Выдвигает проблему: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь являются обитателями почвы.

Предлагает ребятам сформулировать проблему.

Можем ли мы дать ответ на проблемный вопрос?

— Какая цель наша сегодня урока?

Организует работу по самооценке группы на первом уровне в «Вершине успеха группы» за выполнение заданий и постановке проблемы и цели урока.

Проблема – (как, зачем, почему) Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам.

Нет, мы не знаем приспособления, какие есть у обитателей почвы.

Целеполагание: определить особенности организмов, обитающих в почве.

Самооценка работы группы.

Умение определять цель работы.

Изучение нового материала

1 маршрут: Что такое почва.

Цель: дать характеристику почве.

2 маршрут: Условия жизни в почве.

Цель: определить, с какими трудностями живые организмы сталкиваются?

3 маршрут. Приспособления животных к условиям обитания в почве.

Цель: используя текст, выяснить черты приспособленности организмов, живущих в почве.

Вступление в тему: есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — своеобразный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что в почве среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями.

Я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию в подземный мир организмов.

Слушают, смотрят слайды презентации.

Ребята, скажите, что такое почва?

Кто является основными ее обитателями? (бактерии, простейшие)

Какова роль основных обитателей? (разлагают отмершие части растений и животных, образуя перегной)

Как называется звено круговорота веществ, куда они входят? (производители, потребители, разрушители)

Какова роль перегноя? (необходим растущим растениям, появлению проростков из семян)

Как писал о почве известный писатель Пришвин: «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20».

Какова роль почвы в жизни растений? (опора, обеспечивает водой и минеральными веществами)

Зачитывают ответы на вопросы учителя.

Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

ЛУУД: умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,

Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме. В почве обитают многочисленные организмы.

1.Почва достаточно плотная. (Ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу).

2.В почву не проникает свет. (Жизнь многих организмов проходит в полной темноте).

3.В почве не всегда достаточно кислорода. (Особенности дыхания).

4. Почва водой чаще обеспечена.

5.В почве много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

6.Температура ровная. В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.

Учащиеся слушают, анализируют и выражают своё согласие/несогласие сигнальными карточками (зеленые-красные)

КУУД: Формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

1 группа. Прочитать текст « Нравы норокопателей ». Выполнить задания. ( Приложение 1 )

2 группа. Прочитать текст «Жизнь дождевого червя в почве». Выполнить задания. ( Приложение 2 )

3 группа. Цель: познакомиться с млекопитающими Красной книги Оренбургской области, обитающие в почве.

Задание: установите, какие млекопитающие Красной книги Оренбургской области являются обитателями нор. Найдите информацию, характеризующая их жизнь в норах. Установите, какие факторы способствовали сокращению численности.

Учащиеся реализуют стратегию смыслового чтения через приемы «Инсерт» и «Кластер».

Учащиеся работают по заданиям с текстом в мини-конспекте,

решают поставленную задачу, готовят обоснование выбора.

Учащиеся работают с млекопитающими Красной книги Оренбургской области, заполняют кластер.

Умение определять цель работы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Использовать в работе справочную литературу.

КУУД: формирование умения работать в малых группах.

ПУУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического официально-делового стилей;

Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Первичная проверка понимания

Цель: афишировать результаты групповой работы

— с каким видом вы работали?

— какая была ваша цель работы?

— сложно вам было работать?

Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация

Вопрос (к заданию 1): какую новую информацию вы получили при изучении текста (+)?

Физминутка: давайте попробуем мыслимо воплотиться в образ крота, и совершим движения в почве.

— с каким видом вы работали?

— какая была ваша цель работы?

— вызвала ли работа у вас затруднения?

Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация

Вопрос (к заданию 1): была ли отмечена вами информация, о которой вы хотели бы узнать побольше (?)?

Физминутка: давайте попробуем мыслимо воплотиться в образ дождевого червя, и совершим движения в почве.

Отвечают на вопросы учителя

Озвучивают результаты работы по составлению схемы.

Сравнивают и делают пометки совпадений.

Учащиеся называют, какую новую информацию отметили в тексте.

Отвечают на вопросы учителя

Озвучивают результаты работы по составлению схемы.

Сравнивают и делают пометки совпадений.

Учащиеся называют, какую новую информацию отметили в тексте.

Учащиеся проводят самооценку за работу с текстом, составление схемы, представление результата.

Представлять результаты работы классу.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов с целью выделения его существенных признаков.

4 маршрут: Экологические группы почвенных организмов.

Цель: определить экологическую группу изучаемых организмов.

5 маршрут. Млекопитающие Красной книги оренбургской области.

Цель: познакомиться со зверями–норочниками Красной книги Оренбургской области.

в схеме, все ли ячейки были вами заполнены?

— какая информация сообщается в 4 абзаце учебника стр. 88?

Категория “жителей” в почве: постоянные и временные “квартиранты”.

Вопросы по работе со словарем:

— Кто такие геобионты?

— Кто такие геоксены?

Вопросы: работали мы сегодня с экологической группой – геоксены?

— Какая цель была поставлена перед вашей группой?

Какие организмы были изучены?

— П очему сурка можно отнести к группе геоксены?

— Что является лимитирующим фактором пищухи?

— Какое животное стало редкое из-за преследования человека и конкуренции со стороны другого вида?

Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация.

Организует работу по самооценке 3 группы на 2-3 уровнях в «Вершине успеха группы».

Организует работу по самооценке группы на 4 уровне в «Вершине успеха группы».

Учащиеся указывают на ячейку «экологическая группа».

Учащиеся указывают на наличие постоянных и временных организмов.

Отвечают на вопросы учителя

Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве.

Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища.

3 группа учащихся сообщает, что они работали с организмами, живущие в норах.

Называют цель работы.

Называют европейского степного сурка, степную пищуху, среднерусскую норку, южнорусскую перевязку.

Учащиеся рассказывают о двух типах нор .

Учащиеся называют среднерусскую норку , ее вытесняет американская норка.

Сравнивают и делают пометки совпадений.

Учащиеся проводят самооценку за работу с текстом, составление схемы, представление результата.

Оценивают ответы на вопросы в течение урока.

Представлять результаты работы классу.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов с целью выделения его существенных признаков.

Вопрос ы:

какая была поставлена нами цель урока?

д остигнута ли цель урока?

Возвраща емся к заданию № 1 группы 3 работу у доски: из предложенного подбора картинок, выбрать лишнее животное, решение обосновать.

Организует работу по самооценке группы на 5 уровне в «Вершине успеха группы».

Лишних нету, в се относятся к группе – временно живущие в почве – геоксены и геофилы.

Выполняют тест в мини-конспекте.

Осуществляют взаимопроверку групп

Учащиеся проводят самооценку тестирование.

КУУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

РУУД: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и группы.

Организует работу по самооценки группы и подведению итога.

Перевод баллов в оценку:

Вопрос: кто оценил работу группы на «3»? на «4»? на «5»?

Определяем уровни деятельности на уроке: отметьте на осях показатели уровня вашей деятельности сегодня на уроке:

Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаетена оси «Мы», какой уровень отмечен?

— на оси «Дело», кто расположил себя на 1 уровне? 2-ом? 3-ьем? 4-ом?

— на оси «Я» в вашей группе, на каком уровне больше всего расположилось отметок?

Учащиеся подводят самооценку за урок. Переводят баллы в оценку.

Учащиеся поднимают руки.

ПУУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Дает рекомендации для выполнения: § 23

1.Задание на «4». На сайте учителя:

1.Прочитать сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.

2.Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.

2.Задание на «5». Творческие задания:

1.Написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

2.Составить кроссворд «Животный мир почвы».

ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Модель самооценки групп

Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете

«-» – информация, противоречащая моим знаниям;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.

Крот, который с рождения и до смерти живет под землей и света белого почти не видит, как землекоп не знает себе равных. Все в нем для рытья наилучшим образом приспособлено: и тело вальковатое ( от слова валик, означает «обкатанный, гладкий, округлый») , чтобы удобнее под землей передвигаться. Ушной раковины нет (тоже чтобы не мешала под землей ползать), а лишь складочка кожи — она ухо закрывает, потому земля и песок кроту в уши не сыплются. Глазки крохотные («с зернышко маковое»!), недоразвиты и скрыты шерстью. Ими он отличает лишь свет от тьмы. Веки их плотно закрывают, когда надо.

Мех короткий, гладкий, чтобы за землю не цеплять (но он быстро вытирается, а потому крот линяет три раза в год!). Шерсть обладает свойством укладываться в обе стороны. Это связано с необходимостью постоянного перемещения в узких подземных туннелях. Где кроту иногда приходится давать задний ход. Волосяной покров тут же подстраивается и меняет направление, не позволяя частицам почвы загрязнять себя.

Передние лапы у крота — короткие, широкие, настоящие лопаты, обращены назад, чтобы удобнее было рыть землю перед собой. Пальцы с крепкими острыми когтями соединены кожистой перепонкой. Такими ногами крот легко разрыхляет почву и делает в ней норы.

Кроты постоянно живут в почве. Они могут уходить из слоев, в которых создаются неблагоприятные условия жизни, в другие слои почвы. В засуху и к зиме они перебираются в более глубокие слои.

Кроты к соседям нелюбезны и в своих норах никаких жильцов и других кротов не терпят. А если их посадить вместе в тесный ящик, сильный слабого убьет и съест. Потому и говорят: если б ростом крот был со льва, не нашлось бы зверя равной ему свирепости!

Зимой кроты не спят, как ежи, а копаются под снегом, только зарываться им теперь приходится глубже. Нередко выбрасывают землю на поверхность, прямо на снег, и под ним по обледенелой земле путешествуют. Пропитания зимой меньше, чем летом, и, чтобы не голодать, кроты запасают на зиму «консервы» из червей: откусят им головы и замуровывают в стенах своих нор, иногда сотнями штук сразу. Без голов черви далеко уползти не могут, но и не умирают, а потому не портятся.

Текст взят из книги Игоря Акимушкина «Мир животных: беспозвоночные».

Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму. Прием «Кластер»

Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Смотреть картинку Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Картинка про Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете. Фото Биология 5 класс что такое почва каких обитателей почвы вы знаете

Задание 1 (для первой подгруппы). Прочитайте текст «Жизнь дождевого червя в почве», ставя на полях специальные пометки. Прием «Инсерт»

«-» – информация, противоречащая моим знаниям;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.

Жизнь дождевого червя в почве

Первым ученым, который обратил внимание на огромную роль дождевых червей в процессе почвообразования, был Чарлз Дарвин. В своей книге Дарвин писал: «Дождевые черви в истории образования земной коры играли гораздо более важную роль, нежели это может показаться большинству с первого взгляда. Почти во всех влажных местообитаниях они необыкновенно многочисленны и сравнительно с их величиной обладают весьма значительной мускулатурной силой. Во многих местностях Англии на площадь в акр (0,405 га) ежегодно выбрасывается более 10 тонн сухой земли, прошедшей через их тело, так что весь поверхностный слой растительной земли в течение нескольких лет проходит через их тело…»

Дарвин описал способы строительства земляными червями норок. Он первый заметил, что делают они это двумя способами: либо раздвигая землю в сторону, либо заглатывая ее. В первом случае червь просовывает узкий передний конец тела в щели между частицами земли (это происходит за счет сокращения кольцевых мышц, тело становится коротким и толстым) и затем утолщает (это происходит за счет сокращения продольных мышц, тело становится коротким и толстым) его, раздвигая частички грунта.

В передвижении им помогают вытянутое «червеобразное» кольчатое тело, т.е. разделенное на сегменты – кольца. На брюшной стороне червя имеются тонкие, упругие и короткие щетинки, которые помогают им зацепиться за неровности.

Днём он прячется в норке головой к входу, который прикрыт листьями, хвойными иглами и прочим мусором, а в сумерки оживает. Выползает на поверхность почти всем телом, лишь задний конец держится за край норки, а передняя часть тела совершает круговые движения, приподнимаясь над землёй, и ощупывает всё вокруг. Нащупает губами опавший лист дерева, хватает его и тащит в норку….

Если взять червя в руки, то очень легко можно почувствовать его влажное, сколькое тело. Слизь помогает червю скользить, скреплять частички земли, таким способом укрепляются стенки ходов, и ходы не засыпаются. Без такой влажной кожи червь не смог бы дышать, кислород, которого много в проделанных ходах, через влажную кожу может проникнуть вовнутрь, поэтому черви дышать всей поверхностью тела.

Текст составлен на основе книги Акимушкина И. Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные.

Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму. Прием «Кластер»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *