Биологические явления что это

Биологические явления что это

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что этоЖивые организмы, в том числе и человек, взаимодействуют между со­бой и окружающей неживой природой. При этом взаимодействии про­исходит обмен веществ и энергии, идёт непрерывное размножение, рост живых организмов и их движение.

Среди наиболее опасных природных явлений биологического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделяют:

■ природные пожары (лесные пожары, пожары степных и хлебных масси­вов, торфяные пожары и подземные пожары горючих ископаемых);

■ инфекционные заболевания людей (единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных ин­фекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невы-явленной этиологии);

■ поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотия, панфитотия, болезнь сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений).

Природные пожары включают в себя лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары. Наиболее распространены лесные пожары, которые происходят ежегодно, приносят колоссальные убытки и приводят к человеческим жертвам.

Лесные пожары — э то неконтролируемое горение растительности, сти­хийно распространяющееся по лесной территории. При сухой погоде и вет­ре лесные пожары охватывают значительные пространства.

При жаркой погоде, при отсутствии дождя в течение 15—20 дней лес становится пожароопасным. Статистика свидетельствует, что в 90—97% случаев причиной возникновения лесных пожаров является жизнедеятель­ность людей.

Эпидемия — широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной тер­ритории уровень заболеваемости. Обычная (минимальная) заболеваемость для данной местности — это чаще всего не имеющие между собой связи единичные случаи заболеваний.

Эпизоотии — массовые инфекционные болезни животных.

Эпифитотии — массовые болезни растений.

Массовое распространение инфекционных болезней среди людей, сель­скохозяйственных животных или растений представляет прямую угрозу бе­зопасности жизнедеятельности человека и может приводить к возникнове­нию чрезвычайных ситуаций.

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями (бактериями, вирусами, грибками). Харак­терными особенностями инфекционных болезней являются: заразность, т. е. способность передавать возбудителей от больного организма здорово­му; стадийность развития (заражение, инкубационный период, течение бо­лезни, выздоровление).

Источник

Явления природы (биологические, физические, химические)

Как известно, явления — это изменения, происходящие с телами природы. В природе на­блюдаются разнообразные явления. Светит Солн­це, образуется туман, дует ветер, бегут лошади, из семени прорастает растение — это лишь некоторые примеры. Повседневная жизнь каждого человека также наполнена явлениями, происходящими при участии рукотворных тел, например, едет автомо­биль, нагревается утюг, звучит музыка. Посмотри­те вокруг, и вы увидите и сможете привести приме­ры многих других явлений.

Учёные разделили их на группы. Различают био­логические, физические, химические явления.

Биологические явления. Все явления, которые происходят с телами живой природы, т.е. организ­мами, называются биологическими явлениями. К ним относятся прорастание семян, цветение, образование плодов, листопад, зимняя спячка животных, полёт птиц (рис. 29).

Физические явления. К признакам физических явлений относятся изменение формы, размеров, ме­ста расположения тел и их агрегатного состояния (рис. 30). Когда гончар изготовляет из глины ка­кое-либо изделие, изменяется форма. При добыче каменного угля изменяются размеры кусков горной породы. Во время движения велосипедиста изменя­ется размещение велосипедиста и велосипеда отно­сительно тел, расположенных вдоль дороги. Таяние снега, испарение и замерзание воды сопровождают­ся переходом вещества из одного агрегатного состо­яния в другое. Во время грозы гремит гром и появ­ляется молния. Это физические явления.

Согласитесь, что данные примеры физических явлений очень разные. Но какими бы разнообраз­ными не были физические явления, ни в одном из них не происходит образование новых веществ.

Физические явления — явления, во время кото­рых новые вещества не образуются, но изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состоя­ние тел и веществ.

Химические явления. Вам хорошо известны та­кие явления, как горение свечи, образование ржав­чины на железной цепи, скисание молока и др. (рис. 31). Это примеры химических явлений. Материал с сайта //iEssay.ru

Химические явления — это явления, во время которых из одних веществ образуются другие.

Химические явления имеют широкое примене­ние. С их помощью люди добывают металлы, соз­дают средства личной гигиены, материалы, лекар­ства, готовят разнообразные блюда.

Источник

Биологические явления что это

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В МОЁМ ДОМЕ

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Биология – это наука обо всем живом, будь то человек или малейший микроб, будь то дерево или птица, клетка или целостный организм. Это, несомненно, очень важно. Биология находит самое широкое применение в жизни. А где же? В моем доме!

Мир явлений чрезвычайно разнообразен. Изучая самые простые явления можно вывести общие законы. Я третий год изучаю биологию и чем больше узнаю, тем больше понимаю: многие закономерности можно получить из собственных наблюдений и опытов. Замечательным местом для наблюдения различных явлений и проведения экспериментов является наш дом. На мой взгляд, и поэкспериментировать, и понаблюдать, а потом, хорошо поразмыслив, найти тесную взаимосвязь увиденного и полученного с тем, что мы изучаем на уроках. Конечно, всё охватить просто невозможно. Но, всё-таки, на ряд вопросов я сумела найти ответы и, самое главное, попыталась объяснить. На некоторые вопросы нашла ответы в дополнительной литературе, в интернете, а на некоторые догадалась сама, так как кое-что усвоила с уроков биологии.

Цель моего исследования: рассмотреть и объяснить явления, происходящие вокруг нас ежедневно с точки зрения биологии.

Задачи:

1. Изучить литературу о биологических явлениях.

2. Провести исследование явлений.

Методы исследования:

Чтение книг по данной теме.

Наблюдения за биологическими явлениями.

Исследование биологических явлений.

Оборудование: фотоаппарат, блокнот для записей

В моем исследовании содержится материал о явлениях и процессах происходящих вокруг нас дома ежедневно.

Биологические явления в моём доме

1)Образование цветков у растений.

Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор и гамет, а также для проведения полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. При всём отличии растений друг от друга, все они нуждаются в свете, тепле, воде, воздухе и минеральных солях.

2). Увядание растений.

Увядание растений — означает потерю или ненормальную жёсткость не одеревенелых частей растения. Увядание растений наступает, когда количество испаряемой растениями воды более количества воды, поступающей в них из почвы. При увядании листья теряют свою упругость, становятся мягкими; верхние, молодые части стеблей опускаются вниз. Первыми начинают вянуть наиболее слабые органы растения. Между отдельными органами растения начинается борьба из-за воды, сильные органы отнимают воду у слабых, которые начинают вянуть. Поэтому в начале увядания растения наблюдается, что одни части его уже засохли, тогда как другие продолжают еще оставаться вполне свежими. Борьба отдельных частей растения из-за воды частей растения не только прекращается, но они вследствие потери воды становятся даже короче. Увядание и вызванная им борьба из-за воды между отдельными органами растения обусловливает также внешний вид самого растения. Например, у многих растений при нормальных условиях наблюдается замирание верхушечной почки и образование симподия. Листья таких растений развиваются очень быстро, так что почти под самою верхушечной почкой имеются уже выросшие листья. Увядание наступает не только тогда, когда почва более или менее высохла, но и при вполне достаточном количестве воды, если поглощающая деятельность корней чем-либо понижена, например, низкой температурой. Если сильно охладить почву, на которой культивируются растения с листьями, сильно испаряющими воду, то листья скоро завянут, хотя бы влажность воздуха и почвы, а также температура воздуха оставались вполне благоприятными для растений.

3). Рост и развитие животных.

4). Фотосинтез.

5). Смена бодрствования и сна у животных и человека.

Врач древнего времени Гиппократ, так охарактеризовал состояние сна и сновидений: “Когда тело спит, дух бодрствует и переносится в те места, куда бы могло идти само тело, и там он познает и видит те предметы, которые стало бы рассматривать тело, если бы оно не спало”.

Сон человека. Все люди видят сны, но не все их помнят. При сновидениях активизируется затылочная зрительная зона мозга, реже слухово-обонятельная зоны мозга и вкусовые анализаторы. Цветные сны – снятся художественным натурам. Черно-белые сны снятся мыслительным натурам. Если сны отражены в мягких тонах, то и характер психики человека уравновешен. Яркие, черные и красные оттенки говорят о преобладании возбуждения или торможения, т.е. психические процессы не уравновешены.

Своеобразным заболеванием, которое связано с расстройством сна, является лунатизм. Лунатик автоматически совершает сложные действия во время ночного сна. Он перекладывает попавшие под руку вещи, передвигает предметы, одевается, бродит и.т.п. Это расстройство сна обычно вызывается некоторыми нервно-психическими заболеваниями. При соблюдении режима, закаливании, гимнастике, а также с возрастом детское снохождение исчезает.

Без сна человек может прожить 10 суток (хотя есть люди с хронической бессонницей), а без пищи несколько недель.

В физиологии раздражимость – это свойство нервной, мышечной или другой ткани реагировать на раздражители. Способность реагирования на изменения в физической или биологической среде является свойством всего живого на Земле. Примерами может служить следующее: движение растений к свету, сужение и расширение зрачка в связи с изменением интенсивности света и так далее.

Раздражимость – это свойство всего живого, включая животный и растительный мир. Все живые организмы обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.

7). Изменение окраски листьев комнатных растений

Наши комнатные питомцы нуждаются в постоянном уходе и внимании. При их недостатке растения начинают страдать и подавать тревожные признаки. Одним из таких признаков выступает пожелтение листочков у ваших комнатных любимцев. Рассмотрим, почему желтеют листья на комнатных цветах и что делать в этом случае. При заболевании или неправильном уходе наши питомцы реагируют в первую очередь тем, что желтеют края или вся листовая пластина целиком. Рассмотрим основные причины возникновения таких явлений. Даже начинающий цветовод понимает, что пожелтение листвы – тревожный признак. Самыми распространенными причинами желтых пятен на комнатных цветочках являются ошибки в домашнем уходе.

Избыточный полив растения.

Для большинства цветов достаточным будет умеренный полив. Перед приобретением того или иного экземпляра в первую очередь нужно ознакомиться с условиями его содержания и правилами ухода.

Чрезмерное увлажнение приводит к заболачиванию почвы и загниванию корневой системы. В результате желтеют листья и побеги, растение может погибнуть, если своевременно не принять меры для лечения.

Часто причиной к пожелтению листьев комнатных представителей флоры становится пересушенный земляной ком. В этом случае растение не получает достаточного количества питательных веществ и влаги. Кончики листьев и ветви начинают сохнуть и опадать, корни отмирают.

Практически все комнатные цветочки, особенно тропические, не переносят сквозняков. Их нужно держать подальше от любых источников цветочного сквозняка – открытых окон, кондиционеров, вентиляторов и др.

Пожелтением побегов растеньице может реагировать на резкую смену температур. В период акклиматизации наши зеленые друзья обычно болеют. От недостаточного солнечного освещения желтеть начинают листья на той стороне, какой цветик повернут к тени. При воздействии прямых солнечных лучей, на листочках обычно возникают желтые пятна. При недостатке или избытке питательных веществ в почве листья у растений начинают желтеть вдоль центральной жилки, преимущественно на верхушке цветка. Нередко части растений желтеют под воздействием болезней или вредителей.

1) Грибковые заболевания. В результате заражения фитофторозом или антракнозом листовые пластинки могут пожелтеть.

2) Инфекционные заболевания. В этом случае появляются желтые пятна на листве.

3)Поражение вредителями. Среди таких насекомых трипсы, паутинный клещ, тля, белокрылка. Паутинный клещ высасывает соки из листочков и побегов, в результате чего они желтеют и впоследствии опадают.

При первых признаках поражения растения вредителями, изолируйте его, чтобы не заразить рядом стоящие цветы. В первую очередь, нужно удалить все пораженные листья и стебли растения. Их спасти уже не представляется возможным, зато остальные таким образом можно обезопасить.

Паутинный клещ не терпит влажной среды, поэтому нужно как можно чаще опрыскивать растеньице теплой водой или устраивать ему душ. Также эффективным способом можно назвать протирание листьев мыльным раствором. По окончании обработки листья тщательно смывают. После этого оберните горшок с цветком прозрачным пакетом и поставьте на солнечное место. Через два-три дня растение можно открыть. Если имеет место запущенный случай поражения цветка вредителями, никак не обойтись без применения инсектицидов.

8). Образование плесени на продуктах питания.

Откуда же берётся образующаяся на продуктах плесень? Широко известный факт, что в окружающем нас воздухе присутствуют бактерии и вирусы. Схожая ситуация обстоит и с плесенью. Её споры есть везде: в воздухе, на поверхности растений, в почве и даже в воде. Как человек, обладающий крепким иммунитетом, меньше подвергается воздействию вирусов, так и продукты, хранящиеся в правильных условиях, меньше подвержены образованию плесени.

Чем опасна плесень на продуктах?

Плесень есть практически везде, в том числе и в окружающем нас воздухе. Её круглые споры (конидии) могут попасть на любую поверхность, включая продукты питания. Их росту способствует тепло и повышенная влажность. В таких условиях еда быстро плесневеет: сначала споры распространяются незаметно, но спустя несколько дней появляются видимые признаки образования плесени. Это могут быть ворсистые зелёные пятна или, например, белый налёт.

Обратите внимание, что если вы срежете видимый участок плесени, то это не значит, что остальная его часть не заражена спорами. В большинстве случаев наличие небольшого заплесневелого участка свидетельствует о том, что весь продукт инфицирован. Лучше сразу его выбросить.

Регулярно мойте посуду, чистите холодильник и хлебницу; заплесневевшие продукты должны быть выброшены в мусорное ведро или компостную кучу.

9). Прорастание семян растений.

Прорастанием называют переход семени из состояния покоя далее к вегетативному росту зародыша, заканчивающийся формированием из него проростка.

Многообразие живых организмов и особенности их строения и жизнедеятельности изучает биология. Условия прорастания семян рассматривает ее отрасль, называемая ботаникой, в состав которой, входит раздел – физиология растений. Главные условия, необходимые для прорастания семян, – это оптимальная температура, влажность, свободный доступ воздуха, достаточное количество питательных веществ для развития зародыша, а также режим освещенности. Они и будут рассмотрены ниже. Семя формируется из семенного зачатка и у покрытосеменных растений образуется в результате двойного оплодотворения, открытого С. Навашиным в 1861 г. Его прорастание происходит в момент попадания в оптимальные условия внешней среды, называемые абиотическими факторами. Зародыш, содержащийся в семени и состоящий из корешка и стебелька с зародышевыми листочками, начинает расти, при этом семенная кожица лопается и первым появляется корешок семени. Он укрепляется в почве и начинает самостоятельно всасывать воду и растворы минеральных солей, необходимые для дальнейшего развития зародыша. Кроме этих веществ, для прорастания семени и его роста необходимы такие органические вещества, как крахмал, белки и жиры. Их зародыш получает либо из семядолей (у двудольных растений, например, гороха, огурцов, томатов, капусты), либо же непосредственно из эндосперма, находящегося в семени у однодольных растений (пшеницы, риса, ржи). Таким образом, благоприятные абиотические факторы и наличие питательных веществ – это условия, необходимые для прорастания семян.

Ли́нька — процесс смены покровов животных, имеющий разнообразный характер. У рептилий она сопровождается сменой эпидермиса (кожи), а у млекопитающих и птиц сменой кожного покрова (перья, мех, шерсть), у насекомых во время линьки могут заменяться целые части тела, такие, как крылья или экзоскелет.

У большинства млекопитающих во время линьки полностью или частично сменяется шерстяной покров, а кожа животного утолщается и становится рыхлее и происходит смена верхнего слоя эпидермиса.

Линька у птиц (домашние попугайчики) сопровождается обновлением перьевого покрова, когда кожный эпидермис отторгает старые перья и на их месте вырастают новые. Линька необходима птицам, чтобы заменять их сломанные и изношенные перья, у большинства видов линька происходит раз в год, однако в редких случаях она может происходить дважды. Сам процесс линьки у птицы длится медленно и поэтапно линьке поддергиваются отдельные части тела в разное время. Например, сначала она затрагивает голову и тело птицы, а затем, её крылья и хвост. Это объясняется необходимостью сохранять высокую температуру тела. Новое оперение, как правило, тонкое.

Во время линьки, животное испытывает стресс и как правило стремится найти для себя уединённое и безопасное место или начинает вести себя агрессивно, у животного ухудшается кровоток, что может сопровождается сердечной недостаточностью, теряют аппетит.

11). Смена дня и ночи.

Помимо вращения земли вокруг солнца (календарный год) земной шар вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси происходит за 24 часа, которые называют сутками. При этом находясь на поверхности Земли мы не ощущаем движения земного шара, а лишь можем наблюдать его, исходя из видимого перемещения солнца, звезд, относительно Земли.

Так как Земля состоит из континентов, находящихся по обе стороны земного шара, то время суток в каждой части Земли разное.

Что интересно, еще недавно считалось, что движение земного шара вокруг оси равномерно, однако, позже ученые высчитали неточности и оказалось, что неравномерность во вращении все же присутствует. Эти неравномерности связаны с небольшим колебанием земного шара при вращении, но эти изменения столь малы (менее 0.001 с), что в составлении календаря не учитываются.

12). Размножение организмов- воспроизведение себе подобных.

Размножение — присущее всем живым организмам, свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Разные способы размножения подразделяются на два основных типа: бесполое и половое. Для организмов, обладающих клеточным строением, в основе всех форм размножения лежит деление клетки. Бесполое размножение — тип размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток — гамет.

Вегетативное размножение — образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.

У высших растений происходит либо как распадение материнской особи на две и более дочерние особи (например, при отмирании ползучих побегов или корневищ, отделении корневых отпрысков), либо как отделение от материнской особи зачатков дочерних (например, клубни, луковицы, выводковые почки).

13). Брожение дрожжей.

Важными факторами, определяющими бродильную способность дрожжей, являются биосинтетическая активность клеток и способность адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды в процессе брожения. Биосинтетическая активность клеток зависит от питания дрожжей, их возраста, физико-химических условий внешней среды. Кислород воздуха необходим дрожжам для энергетического обмена и синтеза ненасыщенных жирных кислот и эргостерола. Бродильная активность дрожжей взаимосвязана со скоростью их размножения. Длительно используемые дрожжи, а также дрожжи, которые неправильно хранились, имеют низкую бродильную активность. Спирт образуется в процессе брожения, и влияние его на дрожжи определяется как этанольный стресс. Образующийся спирт угнетает как скорость размножения дрожжей, так и процесс брожения.

Заключение

В заключение своей работы, я хочу сказать, что знание законов и явлений ежедневно помогает нам в повседневной жизни. Часто мы не задумываемся о природе некоторых явлений или процессов, а на самом деле мир, который нас окружает намного интереснее.

Вывод: В мире, в котором мы живем, происходит много явлений, которые подчиняются законам природы. Установив законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. В основе исследования природы лежит умение наблюдать. Именно с наблюдения начинается изучение явлений, происходящих вокруг нас.

Литература

Ниссен Дорте. Комнатные растения. Практическая энциклопедия, Издательство: Мир книги, 2006 г.

Сергеев И. И. «История фотосинтеза». – М.: Наука, 1989.

Учебная книга цветовода / А.А. Чувикова и др. – М.: Изд-во Колос, 1980 – 224 с.

Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов, изд. ЭКСМО, Москва, 2009 г., стр. 510.

Энциклопедия «Я познаю мир. Экология» А.Е.Чижевский

Источник

Природные явления – биология

Биологические опасные природные явления – ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

■ природные пожары (лесные пожары, пожары степных и хлебных масси­вов, торфяные пожары и подземные пожары горючих ископаемых);

■ инфекционные заболевания людей (единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных ин­фекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невы-явленной этиологии);

■ поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотия, панфитотия, болезнь сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений).

Природные пожары включают в себя лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары. Наиболее распространены лесные пожары, которые происходят ежегодно, приносят колоссальные убытки и приводят к человеческим жертвам.

Лесные пожары — это неконтролируемое горение растительности, сти­хийно распространяющееся по лесной территории. При сухой погоде и вет­ре лесные пожары охватывают значительные пространства.

При жаркой погоде, при отсутствии дождя в течение 15—20 дней лес становится пожароопасным. Статистика свидетельствует, что в 90—97% случаев причиной возникновения лесных пожаров является жизнедеятель­ность людей.

Эпидемия — широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной тер­ритории уровень заболеваемости. Обычная (минимальная) заболеваемость для данной местности — это чаще всего не имеющие между собой связи единичные случаи заболеваний.

Эпизоотии — массовые инфекционные болезни животных.

Эпифитотии — массовые болезни растений.

Массовое распространение инфекционных болезней среди людей, сель­скохозяйственных животных или растений представляет прямую угрозу бе­зопасности жизнедеятельности человека и может приводить к возникнове­нию чрезвычайных ситуаций.

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями (бактериями, вирусами, грибками). Харак­терными особенностями инфекционных болезней являются: заразность, т. е. способность передавать возбудителей от больного организма здорово­му; стадийность развития (заражение, инкубационный период, течение бо­лезни, выздоровление).

Явления природы: весенние, летние, осенние, зимние. Окружающий мир 2 класс

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы – это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

Для каждого сезона, а их у нас 4 – это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весенние явления природы

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна.

Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники.

Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило – на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению – это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег 🙂

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза – это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение – весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля – в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Подробнее о весне, весенних явлениях природы и приметах о погоде >>

Летние явления природы

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда.

Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля.

Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это “Грибной дождь”. Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга – оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенние явления природы

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей – это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней.

Ливень. Это сильный, “проливной” дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней. Это значит, на улице легкий мороз – заморозки.

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки – осенние явления неживой природы.

Зимние явления природы

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад – это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав – это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление – облака – бывает в любое время года. Облака – это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе.

Подробнее о зиме и зимних явлениях природы >>

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона 🙂

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Урок природоведения. Химические и биологические явления (авторская линия Д.И.Трайтака)razrabotka_uroka

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

Проверка организации рабочих мест.

Учитель предлагает учащимся бегло повторить учебный материал параграфа в течение 3 минут.

А теперь закрываем учебники и внимание на слайд.

Учитель индивидуальную беседу по вопросам на слайде, один ученик отвечает другой оценивает его ответ:

Далее организуется фронтальная работа с учащимися по нахождению лишнего природного явления, среди изображенных на слайде. Следует обратить внимание учеников, что выбор должен быть обязательно аргументированным, по возможности нужно выслушать разные варианты аргументации и выбрать наиболее верный.

Изображены 3 тепловых явления, а движение собаки – это биологическое явление.

Изображены механические явления, связанные с движением тел, а свеча иллюстрирует тепловое явление.

Изображены световые явления, а испарение воды – это тепловое явление.

Изображены биологические явления, таяние снега – это тепловое явление.

После актуализации знаний о группах природных явлений, уместно задать вопрос сильным учащимся класса:

Далее организуется фронтальная работа с классом по исправлению ошибок на слайдах.

Исправить орфографические ошибки, и комментарии к разным группам явлений. Уместно сначала обсудить с детьми их варианты, а затем продемонстрировать правильный.

Разноименные заряды притягиваются, нужно изменить направление движения.

Направление движения отрицательных зарядов изменяется, а оно всегда должно быть направлено друг от друга. Положительные заряды верно, отталкиваются.

Затем снова организуется индивидуальный опрос по вопросам на слайдах:

В заключении учитель, вместе с учениками вспоминает правила пользования электроприборами.

Что такое явление природы

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

Как установил Ньютон, белый световой луч получается в результате взаимодействия лучей разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Каждый цвет характеризуется определенной длиной волны и частотой колебаний. На границе прозрачных сред скорость и длина световых волн изменяются, частота колебаний остается прежней.

Каждый цвет имеет свой собственный коэффициент преломления. Меньше всего от прежнего направления откланяется луч красного цвета, чуть больше оранжевый, затем желтый и т.д. Наибольший коэффициент преломления имеет фиолетовый луч.

Если на пути светового луча установить стеклянную призму, то он не только отклонится, но и распадется на несколько лучей разного цвета.

А теперь о радуге. В природе роль стеклянной призмы выполняют дождевые капли, с которыми сталкиваются солнечные лучи при прохождении через атмосферу. Поскольку плотность воды больше плотности воздуха, световой луч на границе двух сред преломляется и разлагается на составляющие.

Далее цветовые лучи движутся уже внутри капли до столкновения с ее противоположной стенкой, которая также является границей двух сред, и, к тому же, обладает зеркальными свойствами. Большая часть светового потока после вторичного преломления будет продолжать движение в воздушной среде за каплями дождя.

Некоторая же его часть отразится от задней стенки капли и выйдет в воздушную среду после вторичного преломления на передней ее поверхности.Процесс этот происходит сразу во множестве капель. Чтобы увидеть радугу, наблюдатель должен стоять спиной к Солнцу и лицом к стене дождя. Спектральные лучи выходят из дождевых капель под разными углами.

От каждой капли в глаз наблюдателя попадает только один луч. Лучи, выходящие из соседних капель сливаются, образуя цветную дугу. Таким образом, от самых верхних капель в глаз наблюдателя попадают лучи красного цвета, от тех, что ниже – оранжевого и т.д. Сильнее всего откланяются фиолетовые лучи. Фиолетовая полоска будет нижней.

Радугу в форме полукруга можно видеть, когда Солнце находится под углом не более чем 42° относительно горизонта. Чем выше поднимается Солнце, тем меньше размеры радуги.

Вообще-то, описанный процесс несколько сложнее. Световой луч внутри капли отражается многократно. При этом может наблюдаться не одна цветовая дуга, а две – радуга первого и второго порядка.

Внешняя дуга радуги первого порядка окрашена в красный цвет, внутренняя – в фиолетовый. У радуги второго порядка наоборот. Выглядит она обычно на много бледнее первой, поскольку при многократных отражениях интенсивность светового потока уменьшается.

Значительно реже в небе могут наблюдаться три, четыре и даже пять цветных дуг одновременно. Подобное наблюдали, например, жители Ленинграда в сентябре 1948 года. Это объясняется тем, что радуга может возникать также и в отраженных солнечных лучах. Такие многократные цветовые дуги могут наблюдаться над обширной водной поверхностью.

При этом отраженные лучи идут снизу вверх, и радуга может быть «перевернута вверх ногами».

Ширина и яркость цветовых полос зависят от размеров капель и от их количества. Капли диаметром порядка 1мм дают широкие и яркие фиолетовую и зеленую полосы. Чем мельче капли, тем слабее выделяется красная полоса. Капли диаметром порядка 0,1мм вообще не дают красной полосы.

Капельки водяного пара, образующие туман и облака, радугу не образуют.

Увидеть радугу можно не только днем. Ночная радуга – довольно редкое явление, возникающее после ночного дождя в стороне, противоположной Луне. Интенсивность цвета ночной радуги значительно слабее дневной.

Явления природы, их разнообразие. Физические явления – Школьный географический клуб «РАЙМАНТАУ»

Биологические явления что это. Смотреть фото Биологические явления что это. Смотреть картинку Биологические явления что это. Картинка про Биологические явления что это. Фото Биологические явления что это

Цель образовательная: сформировать в учащихся представление о природных явлениях, основных группах природных явлений, их разнообразии, значении.

развивающая: создавать в учащихся представления о значении явлений природы для жизни на Земле, формировать умения классифицировать явления и пользоваться соответствующими приборами природоисследования.

воспитательная: воспитывать стремление исследовать и объяснять явления природы.

Понятия и термины: явления, физические, биологические, химические.

Методы: словесные (беседа, рассказ), работа с учебником. Наглядные (демонстрация опытов, наглядности). Практические (групповая работа, выполнение заданий на карточках).

Оборудование: тела природы, их изображения, тетради, учебники, мультимедийное оборудование.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Литература: интернет ресурсы.

Структура урока: I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока.

IV. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

V. Общение и систематизация знаний учащихся.

VI. Подведение итогов урока, аргументация оценок.

VII. Сообщение домашнего задания.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

– Как делится природа?

– Какие методы изучения природы вы знаете?

– Из чего состоят тела?

– А из чего состоят вещества?

– Что такое диффузия?

– Какие бываю вещества?

А теперь, когда мы вспомнили с вами предыдущий материал выполним задание по тестам.

1. Укажите науку, изучающую взаимодействие и строение организмов.

А – география В – биология

Б – физика Г – химия

Какой прибор используют для изучения небесных тел?

А – телескоп В – рулетку

Б – компас Г – микроскоп

К эксперименту следует отнести:

А – изучение звездного неба в телескоп

Б – наблюдение птиц в полете

В – наблюдение за ростом растений в специально созданных условиях.

Г – определение длины пенала

Какой метод поможет школьникам определить длину листьев вербы?

А – наблюдение В – эксперимент

Б – измерение Г – моделирование

А – воздух В – золотое кольцо

Б – стул Г – углекислый газ

Кислород и кремний – это?

А – молекулы В – простое вещество

Б – смеси Г – химические элементы

Выберете смесь.
Вода относится к:

А – простым веществам

Б – сложным веществам

В – веществам, которые сохраняют форму

Г – (смесь железных опилок и сахара) к смесям

Укажите фамилию выдающегося ученого натуралиста?

А – Парацельс В – Вернадский

Б – Ломоносов Г – Дарвин

Какую смесь можно разделить фильтрованием?

А – смесь воды и сахара В – смесь воды и песка

Б – смесь песка и поваренной соли Г – смесь железных опилок и сахара

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока.

Как вам известно, явления – это изменения, происходящие с телами природы. В окружающем нас мире наблюдаются разнообразные явления. Это такие явления как:

– смена времени года

А так же никого не оставит равнодушным яркие краски листопада.

В повседневной жизни человека встречаются явления, происходящие при участии рукотворных тел, таких как движение поезда, полет птиц, таяние льда, сверкание грома и молнии. В далекой древности люди не могли дать объяснение, происходящим явлениям. Но постепенно накопившиеся знания о явлениях природы позволили создать науку, которая дала начало таким наукам как:

биология 3) астрономия

Исходя из этого, ученые разделили все явления природы на 3 группы.

IV. Восприятие нового материала.

Построение структурно-логической схемы.

биологические физические химические

Прежде чем перейти к характеристикам явлений давайте послушаем стихотворение о явлениях природы и в конце изучения темы, вы попробуете определить, о каких явлениях природы в нем идет речь.

I группа. Биологические явления.

Это все явления, которые происходят с телами живой природы, т.е. организмами называются биологическими явлениями. Это такие явления как прорастание семян, цветение садов, появление подснежников, а также явление листопада.

II группа. Физические явления.

К признакам физических явлений относится:

Физические явления делятся на группы:

Физические явления мы можем определить при помощи различных органов чувств (демонстрация опытов).

III группа. Химические явления.

Химические явления отличаются от физических тем, что до начала химического явления это были одни вещества, а поле него они превращаются в другие. Химические явления характеризуются определенными признаками:

– появление света и тепла (демонстрация опыта.

– появление запаха. Горение свечи)

Примерами химических явлений являются:

горение свечи 3) скисание молока

2) ржавление метала 4) гниение (выделение тепла)

Эти явления широко используются в жизни людей. Это получение металлов, изготовление лекарств и др.

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Рассмотрев тему явления природы заполните таблицу примерами явлений из данного перечня:

1) горит свет; 7) гремит гром;

2) прорастают семена; 8) растет подснежник;

3) мчится поезд; 9) гниют листья;

4) цветут сады; 10) тает лед;

5) скисает молоко; 11) листопад;

6) катится мяч; 12) образование ржавчины.

А теперь давайте обратимся к народному творчеству. Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых говорится о явлениях природы:

1. Вода и камень точит.

2. Кочерга огня не боится.

3. Жёлудь мал бывает, а из него большой дуб вырастает.

Решим задачу №5 в учебнике стр. 57.

Школьники к празднику надували шары воздушные. Одна группа ребят уверяла, что это химическое явление, другая – что физическое. Какая группа школьников была права. Аргументируйте свой ответ.

Задание. Установить соответствие между явлениями природы.

I. 1. Химическое А – катится мяч

2. Физические Б – ржавеет гвоздь

3. Биологическое В – впадают в спячку животные

II.1. Кислород А – сохраняет форму

2. Железо Б – не сохраняет

В – заполняет весь представленный ему объем

Г – притягивается магнитом

III. Указать лишнюю для молока и воздуха характеристику.

А – сохраняют форму;

Б – имеют одинаковый цвет;

В – имеют разный цвет;

VI. Подведение итогов урока, аргументация оценок.

В природе биологические, физические и химические явления тесно связаны между собой. Без химических явлений не происходят биологические. Ведь из веществ, которыми питаются растения и животные в их телах образуются новые вещества, присущие их организму.

VII. Комментирование оценок.

VIII. Д/з. x12. Составление кроссворда по теме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *